Доска достижений для ребенка зачем

Обновлено: 24.04.2024

Портфолио ученика — это как досье, его личное дело, которое пестрит высокими достижениями и яркими успехами в учебе, творчестве и спорте.

Портфолио ученика: что это?

В большинстве общеобразовательных учреждений России, согласно нововведению Министерства образования и науки, создание портфолио для ученика является обязательным. По федеральному государственному образовательному стандарту оно является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений школьника и представляет собой набор документов, содержащих результаты учебной, творческой, спортивной, общественной жизни ребёнка.

Другими словами, это картонная или пластиковая папка, в которой на протяжении 11 лет собираются и хранятся наглядные материалы, способные доказать успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний. На сегодняшний день четких требований к внешнему виду и структуре портфолио нет: педагоги, ученики, родители при его создании могут подключить фантазию и отличиться оригинальностью.

Что содержится в портфолио?

Итак, какие же материалы могут или должны храниться в портфолио:

  • в первую очередь это документы, подтверждающие успехи ребенка в процессе учебы, внеурочной или исследовательской деятельности. Например, всевозможные сертификаты, награды, премии, аттестаты, листы успеваемости, результаты олимпиад. Сюда же можно отнести характеристики, оценочные листы и листы наблюдений, которые составляют учителя начальных классов, классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи и организаторы воспитательной работы;
  • материалы, характеризующие достижения ребёнка в различных сферах жизни: в творчестве, спорте, искусстве. Это грамоты, благодарности и наградные листы за призовые места, возможно работы, выдвинутые на конкурсы различного масштаба, или их фотографии;
  • выборки детских работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам и факультативной деятельности, промежуточных и итоговых работ. Более того, они должны быть подобраны так, чтобы демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний учащегося;
  • фотографии, а также при желании или необходимости видеоматериалы.

Зачем и кому необходимо портфолио?

Безусловно, портфолио прежде всего необходимо самому школьнику, потому что оно систематизирует все его многолетние достижения и успехи, и, как считает Министерство образования, «повышает уровень самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, развивает стремление к самосовершенствованию».

Для родителей же портфолио будет служить предметом гордости за ребенка и даст возможность проанализировать его успехи для дальнейшей мотивации. Кроме того, в последнее время особо остро встает вопрос значимости портфолио при поступлении в высшие учебные заведения. Так вот, ценится не само портфолио, а достижения ученика в спорте, учебе или творчестве, благодаря которым в зависимости от их значимости как раз и могут добавить по решению приёмной комиссии ВУЗа несколько баллов.

В завершении хотелось бы отметить, что сам процесс создания портфолио можно сделать очень увлекательным. Ведь в нем могут принимать участие не только педагогические работники, но и школьники совместно с родителями. А это лишний повод провести время вместе, поэкспериментировать, пофантазировать, заняться творчеством, что, как известно, очень сближает и благотворно влияет на отношения между родителями и детьми, а это положительно скажется и на достижениях последних.

Дети лучше всего усваивают знания и приобретают полезные привычки во время веселых игр. Они будут с удовольствием и по собственному желанию чистить зубки, убирать игрушки и выполнять другие действия, которые в обычных условиях выполняли бы по принуждению родителей. В этом деле очень помогают доски поощрений или мотивационные доски.

Их можно как купить, так и самому сделать.

Весь смысл в том , что с помощью них вы мотивируете ребенка на хорошие поступки и вырабатываете положительные привычки (собрал сам игрушки, помог маме, не капризничал перед садиком или школой, сделал уроки, заправил постель и др.) и за это вы вы ему даруете, например, наклейку(смайлик, машинку, цветочек…), или магнитик. И собирает он это богатство всю неделю до субботы или до воскресенья. А там вы с ребенком решаете какой приз(поощрение) он получает в случае победы!

Вот мы, с младшим сыном, например, собирали наклейки – смайлики. У нас были желтые -это супер хорошо и красные- это не справился, хоть и обещал.

И вот за пять дней мы считали, каких смайликов больше. Если побеждали желтые, то в субботу малыш получает новую игрушку. Вовсе не обязательно здесь покупать глобальные подарки! Нам и маленькой машинки(это наш любимый вид игрушек) было достаточно, зато новая! А в воскресенье у нас были развлечения.

Можно ходить в игровую комнату или в кафе, в кино, в парк, на пикник или в гости к другу, не важно куда, это по возрасту и по интересам ребенка должно быть ну и совпадать с вашими планами.

Ну а если больше красных смайликов- сами понимаете – не заслужил… И тут уже не докопаться, что мама не справедлива. Все наглядно!

Главное опять же четкие границы и понятные для ребенка требования. То есть доски рассчитаны где-то в диапазоне 3-10 лет, но можно адаптировать и для более старших детей. Креативьте!

С малышами сопутственно можно учить дни недели, месяцы и элементарный счет. Главное – это четкий ежедневный распорядок.

Когда ежедневно у ребенка одни и те же задания на протяжении 2-3 месяцев, то у него вырабатывается естественные привычки, которые в дальнейшем помогут сформировать собственную систему ценностей, целеустремленность и энтузиазм.

С ранних лет ребенку полезно понимать, что для получения чего-либо необходимо хорошенько постараться.

Каждый день у ребенка есть определенные дела, например:
- «Я ставлю чистую посуду на место»
- «Я одеваюсь»
- «Я готовлю одежду на завтра»
- «Я сплю всю ночь в своей кровати»
- «Я делаю домашнее задание»
- «Я не говорю плохих слов» и другие

Они прописаны на магнитиках. Каждое дело сопровождает иллюстрация (если ребенок не читает).
Доска разбита по дням недели. Выполнил дело - ставишь магнит-звездочку.
Если заполнил все поля, в конце недели получаешь поощрение!

Тася рассказывает о Доске Мотивации

Опыт использования более года

Какие задания изображены на магнитах?


УТРЕННИЙ РИТУАЛ:

1) Я застилаю кровать
2) Я ем завтрак
3) Я чищу зубы
4) Я умываю лицо
5) Я собираю школьный рюкзак
6) Я выхожу из дома вовремя
7) Я одеваюсь
8) Я делаю зарядку
9) Я расчесываю волосы
10) Я встаю вовремя


ВЕЧЕРНИЙ РИТУАЛ:

11) Я готовлю одежду на завтра
12) Я отношу одежду в стирку
13) Я сплю всю ночь в своей кровати
14) Я умываюсь
15) Я делаю домашнее задание
16) Я принимаю ванну
17) Я чищу зубы
18) Я хожу на занятия


ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ:

19) Я ем свои витамины
20) Я ем овощи
21) Я ем полезный завтрак
22) Я ем полезный ужин
23) Я ем полезный обед
24) Я пью воду


ХОРОШИЕ МАНЕРЫ:

25) Я спортивный
26) Я помогаю
27) Я не дразнюсь
28) Я вежливый
29) Я не пререкаюсь
30) Я прошу прощения
31) Я не перебиваю
32) Я делюсь
33) Я не ною
34) Я не говорю плохих слов


ДОМАШНИЕ ДЕЛА:

35) Я выбрасываю мусор
36) Я разбираю покупки
37) Я собираю ланчбокс
38) Я мою посуду
39) Я убираю со стола
40) Я читаю книгу 15 минут
41) Я забочусь о питомцах
42) Я ставлю чистую посуду на место
43) Я помогаю родителям
44) Я гуляю с собакой
45) Я убираю игрушки
46) Я протираю пыль
47) Я подметаю полы
48) Я поливаю цветы
49) Я читаю книгу 30 минут
50) Я сижу за столом
51) Я убираю свою комнату
52) Я мою полы


ПРИУЧЕНИЕ К ГОРШКУ:

53) Я остаюсь сухим
54) Я сижу на горшке
55) Я нажимаю кнопку слива
56) Я мою руки
57) Я пользуюсь бумагой
58) Я делаю дело




59-64) Пустые магниты для записи ваших секретных заданий




Доска мотивации СТАНДАРТ

Оптимальный вариант для использования на холодильнике или металлической поверхности

58 магнитов с заданиями

6 пустых полей для секретных заданий

Полоса для записи призов-целей c покрытием пиши-стирай

Маркер на магните

135 звезд трех цветов для отметки выполненных заданий (могут пользоваться одновременно до 3 детей)

Календарь настроения

20 разных настроений с нашим героем Монстриком

Флипбук 18* 18 см с ламинированными страницами на устойчивой подставке

Это полезное наглядное пособие для любого ребенка, включая детей с аутизмом, СДВГ, синдромом Аспергера или с особыми потребностями

Накладка-коврик на стол для красивого почерка школьников

Красивый почерк - это просто

Алфавит и цифры с направлением написания букв

Для дошкольников и учеников младших классов

Зачем нужна доска мотивации?

Не просто игра -

настоящий прорыв области воспитания детей!


Нет слезам и истерикам!

Яркие и красочные изображения помогают приучить ребенка к порядку и помочь ему стать более организованным.


Вам больше не нужно заставлять ребенка!

Любое задание выполняется с радостью, ведь в конце недели ребенка ждет эмоционально приятный приз, который можно разделить с семьей.


И это все всего за 2100 !

Что говорят психологи?


Известный психолог Лариса Суркова, кандидат наук

«Такая доска - это метод положительной мотивации для детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Подобная доска, для детей после 5 лет, может стать семейной. Такая игра в демократию очень полезна для выстраивания отношений с детьми в кризисе 7 лет и старше. Например, они могут оценить папино чтение, или мамину кашу (то есть может и не очень значимые пункты), но психологически это значимо для ребенка. И приз тоже будет семейный.»


Популярный психолог Ольга Товпеко, кандидат наук

«Почему. Потому что для ребенка эта табличка - способ преодолеть сопротивление и сформировать готовность повторять снова и снова то, что, может, и не очень нравится.
Но это не значит, что родитель полностью передает контроль ребенку. Каждый день он напоминает ребенку о том, что ему нужно делать, помогает, ну, а если уж ребенок сильно артачиться, то просто констатирует, что таким образом ребенок оттягивает встречу с заветными призом.
То есть как таковых санкций за пропуски нет. Именно поэтому так важно правильно выбрать бонус и суть задач.
Если все выбрано правильно, то сочетание посильных задач, игровой формы и приятной плюшки в виде бонуса, должны хорошо продвигать вашего ребенка к заветной цели.»

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок без напоминаний заправлял бы постель, убирал за собой игрушки, помогал по дому, чистил зубы два раза в день и так далее. Но дети так устроены, что указания взрослых не сильно приветствуют, просьбам иногда сопротивляются, а об искренней инициативе иной раз и речь вовсе не идёт. Тогда отличным помощником в освоении правильных привычек, домашних обязанностей и ежедневных дел может стать мотивирующий плакат с карточками достижений.

Что же это такое?
Это плакат, на котором расчерчено поле с вертикальными и горизонтальными рядами, где в строках прописываются дела, которым необходимо научить ребёнка (чистить зубки два раза в день, читать книгу по 10 страниц, самому кормить котёнка и т.д.), а в столбцах – дни (неделя, пара недель, 21 день – в зависимости от возраста и умений ребёнка).
На пересечении – пустые поля, их нужно закрывать специальными карточками достижений, либо просто заклеивать, закрашивать. В конце каждой строки есть «Итого», где выводится результат: подсчитывается, какое количество дел было ребёнком выполнено.
В зависимости от этого малыш получает награду, о которой надо договориться заранее.

Плюсы такой мотивирующей методики очевидны:
- Наглядность
Малышу удобнее, когда он видит, что должен делать каждый день. Ещё по плакату можно наблюдать, сколько дней осталось до завершения недели, сколько ячеек закрыто. Ребёнок видит свой прогресс и совершенствуется в ежедневных шагах к достижениям.


- Самоконтроль
Ежедневный самоконтроль позволит развить в ребёнке дисциплинированность и самостоятельность.


- Напоминание
Плакат – как весёлое напоминание вместо ежедневных просьб, которые не нравятся ни родителям, ни ребёнку.
Очень быстро малыш подхватит вашу идею, стоит всего лишь вовлечь его в эту игру, замотивировать чем-то интересным, и вы поймёте, что нет ничего невозможного! Главное, всем играть по правилам.

Если вы соберетесь использовать такую методику, соблюдайте несколько рекомендаций:
- Делайте плакат с карточками достижений яркими, привлекательными, понятными малышу. Позвольте ребёнку помочь вам с созданием карты. Готовый плакат повесьте так, чтобы его было хорошо видно.
- Позволяйте ребёнку самому назначать себе награду. Объясните, что только в случае выполнения всех (или почти всех) дел, он может получить желаемое. Умение выбирать себе награду за выполнение сложных обязательств – очень важное качество, необходимое во взрослой жизни.

- Если ребёнок маленький, можно разрешить ему не стопроцентное выполнение всех дел для получения вознаграждения. Договоритесь, что несколько клеточек могут быть не заполнены, но, к примеру, не более трёх. Если же их больше, то награду придется отменить.
- Помните, что все привычки требуют времени на освоение, не ждите мгновенных результатов, даже у взрослого человека уходит минимум 21 день, чтобы привыкнуть к чему-то новому.

Есть еще несколько вопросов, связанных с использованием карточек достижений и мотивационного плаката.
Со скольки лет может применяться данная методика?
Лучше всего, лет с четырёх. Дети младше этого возраста ещё не достаточно могут себя контролировать, им будет тяжело принять факт, что награда отменяется.

Что делать, если ребенок «перегорел» и ему стало неинтересно выполнять задания ради получения награды?
Тут, вероятнее всего, два варианта. Первый – выбор вознаграждения был навязан родителями. Ведь если ребёнок сам будет выбирать себе награду, которую он желает, вряд ли в процессе ему захочется отказаться от мечты. Ну или второй вариант – задания выбраны слишком сложные или их очень много для именно этого ребёнка, не учтён возраст и умения.
Чуткие родители всегда смогут скорректировать задания по возможностям малыша, если видят, что появляются трудности с выполнением.
Как вы уже поняли, карточки достижений являются хорошим средством для мотивации детей. Они работают, потому что они интерактивны, наглядны и просты! Пользуйтесь этой методикой, и тогда в вашем доме будет меньше нравоучений, а больше игры и соревновательных мотивов!

Хотите оптимизировать свое время и с детьми успевать больше, чем успевали до их рождения? Тогда подписывайтесь на наш канал «Мама в стиле Fly»! Маленькими шагами к большим переменам!


Да, да… Это не бред и не опечатка. Казалось бы, не все опытные менеджеры с этим хорошо справляются, учитывая, что подход для наших компаний сравнительно новый. Однако дети все новшества воспринимают более открыто и инициативно.

Такая методика позволит вашему ребенку научиться самоорганизации и ответственности, планированию времени и контролю собственного дня (а значит и собственной жизни). Больше не придется по 10 раз за вечер напоминать об уборке в комнате или домашке по математике. Все члены семьи сохранят свое время и нервы.

Мы часто говорим, что мотивацией ребенка управляет процесс. Он должен быть интересным. Тут дело за вами. “Посади среди дворцов 40 розовых кустов, и, пока не подрастут, подметай дорожки тут”… Поставьте себя на место ребенка. Что он будет делать с большей охотой – слепо исполнять ваши “ценные указания” с ультимативным подтекстом или следовать своему плану? Пока ребенок воспринимает свои дела как ваши приказы, он будет лениться и умело саботировать свое участие. Кроме того, выбранная модель поведения скажется и в его будущей работе. А вам это надо?


Перейдем к самой системе SCRUM и ее базовым установкам.

Стикеры с задачами


Это гибкая и мобильная система, позволяющая в любое время дополнить, отменить, поменять местами задачи или исполнителя, чего не скажешь о списке. Для начала можно собрать все стикеры-задачи, а потом продумать, в каком порядке их выполнять. Дети оценят такой простор для движения и ваше доверие!

SCRUM-доска


Это тот пульт управления, который запускает всю систему. Задачи собраны и проранжированы здесь. Стикеры “путешествуют” по колонкам, в зависимости от состояния готовности. Это позволяет держать на виду и в голове только те дела, которые находятся в работе.

Вот как устроены колонки:

  • “Бэклог”
    Здесь находятся несрочные задачи – те, которые обязательно нужно сделать, когда будет позволять время. Сюда можно включать планы и идеи, например, сходить на премьеру нового фильма. Так будет проще спланировать выходные.
  • “Надо”
    Это уже более конкретные дела, которые должны быть выполнены на этой неделе. Они возникают, когда задачи из бэклога дождались своего часа или напрямую (например, домашка). Стикеры клеятся сюда вечером воскресенья, а также в течение недели.
  • “Делать”
    Тут все просто – это дела на сегодня. Задачи здесь оказываются напрямую либо перемещаются из колонки “Надо”, когда до них доходит очередь (обычно, накануне вечером). Дела по дому также относятся сюда.
  • “Проверка”
    Это колонка, отделяющая ребенка от радости за результат, но без нее никак. Позвольте ему самому перемещать законченные дела. Потом, в зависимости от вашего подтверждения, стикеры попадают в “Готово” или возвращаются в работу (в колонку “Делать”).
  • “Готово”
    Здесь оказываются сделанные задачи. Это финальная стадия “жизни” стикера. Старайтесь, чтобы ребенок не филонил, и дела, попадающие сюда, были действительно готовыми!


Если у вас есть постоянные задачи (например, пропылесосить ковер), то под них можно приспособить магнитные стикеры.

Покажите пример

Не пренебрегайте собственным примером – купите стикеры своего цвета для всех домочадцев. SCRUM-доска – удобный инструмент для планирования и отслеживания ваших дел (например, по дому). Так ребенок увидит, что правила одни для всех.

Теперь, собственно, про планирование. Оно бывает ежедневное (желательно, каждый вечер) и еженедельное (в воскресенье вечером). SCRUM-доска будет полезной только если работать с ней регулярно и по правилам. Иной вариант породит хаос. Чтобы его избежать, проводите небольшую “планерку” каждый вечер и в конце недели.


Ежедневная планерка

Еженедельная планерка

Не бойтесь, на нее вы потратите минут 10-15.

Начните с колонки “Готово”. Подведите итоги и обязательно отметьте успехи ребенка. Потом очистите ее от всех стикеров. В колонке “Надо” должны появиться новые задачи (в идеале – из “Бэклога”, календарей, школьного расписания и любых других источников).

При планировании не берите на себя явно ведущую роль, вы ведь хотите научить ребенка расставлять приоритеты и строить график, а не управлять им, как куклой. Задавайте вопросы и находите решения сообща.

Обязательные правила

Есть так называемые универсальные правила, но, в любом случае, ориентируйтесь на конкретную обстановку в вашей семье.

Не через 5 минут и не “когда я доиграю/досмотрю”. Вы не должны постоянно отслеживать дела ребенка и без конца напоминать. Он научится сам – так помогите ему! Получив задание, ребенок распределяет его в соответствующую колонку. Срочные дела, например, положить ключи на место, выполнить сразу быстрее, чем планировать, поэтому тратить стикер не обязательно.

Создайте список повторяющихся обязанностей, которые ребенок будет контролировать


Например, те домашние поручения, которые даете ребенку каждый день (помыть лапы собаке, загрузить посудомоечную машину, сходить в магазин за продуктами и т.д.) Но не переусердствуйте! Помните, ребенок не Золушка, и делает все это ради того, чтобы его день стал лучше. Эти задачи не должны занимать половину вечера, полностью лишая его свободного времени. Если вам нужна помощь, то договоритесь о том, что, вернувшись из школы, он, например, выполняет 3 ваших “секретных поручения”. Такие внеплановые задачи не должны быть большими.

Свободное время – после всех остальных дел


Каждый ребенок хочет распоряжаться своим свободным временем, будь то футбол во дворе с друзьями или компьютерные игры. Эти дела также требуют уважения, поэтому есть смысл посвятить им отдельный стикер, но только после основного списка дел.

Помните, ваша цель, чтобы на это дело тоже хватало времени, ведь иначе – это бессмысленно. Так ребенок сам будет ответственен за планирование задач и принятие важных для него решений. Позволяйте ребенку самому ставить задачи – не “душите” инициативу.

Выполняя все эти нехитрые правила, вы не только научите ребенка самостоятельности, но и сэкономите много времени для совместного отдыха.

Читайте также: