Дома в норильске материал

Обновлено: 13.05.2024

Мало кто знает, но в Норильске есть очень необычное для жителей материка (так мы любовно зовём всю остальную Россию-матушку) явление. Это так называемые дома на ножках. Почти на курьих :-) А точнее – на сваях. Плотно удерживающих дом на вечной мерзлоте.

Смотрится для непривыкшего взгляда очень странно. Почти парящие над землёй, огромные дома на толстых железобетонных сваях, которые по сравнению с ними смотрятся маленькими и тоненькими :-) Но только кажутся!

А пришли к такому строительству так…

К счастью, готовиться к застройке города начали загодя. Изучив все условия, принято было решение возводить панельные дома, то есть производить их отдельные части на заводе, а потом на месте собирали воедино. Для этого в Норильске построили ещё два завода – Завод крупнопанельного домостроительства и ЖБИ. Это ускорило процесс! А знаете, насколько? Не представляете! Рекорд скорости постройки 3-подъездной пятиэтажки составил 12 дней!

Только вот сборка была возможна лишь на готовом фундаменте. И здесь крылась основная проблема, как мы уже поняли.

«Первые многоэтажные дома города в течение 1945—1950 годов возводились исключительно на скале, хотя нередко приходилось для этого заглублять фундаменты на 10—15, а в отдельных случаях даже на 18 метров. Летом строительные площадки превращались в непроходимые болота», — вспоминал М. В. Ким, основоположник свайного метода строительства. Как правило, это работа велась ручным способом, силами заключенных, но по мере закрытия лагерей в Норильске рытье котлованов стало невозможным. Нужен был принципиально другой, революционный способ строительства, нужны были хорошо продуваемые, холодные фундаменты, точнее подполье.

И тут на помощь пришёл опыт строителей Древнего Рима – свайный. Только в качестве надёжного основания вечную мерзлоту. Такого ещё никогда не было. До него мерзлота была препятствием! Все свайные фундаменты раньше упирали в скалу или рассчитывали на силу трения, для удержания постройки. А Ким сумел превратить врага норильских строителей — вечную мерзлоту — в помощника. Теперь рабочие не пробивались до скал на большие глубины, сваи либо опирались на многометровый подземный лёд, либо вмораживались практически в любой грунт.

 Город на сваях: как строили Норильск

История строительства Норильска связана с экспериментами и инновациями. Первые градостроители в Заполярье толком не знали, как нужно и как можно строить на вечной мерзлоте. Даже сам этот термин, как выяснилось, очень условный. Мерзлота оказалась совсем не вечной, а, наоборот, чрезвычайно хрупкой и не прощающей ошибок.

Земля уходит из-под ног

Норильчане сразу поняли, что любая отапливаемая постройка серьёзнее деревянной избушки растепляет под собой мерзлоту. Из 30 малоэтажных каменных домов, построенных с 1937 по 1940 год, половина практически сразу деформировалась. Причина заключалась в том, что изначально строили их как на материке — на неглубоких ленточных фундаментах. Север быстро показал, что здесь придётся учиться строить по-новому.

Термин «вечная мерзлота» учёными не используется: нет ничего вечного. Правильнее говорить «многолетнемёрзлые грунты», где частица «много» — это величина переменная.

Учиться пришлось, совмещая теорию с практикой. Первый начальник Норильскстроя Владимир Матвеев пригласил учёных из ленинградского Комитета по изучению вечной мерзлоты. В апреле 1936 года в Норильск прибыла бригада из шести специалистов под руководством Вацлава Тумеля. 17 мая уже открылась мерзлотная станция, и первым её руководителем был молодой физик Александр Елистратов, а в 1940-м станцию возглавил инженер-гидротехник Михаил Ким.

К концу 1936 года штат мерзлотной станции составлял уже 30 человек. В районе улицы Заводской для станции выделили служебное помещение — барак без пола и крыши. По словам очевидцев, это была в полном смысле «мерзлотная» станция. Программа задач станции была очень обширной. Благодаря её исследованиям началось строительство на промплощадке, плотины на озере Долгом, узкоколейки Норильск – Дудинка. На опытных полигонах в подземных камерах испытывали прочностные свойства мёрзлых грунтов.

Впервые в Норильске строительство на сваях испробовали в 1937 году. Под руководством инженера Фёдора Холодного построили здание кирпичного завода на деревянных сваях, заглублённых в насыщенный льдом грунт на три метра. Опыт оказался удачным, но уже тогда отдельно оговаривалась необходимость вентилируемого подполья для сохранения мерзлоты.

1.jpg


Фото: 1937 г. Толстов А.Н. у морозной камеры в пристройке к мерзлотной станции

В годы войны сваи использовали нечасто. Дело было в сложности метода их погружения, который тогда применяли: сначала грунт оттаивали паровой иглой, забивали сваю, а потом долго ждали, когда всё это обратно замёрзнет. Тяжёлым производственным цехам или многоэтажным домам такой метод вообще не подходил.

До середины 1950-х годов здания строили чаще всего на столбчатых фундаментах и исключительно с опорой на скалу. И хорошо, если она выходила близко к поверхности. Иногда до скалы приходилось рыть котлованы глубиной 10, 15, а то и 20 метров. Тогда здание уходило вниз на столько же, на сколько потом поднималось вверх.

Первые градостроители столкнулись с тем, что здания растепляют под собой мерзлоту, то есть «пилят сук, на котором стоят». Чтобы избежать этого, стали рыть котлованы, добираясь до скального основания и устанавливая на него фундаменты. Этот способ тем сложнее, чем глубже залегает скала: в худших случаях котлованы углублялись на 15–20 метров.

Дома «на ножках»

Решение предложили инженеры. Вот как писал об этом Михаил Ким:

«…нами предлагается фундирование гражданских зданий. Вместо котлована, габариты которого всегда значительно больше объёма фундамента, пробуривается цилиндрическая скважина, а в неё опускается железобетонная свая чуть меньшего диаметра. Ещё в 1946 году Норильская партийно-техническая конференция строителей принципиально одобрила применение железобетонных свайных фундаментов при строительстве на вечномёрзлых грунтах. Необходимо срочно организовать работы по освоению этого нового быстрого и экономичного способа фундирования».

2.jpg


Фото: 1946 г. Ул. Заводская

Новый метод приняли не сразу — сказывалось неверие в надёжность мёрзлых грунтов. Но скальные площадки в городе заканчивались, и деваться попросту было некуда. Если бы инженеры не придумали новый метод строительства на мерзлоте, рост Норильска просто остановился бы.

Из доклада Михаила Кима на научно-технической конференции в 1958 году:

«В 1950 году встал вопрос о строительстве большого пятиэтажного дома со встроенным универмагом на Гвардейской площади. Первоначальным проектом предусматривалось строительство его на скале. Глубина заложения фундаментов — от шести до 32 метров, учитывая волнистую поверхность кровли скалы. Анализ накопившегося к тому времени опыта позволил пересмотреть принятое проектное решение и принять вечномёрзлые наносы в качестве надежного основания. Строительство дома осуществили на столбовых фундаментах, заглублённых на шесть метров. »

Суть нового метода была не в самом использовании свай, они-то не были новостью, но в способе их погружения в мёрзлый грунт. И всё получилось.

В 1966 году коллектив из одиннадцати норильчан наградили высшей наградой в СССР — Ленинской премией — за внедрение прогрессивных индустриальных методов при строительстве комбината и города. Они разрабатывали теорию и практику метода свайного фундирования на вечной мерзлоте. Улица Лауреатов в Норильске тоже названа в их честь. Среди тех самых лауреатов был и начальник мерзлотной лаборатории Михаил Ким.

4.jpg

Фото: 1967 г. Строится Красноярска, 4, сбоку Солнечный

Головокружение от успехов

Индустриализация строительства заставляла всё больше ускорять темпы, строить быстрее и больше, не особенно отслеживая результат и не наблюдая внимательно за состоянием грунтов под постройками. Отрезвление не заставило себя ждать. Печальный пример небрежного отношения к мерзлоте до сих пор помнят в Норильске.

12 июля 1976 года в 15 часов 10 минут началось резкое обрушение здания ресторана «Белый олень» в Кайеркане. К счастью, несмотря на обеденный перерыв, в помещении, которое в будние дни работало как столовая, было не так много людей. Как потом выяснилось, строителям в тот день давали зарплату и многие просто не успели приехать в «Белый олень». Здание сложилось как карточный домик. Оперативно прибыли сотрудники военизированной горноспасательной части, началась спасательная операция и разбор завалов обрушившегося здания. В результате аварии погибли 10 человек. Ещё около 30 человек получили травмы. В числе погибших были четверо работников «Белого оленя» и две маленькие девочки.

5.jpg

Фото: Исследование осадки свай под нагрузкой

Это событие изменило ситуацию. Мерзлотники стали вести методичные наблюдения за жилым сектором: отслеживали температуры грунтов и состояния фундаментов домов. Под зданиями на вмороженных висячих сваях оборудовали сеть наблюдений, устанавливали геодезические марки, бурили температурные скважины. Однако индустриальный лозунг «Вечная мерзлота покорена!» по-прежнему властвовал на норильских стройплощадках.

По иронии судьбы улица Лауреатов, названная в честь авторов метода свайного фундирования, стала самым горьким опытом новаторского строительства. Лауреаты и не предполагали, что их сваи будут применять в таких условиях. Возведение «гостинок» там шло сумасшедшими темпами. Они тогда считались временным, но необходимым жильём. Плюс улица Лауреатов находится ниже по рельефу, туда стекают все талые воды, а скальное основание залегает на 30–40 метрах. Так что улица фактически стоит на талых грунтах. На улице Лауреатов к тому же применили мощные насыпные грунты — до 10 метров. Чтобы выровнять площадку, её даже отсыпали строительным и бытовым мусором. Но в насыпные грунты вода просачивается легко, как в песок. Зимой они «греют», не дают замёрзнуть воде, что скопилась под насыпью за лето. Всё это и стало причиной упадка улицы Лауреатов в 1990-х годах. Были снесены все «гостинки» на её чётной стороне и несколько на нечётной: в общей сложности 16 домов.

6.jpg

Фото: 1967 г. Свайное фундирование

Сейчас на контроле Центра мониторинга зданий и сооружений находится около 1600 объектов, принадлежащих предприятиям Норильского дивизиона «Норникеля».

В последнее время непокорная мерзлота вновь стала напоминать о себе. И снова заговорили о том, что её нужно усиленно изучать, проверять и контролировать. В этом году за месяц до 85-летия мерзлотной лаборатории Центр мониторинга зданий и сооружений выделился в самостоятельное подразделение «Норникеля». Увеличивается число специалистов, закупается современное оборудование. Мерзлотная лаборатория снова будет выполнять надзорную функцию.

В любом уголке бывшего Союза есть улицы типовой хрущевской застройки. Человек в них вряд ли сможет сразу понять, где он — от Калининграда до Чукотки такие кварталы строились везде одинаково. Безликие пятиэтажки с одинаковыми окнами, скромными подъездами и рядами балконов — типичный советский пейзаж.

Балкон был огромной ценностью. В условиях скромного метража хрущевок он был и кладовкой, и курилкой, и мини-дачей на лето, для тех, кто ее не имел. Известная шутка заявляет: «Если вы не хранили лыжи или велосипед на балконе — вы не жили в СССР!».

Но Норильск — внезапное исключение из этого советского стереотипа. Хрущевки там есть, и во множестве. А вот балконов почти нет. Более того, видно, что у части домов они были, но их потом ликвидировали.

Почему норильцев обделили балконами?

Чем северному городу помешали желанные для жителей всех хрущевок балкончики?

Советские метры

После войны возникла задача — обеспечить народ-победитель отдельными квартирами. В 1950-е уже Союз приходил в себя после всех ужасов, и люди хотели жить лучше, качественнее, выбраться из бараков, коммуналок и общаг. Великий прожектер Никита Хрущев смело обещал всем собственное жилище. Но как обеспечить миллионы бесплатным жильем в короткие сроки? Естественно, придется от чего-то отказаться.

Решено было сэкономить время и материалы на двух пунктах. Минимизировали жилой метраж. На человека по регионам "выдавали" от 8 до 9 метров жилой площади, ужали все, что только можно в квартире и доме. И для скорости строительства разработали панельный типовой дом, который собирался как конструктор.

Идея спорная — одинаковые здания возводились от Сахалина до Средней Азии без учета климата, почв, специфики местности. Но задача скорости и дешевизны так решалась легко. И хрущевки как грибы начали расти по всему Союзу.

Почему же Норильск выбился из "хрущевских стандартов"?

Норильск – жилье для 150 тысяч

Этот северный поселок появился только в 1930-е годы. Жилье изначально здесь массово не планировалось — металлургический комбинат строили и обслуживали зэки Норильлага . Для охраны и начальства были относительно приличные сталинки.

Окончание репрессий поставило вопрос ребром — как теперь обеспечить Норильск рабочей силой. Мотивом для людей должно было стать легкое получение жилья.

Норильску присвоили статус города и поставили задачу очень быстро построить жилье, чтобы обеспечить квартирами 150 тысяч человек. Строить здесь можно было только в короткий промежуток холодного лета. Если по всему Союзу на сбор хрущевской коробки давали 15 дней , то в Норильске было приказано укладываться всего за неделю .

Чтобы уложиться в срок, строители решили убрать из типового проекта балконы. Без них коробку можно было собрать быстрее. Жителям это объясняли тем, что суровым Норильским летом с температурой около 14 градусов особо на балконе делать нечего. А потому — он роскошь. Так норильцы остались без этих ценных лишних метров.

Какая еще причина привела к отсутствию балконов у норильчан?

Балконы и север

Позже стало понятно, что балконы в Норильске не стоит создавать и по другим причинам. При глубоких "минусах" зимой и крайне суровых природных условиях конструкции балконов быстро разрушаются. Они становятся непредсказуемыми и опасными. Поэтому их пришлось частично срезать даже на старых сталинках и отдельных хрущевках, которые сумели "проскочить" мимо запрета на балконы.

Норильск — город на краю земли. Отсюда одинаковое расстояние до Москвы и до Северного полюса — примерно 2500 км.

В Норильске мало туристов. Сюда приезжают в основном в командировки или на практику на предприятиях «Норникеля». Еще наш город — отправная и финальная точка для путешественников, которые едут к заповедникам плато Путорана и к побережью Карского моря.

Поездка в Норильск не всегда будет комфортной. Например, зима здесь длится в два раза дольше календарной: минусовая температура держится с октября по май. Иногда морозы стоят такие, что на градуснике не хватает делений. Я рекомендую знакомиться с Норильском с июня по август, это самое теплое время года.

Я живу в Норильске и часто гуляю по городу. Покажу вам самые популярные места: театр, в котором служили Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов, мечеть с квадратным минаретом, самый северный в мире аквапарк и памятники жертвам политических репрессий. На карте маршрут занимает 9 км, но часть этого пути мы проедем на машине или автобусе.

Что вы увидите

Ограничения на въезд в Норильск

Город включен в состав территорий с регламентированным посещением иностранными гражданами — соответствующее постановление выпустили еще в 1992 году. Россиян сюда пускают свободно, но перед выходом из аэропорта нужно пройти паспортный контроль.

С иностранцами сложнее: решение об их въезде в Норильск принимает местный отдел ФСБ.

Если жители города хотят пригласить в гости родственников, которые живут за границей, они должны подать в администрацию Норильска специальное заявление. В нем они гарантируют встретить приезжего, обеспечить всем необходимым и документально подтвердить выезд.

К этому заявлению нужно приложить ксерокопии документов: своего паспорта и паспорта гостя, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, выписки из реестра прав на недвижимость и других. Такую бумагу нужно подать не позднее чем за 60 дней до даты предполагаемого въезда иностранного гражданина в Норильск.

В 2009 году на этой почве даже случился скандал. Бразильских легионеров мини-футбольной команды «ТТГ-Югра» не пустили в Норильск на игру с командой МФК «Норильский никель».

Как добраться в Норильск

Норильск находится среди бескрайней тундры, на полуострове Таймыр. Сюда можно добраться только на самолете или на корабле.

Железных дорог тут нет. В конце 1940-х годов в СССР разработали проект строительства Трансполярной железной дороги, которая связала бы Таймыр с материком. Ее даже начали строить, но после смерти Сталина проект забросили. Сейчас министерство транспорта Красноярского края разрабатывает новый проект железной дороги, которая связала бы Норильск с Игаркой.

На машине в Норильск попасть тоже невозможно. Есть несколько зимних автодорог, которые действуют с декабря по май, но они предназначены для промышленных нужд нефтяных компаний — на неподготовленном транспорте по ним не проехать.

Теплоходы. Водный путь по Енисею действует всего четыре месяца — с июня по октябрь. В остальное время навигация закрыта. Суда идут по Енисею и доходят до порта Дудинки, который находится в 100 км от Норильска. Обычно они отправляются из Красноярска — в пути придется провести 3,5 суток. Из Дудинки в Красноярск дорога занимает 5 суток, потому что теплоход идет против течения.

Стоимость билетов зависит от типа каюты. В 2021 году в сезон билет от Красноярска до Дудинки в «люксе» стоил 32 310 Р . За эти деньги пассажир получал двуспальную кровать, шкаф для одежды, чайник, холодильник и телевизор, а также собственный санузел. Самый дешевый билет стоил 11 812 Р — это каюта третьей категории с жесткими двухъярусными диванами, шкафом и общим санузлом.

На маршруте работают два трехпалубных лайнера — «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». Оба построены в Германии в 1950-х годах и уже выработали свой нормативный срок службы. Говорят, что скоро им на смену придут современные теплоходы.

Остановка, откуда можно уехать в Норильск, расположена недалеко от порта Дудинки. Оттуда до норильского автовокзала два раза в день ходит автобус № 115. Он отправляется в 07:00 и в 14:00 по местному времени, разница с Москвой у Норильска — 4 часа. Билет стоит 444 Р , дорога займет 1,5 часа. На такси доедете за час, но заплатить придется около 2000 Р .

Ни я, ни мои знакомые ни разу не пользовались водным транспортом, чтобы добраться до «большой земли» — не хочется тратить пять дней на дорогу. Да и дорого это.

Самолеты в Норильск летают круглогодично шесть дней в неделю. Воскресенье — выходной. Аэропорт Норильск часто называют «Алыкель» — это название бывшего поселка военных летчиков, рядом с которым он находится. Два года назад аэропорт получил имя Николая Урванцева — исследователя Арктики.

В Норильск летают рейсы авиакомпаний S7 и NordStar, цены у них примерно одинаковые. Билет экономкласса на прямой рейс из Москвы стоит 17 000—20 000 Р , время в пути — чуть больше 4 часов. Из Санкт-Петербурга — на пару тысяч дороже. Дешевле всего лететь из Красноярска: билет обойдется в 11 000—15 000 рублей , полет займет 2,5—3 часа.

средняя стоимость билета из Красноярска

В Норильске бывали случаи, когда аэропорт закрывали из-за метелей и туманов. Тогда самолеты уходили на запасные аэродромы в Нижневартовск и Новый Уренгой. Там пассажиры пережидали непогоду и продолжали перелет. Иногда дорога до Норильска занимает не 4 часа, а несколько суток.

Из аэропорта в город ходит автобус № 33, дорога занимает чуть больше часа. Точное расписание указано на сайте аэропорта. Еще можно добраться на маршрутке — проезд стоит 500 Р , его оплачивают на стойке представительств транспортных компаний перед выходом из здания аэропорта. После оплаты путешественнику говорят госномер автомобиля, который его повезет. Маршрутка развозит всех пассажиров по нужным им адресам — это можно сравнить с трансфером в отели на курортах. Поездка на обычном такси обойдется в 1200 Р , дорога займет полчаса.

Пейзажи по пути скучные и унылые, смотреть не на что. Ни в пригороде, ни в самом городе растительности нет. Это промышленная зона, где расположены заводы, шахты и другие предприятия «Норильского никеля».

Зимой автодороги часто закрывают для легкового транспорта из-за метелей. В такие дни от вокзала отправляются автобусные колонны, которые везут людей в аэропорт и в удаленные районы к местам работы.

От автовокзала до начальной точки маршрута — мемориала «Норильская Голгофа» — ходят автобусы № 12 и 17. Маршрут № 17 идет прямо от автовокзала, № 12 — от остановки «Красноярская улица», она рядом. Дорога займет 40 минут, билет стоит 30 Р . Выходите на остановке «База № 4», оттуда еще 5 минут пройдите пешком. На такси доедете за 10 минут, но заплатить придется около 280 Р .

Курс о больших делах

Маршрут

Мемориальный комплекс «Норильская Голгофа». Часто говорят, что Норильск построен на костях: в 1935—1956 годах на его месте было отделение ГУЛАГа. По сути, город строили заключенные: они создавали заводы, на которых потом работали.

Мемориал «Норильская Голгофа» расположен на месте массовых захоронений заключенных Норильского лагеря, им же он и посвящен. В 1990 году у подножия горы Шмидта провели погребальную церемонию, почтили память погибших и перенесли могилы на новое кладбище, а затем построили часовню.

Через год на мемориале установили три креста в память о погибших тут гражданах Латвии, Эстонии и Литвы. Позже появились памятники польским заключенным, евреям и японским военнопленным, символическая братская могила. Еще в состав комплекса входят памятный знак, звонница и мемориал «Последние врата».

Когда я впервые сюда попал, почувствовал гнетущее напряжение, какое бывает, когда приходишь на кладбище к могиле близкого человека. В тот момент я еще не знал трагичную историю подножия горы Шмидта.

До следующей точки маршрута — мечети Нурд-Камал — лучше поехать на автобусе № 12. Садимся на остановке «Нефтебаза» и выходим на «Гвардейской площади». До мечети отсюда 5—7 минут пешком.

Мечеть Нурд-Камал — самая северная в мире. В путеводителях пишут, что она занесена в книгу рекордов Гиннесса. Хотя лично я подтверждений этому факту не нашел.

Впрочем, ей есть чем удивить, помимо географического расположения. Взять хотя бы внешний вид: мечеть спроектирована так, чтобы ее здание было устойчиво к суровому норильскому климату. Минарет у Нурд-Камал не круглый, как принято в мусульманской культуре, а квадратный, благодаря этому башня более устойчива к ветру и меньше промерзает. Купол сделан покатым, чтобы снег на нем не задерживался. Здание мечети поставлено на сваи, как и большинство домов в городе, и держится на них уверенно.

Деньги на строительство мечети дал норильский предприниматель Мидехат Бикмеев. Название она получила в честь его родителей: отца Нурудина и матери Гайникамал. Источник: Serg Zastavkin / Shutterstock

Ленинский проспект — главная улица Норильска. Многие отмечают, что дома тут по архитектуре напоминают Санкт-Петербург. Неудивительно: генплан города разработал Витольд Непокойчицкий — выпускник ленинградского строительного института.

Дома первой половины Ленинского проспекта выполнены в классическом стиле: барельефы, лепнина, арочные проемы. Многие архитектурные элементы зданий повторяются, связывая их в единую композицию. А иногда встречаются дома-близнецы — самый яркий пример можно увидеть на Октябрьской площади в начале Ленинского проспекта. В архитектурном плане здания полностью повторяют друг друга — немного отличается только цвет.

Улица Севастопольская стала первой в Норильске, где появились асфальтированные тротуары, кирпичные дома и подземные коммуникации. Каменное строительство тут началось в 1940 году.

До этого люди жили в деревянных бараках и балках — передвижных домиках на полозьях, типичном жилье для этих мест. Ту часть Норильска, где они находились, сейчас называют старым городом. Она была поделена на несколько десятков небольших поселков, которые располагались в пешей доступности от строек, заводов и рудников, на которых работали местные жители. Сейчас большую часть этих поселков снесли, из сохранившихся выросли современные районы города — Кайеркан и Талнах.

Но даже каменные дома сохранились плохо: в 1980-х годах они начали разрушаться, поэтому дома военных лет на Севастопольской начали сносить. Сегодня от первоначальной застройки остался только дом 7 — да и то не весь, а лишь две трети. В 1999 году у здания снесли правое крыло, потому что возникла угроза его обрушения. В остальном улица по большей части застроена типовыми многоэтажками.

Памятник Пушкину стоит в сквере на Севастопольской улице. Поэт тут изображен сидящим на скамье, а рядом — герои его сказок: Кот ученый, Русалка, Золотая Рыбка и Царевна Лебедь. Я работаю неподалеку и в обед, если есть свободное местечко, с удовольствием провожу время в окружении сказочных героев и их создателя.

Говорят, к тому, кто потрет Пушкину указательный палец, придет муза и поэтическое настроение. Я заметил, что, кроме пальца, у памятника потерты еще и ботинки.

Норильск относится к Красноярскому краю, хотя расположен от Красноярска в 1500 км. Это самый северный в мире из крупных городов с населением более 150 тысяч человек. Сейчас в Норильске проживает более 182 тысяч человек и город продолжает расти — с 2016 года ежегодный прирост примерно по 1000 в год. Этим Норильск отличается от многих северных городов и посёлков — он процветает. Полезных ископаемых здесь очень много — это сделало Норильск одним из самых успешных промышленных регионов мира.

Здесь холодно. Средняя температура в январе достигает -27 °C, а абсолютный минимум -60 °C. При этом, скорость ветра может достигать 30-40 м/с. Летом температура редко поднимается выше +14 °C. Про такие места шутят «У вас лето было? Да, но я в тот день работал».

1. Норильск появился, когда геологи обнаружили здесь полезные ископаемые. Их добывали еще в бронзовом веке — археологи нашли древнюю стоянку людей с первобытным оборудованием для переплавки меди. Первым домом Норильска стала деревянная изба, которую построили участники экспедиции известного геолога Н. Н. Урванцева в 1921 году. Изба сохранилась до сих пор — сейчас она стоит возле музея Норильска.

2. Вся история возникновения связана с разработкой месторождений полезных ископаемых. В 1935 году начали строить Норильский горно-металлургический комбинат, а через 7 лет завод уже начал выпуск никеля. Сейчас предприятие называется ГМК «Норильский никель» или просто Норникель. Его заводы производят 35% мирового палладия, 25% платины, 20% никеля, 20% родия, 10% кобальта. В России почти весь никель, кобальт и больше половины меди выпускают в Норильске.

3. В 2005 году к Норильску присоединились два города-спутника — Талнах и Кайеркан, которые расположены в 25 км в разных сторонах от города. К центральному району также относится экспериментальный микрорайон Оганер, который построили в 7 км от Норильска.

4. В советское время говорили, что Норильск — кусочек Ленинграда. И действительно, часть домов проектировали воспитанники ленинградской архитектурной школы. Ворота Норильска — это главный архитектурный ансамбль, практически лицо города. Один из домов полностью жилой, во втором находится гостиница «Полярная звезда».

5. Ворота города проектировали Витольд Непокойчицкий и Лидия Миненко — ленинградские архитекторы, которые участвовали в разработке генерального плана города. Вместе с ними проект Норильска разрабатывали Микаэл Мазманян и Геворг Кочар — архитекторы, которые отбывали срок в Норильлаге.

6. Октябрьская площадь на генеральном плане города называлась Въездной. За этот проект архитекторы могли бы получить Сталинскую премию, но из-за большого расстояния до Москвы заявка не была доставлена вовремя — и ансамбль Октябрьской площади не участвовал в конкурсе.

7. В домах огромные арки высотой в 4 этажа, в отделке сохранились все стандартные элементы — большие деревянные двери, колонны, На въезде в город установлен памятник Ленину — отсюда начинается Ленинский проспект, главная улица города. Памятник установили в 1954 году, когда проспект еще назывался Сталинским.

8. С 2002 года в одном из зданий работает гостиница «Полярная Звезда».

Читайте также: