Допустимая коррозия и выветривание поверхностного слоя бетона струнобетонных опор составляет
Обновлено: 16.04.2024
Настоящие региональные нормы проектирования защиты от коррозии бетонных и железобетонных конструкций транспортных инженерных сооружений базируются на действующих федеральных нормах проектирования защиты от коррозии строительных конструкций.
Нормы разработаны с учетом последних достижений в области защиты от коррозии строительных конструкций.
Определены возможные агрессивные воздействия природных и техногенных сред г. Москвы на бетонные и железобетонные конструкции, конкретизированы основные положения и требования по их защите.
В составе норм представлены следующие материалы:
- классификация условий эксплуатации с оценкой степени агрессивных воздействий для наземных и подземных элементов конструкций транспортных сооружений: мостов и тоннелей на автомобильных дорогах, эстакад и путепроводов, подземных и надземных пешеходных переходов, элементов обустройства автомобильных дорог (наружные ограждения дорог и разделительных полос, шумозащитные экраны, бортовой камень, банкетки);
- требования к бетону и стальной арматуре;
- требования к элементам конструкций и сооружений технологического и расчетно-конструктивного характера;
- рекомендации по методам защиты поверхности конструкций и т.д.
Нормы не распространяются на защиту от коррозии:
- конструкций сооружений железных дорог, метрополитенов и аэродромов;
- элементов для отвода сточных вод и прокладки коммуникаций;
- опор контактной сети и электроосвещения дорог;
- вызываемой блуждающими токами и радиоактивными веществами;
- бетонных и железобетонных конструкций из специальных бетонов (полимербетонов, кислотостойких, жаростойких бетонов).
1.2. Защита от коррозии подземной и подводной частей фундаментов, опор мостов, опор путепроводов, а также поверхностей конструкций подземных тоннелей и подпорных стенок, контактирующих с грунтом, выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11, МГСН 2.08, СНиП 2.02.
1.3. Соблюдение настоящих норм обязательно для всех организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих строительную деятельность в г. Москве.
В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:
1. СНиП 2.01.07-85. Нагрузки и воздействия.
2. СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений.
3. СНиП 2.03.01-84*. Бетонные и железобетонные конструкции.
4. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии.
5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.
7. СНиП 2.06.07-87. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения.
9. СНиП 3.04.03-85. Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии.
11. СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
12. СНиП 23-01-99. Строительная климатология.
13. СНиП 32-04-97. Тоннели железнодорожные и автодорожные.
14. СНиП II -3-79**. Строительная теплотехника.
15. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
16. МГСН 5.02-99. Проектирование городских мостовых сооружений.
17. ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
18. ГОСТ Р 12.1.052-97. ССБТ. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения.
19. ГОСТ 12.3.002-75. ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
20. ГОСТ 12.3.005-75 ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности.
21. ГОСТ 12.3.035-84. ССБТ. Строительство. Работы окрасочные. Требования безопасности.
22. ГОСТ 969-91. Цементы глинозёмистые и высокоглинозёмистые. Технические условия.
23. ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций (с изменениями 1994 г.).
24. ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия.
25. ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
26. ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.
27. ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические условия.
28. ГОСТ 9757-90. Гравий, щебень и песок искусственные пористые. Технические условия.
29. ГОСТ 10060-95. Бетоны. Методы определения морозостойкости.
31. ГОСТ 10884-94. Сталь арматурная термомеханически упрочнённая для железобетонных конструкций.
32. ГОСТ 12730.3-78. Бетоны. Метод определения водопоглощения.
33. ГОСТ 12730.5-84*. Бетоны. Методы определения водонепроницаемости.
35. ГОСТ 21924-84. Плиты железобетонные для покрытия городских дорог. Технические условия.
36. ГОСТ 22266-94. Цементы сульфатостойкие. Технические условия.
37. ГОСТ 23732-79. Вода для бетонов и растворов. Технические условия.
38. ГОСТ 24211-91. Добавки для бетонов. Общие технические требования.
39. ГОСТ 26633-91. Бетон тяжелый и мелкозернистый. Технические условия.
40. Временная инструкция по технологии зимней уборки проезжей части улиц и проездов с применением химических противогололедных реагентов и щебня фракции 2 - 5 мм УЖКХ Правительства Москвы, 2002 г.
41. ПОТ РМ 017-2001. Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах.
42. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
43. СТО АСЧМ 7-93. Прокат периодического профиля из арматурной стали.
3.1. Защита от коррозии поверхностей бетонных и железобетонных конструкций должна осуществляться с учетом требований СНиП 21-01 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» по пожарной безопасности.
3.2. Строительное сырье и материалы для защиты от коррозии бетонных и железобетонных конструкций подлежат гигиенической оценке (экспертизе) с оформлением санитарно-эпидемиологического заключения на данный вид продукции.
3.3. Проектирование защиты строительных конструкций от коррозии выполняется в следующем порядке:
а) Устанавливается вид и характер агрессивных воздействий на элементы транспортных сооружений по анализу данных:
- геохимических характеристик грунтов и грунтовых вод в районе строительства;
- характеристик агрессивных компонентов (по виду и концентрации газов, твердых и жидких сред) в атмосфере окружающего воздуха и на горизонтальных поверхностях конструкций;
- по наличию в районе строительства зданий и сооружений с потенциальной возможностью загрязнения воздушной среды, грунтов и грунтовых вод и т.п.
б) На основании этих сведений в соответствии с настоящими нормами устанавливается степень агрессивного воздействия среды к бетону и железобетону.
в) Для данного вида и степени агрессивного воздействия среды устанавливаются требования к исходным материалам для бетонных и железобетонных конструкций и дополнительные требования к элементам сооружения технологического и расчетно-конструктивного характера (первичная защита).
г) Выбирается вид и способ защиты от коррозии поверхностей конструкций (вторичная защита) в случаях, когда их долговечность на стадии проектирования не может быть обеспечена мерами первичной защиты.
3.4. Выбор мер защиты должен производиться на основании технико-экономического сравнения вариантов с учётом прогнозируемого срока службы и расходов, включающих расходы на возобновление вторичной защиты, текущий и капитальный ремонты конструкций и другие, связанные с эксплуатацией затраты.
3.5. Выбор антикоррозионных материалов должен осуществляться с учетом их пожарно-технических характеристик (пожарной опасности) и совместимости с огнезащитными материалами, а также согласно требованиям раздела 8 настоящих МГСН.
3.6. При проектировании защиты от коррозии восстанавливаемых или реконструируемых сооружений следует предусматривать выполнение работ по обследованию и анализу коррозионного состояния отдельных конструкций и их элементов, а также всего сооружения в целом.
4.1. Оценка степени агрессивных воздействий среды на элементы сооружений производится с учетом климатических характеристик района строительства в соответствии со СНиП 2.03.01, СНиП II-3 и вида агрессивной среды. Согласно СНиП 2.03.01 Москва относится к «нормальной» зоне влажности. Для конструкций мостов через реки города, а также сооружений, располагающихся в непосредственной близости к большим водоемам, условия соответствуют «влажной» зоне.
4.2. Строительные конструкции и элементы сооружений транспорта города подвергаются воздействию:
- газообразной среды в виде загрязненной атмосферы окружающего воздуха;
- твёрдой среды в виде пыли и грязи, осаждающихся на наружных поверхностях конструкций;
- жидкой среды в виде атмосферных осадков с учетом растворения в них агрессивных веществ из воздуха и с поверхности грунта и конструкций, моющих средств, применяемых при уборке конструкций.
4.3. Агрессивность среды для бетона транспортных сооружений обусловлена для сред:
- газообразных - загрязнениями за счет выбросов автомобильного транспорта (~ 90 %) и агрессивными компонентами, содержащимися в окружающем воздухе (оксиды серы и пыль сложного химического состава), из которых значительную часть составляют выбросы объектов теплоэнергетики.
Данные по загрязнению воздуха непосредственно на автомагистралях приведены в Приложении А.
- твердых - наличием взвешенных веществ, содержащих сернистые и др. химически активные соединения; пыли и грязи, сорбирующих агрессивные компоненты из воздуха, с поверхности земли и дорожных покрытий; частиц противогололёдных материалов, наносимых в зимнее время на поверхности дорожных покрытий и тротуаров. Перечень применяемых солей антиобледенителей (по Временной инструкции по технологии зимней уборки проезжей части улиц и проездов с применением химических противогололедных реагентов и щебня фракции 2 - 5 мм) с указанием компонентов, влияющих на коррозионное состояние бетона и железобетона, приведен в Приложении Б.
- жидких - составом жидкостей, к которым относятся дорожные моющие средства и нефтепродукты (проливы жидкого топлива и масел), а также растворами твердых веществ.
Степень агрессивного воздействия среды определяется сочетанием условий эксплуатации по температуре и влажности (включая попеременное замораживание и оттаивание) с агрессивными воздействиями окружающей среды.
К первой категории (1) следует относить конструкции и их элементы, которые в процессе эксплуатации защищены от непосредственного попадания атмосферных осадков, но при этом подвержены воздействию наружной температуры и влажности окружающего воздуха и агрессивных газов. К конструкциям первой категории можно отнести элементы стен и перекрытий протяженных (более 60 м) тоннелей, конструкций, находящихся в закрытой части подземных и наземных переходов, не подвергающиеся воздействию жидкостей с проезжей части дорог, в том числе заносимых колесами автотранспорта.
Ко второй категории (2) следует относить все конструкции и их элементы, эксплуатирующиеся на открытом воздухе, которые подвержены воздействию атмосферных осадков и агрессивных газов, за исключением конструкций и их элементов, отнесенных к третьей категории.
К третьей категории (3) следует относить конструкции и их элементы, эксплуатирующиеся на открытом воздухе, подвергающиеся воздействию атмосферных осадков и агрессивных газов и имеющих контакт с твердыми и жидкими агрессивными средами, а также элементы конструкций, на которые непосредственно попадают загрязнения с колес автотранспорта. К третьей категории относятся: дорожные покрытия из монолитного и сборного бетона и железобетона, нижние части подпорных стенок, опоры эстакад и путепроводов, стен тоннелей (на участках, примыкающих к портальной части), большая часть элементов обустройства автомобильных дорог, а также опоры мостов в зоне переменного уровня воды.
Перечень элементов конструкций транспортных сооружений, подвергающихся воздействию агрессивных сред, и их расчетный срок службы приняты в соответствии с МГСН 5.02 и приведены в Приложении В.
Принадлежность элементов конструкций к категории условий эксплуатации приведена в Таблице 1.
4.5. Оценка агрессивного воздействия газообразных, твердых и жидких сред по отношению к бетону и железобетону элементов конструкций приведена в Таблице 2. Степень агрессивного воздействия среды для 3 категории условий эксплуатации принята с учетом воздействия растворов агрессивных компонентов и циклического замораживания и оттаивания.
При применении в конструкциях, относящихся к 1 и 2 категориям условий эксплуатации, бетонов марок по водонепроницаемости W 10 и выше агрессивность воздействия среды можно принимать на одну ступень ниже указанной в Таблице 2.
ОПОРЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ, ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
Внешним осмотром проверяют состояние надземной части поверхности опор. Подземную часть фундамента осматривают в процессе откопки. Откопку проводят в два этапа в зонах наименьших нагрузок на глубину до уровня грунтовых вод или до 2/3 глубины заложения, предварительно установив временные оттяжки. Открытую поверхность бетонной опоры обстукивают молотком.
Проверка и ремонт железобетонных опор. Выявляют дефекты: сколы бетона, выветривание поврежденного слоя бетона, поперечные и продольные трещины и т. п. Трещины осматривают через микроскоп или лупу, их раскрытие определяют щупом. Длину трещины измеряют рулеткой или линейкой. Для контроля за развитием трещины устанавливают гипсовую марку, а концы трещины отмечают краской или насечкой на бетоне. Для определения прочности бетона эталонным молотком наносят 10 ударов по бетону опоры. Измеряют диаметры лунок на бетоне d6 и эталонном стержне d3. Подсчитывают средние значения диаметров и их отношение d6cp/d9Cp.
По тарировочной кривой определяют прочность бетона.
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РАЗМЕРЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЦЕНТРИФУГИРОВАННЫХ ОПОР
Допустимые дефекты и размеры
Место расположения по высоте опоры
в струнобетонных опорах
в опорах с ненапряженной арматурой
Сквозные отверстия в стенке или откол бетона с обнаружением арматуры
От условного обреза фундамента:
4,5 м и выше
менее 4,5 м ниже условного обреза
Ширина выкола А в процентах от длины окружности L
10
5
Не допускается
10
5
Не допускается
В надземной части
В подземной части
Толщина слоя, поврежденного коррозией равномерно по окружности, мм
Коррозия обнаженной продольной арматуры
В надземной части
В подземной части
Число поврежденных стержней при уменьшении сечения на 30% или число полностью поврежденных пучков
1
Не допускается
1
Не допускается
В подземной часта
В надземной часта
Ширина
раскрытия,
мм
0,1
Не допускается
Допустимые дефекты и размеры
Место расположения по высоте опоры
в струнобетонных опорах
в опорах
с ненапряженной арматурой
Между вершиной опоры и пятой консоли
Число трещин в одном поперечном сечении
Одна трещина раскрытием до 3 мм
Одна трещина раскрытием до 3 мм
Между пятой консоли и условным обрезом фундамента
Число трещин в одном поперечном сечении
Две трещины раскрытием до 0,4 мм, длиной не более 2 м или одна раскрытием до 1,5 мм
Три трещины раскрытием до 0,5 мм,при этом в сжатой зоне не более двух или две, одна из которых раскрытием не более 1,5 мм, а другая 0,5 мм
В подземной части
Число трещин в одном поперечном сечении
ПОВРЕЖДЕНИЯ ФУНДАМЕНТОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР
Возможные причины возникновения
Сколы углов фундамента с оголением анкерных болтов
Нарушение гидроизоляционного слоя
Низкое качество нанесения на заводе;
различные температурные деформации бетона и битума; механические повреждения
Коррозия и выветривание поверхностного слоя бетона
Агрессивность окружающей среды;
недостаточная прочность бетона
Уменьшение площади сечения анкерных болтов или арматуры, обнаруживаемое по наличию бурых пятен или трещин на поверхности бетона
Электрическая коррозия арматуры под действием токов, стекающих с рельсов через цепи заземления; почвенная коррозия арматуры из-за агрессивности среды
Возможные причины возникновения
Поперечные трещины раскрытием более 0,2 мм
Перегрузка опоры; уменьшение площади сечения анкерных болтов в результате коррозии; потеря сцепления анкерных болтов с бетоном при откалывании защитного слоя в результате коррозии
Продольные трещины в надземной части, сужающиеся к низу фундамента
Атмосферная коррозия анкерных болтов в условиях пористого бетона или агрессивных сред
2.2.6. При наблюдениях за зданиями, сооружениями и фундаментами оборудования должно контролироваться состояние подвижных опор, температурных швов, сварных, клепаных и болтовых соединений металлоконструкций, стыков и закладных деталей сборных железобетонных конструкций, арматуры и бетона железобетонных конструкций (при появлении коррозии или деформации), подкрановых конструкций и участков, подверженных динамическим и термическим нагрузкам и воздействиям.
Наиболее уязвимыми местами зданий и сооружений являются:
—места приложения сосредоточенных нагрузок; опорные части ферм, ригелей, прогонов, опорные части пилястр, перемычек;
—места сопряжений конструкций: стыки панелей, стен, покрытий, перекрытий, сопряжения стен зданий разной этажности и разновысотных сооружений;
—места пропуска коммуникаций через стены, сопряжения кровли с трубами, стенами, парапетными стенками;
— места вероятного увлажнения конструкций; места излома и сопряжения горизонтальной и вертикальной гидроизоляции;
— места наибольшего износа защитных покрытий полов, защитные конструкции и покрытия в помещениях душевых, санузлов, помещений химводоочистки.
Наиболее опасны дефекты стыков колонн, балок прогонов, так как они могут привести к разрушению зданий и сооружений. Отклонения от вертикали, перекосы в плоскости, возникающие вследствие некачественного монтажа и неравномерной осадки фундаментов, могут вызвать перераспределение напряжений и разрушение конструкций.
В зданиях, оборудованных мостовыми кранами, необходимо следить за состоянием узла сопряжения несущих конструкций, так как работа мостовых кранов может привести к ослаблению и расстройству соединений колонн с подкрановыми балками, ригелями и элементами покрытий, появлению трещин в подкрановых балках и другим повреждениям: трещинам в верхнем поясе подкрановой балки, прогибу верхнего пояса балки, расстройству швов и соединений, смещениям рельсов на подкрановых балках, износу реборд ходовых колес и др.
Односторонний износ головок рельсов и реборд колес мостового крана в машинном отделении свидетельствует о наличии поперечного уклона подкрановых путей, который при интенсивном износе реборд и рельса, как правило, превышает 40 мм. Двусторонний износ реборд катков и головок рельсов появляется при разнице в диаметрах ходовых колес мостового крана.
Обеспечение нормального состояния подкрановых конструкций достигается своевременным ремонтом и рихтовкой подкрановых путей, ликвидацией перекосов кранового моста в плане, устранением разницы в диаметрах ходовых колес крана, повышением продольной и поперечной жесткости опор и пролетных конструкций. Рихтовка подкрановых путей выполняется в соответствии с [14]. Не реже 1 раза в 3 года должно выполняться полное техническое освидетельствование подкрановых путей с привлечением специализированной организации.
Разрушение конструкций и сооружений, как правило, возникает раньше всего в узлах сопряжения отдельных элементов, где возможны неплотности, раковины, образование узких щелей, в которых скапливается пыль и задерживается влага: сопряжения стен, колонн с полами и отмостками, швы между панелями и плитами ограждений, температурные и осадочные швы.
На гранях железобетонных статически нагруженных колонн могут появиться вертикальные трещины вследствие чрезмерного изгиба стержней рабочей арматуры, если хомуты поставлены редко, или коррозии арматуры от проникающей через поры защитного слоя бетона влаги. Продукты коррозии могут увеличить объем арматуры в 3 раза и более, что неизбежно вызывает механическое разрушение бетона. В бетонных конструкциях в зависимости от ведущих признаков разрушения коррозия подразделяется на три вида: выщелачивание извести из цемента фильтрирующей сквозь толщу бетона мягкой водой; кислотное или химическое разрушение при действии на бетон кислот, солей и щелочей, вступающих в обменные реакции с составными частями цементного камня; сульфатная коррозия или кристаллизационное разрушение бетона вследствие накопления в порах и капиллярах бетона кристаллов солей в результате химических реакций взаимодействия агрессивной среды и составных частей цементного камня или в результате присоса солей извне и выделения их из раствора при постоянном испарении влаги.
Повышение коррозионной стойкости внешнего слоя железобетонных или бетонных конструкций в условиях агрессивных сред обеспечивается обработкой поверхности конструкций торкретированием, гидрофобизацией, силикатизацией или флюатированием.
Образование наклонных трещин на опорных концах железобетонных балок и прогонов указывает на их недостаточную несущую способность по наклонным сечениям. При недостаточной несущей способности на восприятие изгибающего момента образуются вертикальные и наклонные трещины в пролетных участках балок и прогонов. На опорных участках монолитных плит при недостаточной их несущей способности по изгибающему опорному моменту образуются трещины, направленные поперек рабочего пролета.
Трещины в растянутой зоне железобетонных и армокаменных изгибаемых конструкций, направленные перпендикулярно к ребру и затухающие к нейтральной оси, образуются обычно вследствие перегрузки конструкций.
Наклонные трещины на вертикальных гранях изгибаемых элементов у опор появляются вследствие неправильного армирования хомутами и отгибами.
При осмотре каменных конструкций особое внимание обращается на места опирания балок и прогонов, состояние кладки в простенках, перемычках, у водостоков, вдоль цоколей.
При осмотре стен выявляются наличие и характер трещин в стенах и местах сопряжений различных их элементов, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание материала стен, перемычек, карнизов, отслоение фактурного наружного слоя. По характеру трещин в стенах могут быть установлены причины их появления. В случае разной осадки одной части стены относительно другой на значительном по длине участке образуются вертикальные трещины одинаковой ширины по всей высоте. Если же вертикальная трещина расширена в верхней части, то это может быть следствием того, что осадка произошла на участках, расположенных по одну или по обе стороны от места возникновения трещины (рисунок 2.2.4).
Наклонные трещины чаще всего свидетельствуют об увеличившейся осадке стены в стороне от места образования трещины. Трещины над проемами в кирпичных стенах могут возникнуть от значительных сосредоточенных нагрузок, размещенных на простенках. Для более полного определения состояния кирпичной кладки стен исследуются физико-химические свойства раствора из швов кладки и влажность материала стен.
Рисунок 2.2.4 – Деформации здания, вызванные неравномерной осадкой грунтов
а – при неоднородном основании; б – при изломе и скалывании
Основными дефектами и повреждениями металлоконструкций, которые следует обнаружить при обследовании, являются:
– в сварных швах – пеполномерность, кратеры, перерывы, подрезы основного металла, непровары по кромкам и по сечению шва;
– в заклепочных соединениях – зарубки, маломерность головок, неплотное заполнение отверстий телом заклепки, неплотное соединение пакета;
– в элементах конструкций — прогибы отдельных элементов и всей конструкции, выпучивание, погнутость узловых фасонок, коррозия основного металла и соединений, трещины.
Повреждения металлических конструкций возникают при эксплуатации в основном вследствие механического воздействия (статических перегрузок, ударных и вибрационных нагрузок) и коррозии. Степень опасности дефектов и повреждений, таких как отклонения металлических конструкций от проектного положения, деформации отдельных элементов, потери площади сечения элементов вследствие коррозии, механического износа, наличия подрезов и вырезов и т.п., должна устанавливаться на основе поверочных расчетов, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций. При обнаружении должны быть немедленно устранены трещины в основном металле или сварных швах, дефекты сварных швов, проворачивание заклепок или болтов в соединениях, восполнены отсутствующие заклепки или болты, гайки или средства их фиксации в соединениях.
Железобетонные фундаменты оборудования и конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от воздействия высоких и повышенных температур. Длительный (более 7 сут) нагрев бетонных и железобетонных конструкций выше 200°С не допускается. Если при нагреве бетона периодически увлажняется поверхность конструкций, то не допускается их нагрев выше 50°С [4]. Если температура нагрева бетонных и железобетонных конструкций превышает указанные ограничения, то защита конструкций от нагрева осуществляется с помощью экранов со специальной теплоизоляцией по проекту, разработанному специализированной организацией.
При обнаружении трещин на поверхности бетона конструкций фундаментов оборудования с динамическими нагрузками должны быть проведены исследования вибрационного состояния фундамента. По обе стороны трещины измеряются относительные перемещения частей фундамента. Разность амплитуд более 7 мкм указывает на нарушение монолитного состояния конструкции фундамента. Глубина распространения трещин и неоднородность бетона могут быть определены ультразвуковым методом. В случае сквозных или значительных по глубине трещин на опорах, ригелях фундамента необходимо усилить фундамент методом инъектирования трещин эпоксидными смолами.
В конструкциях перекрытий зданий и сооружений, постоянно подверженных воздействию динамических нагрузок, при появлении трещин и нарастании уровня вибраций перекрытия должны быть проверены значения параметров вибраций оборудования и устранены недопустимые колебания, улучшена виброизоляция оборудования и восстановлена монолитность несущих конструкций перекрытия.\
Измерение прогибов элементов металлических опор и металлических элементов железобетонных опор производится при обнаружении во время осмотров деформации этих элементов. Предельные значения допусков для стрелы прогиба (кривизны) элементов металлических опор и металлических деталей железобетонных опор ВЛ напряжением 35-750 кВ приведены ниже:
траверса опор | 1:300 длины траверсы |
стойка или подкос металлической опоры | 1:750 длины стойки (подкоса), |
но не более 20 мм | |
поясные уголки металлических опор | 1:750 длины элемента |
в пределах панели и элементов решетки | |
в любой плоскости |
Измеряется тяжение в тросовых оттяжках опор. Измеренное значение тяжения при скорости ветра не более 8 м/с и отклонении положения опор в пределах, приведенных в табл. 30.2, не должно отличаться от предусмотренного проектом более чем на 20%.
Контролируется целостность оттяжек. Уменьшение площади сечения троса оттяжки не должно превышать 10%.
Контролю подлежат металлические опоры и траверсы, металлические элементы железобетонных и деревянных опор, металлические подножники, анкеры и тросы.
Измеряется на ВЛ в зонах V-VII степени загрязненности атмосферы поперечное сечение металлических элементов опор, уменьшившееся в результате коррозии.
При сплошной или язвенной коррозии металлоконструкций допустимое отношение фактического сечения металлического элемента (детали) к предусмотренному проектом не должно быть менее:
Не допускается сквозное коррозионное поражение, щелевая коррозия с появлением трещин и разрушением сварных швов, трещины в сварных швах и околошовной зоне, трещины в металле.
Элементы опор бракуются при значениях прогибов стоек опор, размерах трещин и сквозных отверстий, не превышающих приведенных в табл. 30.3.
При приемке измеряется выборочно соответствие геометрических размеров деревянных деталей опор расчетным значениям.
- по диаметру - ;
- по длине - см на каждый метр длины;
Между ремонтами измеряется степень (глубина, размеры) внешнего и внутреннего загнивания деталей опор.
Периодичность измерений, а также места, в которых контролируется и отбраковывается опора, принимаются в соответствии с ТИ ВЛ 35-800 кВ.
25
25
Производится измерение расстояний от проводов и грозозащитных тросов до поверхности земли, до различных объектов и сооружений в местах сближений и пересечений, между проводами разных линий при совместной подвеске проводов.
Измерения производятся после воздействия на ВЛ предельных токовых нагрузок, механических нагрузок и температуре окружающего воздуха выше расчетных значений, а также периодически не реже 1 раза в 6 лет на пересечениях и сближениях.
При капитальном ремонте измерения производятся после замены, перемонтажа или перетяжки проводов (их участков).
Производится измерение стрел провеса проводов и грозозащитных тросов, расстояний от них до элементов опор и между проводами.
Фактическая стрела провеса не должна отличаться от предусмотренной проектом более чем на 5% при условии соответствия нормативным значениям расстояний до земли и пересекаемых объектов.
Расстояния по воздуху между проводом и телом опоры, между проводами на транспозиционной опоре и на ответвлениях не должны быть меньше чем на 10% от предусмотренных проектом. Разница стрел провеса между проводами разных фаз и между проводами различных ВЛ при совместной подвеске не должна превышать 10% от проектного значения стрелы провеса.
При определении разрегулировки проводов расщепленной фазы угол разворота фазы не должен превышать 10° от положения, предусмотренного проектом ВЛ, или разность стрел провеса проводов фазы не должна превышать 20% расстояния между проводами фазы на ВЛ 330(220)-500 кВ и 10% - на ВЛ 750 кВ.
Примечание. Характеристика дефектов и виды ремонта приведены для опор, находящихся в неагрессивной среде. Дефектные опоры, расположенные в агрессивной среде, подлежат ремонту независимо от величины дефекта, при этом ремонт опор должен производиться химически стойкими антикоррозионными покрытиями.
5.3.6. Полимерцементные растворы приготовляются смешиванием цемента и песка с последующим добавлением эмульсии полимера и воды; раствор во время приготовления тщательно перемешивается.
При заделке раковин и сколов полимерцементный раствор втирается с помощью шпателя или мастерка в трещину, смоченную предварительно 10%-ным раствором эмульсии. Спустя час место заделки смачивается водным раствором эмульсии, присыпается сухим цементом и заглаживается гладилкой.
5.3.7. Полимерцементная краска должна готовиться на месте производства работ не ранее чем за 3-4 ч до начала работ.
Краска наносится в два слоя кистью на поверхность бетона, предварительно увлажненную 10%-ным раствором полимерной эмульсии. Второй слой наносится через 1-2 ч после первого.
5.3.8. В агрессивной среде мелкие трещины на поверхности бетона должны окрашиваться химически стойкими перхлорвиниловыми материалами (например, лаком марки ХСЛ). Окрашиваемая поверхность промывается растворителем Р-4, грунтуется слоем лака марки ХСЛ и затем покрывается слоем смеси лака марки ХСЛ с цементом, смешиваемым в соотношении 1:1 по массе. После просушки обоих, слоев наносится слой перхлорвиниловой эмали марки ПХВ-32 или ПХВ-23.
5.3.9. Железобетонные бандажи, применяемые для ремонта опор с вертикальными трещинами, должны иметь поперечную рабочую арматуру, а для ремонта опор с горизонтальными трещинами — продольную рабочую арматуру.
Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона. В месте наложения бандажа поверхность бетона опоры насекается зубилом.
После установки арматуры устанавливается опалубка, пространство между поверхностью опоры и опалубкой заполняется бетоном.
5.3.10. В местах больших сколов бетона (с обнажением арматуры) крепится арматурная сетка, которая затем заполняется бетоном.
5.3.11. Перед нанесением защитных покрытий или заделкой дефектов поверхность бетона следует очистить от грязи и пыли, а отслоения бетона — удалить.
Очистку поверхности бетона и обнаженной арматуры следует производить стальными щетками или скребками; масляные пятна удаляются ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или других растворителях.
5.3.12. Выправка промежуточных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор, имеющих наклон поперек ВЛ, производится созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. Тяжение создается с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия прилагаемого к тяговому тросу. Механизм должен быть удален от опоры, подлежащей выправке, на расстояние не менее 1,2 ее высоты.
До начала работ по выправке опор со стороны, противоположной наклону опоры, откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2-1,5 м. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии, возможно ближе к стволу опоры, чтобы избежать чрезмерного нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия.
Выправке подлежат опоры при угле наклона стойки более 1є (т.е. при отклонении вершины опоры от вертикального положения более чем на 25-40 см при длине стоек от 16 до 26 м). При наклоне стойки опоры на угол более 3° от вертикали выправка должна производиться немедленно.
опор с тросовыми оттяжками — изменением длины и тяжения в тросах оттяжек путем подтягивания гаек анкерных U-образных болтов;
опор с оттяжками из круглой стали (стержневой арматуры) —регулированием длины оттяжек с помощью талрепов.
5.3.14. Все виды оттяжек опор (в том числе, оттяжки внутренних связей опор, шпренгельные оттяжки траверс и др.) независимо от их конструктивного выполнения (из тросов, круглой стали) должны быть натянуты без видимой слабины.
5.3.15. Виды ремонта тросовых оттяжек в зависимости от степени уменьшения площади поперечного сечения троса оттяжек указаны в п. 4.6.3.
5.3.16. Тросы оттяжек и элементы крепления их к опоре и анкерным болтам должны периодически смазываться, оттяжки из круглой стали должны окрашиваться. В качестве антикоррозионных покрытий могут быть использованы смазки типа ЗЭС.
5.4. Ремонт металлических опор
5.4.1. Элементы опор, потерявшие из-за коррозии более 20% поперечного сечения, должны быть заменены или усилены при капитальном ремонте ВЛ (см. разд. 4).
5.4.2. Элементы опор, получившие в процессе эксплуатации прогибы свыше допустимых, должны быть либо заменены, либо выправлены с помощью домкратов или стяжных болтов. Заменяемые поврежденные участки пояса или решетки опоры вырезаются, на их место накладываются равнопрочные отрезки металла, необходимого профиля и длины, которые соединяются с поясами или решеткой сваркой или. на болтах.
При сварке соединений запрещается накладывать поперечные сварные швы.. Длина швов, размеры и количество болтов должны быть определены расчетом.
5.4.3. Ослабленные заклепочные соединения должны быть усилены расклепкой или заменой заклепок, а ослабленные болтовые соединения — подтягиванием гаек.
5.4.4. Заваренные места, накладки, и другие вновь установленные детали должны быть тщательно очищены от коррозии и окрашены.
5.4.7. Металлические опоры (подножники) перед окраской должны быть тщательно очищены от ржавчины, остатков старой краски и грязи. Особое внимание при очистке следует обратить на узлы соединения отдельных деталей опор и подножников, а также места крепления опор к подножникам и фундаментам! Перед окраской опоры и подножники очищаются от грязи и ржавчины металлическими щетками и специальными металлическими скребками.
Подготовка поверхности металлических опор под окраску может производиться и без очистки ржавчины — путем обработки ее химическими реактивами (преобразователем ржавчины).
5.4.8. Для окраски металлических опор следует применять атмосферостойкие красители (на натуральных маслах, на эпоксидной основе).
При отсутствии указанных красок допускается применение лаков на битумной основе, которые наносятся на опору не менее чем в два слоя; второй слой наносится после высыхания первого (не менее чем через 15-16 ч). Для продления срока службы такого покрытия необходимо в верхний слой битумного лака добавлять 15% алюминиевой пудры (по массе).
Смешивание битумного лака с алюминиевой пудрой должно производиться непосредственно перед окраской в количестве, не превышающем потребность для работы одной смены (при более продолжительном хранении пудра теряет способность всплывать на поверхности лака). Во избежание взрыва при открывании и пересыпке алюминиевой пудры запрещается применять металлический инструмент.
5.4.10. Очистка и окраска опор производится, как правило, сверху вниз, т.е. сначала работы производятся на тросостойках и траверсах, а затем на стойках или стволе опоры.
5.4.11. При окраске верхних частей опор на ВЛ, находящихся под напряжением, следует соблюдать особую осторожность при работе на угловых опорах, на средней и нижней траверсах двухцепных опор, на опорах типа "рюмка".
5.4.12. Ведра с краской не должны подвешиваться на опоре над проводами и изоляторами. Подвешивать ведра с краской на траверсах разрешается не ближе 1 м от места крепления изолирующих поддерживающих подвесок.
При окраске концов траверс промежуточных опор, для предотвращения попадания краски на изоляторы, на шапку верхнего изолятора, подвески, должен надеваться специальный поддон.
Читайте также: