Дома в три окна

Обновлено: 28.04.2024

Вы когда-нибудь задавались вопросом – почему в старых деревенских домах, как правило, всего по три окна?

И еще поговорка такая в народе есть – «изба в три окна». Связано это прежде всего с православными устоями. У русского народа само окно символизировало внутренний мир человека. Роль надсмотрщиков выполняли иконы, которые одухотворяли людей на праведный образ жизни в отличие от европейских стран, где через окна за жизнью людей наблюдали настоящие надсмотрщики. Кстати, даже в Шотландии и по сей день занавески считаются признаком дурного тона. Занавешивать окна – значит что-то скрывать от других, жить не по установленным обществом нормам и правилам. При этом дверь в русскую избу всегда была открыта для гостей и путников. Это связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явился Сын Божий и два ангела. Наши предки всегда были готовы к встрече «святой» троицы.

Вот поэтому и три окна на фасаде избы. Что касается веры, то у наших предков в домах всегда был Красный уголок – иконостас. В глубинке и по сей день можно найти иконостас в домах. К нему относились с большим трепетом, почетом и уважением, просили благословение, каялись в грехах. Над образами всегда горела лампадка, которая не только освещала дом, но и наполняла пространство благочестием и смирением. Красный угол всегда располагали в углу по диагонали от печи. Иконостас - это первое, что должен видеть человек, переступающий порог избы. Вот с этим и связана пословица – «Без Бога не до порога».

Если же в доме было 4 или 5 окон, то поговаривали, что там живут язычники. С тремя окнами связана еще одна легенда. Сейчас я вам ее расскажу.

Жил – был один царь с дочерью. Жили они в Сирии – в период гонения христиан за Святую Веру. Отец очень любил свою дочь и в знак своей любви решил построить ей отдельный дворец. Отлучившись по делам в город, отец наказал Варваре следить за работой мастеров. В то самое время девица подружилась с христианкой, узнала о Христе и изменила план дворца – вместо двух окон она приказала прорубить три – в честь Пресвятой Троицы. Вернувшись, отец не мог принять, что его дочь стала Христианкой. Он приказал девушке отказаться от Христа. Но Варвара не предала свою веру, за что была подвергнута мучениям со стороны отца и в итоге казни мечом. После смерти Варвару провозгласили святой, с тех самых пор избы строили в три окна, прославляя Отца, Сына и Святого духа.

Почему в избах, которые теснятся вдоль дорог, стоит только отъехать от столицы километров на 100, три окна на фасаде, а не два и не четыре?

Много путешествуя по Средней России, я всё чаще задавалась этим вопросом. Справедливости ради надо сказать, что избы в два или четыре окна встречаются, но значительно реже.

Какая сила заставляла крестьян прорубать в фасадной стене дома именно три окна? В чём, так сказать, цимес?

Если долго не искать, а довериться интернету, то главенствовать будет одна версия (она же и единственная): три окна на фасаде делалось в честь Святой Троицы (Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа).

Все остальные вариации – дело рук язычников. Так что, согласно этой версии, если вы видите дом в два окна или в четыре, то его немедленно следует предать огню, дабы очистить от скверны (шутка, конечно).

По здравом размышлении доля правды тут есть, но только доля. И, скорее всего, причина и следствие в этом утверждении сильно перепутаны местами.

Дом на каменном подклете. Его длина вдвое больше, чем традиционной избы. И окон по фасаду - 6 штук (я фотографировала красивые наличники, поэтому в кадр попала лишь часть дома). Дом дореволюционной постройки.

Дом на каменном подклете. Его длина вдвое больше, чем традиционной избы. И окон по фасаду - 6 штук (я фотографировала красивые наличники, поэтому в кадр попала лишь часть дома). Дом дореволюционной постройки.

Вероятнее всего три окна в доме делали по традиции, чтобы не прослыть язычниками (а времена строгие были, быть исторгнутым из общины по причине оригинальности – такое себе оригинальничанье).

Но вот вопрос: в Приуралье существовала традиция устраивать два окна в избе (окна – глаза души дома, которыми она смотрит на улицу).

Кроме того, дома, стоящие на каменном подклете (цоколь в нашем понимании), могли иметь произвольную длину фасада и любое, ограниченное только этой длиной (и богатством хозяина), количество окон.

Знаменитый дом Бальзаминова в Суздале. Хотя он и стоит на каменном подклете, но в доме по традиции три окна.

Знаменитый дом Бальзаминова в Суздале. Хотя он и стоит на каменном подклете, но в доме по традиции три окна.

Получается, что дело не в Троице (вернее, не только в ней).

Как мне кажется, во главу угла наши предки ставили утилитарность, а уж потом привязали к ней красивую традицию. Ведь окна в избах появились только ближе к IX веку. До этого единственным окном в избе было волоковое (через которое вытягивало дым после топки печи по-чёрному).

Эмпирическим путём за много веков установились оптимальные размеры бревенчатой избы и длина стен в срубе: 3 сажени. Сажень равна 2,1 метра, три сажени – чуть более 6-ти метров.

Такой сруб имеет оптимальную жёсткость конструкции, а срубленная из него изба – оптимальную площадь для существования (условия жизни крестьян тех времён трудно назвать хорошими с нашей точки зрения).

Обратите внимание: традиционно основная длина пиломатериалов до сих пор привязана к тем же 6-ти метрам, хотя современная техника позволяет и транспортировать, и обрабатывать лес любой длины. Вот она, сила традиции!

Даже современный дом, построенный уже в советское время, на фасаде имеет три окна! Но тут дело не в традиции, а в длине бруса для перекрытий. Брус длиннее 6-ти метров и сейчас найти трудно, а в советское время - и подавно. Вот и делали кирпичные дома по традиции в три окна.

Даже современный дом, построенный уже в советское время, на фасаде имеет три окна! Но тут дело не в традиции, а в длине бруса для перекрытий. Брус длиннее 6-ти метров и сейчас найти трудно, а в советское время - и подавно. Вот и делали кирпичные дома по традиции в три окна.

Самое оптимальное количество окон в стене при рубке в лапу – три. Больше – не влезет, меньше – темно будет в избе (керосин только в XIX веке появился), основной источник света – солнце и лучина.

Переселенцы же из других мест и дома строили по своим канонам, как деды учили, и жили своим укладом. К чужим людям традиционно относились с недоверием (кто они, откуда взялись, что ждать от них), поэтому и выглядели их дома чужеродно на общем фоне.

Сейчас же всё смешалось и забылось. А традиция строить дома в три окна сохранялась до недавнего времени.

Ах, какая же красивая, какая привлекательная страна Голландия! Ох, простите, не Голландия, сейчас правильное название Нидерланды, но все равно как-то привычнее звать ее по старинке.

Итак, Голландия – очень-очень красива! Там есть старинные и современные мельницы, которые до сих пор приносят пользу, там есть громадные, горящие разноцветьем поля тюльпанов (вместо привычной нам картошки и колосьев), там полчища велосипедистов, заполняющих улицы вместо машин. А еще там очень милые, разноцветные домики! Такие хорошенькие!

Смотришь на улицу и удивляешься – домики все разные, но, кажется, что они просто напросто срослись между собой. Ну, нет между ними промежутка! Стоят вплотную друг к другу и могут так тянуться на целый квартал.

У каждого домика своя крыша, у каждого домика свой фасад – то красненький, то синенький, то серенький. У каждого свое оформление. Но – что ты будешь делать! – все сцеплено вместе. Что за напасть такая? Зачем разные дома нужно было так лепить друг за другом, впритык?
Причем каждый домик очень узенький и у каждого всего три окна в ширину. Не четыре, не пять, а именно три. И как это так получилось?

А вот, представляете, все хитро! Оказывается, это не ошибка архитектора, не случайное действо. Так реально было нужно и приносило немалую выгоду. Оказывается, в момент постройки этих домов в Голландии существовало достаточно жесткое налогообложение. Построил дом – плати налог. Чем больше дом – тем выше налог. Не хочешь платить много, строй дом поскромнее. Дом в три окна – это нормально. А если больше – изволь раскошелиться.

И что, спрашивается, было делать богачам, которым дом большой хотелось, а тратить лишние было жаль? Правильно! Хитрить! Они строили дома такой величины, какой им было нужно, но делили его на части в три окна. Фасад красненький, три окна на нем, высокая крыша – вроде как одно жилище. Фасад синенький, три окна, крыша пониже – еще жилище. Ну и так далее. Внутри дом общий, а снаружи – это пять-шесть разных домиков!

Вот так вот. Хитрили люди по необходимости, а зато сейчас такая польза! Эти разноцветные домики в три окна в Амстердаме – визитная карточка Голландии.

И еще в Нидерландах есть один нюанс, связанный с окнами – голландцы не вешают штор! Ну, может, совсем современные жители, да еще и выходцы из других стран и вешают, но традиционно это было не принято. Потому что полагалось жить на виду. И все – соседи, полиция – должны были видеть, как человек живет, что ничего дурного он не замышляет и вообще с ним все в порядке.

Даже сейчас, когда находишься в маленьких голландских городках, видишь, что штор нет, и запросто можешь заглянуть в чужое окно и подсмотреть, что там творится. Впрочем, открытость жизни у современных голландцев все-таки не такая большая, как раньше и частенько на подоконники они стараются поставить что-то, что защитит их от любопытных глаз. Например, пушистый, развесистый цветок. Или картину. Одним словом, кому что в голову придет.

А ну-ка, скажите, ребята, смогли бы вы выжить без штор на окне? Готовы к такой жизни нараспашку?

p.s.: Подписывайтесь на канал Мой домик - все самое важное, полезное, интересное еще впереди! Здесь каждый может поделиться опытом в строительстве, ремонте и обустройстве жилья, загородного участка, присылайте фотографии, рассказывайте о вашей даче, доме, квартире.


Сегодня далеко не XV век и уж тем более не X век. Однако, если проехать по русским деревням, то можно обратить внимание на то, что у части хат на фасаде сделано три окна, а некоторых всего два. На этот счет существуют самые разные объяснения. Одного из которых связывает количество окон с религиозной тематикой. Так ли это на самом деле?

Три окна сделаны не просто так. |Фото: Pinterest.

Даже если когда-то крестьяне, строившие дома и связывали количество окон с религиозными мотивами, на сегодняшний день эта традиция окончательно забыта и выветрена из народного сознания. Самое популярное объяснение количеству окон на фасаде избы, которое можно найти в интернете, связано с тем, что три окна якобы делались в честь Святой Троицы. Из этого делается закономерный вывод: два окна в стародавние времена делали преимущественно язычники. Звучит такая версия, конечно же, очень интересно, однако у нее есть несколько слабых мест.

Оптимальная длина - шесть метров. |Фото: svport.ru.

Во-первых, жизнь в русском селе всегда была крайне непростой, а потому мужик при всей своей религиозности всегда подходил к решению любой задачи в первую очередь с утилитарных позиций. Во-вторых, окна на избах — это сравнительно недавняя придумка. Во времена крещения Руси в доме крестьянина могло быть одно-единственное окно и то выполнявшее функцию дымохода. В-третьих, с язычеством на Руси все было в полном порядке до времен Петра I. В крестьянской среде это не вызвало (как правило) каких-то проблем, более того, долгое время крещеные крестьяне верили в такое, что у любого современного православного человека встали бы волосы дыбом.

Фасад на три окна. |Фото: turspeak.ru.

Так что скорее всего два и три окна на фасаде русский мужик делал в срубе по исключительно практическим соображениям. Само собой, это не отменяет того факта, что в дальнейшем всему проделанному мог придаваться и некий религиозный смысл. Все дело в том, что размеры бревенчатой избы в срубе – это 3 сажени или около 6.3 метров. Такой сруб имеет оптимальную жесткость конструкции и площадь для жизни. Чего уж там, даже сегодня «традиционная» длина пиломатериалов составляет значение в 6 метров. При установке такого сруба очень быстро получается ситуация: два мало, четыре много, три в самый раз. Три окна идеально вписываются в длину фасада в 6 метров. Больше просто не влезет. Если сделать меньше, то в хате будет темно. Сегодня это не проблема, однако керосина не было вплоть до XIX века.

В первую очередь подход был практическим. |Фото: newsland.com.

Видео с нашего канала расскажет про таежное зимовье:

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, где построили самую большую бревенчатую избу высотой в 7 этажей , и что с ней теперь.


Автор: Ангстрем мебель

Гостиная – самая общественная комната в доме или квартире. Именно в ней принимают гостей, отдыхают и общаются всей семьей. Гостиная с двумя окнами на разных стенах имеет свои особенности в отделке и расстановке мебели, и при разработке дизайна помещения необходимо учитывать эти особенности.

Достоинства и недостатки гостиной с двумя окнами на разных стенах

У гостиной с окнами на разных стенах имеются свои достоинства и недостатки.

Достоинства

Преимущества помещения с окнами, расположенными на разных стенах:

  • Два окна в любом случае повышают освещенность помещения – в светлом помещении можно использовать в дизайне темные и яркие цвета, темную мебель, выпуклую отделку стен (кирпич, плитку, фактурную штукатурку).
  • Хорошо освещенная комната воспринимается человеком более комфортной.
  • Прямоугольную комнату с окнами на разных стенах легче зонировать (расположить у второго окна обеденный стол или рабочий уголок).
  • Любое окно — не просто освещенный прямоугольник, это портал, соединяющий комнату с природой. Поэтому окна на разных стенах расширяют вариативность размещения мягкой мебели – ведь люди предпочитают сидеть лицом к окну. Возможность любоваться пейзажем или небом успокаивает человека и способствует полноценному отдыху.
  • Созерцание пространства за окном делает комнату визуально более просторной.

Недостатки

Помещение с окнами на разных стенах имеет свои недостатки:

  • Через несколько окон с инфракрасным излучением уходит много тепла зимой. Для уменьшения потерь тепла необходимо применять меры – закрывать окна плотными шторами, рольставнями, жалюзи. В частном доме при больших или панорамных окнах необходимо учитывать потери тепла, увеличивать мощность радиаторов в гостиной.
  • Летом гостиная с несколькими окнами получает больше избыточного тепла, поэтому нужно устанавливать более мощный кондиционер.
  • Две стены с окнами уменьшают возможности для расположения корпусной мебели; в небольшой комнате у стены будет стоять мягкая мебель, и места для шкафов остается очень мало.

Варианты размещения окон

Гостиные с двумя окнами, расположенными на разных стенах, бывают в следующих случаях:

  • В квартирах, расположенных в торце пяти- и девятиэтажных домов, в комнатах обычно бывает небольшое окно, выходящее на боковую стену дома. Иногда там располагается дверь, ведущая на балкон или лоджию.
  • В угловых комнатах в сталинках или домах начала прошлого века.
  • В просторных современных квартирах в домах постройки после 80-х годов прошлого века.
  • В современных коттеджах.
  • При объединении гостиной с кухней или двух комнат в домах постройки 50-80 годов прошлого века.
  • одинаковые на двух стенах;
  • разные на двух стенах (возможно, с балконной дверью);
  • всевозможные комбинации окон и балконных дверей, получившиеся в результате объединения комнат или комнаты с кухней.

Варианты размеров окон:

  • Для старых частных домов, сталинок, старинных домов характерны небольшие одинаковые окна.
  • Для типовых пяти-, девятиэтажек, современных многоэтажек характерны окна средних размеров.
  • В элитном жилье и современных коттеджах бывают большие окна. Иногда, особенно в современных частных домах, в гостиной встречаются панорамные окна.

Зонирование гостиной с двусторонним освещением

В гостиных старых домов с двумя окнами возможность зонирования практически отсутствует. Квадратная комната с длиной стены 3,5-4 м, двумя окнами и одной или двумя дверьми практически не оставляет возможности для маневра – для установки дивана и кресел пригодны только две стены, корпусную мебель и обеденный стол ставить некуда.

В прямоугольных комнатах зонирование возможно и желательно. И в гостиных площадью 17 кв. м, и в гостиных площадью 30 кв. м выполнить разделение на функциональные зоны вполне возможно.

Функциональные зоны, которые обычно бывают в гостиной:

  • зона отдыха с мягкой мебелью;
  • обеденная зона.

Зоны, которые в гостиной могут быть или могут не быть:

  • рабочая зона – письменный стол, компьютер, швейная машина;
  • кухня;
  • детский уголок для маленьких детей;
  • музыкальный уголок с инструментами;
  • место установки шкафов с книгами, посудой, коллекциями.

Любую гостиную нежелательно делить высокими стеллажами или перегородками, ширмами. Гостиная должна быть просторной, имеет смысл закрывать только участки с постоянным беспорядком – рабочие столы, печь и мойку в кухне, письменный или компьютерный стол, уголок рукоделия. Для этого достаточно использовать барную стойку, невысокие стеллажи или высокую тумбу. Отгораживать детский уголок не имеет смысла – маленький ребенок не будет играть, не видя родителей.

Обеденный стол со стульями и мягкая мебель сами по себе делят пространство гостиной на отдельные зоны.

Кухню следует выделять хотя бы частично – с помощью барной стойки. Кухня также обычно отделяется цветом и отделкой стен – возле рабочих поверхностей, мойки и плиты требуется фартук или плитка. Неплохо смотрится отделение аркой у потолка, понижением уровня натяжного или гипсокартонного потолка с дополнительной подсветкой, имитацией деревянной балки. С помощью перепадов высоты натяжных потолков можно выделить и зоны отдыха и обеденную зону, рабочий уголок.

Возле дивана и кресел можно положить красивый большой ковер. Нежелательно отделять кухню другим напольным покрытием, не стоит использовать подиумы – о ступеньку можно споткнуться.

Использовать для зонирования цвет и фактурную отделку стен получается только в очень просторных гостиных. В гостиных площадью до 20 кв. м выделять цветом функциональные зоны не имеет смысла – такое деление визуально уменьшает помещение, что нежелательно. Лучше выделить отдельные группы мебели с помощью подсветки или ковра.

Деление комнаты на зоны с помощью цвета и материала отделки красиво смотрится в прямоугольных гостиных площадью от 25 кв. м. Обычно используют разные обои; сочетание гладких стен с кирпичом или плиткой или фактурной штукатуркой.

Гостиная

Выбор мебели и ее размещение

Основное назначение гостиной – отдых. Центральная зона любой гостиной – зона отдыха с мягкой мебелью и столиком. В большой гостиной можно устанавливать мягкую мебель на расстоянии от стен, в небольших комнатах вариант один – устанавливать диван вплотную к стенке, а кресла – как получается. В небольших квадратных гостиных с двумя окнами и дверью практически нет места для корпусной мебели – максимум можно установить небольшой сервант и пару тумб.

Рекомендации по размещению мебели:

  • в любом случае желательно устанавливать диван таким образом, чтобы можно было смотреть в окно – созерцание природы, улицы, даже просто неба хорошо успокаивает;
  • столик возле мягкой мебели не должен быть слишком низким, иначе им неудобно будет пользоваться;
  • не стоит выбирать слишком низкие тумбы – они негармонично смотрятся, при установке на них телевизора придется людям нагибать голову, а это нежелательно для позвоночника, у них маленькая вместимость;
  • обеденный стол или рабочий уголок следует размещать у окна; для компьютера размещение возле окна не обязательно.

В просторной гостиной вариантов расстановки мебели намного больше, чем в небольшой комнате.

Гостиная

Выбор стиля в гостиной с окнами на разных стенах

Когда в не слишком просторном помещении на двух стенах имеются окна, остается мало места для размещения корпусной мебели – шкафов, стенок. Для интерьеров в дворцовых стилях, прованс, классический модерн характерно использование именно стильных шкафов, поэтому эти стили реализовать в небольших комнатах невозможно. Эти стили также плохо сочетаются с современной лаконичной кухонной мебелью, поэтому в совмещенной кухне-гостиной лучше использовать другую стилизацию.

Для небольших комнат лучше использовать современный стиль, сканди, элементы лофта, хай-тек. Точнее, их комбинацию с минимализмом. Современный стиль характеризуется лаконичной простой мебелью, глянцевыми фасадами, мягкой мебелью насыщенных цветов без вычурных деталей, отсутствием всяких украшательских излишеств – резьбы, лепнины, позолоты, сложных многоярусных драпировок. Стиль хай-тек – мебелью из ДСП и МДФ со стеклянными полками и столешницами и никелированными ножками и стойками. Лофт в чистом виде не используют, иногда выделяют побеленным кирпичом часть акцентной стены (возле телевизора, например).

В просторной гостиной можно реализовать и лофт, и интерьер в классическом стиле, и в стиле прованс, и в деревенском стиле, и в экзотических стилях.

Стиль лофт лучше смотрится в доме, чем в современной квартире. Этот стиль характеризуется не только кирпичной или каменной стеной, но и множеством других техногенных элементов – медными радиаторами и трубами, стальными плафонами светильников, стальными ножками и корпусами мебели, использование декоративных балок на потолке. В большой светлой комнате хорошо выглядит кирпич натурального терракотового или желтого цвета. Но при желании можно в стиле лофт оформить и достаточно просторную гостиную в квартире с высокими потолками.

Очень хорошо смотрятся большие гостиные с двумя большими окнами в классическом стиле. Для этого стиля характерны белые потолки с лепниной, паркет или плитка на полу, дорогая мебель из массива дерева темного цвета, гнутые ножки, хрустальные люстры и светильники с бронзовой или позолоченной арматурой, много зеркал, хрусталь, застекленные горки с красивой посудой, кожаная или в полоску обивка мебели, картины, статуэтки, часы «под старину».

Гостиная

Выбор цвета

Большой плюс комнаты с окнами на разных стенах – хорошая освещенность. Поэтому интерьер гостиной с окнами на разных стенах можно выполнять в любых цветах – выбор практически не ограничен. Ограничения может накладывать только площадь комнаты – в небольших комнатах уместнее светлые тона, визуально увеличивающие объем помещения.

Сейчас в тренде использование достаточно ярких цветов для отделки гостиной: коричневых, изумрудных, зеленых, синих, бирюзовых, коричневой гаммы, даже черных. Очень популярны кофейные, фиолетовые тона. Самые яркие цвета – красные, оранжевые, терракотовые – используют только локально – на акцентной стене.

К гостиной, отделанной пастельными тонами, выбирают мебель, текстиль, подушки более насыщенных цветов. Для гостиных с яркими стенами более уместны будут светлые тона текстиля и сдержанные тона мебели (как светлых, так и темных цветов).

В любом интерьере будут уместны включения контрастного цвета – подушки, вазы, картины, часы, декоративные предметы.

Оформление окон и угла между окнами

Окна оформляют одинаково: одинаковые шторы или похожие драпировки. Если окна расположены близко к смежному углу, то угол необходимо как-то украсить: поставить тумбу или подставку, красивый цветок, скульптуру, декоративный фонтанчик. Если угол достаточно большой, в него можно повесить телевизор. В частном доме можно разместить в углу камин.

Если между короткой стеной с окном и окном на длинной стене имеется большой простенок, то его можно оформлять любым удобным способом – ставить мягкую мебель, обеденный стол, шкафы, тумбы, размещать камин, телевизор.

Гостиная

Декор и освещение

В гостиной с двумя окнами очень важно правильно подобрать декор – чтобы он хорошо сочетался с общим стилем интерьера. Основной принцип: для маленькой гостиной вазы, цветы, фонтанчики и картины должны быть более компактными, для большой комнаты – более крупными. Шторы также в маленькой гостиной уместны более компактные – вертикальные жалюзи, римские, рулонные. В просторной комнате замечательно выглядят и компактные современные шторы и жалюзи, и пышные многослойные драпировки.

Чем больше и выше гостиная, тем более крупные люстры и светильники можно использовать. В большой комнате сложно обойтись без локальной акцентной подсветки – картин, коллекций, декоративных предметов.

Самое лучшее украшение гостиной – камин. Живой огонь создает в гостиной уютную «домашнюю» атмосферу. К сожалению, его можно установить только в частном доме. В многоквартирных домах можно установить биокамин – его допускается устанавливать без устройства вытяжки.

Заключение

Гостиная с двумя окнами на разных стенах позволяет создать оригинальный современный интерьер. Дополнительное освещение из второго окна позволяет более полноценно использовать всю площадь гостиной и создать в ней уютные уголки для всех домочадцев.

Читайте также: