Дома с заложенными окнами

Обновлено: 04.05.2024

Удивительное место — Канонерский остров в Санкт-Петербурге (местные называют его «Канары» и «Канонерка», а финны когда-то называли его Kissasaari — «остров кошек»).

Это единственный остров в Питере, попасть на который можно не по мосту, а только через тоннель. Построенный в 1983 году, Гутуевский тоннель значительно облегчил жизнь местным — до этого времени на остров можно было попасть исключительно на пароме или катере.

Однако мост на острове есть — это огромный мост ЗСД (западного скоростного диаметра). В 2016 году он навис над островом на огромной высоте, навсегда перечеркнув прошлую жизнь острова.

Погожим субботним майским утром я отправился сюда, чтобы посмотреть, как живут местные рядом с шумным и никогда не умолкающим соседом.

Я приехал сюда на маршрутке 67 от станции метро Балтийская — всего каких-то 15 минут — и ты оказываешься в каком-то особенном мире.

Необычное сочетание яркого солнца, тишины, (только потом начинаешь замечать постоянный гул сверху), тёплого голубого залива, 2-3-этажных домиков, утопающих в зелени — и нависающей на кажущейся космической высоте махине ЗСД — всё это создаёт ощущение, что ты находишься то ли в компьютерной игре про постапокалиптическое будущее, то ли на страницах какой-то книги.

Даже не верится, что совсем недавно стоял на остановке среди снующих людей и ждал микроавтобус. Такое ощущение, что время здесь замерло и идёт совсем иначе.

Пляж в галерее выше — первое, что встречает тебя на острове, если сойти с маршрутки сразу же после тоннеля.

Небольшой мостик ведёт на Центральную станцию аэрации «Водоканала». Она расположена на искусственном Белом острове. Под мостом хорошо заметно течение воды, там стоит несколько рыбаков с удочками (последний слайд галереи выше).

На небольшой круговой развязке стоит памятник — металлический кораблик. Раньше тут был миниатюрный герб Ленинграда, но впоследствии он был заменён.

Двигаясь дальше вглубь острова, почти сразу оказываешься под мостом. Он проходит на головокружительной высоте, и мозг сразу отказывается воспринимать масштабы.

Кажется, что мост не стоит на мощных 100-метровых опорах, а словно парит в воздухе.

Шестиэтажный голубой дом, над которым проходит мост — это здание Балтийской таможни.

За исключением новеньких стеклопакетов, не видно, чтобы мост как-то повлиял на это здание.

Сразу за таможней находится крытая пешеходная галерея. По всей видимости, она необходима для того, чтобы защищать пешеходов от падающего сверху мусора.

Даже не хочется думать, что же (и как часто) падает оттуда сверху, разбивая вдребезги толстые листы поликарбоната, из которых состоит крыша галереи.

А сразу же за галереей меня встречают странные и жутковатые панельные дома с заложенными пенобетоном окнами и плотно закрытыми на внутренний замок дверьми.

«Не сбежишь», — зловеще предупреждают надписи краской на стенах рядом со странным, будто изъеденным кислотой, домофоном.

Полное безлюдье, уютная тень от деревьев, чисто выметенные дорожки, свежезакрашенные надписи на стенах слепого дома, и тихий шум сверху создают очень необычное ощущение — как будто ты попал в ту самую «зону» Стругацких, которая живёт по своим законам.

Ты ожидаешь встретить здесь тишину и запустение — но нет же, странные дома без окон и дверей будто живут своей жизнью, а ЗСД безмолвным гигантом смотрит сверху и будто чему-то улыбается (что?! как вообще бетонный мост может улыбаться?!)

Делаю селфи на фоне странного дома и зловещей надписи и двигаюсь дальше.

Все жилые дома, которые находились ближе определённого расстояния до моста, были расселены (даже если жители не особо горели желанием покидать свои уютные квартиры).

Следующий дом выглядит ещё более странно. Оконные проёмы первого этажа так же заложены пенобетоном. Тут же стоят двое рабочих и что-то штукатурят на фасаде.

Второй этаж смотрит пустыми глазницами окон, через которые видны ободранные до кирпича внутренности квартир.

Третий этаж с новыми стеклопакетами и уютными занавесочками выглядит вполне жилым.

Рядом, под самой ЗСД, стоит точно такой же дом, но тоже полностью расселённый, с заложенными окнами и закрытыми на замок дверьми. На лежащем рядом куске застывшего цемента — надпись «27.VII.1983».

Прохожу остров насквозь (а с начала статьи мы с вами прошли всего 500 метров) — и оказываюсь на Путиловской набережной. Здесь изредка проезжают маршрутки, а напротив, через Морской канал — высятся многочисленные краны Морского порта. Впрочем, на втором слайде видно, что все эти краны — мелочь по сравнению с масштабом моста ЗСД.

Дальше я поворачиваю обратно и подхожу к зданию детского сада. Площадка ухожена и пуста, все окна закрыты сияющими стеклопакетами. Они были установлены здесь и во всех близлежащих домах за счёт строительной компании.

На качестве экономить не стали — за прошедшие 5 лет все рамы выглядят как новые.

Здесь же, рядом с садом, я встречаю первых живых людей здесь — две женщины и девочка на велосипеде, описывающая вокруг них круги.

Я здороваюсь и киваю головой на парящий над нами мост — «мешает?».

Те смеются и качают головами — «да нет, привыкли давно. особо и не слышно. вот тем, кого расселили не повезло — уезжать пришлось, а нам не мешает».

Из разговора я узнаю, что все заколоченные или заложенные блоками окна — это от хулиганов. А сами дома вроде собираются переоборудовать под то ли офисы, то ли какие-то бизнес-центры.

Помахав на прощание собеседницам, я ещё некоторое время гуляю по придомовым площадкам, очень уютным, чистым и тихим.

Некоторое время я сижу на скамеечке и пытаюсь понять, на что же похож этот мост.

По всему выходит, что больше всего он похож на продукт строительства каких-то пришельцев. Они приземлились неподалёку и, не вступая с людьми в контакт, начали строить что-то своё, величественное и непонятное, игнорируя людей и не вступая с ними в контакт.

Возвращаюсь обратно и подхожу к трубе недостроенной котельной. Остатки самой котельной снесли ещё при строительстве моста, и труба с гордой надписью «1989» торчит среди пустыря грустно и нелепо.

Бетонный забор и основание трубы густо изрисовано граффити. Тут же стоит стайка молодёжи и рисует новое граффити поверх старого.

Я достаю квадрокоптер и поднимаю его в воздух.

К сожалению, расположенная где-то рядом глушилка блокирует сигнал GPS и отлететь далеко не получается.

Снимаю несколько кадров залива с плавно изгибающейся змейкой ЗСД, вид на район с высоты 100 метров, трубу, пересекающую ЗСД, одинокий катерок и солнечную дорожку в заливе, собираюсь и медленно иду к остановке.

Каждый раз, когда я бываю здесь, на Канонерском острове, он удивляет меня.

Раньше я посещал в основном парк и Канонерскую косу — длинную и тонкую как игла часть острова, далеко вдающуюся в залив (остатки Северной дамбы Морского канала). Там тоже своя атмосфера — близость порта, регулярно и лениво проплывающие огромные корабли, десятки рыбаков, шашлычников и просто туристов, пришедших полюбоваться на залив.

Здесь же, под ЗСД, я раньше почему-то не бывал — и это место кажется, как я уже писал выше, какой-то сценой из фантастического произведения.

Мне кажется, если вы любите мечтать, или если любите гулять по необычным местам, нужно обязательно побывать здесь.

Вам понадобится всего лишь сесть на маршрутку 67 при выходе из метро «Балтийский вокзал».

Прогуливаясь по старинным улочкам Англии, можно заметить весьма странную картину – величественные усадьбы эпохи классицизма с заложенными кирпичом окнами. При чем такие особые «архитектурные элементы» присутствуют практически на всех исторических зданиях, изменяя фасады и общую картинку города совсем не в лучшую сторону. Как оказалось, на такую эксцентричную «моду» были очень веские причины.

Во все времена каким только способом власть имущие не пытались пополнить казну и получать средства для содержания своих огромных дворцов и многочисленной свиты. Естественно в таких ситуациях страдал народ, на чьи плечи ложилось непосильное бремя выплаты всевозможных пошлин и налогов.

Иногда доходило до полнейшего абсурда, от которого страдали не только люди, жившие в те времена, но общая архитектура городов и сел. Об одном таком бездумном налоге, который взимался целых полтора столетия, просто «кричат» усадьбы, оставшиеся без окон.

Изначально налог на окна, который был введен в 1696 году королем Вильгельмом III, имел весьма конкретную направленность и был задуман как своеобразный налог на роскошь.

В те времена стекло было очень дорогим, а значит его могли позволить только состоятельные люди, которые до такой степени любили похвастаться своим богатством, что достраивали окна к уже существующим несущим стенам. Поэтому король издал указ об обложении налогом усадеб, которые имели более 10 окон, тем самым хотел заставить богачей раскошелиться.

Поскольку окна были у всех на виду, то и взимать пошлину было очень легко. Инспектор по начислению налогов ходил по улицам и просто пересчитывал окна.

Естественно, лачуги бедных людей под такую статью налогов не попадали, мало того, что окон в их жилищах было очень мало, они не были остеклены. Исключение составила та часть населения, кто арендовал жилье в многоквартирных домах, принадлежащих богатому владельцу. Ведь весь этот налог приходилось оплачивать им или выезжать из домов.

Чтобы не остаться без жильцов, предприимчивые владельцы очень быстро смекнули, каким образом можно избежать столь разорительного налога, и начали закладывать кирпичом уже имеющиеся окна. А если дом только строился, то в проект вносились кардинальные изменения и дом превращался практически в темный ангар, лишая проживающих в нем людей элементарных и необходимых условий к существованию – свежего воздуха и естественного освещения, а заодно и дополнительного тепла в солнечные дни.

Сами же владельцы жили в апартаментах, которые выходили во внутренний двор, ведь те окна не подпадали под налогообложение. Таким образом снова пострадал простой народ, который вынужден был жить в полностью темном помещении, а богатым удавалось избежать больших трат.

От такого бездумного закона пострадало и стекольное производство, ведь спрос на продукцию резко снизился.
Через несколько лет после введения такого абсурдного закона медики констатировали резкое ухудшение здоровья населения, особенно у детей. Ведь темное, непроветриваемое помещение является опасным источником различных заболеваний, вызванных вирусами и бактериями, которые в нем активно развиваются, не говоря уже о пагубном влиянии на зрение людей.

Не только медики осуждали этот закон, но и известные люди активно выражали свое негативное отношение к таким драконовским методам наполнения казны. Так, Чарльз Диккенс часто высказывал свое мнение, осуждая «оконный налог», он говорил: «Отныне бедняки в Англии лишились того, что дано им самой природой – свежего воздуха и солнечного света».

Плачевные последствия периода действия «оконного налога» (Англия).

Многие туристы, кто бывал в Великобритании, могли заметить, что в городах можно найти множество старинных особняков и замков с замурованными окнами. Такая картина весьма странная, особенно на фоне прилегающих зданий, с нормальными окнами. Почему так происходит, разберемся в сегодняшней статье.

Здания без окон

Большинство зданий, которые были построены в прошлых веках, имеют огромные окна. В те далекие годы было принято создавать поистине большие проемы, так как искусственного освещения практически не было. Поэтому архитекторы старались максимально осветить помещение естественным светом. Сегодня большинство таких зданий в Англии имеют замурованные окна, их просто закладывали кирпичом или другими материалами.

Такая ситуация сложилась достаточно давно. Причина банальная – высокие налоги. Власти каждой страны всегда преследовали одни и те же цели – введение различных налогов на нужды государства. Так в Англии появился высокий налог на окна. В это сложно поверить, но такой указ был издан еще в 1696 году королем Вильгельмом 3.

Уход от налога

Соответственно, после издания такого указа, многие жители начали убирать окна с фасадов своих домов, чтобы не платить налог. Народ всегда умеет находить выход из ситуации. Причем людей довели до такого абсурда, что они вынуждены были жить в темноте, только бы не платить высокий налог. Конечно, в данном случае пострадали не только люди, но и уникальная архитектура городов. Такие здания смотрятся не очень красиво и даже грустно.

Оконный налог на богатство

Причина введения налога была простой. Власти считали, что, если человек может позволить себе окна, значит он богатый. Проблема в том, что в то далекое время стекло стоило очень дорого, позволить окна могли действительно богачи. Согласно действующему на то время указу – если здание имело больше 10 окон, владелец должен был серьезно увеличить платеж в казну.

Местные жители сразу поняли смысл и начали убирать окна, просто закладывая их кирпичом. Причем в большинстве случаев закладывалась часть окон, выходящих на улицу. Со стороны двора было сложно увидеть, сколько окон находится на здании. Налоговые инспекторы действовали очень просто, они ходили по городам, улицам и считали окна на каждом отдельном здании. После пересчета, хозяину дома выставлялся огромный счет. Зайти на территорию двора они не могли, поэтому окна закладывали только с проезжей части. Таким образом, владельцы успешно избегали налогообложения.

Конечно, бедные дома никто не рассматривал и не считал. В таких лачугах вряд ли можно было найти больше 10 окон на один дом.

Пожалуйста, уделите несколько секунд нашему опросу и поставьте лайк, если статья вам понравилась. Комментарии тоже категорически приветствуются!


Дома с замурованными окнами часто можно встретить, путешествуя по таким странам, как Германия, Англия, Голландия, Шотландия, Франция и не только. Для местных жителей это явление вполне привычное и понятное, но для нас оно несколько загадочное. С чем же это связано?

С 1696 года в Англии подавляющая часть домов стала «слепой» / Фото: shadowgold.ru

Так уж сложилось исторически, что в Англии, а затем и других странах, архитектура домов жилого типа стала меняться с 1696 года. Подавляющая часть домов в то время стала «слепой». Что касается новых построек, то в них окна уже были в минимальном количестве. В итоге в помещения стало попадать меньше свежего воздуха и света, в связи с чем в домах появилась сырость и темнота, что негативно влияло на здоровье людей.

Новые постройки возводили с минимальным количеством окон, а в старых проемы массово закладывали / Фото: buk-journal.ru

Причина в поборах

Идея взимать налоги за окна пришла в голову королю Англии Вильгельму III / Фото: dprvrn.ru

Идея брать за деньги окна принадлежала королю Англии Вильгельму III. Новый налоговый сбор в 1696 году, учрежденный им, был рассчитан на состоятельных людей. Объяснил король свое решение тем, что это важно для страны и делается исключительно в ее интересах. Стоимость листового стекла слишком высокая, поэтому люди, пользующиеся им, имеют хорошее состояние, а значит должны поделиться и с государством.

Поборы распространялись на всех владельцев строений, имеющих более десяти окон / Фото: mapme.club

Поборы должны были распространиться на владельцев вилл и домов, имеющих более десяти окон. В реальности же налогоплательщиками стала большая часть англичан. В основном удар пришелся по беднякам и гражданам со средним достатком, которые снимали небольшие комнаты с окнами. Механизм был несложным. Инспектор с улицы считал число окон после чего озвучивал владельцу дома счет.

Архитектура зданий того времени предполагала наличие большого количества огромных окон / Фото: travelask.ru

В это время особняки строились с множеством большущих окон и надстройками. Так богачи показывали собственную состоятельность. Со временем побор перекинулся и на ряд других стран. Например, в Голландии за три окна нужно было заплатить сравнительно небольшую сумму, а если их количество было четыре или пять, то и сумма возрастала вдвое.

Это нововведение оказало свое действие на архитектуру Европы. Практику внедрили в Германии и Шотландии, что не могло не отразится на возводимых зданиях. Проще всего заложить оконные проемы кирпичной кладкой. Применять такой прием стали практически везде. Люди замуровывали все проемы, что выходили на улицу. На месте окон могли нарисовать фальшивые конструкции или все оставить так, как есть.

Налог на окна действовал в Голландии, Шотландии и Англии около двухсот лет / Фото: yandex.ru

Естественно, стекольная промышленность понесла убытки. Объем изготовления стекла остановился на уровне 1750-го года и таким оставался долго. Налог действовал около двух сотен лет в Голландии, Шотландии и Англии. В 1851 г. в этих странах он был отменен. Во Франции есть он и в наши дни.

Во Франции этот налог действует и сегодня, принося в казну немалые деньги / Фото: mygazeta.com

  • дома, у которых одно-пять отверстий (вентиляция, двери, окна);
  • помещения, где есть более пяти таких проемов.

Сумма налогов у французов зависит от числа отверстий в стенах / Фото: is-services.ru

То есть были внесены некоторые поправки. Сумма зависит от числа отверстий, сделанных в стенах, количества проживающих людей, цены на аренду в здании помещений, иногда включается их площадь. Каждый год казна Франции благодаря этому налогу пополняется на 60 000 000 франков.

Старинные английские особняки с замурованными окнами.

Прогуливаясь по старинным улочкам Англии, можно заметить весьма странную картину – величественные усадьбы эпохи классицизма с заложенными кирпичом окнами. При чем такие особые «архитектурные элементы» присутствуют практически на всех исторических зданиях, изменяя фасады и общую картинку города совсем не в лучшую сторону. Как оказалось, на такую эксцентричную «моду» были очень веские причины.

Чтобы избежать налога владельцы замуровывали окна передних фасадов особняков (Англия).

Во все времена каким только способом власть имущие не пытались пополнить казну и получать средства для содержания своих огромных дворцов и многочисленной свиты. Естественно в таких ситуациях страдал народ, на чьи плечи ложилось непосильное бремя выплаты всевозможных пошлин и налогов.

Некоторые дома оставались и вовсе без окон (Англия).

Иногда доходило до полнейшего абсурда, от которого страдали не только люди, жившие в те времена, но общая архитектура городов и сел. Об одном таком бездумном налоге, который взимался целых полтора столетия, просто «кричат» усадьбы, оставшиеся без окон.

Вильгельм III, принц Оранский издал указ об «оконном налоге».

Изначально налог на окна, который был введен в 1696 году королем Вильгельмом III, имел весьма конкретную направленность и был задуман как своеобразный налог на роскошь.

После введения «оконного налога» многие здания остались в темноте (Англия).

В те времена стекло было очень дорогим, а значит его могли позволить только состоятельные люди, которые до такой степени любили похвастаться своим богатством, что достраивали окна к уже существующим несущим стенам. Поэтому король издал указ об обложении налогом усадеб, которые имели более 10 окон, тем самым хотел заставить богачей раскошелиться.

Окна замуровывались в хаотичном порядке (Англия).

Поскольку окна были у всех на виду, то и взимать пошлину было очень легко. Инспектор по начислению налогов ходил по улицам и просто пересчитывал окна.

Дома, имеющие до 10 окон, налогом не облагались (Англия).

Естественно, лачуги бедных людей под такую статью налогов не попадали, мало того, что окон в их жилищах было очень мало, они не были остеклены. Исключение составила та часть населения, кто арендовал жилье в многоквартирных домах, принадлежащих богатому владельцу. Ведь весь этот налог приходилось оплачивать им или выезжать из домов.

Из-за злосчастного «оконного налога» дома стали строить без окон (Англия).

Чтобы не остаться без жильцов, предприимчивые владельцы очень быстро смекнули, каким образом можно избежать столь разорительного налога, и начали закладывать кирпичом уже имеющиеся окна. А если дом только строился, то в проект вносились кардинальные изменения и дом превращался практически в темный ангар, лишая проживающих в нем людей элементарных и необходимых условий к существованию – свежего воздуха и естественного освещения, а заодно и дополнительного тепла в солнечные дни.

Окна, выходящие во внутренний двор, налогом не облагались (Англия).

Сами же владельцы жили в апартаментах, которые выходили во внутренний двор, ведь те окна не подпадали под налогообложение. Таким образом снова пострадал простой народ, который вынужден был жить в полностью темном помещении, а богатым удавалось избежать больших трат.

В городах появились новые архитектурные шедевры, практически не имеющие окон (Англия).

От такого бездумного закона пострадало и стекольное производство, ведь спрос на продукцию резко снизился.
Через несколько лет после введения такого абсурдного закона медики констатировали резкое ухудшение здоровья населения, особенно у детей. Ведь темное, непроветриваемое помещение является опасным источником различных заболеваний, вызванных вирусами и бактериями, которые в нем активно развиваются, не говоря уже о пагубном влиянии на зрение людей.

Дома без окон в старой Англии – весьма угнетающее зрелище.

Не только медики осуждали этот закон, но и известные люди активно выражали свое негативное отношение к таким драконовским методам наполнения казны. Так, Чарльз Диккенс часто высказывал свое мнение, осуждая «оконный налог», он говорил: «Отныне бедняки в Англии лишились того, что дано им самой природой – свежего воздуха и солнечного света».

Плачевные последствия периода действия «оконного налога» (Англия).

Семья в ожидании отмены «оконного налога» (Карикатура).

Только в 1851 году злосчастный налог на окна был отменен, при чем его заменили на домовой налог. Многие исследователи считают, что известное выражение «кража дневного света» , явилось следствием столь нерационального налога, который имел весьма пагубные последствия.

Не только люди, но и архитектура пострадала от полуторавекового действия «оконного налога» (Англия).

Такое понятие, как налоги, существует с незапамятных времен. За все время существования человечества какие только способы не придумывали, чтобы наполнять казну страны. Не раз бездумные поборы вызывали восстания и бунты, обескураживали или просто были абсурдны.

Читайте также: