Допускается ли распиловка бревен по длине в полувагоне

Обновлено: 28.04.2024

При погрузке лесоматериалов габарит погрузки и вместимость вагонов должны использоваться полностью. Погрузка лесоматериалов на подвижной состав железных дорог производится штабелями встык с предварительной сортировкой по длине так, чтобы в вагоне в каждом штабеле был один размер по длине и толщине в пределах стандартов. Допускается совместная погрузка на один вагон штабелей и пачек лесоматериалов различной длины, при этом верхняя часть штабеля не должна быть длиннее нижней. Лесоматериалы большей длины размешают по концам вагона. Общая длина штабелей не должна превышать следующих размеров: при погрузке в платформы с базой 9720 миллиметров – 14,4 метра; платформы с базой 9294 миллиметра – 13,9 метра; четырехосные полувагоны – 13,7 метра; шестиосные полувагоны – 16,1 метра.

Лесные грузы, не помещающиеся по длине кузова полувагона, грузят с одной или двумя открытыми торцовыми дверями. В полувагоны с глухим полом лесоматериалы грузят только пакетированными и увязывают стопами.

При погрузке лесоматериалов применяют прокладки из досок или другого материала некрупного сечения толщиной 50 миллиметров и шириной 150 – 200 миллиметров. Утолщенные подкладки и прокладки имеют высоту 130 – 160 миллиметров и ширину опорной поверхности 200 – 250 миллиметров. Длина подкладок должна быть равна внутренней ширине полувагона или платформы, а длина прокладок – ширине штабеля. При погрузке круглого леса под каждый штабель укладывают две поперечные подкладки на расстоянии от концов штабеля 0.3 – 0.5 метра при длине штабеля 1.6 – 3 метра и 0.5 – 0.8 метра при длине более 3 метров. При погрузке лесных грузов с разделением штабеля на три и более пачки прокладки под верхнюю пачку укладываются только из досок.

При погрузке верхней части суженой части габарита погрузки лесные грузы должны быть рассортированы так, чтобы в «шапке» было не более одного размера по длине и не более двух-трех смежных размеров по толщине. При формировании «шапки» применяют удлинённые прокладки длиной 3 – 3.1 метра сечением не менее 50*150 миллиметров при погрузке круглого леса.

Для крепления лесных грузов, отправляемых по железным дорогам Российской Федерации в страны СНГ, применяют металлические стяжки. Четырехзвенные стяжки предназначены для увязки противоположных боковых стоек на платформах и полувагонах; шестизвенные – для увязки круглого леса, уложенного в «шапке». При погрузке лесоматериалов в полувагоны и на платформы используют стойки. Устанавливают не менее двух пар стоек на каждый штабель, на расстоянии от конца штабеля не менее 180 миллиметров при длине штабеля до 3 метров и 250 миллиметров при длине более 3 метров. Стойки устанавливают такого сечения, чтобы на уровне верхнего пояса полувагонов диаметр был не менее 100 – 110 миллиметров. Применение стоек из пиломатериалов не допускается.

Каждая пара противоположных боковых стоек должна иметь верхнее поперечное крепление. При погрузке на платформы круглого и полукруглого леса и длинномерных пиломатериалов, стойки должны иметь дополнительное среднее крепление. Среднее крепление должно находиться при разделении штабеля на две пачки – между пачками, при разделении на три пачки – между средней и верхней пачками, при разделении на четыре пачки – между средними пачками, при разделении на пять пачек – между второй снизу и средней пачками.

При креплении стоек на железных дорогах России и стран СНГ применяют четырехзвенные стяжки. Большое ушко стяжки надевают на боковую стойку с одной стороны платформы или полувагоны и укрепляют гвоздями длиной 70 - 80 миллиметров, а малое ушко прикрепляют к противоположной боковой стойке проволокой диаметров не менее 5 миллиметров в четыре нити. Концы проволоки, пропущенные через малое ушко, скручивают с основными прядями проволоки, после чего всю увязку скручивают ломиком до натяжения стяжки.

На международных перевозках, за исключением перевозок в странах СНГ, вместо четырехзвенных стяжек для крепления стоек применяют проволоку диаметров 4 – 6 миллиметров. Число нитей для верхней увязки при погрузке без «шапки» - две, при погрузке с «шапкой» - четыре; для средней увязки при погрузке без «шапки» - четыре, при погрузке с «шапкой» - две.




При погрузке в полувагоны лесоматериалов в пять и более штабелей стойки, установленные в стороне от лесных скоб, закрепляют на уровне верхних и нижних стоечных скоб при помощи двух досок толщиной 25 – 30 миллиметров, привязанных к стоечным скобам проволокой толщиной 6 миллиметров в две нити или прибитых гвоздями к соседним стойкам, вставленным в стоечные скобы. В полувагонах, оборудованных только верхними стоечными скобами, все стойки на высоте 300 – 400 миллиметров от пола вагона должны быть сшиты досками толщиной 25 – 30 миллиметров.

При перевозке длинных лесоматериалов с открытыми торцовыми дверями крайние пары стоек устанавливают в промежуток между торцами створок открытых дверей и гранями угловых стоек кузова полувагона и увязывают в двух местах за петли дверных стоек.

Круглый лес и полукруглые пластины грузят вдоль вагона. Основания и вершины бревен в одном штабеле должны чередоваться поштучно или целыми пачками так, чтобы в штабеле половина оснований были в одну сторону, а половина - в другую. Основания и вершины бревен в «шапке» должны чередоваться поштучно. Крайние бревна в рядах, лежащих на прокладках должны обязательно прилегать к стойкам. Прокладки должны плотно опираться на средние и крайние бревна, прилегающие к стойкам.

Штабели круглого леса длиной 3.5 метра ограждают двумя парами стоек, до 5.5 метров – тремя парами стоек, 5.5 метров и более – четырьмя парами стоек. При ограждении штабеля тремя парами стоек две из них устанавливают по концам штабеля, а третью – в одной из средних скоб. При погрузке круглого леса длиной 4 метра и более в три штабеля средний ограждают двумя парами боковых стоек. Каждый штабель лесоматериалов, погруженных навалом, должен опираться на две поперечные прокладки, расположенные на расстоянии 0.3 – 0.8 метра от торцов штабеля. Под наружные концы вторых по высоте пачек крайних штабелей укладывают утолщенные прокладки толщиной 130 – 160 миллиметров и шириной нижней опорной поверхности 200 -250 миллиметров. При погрузке в полувагоны длинного леса, не помещающегося по длине кузова, утолщенные прокладки не применяют, при этом наружные концы штабелей укладывают на порожке полувагона.

После выравнивания бревен верхнего ряда прямоугольной части габарита (высотой 2.4 – 2.5 метра от пола вагона) производят закрепление противоположных боковых стоек. Затем на расстоянии 0.5 – 0.8 метра от концов «шапки» укладывают по две удлиненные прокладки так, чтобы их концы выступали с обеих сторон на 75 – 100 миллиметров. По концам удлиненных прокладок на расстоянии не менее 50 миллиметров от их торцов делают зарубки глубиной 10 -15 миллиметров для крепления проволочных стяжек. Между удлиненными прокладками в средней части каждого штабеля укладывают две нити проволоки диаметром 6 миллиметров. Нити проволоки должны выступать на одинаковом расстоянии с обеих сторон штабеля.

При формировании «шапки» бревна в первом ряду укладывают на удлиненные прокладки вплотную друг к другу. Крайние бревна первого ряда укладывают вплотную к боковым стойкам, возвышение этих бревен над стойками должно быть не менее одной четверти их диаметра. В седловине между смежными бревнами первого ряда плотно укладывают последующие по высоте погрузки бревна. В боковой части «шапки» располагают бревна, отсортированные по толщине, по двум-трем смежным градациям толщины так, чтобы угол откоса, образованного боковыми бревнами, был не более пятидесяти градусов.

При перевозке по дорогам СНГ увязка круглого леса, уложенного в «шапке», производится шестизвенными стяжками. Большое ушко стяжки надевают на один конец удлиненной прокладки, а малое ушко прикрепляют к другому концу прокладки проволокой диаметром 6 миллиметров в две нити, при этом один оборот проволоки делают вокруг прокладки. Большое ушко стяжки прибивают к удлиненной прокладке гвоздем длинной 70 – 80 миллиметров или закрепляют проволокой диаметром не менее 5 миллиметров. Дополнительно «шапку» каждого штабеля закрепляют поперечной обвязкой из проволоки, предварительно уложенной в средней части штабеля. Для этого концы проволоки, выступающие с обеих сторон штабеля, соединяют между собой и туго скручивают.

При международных перевозках, исключая перевозки по дорогам СНГ, «шапку» закрепляют без применения стяжек. В этом случае «шапка» закрепляется тремя поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 миллиметров в две нити, охватывающими поверху бревна. Две крайние обвязки закрепляют за выступающие концы удлиненных прокладок, при этом проволоку обматывают в один оборот вокруг прокладок по зарубкам в ней, а третью обвязку, уложенную посередине штабеля, туго скручивают вокруг «шапки».

При погрузке в один вагон штабелей из лесоматериалов разной длины штабеля длиной 3 метра и более размещают по концам вагона, меньшей длины – в середине. Под крайние штабели вплотную к порожку торцовых дверей укладывают утолщенные подкладки. Выход крайних штабелей за пределы лобового бруса не должен превышать 200 миллиметров. Наружные концы штабелей должны быть выровнены. В «шапку» загружают пакеты лесоматериалов длиной не менее 3 метров. Уложенные пакеты должны перекрывать стыки штабелей нижнего яруса.

При отгрузке круглых лесоматериалов в страны Европейского Союза погрузку, как правило, производят без применения подкладок и прокладок между прямоугольной частью штабеля и шапкой. На практике, при заключении контрактов на международные поставки лесных грузов, правила погрузки и габариты должны быть дополнительно согласованы с учетом правил перевозок стран следования.

Допускается совместная погрузка на один вагон штабелей или пачек лесоматериалов различной длины, причем верхняя часть штабеля не должна быть длиннее нижней. Лесоматериалы большей длины размещают по концам вагона.

§ 2. Лесоматериалы, не помещающиеся по длине внутри кузова полувагона, перевозят с одной или двумя открытыми торцовыми дверями. В полувагоны с глухим полом лесоматериалы грузят только пакетированными, увязанными стропами.

§ 3. Лесоматериалы, погруженные в верхней суженной части габарита погрузки, должны быть подсортированы, чтобы в «шапке» было не более одного размера по длине и не более двух - трех смежных размеров по толщине.

§ 4. Погрузка лесоматериалов с обледенением, как правило, не допускается. Как исключение, погрузка лесоматериалов с обледенением может быть допущена на условиях грузов, не предусмотренных техническими условиями, в соответствии с § 20 главы 1 ТУ, с разработкой грузоотправителем чертежей размещения и крепления груза, обеспечивающих безопасность движения поездов и сохранность вагонов.

§ 5. Использование верхней (суженной) части габарита запрещается при погрузке следующих лесоматериалов, кроме пакетированных: леса длиной менее 1,6 м на четырехосных вагонах и менее 4 м в шестиосных полувагонах; неровных кряжей; лесоматериалов, пропитанных или покрытых долго не высыхающими веществами, кроме шпал; свежеокоренных лесоматериалов.

§ 6. При погрузке лесоматериалов применяют подкладки и прокладки из досок или другого материала некруглого сечения (например, горбыля) толщиной 50 мм и шириной 150 - 200 мм. Утолщенные подкладки и прокладки имеют высоту 130 - 160 мм и ширину опорной поверхности 200 - 250 мм. Длина подкладок должна быть равна внутренней ширине платформы или полувагона, а длина прокладок - ширине штабеля. Под каждый штабель круглого леса на расстоянии от его концов 0,3 - 0,5 м при длине штабеля 1,6 - 3 м и 0,5 - 0,8 м при длине штабеля более 3 м укладывают две поперечные подкладки. При погрузке пиломатериалов под серединой штабеля укладывают третью подкладку. Над подкладками между соседними пачками штабеля укладывают прокладки.

При погрузке лесоматерилов с разделением штабеля на три пачки и более прокладки под верхнюю пачку должны укладываться только из досок или протесанного горбыля. Удлиненные прокладки, применяемые при погрузке лесоматериалов в верхней суженной части габарита погрузки, должны иметь длину 3 - 3,1 м, сечение не менее 75×150 мм при отгрузке круглого леса и не менее 50×150 мм при отгрузке пиломатериалов.

Прокладки укладывают параллельно полу вагона.

§ 7. Для крепления лесоматериалов применяют четырех- и шестизвенные металлические стяжки МПС (рис. 2.1).

Четырехзвенные стяжки предназначены для увязки противоположных боковых стоек на платформах и в полувагонах; шестизвенные - для увязки круглого леса, уложенного в верхней суженной части габарита погрузки.

§ 8. Стойки при погрузке лесоматериалов устанавливаются от конца штабеля не менее чем на 180 мм при длине штабеля до 3 м и на 250 мм при длине штабеля более 3 м порядком, предусмотренным в § 8 главы 1 ТУ (не менее чем по две пары стоек на каждый штабель). Допускается установка стоек непосредственно на пол полувагона с обязательной увязкой каждой стойки проволокой диаметром 6 мм в две нити за две прилегающие верхние и нижние стоечные скобы или за верхние стоечные скобы и нижние косынки полувагона, расположенные по нижнему обвязочному брусу.

При наличии в полувагоне стоечных скоб, расположенных под углом 30°, стойки закрепляют следующим порядком. Стойку в наклонном положении вставляют в скобу и устанавливают вертикально, при этом нижний конец стойки заводят к увязочному устройству, расположенному на полу вагона, и крепят к увязочному устройству проволокой диаметром не менее 4 мм в две нити.

Крайние пары стоек со стороны открытых торцовых дверей полувагона устанавливают в промежуток между торцами створок открытых дверей и гранями угловых стоек кузова полувагона и увязывают в двух местах за петли дверных навесок.

Применение стоек из пиломатериалов при перевозке лесоматериалов не допускается.

В полувагонах стойки устанавливают такого сечения, чтобы на уровне верхнего обвязочного пояса полувагонов диаметр стоек был не менее 100 - 110 мм.

При загрузке в полувагоны лесоматериалов в пять и более штабелей стойки, установленные в стороне от лесных скоб, закрепляют на уровне верхних и нижних стоечных скоб при помощи двух досок толщиной 25 - 30 мм, привязанных к стоечным скобам проволокой толщиной 6 мм в две нити или прибитых гвоздями к соседним стойкам, вставленным в стоечные скобы (рис. 2.2). В полувагонах, оборудованных только верхними стоечными скобами, все стойки на высоте 300 - 400 мм от пола вагона должны быть сшиты досками толщиной 25 - 30 мм.

§ 9. Каждая пара противоположных боковых стоек должна иметь верхнее поперечное крепление, а при погрузке круглого или полукруглого леса и длинномерных пиломатериалов на платформы - дополнительно еще среднее крепление. Среднее крепление должно находиться при разделении штабеля на две пачки между пачками; три пачки - между средней и верхней пачками; четыре пачки - между средними пачками; пять пачек - между второй снизу и средней пачками.

а - шесть штабелей; б - пять продольных и один поперечный штабель; в - пять штабелей; г - четыре штабеля; 1 - стойка; 2 - доска, скрепляющая стойки; 3 - проволочная увязка; 4 - стоечные скобы

Для верхнего и среднего креплений применяют четырехзвенные стяжки МПС. При этом большое ушко стяжки надевают на боковую стойку с одной стороны платформы или полувагона и укрепляют его гвоздями длиной 70 - 80 мм, а малое ушко прикрепляют к противоположной боковой стойке проволокой диаметром не менее 5 мм в четыре нити. Концы проволоки, пропущенные в малое ушко, скручивают с основными прядями проволоки, после чего всю увязку скручивают ломиком до натяжения стяжки.

Допускается вместо четырехзвенных стяжек для верхнего и среднего креплений противоположных стоек применять проволоку диаметром 4 - 6 мм. Число нитей проволоки для увязки боковых стоек определяется по табл. 2.1.

Лесоматериалы, погруженные в пределах обычного габарита

§ 10. Круглый лес и полукруглые пластины грузят вдоль вагона. Комли и вершины бревен в основном штабеле должны чередоваться поштучно или целыми пачками так, чтобы в штабеле половина комлей была в одну сторону, а половина - в другую. Комли и вершины бревен в «шапке» должны чередоваться поштучно. Крайние бревна в рядах, лежащих на прокладках, должны обязательно прилегать к стойкам. Прокладки должны плотно опираться на средние и крайние бревна, прилегающие к стойкам.

1.1. Настоящие Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее - "ТУ") устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям, имеющим ширину колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно.

1.2. Размещение и крепление грузов, не предусмотренные настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее - МТУ), согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2 настоящей главы.

Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ и МТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее - НТУ) согласно положениям пункта 7.3 настоящей главы.

1.3. При наличии в настоящих ТУ особых требований в отношении отдельных грузов либо их типоразмеров, отличных от общих требований настоящей главы, необходимо руководствоваться положениями соответствующих глав настоящих ТУ.

1.4. Разработка и экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должны выполняться с учетом требований разделов 7 и 12 настоящей главы. При этом экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должна проводиться на макетах или натурных образцах с безопасными (инертными) заменителями при условии соответствия (равенства) их массы и габаритных размеров.

1.5. Размещение и крепление грузов, которые по своей массе или габаритным размерам не соответствуют требованиям настоящей главы, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - инструкция).

1.6. Размещение и крепление новых кранов на железнодорожном ходу, перевозимых от заводов изготовителей, а также кранов такого типа, не бывших в употреблении, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке подготовки кранов в составе поездов, утвержденной производителем таких кранов по согласованию с МПС России.

Размещение и крепление съемного навесного оборудования бывших в употреблении кранов такого типа, а также закрепление поворотных выдвигающихся частей кранов, предъявляемых к перевозке без съемного навесного оборудования, осуществляется в соответствии с НТУ, утвержденными в установленном разделом 7 настоящей главы порядке.

1.7. Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожной администраций других государств, должно соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

2.1. Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки. Виды габаритов погрузки и регионы их применения приведены в таблице 1.

Примечание. Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).

Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках 1-4. Значения расстояния В от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты Н точки от уровня головки рельса (УГР) приведены в таблицах 2-4. Технические характеристики полувагонов и платформ приведены в приложении N 1 к настоящей главе.


954 × 1225 пикс.   Открыть в новом окне

956 × 1228 пикс.   Открыть в новом окне

972 × 1253 пикс.   Открыть в новом окне

1034 × 1290 пикс.   Открыть в новом окне

2.2. В перевозочных документах на груз, погруженный в пределах льготного или зонального габаритов погрузки, должны быть сделаны отметки соответственно "Льготный габарит" или "Зональный габарит":

- в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее по тексту - накладная) в графе "Место для особых отметок и штемпелей" - грузоотправителем;

- в вагонном листе в графе "Место для отметок" - уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры,

2.3. Груз, погруженный на одиночный универсальный вагон либо на сцеп из двух универсальных вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки, и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до конца груза (с одной либо с обеих сторон), включая упаковку и крепление, не превышает значений, указанных в таблице 5. Проверка габаритности груза должна производиться при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути. Для грузов, длина либо размещение которых не соответствует ограничениям таблицы 5, допускаемая ширина по условию вписывания в основной габарит погрузки при прохождении кривых участков пути определяется по методике, приведенной в разделе 11 настоящей главы.

3.1. Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладок, прокладок, упорных и распорных брусков, а также поверхности груза в местах контакта с обвязками и растяжками должны быть дополнительно очищены отправителем от снега, льда и грязи. В зимнее время грузоотправитель должен посыпать пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.

3.2. Разгрузочные люки полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Если размещение груза производится в пределах погрузочной длины и ширины кузова, торцовые борта платформ, торцовые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры, клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора за исключением случаев, когда технология погрузки предполагает использование открытых бортов, дверей.

3.3. Перед погрузкой грузов, длина которых превышает длину пола платформы, полувагона, торцовые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а двери полувагона - открыты и закреплены.

3.4. С целью исключения опирания груза на откинутые торцовые борта платформы груз должен быть размещен на подкладках.

3.5. Перед погрузкой грузов, ширина которых превышает ширину пола платформы, все секции боковых продольных платформы или некоторые из них должны быть грузоотправителем открыты и закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец противоположные секции бортов должны быть грузоотправителем скреплены увязкой из проволоки диаметром не менее 4 мм в две нити, которая пропускается под боковыми и хребтовыми балками. В случаях, когда опущенные борта закрывают трафаретный номер платформы, он должен быть нанесен несмываемой белой краской на левых крайних секциях опущенных продольных бортов. Секции продольных бортов платформ сцепа также должны быть открыты, если они препятствуют естественному поперечному смещению груза при движении вагонов в криволинейных участках пути.

3.6. Для погрузки длинномерного груза формируется сцеп из двух и более вагонов в соответствии с требованиями раздела 11 настоящей главы.

3.7. Для предотвращения разъединения вагонов сцепа при маневровых работах, в пути следования рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволокой, а на боковых бортах вагонов с обеих сторон должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Сцеп не разъединять".

3.8. Подготовка контейнеров к погрузке осуществляется в соответствии с требованиями главы 12 настоящих ТУ.

Для крепления грузов в вагонах применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные).

Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использованию.

При установке элементов крепления и крепежных устройств используются стандартные крепежные изделия, например, болты, шпильки, гвозди, строительные скобы.

Размещение и крепление непакетированных и пакетированных пиломатериалов в полувагонах и на платформах

Содержание материала

3.1.Непакетированные деревянные шпалы ГОСТ 78 размещают в полувагоне и на платформе в пределах основного габарита погрузки.

3.1.1.Непропитанные шпалы на платформе размещаются в следующем порядке (рисунок 30).

Непропитанные шпалы на платформе

Рисунок 30 – Непропитанные шпалы на платформе

1 – обвязка «шапки»; 2 – удлиненная прокладка; 3 – ограждение «шапки»; 4 – стяжка стоек; 5 – прокладка; 6 – утолщенная подкладка; 7 – стойка; 8 – подкладка; 9 –ограждение центрального штабеля; 10 – подкладка центрального штабеля.

Боковые борта платформы должны быть открыты и закреплены в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. В лесные скобы платформы устанавливают боковые стойки в соответствии с пунктом 1.6 настоящей главы. В торцевых частях платформы размещают вплотную друг к другу по два штабеля, сформированных из шпал, расположенных вдоль платформы, в середине платформы формируют штабель из шпал, расположенных поперек платформы. Штабели формируют до высоты на 150 – 200 мм ниже верхнего обреза стоек разделяя на две части по высоте прокладками 5.

Нижние штабели из шпал размещают на двух подкладках 8 (6 и 8), обеспечивая уклон крайних штабелей из шпал к середине платформы. В зоне размещения среднего штабеля из шпал устанавливают ограждение 9 высотой, равной высоте среднего штабеля. Ограждение выполняют из досок толщиной не менее 35 мм, которые прибивают к двум центральным стойкам с внутренней стороны, начиная от уровня закрытых бортов, вплотную друг к другу гвоздями длиной не менее 70 мм по одному в каждое соединение. Концы досок должны выступать за стойки не менее чем на 250 мм. Боковые стойки должны иметь верхнее и среднее поперечное крепления в соответствии с пунктом 1.6 настоящей главы.

На штабели, погруженные в пределах прямоугольной части, размещают вплотную друг к другу четыре штабеля «шапок» симметрично относительно плоскостей симметрии полувагона. Каждый штабель «шапки» размещают на двух удлиненных прокладках 2, которые располагают на расстоянии 500 мм от концов шпал. По концам удлиненных прокладок на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной 10 – 15 мм. В «шапке» шпалы размещают семью ярусами по высоте. На удлиненные прокладки вплотную к боковым стойкам с обеих сторон платформы устанавливают ограждение «шапки» 3 из двух досок сечением толщиной 25 – 30 мм, шириной 250 мм, длиной 6 м, установленных «на ребро». Вплотную к доскам ограждения укладывают на боковую сторону по одной шпале, остальные шпалы первого яруса размещают между ними на нижнюю пласть вплотную друг к другу. Аналогичным образом укладывают шпалы в остальных ярусах, при этом крайние, установленные на боковую сторону, шпалы располагают вплотную к аналогичным шпалам нижележащего яруса. В седьмом ряду шпалы укладывают на нижнюю пласть между выступами крайних шпал шестого яруса. Имеющиеся зазоры между шпалами в каждом ярусе заполняют деревянными распорками по всей длине каждого штабеля «шапки». Шпалы «шапки» скрепляют двумя многооборотными шестизвенными стяжками в порядке, аналогичном изложенному в подпункте 2.1.3 настоящей главы. Изготовление и расположение подкладок 6, 8, прокладок 2, 5, ограждающих стоек 7 производится в соответствии с требованиями раздела 1 настоящей главы. Допускается в качестве утолщенных подкладок использовать шпалы.

3.1.2.Непропитанные шпалы в полувагоне размещают в следующем порядке (рисунок 31).

Непропитанные шпалы в полувагоне

Рисунок 31 – Непропитанные шпалы в полувагоне

1 – обвязка «шапки»; 2 – удлиненная прокладка; 3 – ограждение штабеля; 4 – ограждение дверей; 5 – прокладка

Закрытые торцовые двери полувагона ограждают шпалами 4, которые укладывают нижней пластью друг на друга поперек вагона. К стоечным скобам устанавливают вертикально и закрепляют к ним увязкой из проволоки диаметром не менее 3 мм в две нити по одной шпале нижней пластью к стене полувагона. Шпалы размещают четырьмя штабелями по длине полувагона. Каждый штабель формируют на двух подкладках 6. Крайние штабели располагают на расстоянии от ограждения дверей, достаточном для установки ограждения штабеля 3. После укладки шпал до высоты от пола 1,0 м устанавливают вертикально вплотную друг к другу шпалы ограждения штабеля. Допускается использовать для ограждения штабеля шпальной вырезки толщиной не менее 40 мм. У боковых стен в местах расположения удлиненных прокладок шпалы ограждения штабеля не устанавливают. Прямоугольную часть штабелей формируют до уровня ниже верхнего торца ограждения на величину от 120 до 150 мм. Для обеспечения механизированной выгрузки каждый штабель разделяют по высоте на две - три части прокладками 5. Вблизи этих прокладок в один из крайних штабелей пропускают проволоку диаметром не менее 5 мм, концы которой выводят выше бортов и закрепляют вокруг шпал, расположенных вертикально. Проволока предназначена для заведения стропов при выгрузке. В «шапке» шпалы размещают шестью ярусами по высоте порядком, аналогичным порядку формирования и крепления «шапки» на платформе.

3.1.3.Пропитанные шпалы перевозят только в полувагонах. Порядок размещения и крепления шпал аналогичен порядку предусмотренному для непропитанных шпал. Для ограждения применяют шпалы только 1 и 2 типов. Шпалы, установленные вертикально у боковых стен полувагона, должны быть одного типа.

.Непакетированные пиломатериалы длиной до 3 м включительно.

3.2.1.Пиломатериалы длиной от 2,7 до 2,8 м включительно, за исключением шпал, на платформе размещаютв пределах основного габарита погрузки порядком, предусмотренным подпунктом 3.1.1.1 настоящей главы. При этом, при формировании штабелей «шапки» по краям каждого яруса пиломатериалы устанавливают на узкую сторону по несколько штук пластью друг к другу. Количество этих единиц пиломатериала должно обеспечивать форму поперечного сечения «шапки», соответствующую габариту погрузки.Каждый штабель «шапки» скрепляют дополнительно средней увязкой из проволоки диаметром 6 мм в две нити, которую устанавливают в соответствии с требованиями подпунктов 2.1.3 и 2.1.4 настоящей главы.

3.2.2.Пиломатериалы длиной от 2,7 до 3,0 включительно в полувагонах размещают в пределах основного габарита погрузки аналогично изложенному в подпункте 3.1.2 настоящей главы. При этом ограждение дверей выполняют с использованием пиломатериала, уложенного пластью друг на друга, либо пачек пиломатериала; ограждение прямоугольной части штабелей выполняют с использованием пиломатериала, установленного вертикально. Штабели «шапки» формируют и скрепляют аналогично изложенному в подпункте 3.2.1. настоящей главы.

3.2.3.Допускается погрузка пиломатериалов длиной менее 3,0 м, а также шпальной вырезки и отходов деревообработки (опилок, стружки, щепы) в полувагонах с нарощенными стенами до высоты от уровня головок рельсов 4680 мм (рисунок 32).

погрузка пиломатериалов длиной менее 3,0 м

1 – подкладка; 2 – боковая стойка; 3 – торцовая стойка; 4 – соединительная доска; 5 – поперечная жердь; 6 – увязка; 7 – растяжка; 8 – доски обрешечивания; 9 – прокладка; 10 – поперечное скрепление боковых стоек; 11 – доски торцового ограждения

Наращивание стен производится следующим порядком. В полувагон устанавливают восемь пар боковых 2 и шесть торцовых 3 стоек высотой от уровня головок рельсов 4680 мм. Стойки должны быть изготовлены в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. Боковые стойки устанавливают и закрепляют в соответствии с требованиями пункта 1.6 настоящей главы. Каждую угловую торцовую стойку закрепляют к боковому верхнему увязочному устройству полувагона растяжкой 7 из проволоки диаметром 6 мм в две нити, а также скрепляют с соседней боковой стойкой увязкой 6 из проволоки диаметром 6 мм в две нити. Среднюю торцовую стойку скрепляют с каждой угловой стойкой на высоте от 300 до 400 мм от пола доской 4 толщиной от 25 до 30 мм. В верхней части торцовые стойки укрепляются сортиментом 5 толщиной не менее 100 мм, длиной, равной ширине полувагона между бортами. Сортимент крепят к каждой торцовой стойке двумя гвоздями длиной от 150 до 200 мм и проволокой диаметром 6 мм в две нити. Наращивание стен (обрешечивание) выполняют пиломатериалом толщиной от 25 до 30 мм после погрузки груза до уровня ниже верхней обвязки полувагона на величину от 150 до 200 мм. Доски прибивают к стойкам гвоздями длиной не менее 70 мм, изнутри вагона, без зазоров по высоте начиная и заканчивая на расстоянии от 80 до 90 мм ниже соответственно верхней обвязки кузова полувагона и верха стоек. Наращивание стен над дверями должно выполняться только обрезным пиломатериалом длиной не менее ширины кузова.

Размещение пиломатериалов производят штабелями прямоугольного сечения до уровня ниже нарощенных бортов не менее чем на 50 мм.

Допускается размещение пиломатериалов длиной менее 1,6 м без применения подкладок и прокладок.

После погрузки каждую пару противоположных боковых стоек скрепляют между собой четырехзвенными стяжками или проволокой диаметром 6 мм в две нити.

Непакетированные пиломатериалы длиной более 3 м.

3.3.1Пиломатериалы в пределах основного габарита погрузки размещают в полувагонах и на платформах. Использование зонального габарита допускается только при размещении пиломатериалов в полувагонах. Каждый штабель пиломатериалов размещают (рисунки 33 и 34) на три поперечные подкладки. Формирование штабелей производят в соответствии с требованиями пункта 1.3 настоящей главы.

штабель пиломатериалов

Рисунок 33 – Непакетированные пиломатериалы на платформе

1 – стойка; 2 – прокладка; 3 – прокладка «шапки»; 4 – скрепление стоек; 5 – удлиненная прокладка; 6 – верхний поперечный брусок; 7 – увязка «шапки»; 8 – утолщенная прокладка; 9 – подкладка

Непакетированные пиломатериалы в полувагоне

Рисунок 34 – Непакетированные пиломатериалы в полувагоне

1 – подкладка; 2 – утолщенная подкладка; 3 – стойка; 4 – скрепление стоек; 5 – удлиненная прокладка 6 – прокладка «шапки»; 7 – верхний поперечный брусок; 8 – увязка «шапки»

Крайние подкладки должны быть расположены на расстоянии от 300 до 800 мм от торцов штабеля. Прямоугольную часть штабеля разделяют по высоте поперечными прокладками. При этом в крайних штабелях со стороны торцов вагона располагают утолщенные прокладки, обеспечивающие уклон верхних частей штабелей к середине вагона.

Каждый штабель пиломатериалов ограждают стойками:

штабель длиной от 3000 до 4900 мм – двумя парами стоек;

штабель длиной от 5000 до 7900 мм – тремя парами стоек;

штабель длиной от 8000 до 12000 мм – четырьмя парами стоек.

Высота стоек от уровня верха головок рельсов должна соответствовать требованиям пункта 1.5 настоящей главы. Высота прямоугольной части штабеля должна быть меньше высоты стоек на величину не менее чем на 100 мм для основного габарита погрузки, на 150 мм – для зонального габарита.

Концы штабеля должны выходить за стойки не менее чем на 400 мм.

Размещение штабелей, сформированных из состыкованных по длине пиломатериалов, допускается только в полувагонах с обрешечиванием боковых стен, выполненным в соответствии с требованиями подпункта 3.2.3 настоящей главы.

3.3.2Формирование "шапки" производят следующим порядком (рисунок 35).

Формирование «шапки» непакетированных пиломатериалов

Рисунок 35 Формирование «шапки» непакетированных пиломатериалов

1 – поперечный брусок; 2 – верхнее скрепление стоек, 3 – удлиненная прокладка; 4 – стойка; 5 – прокладка; 6 – увязка

На прямоугольную часть штабеля укладывают три удлиненные прокладки 3, на которые размещают пиломатериалы в пределах верхней части габарита погрузки. При погрузке в основном габарите погрузки «шапку» разделяют на две части равной высоты посредством трех прокладок 5 сечением не менее 25х100 мм. На верхнюю плоскость «шапки» размещают поперечные бруски 1 сечением не менее 50х150 мм. Ширина «шапки» поверху должна определяться исходя из максимально допустимой длины поперечных брусков, которая должна быть не менее чем на 100 мм меньше ширины очертания соответствующего габарита погрузки. Удлиненные прокладки, прокладки «шапки» и поперечные бруски должны располагаться в вертикальных плоскостях, проходящих через прокладки прямоугольной части штабеля; их концы должны выступать за пределы штабеля с обеих сторон на величину от 75 до 100 мм на высоте их расположения. По концам удлиненных прокладок, прокладок и поперечных брусков на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной от 10 до 15 мм для закрепления проволочных обвязок. Каждый поперечный брусок прибивают к крайним единицам пиломатериала верхнего яруса двумя гвоздями длиной не менее 100 мм. Пиломатериалы в «шапке» скрепляют увязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити с каждой стороны. Нити увязки помещают в зарубки удлиненных прокладок 3, прокладок 5 и поперечного бруска 1 и скручивают на участках между ними.

Максимальные допускаемые размеры «шапки» приведены на рисунке 36. Размер в скобках – для платформ.

Максимальные допускаемые размеры «шапки»

Максимальные допускаемые размеры «шапки»

Рисунок 36 – Максимальные допускаемые размеры «шапки»:

а) – в основном габарите погрузки; б) – в зональном габарите

1 – стойка; 2 – верхнее скрепление стоек; 3 – увязка шапки; 4 – поперечный брусок; 5 – удлиненная прокладка; 6 –прокладка шапки

Допускается формирование "шапки" из пиломатериалов различной длины с соблюдением требований п. 1.3 настоящей главы; кроме того, все единицы пиломатериала, расположенные по периметру «шапки», должны иметь длину, равную длине штабеля.

Размещение и крепление пакетированных пиломатериалов

Для формирования пакетов пиломатериалов применяют многооборотные стропы ПС-01, ПС-02, ПС-04; ПС-05 (ГОСТ 14110) или (и) одноразовые средства пакетирования (брусково-проволочную увязку, увязку из стальной ленты). Ответственность за надежность применяемых средств пакетирования несет грузоотправитель . При формировании пакетов должны соблюдаться общие требования ГОСТ 19041 и ГОСТ 21100, а также особые требования соответствующих пунктов настоящего раздела.

3.4.1.Пакеты, сформированные с применением стропов типа ПС.

3.4.1.1.Размеры и масса пакетов, марка применяемых для их формирования стропов должны соответствовать данным, приведенным в таблице 4.

Главной целью распиловки дерева считается приобретение высококачественных пиломатериалов с наименьшим числом остатков. Более известный способ — перепиливать кругляк на ленточной пилораме.


Данное спецоборудование даёт возможность осуществлять продольные, а также смешанные материалы различной толщины. С целью грамотного распиливания на раме ленточного вида следует изучить принципы раскроя, а также руководствоваться избранным технологическим процессом.


Содержание

Раскрой пиломатериалов

Перед основанием раскроя в ленточной пилораме бревна следует совершить подготовительные вычисления. Следует учитывать направленность разрезающих плоскостей, свойство древесины, число, а также объём предстоящей продукции.


Разновидность материала способна осложнить проблему. По этой причине, с целью предотвращения брака заранее делают схему распила ствола бревна.


Уже после того, как бревно зафиксировано в полотне пилорамы, оформляется вычисление по числу предстоящей продукции.


С целью данного создают соответствующие замеры:

  1. Древесину в мыслях разделяют на 4 доли, а также рассматривают любую в отдельности. Высококачественной является граница в отсутствии повреждений, свойств плесени, отколов, а также дефектов с насекомыми. Из неё делают наиболее лучшие материалы. Бруски зачастую пилят с дощечки, удалённой в худшей стороне бревна.
  2. В линейке пилорамы ставят объём диаметр заготовленной части. К данной величине прибавляют высоту неровности. Она предполагает собою разность диаметра среди верхушки, а также комлевой составляющей.
  3. Рулеткой мерят вышину верхушки бревна. Отталкиваясь от данной величины, считают начальный объём предстоящих материалов, в том числе надбавку на распиливание 2 — 5 миллиметров.
  4. Затем, разворачивают бревно на 90 градусов, а также создают аналогичные расчёты.
  5. Заготовку разворачивают таком способом, чтобы при распиливании вышло минимальное число горбыля.











Уже после того, как сделаны все без исключения требуемые замеры, а также составлена схема раскроя бревна, необходимо определиться с технологией распиловки.


Методы распила брёвен

Перед распиловкой целого леса совершают продольные надрезы по бокам бревна, редко с абсолютно всех краёв. Вышедший материал применяют с целью изготовления двухкантного бруса, а также необрезной дощечки.


Изменяя направленность пилы по взаимоотношению к годичным перстням в бревне возможно приобрести лесоматериалы с неповторимым рисунком.


Свойство подобных дощечек будет различаться. Данный период предусматривается при сочетании схемы распила бревна.


Имеются некоторые разновидности распиливания:

  1. Радиальный. Распиливание совершается вертикально рисунку перстней. Сечение ценится тем, что выходит дощечка с однородной структурой, а также цветной палитрой. Она обладает высокой стабильностью к влаге, а также усушке. Такого рода материал является высококачественным.
  2. Ускорительный. Распиливание бревна выполняется параллельно, либо по касательной линии сравнительно годичных перстней. Приобретение доски различаются невысоким качеством, однако при этом обладают увлекательные изображения. Материалы восприимчивы к высокой влаге, их применение рекомендовано в сухих обстоятельствах.
  3. Деревенский. Сечение производится под разными углами поперечно бревну. Дощечка включает разнообразные недостатки в варианте сучков и заболонь. Выделяется посредственными признаками усушки, а также разбухания от влаги.
  4. Диаметральный. Сечение исполняется посередине бревна поперёк волокон. Доска обладает изображением в варианте среза годичных перстней. Выделяется невысоким качеством.











В целях приобретения максимального числа материалов с наименьшими издержками возможно пользоваться особыми проектами, либо чертежом кроя бревна в ленточной пиле.


Организация работы

В начале деятельности рекомендовано просортировать деревья, так как зависит от этого их направление. Следует вычистить их от грязи, убрать сучья, а также гвоздики.


Распределение выполняется согласно следующим аспектам:

  • Поперечный размер ствола;
  • Изгиб;
  • Число сучков, разных повреждений;
  • Поперечник ядра.


Перед распиливанием следует:

  1. Проконтролировать свойство креплений, а также сочетаний элементов.
  2. Проконтролировать присутствие электричества.
  3. Осуществить смазывание плоскостей, подвластных протиранию.
  4. Проконтролировать точность конструкций пилы.
  5. Проконтролировать перемещение ленты в холостом, а также противоположном процессе.
  6. При потребности поменять стрелку пилорамы, подвинув ролик с левостороннего края на 5 — 10 см.


Технология распила

При подборе технологического процесса распиливания бревна на дощечки, предусматриваются свойства, а также масштабы древесины.


Имеется 3 метода деятельности на пилораме:

  1. Распиловка в развал. Древесину распиливают по ровной линии до окончания в отсутствии поворотов. На выходе приобретают необрезные дощечки. Недостатком считается невысокое свойство приобретённого материала, а также огромное количество остатков. Приобретённые дощечки следует в дополнение подрезать. В ходе эксплуатации имеется значительная возможность их растрескивания.
  2. Распиливание по кругу. Уже после первого распиливания бревно разворачивается на противоположную грань. Как правило, происходит пять разворотов. Метод даёт возможность осуществлять распиливание бревна по масштабам с наименьшим числом остатков. В недостатках подобного метода возможно отметить невысокий темп изготовления.
  3. Распиливание бруса. Главная часть распиливания бревна исполняется по окружности. Основная доля выпиливается в фигуре бруса. С этой целью, как правило, применяют наиболее крупные брёвна.


Разрезание в ленточной пилораме считается одним из значимых стадий лесозаготовки.








Свойства приобретённого продукта непосредственно находятся в зависимости от избранной схемы, деятельности, а также подготовки необходимого оснащения.

Читайте также: