Дома ожили мигнули окнами и потянулись к серому небу метафора

Обновлено: 27.03.2024

Тренировочные тесты для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание №7.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.
2) Смертная обида томит его.
3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.
4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.
2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры.
3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью.
4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.
2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.
3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.
4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому - подвиг псковских гвардейцев-десантников.

4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.
2) Классический рассказ - образец художественности.
3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.
4) Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

5. Укажите предложения, в которых средством выразительности является СРАВНЕНИЕ
1) Кузница стояла у обочины посёлка, на берегу заросшего пруда.
2) Композитор понимал, что никакие заморские красоты не заменят ему этого скромного уголка России.
3) Смоляные кудри он подвязывал тесьмой на лбу, точь-в-точь как старинный оружейник.
4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
5) Иногда дул ветер с моря, но он не проникал даже в открытые окна веранды.

6. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола?
1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.
2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто - так и знай.
3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».
4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться.
2) Пружина чести, наш кумир!
3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже - украл, или совсем плохо - предал.
4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоятельные люди.

8. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?
2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.
3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.
4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.
2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.
3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.
4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

10. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ
1) На поляне около лесной опушки я увидел несколько кустиков малины.
2) Девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.
3) Только в деревне загадка наконец разъяснилась.
4) Роса на траве искрилась и переливалась всеми цветами радуги, словно рассыпанные бриллианты.
5) Тогда на суходоле запел свою милую песенку певчий дрозд-белобровик.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Подготовка к ОГЭ

Выполнение задания №3

Теория

Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти) .

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик) .

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?) .

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

Практика

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.

Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.

Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.

После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.

Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.

Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.

"У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.

Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.

Я насквозь просмоленный, как птица клёст.

Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.

С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.

Характер у неё был вулканического происхождения.

Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.

Я понял, что судьба моя висит на волоске.

Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.

По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.

У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.

Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.

Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.

Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.

Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.

Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.

Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.

Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.

На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.

Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.

Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.

У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.

По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.

Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.

4) Прошло бы, мож ет быт ь, немного времени , и он умер, ув еренный, что та кая и есть в ся жизнь на зем ле.

5) Я же об этом именн о и говорю, что наконец - то и спытываю в еликое счасть е не считать себя человеком

2) Крытая камышом х ата стоя ла на лугу, окру женная ромаш ками и фиолето выми султанами ив ан - чая.

3) Правда, такие отм етки он ставил оч ень редко: н апример, ес ли уж кто - нибудь об дурит его на контрольной или

5) Ходил Иван Ал ексееви ч и на математи ку, и на физ культуру в офицер ском кителе без орденов, толь ко на груди

1) Ему необходимо было разорв ать своѐ одиноч ество, такое длинное и бес конечное одиноче ство кото рым он так

4) И всѐ равно он м ечтал о том, ка к снова уви дит этот фильм, как погаснет с вет и начнѐтся нечт о невообразим о

5) А может быть, е го разбудила внутренн яя трево га, потому что н акануне веч ером он поссорился с родителями.

2) Во всяком случа е, человек, отдав ший свою груш у на общий компот, н е станет из ко жи вон лезть, ч тобы

5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голов у подбеж ал и схватил ее, свалившись у с амых ног девочки.

1) Она старалась о бъяснить, поч ему так нравится е й этот пейза ж, но ни муж, ни Костя не пони мали её.

5) И замечательно, что, р обкий вооб ще в жизни , он был чрезвыч айно смел и самоуверен н а картинных выстав ках.

1) Телефон зати х, зелёны й экранчик погас, будто он в зял руками чьё - то тёплое сердце и, с давив его , заставил

2) Ему казалось, чт о телефон дро жит в конвульсия х, словно по м ёртвому те лу пробегает п оследняя с удорога.

4) Он вздохнул, внов ь отключил т елефон, поло жил его в к арман и, чтобы отв лечься от д урных мысл ей, стал

1) Сидя в тюрьме, я б ыл и царем, и богачом, и влюб ленным, и сытым, и голод ным – все это д авала моя мысль

5) В том, – ответил п оспешно первый, – что бы всег да видеть сияни е твоего б ожественного лиц а и вечн о

1) Я верил ка ждой клеточкой тела , каждой в олосинкой ощущал, ч то другого пут и у меня в жизни не б удет,

2) Солнце брело по кр ышам, тени станов ились дли ннее, и моя ду ша осязала прозрачность воздух а и даже,

5) Этот разбойничье го вида человеч ище с безумн ыми глазами в озвышается над миром, темн ый, страшный на

2) Пройдёт сто л ет, люди при думают новые ма шины, побыва ют на Мар се, а леса будут такими же, и так же будет

4) Глубокая и тих ая вода лакированно блестела, сл овно в реку выли ли масло , и в это чёрно е зеркало с мотрелись с

5) И целый час все вместе пели он и эту песн ю, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а ба ржа катила

1) Решив немедл енно идти спасать свою любимицу , Тёма на ц ыпочках подхо дит к стеклянной две ри и тихо,

3) Но вот наступил о тако е утро, когда все о кна были в извилистых водян ых дорожка х, а дождь закол ачивал и

1. И Минька сорвал ся, сгибаясь под ранц ем, дёргаю щимся скоком по бежал прочь от сч астливого Дюшки.

5. Дюшка стоял среди горяч его, светлого, праздни чного мира, н е подозр евая, что мир играет с ним в

1. Кажется, будто он н ащупыв ает след того нев идимого, нес лышимого, что з аполня ет улицу, крадётся мимо.

1. Вася не мог найти ответа, но отв ет был в ег о растревоженном сердце, впер вые познавшем про стую, но

4. Набросив на плечи п лащ, она вы шла из дому и б ыстро зашагала ту да, где, по рассказу Васи, н аходился бел ый

5. Она шла и дума ла о том, что оч ень трудно выра стить человека, для этого н адо глубоко и трудно жит ь, и какое

1. На тротуаре стояла худа я, как палка, тётен ька в син ем платье и клетчат ом платке и, глядя перед собой,

3. Может быть, они про сто так г оворили, но у Максима под ру башкой заб егали холодные мохн атые ж уки.

1) Люди переступают ч ерез сов есть только п отому, что сч итают её чем - то эфемерным, п ридуманным, а

3) Нравственны е призывы русс ких писателей мн огие в оспринимают ка к нудное поучение, не созн авая, что в их

2) Сказав это, он а посмотрела на м еня, будто проси ла милостыни, н о, в ярост и за причинённый м не позор, я

ненавидящим шёпотом воз разил, что нежности т елячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги при несла, так

3) Боль эта, которая сто ль горяч о ожгла меня в первое мгнов ение, длил ась, однако, вес ьма недолго.

4) На дворе, где к о мне подошли н есколько тов арищей и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с

которым я только ч то беседовал, - я , весело см еясь, ответил, ч то это обнищ авшая гувернантка и что п ришла она

5) Тогда, когда нача лась большая п еремена, когд а всех нас по случа ю холодной , но сухой и солнечно й погоды

выпускали во двор и на н ижней пло щадке лестниц ы я увидел м ать, то тогда только вспомнил про конв ерт и про

2) Под Новый год бабушка всегд а почему - то ждала, что дочери, жившие в двух горо дах, позовут её к себе.

1) Дверь отворилась, и огн енно - рыжий пё с бросился пулей на Косту, поло жил передние лапы на плечи мальчику

2) Иногда в билети ках были корот кие и зловещие фразы: « Завтра к вечеру» и ли «Если хоч ешь остаться живым,

4) Лиза, увидев на с с попугаем, всп ыхнула, се рое её лицо по крылось жар ким румянц ем, и она сдел ала маме

5) На следующий д ень мама отослала Л изе в Святославский я р чёрное пл атье моей се стры и свои кор ичневые

12.Укажите но мера предлож ений, в которых средством в ыразительн ости речи являе тся олицетворени е.

1) А разные умные слова о режим ах работы фонтан а девочка сл ышала тут же, когда на скамье рядом сидели,

2) Но вот они сказали, ч то подобно го фонтана нет н игде, он такой единств енный, и девочк а всё им простила.

4) Через каких - то пя ть минут, скол ьзя и напрягая н оги, чтобы не упа сть, я брёл по ле дяным рытв инам тёмной

5) Но как сладостна п обеда над ма лодушием, как упоит елен прорыв к сп раведливости, к сво боде быть собой!

1) И вот под лёгк ую истому костр а, отстранившись от реальности м ира, можно н еспешно поразмы слить о

2) Охотники, уходя д альше по проторённой лыжне, оставили меня один н а один со сне жным безмолвие м.

4) Хорошо было сид еть у костерка, уп летая за о бе щеки зарумя нившееся и о плавившееся от о гня сало вприкуску с

5) Я с усердием обл амывал для ра стопа сухие е ловые ветки, подбир аясь к самым стволам молодых де ревьев,

I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский):

1) сравнение 3) метафора

2) олицетворение 4) эпитет

II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Чёткий воздух свеж и чист» (М.А.Волошин):

1) олицетворение 3) эпитет

2) метафора 4) сравнение

III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Мы идём сквозь револьверный лай…» (В.Маяковский):

1) эпитет 3) сравнение

2) метафора 4) олицетворение

IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода» (Л.Толстой):

1) метафора 3) олицетворение

2) эпитет 4) сравнение

V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1. Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).

2. Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).

3. Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).

4. На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).

VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).

2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).

3. В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).

4. Дыхну – с ладони скатишься, чихну – в огонь укатишься, щелкну – мертва покатишься (Н.А.Некрасов).

VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

1. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).

2. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).

3. Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).

4. Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).

VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

1. Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).

2. Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).

3. Раскинув луч - шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).

4. Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).

IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

1. Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).

2. Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).

3. Народу в селе – туча (В.Солоухин).

4. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).

X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

1. Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).

2. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).

3. Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).

4. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).

XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя» (М.Лермонтов):

1) олицетворение 3) эпитет

2) метафора 4) сравнение

ГИА А3 Вариант №2

I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» (А.Н.Майков):

1) сравнение 3) метафора

2) олицетворение 4) эпитет

II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Забормотал спросонок гром» (К.Г.Паустовский):

1) олицетворение 3) эпитет

2) сравнение 4) метафора

III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки» (С.Есенин):

«Каждый день, словно яблоко, сочен, словно яблони, годы цветут» (М.Светлов):

1) метафора 3) сравнение

2) эпитет 4) олицетворение

IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской» (М.Ю.Лермонтов):

1) эпитет 3) олицетворение

2) метафора 4) сравнение

V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1. Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).

2. Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).

3. Проник ордою вражьей в поля кочевник-суховей (С.Маршак).

4. Тут-то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи-то, – сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).

VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).

2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).

3. Мне мало звёзд – десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).

4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).

VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

2. Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом – как об стенку горохом (Ю.Герман).

3. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).

4. Начинала грохотать река жизни (Л.Леонов).

VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

1. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь (С.Есенин).

2. Как хищный беркут над землёй, парит тяжёлый зной (Э.Асадов).

3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке (К.Г.Паустовский).

4. А рядом с новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой (Н.А.Некрасов)

IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

1. Ветра порывы валятся, выпав из лап октября, и зарываются в конские гривы (Б.Пастернак).

2. Я способен прощать миллионы раз (Э.Асадов).

3. Как пот, остывает горячего лета усталость (А.Т.Твардовский).

4. Заря алая подымается … в небо чистое смотрит, улыбается (М.Ю.Лермонтов).

X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

1. Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали (С.А.Есенин).

2. А под окном, словно верный витязь, стоит на страже крепыш дубок (Ю.Друнина).

3. Плескала вода за стёклами, тянулась пустыня моря (К.Г.Паустовский).

4. С утра до ночи в приваловских покоях стоял пир горой (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Багряные листья, словно улитки, / Свернувшись, на влажной земле лежат» (Э.Асадов):

(1)Дружба начиналась очень давно. (2)Пещера. (3)Костер. (4)Человек в шкурах. (5)Подошел к огню крадучись зверь, поднял ухо и застыл от любопытства и голода. (6)Вынул человек из костра кусок опаленного мяса и швырнул зверю. (7)Пес обглодал кости и остался лежать у края пещеры.
(8)Так начиналась дружба, которой теперь уже многие тысячи лет…
(9)А вот что я записал со слов летчика. (10)Дальний родственник пещерного пса пристроился жить около самолетов. (11)Пес был ничей. (12)Такие псы живут обычно на станциях, в портах, у базаров.
(13)В непогожие дни на Диксоне, когда самолеты не улетали, пес начинал выть. (14)Собачий голос сливался с метелью, и мало кто слышал жалобы Кубаря. (15)Но однажды скрипнула дверь, и пес очутился в маленькой комнате. (16)Горела лампа. (17)Человек поставил у порога тарелку теплого супа, погладил собаку и зашуршал газетой. (18)Это был немолодой летчик. (19)В Москве у него случилось горе. (20)Он бросил все и приехал на Диксон. (21)В комнате стоял чемодан и патефон с дюжиной довоенных пластинок. (22)Чем-то был дорог летчику старый обшарпанный патефон. (23)Человек оценил деликатность пса, смирно севшего у порога рядом с унтами.
(24)– А что, брат, не послушать ли музыку? (25)– Летчик поднялся и покрутил ручку у синего ящика…
(26)Утром метель утихла. (27)Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
(28)Этим утром первый раз за долгое время увидели улыбку московского летчика. (29)После завтрака он позвал технарей к себе в комнату, покрутил ручку у патефона, улыбаясь, глазами показал на собаку…
(30)Было на что поглядеть. (31)Как только закрутилась пластинка, Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. (32)Другую поставили – та же картина, а когда поставили старую пластинку с песнею «Валенки», Кубарь встрепенулся и радостно забрехал…
(33)И пошла слава о Кубаре. (34)Гость появился на Диксоне – сейчас же ведут к патефону. (35)И всякий раз, как только игла зашуршит на пластинке, Кубарь забывает про все на свете. (36)А как только «Валенки» – обязательно радостный лай.
(37)Старый летчик, однако, больше всего ценил в Кубаре не это редкое качество, а обычную собачью преданность.
(38)– Ну не скучай, Кубарь, я скоро… (39)– Один раз Кубарь проводил хозяина до самой кабины и, не удержавшись, вскочил по лесенке. (40)Самолет увозил геолога на дальний пустынный остров. (41)Пропеллеры засверкали, дверь открыта, а собака не убегает.
(42)– Возьмем? – обернулся летчик к геологу.
(43)– Возьмем.
(44)Когда от земли оторвались, собаке стало нехорошо. (45)Все, кто летал на маленьком самолете, знают, как швыряет его по ухабам теплого и холодного воздуха. (46)Запах бензина, тряска и рев мотора положили Кубаря на живот. (47)Глаза помутнели, шерсть стала мокрой и поднялась дыбом… (48)Когда, спотыкаясь на каменистой равнине, самолет наконец замер, когда дверца открылась, Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. (49)Следили, пока рыжая точка не скрылась за горизонтом. (50)Геолог махнул рукой:
(51)– Все. (52)К этой птице уже не вернется. (53)Будет жить с песцами.
(54)Летчик огорченно молчал.
(55)Работали четверо суток. (56)Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. (57)Кубаря не было.
(58)Погрузили ящики с образцами. (59)В последний раз долго глядели между валунами.
(60)– Нет, не вернется, – сказал геолог.
(61)Заревел мотор. (62)На что-то надеясь, летчик помедлил со взлетом. (63)И вдруг положил на плечо геологу руку:
– Гляди…
(64)По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. (65)С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. (66)Шерсть висит клочьями. (67)На боках и спине краснеют следы песцовых укусов.
(68)Люди переглянулись:
(69)– Без человека не может…
(В. Песков)


ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1) Летчик взял собаку, потому что раньше у него уже была собака.
2) Кубарю очень понравилось летать на самолете.
3) Собаке нравилось слушать музыку, доносящуюся из патефона.
4) Летчик ценил собачью преданность.
5) Летчик взял собаку в экспедицию, потому что боялся, что она устроит беспорядок в доме.


ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора .

1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.


ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6).
Выпишите один из этих синонимов.

Читайте также: