Доска на доме раскольникова

Обновлено: 25.04.2024

На доме №5 по Столярному переулку и № 19 по Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы установлен барельеф с изображением сочинителя Достоевского и надписью:

" ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА
Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества".

Справа от нее сохранилась старая табличка на немецком языке – "Gedanke des hohen Wasser Am 7 November 1824", а слева, на русском – "Вышина воды 7 ноября 1824". Таблички эти вовсе незачем было бы упоминать, если бы они не служили косвенным доказательством того, что здание это уже стояло здесь задолго до написания Достоевским романа "Преступление и наказание". Дом этот и особенно лестницу, на которой после капитального ремонта (предположительно в 60-80 гг. XX в.) нынче располагаются квартиры с 40 по 51-ю, часто посещают школьники, нередко и с учителями литературы. Если следовать тексту романа, то комната Раскольникова должна была располагаться на месте современной квартира №49, находящейся на пятом этаже и выходящей окнами во двор.
Стены последнего этажа и чердака исписаны и разрисованы школярами так, что просвета нет. Вот несколько типичных надписей:
" – Родя мы с тобой (знаки препинания отсутствуют - А.К.)
– Родя, мы тебя помним!
– Родя с тобой 10"э" 501 супершкола! ( Без знаков препинания - А.К.).
– Раскольников выходи!
– Я люблю Ф.М.
– Мочи старух! Деньгами надо делиться! Крыса. 23.09.2000.
– Лит-ра г..но.
– Родя - баран.
– Раскольников, REAL MAN – маньяк Чикотило.
– Защитим старушек. Собес.
– От топора, направленного арифметикой никакой собес не спасет.
– Здесь была 93 школа.
– Все бабки суки, твари и падлы."

Еще можно прочесть, что эту лестницу посетили 10"а" и 10"б" классы 197-й и 579-й школ а также 10"а" класс 220-й школы. Ребята успевали сделать эти надписи, по-видимому, когда учитель, продолжая свой взволнованный монолог уже спускался вниз.
Объективности ради надо сказать, что встречаются на этих стенах и серьезные мысли, вроде: "Родя! Все же ты убил зря", "Преступление и наказание" – произведение мирового значения", и даже рифмованные строки, типа:
"…среди седых могильных плит
Твоя душа себя узрит
Никто не в…нет ; сумрак ложа
Твой сокровенный час тревожа.
Молчи наедине с собой
Один ты будешь здесь едва ли
Ведь духи мертвых, что толпой
Тебя при жизни окружали
И в смерти вновь тебя найдут.
Их воля явственнее тут
Погасит мрак сиянье ночи
И звезды, затворяя очи
Не обронят с престольных круч
С надеждой нашей схожий луч…"
( Родя, я люблю тебя. К.)
Или:
"Пусть твое сердце,
Такое горячее и ищущее правды
Найдет покой на небесах
Пусть Бог простит тебя,
А мы всегда будем
В смятении и в поиске
Ответа на твой вопрос…
Спасибо тебе…"
Болт. 18.05."2000.

Иные посетители задумываются о постоянных обитателях лестницы:
" – А каково всем живущим здесь?
– Херово им.
– А вообще все зациклены. Ведь дело не в старухах, а в сверхчеловеке (Ницше), коим считал себя ваш фамильярный Родик.
– Рудик
– Редик
– Ры-ы-ы-дик
– Рдик
– Рдк
– Р р р р р".
Встречаются и философские размышления:
"Хорошо любить, когда знаешь правду любви и трудно ненавидеть, когда знаешь правду ненависти и только тогда, когда находишь правду, которая тише любви и глубже ненависти - только тогда находишь… топор!" Илья.
"Человек – это канат между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной" (Ницше).

Вот далеко не полный перечень того, что написано на этих многострадальных стенах.
Но, является ли на самом деле указанное здание домом Раскольникова и существовал ли этот дом вообще, и если существовал, то где он располагался?
У Достоевского все детали, имена, дома имеют привязку к его жизни. Например, мы можем точно сказать, что двор в котором Раскольников прятал украденные вещи точно существовал. А.Г.Достоевская в примечаниях к произведениям мужа пишет:
"Федор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мною, завел меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи. Двор этот находился на Вознесенском проспекте, второй от Максимильяновского переулка; на его месте построен громадный дом, где теперь редакция немецкой газеты. На мой вопрос: " зачем же ты забрел на этот пустой двор?" Федр Михайлович ответил: "А затем, зачем заходят в укромные места прохожие".( Л.Т. Гроссман. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. - М. 1923 Пг., с.56). Без сомнения он забрел на этот двор во время написания романа и что это место произвело на него сильное впечатление. Значит, и дом Раскольникова существовал, но не обязательно в Столярном переулке.
В тексте романа есть указание на то, что Раскольников жил недалеко от Сенной площади, в С-м переулке, недалеко от К-на моста (расшифровать эти сокращения просто, т.к. на этот счет тоже есть примечание А.Г.Достоевской - Столярный переулок у Кокушкина моста) в большом пятиэтажном доме (включая подвальный), под самой крышей, в маленькой комннатке, похожей больше на шкаф. Скорее всего это был мансардный этаж, потому, что маленькие комнаты в мансардах действительно похожи на шкаф. Тринадцатью ступеньками ниже (тринадцать ступеней - такое уточнение есть в тексте). Многие авторы отмечают склонность Достоевского все исчислять и мерить, но никто не пытался понять, чем объясняется эта привычка и почему она появилась.
В четвертом этаже, жила квартирная хозяйка Раскольникова. Двери хозяйской кухни, почти всегда открытые, выходили на ту же черную лестницу, что и двери в каморку Раскольникова. Окна его комнаты выходили во двор-колодец. Лестница также выходила во двор и в улицу попасть можно было только пройдя в ворота под аркой. Под аркой (в воротах, как сказано у Достоевского) располагалась дворницкая, в которой Раскольников взял топор. Но куда выходили ворота, в Столярный переулок или в улицу? В нынешнем "доме Раскольникова" ворота выходят на Гражданскую (Среднюю Мещанскую) улицу. Посмотрим, не противоречит ли такое расположение ворот тексту романа. В гл (?) Раскольников, Соня Мармеладова и Разумихин, спустились по лестнице.
" На улице стали в воротах…
– Вам направо, Софья Семеновна?… "
Соня действительно повернула из ворот направо. Она торопится скрыться с глаз молодых люде, чтобы наедине понять возникшее у нее новое чувство:
"Она ужасно рада была, что, наконец, ушла; пошла потупясь, торопясь, чтобы поскорей как-нибудь уйти у них из виду, чтобы пройти как-нибудь поскорей эти двадцать шагов (автор снова указывает конкретное число шагов – А.К) до поворота направо в улицу и остаться, наконец, одной, и там, идя, спеша, ни на кого не глядя, нечего не замечая, думать, вспоминать, соображать каждое сказанное слово, каждое обстоятельство…" (с. 265)
Из этого отрывка следует, что она должна была пройти двадцать шагов и повернуть в улицу. Но Среднюю Мещанскую до самого Вознесенского проспекта (около 100 метров) кроме Столярного, не пересекает никакая другая улица, и, чтобы попасть в Столярный нужно повернуть влево. Это было бы возможно, если бы в доме были бы еще одни ворота, выходящие в Столярный, но каких-либо следов этих ворот на фасаде здания не видно. Даже если бы они были заложены в результате ремонта или перепланировки, то их следы, из-за различной осадки, различных термических характеристик материала с годами всегда проявляются. Да и полуподвал, стены которого образуют фундамент дома, нигде не прерывается. Вот след от примыкавшего когда-то к нему одноэтажного дома № 3 даже после капитального ремонта остались на глухой с черными узкими окнами стене. Нынче между домами № 5 и №3, имеется промежуток а дом № 1 вообще отсутствует. Скорее всего между домом № 5 и Большой Мещанской (ныне Казанской) улицей стояли два дома, один из которых (примыкавших к д. № 5 ) - одноэтажный. Эти дома снесли и на их мести построили в 50-60 годах XX века школу. На этой школе сохранилась еще табличка "пер. Пржевальского 5;3" (при советской власти Столярный переулок носил имя Пржевальского т.к. в доме №6 с 1881 по 1887 гг. жил знаменитый путешественник)
Но, может быть, молодые люди стояли с у ворот другого дома, прежде чем разойтись? Нет. То, что они стояли у ворот именно дома Раскольникова ясно из следующего места в романе: "В ту минуту, когда все трое, Разумихин, Раскольников и она (Соня – А.К.), остановились на два слова на тротуаре, этот прохожий (Свидригайлов – А.К.), обходя их… внимательно оглядел всех троих… потом посмотрел на дом и заметил его". (с. 266)
Зачем Свидригайлову было запоминать номер дома? Конечно же для того, чтобы посетить Раскольникова (и по ходу действия романа он его посещает). А какой смысл запоминать дом, где тот не живет? Никакого смысла в этом нет. Значит они стояли в воротах дома, где жил Раскольников и ворота должны были выходить в Столярный. Это подтверждается анализом следующего отрывка.
"Дойдя до поворота, он ( Свидригайлов - А.К.) перешел на противоположную сторону улицы, обернулся и увидел, что Соня уже идет вслед за ним, по той же дороге, и ничего не замечая. Дойдя до поворота, как раз и она повернула в эту же улицу. Он пошел вслед, не спуская с нее глаз с противоположного тротуара; пройдя шагов пятьдесят, перешел опять на ту сторону, по которой шла Соня, догнал ее и пошел за ней, оставаясь в пяти шагах расстояния… Когда Соня вышла на канаву, они очутились вдвоем на тротуаре. Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота… Войдя во двор, она взяла вправо, в угол, где была лестница в ее квартиру… Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: "Капернаумов".
Итак, Соня повернула в улицу (не переходя ее), пересекающую Столярный переулок, и упирающуюся "в канаву", т.е. Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Столярный персекает три улицы – Большая Мещанская (Казанская), Средняя Мещанская (Гражданская) и Малая Мещанская (Казначейская). Из них только Малая Мещанская улица выходит на канал, остальные - на Вознесенский проспект. Стало быть дом Раскольникова находился между Средней и Малой Мещанскими улицами.
В этом промежутке сейчас стоит три дома: № 7 и № 9 по Столярному и № 9 по Казначейской. Последний дом имеет ту особенность, что, выходя одним из фасадов на Столярный, не имеет в нем своего номера. Почему же этот дом без номера? Возможно в 60-х годах XIX века его вообще не было и на его месте был какой-нибудь дворик? Если это так, то от ворот дома № 9 до угла как раз получается двадцать девических шагов. Кстати, под воротами этого дома сохранилось помещение бывшей дворницкой. Сюда водят экскурсии из музея Достоевского. Пятый этаж дома - мансардный, лестницы справа и слева во дворе узкие, хорошо сохранившиеся. Считаю ступеньки на лестницах: справа - 17, слева - 23. Опять не сходится.
А напротив, в доме № 14 по Столярному (№7 по Малой Мещанской) проживал, во время работы над романом, сам Достоевский. В окна второго этажа должна была быть видна колокольня церкви Вознесения. Церковь снесена в 1936 году и это место застроено. Но Угловое треугольное здание между “канавой”, Столярным пер. и Казначейской улицей имеет нумерацию соответственно 71/11/ 6. Здание в стиле модерн, построено явно позже 1867 года, и на его месте во времена Достоевского располагалось другое (или другие) постройки. Дома 9, 11 и 13 по Казначейской улице так же построены позднее ( дом №11 - архитектура стиля модерн). Если это действительно так, то Достоевский из окон своей квартиры мог видеть если не саму церковь, то колокольню церкви Вознесения точно. Она производила на писателя такое сильное впечатление, что он даже сделал ее действующим лицом романа (эта колокольня является Раскольникову в бреду).
Исследователями жизни и творчества Достоевского давно замечено, что он любил селиться в угловых домах напротив церквей. Первая после выхода из Инженерного училища квартира располагалась на Караванной ул. Вблизи манежа.Дом неизвестен. Квартира состояла из двух комнат В начале своей литературной деятельности он жил у Владимирской церкви, в Графском переулке, в доме Прянишникова (с сентября 1844). В феврале 1846 г. он живет в квартире купца Кучина, на углу Кузнечного и Гребецкой (Ямской). В сентябре же 1846 он уже живет у Казанского собора на углу Казанской улицы 25 и соборной площади в доме Кохендорфера, а в ноябре перебирается на 1-ю линию Васильевского острова 26 ( на углу с Большим проспектом) напротив лютеранской церкви Св. Екатерины в дом Солошича. Отсюда он переезжает в дом Шиля, напротив Исаакиевского собора.
В сцене возвращения на место убийства Раскольников говорит дворнику, что живет в доме Шиля, в квартире 14. Но настоящий дом Шиля располагался по адресу: Вознесенский проспект 8/23 (на углу с Малой Морской улицей). В этом доме, в квартире Бреммера с весны 1847 года до своего ареста 23 апреля 1849 года жил сам Достоевский. Может быть это и есть прототип (если это слово применимо по отношению к дому) "дома Раскольникова"? Возможно проживание в этом доме врезалось в память Достоевского из-за плохих условий существования? Проверить нашу догадку (сосчитать ступеньки, вдруг их окажется именно 13) не представляется возможным. От дома остались только наружные стены, внутри располагается ресторан “Белые ночи”.
Может быть дом Шиля ассоциировался у Достоевского с его литературным успехом? После возвращения из-за границы 8 июля 1871 г., Достоевский первую зиму провел в Серпуховской улице Семеновского полка, в доме Архангельской (№15) Дом не сохранился. В 1872 г. переехал во 2-ю роту Измайловского полка (дом не сохранился), в дом Мебса. Зиму 1873-1874 гг. жил на Лиговке, №27, в доме Сливчанского. Три года, с сентября 1875 по май 1878 г., жил в доме Струбинского, против Греческой церкви( Греческий пр. д6. Не сохранился) , и три последние года, 1878 - 1881, в Кузнечном переулке, дом № 5. Кроме того известен и такой адрес: Екатерингофский пр. д.№3.
Обращает на себя внимание эта его старсть к перемене мест жительства. Он и всю свою жизнь постоянно кочевал по своей и чужой воле.

«День Достоевского» в Санкт-Петербурге, 30 июня 2014 года./Фото: 5uglov.ru


Причина, по которой Достоевский расквартировал Раскольникова по адресу Столярный переулок д.5, до примитивности проста — Федор Михайлович жил по соседству, отчего прекрасно знал район, а с натуры всегда писать было легче. В своем уголке на той же улице, но в доме 14/7, он писал после ссылки, а неподалеку от дома был офис издательства, где он и его брат печатали свои творения.

«Дом Раскольникова» на Гражданской 19./Фото: litres.ru

По соседству жил не только главный герой-студент, но и его Сонечка, и старуха-процентщица. Тот, кто лично читал произведение, глядя на дом по указанному адресу, невольно задастся вопросом: «А где, собственно, пятый этаж, о котором шла речь в книге?».

Георгий Тараторкин - лучший из Радионов./Фото: litavrora.ru

Виной тому программа реновации 70-х годов ХХ века. Тогда в доме разрушили полуподвал, что превратило строение в обрезанную версию себя. Но печалиться не стоит — неисправимые поклонники романа и просто неравнодушные люди провели собственное расследование и утверждают, что та самая «пыльная, с жалким видом и длинною шагов в шесть» комната-мансарда существует и по сей день!

В конце ХХ века на здание успели вывесить памятную гранитную доску, дав вымышленному персонажу вполне реальную жизнь. На доске надпись: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Памятный знак на «Доме Раскольникова»./Фото: litres.ru

Интересно, но именно Достоевский оказался в числе первых, кто осмелился поломать стереотипы о культурной столице в головах читателей. Вместо нарядных храмов, памятников, музеев, фонтанов и общего образа парадного города, Федор Михайлович создает абсолютно другой город, такой жестокий и холодный.

«День Достоевского» в Санкт-Петербурге./Фото: 5uglov.ru

В Санкт-Петербурге Достоевского царит мир обреченности и тупика, на месте красивых улиц появляются трущобы, а культурное население подменяется голодными студентами-лохмотниками.

Многие, кто побывал в Питере, задаются вопросом, как в северной столице появились дворы-колодцы . Несколько версий - в нашем обзоре .

Пристенная композиция «Дом Раскольникова». Горельеф. Открыта 7 июля 1999 г. Установлена на «доме Раскольникова» (угол Столярного пер. и Гражданской ул. — Гражданская ул., 19). Скульптор Евгений Никитич Ротанов, архитектор Владимир Иванович Новосадюк. Бронза, гранит. Высота горельефа 165 см. На гранитной плите, прикрепленной к стене дома под горельефом, выбит текст, сочиненный Д.С.Лихачевым и Д.А.Граниным: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили ДОСТОЕВСКОМУ основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Пристенная композиция «Дом Раскольникова» в Петербурге на Гражданской улице

См. распоряжение губернатора № 513-р от 28.05.1999 «Об установке мемориальной пристенной композиции, посвященной Ф.М.Достоевскому». Первым именно на этот дом (Гражданская ул., 19) как на жилище Родиона Раскольникова указал Н.П. Анциферов (Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. Пб., 1923. С. 95). Этот же адрес указывали и все последующие авторы (см., например: Гранин Д.А. Дом на углу: Литературная биография города // Литературная газета. 1969. 1 янв.; Саруханян Е.П. Достоевский в Петербурге. Л., 1970. С. 173 — 174; Раков Ю. По следам литературных героев. М., 1974. С. 107 — 112; Белов СВ. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. С. 43).

Об открытии композиции см.: Бондаренко И. Цветы для Родиона Раскольникова // Смена. 1999. 8 июля; Давыдова Е. «Под самою кровлей высокого пятиэтажного дома….» // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 8 июля; Долгошова А. На углу желтого дома // Вечерний Петербург. 1999. 8 июля; Симоненко А. Раскольников и Достоевский — близнецы братья? // Невское время. 1999. 8 июля.

В решении образа Достоевского отчетливо видна визуальная цитата из памятника Достоевскому работы Л.М.Холиной: бронза опять закодирована под камень, Достоевский как бы вырастает из пространства, являя собой единое целое с ним. Лестница, круто уходящая вверх, которая на горельефе расположена рядом с фигурой писателя, отсылает, во-первых, к знаменитым «тринадцати ступеням» («Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело — украсть из кухни топор» — Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. Л., 1973. Т. 6. С. 57); во-вторых, к не менее знаменитым рассуждениям М.М.Бахтина о символике пространства у Достоевского: «Верх, низ, лестни — ца, порог , прихожая , площадк а получают значение „точки», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают запретную черту, обновляются или гибнут» (Бахтин ММ. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М., 1972. С. 291).

Готическая форма контура (арки), овеществленная в горельефе, связана с большим количеством «готических рисунков» в рукописях Достоевского (см. о них: Лихачев Д.С. «Готические окна» Достоевского // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 239 — 240; Баршт К. Готический иероглиф Достоевского // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 59 — 84). Время открытия композиции также не случайно: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту» (Достоевский Ф.М. Указ. изд. С. 5). Фотографию «дома Раскольникова» 1969 г., когда композиции из горельефа и гранитной доски еще не существовало и на этом месте была дверь, см.: Саруханян Е.П. Указ. соч. С. 175.

Пристенная композиция «Дом Раскольникова» в Петербурге на Гражданской улице

На персональной выставке Ротанова в Музее городской скульптуры «Стихия ветра и времени» (11 — 30 октября 2005 г.) был представлен эскиз «Достоевский» (1998, тонированный гипс). Эта работа возникла в ходе создания пристенной композиции как параллельная ей — планировалась еще небольшая фигура из гранита, установленная на наб. канала Грибоедова около Кокушкина моста.


Всемирно известный роман "Преступление и наказание" начинается с визуализации момента выхода из своего дома главного героя, который направляется к старушке-процентщице. Эти строки становятся первыми кирпичиками фундамента всего романа, на протяжении которого Раскольников одиннадцать раз выходит из дома, а возвращается в него десять. Ведь каждый читатель знает, что в последний раз он покидает этот дом навсегда.

Причина поселения Раскольникова Достоевским в этот дом и эту квартиру довольно банальная, он сам жил в доме по соседству и очень хорошо знал описываемый район, ведь рисовать с натуры всегда удобнее, какая бы она не была. В доме по адресу Столярный переулок 14/7 он творил после ссылки, рядом же находилась редакция журнала "Время", где вместе со своим братом они публиковали свои рассказы.


2.

Дом где жил Достоевский

Вот для собственного комфорта и удобства в шаговой доступности от его дома расквартировался не только бывший студент, но и Сонечка Мармеладова со старухой-процентщицей. Все дороги между домами им были изучены, обхожены и облюбованы, причем в любую погоду как в рекламе Тафт.


3.

Где пятый этаж? Самый логичный вопрос, который может задать читатель знакомый с произведением не понаслышке, а держащий его как библию под подушкой. Отвечаю, положа руку на это самое произведение, во всем виновата реновация домов, из-за которой в 1970 году был разрушен полуподвал, и дом в мгновение ока превратился в обрезанную рукой неопытного раввина версию.


4.

Что стало с помещением Родиона? Не стоит унывать! Местные жители и фанаты романа клятвенно божатся, что провели полноценные исследования и комнатка-мансарда сохранилась по сей день: Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

В последний год XX века на дом успели нацепить памятную табличку, присвоив выдуманному герою вполне осязаемое настоящее, написав для потомков навечно эти слова: "Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества"


6.

К слову именно роман Достоевского впервые ломает привычные представления царского города в умах читателей, и на месте парадного города с дворцами и площадями, с нарядными соборами и музеями, с памятниками и фонтанами, Федор Михайлович рисует нам другой город - холодный и жестокий. Трущобы, в которых нищие ремесленники и голодные студенты-лохмотники создают полную атмосферу тупика и безысходности.

[ Где это? ]
Адрес: Столярный переулок, 5
Время работы: Круглосуточно



Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

фото

Фасад по Гражданской ул.
Фото - С. Васильев. 2008.

фото

Вид дома и нечётной стороны
Гражданской ул. к Вознесенскому пр.
Фото - Galina Vabishchevich, 2008.

Композиция - "Дом Раскольникова".

Горельеф, выполненный в граните и бронзе, установлен в 1999 г.

Скульптор Е. Н. Ротанов, арх. В. И. Новосадюк.

На плите выбит текст, сочиненный Д. С. Лихачевым и Д. А. Граниным: "Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили ДОСТОЕВСКОМУ основой его страстной проповеди добра для всего человечества".

фото

Мемориальная доска.
Фото - Mary, 2008.

фото

фото

Доска на русском языке
Фото - GREENBIO, 05.2012..

фото

Мемориальная доска - "Gedenke des hohen Wassers Am 7 November 1824".

Под текстом высечена черта, показывающая высоту подъема воды.

Вторая мемориальная доска - с другой стороны от угла, она на русском языке: "Вышина воды 7 : Ноября 1824".

1928: Лапидусзон И. П. Мастерская по производству чернил

Чернила, штемпельная краска, гумми-арабик, чернила для белья и глазурь для обуви.

Фирма существует с 1873 г. - Гражданская, 19 (124. С. 163, 402)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (69)

фото

фото

фото


Хотелось бы напомнить об иллюстрациях М.В. Добужинского к книге Н.П. Анциферова "Петербург Достоевского", вышедшей в 1923 году, эта же дата стоит на рисунках.

Это рисунок брандмауэра, на котором оставались, и сейчас еще видны, следы дома 3 по Столярному переулку.


Ворота дома 5-19, со стороны двора.


Крыльцо черной лестницы в углу двора.



Нет никаких сведений о том, насколько свободен был Добужинский в своем выборе - сам ли выбрал крыльцо и лестницу, или это было подсказано Анциферовым, но последнее кажется довольно естественным.

Кроме того, к 1960-м годам в городе еще жива была устная традиция, еще живы были ученицы Анциферова, которых он водил по всем этим углам. Не уверена, что я правильно помню, кто именн подсказал мне этот адрес, но, появившись в этом дворе впервые, я точно знала, куда нужно идти.

Ну, это ладно, но вот что пишет Достоевский про лестницу, на которую выходила каморка Раскольникова: ". каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу". Лестница, о которой Вы пишете, парадная. Глядя на планы,мы видим на всех этажах, кроме 1-го, между этой парадной лестницей и черной, расположенной в углу, 4-комнатные квартиры с выходами на обе лестницы и с кухней, выходящей на черную угловую. У других квартир, выходящих на ту же парадную лестницу, кухни расположены на другом конце, тоже с выходом на черную лестницу. То есть на обсуждаемую парадную лестницу кухни не могли выходить, и, получается, что она не соответствует описанной в романе.


Я еще раз посмотрел описания "дома Раскольникова" в литературе и понял, что допустил одну ошибку. Но эта ошибка - НЕ В ВЫБОРЕ ЛЕСТНИЦЫ.

Начну не с Анциферова, а с книги: Евгения Саруханян. Достоевский в Петербурге. Л., 1970. Именно из этой книги я в свое время узнал адрес "дома Раскольникова" (о его существовании знал и раньше, но не знал адреса); о книге Анциферова я тогда понятия не имел и был уверен, что Достоевский действительно описал конкретный дом. У Саруханян, на с. 174 совершенно однозначно сказано:

"В "доме Раскольникова" со двора можно и теперь найти лестницу, где в последний этаж действительно ведут "тринадцать ступеней", упоминаемых в романе "Преступление и наказание".

Я впервые пришел сюда летом 1970 г. - сразу после того как прочитал об этом доме. Я не помню всех подробностей этих давних событий, но, зная себя, могу точно сказать, что посмотрел все лестницы (тогда еще никто не запирал ни лестницы, ни дворы, и можно было беспрепятственно заходить куда угодно).

И единственной лестницей, где на самый верх, к одной-единственной двери вели 13 ступенек, была именно та лестница, о которой я написал вчера. К тому же ниже на лестничной площадке была дверь, которую (не вникая в подробности) можно было счесть дверью на кухню.

(При одном из моих посещений этой лестницы я увидел, что кто-то шибко грамотный (и быдловатый) написал на двери, к которой вели 13 ступенек: "Здесь жил Р. Р. Раскольников" )

А вот что писал Анциферов об этом доме (Н.П.Анциферов. Петербург Достоевского. Часть II. Топография «Преступления и наказания». Глава II. Окрестности Сенной):

"Единственным его [дома] украшением служат редкие скучные наличники в третьем этаже. Балкон второго этажа превращен в фонарь в позднейшее время, но и от него уже веет чем-то очень старым. Если подходить к нему со стороны Казначейской ул. [описка, должно быть: Казанской ул.], бросится в глаза глухая стена с редкими окнами, такая унылая, и на ней след от уничтоженного деревянного домишки - сочетание столь характерное для Петербурга Достоевского. Двор - колодец, тесный и давящий. У одной из "черных лест­ниц" подобие стеклянной галереи; внизу под аркой - дворницкая. Ворота дома, крыльцо, лестница - все это обладает той особенной одухотворенностью, которую так чутко подмечал Достоевский. Он умел, благодаря этому, сообщить в своих описаниях "мертвой природе" черты живой индивидуальности. Когда находишься посреди это­го колодца и смотришь на низенькие окна 5-го этажа, живо вспоминается трагическая фигура Раскольникова, стремившегося вырваться отсюда в новую жизнь."

Обстоятельство, на которое я раньше не обращал внимания: Анциферов описывает дом, но не называет никакой конкретной лестницы. Значит, эти "13 ступеней" нашли уже его не в меру ретивые последователи (а вслед за ними и я).

Моя ошибка - в том, что я приписал Анциферову обнаружение именно этой лестницы. Слава Богу, оказывается, здесь он ни при чем. Он только лишь указал дом, который мог бы быть "домом Раскольникова", и не претендовал на большее.

На каторге-то хоть счастье обрёл.


А это вопрос к автору формулировки. Не к выдуманному же перснажу.

Выдуманного персонажа изучают в школе, чему-то он должан учить. Вот чему именно, до сих пор непонятно.

Читайте также: