Доска на доме где жил

Обновлено: 27.03.2024

В Петербурге выставили на продажу квартиру, в которой когда-то жил знаменитый писатель Сергей Довлатов. Выставили, кстати, довольно давно, однако её стоимость за последний месяц выросла в пять раз. За пятикомнатную коммуналку на главной барной улице города сегодня хотят каких-то 200 миллионов рублей. Вот что значит имя, жилье в этом же доме с теми же параметрами стоит в разы меньше. А судя по фотографиям, опубликованным на сайте продажи недвижимости, последний раз ремонт в квартире проводили ещё во времена Сергея Донатовича.

Если набрать в поисковике «квартира Довлатова на улице Рубинштейна», то «Яндекс» почему-то вводит людей заблуждение, сообщая, что в доме 23 находится музей писателя. В реальности же квартира не мемориальная, а жилая. Как говорят, одна из тех, кто в ней проживает, пускает по договорной цене поклонников творчества Сергея Довлатова посмотреть на место, где он когда-то жил.

Впервые объявление о продаже квартиры появилось на сайте Циан еще в середине декабря прошлого года. Тогда стоимость пятикомнатного жилья в центре Петербурга составляла 42 миллиона рублей, что тоже было несколько выше среднего ценника для этого места.

К началу февраля 2021 года цену снизили до 38,5 миллиона рублей. А 16 марта, видимо, под влиянием магнитных бурь и ретроградного Меркурия, стоимость довлатовской квартиры поднялась до 200 миллионов. Правда, после того, как на объявление обратили внимание питерские журналисты, оно очень быстро исчезло с сайта. Но скриншоты остались.

Итак, что же предлагают потенциальным покупателям за 200 миллионов рублей? Площадь квартиры в доме 23 на улице Рубинштейна составляет 213,4 квадратных метра. В описании продавец указывает, что квартира в самом сердце города - это место не только для жизни, но и для праздника. А теперь посмотрим на этот «праздник».

Общий коридор пятикомнтаной коммуналки, по которому некогда ходил Сергей Донатович, по всей видимости, сохранил антураж той эпохи. Семья Довлатовых, кстати, занимала в этой квартире две комнаты: в одной писатель жил сам, вторая принадлежала его матери. Сегодня комната писателя считается общей и, как говорят, сдается внаем, но это не точно.

Продолжим нашу виртуальную экскурсию и заглянем в уборную: туалет и раковина, мягко говоря, нуждаются в ремонте, хотя на самом деле ремонтом здесь не обойтись, проще снести всю древнюю сантехнику и поставить новую.

Кухня выглядит так, что не каждый отважиться на ней что-либо приготовить, поскольку возникает устойчивое ощущение, что она создана не для людей, а для тараканов. Дополняет картину безнадеги тусклый свет лампочки.

Единственное более-менее приличное место в квартире, по крайней мере на фотографиях, это одна из комнат. Сразу видно, что она жилая.

Кстати говоря, выкупить квартиру, где жил писатель, уже давно мечтают организаторы фестиваля «День Д», который впервые в Петербурге прошел в сентябре 2016 года в память о Довлатове. Они пытались собрать деньги, чтобы выкупить знаменитую коммуналку, но даже куда более скромную сумму им было не осилить. Да и создать в ней мемориальный музей тоже не получится. Во-первых, ее нужно было бы для начала перевести в нежилой фонд и каким-то образом оформить для нее отдельный вход, так как по закону нельзя, чтобы жильцы дома и посетители тех или иных учреждений пользовались одним входом. Так что воплотить эту мечту в реальность по большому счету невозможно. Если только не выкупить всю парадную, что, кажется еще более сомнительным. Люди, привыкшие жить в центре абы куда не поедут, да и цены на жилье мгновенно взлетят до нереальных сумм.

А тем временем в этом же доме, в этой же парадной, только этажом ниже продают аналогичную квартиру, только стоит она не 200 миллионов, а 30. Как говорится, почувствуйте разницу.

Проходя по улицам малых и больших городов, можно заметить на домах своеобразные памятники искусства, представляющие собой дощечки с надписями и изображениями. Прочитав текст на них, можно узнать много нового об истории города и жизни выдающихся людей. Такие доски принято называть мемориальными. Что они собой представляет и зачем нужны?

Что представляет собой мемориальная доска?

мемориальная доска

Мемориальная плита является архитектурно-скульптурным произведением, увековечивающим память об исторических событиях и выдающихся личностях. Предназначается она для установки на фасадах зданий и изготавливается из долговечных материалов (металл, камень, сплав бронзы или чугуна). Художественное отражение события выполняется в виде текстовой локоничной надписи. Композиция мемориальной доски также может быть дополнена скульптурным портретным изображением или другими элементами декора.

История появления мемориальных досок

«Прародителями» мемориальных досок были надписи-граффити на стенах пещер, надгробных плитах или камнях. Некоторые из них сохранились до сих пор и отражают становление мировоззрения общества. Первые же памятные мемориальные доски на домах появились в XVIII веке, после победы в войне 1812 года. Сначала они служили для обозначения уровня воды при наводнениях. Позже на стенах Казанского собора увековечили имя А. П. Воронихина, а в конце мая 1880 года на улице Мойка,12 была установлена доска в память о Пушкине. Только в июне 1890 года на собрании Городской думы было принято решение о начале установки и других памятных досок. Так началось их повсеместное распространение.

мемориальные доски на домах

Критерии для установки мемориальной доски

Каждая мемориальная доска устанавливается не просто так, где заблагорассудится. Для начала специальная комиссия определяет значимость события, в честь которого происходит открытие памятника. Если она освещает заслуги какой-либо личности, то все достижения должны быть официально признаны и подтверждены архивными и/или наградными документами.

Установка мемориальной доски происходит не ранее чем через десятилетие после кончины удостоенной личности или свершившегося события. Ограничения по срокам установки снимаются, если увековечиваются лица, награжденные званиями Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города и т. д. Иногда по решению комиссии сроки могут быть уменьшены. Однако минимальный срок все равно составляет два года.

установка мемориальной доски

Обычно в границах одного города устанавливается одна мемориальная доска, отражающая память о личности. Это могут быть место работы, место жительства или другие знаковые места, которые связаны с жизнью и деятельностью человека. Бывают случаи, когда память о человеке уже увековечена в названии улицы или сквера, поставлен памятник или бюст, тогда доска не должна устанавливаться. Опять же по решению комиссии оговариваются исключения с учетом важности заслуг и событий.

Следует знать, что мемориальная доска не может находиться на зданиях зрелищно-массового назначения (музей, театр, галерея, концертный зал, Дом Культуры). Контроль за сохранностью досок и уход за ними осуществляет территориальная служба ЖКХ и инспектора по охране правопорядка. Ведется строгий подсчет памятных досок, даже тех, что утеряны со временем или требуют реставрации.

О чем может говорить надпись на мемориальной доске?

Памятные доски могут выделять некоторые места в определенном городе или свидетельствовать о событиях, происходивших в прошлом. Они бывают не только увековечивающие какие-либо факты или достижения людей. Есть особые виды мемориальных досок, на которых нанесены обобщенные высказывания, например, «В этом доме жил ветеран ВОВ. Честь и слава ему!»

Еще бывают доски, установленные по «частному случаю». Обычно они возникают по инициативе местных властей и зачастую не несут вообще смысловой нагрузки, например: «Здесь в 1904 году проезжал Николай II».

открытие мемориальной доски

Особой традицией считается открытие мемориальной доски с изображением родового герба или герба города. Такие памятные реликвии начали создаваться в эпоху Средневековья, когда люди почитали рыцарские и дворянские династии. В современном обществе такая мемориальная доска является редкостью.

Торжественное открытие памятных досок

Каждая мемориальная доска считается монументальным памятником живописи, поэтому процесс ее открытия, как правило, является торжественным и символичным. Обычно на такие мероприятия принято приглашать не только членов чиновничьего аппарата, но и деятелей искусства и лиц, связанных с событием, которое увековечивается. Присутствующие люди отдают своеобразную дань памяти, приобщаются к истории и передают свои традиции будущему поколению. Моменты открытия памятника зачастую освещаются прессой.

Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!

Сегодня совершим очередную увлекательную прогулку по златоглавой. Объектом нашего внимания на сей раз станут весьма интересные детали городской среды, мимо которых мы тем не менее зачастую проходим, даже не останавливаясь. Это мемориальные доски на фасадов домов, посвященные тем или иным историческим личностям или событиям. Рискну предположить, что точное их количество по всей Москве неизвестно никому. Тысячи? Десятки тысяч? Не исключено, ведь на некоторых многоквартирных домах в центре города, где жили видные политики, военные или артисты, установлено с десяток, а то и больше памятных досок.

Сегодняшний пост я не готовил специально: просто гулял по городу, обращая внимание в том числе и на фасады зданий, либо приезжал куда-то с целью увидеть и сфотографировать, например, какое-то сооружение, а заодно фотографировал и мемориальную доску, установленную где-то поблизости. И так постепенно материала набралось на целую статью. На объективность я не претендую, наверняка что-то упустил, о чем-то не знаю, так что буду рад вашим дополнениям и фотографиям в комментариях. А пока представляю вашему вниманию список из 10 мемориальных досок Москвы, показавшихся мне наиболее любопытными и отличающимися от остальных.

Василий Кандинский

Начнем сегодняшний список с весьма интересной и нетипичной мемориальной доски, установленной на доме, где сто с лишним лет тому назад жил и работал «великий русский художник, основоположник абстрактного искусства» Василий Кандинский. Доска любопытна тем, что на ней отсутствует портрет самого Кандинского, а вместо него здесь абстрактные фигуры, которые можно увидеть на многих полотнах художника из серий «Композиции» и «Маленькие миры». Насколько я могу судить, изображение на доске является тоже своего рода абстрактной, обобщенной отсылкой к работам живописца, при этом в точности не повторяя какую-то конкретную из них.

P.S. Позволю себе привести здесь одно небольшое лирическое отступление о творчестве живописцев, творивших в, скажем так, «непривычных» стилях, вроде авангардизма, экспрессионизма или сюрреализма. Практически все они, будь то Кандинский, Поллок, Пикассо или Дали, начинали с «самых обычных» картин, пейзажей и портретов, и постепенно приходили к тем жанрам, благодаря которым и вошли в число наиболее прославленных живописцев своего времени. Подобную эволюцию интересно наблюдать, рассматривая произведения того или иного художника, выстроенные в хронологическом порядке. Но возвращаемся к нашим доскам.

Песня «Подмосковные вечера»

Очень необычная памятная табличка установлена на доме 15/25 в переулке Сивцев Вражек: посвящена она не конкретному человеку, в данном случае это поэт-песенник Михаил Матусовский, а одному из его известнейших произведений, песне «Подмосковные вечера». Вот только есть во всем этом одна несостыковка − по воспоминаниям самого Михаила Львовича, песня была создана им совместно с композитором Василием Соловьевым-Седовым на даче последнего в поселке Комарово Ленинградской области. Более того, даже в первоначальном названии песни вечера были не подмосковными, а ленинградскими. Смене названия поспособствовал тот факт, что приурочить песню планировали к выходу фильма «В дни спартакиады», а прозвучать она должна была на фоне кадров Подмосковья, где спортсмены отдыхают на спортбазе, набираясь сил перед ответственными стартами.

Саму песню, кстати, худсовет принял не сразу, потом для нее долго искали исполнителя, но поставив однажды на радио, вдруг столкнулись со шквалом писем с просьбами поставить ее вновь. Песня почти мгновенно стала одним из главных «хитов» послевоенного времени, а судьба ее оказалась неразрывно связана с радио. Первые такты мелодии «Подмосковные вечера» уже много лет используются в качестве позывных Радио «Маяк» даже и внесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые долгозвучащие позывные.

Миронова и Менакер

Крайне интересная мемориальная табличка установлена на доме №7 в Малом Власьевском переулке, в двух шагах от Старого Арбата. Доска посвящена творческому дуэту «Миронова и Менакер», участниками которого соответственно были советские артисты Александр Менакер и Мария Миронова, чья популярность пришлась на середину XX века. Здесь же расположена и музей-квартира актерской семьи, посвященная не только самим участникам дуэта, но и их единственному общему сыну, артисту Андрею Миронову. Творческий союз Менакера и Мироновой просуществовал более 30 лет и является наиболее показательным и успешным примером «театра двух актеров». Одной из совместных сцен и посвящена памятная доска на доме, где жили супруги.

Андрей Сахаров

Следующая памятная доска максимально скромна, если не сказать, аскетична. Наверное, таким был и сам академик Сахаров, советский физик-теоретик, один из создателей первой советской водородной бомбы. Памятная доска, представляющая собой профиль ученого и короткую подпись «Здесь жил Сахаров», была установлена еще в 1991 году на фасаде жилого дома на Земляном Валу (те, кто хорошо представляет пересечение Садового кольца и Яузы, наверняка вспомнят массивную сталинку желтоватого цвета с аркой высотой в семь этажей).
В самом доме открыты архив и мемориальная квартира Андрея Дмитриевича, где сохранились личные вещи, обстановка и атмосфера советской квартиры, дошедшей до нас без реконструкции и переделок с 1989 года.

Валентин Филатов

Еще одна весьма любопытная памятная табличка установлена на доме в самом начале Кутузовского проспекта и посвящена советскому артисту цирка и дрессировщику Валентину Филатову. Интересно, что появилась данная мемориальная доска лишь в 2020 году, то есть спустя более чем 40 лет после смерти артиста. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения Филатова. Мемориальная доска повторяет сюжет одного из известнейших номеров артиста, изображая запряженную в сани тройку медведей с четвертым медведем, стоящим на облучке рядом с самим Филатовым. Представление под названием «Медвежий цирк», в рамках которого медведи, например, катались на велосипедах и мотоциклах, было визитной карточкой Филатова и принесло ему мировую известность в 50-х годах прошлого века.

Юрий Лужков

Следующая памятная доска, на которой хотелось бы остановиться, посвящена бывшему мэру Москвы и даже, как утверждает надпись, «выдающемуся государственному деятелю» Юрию Лужкову. Фигура столичного экс-градоначальника, что и говорить, крайне неоднозначна. Не так давно мы обсуждали спорное архитектурное наследие эпохи Юрия Михалыча , до сих пор служащее напоминанием о 18 годах правления Лужкова российской столицей. Не хотелось бы углубляться в политические дискуссии, да и каким бы политиком не был Лужков, полагаю, что столь скромного напоминания о своей деятельности он все же заслужил. Не пятиметровый памятник на центральной площади в конце концов установили.

Лужков изображен на памятной доске в своей фирменной кепке. На фоне − карта Москвы, строго говоря, не самая точная, поскольку одного из главных дорожных проектов экс-мэра, Третьего транспортного кольца, на ней не видно. А в правом нижнем углу можно заметить еще одну любопытную деталь − пчелу, как напоминание о любимом хобби Лужкова, пчеловодстве. В общем нельзя не отметить, что к созданию данной доски подошли творчески.

Сергей Капица

Обычно на памятных досках на фасадах жилых домов указывают годы, в которые человек, чьей памяти посвящена доска, проживал в данном доме. И период этот, по моим наблюдениям, зачастую составляет 10-15 лет. В этом смысле даже удивительно, что советский и российский ученый-физик, ведущий телепрограммы «Очевидное − невероятное», прожил более 60 лет в доме №13 по Ленинскому проспекту, о чем и сообщает появившаяся здесь в 2018 году мемориальная доска. Ее уникальная особенность заключается в том, что доска установлена на углу дома, и если на одной ее части изображен портрет еще молодого ученого, то на другой − портрет Сергея Петровича в годах, уже прославленного обладателя многочисленных званий и престижных премий за вклад в развитие науки.

Николай Вавилов

Следующая памятная доска, установленная на фасаде главного здания сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и посвящена ученому-генетику, ботанику и селекционеру Николаю Вавилову. Будущий прославленный ученый поступил в академию в 1906 году, а после окончания проработал здесь еще несколько лет, создав ряд трудов в области агрономии. Одним из ключевых научных интересов Николая Ивановича стало изучение иммунитета различных сельскохозяйственных растений, в первую очередь хлебных злаков, с целью чего им было исследовано более 650 сортов пшеницы. С колосьями пшеницы в руках Вавилов изображен и на самой памятной доске.

P.S. Главное здание Тимирязевки я упоминал в статье о посещении всех парковых усадеб Москвы за один день, но очевидно, в ближайшее время предстоит написать дополнение. Ведь если раньше можно было увидеть только внешний фасад усадьбы, выходящий на Тимирязевскую улицу, то не так давно для посетителей открылась и внутренняя парковая территория усадьбы. Ура, больше не нужно строить планы о зимнем форсировании Большого Садового пруда по льду. Если еще не были, обязательно побывайте, ну или дождитесь одной из ближайших статей в этом блоге:)

Михаил Посохин

Еще одна любопытная мемориальная доска установлена на фасаде сталинской высотки на Кудринской площади и посвящена ее архитектору Михаилу Посохину, который и сам несколько лет жил в этом доме. Среди главных реализованных проектов Посохина множество знаковых для Москвы сооружений, включая Кремлевский дворец съездов, Экспоцентр, Спорткомплекс «Олимпийский», образцово-перспективный жилой район в Северном Чертанове и, конечно же, комплекс зданий на Новом Арбате (Проспекте Калинина). Реализация последнего, кстати, вызывает массу вопросов, поскольку потребовала сноса многочисленных исторических сооружений. Но это тема для отдельной дискуссии. А сама мемориальная доска, установленная к 100-летию архитектора, на мой взгляд, исключительно хороша: Михаил Васильевич изображен склонившимся над генеральным планом Москвы, на котором можно различить несколько архитектурных проектов его авторства.

Барельеф «Вся наша надежда. »

Ну, а завершающим пунктом в сегодняшнем списке служит пусть и не памятная доска, а барельеф, но исключительно примечательный, расположенный на историческом здании в стиле модерн, типографии Рябушинского «Утро России», построенной в 1908 году архитектором Шехтелем. При этом «идейно выдержанный» барельеф на фасаде появился лишь спустя десятилетие после постройки здания, в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды. Он изображает заводские трубы и рабочего, толкающего колесо.

Приведенная фраза является частью цитаты публициста Дмитрия Писарева из статьи «Посмотрим!», а полностью она выглядит так: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком. Это значит, что вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят и из которых действительно сформировались первые и постоянно формируются новые представители базаровского типа» .

P.S. И в качестве бонуса

В завершение сегодняшнего списка хотел бы показать вам еще одну любопытную городскую деталь Москвы, пусть не памятную доску и даже не барельеф, но от этого не менее любопытную. Это табличка с довольно нетипичной надписью «Берегись трамвая», размещенная на воротах Московского трамвайно-ремонтного завода, построенного аж в 1909 году на Волочаевской улице. Полагаю правда, что вывеска не историческая, судя по ее материалу, хотя могу и ошибаться. В то же время несколько исторических табличек со словами «Берегись автомобиля» в Москве еще сохранились. А чтобы найти их, нужно стараться побольше гулять, обращая внимание на те детали, мимо которых мы обычно проходим мимо. Чего я вам искренне и желаю! Успейте ухватить последние дни золотой осени!)

И на этом о московских памятных досках на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишитесь , и постараюсь и впредь не подкачать!)

Мемориальная доска на доме, где жил и работал Василий Белов
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальная доска на доме, где жил и работал Василий Белов
Анна Белова
Валентина Артамонова
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Юрий Евграфов
Юрий Евграфов и искусствовед, заслуженный работник культуры России Наталия Серова
Заместитель мэра Вологды по социальным вопросам Николай Колыгин
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Депутат законодательного собрания области Лариса Кожевина
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Анна Белова
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде

Василий Белов для вологодской литературы и культуры имя знаковое, едва ли не основоопределяющее. Великий русский писатель, вскормленный вологодской землей, мыслитель, сердцем радеющий за судьбы Родины, за людей, живущих на этой земле, певец уходящего деревенского Лада. Сложный, противоречивый, порой – резкий, но всегда неравнодушный человек. Таким он остался в памяти людей, знавших его. Таким он предстает и на памятной доске, сегодня появившейся на доме в Вологде, где он жил больше четверти века.

Мемориальную доску на доме по улице Октябрьская, 10, торжественно открыли сегодня, 11 сентября. Внушительный гранитный горельеф, изображающий писателя-мыслителя, дополняется надписью, которая должна читаться издалека: «В этом доме с 1987 по 2012 год жил и работал русский писатель Василий Иванович Белов». В церемонии открытия памятного знака приняла участие дочь писателя Анна Васильевна Белова, вологодские писатели и общественные деятели, представители музейного и библиотечных сообществ, художники, деятели культуры, члены областного Правительства, представители Законодательного собрания области и Администрации города Вологды, а также учащиеся вологодской школы № 21, носящей имя Василия Белова.

На открытии мемориальной доски дочь писателя Анна Васильевна напомнила, что 6 лет назад в доме, где они жили, состоялось открытие музея-квартиры Василия Белова. «Это стало заметным событием в городе и области, и нашей с мамой жизни тоже. И, конечно, визитной карточкой любого мемориальной музея-квартиры является мемориальная доска. Было очень много споров, какой она должна быть, каким должно быть изображение, подпись и т.д. Мы с мамой видели довольно много эскизов, но сразу обратили внимание на этот макет, который, на мой взгляд, наиболее полно отобразил психологический портрет моего отца. Я помню, как примерно в такой позе и с таким выражением лица он лежал в траве у реки в Тимонихе и размышлял».

Супруга Василия Белова Ольга Сергеевна не смогла присутствовать на открытии памятной доски на доме, где жила их семья, но написала приветственный адрес, в котором выразила признательность и благодарность за осуществление этого проекта: «В этом доме Василий Иванович прожил 25 лет, здесь написал значительные произведения – закончил романы «Год великого перелома» и «Час шестый» о трагических событиях жизни крестьян в период коллективизации. Здесь написал «Лад» – удивительную книгу о русской крестьянской цивилизации. Продолжил юмористические, сатирические «Бухтины…», создал пьесы, спектакли по которым идут в лучших театрах Москвы и Санкт-Петербурга, написал рассказы для взрослых и детей. В последние годы увлекся публицистикой, где яростно выступал как гражданин и патриот. В этот дом приезжали его друзья, единомышленники, известные писатели и деятели искусства, сюда приходили люди со своими простыми житейскими проблемами, здесь велись жаркие споры о судьбе России, о быстро меняющейся жизни, о техническом прогрессе, о смысле жизни и о вечности. Отсюда он ушел в мир иной. Некоторые сборники рассказов и очерков начинаются со слов «раздумья на Родине», «раздумья о дне сегодняшнем». Глубокие размышления думающего человека хорошо отразил в своей работе талантливый петербургский скульптор Юрий Евграфов».

Сам скульптор Юрий Евграфов, приехавший в Вологду на установку и торжественное открытие своего произведения, рассказал, что работал над образом Василий Белова в течение шести лет, а последние полгода воплощал его в граните.

Анна Белова, искусствовед по профессии, заметила, что мемориальная доска – достаточно специфическое произведение искусства, в котором необходимо, во-первых, соблюсти портретное сходство, во-вторых, отразить внутренний мир писателя и при этом выдержать цельную композицию, соотношение изображения, надписи, фона. В мемориальной доске, которую сегодня установили на доме, где жил Василий Иванович Белов, все лаконично, просто и одновременно психологически точно.

Какой будет мемориальная доска Василию Белову, решили большинством голосов вологжане в июне этого года в ходе голосования в соцсетях. Их мнение совпало с мнением экспертного сообщества – писателями, художниками, журналистами, деятелями культуры, а также с мнением родных писателя. Тогда одной из первых в голосовании приняла участие заместитель Губернатора области Валентина Артамонова, поклонница творчества Василия Белова. «В наших сердцах, в наших душах всегда звучат его произведения, красивые, тонкие строки о нашей Вологодчине, о нашей деревне, – отметила она на открытии мемориальной доски. – Для меня, как для жителя деревни, его образы понятные и родные. Василий Иванович очень тонко подмечал черты характеров жителей нашей глубинки. И сегодня, приезжая, например, в восточные районы области, узнаешь в земляках героев рассказов Василия Белова».

Валентина Артамонова рассказала об еще одном важном решении по увековечению памяти Василия Белова в Вологде. В 2022 году, в год 90-летия со дня рождения Василия Ивановича, в Вологде должен появиться памятник писателю. Его установят около литературно значимого места – областной библиотеки имени Бабушкина, в которой Василий Белов часто бывал.

Мемориальная доска на доме, где жил и работал Василий Белов
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальная доска на доме, где жил и работал Василий Белов
Анна Белова
Валентина Артамонова
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Юрий Евграфов
Юрий Евграфов и искусствовед, заслуженный работник культуры России Наталия Серова
Заместитель мэра Вологды по социальным вопросам Николай Колыгин
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Депутат законодательного собрания области Лариса Кожевина
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде
Анна Белова
Мемориальную доску на доме, где жил и работал Василий Белов, торжественно открыли в Вологде

Василий Белов для вологодской литературы и культуры имя знаковое, едва ли не основоопределяющее. Великий русский писатель, вскормленный вологодской землей, мыслитель, сердцем радеющий за судьбы Родины, за людей, живущих на этой земле, певец уходящего деревенского Лада. Сложный, противоречивый, порой – резкий, но всегда неравнодушный человек. Таким он остался в памяти людей, знавших его. Таким он предстает и на памятной доске, сегодня появившейся на доме в Вологде, где он жил больше четверти века.

Мемориальную доску на доме по улице Октябрьская, 10, торжественно открыли сегодня, 11 сентября. Внушительный гранитный горельеф, изображающий писателя-мыслителя, дополняется надписью, которая должна читаться издалека: «В этом доме с 1987 по 2012 год жил и работал русский писатель Василий Иванович Белов». В церемонии открытия памятного знака приняла участие дочь писателя Анна Васильевна Белова, вологодские писатели и общественные деятели, представители музейного и библиотечных сообществ, художники, деятели культуры, члены областного Правительства, представители Законодательного собрания области и Администрации города Вологды, а также учащиеся вологодской школы № 21, носящей имя Василия Белова.

На открытии мемориальной доски дочь писателя Анна Васильевна напомнила, что 6 лет назад в доме, где они жили, состоялось открытие музея-квартиры Василия Белова. «Это стало заметным событием в городе и области, и нашей с мамой жизни тоже. И, конечно, визитной карточкой любого мемориальной музея-квартиры является мемориальная доска. Было очень много споров, какой она должна быть, каким должно быть изображение, подпись и т.д. Мы с мамой видели довольно много эскизов, но сразу обратили внимание на этот макет, который, на мой взгляд, наиболее полно отобразил психологический портрет моего отца. Я помню, как примерно в такой позе и с таким выражением лица он лежал в траве у реки в Тимонихе и размышлял».

Супруга Василия Белова Ольга Сергеевна не смогла присутствовать на открытии памятной доски на доме, где жила их семья, но написала приветственный адрес, в котором выразила признательность и благодарность за осуществление этого проекта: «В этом доме Василий Иванович прожил 25 лет, здесь написал значительные произведения – закончил романы «Год великого перелома» и «Час шестый» о трагических событиях жизни крестьян в период коллективизации. Здесь написал «Лад» – удивительную книгу о русской крестьянской цивилизации. Продолжил юмористические, сатирические «Бухтины…», создал пьесы, спектакли по которым идут в лучших театрах Москвы и Санкт-Петербурга, написал рассказы для взрослых и детей. В последние годы увлекся публицистикой, где яростно выступал как гражданин и патриот. В этот дом приезжали его друзья, единомышленники, известные писатели и деятели искусства, сюда приходили люди со своими простыми житейскими проблемами, здесь велись жаркие споры о судьбе России, о быстро меняющейся жизни, о техническом прогрессе, о смысле жизни и о вечности. Отсюда он ушел в мир иной. Некоторые сборники рассказов и очерков начинаются со слов «раздумья на Родине», «раздумья о дне сегодняшнем». Глубокие размышления думающего человека хорошо отразил в своей работе талантливый петербургский скульптор Юрий Евграфов».

Сам скульптор Юрий Евграфов, приехавший в Вологду на установку и торжественное открытие своего произведения, рассказал, что работал над образом Василий Белова в течение шести лет, а последние полгода воплощал его в граните.

Анна Белова, искусствовед по профессии, заметила, что мемориальная доска – достаточно специфическое произведение искусства, в котором необходимо, во-первых, соблюсти портретное сходство, во-вторых, отразить внутренний мир писателя и при этом выдержать цельную композицию, соотношение изображения, надписи, фона. В мемориальной доске, которую сегодня установили на доме, где жил Василий Иванович Белов, все лаконично, просто и одновременно психологически точно.

Какой будет мемориальная доска Василию Белову, решили большинством голосов вологжане в июне этого года в ходе голосования в соцсетях. Их мнение совпало с мнением экспертного сообщества – писателями, художниками, журналистами, деятелями культуры, а также с мнением родных писателя. Тогда одной из первых в голосовании приняла участие заместитель Губернатора области Валентина Артамонова, поклонница творчества Василия Белова. «В наших сердцах, в наших душах всегда звучат его произведения, красивые, тонкие строки о нашей Вологодчине, о нашей деревне, – отметила она на открытии мемориальной доски. – Для меня, как для жителя деревни, его образы понятные и родные. Василий Иванович очень тонко подмечал черты характеров жителей нашей глубинки. И сегодня, приезжая, например, в восточные районы области, узнаешь в земляках героев рассказов Василия Белова».

Валентина Артамонова рассказала об еще одном важном решении по увековечению памяти Василия Белова в Вологде. В 2022 году, в год 90-летия со дня рождения Василия Ивановича, в Вологде должен появиться памятник писателю. Его установят около литературно значимого места – областной библиотеки имени Бабушкина, в которой Василий Белов часто бывал.

Читайте также: