Дом в котором рисунки на стенах

Обновлено: 04.05.2024

В романе М. Петросян «Дом, в котором…» проявляются такие тенденции современной эпохи, как стремление к расширению смысла изображаемого посредством обращения к мифопоэтике и символике.
Мифологический и символический аспекты романа М. Петросян «Дом, в котором…» позволяют поставить вопрос о месте мифологического в структуре сознания современного человека, о его картине мира, о духовном потенциале человеческого сообщества.
В данной статье будут рассмотрены два аспекта прочтения романа М. Петросян – мифопоэтический и символический.
Мифопоэтические корни персонажей романа «Дом, в котором…»
Действие романа М. Петросян происходит в интернате для детей – инвалидов. В книге подробно описаны будни подростков выпускного класса, а в интермедиях, вставных главах, речь идет об их детстве.
На уровне поэтики среди персонажей автором выделена небольшая группа героев, наиболее значимых в раскрытии философского содержания романа. Это Лось, Слепой, Сфинкс, Табаки, Македонский. Они связаны с различными образами многих религиозных традиций. Перечисленные персонажи связаны с основным сюжетом романа – ожиданием выпуска, и с главным его конфликтом – выбором между «Наружностью» и «Изнанкой».
Лось – воспитатель в Доме, изображается интермедиях, к моменту их выпуска его уже нет в живых.
Лось связан аллюзиями с образом Иисуса Христа посредством эпитетов «синеглазый Лось» и «ловец душ». Христа называют «ловцом душ человеческих», а воспитателя Лося — «ловцом детских душ».
Описания внешности Лося в романе мы не видим, только синие глаза. В романе он подается зрением ребенка (Слепого), поэтому кажется большим, сильным, добрым взрослым, который всегда защитит от внешнего мира (от хаоса небытия). В образе Лося в романе выражена идея не ортодоксального христианства, а личного, глубоко интимной религиозности, восприятия Бога как отца и самого близкого друга. «Так продолжалось, пока не появился Лось. Человек, говоривший с ним не как с одним из многих» [Петросян, 53].
Характеристика героя дополняется с помощью возможностей цветовой символики. Единственный цвет, использованный в образе Лося — синий. Эпитет «синеглазый» помогают толковать образ героя за счет библейской аллюзии. Синий цвет несет в себе такие понятия как бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота,
целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. В облике Лося не употребляется других цветов, чтобы не перебить звучания основного, выявляющего сущность героя.
Слепой – «хозяин Дома», хранитель законов, переданных ему погибшим воспитателем. Основное назначение Слепого в обществе Дома – сохранение порядка, стабильности; его основная цель – не допустить хаоса анархии, которая несколько лет назад привела к человеческим жертвам.
Очень важно в романе, что Слепой сохраняет и воплощает в жизни заповеди Лося. Так автор говорит о значении преемственности традиций, о правильности традиционных отношений отцов и детей, об опасности негативных, порой катастрофических последствий их разрушения.
Многообразны мифопоэтические корни Слепого. Он связывается со славянским богом Велесом, а также с волком-оборотнем. Образ Слепого представляет собой темное, инфернальное начало, и это подчеркнуто с помощью цветовой семантики. В описании внешности героя автор использует следующие оттенки, характерные для изображения дьявола: серый, черный, темно-зеленый (знак принадлежности к потустороннему).
Противоречивость Слепого, соединение в нем светлого (хранение божественных законов) и темного, инфернального говорит об отражении в данном герое древнейших представлений, для которых было характерно нерасчлененность добра и зла.
Сфинкс – рупор Слепого, его идеолог, посредник между властью и обществом. Его главная задача – донести идеи Слепого до каждого в Доме. Сфинкс никогда не выступает публично, он всегда разговаривает наедине и прибегает к помощи вопросов и своеобразных притч. Так Сфинкс заставляет человека думать самостоятельно, а не слепо перенимать чужую идеологию.
На уровне мифопоэтики данный персонаж связан с древнеегипетским сфинксом, символом мудрости, а также с богом солнца Омоном Ра, а подросток по кличке Македонский — с библейской историей падшего ангела. Македонский жаждет искупления, он реализует евангельский принцип служения ближнему; он понимает, что только крайней формой служения он, падший ангел, может искупить крайнюю степень греха.
Прощение Сфинксом Македонского не только характеризует Сфинкса как выразителя светлого начала, но и делает его самого этим светлым началом. М. Петросян позволяет Сфинксу прощение падшего ангела, тем самым наделяет его божественной сущностью.
При создании образа Сфинкса М. Петросян также пользуется возможностями цветовой символики. Так, в образе героя встречаются оттенки зеленого (но не болотного) и бирюзового. В сочетании с голубым зеленый дает намек на такие особенности героя, как спокойствие, рассудительность, гуманность; актуализирует светлое начало в образе. Цветовая символика гармонично сочетается с описанием черт характера героя, его поступками, склонностями.
Если Слепой – хранитель духовных ценностей, Сфинкс – посредник между властью и обществом, то Шакал Табаки является хранителем культуры Дома. По сюжету романа, именно Табаки хранит фольклор и передает его окружающим. То, что герой боится часов, подчеркивает его вневременной характер.
Образ Табаки связан с двумя архетипами – Дитя и Шут. Архетип Дитя выражен с помощью таких деталей, как подчеркнуто детское поведение героя. Если, к примеру, Слепой в интермедиях ведет себя как взрослый, то Вонючка характеризуется как «кошмарный ребенок», ему свойственны детские проказы и шалости. Будучи уже семнадцатилетним подростком, Табаки очень подвижен, шаловлив, непоседлив, искренен. Своим поведением он напоминает скорее ребенка, нежели старшего подростка.
На просьбу Курильщика прояснить ему свою суть, Табаки символическим жестом расстегивает жилетки — Курильщик видит рисунок, присущий только детской одежде «три красных жирафика на голубом фоне» [Петросян, 324].
Вместе с тем, мы знаем, что Табаки — сказитель и хранитель времени, и в этом воплощается архетип мудреца. Дитя и мудрец в этом образе связаны понятием мудрости, неиспорченности миром. Поэтому Табаки не знает времени. Он умеет жить мгновением.
Архетип Шута связан с мотивом грязи. При первом описании внешности героя, глазами Курильщика, отмечено, что у Табаки очень грязные руки, что повторено при его описании в следующей главе, и что одет он во все «то ли не очень чистое, то ли ужасно потрепанное» [Петросян, 31],; «Табаки что-то жевал, капая на одеяло» [Петросян, 31], усиленное жестом героя, когда тот рассыпал пепел на одеяло. Концепт грязи выражен также в ассоциативном соотношении героя с собакой через аллюзию к мифологическому богу Анубису, и подчеркивает в Табаки его связь с подземным миром.
Образ Шакала Табаки отражает дохристианские, языческие верования, характеризующиеся отсутствием деления мира на светлое и темное, доброе и злое.

Символический аспект прочтения романа «Дом, в котором….»
Роман М. Петросян интересен тем, что в нем делается попытка охарактеризовать состояние современного общества, например, выделяется такое свойство современного типичного человека, как инфантильность сознания. Этой проблеме посвящено и множество психологических и социологических исследований.
Герои М. Петросян, стоящие на пороге взрослости, не желают в нее вступать: Табаки и Слепой хотят вернуться в свое детство в интернате, Стервятник также стремится в детство, чтобы встретиться там с умершим братом, по которому очень тоскует. Лорд и Рыжий хотят попасть на «Изнанку».
Изображая конкретные мечты определенных героев, писательница использует образы-символы, которые помогают растолковать суть этих мечтаний и показывают их универсальный характер. Это детство, Дом, Наружность, Могильник, Изнанка.
Детство символизирует в романе время радости и покоя, становится для героев «воспоминанием о рае». Дом является символом мироздания и человеческой общности. Дом — это Космос, четко выстроенный и живущий по определенным законам, а Наружность (так в романе называется жизнь вне стен интерната), напротив, является Хаосом, характеризующимся деконструкцией. Если в Доме все созидается, то в Наружности, по логике романа, все разрушается, в том числе и человеческая личность.
Могильник, или лазарет в интернате является символом смерти и несвободы человека. «Изнанка» — иллюзорные представления персонажей о мире правды и гармонии. М. Петросян изображает своих героев в поиске трансцендентного, «Изнанка» становится целью их жизни, единственным для них утешением. Понятие «изнанки» связано в романе с загробной жизнью, поэтому не дает позитивной перспективы героям. Это понятие демонстрирует глубокое разочарование персонажей в устройстве жизни, свидетельствует о трагизме их мировосприятия.
М. Петросян вводит в свой роман традиционные для литературы мотивы, которые также обладают символическим значением. Мотивы игры, войны, трапезы, плетения включаются в ткань повествования и служат для более глубокой интерпретации текста.
Мотив игры представлен в романе с помощью изображения эпизода игры в шахматы Сфинкса и Табаки.
Мотив войны можно понимать как противостояние полярных сил в Интернате. Это не случайно, так как мотив войны является отражением неблагополучия социального пространства, неустроенности современного мира.
Мотивы трапезы в романе присутствует в изображении совместных обедов героев за общим столом. Мотив трапезы используется в искусстве 20 века в отрыве от первоначальной легенды, поэтому является символическим, а не мифологическим.
Винопитие героев во время Ночи Сказок в романе ритуально и символично. Вино использовалось в некоторых архаичных культах для воссоединения с сакральной реальностью. Герои в романе пьют, чтобы войти в состояние измененного сознания, приобщиться к Изнанке.
Совместная трапеза и винопитие героев являются в романе символами братства. Мотив круга выражен в обоих эпизодах, так как герои изображены сидящими в кругу. Этот мотив используется автором для выражения идеи гармонии.
Наиболее интересен эпизод обеда, проходящего одновременно в двух мирах — в Доме и на Изнанке.
В этом эпизоде автор раскрывает нам переход человека на Изнанку. Сфинкс и Лорд шли по коридору к столовой, им же «казалось», что они идут по дороге к трактиру. За столом к ним присоединились Табаки, Слепой, Македонский. Трапеза героев в романе только означает братство, но и еще отсылает нас к образу Тайной Вечери.
На этом обеде Сфинкс простил Македонскому убийство своего друга, Волка. Прощение Македонского освобождает его от трагического последующего перевоплощения в Дракона. Действие Сфинкса символичны. Сфинкс как носитель светлого начала, жертвуя своими интересами, освобождает мир от зла мести. Слезы Македонского и Лорда являются символом очищения.
Сфинкс и Македонский связаны мотивами дружбы, предательства и прощения. Прощение – финальный аккорд, самый значимый элемент в системе мотивов.
Мотив плетения связан с сюжетной линией Русалки. Русалка упоминается в романе в связи с такими чисто женскими занятиями, как вязание и плетение.
Использование слова «плетение» вместо «вязкие» (жилеток) поднимает образ от бытового вязания до мифологического (плетение судьбы). С помощью описания действий Русалки автор создает образ идеальной женщины – мягкой, любящей, заботливой. В образе Русалки актуализировано архетипическое женское начало. Она воплощает собой такие идеи, как доброта, милосердие, покой.
Обращение к мифологии обогащает и углубляет созданные автором образы: они понимаются шире бытовой среды, в которой существуют, включаются в решение философских вопросов, таких как свобода выбора, добро и зло, жизнь и смерть, ложь и истина.
Толкование символов романа стало необходимым для объяснения образов, действий и эпизодов в романе, который представляет собой, на первый взгляд, фактографическое описание жизни интерната, воспроизводит повседневную жизнь его воспитанников. Но в действительности фактографическое описание имеет в романе символическую нагрузку.
Для углубления характеристики героев автор романа привлекает возможности цветовой символики. Каждого из героев романа окружает определенная гамма цветов: белый, золотой и голубой в образе Лорда, зелено-голубой и красный в образе Сфинкса, зеленый и серый - Слепого, розовый, зеленый, голубой - Шакала Табаки, белый и серый — Македонского. Система цветовых соответствий свидетельствует о неоднозначности, противоречивости образов персонажей, о предпочтении автором сложных психологических образов.

Здорово!
Красиво получилось. А что вы думаете по поводу Рыжей, Крысы и Кошатницы? Это же Кошатница Толстого нянчит в Изнанке?
И воссоединится ли Рекс с Максом на той стороне?
И как умер Макс?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Нэнси Смит

Ух ты! Какая тема! Щас вам Штуррррман напишет.

"Капитан! Направление - западо-восток! Стоим на месте!"

"Не верь богам, которые не танцуют" - это чужое, хз чье.

"Ловля птенцов, суб-воскр, в п.л."

"Кофе с таком. Спросить в коф."

"Не умею, но попробую. Тушка. Попробую - научу".

Ну может еще чего будет, да.)

Фёдор Шатьков

Таня Вернер

Вспомнилась мне куча букв "Р", которые писал имеющий ввиду Ральфа.

"3-1-1, С. Л. В. Прод. в суб. 4:35"

"Гадаю. С желающих "слезы", пон.-вт."

"Видел суть. Желающие нахуй. Святой."

"Бойня в брюках и без, во дворе. В воск. Хмурый."
Ниже:
"Мелочь заприте. Святой."

"Ищу добровольца. Стучать в третью. Алхимик."

"Зелень верните, козлы. Тень."

"Допишу в среду. Печатник."

"ЕЩЕ РАЗ УВИЖУ НА ЧЕРДАКЕ - ЗАШИБУ. В."

"Кто видел ночью Красноглазика - шепните Крысе."

"Карт. В ср. Без л. Старый."

"Найду - повешу. Святой."

Ирина Давыдова

"Синее перевернуто через красный. Ищи в белом"

DELETED

чужеродные поляны с чт на пт. Лиса

скорпионье жало.продам. договор. крыса

уходя отрывай двери. уходящий

с треском обламываю рога. отелло

ты знаешь о чем я.умник

аллегоричная любовь, тестируемые в кф по вс. спросить Крыло

DELETED

"А ПРЫГУНОВ И ХОДОКОВ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!" - это было в Блюме, но могло бы быть и на стене.

На стенах еще рисовали символы жителей Дома. Треугольник (Черный), буква Р (Ральф), геральдическая лилия (Лорд), кошка с человеческим лицом (Сфинкс), спираль с глазом в центре (Слепой). Плюс рисовали пауков (Тарантул).

Также не забываем о рисунках, которые упоминались в книге) Белый дракон с голубым камнем в глазнице, разрисованный геральдическими лилиями. Рисунки в комнате Чумных Дохляков: зеленый динозавр с фигурой кенгуру; полосатый зверь Горбача на ногах, похожих на столбы; тонконогий волк с зубами как у пилы; улыбающийся хомяк; красная сова; гигантский дикобраз с кривыми иголками; жираф, похожий на подъемный кран; гоблин в натуральную величину - "что-то страшное с вывороченными ноздрями, пупырчатое и пучеглазое"; а наверху - зеленые и синие треугольники, красные спиральки и оранжевые брызги.

И еще можно сделать кадку из-под цветка, которая стояла на Перекрестке: "Я сидел возле кадки, в которой росло что-то обглоданное и пересохшее, трогал этот скелет растения и читал надписи покрывавшие кадку сверху донизу. Кабан, Тополь, Гвоздь… Все клички незнакомые. Буквы почернели и выглядели, как полустертый орнамент. Но кое-что можно было разобрать". Кстати, "Кистеперые рыбы вымерли не совсем" и "Ухожу тропой койотов" (подпись - Завр) тоже вроде было на этой кадке. И там же было стихотворение: "Ниже было стихотворение. Посвященное девушке. «Твоим рукам, твоим ногам, тарам-парам-тарам-парам…» Стихотворение удивило меня сильнее, чем незнакомые клички. Жутко корявое, оно было посвящено какой-то конкретной девушке. Иначе автор не упоминал бы «дивные пегие косы». Я не совсем понял, что значит «пегие», но это явно был не тот цвет, которым принято восхищаться" . "В стихотворении говорилось о каких-то переданных пластинках. О книге: «…что ты уронила на голову мне, чуть поведя плечом…»"

Анна Катаева-Божеска

На наружной стене надпись, увиденная Маком: "Привет всем выкидышам, недоноскам и переноскам. Всем уроненным, зашибленным и недолетевшим! Привет вам, "дети стеблей"!"

Придуманные:
"По Медиземлёвому морю бродят соляные лоси"

"Никто из тех, кто встречен мной, не оставляет тени. Тэм-Лин не долго проживёт под королевской сенью"

"Те, кого я знал, сточились до другой стороны. Карый"

"Горе тому, кто останется жить, когда изменяют его судьбу"

"Тень Эриндиль скучает по Сан-Рафаэлю. Вернись в тот дождь, где рос крыжовник, в ближайшее к тебе время."

"Скоро захлопнется снегирья пасть Того, У Кого Не Было Права Нас Создавать"

Это сообщество посвящено произведению Мариам Петросян "Дом, в котором. " Здесь представлены арты, цитаты из книги и описание персонажей, о которых будет интересно прочитать тем, кто ещё не читал данную книгу , и тем, кто уже читал её не один раз.

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена
Алиса Платова

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена
кондра

Ведь это не сказки —
В них нет ни одного листа
О том как видеть в каждой мелочи знак

Такие подсказки
Передают из уст в уста
Не просто так

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена
кондра

Когда читала этот момент написала подруге, что это ощущается так, как будто в моем сердце вилкой ковыряются, и я до сих пор не могу описать это чувство лучше

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена
GumGato

🤙

Все та же гуашь
И камни.

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена

Дом, в котором.

Дом, в котором. запись закреплена
ксана(кс)

Мне безумно симпатизирует Толстый как персонаж
Он такой забавный неуклюжий дурачок, любит яркие штучки, о чем-то со всеми разговаривает на своем "птичьем"
А момент, где он Сфинксу на Рептилию жаловался, чего стоит

<. Они там. Сидят перед костерком, который Рыжая разожгла на старом месте-черном, обугленном участке, обложенном камнями. <. >Толстый сидит на куртке Рыжей и смотрит в огонь. Тихо гудит, вздрагивая от треска занимающихся веток, и хватает себя за щеки. >

Взрослым людям, с окрепшей и устоявшейся психикой гораздо комфортнее находится в гармоничной и чистой городской среде. Поэтому надписи такого плана раздражают. Если бы вы росли и жили где нибудь в гетто или на окраине провинциального города , то, разумеется, для вас это было бы нормой и вы бы даже не заметили, как на стене появляются тег за тегом.

Вы, скорее всего, понимаете, что оставляют эти каракули, называемые " тегами ", подростки и дети.

Подошёл к стене, нарисовал каракулю черным перманентным маркером - называется - тегнул .

Почему они тегают стены

Представляете, чем занимаются современные дети ? Школа, секции, работа. Можно было бы организовать время ребенка так, чтоб не было времени на тегание стен , но не все взрослые могут занять своих детей делом не только из-за отсутствия времени , а иногда из-за материальных проблем.

Дети и подростки объединяются в компании и оставляют свой фирменный тег на стенах, где часто околачиваются, либо один подросток придумывает себе тег, исходя из клички или фамилии и рисует его где попало, типа: "Здесь был Вася", только тег должен быть максимально плохо читаем и понятен только своему автору.

Причины можно выделить следующие:

  • Неблагоприятная среда обитания - когда живешь в грязи, то тег не считается чем то плохим.
  • Отсутствие воспитания - родители с детства не объясняют, что такие рисунки это не только плохо, но и не красиво.
  • Слишком много свободного времени - время растрачивается на гулянки с приченением ущерба городской среде.
  • Соревновательный характер - каждый автор стремится оставить как можно больше тегов на большей площади, а может быть и затегать чужие подписи.
  • Игра в ГТА Сан Андреас - там как раз была миссия, где надо было захватывать районы и оставлять свои теги.

Как бороться с тегами?

Полностью побороть теги не получится, локально можно устанавливать авторов по камерам, а потом заставлять смывать свои "произведения". Если установить автора одного тега, то можно найти ему очень много работы по удалению своего "творчества" со стен города.

Самый главный метод, это воспитание детей - ребенок сам не разберется, что красиво, а что нет. Нужно стараться создавать красоту вокруг детей и пояснять, что есть плохо и некрасиво . Нужно занимать время ребенка полезным и созидательным, чтоб он не занял его вредным и разрушительным .

Всего доброго! Если статья понравилась - ставьте лайк или делайте репост.

В 2019 году роману «Дом, в котором. » исполнилось десять лет. Это вдвое меньше, чем ушло у Мариам Петросян на создание рукописи. Спустя десятилетие его всё ещё читают, перечитывают и помнят. В России вышло три переиздания, за границей — переводы на десять языков.




В 2009 году «Дом, в котором. » просто взорвал отечественный литературный процесс. Оценки колебались от резкой критики до безумного восхищения. Появилась целая мини-субкультура «домовцев», которые образовывали «стаи» для разыгрывания сцен из романа.




Мариам Петросян женщина красивая и скромная. Она не считает себя писательницей. В своем родном Ереване Мариам домохозяйка, воспитывает двоих детей. В девяностых она работала художником-оформителем в «Арменфильме», а потом на время перебралась в московский «Союзмультфильм», где сотрудничала с великим аниматором Робертом Саакянцем.

До сих пор писательницу приглашают в Россию на читательские встречи. Фанаты каждый год задают одинаковые вопросы о «Доме». Что такое Изнанка? Планируются ли новые книги? Будет ли экранизация? Нет, новых книг не планируется, отвечает Мариам, после чего выпускает забавную «Сказку про собаку, которая умела летать» и два плохих рассказа.

«Дом, в котором. » — роман об интернате для детей-инвалидов, где воспитанники творят чудеса, перемещаются в другие миры (так называемая Изнанка Дома). А ещё курят, пьют, дерутся, употребляют наркотики, занимаются сексом, убивают друг друга. Мир Дома полон мельчайших деталей, причудливых описаний, множества персонажей, поэтому мозаику сюжета практически нереально собрать с первого прочтения. Может показаться, что сюжета вообще нет. На самом деле есть. Это судьба Серого Дома. Он трансформирует своих детей, в то же время изменяясь сам, как живой организм.




Мальчики и девочки, попадая туда, перестают быть калеками, но при этом физические и умственные недостатки никуда не исчезают. Внешнюю инвалидность становится не видно под огромной силой духа, вызывающей одеждой, безумным для «нормального» человека мироощущением героев. Все они сливаются в коллективном бессознательном, которое локализуется в стенах Дома. Одушевлённое здание диктует свои законы выживания, хотя воспитанникам кажется, что они их сами изобрели.

«Дом» — это даже не книга в привычном понимании. Текст писался не с расчётом на гонорар, а для себя, мужа и подруги. Был важен только процесс — живущая по своим законам вселенная, куда Мариам Петросян ныряла, чтобы на время скрыться от постсоветской безысходности. Тогда ей было двадцать с небольшим лет.

А в нулевых писательница родила двоих детей, бросила карьеру художника, решила стать домохозяйкой. Настоящему творцу одного мира всегда мало. Мариам не забыла о своих детях из дома вымышленного: Слепой, Сфинкс, Рыжий, Стервятник, Курильщик и все остальные. Мариам признавалась, что в какой-то момент герои зажили своей жизнью, а она стала летописцем, переносящим их судьбы на бумагу.




Ближе к 2009 году каким-то чудом рукопись попала к издателю. Произведение ещё не было закончено, да и не предполагалось никакого конца. Это была практика, чем-то напоминающая алхимию, где все процессы бесконечны. Но у издательства были свои требования. Как в наши годы издавать книгу без финала? Это же вам не Кафка какой-нибудь. В итоге развитие самотекущего мира пришлось оборвать.

Неспроста Мариам не считает себя писательницей. По всем законам она писала неправильно, давала персонажам идти в любых направлениях и тянуть за собой сюжет. У профессионалов с самого начала принято знать концовку, основные драматургические события. Конечно, можно вспомнить самодвижущийся сюжет Гюстава Флобера. Однако это был ювелирно отточенный стилистический приём, не похожий на метод Мариам Петросян. Рукопись насчитывала несколько тысяч страниц. Автор говорила, что там был полный хаос из несогласующихся сюжетных кусков. Может быть, поэтому в конечном варианте книги остались заметные швы. Но единый стиль всё же есть. И он очень крутой. Это первая причина художественной ценности книги.

Теперь подробнее о стиле. Для текста характерны короткие предложения, в основном до шести слов. Практически нет союзов. Герои изъясняются, размышляют цепочками экспрессивных парцеллированных фраз в режиме online. Никакого прошедшего и будущего времени (почему так, расскажу позднее). Синтаксическая структура романа подражает разговорной речи. Удивительно, но от этого текст не делается тупым, а наоборот — изящным, невероятно живым.




В результате мы получаем великолепно прописанных персонажей. То же самое с обстановкой Дома. Как будто оказываешься в одной спальне с героями, лежишь на общей гигантской кровати, закутавшись в одеяло, ощущаешь его тепло. Отчётливо слышишь запахи благовоний и душераздирающее соло Джимми Пейджа из магнитофона. Вокруг кипит жизнь состайников. Неходячий, но похожий на молодого Боуи колясник Лорд, взбирается на подоконник с ловкостью акробата. Вожак дома — Слепой, — бледный, словно призрак, неслышно уходит в темноту ночных коридоров. Услужливый Македонский заваривает ароматный кофе, звенит мокрыми, только что вымытыми чашками. Табаки копается в громадной куче хлама, которая заполонила полкомнаты.

Погружение настолько глубоко, что ясно видишь быт жителей Дома в огромном количестве причудливых деталей: нагромождения надписей и рисунков на коридорных стенах, холодный свет Могильника, грязное бельё Слепого, жилетки Табаки безумных цветов, которые он носит слоями по четыре штуки. Создаётся ощущение, что смотришь кино и в то же время понимаешь, что такого никто не снимет. Вот второе доказательство писательского таланта Мариам Петросян.

Прошедшее и будущее время действительно встречаются в романе очень редко. По законам Дома бестактно вспоминать Наружность (мир за пределами Дома), потому что страшнее неё нет ничего.

«Привет всем выкидышам, недоноскам и переноскам… Всем уроненным, зашибленным и недолетевшим! Привет вам, „дети стеблей“!»

Такая надпись на стене Дома встречает новичков. В обществе мы в основном сталкиваемся с отвержением. Искать работу, друзей, заводить романтические отношения — сколько раз нас должны отсеять, прежде чем принять? А к инвалидам мир особенно жесток. Дом же принимает их такими, какие они есть. Он не унижает, не требует и не предаёт. Он словно нежная мать, которой эти дети лишены.




У Дома есть второе дно — Изнанка, параллельный мир. Туда могут перемещаться некоторые дети под воздействием эмоционального потрясения или наркотиков. Место делает их полноценными: колясники могут ходить, а слепые видеть. Изнанка напоминает знаменитую страну — США со своими хайвеями, придорожными закусочными, одноэтажными идиллическими городками. Почему так, вполне ясно. Что, если не Америка ассоциируется с dreamplace, куда все хотят попасть? А ещё есть Лес — особое место в Изнанке, своей атмосферой напоминающее пейотные трипы Кастанеды. Туда путь открыт только единицам.

Двоемирие Дома легко понять через персонажей. Есть Курильщик, который верит только своим глазам, воспринимает действительность цветовыми пятнами и геометрическими фигурами. Не видел — значит, не бывает. Поэтому любые упоминания о мистической стороне он встречает раздражением — думает, над ним издеваются. Неслучайно впоследствии он стал известным художником. Зрительная фиксация действительности, опирающаяся на логику и скептицизм, делает его неспособным видеть другую сторону. Повествование начинается от лица чуждого законам Дома Курильщика, который формально знакомит нас с местностью и персонажами, а потом передается опытным домовцам, чтобы глубже и с разных сторон показать мир. Полная противоположность Курильщику — вожак Дома Слепой. Своим внутренним зрением он видит больше, чем другие. В Лес путешествует с лёгкостью, без всяких стимулирующих средств. В Слепом можно угадать черты славянского волхва: колдуна, наделенного магическим знанием, зачастую слепого, связанного с богом Велесом. Третий ключевой персонаж — Сфинкс. Он одинаково принадлежит обоим мирам. В какой-то момент ему даже удаётся одновременно оказаться и там, и там. Сфинкс не стремится попасть в Изнанку, предупреждает других об её опасности.

Как и в случае со Слепым, мифологические прототипы можно найти и в других персонажах. Например, Властелин времени Шакал похож на египетского собакоголового бога Анубиса, проводником в мир мёртвых и обладателя дара предвидения. Один из даров Шакала — перо цапли, напоминает перо египетской птицы-феникса Бену, которая также изображалась в виде цапли, олицетворяла веру в новую жизнь, возрождение после смерти. Узнаёте сходство?




Мои любимые моменты романа — это интермедии с описаниями Хламовника и Чумных Дохляков. Какие там были сцены! Вонючка — мой любимый персонаж. Как было здорово, когда он переезжал к Чумным Дохлякам со своим хламом. А как он требовал от директора отдать посылки! На протяжении всей книги я много раз ловил себя на том, что от удовольствия несколько раз перечитываю одни и те же предложения. Не помню, чтобы так было с какой-либо другой книгой. Вот ещё один плюс автору.

Время подводить итоги. До этого я говорил о достоинствах произведения: восхитительно прописанный быт и персонажи, естественность стиля, обилие по-настоящему крутых сцен. Это делает роман очень достойным. В нём чувствуется искренность, потому что он был написан только для себя. Однако в начале я упомянул, что книга неоднозначная. И вот почему:

  • Мне не нравится Изнанка. Она тяжеловесна и скучна в сравнении с реальностью. Границы между мирами вообще нет. Например, у Кастанеды переход «на ту сторону» чётко обозначен, ему предшествует ритуал. А у Петросян можно запутаться. Одно предложение заканчивается и тут же без всяких предупреждений мы переносимся в Изнанку. Меня это раздражало, хотя и было объяснимо с точки зрения задачи автора, её желания показать полное слияние обоих миров.
  • Роман неровный. Язык местами топорный, грубый. Иногда диалоги персонажей, которые задумывались глубокомысленными, выглядят пустыми. Особенно хочу выделить Табаки. В его рассуждениях, кричалках и песнях я ничего не увидел, кроме графомании. За исключением этого:

«Жизнь не течёт по прямой. Она — как расходящиеся по воде круги. На каждом круге повторяются старые истории, чуть изменившись, но никто этого не замечает. Никто не узнаёт их. Принято думать, что время, в котором ты, — новенькое, с иголочки, только что вытканное. А в природе всегда повторяется один и тот же узор. Их на самом деле совсем не много, этих узоров»

Я думаю, все эти недостатки объясняются тем, что роман писался почти двадцать лет, причём кусками, с большими перерывами во времени. К тому же не для публикации. Момент издания книги для Мариам Петросян наступил слишком неожиданно. За год она должна была отредактировать тысячи страниц рукописи, выкинуть лишнее и придумать концовку. Легко ли это после двадцати лет работы над текстом, предполагавшимся бесконечным?




«Дом, в котором. » — роман яркий и уникальный. Эта книга не для успешных экстравертов, имеющих кучу друзей, несколько бизнесов и горные лыжи по выходным. Не для тех, кто в детстве был обласкан заботой любящих и умных родителей, а теперь ведёт яркую, насыщенную жизнь, где нет места одиночеству. «Дом» — история для сомневающихся, блуждающих в тяжёлых поисках своего места в мире. Это вселенная, в которой можно найти удивительных друзей, скрыться от гнёта безразличной реальности, чего желают очень многие в нашей стране. Пожалуй, поэтому роман до сих пор популярен.

«Мальчики, не верьте, что в раю нет деревьев и шишек. Не верьте, что там одни облака. Верьте мне, ведь я старая птица, и молочные зубы сменила давно, так давно, что уже и не помню их запах.
Мысленно с вами всегда. Ваш папа Стервятник»

Читайте также: