Доска бильгоу как использовать

Обновлено: 18.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Кузнецова Т.Н., учитель-логопед,

Коротченкова О.Ю., педагог-психолог,

МДОУ «Детский сад № 5» г. Железногорск

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за

последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в

комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому

проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ

анамнестических данных детей, посещающих дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра, а также различные нарушения речи. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

Проведя мониторинг в детском саду можно сделать вывод, что и у нас в саду встречаются дети различных категорий:

-дети с речевой патологией;

-дети с низким уровнем развития высших психических функций: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);

-дети с задержкой психического развития;

-дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В поисках новых форм оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушениями речи или задержкой развития, педагогом – психологом и учителем-логопедом была изучена программа мозжечковой стимуляции.

Программа мозжечковой стимуляции — это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка.

Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Мозжечок – это диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг.
Ученые установили, что у многих детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать.
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого столетия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
Занятия на балансировочной доске Бильгоу проводятся учителем-логопедои и педагогом-психологом, схожи с занятиями лечебной физкультуры. Однако такая система тренировок, помимо физической нагрузки, активно стимулирует речевые навыки, зрение, внимание и взаимодействие нескольких центров головного мозга.
Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Работа на балансире подходит для детей с расстройством аутистического спектра, алалией, ДЦП, моторной неловкости, нарушении внимания, гиперактивности, СДВГ, ЗПР, ММД, задержке речевого развития, плохой памяти, проблемах обучения.
Результаты работы появляются достаточно быстро, в течение 2-3 недель после начала работы и заключаются в улучшении поведения, внимания, речи, учебе ребенка. Балансир повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом). Положительные результаты впечатляют детей и стимулируют к дальнейшей работе с психологом и логопедом. Результаты показали, что занятия на балансире положительно влияет не только на восприятие устной и письменной речи, но развивает и другие навыки (навыки механического чтения, математические способности, координацию движений, навык балансирования, моторику, эмоционально-волевую сферу, концентрацию внимания).
Занятия на балансире Бильгоу значительно повышают эффективность любых коррекционных занятий. Упражнения легко подбирается под каждого ребенка, исходя из его возраста, особенностей и возможностей. Благодаря положительным впечатлениям, повышается уровень доверия детей к педагогам. Что мотивирует обращаться к специалистам и присутствовать на групповых и индивидуальных занятиях.

Упражнения для балансировочной доски Бильгоу

Упражнения на развитие эквилибристической реакции

· Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

· Использование ОРТО пазл. Пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.

· Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску, старается удержать равновесие.

· Ребенок в положении сидя на доске. Выполняет упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.

· Ребенок, сидя на балансировочной доске выполняет вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

· Ребенок выполняет упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взявшись за левое ухо, а левой рукой – за правое плечо и т. д.

· Ребенок, стоя на доске, держит перед собой палку, делает вдох и на выдохе начинает прокатывать палку между ладонями, произнося поставленный звук.

· Ребенок, стоя на доске, переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.

· Ребенок, стоя на доске, наклоняется вперед, берет мяч, мешочек.

· Ребенок, расположив мячи спереди и по бокам от доски, берет наклонившись, в руки мяч определенного цвета.

· Ребенок беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносит слог, например, «РА», опускает руки, произносит «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «Ру», возвращается в исходное положение, аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо и произносит слог «Ро».

Упражнения с мешочками

· Ребенок, сначала стоя на доске, ощупывает мешочек, догадываясь, что внутри.

· Ребенок , перекладывает мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

· Ребенок держит мешочек в правой руке, отводит сначала в одну, затем в другую сторону, произносит слог с автоматизируемым звуком, затем, перекладывает в правую руку мешочек, поднимает руку вверх и произносит следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держит мешочек двумя руками, произносит слог и вытягивает руки перед собой.

· Ребенок подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;

· Ребенок подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.

· Ребенок бросает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу.

· Ребенок бросает мешочек с отклонением влево/вправо, называет слово, по просьбе педагога возвращает мешочек и повторяет слово. Это же упражнение выполняется с мячом.

В этих упражнениях сначала используются мешочки одного веса, затем разного.

Упражнения с мячами

· Ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.

· Ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч.

· Ребенок ударами мяча об пол, доску, стену, называет слово, делит его на слоги, ловит мяч двумя (одной) руками.

· Ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, при этом называет слова или слоги на автоматизируемый звук.

· Ребенок старается попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.

· Ребенок старается попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.

· Ребенок рассказывает стихотворный текст или чистоговорку под ритм ударов мяча.

· Ребенок осуществляет массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.

· Ребенок одновременно выполняет артикуляционные упражнения и раскачивается на доске.

· Ребенок придумывает слова как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадает кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.

· Ребенок попадает мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.

· Ребенок попадает мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).

· Ребенок соотносит первый звук слова с названием цвета, используем напольную доску.

· «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание. Предлагается схема рисунка. Ребенку нужно повторить ее ударами мяча по геометрическим фигурам на напольной доске.

· Ребенок отбивает мяч левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо работа направляется на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.

· Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговаривает речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

Список литературы:

1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.

2. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.

4. Основы применения программы мозжечковой стимулчции с использованием балансировочного комплекса. Рекомендации для специалистов-педагогов широкого профиля.

5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Балансировочная доска Бильгоу, мозжечковая стимуляция

Фото и видео доски для мозжечковой стимуляции. Помощь в развитии речи и внимания. Помощь для аутистов и других особых деток. Балансировочная доска на заказ или своими руками. Как заниматься на доске Бильгоу. Какие упражнения. Тренажер на баланс своими руками.

ЧТО ЭТО? Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

0693

Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Подходит для детей аутичного спектра, алаликов, для деток с ДЦП, при моторной неловкости, нарушениях внимания, гиперактивности, задержках речи, слабой обучаемости, поведенческих наршениях…

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.


КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ЭТО РЕШАЕТ?

  • восприятие устной, письменной речи
  • навыки механического чтения
  • математические способности
  • все виды памяти
  • спортивные навыки, координацию
    • навык балансирования
    • общую моторику
    • осознание схемы собственного тела
    • эмоционально-волевую сферу
    • концентрацию внимания.

    Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, письмо рукой, память (оперативную и долговременную), мышление.

    Упражнения на балансирующей доске

    Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

    Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения.

    Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

    Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!

    КАК ПРОВОДИТСЯ?

    Занятия можно начинать в 3-4 года. Необходимы регулярные занятия — 3-4 раза в неделю. Примерно 30 минут.

    Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора или мамы, например, обмениваясь с инструктором мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п.

    2751754595

    Разного веса мешочки с крупой кидаются ребенку
    Принимать мяч или мешочки от ведушего, одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
    Подкидывать мешочки вверх двумя руками
    Подкидывать вверх каждой из рук
    Отбивать подвешенный мяч,левой, правой, двумя руками
    Мишень на полу для мешков, мишень на стене, что то на меткость
    Мяч-прыгунчик от наклонной доски отбивать
    Кинуть подвешанный на резиночке мяч — хлопнуть в ладоши пока летит
    Отбивать летщий мячик палочкой или ракеткой.

    Простые упражнения:
    1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
    2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» . Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
    3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
    4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
    5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.

    6. Положение то же. Круговые вращения руками:

    А) Обе руки в одну сторону
    В) Обе руки в разные стороны
    С) По очереди в одну сторону.
    Д) По очереди в разные стороны.

    7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
    А) Обе руки положить на грудь
    В) Поднять руки над головой
    С) Прямые руки в сторону
    Д) Нагнуться, достать пальцы ног
    Е) Любые движения, какие понравятся.

    learning-breakthrough

    Аксессуары:

    -набор из 3 мешочков тканевых с промытой и прожареной крупой (размер, цвет, вес разный)
    — палка с разметкой цветная с цифрами или ракетка для отбивания мяча на резинке
    — мяч на шнуре или резинке
    — напольная мишень с цифрами и тремя мячами или мишень со стрелами, что то на меткость.
    — Разметка на полу или стене.
    — боулинг, банки, подушки, стаканчики или что то на сбивание
    — стенд с чем то на сбивания или стол. То есть не на полу. Стаканчики или тот же боулинг или злые птички.
    — набор из нескольких разных мячей

    НАШ ОПЫТ.

    balansboard6_500

    Хочу такую заказать по интернету или сделать сама. Или пройти в Дети индиго. А может заказать в мебельном. Поделюсь опытом как решим!
    Чертежи вроде в интернете есть! Не могу найти пока точнее. Взяла за основу этот чертеж.

    Размеры 710 на 450 И два полозья-дуги по 20 мм. толщины. Высота ножки в самом высоком месте 7 см. (*если у кого то есть более точные размеры и замеры просьба поделиться)

    Вот подробные фото доски Бильгоу и материалов к ней:



    Посмотрев видео и фото доски я поняла что заниматься можно и дома. Это и весело и полезно. Подходит для деток с аутизмом. Цена доски не так высока. Перечень упражнений достаточно прост, кидаем ребенку мячики и мешочки, ребенок подкидывает по десять раз мячики и мешочки ,меняя руки. Отбивает рукой или палкой мячик на резиночке. Попадает в цели. Перечисляет домашних животных…

    Пройти курс можно в Дети Индиго, Прогноз и других реабилитационных центрах вашего города, если у них имеется данное оборудование. Цена у нас 700 рублей занятие, 30 минут с инструктором, программа индивидуально подбирается под нужны и проблемы и способности ребенка. Посещать не меньше месяца.

    Сделать доску Бильгоу своими руками: цена материалов(опыт других) 1 т.р+-. Отдала заказ в ближайший мебельный магазин. Жду ответа.Пока доска будет без поворотного механизма. Но с ним мы что то придумает позже! Мне пока интересна сама идея. Поспрашивав знакомы нашла в городе тех кто имеет или даже делает такие доски. Так что тема совсем не нова. Интернет и знакомые нам в помощь!

    ОЧЕНЬ понравилась сама терапия, мозжечковая стимуляция, идея с балансом, возможные улучшения при аутизме. Считаю что заниматься причинами надо и очень важно! Убирать то что мешает. Помогать там где это возможно! Ведь поправив какую то зону мозга, мы помогаем ребенку ИЗНУТРИ, улучшаем его функционал, ставим ему как будто помощника в обучении и развитии. И чем больше таких помощников у нашего ребенка, чем лучше работает его мозг, чем правильнее и быстрее справляется с задачами — тем успешнее и быстрее ребенок улучшается и восстанавливается!

    Пока ребенок маленький, пока его мозг особо пластичен, важно сделать как можно больше того что помогает ФУНКЦИОНИРОВАТЬ лучше и проще. Я загорелась сделать сама или купить такую балансировочную доску!

    Дописано…Все оказалось не так просто. Но теперь у нас доска! Нам отказало несколько магазинов и хотя цена была всего 800 рублей, никто и браться, возиться не хотел. Тогда я начала спрашивать у знакомых. Несколько людей указали мне рукастых родственников которые готовы сделать за 500 рублей даже. Мне подсказали у кого есть самодельная, я хотела взглянуть,уточнить параметры. Спросила не продаст ли она мне ее. Что купила бы у нее с доставкой.
    В тот же день я стала счастливой обладательницей самодельной мозжечковой доски! 500 рублей. Она была небольшая. Думаю размер не принципиален. У нее крутились ножки. Выкладываю фоточки.





    НАШ ОПЫТ. Ловим и кидаем мы в основном ЯБЛОКИ, АПЕЛЬСИНЫ, иногда ГРУШИ))) Мячик через пол, иногда шарик. Меняю градус у ножек. Встаю то слева как бы по диагонали, то прямо, иногда ребенок сам поднимает предметы. То есть встает и сходит с доски, приседает, балансирует! Доской очень довольны! Сынок ее очень полюбил, занимаемся ежедневно в будни перед отходом к дневному лежанию, поощрение служит само яблоко или другой фрукт. Для то го что бы было интересно я считаю от 20 или 10 вниз; с пятнадцати вверх или с 20 вверх или с сорока, в общем порядок разный, я его меня. Иногда десятками ведем счет. Иногда я, иногда сын считает вслух. Еще иногда неожиданно кидаю попеременно то мяч то фрукт, тяжесть разная. Эффект неожиданности) Очень хочется научить ребенка ловить одной рукой. Но обычно мы вдвоем и некому по-тьютерить. Внизу статьи есть видео наших мини занятий, часто к ним я добавляю и другие физические упражнения, диск, кувырки….Хочу очень отбивать мяч на резинке, но не знаю как приспособить потолок. Пока обходимся простыми упражнениями. Главное что нравится и делаем пусть недолго, но регулярно!

    К доске я подобрала несколько мячиков, сшила подушечку с горохом. Максим подходил постоянно к доске первое время и до сих пор это его любимое время препровождения в зале. Возле доски всегда лежит надувной шарик, мяч об пол. Фрукт каждый день ребенок выбирает сам.
    Планируем пойти все таки на профессиональные занятия с тренером, на такой доске. Чтобы получить МАКСИМУМ пользы. И помощь мозгу и развитию в целом. 30 минут дома оказались недостижимой планкой. В в центре же ребенок будет у слушаться тренера=взаимодействовать и заниматься=улучшаться. А мы наберемся идей и опыта. Так что доска Бильгоу ждет нас!
    Выложим наш опыт по мере его получения)

    Небольшое наше видео на доске ТУТ
    Спортивные занятия в том числе и с доской ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

    Желаю всем деткам найти баланс, развиваться и улучшаться благодаря выбранным терапиям и вопреки диагнозу!

    В материале представлены упражнения, которые помогут разнообразить работу учите-логопеда и способствовать достижению поставленных целей при закреплении речевых навыков.

    ВложениеРазмер
    metod_razrabotka.docx 19.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе.

    Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы. Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

    Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.

    Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т. д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

    Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений с мячом и мешочком отрабатывали на ровной поверхности. Мы описали используемые упражнения с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

    Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

    Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

    • Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
    • Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.
    • Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
    • Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
    • Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
    • Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
    • Слоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
    • Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
    • Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.
    • Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
    • Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, наприме5р, «РА», опускаем руки, произносим «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «Ру», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «Ро».

    Затем используются разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.

    Упражнения с мешочками.

    • Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
    • Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
    • Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
    • Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками;
    • Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
    • Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
    • Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.

    В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.

    Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.

    Следующим этапом было стоя на доске ловить и бросать мячик – маятник. В потолок вбили крючок, к нему привязали на тонкой верёвке резиновый мячик среднего размера на расстоянии 1 м 30 см от пола.

    Упражнения с мячиком - маятником.

    • Подбрасывать и ловить мячик разными руками,
    • побрасывать и ловить с хлопками;
    • подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;
    • отбивать мячик ракеткой, планкой;
    • бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.

    Упражнение с цветной планкой.

    • Отбивать мяч - маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.
    • Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.
    • Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.

    Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.

    Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

    Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.

    С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    Комплекс упражнений с использованием балансировочной доски Бильгоу

    Комплекс упражнений с использованием балансировочной доски Бильгоу.


    Доклад: «Использование балансировочной доски Бильгоу в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ»

    Заинтересовать педагогов программой Ф. Бильгоу "Прорыв в обучении".Цель её – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, мелкой .


    Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедическом процессе.

    Методическое пособие «Развиваемся, балансируя на доске Бильгоу».Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают разработку сп.


    Материалы Международной научно-практической конференции: Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедическом процессе.

    Публикация в журнале :Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционнологопедическом процессе детского сада.


    Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе

    Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и перерабо.

    Использование балансировочной доски Бильгоу в практике учителя-логопеда ДОО группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, как средство здоровьесбережения дошкольников

    В статье представлено описание работы с балансировочной доской Бильгоу с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя-логопеда.

    Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагога.

    Использование балансировочной доски Бильгоу в работе с детьми дошкольного возраста

    Балансир – это тренажер, который учит ребенка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой неустойчивую поверхность, сделан из дерева.

    Актуальность : упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем производится более дифференцированная работа мышц и выработка координации движения. Умение держать равновесие – важный навык для каждого ребенка. С его помощью малыш легко научится кататься на велосипеде, роликах, скейте. Во время прогулок чувство равновесия можно тренировать хождением по бордюрам и низким перегородкам, в садике при помощи спортивного балансира. Ощущение баланса важно на каждом этапе развития ребенка, особенно тогда, когда он начинает активно познавать окружающий мир, мечтает о первом велосипеде, коньках, роликах, хочет выплеснуть накопившуюся энергию, но не знает, как сделать это правильно.

    Здесь на помощь приходит спорт. Но ребенок 4-5 лет, а иногда и старше, еще не готов сосредоточенно заниматься исключительно спортивными упражнениями, даже если они простые и легкие. Поэтому спорт нужно подавать как игру, тогда вас ждет успех.

    Что важно учесть, занимаясь на балансировочных досках

    Упражнения должны носить игровой характер, при этом, важна сосредоточенность и правильное выполнение.

    Не заниматься слишком долго, даже если малышу очень нравится (30 минут в день более чем достаточно в первые несколько месяцев).

    Не перегружайте детский организм, ничего не нужно делать через «не могу».

    Всегда подстраховывайте ребенка во время занятий.

    Стремитесь к тому, чтобы стоя на баланс борде ребенок почувствовал себя настолько уверенным, что перестанет постоянно смотреть под ноги или хвататься за опору.

    Как и взрослым, перед началом упражнений детям нужен разогрев, разминка и растяжка.

    И главное: поддерживайте позитивный настрой!

    Упражнения на балансировочных досках для детей

    Упражнение 1. Основа

    Для того, чтобы усложнять тренировки и разнообразить их, малыш должен научиться самому главному: сохранять равновесие на доске, минимально используя страховку и поддержку, за счет только мышц своего тела. Поэтому начальное упражнение – это стойка на баланс борде.

    Исходное положение: стоя на полу.

    Положить на пол у стены или другой опоры, до которой просто дотянуться;

    Встать у того края доски, который упирается в пол. Туловище и стопы повернуты по направлению вдоль доски;

    Поставить правую ногу поперек доски на ближний край;

    Взяться за опору для подстраховки левой рукой;

    Поставить так же левую ногу на другой конец доски, перенести на нее вес.

    Время: 1-2 минуты. С каждым разом его можно увеличивать и стараться находить точку баланса, не придерживаясь за стену или другую опору.

    Упражнение 2. Ходьба

    Нужно постараться выполнить его без поддержки.

    Нужно положить ролик и доску, как и в предыдущем упражнении.

    После этого встать у опущенного на пол края доски, ноги вместе.

    Переставляя ноги рядом, необходимо пройтись вдоль доски до другого края, задержавшись на середине, чтобы почувствовать, как перекатывается валик под ступнями. Ребенок должен как можно дольше удерживать равновесие на середине доски, где расположен ролик, отклоняясь чуть вперед и назад.

    Выполнить 5-7 таких проходов.

    Упражнение 3. Черепашка

    Оно помогает хорошо поработать с мышцами спины и плеч

    Для этого ребенку нужно лечь животом на баланс борд, ноги вытянуты прямо, носками касаются пола. Руки расставлены в стороны по бокам.

    Стараясь как можно меньше помогать себе руками, отталкиваясь от пола только пальцами ног и носочками, малыш должен поддерживать равновесие и положение доски, параллельное полу.

    Время: 1-2 минуты, 4 подхода

    Упражнение 4. Перевес

    Оно научит ребенка сохранять равновесие, когда его собственный веc распределяется неравномерно и подготовит к более сложному этапу – стоять на баланс борде на одной ноге.

    Нужно встать на баланс борд и сохранять равновесие 1-2 минуты.

    Потом полностью перенести вес на одну ногу, при этом вторую не отрывать от поверхности деки.

    Удерживать равновесие еще 1 минуту, вернуться в исходное положение.

    То же самое проделать и для другой ноги.

    Через месяц регулярных тренировок нужно пробовать отрывать ногу, с которой перенесен вес, от поверхности доски, с каждым разом увеличивая расстояние и время.

    Количество подходов: 3-5

    Упражнение 5. Мячик

    Это усложненное упражнение, предназначенное для того, чтобы ребенок научился держать равновесие за счет работы мышц ног и балансирования тела, без помощи рук.

    Нужно взять в руки футбольный или баскетбольный мяч (для деток младшего возраста можно использовать небольшой игровой мячик).

    Встать на баланс борд, держа мячик обеими руками внизу.

    Сохранять равновесие 1 минуту.

    Медленно поднять мяч вверх над головой.

    Сохранять равновесие столько, сколько получается.

    Плавно опустить руки с мячом на уровень груди.

    Балансировать 1 минуту.

    Отвести руки с мячом максимально вправо, не меняя положение тела.

    Удерживать равновесие 30 секунд. Выполнить в другую сторону.

    Выполнить 3 подхода.

    Упражнение 6. Стойка на коленях

    Это упражнение хорошо разрабатывает мышцы поясницы, т. к. равновесие поддерживается преимущественно за счет работы верхней части тела.

    Придерживаясь за опору, нужно встать на доску коленями, так же, как ребенок уже умеет это делать, становясь ступнями.

    При этом носки могут касаться пола или слегка в него упираться.

    Первые несколько тренировок можно использовать широко расставленные руки, чтобы лучше удерживать равновесие, но с каждой тренировкой нужно стараться держать их как можно ближе к телу и не помогать.

    Взрослый может поддерживать ребенка под локти, но избегайте того, чтобы малыш «висел» на руках.

    Упражнение 7. Отжимания на баланс борде

    Отжимания позволяют разрабатывать спину, руки, плечи, выполняют функцию общего укрепления.

    Прежде, чем попробовать отжиматься на доске, ребенку стоит выполнить 5-7 отжиманий просто от пола, чтобы подготовить мышцы.

    Ролик должен размещаться четко по центру доски во время упражнения, руки стоят на деке на одинаковом расстоянии от центра, но не на самом краю, чтобы избежать травмы, если ладонь соскользнет.

    Выполните 5 отжиманий, повторите 2-3 подхода.

    Баланс борд – универсальный тренажер, который пригодится не только тем малышам, кто только начинает заниматься спортом, но и более профессиональным юным спортсменам.

    Он незаменим для детей, которые занимаются в балетных, танцевальных, цирковых студиях, а также увлекаются скейтбордом, сноубордом, лыжами, конькобежным спортом и даже различными видами единоборств.

    Простой, компактный и доступный тренажер не занимает много места, что позволяет использовать его в маленьких помещениях, в школьных спортзалах, в группах детского сада, в спортивных секциях, во время индивидуальных и групповых занятий.

    Цель: совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной активности.

    Проблема: недостаточно сформированы движения ребенка, дети не умеют удерживать равновесие при ходьбе, преодолевать даже небольшие препятствия. Это связано с особенностями анатомического строения тела и недостаточностью двигательного опыта. Так, движение рук при ходьбе либо отсутствуют, либо не согласованы с движением ног, туловище наклонено вперед, шаги на всей ступне, семенящие, неравномерные, темп ходьбы неустойчивый.

    Материал: дсп, брусок, краска, лак для покрытия, кисть.












    Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

    Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

    Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл

    Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    • Онлайн
      формат
    • Диплом
      гособразца
    • Помощь в трудоустройстве

    Видеолекции для
    профессионалов

    • Свидетельства для портфолио
    • Вечный доступ за 120 рублей
    • 311 видеолекции для каждого

    Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя-логопеда

    Кугенева И.А. учитель-логопед,

    МДОУ «Детский сад № 155 к.в.» г. Магнитогорск

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

    физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за

    последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в

    комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому

    проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ

    анамнестических данных детей, посещающих дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра, а также различные нарушения речи. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

    Проведя мониторинг в детском саду можно сделать вывод, что и у нас в саду встречаются дети различных категорий:

    -дети с речевой патологией;

    -дети с низким уровнем развития высших психических функций: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);

    -дети с задержкой психического развития;

    -дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

    В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В поисках новых форм оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушениями речи или задержкой развития, педагогом – психологом и учителем-логопедом была изучена программа мозжечковой стимуляции.

    Программа мозжечковой стимуляции — это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка.

    Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.
    Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
    Мозжечок – это диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг.
    Ученые установили, что у многих детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать.
    Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого столетия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
    Занятия на балансировочной доске Бильгоу проводятся учителем-логопедои и педагогом-психологом, схожи с занятиями лечебной физкультуры. Однако такая система тренировок, помимо физической нагрузки, активно стимулирует речевые навыки, зрение, внимание и взаимодействие нескольких центров головного мозга.
    Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
    Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
    Работа на балансире подходит для детей с расстройством аутистического спектра, алалией, ДЦП, моторной неловкости, нарушении внимания, гиперактивности, СДВГ, ЗПР, ММД, задержке речевого развития, плохой памяти, проблемах обучения.
    Результаты работы появляются достаточно быстро, в течение 2-3 недель после начала работы и заключаются в улучшении поведения, внимания, речи, учебе ребенка. Балансир повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом). Положительные результаты впечатляют детей и стимулируют к дальнейшей работе с психологом и логопедом. Результаты показали, что занятия на балансире положительно влияет не только на восприятие устной и письменной речи, но развивает и другие навыки (навыки механического чтения, математические способности, координацию движений, навык балансирования, моторику, эмоционально-волевую сферу, концентрацию внимания).
    Занятия на балансире Бильгоу значительно повышают эффективность любых коррекционных занятий. Упражнения легко подбирается под каждого ребенка, исходя из его возраста, особенностей и возможностей. Благодаря положительным впечатлениям, повышается уровень доверия детей к педагогам. Что мотивирует обращаться к специалистам и присутствовать на групповых и индивидуальных занятиях.

    Упражнения для балансировочной доски Бильгоу

    Упражнения на развитие эквилибристической реакции

    · Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

    · Использование ОРТО пазл. Пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.

    · Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску, старается удержать равновесие.

    · Ребенок в положении сидя на доске. Выполняет упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.

    · Ребенок, сидя на балансировочной доске выполняет вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

    · Ребенок выполняет упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взявшись за левое ухо, а левой рукой – за правое плечо и т. д.

    · Ребенок, стоя на доске, держит перед собой палку, делает вдох и на выдохе начинает прокатывать палку между ладонями, произнося поставленный звук.

    · Ребенок, стоя на доске, переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.

    · Ребенок, стоя на доске, наклоняется вперед, берет мяч, мешочек.

    · Ребенок, расположив мячи спереди и по бокам от доски, берет наклонившись, в руки мяч определенного цвета.

    · Ребенок беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносит слог, например, «РА», опускает руки, произносит «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «Ру», возвращается в исходное положение, аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо и произносит слог «Ро».

    Упражнения с мешочками

    · Ребенок, сначала стоя на доске, ощупывает мешочек, догадываясь, что внутри.

    · Ребенок , перекладывает мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

    · Ребенок держит мешочек в правой руке, отводит сначала в одну, затем в другую сторону, произносит слог с автоматизируемым звуком, затем, перекладывает в правую руку мешочек, поднимает руку вверх и произносит следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держит мешочек двумя руками, произносит слог и вытягивает руки перед собой.

    · Ребенок подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;

    · Ребенок подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.

    · Ребенок бросает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу.

    · Ребенок бросает мешочек с отклонением влево/вправо, называет слово, по просьбе педагога возвращает мешочек и повторяет слово. Это же упражнение выполняется с мячом.

    В этих упражнениях сначала используются мешочки одного веса, затем разного.

    Упражнения с мячами

    · Ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.

    · Ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч.

    · Ребенок ударами мяча об пол, доску, стену, называет слово, делит его на слоги, ловит мяч двумя (одной) руками.

    · Ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, при этом называет слова или слоги на автоматизируемый звук.

    · Ребенок старается попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.

    · Ребенок старается попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.

    · Ребенок рассказывает стихотворный текст или чистоговорку под ритм ударов мяча.

    · Ребенок осуществляет массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.

    · Ребенок одновременно выполняет артикуляционные упражнения и раскачивается на доске.

    · Ребенок придумывает слова как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадает кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.

    · Ребенок попадает мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.

    · Ребенок попадает мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).

    · Ребенок соотносит первый звук слова с названием цвета, используем напольную доску.

    · «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание. Предлагается схема рисунка. Ребенку нужно повторить ее ударами мяча по геометрическим фигурам на напольной доске.

    · Ребенок отбивает мяч левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо работа направляется на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.

    · Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговаривает речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

    Список литературы:

    1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.

    2. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.

    4. Основы применения программы мозжечковой стимулчции с использованием балансировочного комплекса. Рекомендации для специалистов-педагогов широкого профиля.

    5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

    Читайте также: