Дом семи окон плес

Обновлено: 14.05.2024

Плес — скромная, но прекрасная волжская жемчужина, официально не включенная в Золотое кольцо, но очень логично в него вписанная. Этот город нужно посещать обязательно! Здесь идеальное сочетание природных красот и достопримечательностей. В этой статье рассказываю, что посмотреть в Плесе на примере нашего маршрута прогулки, а также как сюда добраться на поезде и автобусе.

Когда ехать и что привезти

Уникальность Плеса в том, что он, в отличие от многих волжских городов, да и вообще городов средней полосы России хорош в любую, даже ненастную погоду. «Виной» тому — ландшафт и нетронутая современной безмозглой застройкой архитектура позапрошлого века. Умопомрачительные волжские виды, разбавленные главками церквей и одномерной застройкой хороши в любое время года, только цвета пейзажа будут меняться от веселенькой зелени лета к золоту осени и стылому зимнему безмолвию.

Конечно, ехать сюда летом — это не только наслаждаться теплом и светом, не только возможность купаться и загорать. Это еще и возможность наслаждаться особенными гастрономическими изысками Плеса: вкусным пивом и квасом (марка — Риатовский пивовар, пробовать все сорта и найти свой, а квас — просто отличный), копченой свежевыловленной рыбкой и углами с лещом (это такие открытые пирожки с рыбой — необыкновенно вкусные). Это самые лучше плесовские сувениры, некоторых рыб мы, живущие на Волге, увидели и попробовали впервые — например, красноглазку!

Кстати, на Соборной горе можно прикупить кустарные деревянные магнитики — вполне приличного качества.

Угол с лещом

Достопримечательности Плеса

Маршрут прогулки по Плесу — это треккинг по пересеченной местности: вы будете постоянно подниматься на горы и спускаться с них. Это придется проделать минимум трижды:

  • пройти от автостанции к обзорной площадке на Соборной горе (а на обратном пути — подняться в эту гору вновь),
  • подняться по лестнице на гору Левитана,
  • взобраться на Воскресенскую гору.

Зачем лезть на горы? В этом весь прикол Плеса — мы будем исследовать виды на Волгу с разных возвышенностей и под разным ракурсом, одновременно осматривая достопримечательности, не без этого!

Наш маршрут начался с автостанции, куда мы приехали из Иванова. Рядом находятся две церкви, зимняя и летняя, — церковь Троицы Живоначальной и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Сразу от станции можно пойти на Соборную гору,


там одна из лучших обзорных площадок



и Собор Успения Пресвятой Богородицы постройки 1699 года.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Недалеко от храма раньше находилась Казанская летняя церковь 1828 года постройки, расписанная палехскими мастерами, увы, она осталась только в воспоминании старожилов.

По всей горе — живописные тропки, на которых встречаем… не туристов — художников, видимо лавры Левитана не дают покоя )))) У нас не было времени исследовать все прогулочные маршруты, но твердо обещали вернуться в Плес на несколько дней и исследовать их обязательно.

Соборная гора

Волга в Плесе не очень широкая, а прямо посередине проходит граница с Костромской областью:

Вид на Волгу

С Соборной горы спускаемся вниз и начинаем исследовать центр города, сначала пойдем вправо, в гости к Левитану, а по дороге посмотрим — дом Крыловых с красивым резным балконом:

Дом Крыловых

Вызывает восхищение, как хорошо выглядят в городе деревянные дома. Правда, на то есть причина — в этом доме останавливаются высокие гости, приезжающие в Плес, видимо, они и наслаждаются сиреневым садом, террасы которого взбираются до середины Соборной горы. Простым туристам тут ничего не светит, поэтому идем по набережной дальше.

Набережная

И следующий объект нашего интереса — купеческий особняк с мезонином, почти по Чехову:

Дом с мезонином

Это новодел: дом снесли, так как он находился в аварийном состоянии, но восстановили этого красавца, построенного по проекту ивановского архитектора Виктора Шахматова.


Дом Левитана утратил внешний облик тех времен: он выглядел так же, как дом с мезонином — кирпичный особняк. Сейчас он оштукатурен, покрашен, в общем, неаутентичненько.

Дом-музей Левитана

Дом принадлежал местному купцу Солодовникову (построен был еще в первой половине XIX века), на его средства рядом на горе была построена Петропавловская церковь. Мезонин сдавался дачникам, среди которых был и Левитан (у него есть картина, на которой изображен внутренний двор — «Ветхий дворик»), на первом этаже — бакалейная лавка, второй — жилой. Теперь в этом доме музей Исаака Левитана.

В экспозиции можно увидеть личные вещи, а также несколько картин художника и его друзей, который с ним вместе снимали мезонин: Алексея Степанова и Софьи Кувшинниковой. Обстановку комнат помогала воссоздавать внучка купца Солодовникова.

Здесь художник жил и работал в 1888 году. Рядом с домом — бюст Левитана (кстати, скульптор Н. Дыдыкин- уроженец Палеха, то есть тоже из Ивановской области).

Бюст Левитана

Рядом — музей пейзажа. Если любите пейзажи — лучше пойти в этот музей, здесь живописи больше и разнообразнее: на экспозиции можно увидеть картины Левитана, Шишкина, Саврасова, Поленова, Переплетчикова, Клодта, Бакшеева, Дубовского.

Также в музее очень много живописных работ современных художников, которые можно приобрести. (Видимо, плоды трудов на Соборной горе)))

Музей пейзажа

Рядом с музеями, на берегу Волги, расположилась скульптурная композиция «Дачница»: на скамейке сидит молодая дама в шляпке, перед нею палитра и мольберт. Есть версия, что скульпторы вдохновлялись образом Софьи Кувшинниковой — дачницы, художницы и любовницы Левитана. Правда, возраст не совпадает — на момент приезда в Плес Кувшинниковой уже было за 40, ну да к чему нам правда жизни, даешь романтику!

Дачница


С набережной хорошо просматривается Варваринская церковь, на которую мы любовались с Соборной горы.

Варваринская церковь

Теперь поднимаемся на гору Левитана — это будет единственный благоустроенный подъем в Плесе с красивой деревянной лестницей, с площадками-беседками и лавочками для отдыха.

Лестница на гору Левитана
Лестница на гору Левитана

Здесь, на горе, которая раньше называлась Петропавловской, стоит памятник Левитану.


Памятник Левитану

Памятник левитану в Плесе

История появления Левитана в Плесе как нельзя лучше показывает роль случая в нашей жизни (и в искусстве тоже). Летом 1888 Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым плыли в Нижний Новгород. И вот они замечают деревянную Петропавловскую церковь на горе (Левитану она приглянулась своей древностью — была построена в XVII веке) — и выходят в Плесе. Город очаровал художников, и они решают остаться здесь на этюды. Первым из них был выполнен «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца», который позднее Левитан использовал в своей картине «Над вечным покоем». А церковь, привлекшая и прославившая город сгорела в 1903 года и так и не была восстановлена. Осталась только картина.

Но в 1982 году на место сгоревшей церкви перенесли сюда деревянную церковь Воскресения Христа (1699 года постройки) из села Билюково Ивановской области. Церковь в прекрасном состоянии:

Церковь Воскресения Христова

Обратите внимание на главку — она отделана деревянным лемехом, как церкви в Кижах.

Церковь таким образом завершает ансамбль древнего кладбища, появившегося на горе в шестнадцатом веке.


Теперь спускаемся с горы и рассматриваем восстановленные шедевры деревянного зодчества Плеса.

Улочки Плеса

Увидим Дом художников таким, каким его видел Левитан с друзьями:

Дом художников и Никольская часовня

Дальше по улице — Никольская часовня 1892 года, ее видно на фото. Рядом — симпатичный зеленый домик с милым названием «Кукольный домик». Правда, как игрушка:

Кукольный домик

Дом Маклашиных: растительных орнамент из веток мирового дерева украшает наличники.

Дом Маклашиных

Дом с драконами: четырехскатная крыша, ажурные водостоки, на наличниках — узор пропильной резьбы, в растительном орнаменте которого спрятались драконы.

Дом с драконами

Дом о семи окнах — городская усадьба с красивой лестницей, ведущей с набережной к парадному ходу и окнами, привезенными из Питера. Некогда эти окна украшали дом великого князя Владимира александровича и выходили на Дворцовую набережную — а сейчас — на Волгу.

Дом о семи окнах

Вот мы и пришли к самому центру — Торговой площади,

Торговая площадь

на которой красуется Воскресенская церковь, а прямо напротив нее — деревянная церковь Архангела Михаила.


Перед церковью находятся плесские льняные ряды — это восстановленные деревянные торговые лавки Авериных, которые увековечил на своей картине «Ярмарка в Плесе» Маковский в 1918 году.

Отсюда можно подняться на третье гору в Плесе — Воскресенскую. На горе — мемориал ВОВ, все заросло травой и деревьями, и поэтому эпических видов заснять не получилось, а неэпические — зачем публиковать. В общем, процедура совершенно необязательная. Лучше прогуляться дальше по набережной, полюбоваться на Волгу и насладиться деревянным настилом набережной,

Набережная

поселфиться с Плесской кошкой

Плесская кошка

и накупить рыбки.

Возвращаясь на автовокзал и вновь поднимаясь на Соборную гору, мы не удержались и снова пошли взглянуть на Волгу.

Вроде бы вид тот же, но изменился свет и краски заиграли по-другому. Красота!

Вид на Волгу

Где остановиться

Выбор отелей в Плесе, прямо скажем, небольшой, поэтому очень рекомендую посмотреть в сторону апартаментов. Кстати, скидка на первое бронирование по моей ссылке — 2100 рублей.

Как добраться до Плеса

Иваново — Плес

На автобусе с автовокзала ходят прямые рейсы в Плес. Автобусы ходят примерно раз в час, время в пути 1 час 50 минут. Расписание автобусов

Кострома — Плес

Из Костромы можно доехать на автобусе рейсом Кострома-Иваново до Приволжска, а оттуда на автобусе — до Плеса.

Москва — Плес

Из Москвы в Плес можно добраться на автобусе (за 7 часов, расписание здесь). А также можно добраться на поезде до Иванова, а уже оттуда на автобусе.

Путь наш начался от Троицкой церкви , что находится недалеко от автостанции Плёс. По улице Корнилова мы постепенно вышли к смотровой площадке на Соборной горе .

Вид отсюда открывается потрясающий - множество небольших красочных домов среди бурной растительности, вдали высокий холм с деревянной церквушкой и матушка-Волга.

В Плёсе две так называемых горы. Одна, как вам уже известно, Соборная , на ней мы сейчас находимся, высота её 54 метра, а вторая - гора Левитана (ранее называлась Петропавловская) . Её мы видим напротив, именно на ней находится деревянная Воскресенская церковь , черты которой проглядываются в картине Левитана "Над вечным покоем" .

От смотровой площадки влево ведет тропинка вдоль обрыва. Прогуливаясь по ней, можно любоваться на Волжские просторы.

В Плёсе местность очень неоднородная, то спуски, то подъемы. Обязательно одевайте удобную обувь, чтобы никакая усталость не помешала вашему знакомству с городом!

Полюбуйтесь, какая живописная тропинка из камушков! Это, оказывается, улица под названием Соборная гора , только домов на этой улице можно сказать нет.

Спустившись по каменной тропинке вниз, мы попали на Юрьевскую улицу . Здесь в основном малоэтажные дома, преимущественно деревянные.

А это замечательное здание из красного кирпича 1885 года постройки раньше было пожарным депо, на втором этаже здания находилось отделение полиции и арестантская камера.

Далее мы вышли на Торговую площадь . Здесь можно увидеть множество торговых лавок, в которых продаются одежда, сувениры, пирожки. Мы купили несколько пирожков с копчёным лещём в форме треугольника. В Плёсе такие пирожки называются "Уголки", очень уж они вкусные!

Доминантой Торговой площади является Воскресенская церковь начала 19 века постройки. Вообще в архитектуре я очень люблю приятные пастельно-желтые оттенки. Лучше всего , на мой взгляд, они сочетаются с природой. Посмотрите ещё, как забавно смотрятся на верхнем ярусе храма скучковавшиеся птицы, словно узор из черных точечек!)

Неподалеку от площади можно увидеть милую деревянную церквушку - это церковь Михаила Архангела . В 1825 году она была возведена в селе Антоново Ивановской области, а в 1989 году перевезена в Плёс .

Прошлись мы и по Юрьевской улице , которую я упоминала ранее. Ближе к концу улицы повстречали тут такие симпатичные дома, восстановленные либо построенные заново в рамках проекта "Потаённая Россия".

"Дом Крыловых" возрожден в 2004 году усилиями музейного комплекса "Потаённая Россия". Насколько я поняла, дом на данный момент можно снять и пожить в нем, ощутив атмосферу 19 века. Ценник только для простого туриста весьма заоблачный, а вот знаменитости не раз останавливались в нём.

Усадьба Хмельницы, возникшая в 18 веке, более известна как дом отдыха «Порошино» (бывшая дача Ф.И. Шаляпина) находится в Ивановской области, 5 км ниже Плёса по течению Волги. Включает в себя деревянные и каменные постройки различной степени сохранности. В 1923 г. на базе дачи Шаляпина создан дом отдыха, который просуществовал до середины 2000-х. Сейчас усадьба полностью заброшена

История этой усадьбы или дачи Шаляпина как ее принято называть такова:

Шаляпин плыл на пароходе мимо Плеса и остановился у своих знакомых - помещиков Щупленниковых владевших местным поместьем Утешное, ему очень понравились здешние места и он приобрел у них усадьбу Хмельницы, которую они не использовали т.к. проживали все время в Утешном и усадьба простаивала. Поскольку сам Шаляпин не мог следить за процессом строительства он попросил это сделать тех же Щупленниковых.

В 1913 году в Хмельницах на купленном Шаляпиным участке был заложен дом по проекту архитектора В.С. Кузнецова. Изначально Шаляпин хотел построить дом «…в стиле терема князя Игоря или Ларинской усадьбы» в этом желании сказывается влияние его оперной карьеры. Однако впоследствии соображения функциональности взяли верх, и был составлен проект «просторного дома, где можно было бы поместить человек пятнадцать членов семьи, прислуги и всякого гостящего люда».

В результате был построен рубленый одноэтажный дом с мезонином, к которому примыкали два флигеля, соединенные с центральным объемом узкими бревенчатыми переходами. Волжский фасад украшала большая терраса на кирпичных столбах с лестницей, спускающейся в сад. В мезонине был устроен балкон; скошенные углы придавали ему схожий с эркером вид. Мезонин перекрывала сложная кровля.

Стиль постройки можно было охарактеризовать как неорусский. Сохранились старые фото.

К 1914 г. строительство дачи было завершено полностью, однако из-за начавшейся Первой мировой войны Шаляпину пришлось отложить поездку в Хмельницы, и в результате дачи своей артист так и не увидел.

В 1918 году здание дачи было занято сельской коммуной. В 1921 году здесь разместили голодающих детей Поволжья. В 1923 году на базе дачи, расширенной пристройками, был создан дом отдыха. В архитектуру главного дома были внесены значительные изменения.

К волжским фасадам были пристроены высокие 2-этажные башни в духе модерна с бельведерами, крытыми срезанными металлическими «в шахмат» колпаками и полицей, опирающейся на ряд резных кронштейнов. Башни были украшены сплошными подоконными тягами тройных окон в обоих этажах. Тяги поместили также под широкими полуциркульными термальными окнами бельведера. На старых фото выше дом уже по всей видимости после переделки и в таком виде здание представляет собой сложный комплекс деревянных рубленых построек в духе эклектики с отдельными элементами неорусского стиля — редкий пример курортной архитектуры первых лет Советской власти.

Рядом с основным домом находится еще один деревянный двухэтажный дом, он использовался как корпус для отдыхающих, также в нем был медпункт


Что подарить родному человеку на День рождения? Как сделать подарок незабываемым? Многие задают такие вопросы себе, вот и у меня они вертелись в голове. Нет, конечно же, и материальный подарок был, но вот что-то такое, что бы не забывалось… Решение пришло само собой – надо съездить куда-нибудь. И не просто съездить, а позволить себе забронировать, наконец-то, отель, основываясь только на отзывах, не экономить. Итогом стал "Best Western Русский Манчестер" в Иваново, плавно «перекочевавший» из так и не состоявшейся новогодней поездки.
Позже выяснилось, что у мужа будут не просто выходные, а небольшой отпуск. Так к Иваново присоединилась Кострома. А вот «промежуточные» пункты «утрясались» очень долго. Всё встало на свои места только дня за три до отъезда.


Весь маршрут путешествия выглядел так: "Плёс – Кострома (2 ночи в нашем любимом "Островском причале") – Нерехта – Иваново (две ночи в "Best Western Русский Манчестер") - Кинешма – Иваново (ночь в Гостевом Доме 33) – Владимир (Покрова на Нерли). Потом волею судеб в маршрут попала и Шуя, о чем я нисколько не пожалела.
Ну что ж, попробую рассказать о нашем маленьком, но очень насыщенном путешествии по Золотому кольцу России, вернее нескольким его городам.

Встали в шесть утра (привычка-с, даже в отпуске вставала полшестого), позавтракали, купили в Макдаке кофе и поехали по нашей до боли знакомой дороге на Владимир через Гусь-Хрустальный.


В Приволжске стало окончательно понятно, что яркого солнца не будет, но не будет и дождя, поэтому в Плёс мы всё-таки попали!

Плёс

Плёс - небольшой городок на севере Ивановской области раскинулся на берегу Волги. Население городка всего-то 2 тысячи, вроде бы и говорить особо о нём не стоит, но Плёс знаменит не своими предприятиями, а потрясающими видами на Волгу, которые в свое время оценил Левитан, а теперь «оценивают» туристы.
Плёс очень раскрученное (и, соответственно, дорогое) туристическое место. Мы были в Плёсе во второй половине буднего дня, да ещё при не очень хорошей погоде, так что народу было мало, всё как мы любим.
Сразу поехали на улицу Советскую (она же и является набережной), оставили там машину и пошли гулять. Волга в Плёсе достаточно широкая, с удовольствием прокатилась бы на кораблике, но, увы, не судьба.

Highslide JS

Плёс город древний, с преимущественно деревянной исторической застройкой, сложившейся к концу ХIХ - началу ХХ веков. Основным элементом городской среды являются деревянные и каменно-деревянные дома с характерным для ХIХ века оформлением фасадов (оконные наличники, торцовые доски, карнизы, светёлки и мезонины). Они составляют основную ткань застройки городских слобод с древней, дорегулярной планировкой и районов, перепланированных в соответствии с Генеральным планом 1780 года. Неотъемлемой частью исторической застройки являются надворные и хозяйственные постройки (амбары, лобазы, погреба, сараи, мельницы и кузни) и элементы ограждения домовладений (заборы, ворота, калитки).

С конца XVIII века застройка Плёса проводилась в соответствии с высочайше утвержденным регулярным планом, разработанным "Комиссией о каменном строительстве С. Петербурга и Москвы" в 1780 г.. Четкая квартальная сетка генерального плана с прямой трассировкой улиц в условиях Плеса наложились на богатый рельеф, благодаря чему планировочная структура города приобретала пластичность и живописность. Благодаря природным условиям произошло четкое разграничение города на районы расположенные в долинах рек Волги и Шохонки - Прибрежный (посад), Заречье и Пустынка и нагорные - Троицкая Слобода, Соборная гора.

Центральные улицы Нижняя и Верхняя набережные, Торговая площадь и административный центр на Соборной горе застраивались каменными зданиями по партикулярным (образцовым) проектам. Деревянное городское строительство не подвергалось жесткой регламентации и преимущественно велось в окраинных районах города. Каждая из городских слобод, (в Плёсе это Троицкая слобода, Заречье, Серкова за Волгой) имеет свои отличительные условия для строительства. Это определило планировочную структуру и характер застройки каждого из районов, возникновение большого количества типов жилых домов и хозяйственных строений.

Highslide JS

Жилые дома Плёса, в основном одноэтажные деревянные и двухэтажные каменно-деревянные, весьма разнообразны по своему обьемно-пространственному решению. Одноэтажные деревянные дома представляют собой характерный для Плёса тип городского мещанского дома, либо приближены к типу традиционной рубленной русской избы, иногда обшитой по главному фасаду тёсом. Двухэтажный деревянный, каменно-деревянный дом по сути тот же избяной или мещанский тип дома поставленный на каменный подклет, иногда с торговой лавкой в нижнем этаже. Часто подкровельное пространство такого дома превращалось в используемое с помощью устройства в крыше светёлки. По конструкции дома в основе своей обычно представляют собой клеть, пятистенок, шестистенок, либо дом с прирубом.

Среди купеческих домов в Плёсе был популярен дом с мезонином - небольшой надстройкой над средней частью дома. Большие купеческие двухэтажные каменно-деревянные дома в основном представлены в застройке ул. Юрьевской и ул. Ленина. По типу такие дома тяготеют к усадебным. Часто в декоративном убранстве фасадов встречаются элементы классицистической каменной архитектуры (большие карнизные свесы с отделкой профилированными элементами, межэтажный профилированный пояс и оконная окладка). В купеческих и мещанских домах как правило присутствуют остекленные или открытые веранды с "видом".

Благодаря сложному ландшафту в Плёсе появился редкий тип дома - дом на рельефе. Для строительства специально выравнивали участок, создавая подпорные стенки из булыжного камня циклопической кладки. Дома часто расположенны в люнете (выемке - искусственно выравненной террасе с укрепленными булыжным камнем откосами). Такой дом, как правило, на высоком цокольном этаже скорее утоплен, "врезан" в землю, чем стремится ввысь. Этот прием дает возможность организации индивидуального входа на каждый этаж.

Highslide JS

Одной из особенностей жилой застройки русского малого города является формирование структуры городской усадьбы. Городская усадьба Плёса распластывается по горизонтали, не стремится вверх, ведь благодаря склонам виды "второй линии" столь же хороши, как и близость к Волге. Жилой дом лишь малая часть усадьбы, по соседству с ним непременно расположены крытый двор, амбар, торговые палатки, погреб, сараи, каретник, конюшня, баня.

Основное место в формировании облика дома отводится главному - уличному фасаду, его строю, стилистике декоративного убранства. Стены, как правило, закрываются обшивкой из широкой профилированной доски. Украшаются пропильной или глухой резьбой детали и элементы конструкции дома: оконные и дверные наличники, обрубы, крыльца и веранды, фронтоны. Карнизы и карнизные свесы, межэтажные пояса, имеют профилированное оформление в виде полу или четверть вала, каблучка или гуська.

Для плёсских домовладений характерным является различие в оформлении главных и дворовых фасадов. Дворовые фасады, играющие подчиненное значение, имеют более простое декоративное убранство. Только самые выразительные детали, такие как входные крыльца и двери, карнизы, получают художественное оформление. Окна обычно меньшего размера, одеваются простым рамным наличником. Стены, как правило, неокрашенные. Фактура и цвет дерева придают особую выразительность и пластичность дворам и надворным постройкам. Узлы сопряжений конструктивных элементов начинают нести основную эстетическую нагрузку. В простоте и откровенности их архитектуры проявляются черты свойственные народному деревянному зодчеству.

Highslide JS

Постройки хозяйственного назначения образуют целый пласт архитектурных объектов, практически вымытый из городской застройки в годы советского времени. Это водяные и ветряные деревянные мельницы с большими амбарами и лобазами вдоль Шохонки, деревянные торговые ряды и лавки, соляные магазины. Город, живущий Волгой немыслим без этих брутальных, плотницкой работы бревенчатых построек с применением традиционных народных приемов рубки. В процессе ревитализации городской застройки, когда требования к внутренней планировке и объемно-пространственному решению помещений изменились, включение в объем дома путем блокирования дополнительных помещений позволит сохранить внешний облик городской усадебной застройки с изменением внутренней функции.

Такие обыкновенные на непосвященный взгляд утилитарные вещи как заборы, калитки, ворота важный элемент исторической улицы. Улочки в Плёсе струятся по рельефу, и горизонтальные заборы "в заплот" это подчеркивают, тогда как появившиеся на Горе Левитана ступенчатые заборы выглядят неорганично для сохранившейся традиционной застройки, как и заборы из бетона и профилированного железа. Тесовые ворота и калитки с лучковым завершением и кованными пробоинами и воротными петлями, низкие полисадники определяют исторический облик улиц и проулков.

Особенностью Плеса является то, что город воспринимается сверху. В композиции застройки материал кровельного покрытия, форма и масштаб крыш доминируют в непосредственном восприятии исторического облика. Традиционным для Плёса кровельным покрытием являлось окрашенное фальцованное железо. Характерным для города является оформление водосточных труб резными навершиями из просечного железа. Часто использовались для покрытия небольших домов и хозяйственных строений тёс и дранка.

Старинные плёсские деревянные дома сохраняют огромный потенциал живого исторического города с особой уникальной почти полностью деревянной городской средой. Находиться в ней необычно и очень волнительно для человека, выросшего в обычном каменном городе. Здания из дерева не строго прямоугольны, они хранят следы ручной работы и человеческое тепло. Понимание особенностей деревянного зодчества, позволяет заглянуть в историю страны и осознать, что вслед за утратой деревянного наследия мы теряем свою культурную идентичность и позиции на рынке мирового культурного туризма. Многолетний опыт по восстановлению плёсских домов доказал, что сохранить старые деревянные дома и жить с современными удобствами возможно.

Читайте также: