Дом с вертолетной площадкой на крыше

Обновлено: 05.05.2024

Пентхаусы — эксклюзивное жилье под самой крышей дорогих небоскребов — буквально находятся на недосягаемой ценовой высоте даже по меркам Москвы. Почти каждая столичная «высотка» в последние годы выделяла пару верхних этажей под квартиры-пентхаусы, и чем шире распространялась эта «западная мода», тем меньше эти квартиры походили на настоящие пентхаусы. Но это не значит, что на столичном рынке нет места настоящему эксклюзиву. И, как и стоило ожидать, именно такие эксклюзивные предложения заодно являются и самыми дорогими квартирами Москвы, деля верхние строчки с реконструированными особняками.

3 450 000 000 рублей

«Венский дом»: вертолетная площадка, винодельня и тир

Это поистине уникальный объект на столичном рынке. У него даже есть собственное имя - «Антонио», и он, по сути, является отдельным домом или даже особняком на самом верху элитного ЖК «Венский дом» - одного из первых элитных объектов в Москве.

Пентхаус занимает пять уровней и площадь в 2200 кв. метров. На первом уровне находятся два зимних сада, кухня, гостиные, столовые, подсобные помещения, на втором нашлось место для сейфовой комнаты, на третьем — вспомогательные помещения, в их числе холодильник для шуб и винная комната. Четвертый уровень купольный, высотой в 6 метров, здесь разместился бассейн длиной 25 метров, по желанию владельца он может наполняться как пресной, так и морской водой, а также спортзал, летний сад и прогулочная дорожка длиной более 100 метров. Пятый этаж стилизован под палубу роскошной яхты. Обслуживают пентхаус два внутриквартирных пневматических лифта, кроме того, продавцы упоминали о существовании винодельни и тира. На пятом уровне возможности экзотического объекта не исчерпываются — у пентхауса есть не только отдельный выход на крышу, но и возможность установки вертолетной площадки, каковая подтверждается соответствующим заключением от госпредприятия «Аэропроект». Также владельцы упоминают, что в жилье есть собственная винодельня и тир.

Пентхаус «Антонио» был и остается самым дорогим объектом на столичном рынке недвижимости. Его цена меняется в зависимости от рыночной конъюнктуры. Сегодня он оценивается 3,4 миллиарда рублей. Правда, и покупателя своего он ищет уже не первый год, что вполне ожидаемо — с учетом возможностей оборудования на крыше вертолетной площадки, этот покупатель должен не менее эксклюзивным, чем сам пентхаус.

1 203 580 000 рублей

«Кристал Хаус»: двухуровневая терраса с панорамными видами

На втором месте в нашем рейтинге трехсторонний пентхаус в не менее значимом элитном ЖК Москвы - «Кристал Хаус». На этот раз никаких компромиссов и скидок на возраст, «Кристал Хаус» один из первых объектов класса «люкс» в Москве, построенных по современным технологиям, с учетом всех требований к верхнему сегменту.

На верхних этажах ЖК разместился уникальный трехсторонний пентхаус площадью 518 кв. метров. Еще отдельные 140 кв. метров занимает двухуровневая терраса, с которой открывается панорамный вид на исторический центр Москвы. Правда, классическим пентхаусом этот объект назвать трудно: в «Кристал Хаус» всего шесть этажей. Впрочем, виды с террасы открываются впечатляющие: на Зачатьевский Монастырь, Храм Христа Спасителя и Крымский мост. За все это придется заплатить немногим больше миллиарда рублей.

914 760 000 рублей

«Звезды Арбата»: два уровня, две террасы и сервис от Mariott

Еще один видовой двухуровневый пентхаус площадью 415 кв. метров в комплексе апартаментов «Звезды Арбата», который занимает третье место в нашем списке, а также первое — в списке самых дорогих апартаментов Москвы. Здесь сразу две террасы с панорамными видами на Москва-реку, здание МИД, Новый Арбат и гостиницу «Украина». В остальном пентхаус ничем особенным не выделяется — это классический пентхаус с террасами, уровнями, хорошим обзором.

Примечателен сам объект, обслуживание которого доверено международному оператору отелей Marriott International. По сути, это пентхаус с гостиничным вип-сервисом, к услугам владельцев апартаментов вся инфрастуктура и спектр услуг Marriot: офисно-деловая зона, включающая конференц-залы, комнаты для ведения переговоров, оборудование для бизнес-презентаций; консьерж-служба, фитнес-зал со Spa-центром и Федеральный центр медицинской реабилитации и курортологии.

559 125 000 рублей

«Город Столиц»: панорамное остекление в Москва-Сити

Список пентхаусов был бы неполным без ММДЦ «Москва-Сити». Не секрет, что именно здесь предлагается множество пентхаусов, причем находятся они на вполне нью-йоркской высоте. Самый дорогой объект из числа тех, которые выставлены на свободную продажу — апартаменты в комплексе «Город Столиц» стоимостью в полмиллиарда рублей. Апартаменты продаются в том виде, в котором сданы в эксплуатацию застройщиком — без отделки, с полностью свободной планировкой.

Визитная карточка объекта — панорамное остекление с обзором в 360 градусов. Отсюда открывается вид буквально на всю Москву, и покупатель сможет любоваться столичными достопримечательностями: Воробьевыми горами, гостиницей «Украина», Кремлем, Белым Домом и Останкинской телебашней.

350 000 000 рублей

«Рублевский»: три этажа, бассейн и собственная крыша

И наконец, замыкает список самый отдаленный от центра Москвы пентхаус. Он находится в жилом комплексе «Рублевский», на одноименно шоссе, недалеко от МКАД, он занимает площадь более тысячи кв. метров и целых три верхних этажа. Еще в активе внутриквартирный лифт, окна на все четыре стороны, панорамного остекления здесь нет, зато есть выход на эксплуатированную кровлю. Квартира продается без отделки, она адаптирована для размещения бассейна, а в подземном паркинге для владельцев пентхауса зарезервировано пять машиномест.

Конечно, до Кремля тут далеко, зато с собственной крыши открываются панорамные виды на Крылатские холмы и Суворовский парк.

Число автомобилей с каждым годом увеличивается. Транспортная проблема становится с каждым годом все острее. Одним из возможных решений транспортной проблемы является развитие надземного транспорта - вертолетных перевозок, вертолетное такси.

Москва и Московский регион также остро нуждаются в альтернативных видах транспорта.

Вертолетные перевозки нужны не только спецслужбам. Состоятельные жители Москвы и области все чаще будут предпочитать автомобилям более дорогой, но и скоростной способ добраться до работы, загородного дома, аэропорта — вертолетное такси. Но вертолетных площадок в Москве и Московской области мало.

Инвесторы, риэлторы и строители часто пользуются вертолетами для облета строительных площадок.

Вертолеты появились сравнительно недавно. Крыши старых домов не предполагались для строительства на них вертолетных площадок. Найти свободное для строительства вертолетной площадки место в застроенных жилых массивах сложно. Поэтому вертолетные площадки целесообразно проектировать и строить на крышах новых зданий, например, многоэтажных паркингов.

Одно из перспективных направлений возможности размещений вертолетных площадок - проектирование и строительство их на многоэтажных паркингах.

Число многоэтажных паркингов в Москве и других крупных городах с каждым годом стремительно увеличивается.

Площадь крыши многоэтажных паркинги занимает значительную площадь. Например, общая площадь крыш 200 многоэтажных паркингов занимает около 100 гектаров. Это сопоставимо с площадью небольшого европейского города.

Крыши многоэтажных паркингов не столь насыщены различными вентиляционными трубами, как крыши, например, жилых многоквартирных домов.

При проектировании многоэтажного паркинга можно заложить расположение труб системы дымоудаления и вентиляции таким образом, чтобы часть крыши была полностью свободной и пригодной для строительства на ней одной или нескольких вертолетных площадок.

Спроектировать и построить вертолетную площадку на крыше многоэтажного паркинга проще и дешевле, если изначально, при его проектировании была предусмотрена такая возможность.

Плотность застройки территории возрастает. Количество жителей увеличивается. Число машин возрастает. Темп жизни растет. Все это обуславливает потребность в пусть и дорогих, но скоростных видах транспорта. Таким видом транспорта может быть вертолет.

Нередки случаи, когда минуты решают жизнь или здоровье человека. Если на дорогах пробки, то доставить человека, например, в медицинское учреждение на автомобилей бывает невозможно. Наличие вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов в жилых массивах помогут решить такую проблему.

Важно учитывать, что будущее зависит от настоящего. Если сейчас не закладывать в идеологию многоэтажных паркингов возможность размещения на их крышах вертолетных площадок, то спроектировать и построить их потом будет сложнее и дороже.

Строительство вертолетной площадки обходится недешево. Но как можно оценить жизнь человека, которую можно спасти за счет того, что с помощью вертолета ему могла быть оказана оперативная помощь. Для этого вертолет должен иметь возможность приземлиться в нужном месте - вертолетной площадке.

Статическая нагрузка составляет: для вертолета К-12 - 11 тонн, для вертолета МИ-17 - 12 тонн. Динамическая нагрузка при посадке этих вертолетов составляет 22 тонны и 24 тонны соответственно.

На крышах домов, на которых устраиваются вертолетные площадки, не допускается размещение объектов, которые могут создать помехи при посадке вертолетов.

Специальная закрытая люлька опускается на крышу или на специальную площадку для транспортных кабинок, туда люди заходят, двери замыкаются и фактически вертолет превращается в лифт.

СП 267.1325800.2016 "Здания и комплексы высотные. Правила проектирования"

6.23 При необходимости устройства на покрытии здания площадки для спасательной кабины вертолета (на основании требований по пожарной безопасности) следует предусмотреть отдельный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета). Размеры площадки для спасательных кабин устанавливают не менее 5 х 5 м. Максимальный уклон площадки к горизонту устанавливают не более 0,01. Периметр площадки следует окрасить желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадкой и в радиусе 10 м от ее центра запрещается располагать антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальную высоту препятствий относительно поверхности площадки в указанной зоне устанавливают не более 3 м.
При проектировании на покрытии здания площадки для пожарных и гражданских вертолетов ее выбирают размерами не менее 20 х 20 м и размещают на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия.

7.2.5 Для высотных зданий необходимо учитывать кратковременные нагрузки:
- на покрытие от пожарного вертолета или аварийно-спасательной кабины пожарного вертолета согласно 7.2.7 (если площадка для вертолета или кабины предусмотрена заданием на проектирование).

7.2.7 Площадки для спасательных кабин и вертолетов следует проектировать на покрытии зданий из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2,5 кг/см2, если иное не оговорено заданием на проектирование.

При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузки.

Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 кв. м площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета) .
Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т. п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2.5 кг/см2.
Размер площадки для спасения людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.
Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 т, а динамическая нагрузка - 22 т. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 т, а динамическая - 24 т.
Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом) , а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки - не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м"

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

ГрК РФ, Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

Типы вертолетных площадок

Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные — для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально).

По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные.

Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения— для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.

Шум, создаваемый вертолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в EPN дБ, установленных ГОСТ 17229.

  • ГОСТ 24647-2014 "Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности";
  • ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения";
  • ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования";
  • ГОСТ 20296-81 "Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шум";.
  • ГОСТ 17229-2014 "Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности".

На что следует обратить особое внимание:

  • На крыше должны быть входы-выходы с двух лестниц типа Н1 с отапливаемым тамбур-шлюзами с подпором воздуха.
  • С вертолетной площадки должен быть запроектирован или пандус для МГН, или площадка должна быть вровень с поверхностью крыши (в последнем случае демпфирующая конструкция должна быть утоплена внутри технического этажа.
  • Рекомендуемая высота технического этажа 3,3 м (3,0 в чистоте).
  • Все вентканалы в зоне расположения вертолетной площадки должны быть убраны. Должна быть централизованная система вентиляции.
  • На крыше через отапливаемые тамбур шлюзы должен быть обеспечен выход с двух лифтов грузоподъемностью 1000 кг, один из которых для пожарных подразделений.
  • Гарантированная надёжность защиты от прямого удара молнии (Молниезащита) не ниже 0,95 ля всей крыши (Объект II-го класса МЗ).
  • Обязательна защита от шума ближайших зданий за счет шумозащитных экранов.

Краткая законодательная справка о СЗЗ

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений.
Технические решения, принятые при проектировании и строительстве вертолетной площадке должны соответствовать требованиям СП 51.13330.2011 "Защита от шума" и СП 23-103-2003 "Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий".
В соответствии с Постановление Правительство Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222
«Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

В случае если в отношении аэродрома (вертолетной площадки) в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется.
Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.
В соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями на 25 апреля 2014 года) п.2.9. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

В последнее время многие экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендуют разработчикам сокращать расчетные размеры СЗЗ аэропортов и соответствующих санитарных разрывов.

Объясняется это, в первую очередь, расширением границ населенных пунктов и необходимостью обеспечения широкого круга как населения, так и государственных служащих, например, сотрудников МЧС, врачей, спецслубж и др. возможностью оперативного передвижения.

Законодательно закрепленный индивидуальный подход к расчету каждой конкретной СЗЗ, по сути, позволяет всем заинтересованным сторонам, например, государственным органам власти, экспертам и проектировщикам субъективно трактовать СЗЗ вертодромов.

Поэтому отношение законодателя к размеру СЗЗ вертодрома на крыше городской больницы, имеющей стратегическое назначение для города, скорее всего, будет мягче и лояльнее.

За счет принятия комплекса мер по защите от шума, в частности, установка за счет города новых шумозащитных окон в ближайших зданиях, шумозащитных экранах ближайших зданий и вокруг вертолетной площадки, внесение изменений в конструкцию верхней части проектирования здания можно добиться значительного снижения уровня шума.

Моделей вертолетов для транспортировки больных много. Снизить уровень шума можно также за счет взаимодействия с производителем вертолетов. За годы строительства здания с вертолетной площадкой можно доработать базовую модель вертолета, добившись снижения уровня шума.

В любом случае, жизнь человека, тем более, потенциально многих людей, нельзя оценить. Если вертолетная площадка на крыше городской больницы может спасти жизнь даже одного человека, то ради этого стоит рассмотреть возможность ее проектирования и строительства.

Городские строительные нормы обязывают застройщиков обустраивать вертолетные площадки на крышах жилых зданий выше 65 метров. При этом полеты в воздушном пространстве Москвы согласно федеральному закону "О малой авиации" до сих пор разрешены только оперативным службам вроде МЧС, МВД и ФСБ, а также военным.

Казалось бы, это требование должно было стать досадной помехой для столичных девелоперов, но они не растерялись и сумели презентовать вертолетную площадку как роскошный бонус для покупателей самых дорогих квадратных метров в столице. Известен случай, когда площадкой была оснащена эксплуатируемая кровля семиэтажного здания в центре Москвы. Шанс спастись по воздуху в случае ЧП, а если законодательство изменится - первым пересесть с авто на вертолет, стал приложением к дорогому пентхаусу.

Аэродром Тушино

Городские строительные нормы обязывают застройщиков обустраивать вертолетные площадки на крышах жилых зданий выше 65 метров. При этом полеты в воздушном пространстве Москвы согласно федеральному закону "О малой авиации" до сих пор разрешены только оперативным службам вроде МЧС, МВД и ФСБ, а также военным.

Казалось бы, это требование должно было стать досадной помехой для столичных девелоперов, но они не растерялись и сумели презентовать вертолетную площадку как роскошный бонус для покупателей самых дорогих квадратных метров в столице. Известен случай, когда площадкой была оснащена эксплуатируемая кровля семиэтажного здания в центре Москвы. Шанс спастись по воздуху в случае ЧП, а если законодательство изменится - первым пересесть с авто на вертолет, стал приложением к дорогому пентхаусу.

Комплекс Алые паруса

Так, например, один из самых больших в Европе пентхаусов "Цезарь" в жилом комплексе "Алые паруса" имеет собственную вертолетную площадку. Самый дорогой пентахаус Москвы занимает всю крышу четвертого корпуса "Алых парусов".

Жилой комплекс MIRAX PARK

Владелец еще одного пентхауса - в жилом комплексе "Миракс Парк" на юго-западе Москвы тоже может похвастаться собственной вертолетной площадкой. Но может ли он когда-нибудь ей воспользоваться по назначению, вопрос на перспективу.

Well House на Ленинском проспекте

Well House на Ленинском проспекте банально выполнил требование по безопасности: на эксплуатируемой кровле основной секции на высоте 161 метр расположена вертолетная площадка.

Жилой комплекс Дирижабль

Жильцы еще одного высотного жилого комплекса "Дирижабль" тоже могут быть спокойны – на крыше сорокаэтажного дома оборудована площадка для спасательного вертолета. А может и для спасательного дирижабля?

ЖК Янтарный город

Жилой комплекс Газойл Сити

32-этажный корпус нового жилого комплекса премиум-класса "Газойл Сити" тоже должен быть оборудован вертолетной площадкой.

Жилой комплекс Пирамида

То же можно сказать и о жилом комплексе "Пирамида". Площадка размещена на плоской части кровли центрального корпуса дома.

Жилой комплекс Осенний бульвар, 17

Элитный 25-этажный жилой комплекс "Осенний бульвар, 17" в Крылатском также не смог обойтись и без вертодрома.

Иначе объяснить наличие вертолетной площадки на семиэтажном жилом комплексе "Клубный дом на Плющихе" не получается.

Жилой комлекс Клубный дом на Плющихе

Однако в Москве присутствуют элитные дома, где наличие вертолетной площадки можно объяснить только прихотью девелопера. Некоторые застройщики специально оборудовали свои жилые дома вертолетными площадками "для красоты", а точнее для престижа. В крайнем случае – на перспективу, если полеты над Москвой разрешат всем желающим.

Иначе объяснить наличие вертолетной площадки на семиэтажном жилом комплексе "Клубный дом на Плющихе" не получается.

По данным "РБК-Недвижимости", в Москве строится все больше жилых комплексов с вертолетными площадками, расположенными на эксплуатируемых крышах или на придомовой территории.


Оригинальное решение проблемы пробок в Москве родилось в начале этого года: идея московского правительства и министерства транспорта РФ заключается в пересадке столичных чиновников из автомобилей с мигалками на вертолеты. Тогда сообщалось, что в Москве недостаточно вертолетных площадок: "На всю столицу всего с десяток вертолетодромов, большая часть из которых расположена на территории крупных больниц", - писали СМИ, критикуя инициативу. Однако по данным "РБК-Недвижимости", в Москве строится все больше жилых комплексов с вертолетными площадками, расположенными на эксплуатируемых крышах или на придомовой территории.

Вертолетные площадки в высотных ЖК

"Передвижение на вертолетах в пределах МКАД запрещено принципе, - напоминает управляющий партнер IntermarkSavills Дмитрий Халин. - Поэтому вертолетные площадки, расположенные в новых ЖК используются, в основном, для противопожарной безопасности". Сами девелоперы называют подобные площадки спасательными - наличие вертолетной площадки является обязательным требованием МЧС для комплексов, насчитывающих более 25 этажей.

Известно, что среди московских новостроек вертолетные площадки запланированы или уже реализованы в таких жилых комплексах, как:

  • ЖК "Пирамида",
  • ЖК "Кронштадский",
  • ЖК "Дирижабль",
  • ЖК "Gazoil City",
  • ЖК "Скай Форт",
  • ЖК "Янтарный Город",
  • ЖК "Эдельвейс",
  • ЖК "Миракс Парк",
  • ЖК "Крылатская Панорама",
  • Well House,
  • Respect Hall,
  • ЖК "Елена",
  • ЖК "Академдом" и др.

Все это, действительно, высотные жилые комплексы, где наличие вертолетной площадки обусловлено целями пожарной безопасности. "Это не простая формальность, а абсолютная необходимость для высотных зданий", - говорит вице-президент ГК "Ташир" Виталий Ефимкин. "Жителям или работникам верхних этажей, в случае пожара, проще эвакуироваться через крышу, а не спускаться по, может быть, задымленным лестницам", - уточняет он. Вертолетными площадками, кстати, оборудованы все жилые проекты ГК "Ташир": ЖК "Кронштадский", ЖК "Дирижабль" и ЖК "Gazoil City", где запланировано строительство сразу трех площадок.

Одна из самых известных вертолетных площадок в современных жилых комплексах в Москве расположена на крыше пентхауса "Цезарь" в 4-м корпусе ЖК "Алые паруса". Напомним, пентхаус "Цезарь" обладает званием одного из самых больших пентхаусов в Европе: его площадью составляет более 2,5 тыс. кв. м; он занимает 45-49 этажи элитного комплекса на улице Авиационной в Щукино.

Вертолетные площадки с прицелом на будущее

Однако, кроме высотных зданий в Москве, где наличие эвакуационных площадок обусловлено целями безопасности, вертолетные площадки строятся и в невысотных жилых комплексах в самом центре Москвы. Ярким примером может служить ЖК "Клубный дом на Плющихе", высота которого составляет всего 7 этажей. Этот дом расположен в тихом переулке центра столицы. Площади квартир в ЖК "Клубный дом на Плющихе" составляют от 203 до 729 кв. м при стоимости "метра" от 540 тыс. руб. Этот клубный дом обладает всеми признаками современной московской роскоши, главным из которых является наличие вертолетной площадки на эксплуатируемой крыше. Интересно, что эвакуацию жильцов из семиэтажного здания в случае пожара легче проводить "традиционными" методами - по приставным или автомобильным лестницам. Пожарная эвакуация вертолетом с крыши седьмого этажа в центре Москвы может быть, наоборот, небезопасной при определенных погодных условиях. Поэтому очевидно, что дом оборудован вертолетной площадкой с прицелом на будущее, когда полеты частной авиации будут разрешены над территорией Москвы.

Директор департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty Александр Зиминский считает, что со временем все больше невысотных жилых комплексов в Москве будут оборудованы вертолетными площадками. "Девелоперы оборудуют вертодромы с прицелом на их реальное использование в будущем", - говорит он.

По словам Александра Зиминского, вертолетная площадка на крыше жилого комплекса - сложное и дорогостоящее инженерное сооружение. Она увеличивает сметную стоимость проекта до 50%, к тому же ее наличие не позволяет размещение на крыше деревьев, зимних садов, спортивных площадок и любых других объектов, которые могут создать помехи при посадке. "Вряд ли бы инвесторы включали в концепцию проекта вертолетную площадку, если бы не было никаких оснований полагать, что Москва в обозримом будущем станет городом, лояльным для малой и сверхлегкой авиации", - говорит Александр Зиминский, комментируя вертодром в ЖК "Клубный дом на Плющихе". К тому же, по словам эксперта, наличие вертодрома является отличным новостным поводом и дополнительным инструментом продвижения жилого комплекса как прогрессивного и престижного объекта.

Вертолетные площадки за городом

Все помнят, как губернатор Московской области Борис Громов предложил автомобилистам, страдающим в пробках, последовать его примеру и пересаживаться на вертолеты. Однако эксперты рынка недвижимости отмечают, что перемещение вертолетом между местом жительства (коттеджным поселком) и местом назначения в Подмосковье, где полеты вроде бы разрешены, все еще не получило широкого развития.

"Если говорить о загородных проектах, - рассказывает Дмитрий Халин из IntermarkSavills, - то в некоторых из них также есть вертолетные площадки. Например в таких, как "Агаларов Вилладж" или Яхт-гольф клуб Пестово. Но и здесь путешествия на вертолетах не получили широкого распространения, так как в подавляющем большинстве случаев проще добраться до точки назначения на машине нежели оформлять все необходимые разрешения для перемещения на вертолете".

Кстати

Вертолеты активно используются на стройках Олимпиады в Сочи.

Вертолеты активно используются на стройках Олимпиады в Сочи

Вертолетами постоянно поднимаются высоко в горы различные строительные материалы. Вертолет на олимпийской стройке, по данным "РБК-Недвижимости", в среднем обходится строительным компаниям в 160 тыс. рублей в час.

Число вертолетных площадок на городских крышах растет, но пока большинство из них пустует. Официально ими могут пользоваться только службы экстренной помощи. Но наконец и у москвичей, спешащих за город, появился шанс выбраться из многочасовых пробок.


Число вертолетных площадок на городских крышах растет, но пока большинство из них пустует. Официально ими могут пользоваться только службы экстренной помощи. Но наконец и у москвичей, спешащих за город, появился шанс выбраться из многочасовых пробок.

В конце мая Московская областная дума приняла закон, позволяющий использовать малую авиацию для перевозки пассажиров в Подмосковье.

Это первый шаг навстречу владельцам маленьких самолетов и вертолетов, которые теперь получат возможность совершать частные полеты в пределах Московской области. Правда, за три дня до вылета все равно придется просить у Росавиации предварительного разрешения. А вот небо над Москвой свободным для частных полетов так и не стало.

Дискуссии о создании авиатакси начались еще 3 года назад и шли на самом высшем уровне. Тогда городская дума выделила на реализацию соответствующей программы 27 млн рублей. Даже успели рассчитать маршруты полетов над реками, автотрассами и промышленными зонами. Но деньги исчезли в неизвестном направлении, а механизм регистрации вертолетов до сих пор так и не запущен. "У Минобороны к этому проекту слишком много вопросов", – объясняет пресс-секретарь министра транспорта Московской области Александр Граченков. "Во-первых, аварийная опасность, во-вторых, загрязнение атмосферы, плюс нужны дополнительные траты на шумоизоляцию, радиолокаторы, увеличение штата диспетчеров. Это не окупится. Ведь москвичей, которые могут позволить себе вертолет или регулярные поездки на авиатакси, все еще очень мало".

В любом случае пока вертолеты необходимы МЧС, пожарным и скорой помощи, строительство вертодромов на крышах будет только поощряться.

Городской проект "Новое кольцо Москвы", на реализацию которого выделено 5 млрд долларов, предполагает сооружение вертодромов на крышах 63 монолитных новостроек до 2015 года. На сегодняшний день из них построено только три: "Эдельвейс" на Давыдковской улице, Well House ("Вертикаль") на Ленинском проспекте и "Континенталь" на проспекте Маршала Жукова.

Вертолетные площадки строятся и на крышах независимых проектов. Среди них как здания элитного и бизнес-класса ("Башни на набережной" компании Enka, Imperia Tower группы Mos City Group, Nord Star Tower и "Дом в Сокольниках" компании "ДОН-Строй", проект "Дирижабль" "Мосжилкомплекса", дом на ул. Новаторов компании "Домострой", гостиница "Милан" на Каширском шоссе), так и жилье класса С – комплекс на улице Бажова компании "Моспромстрой", высотки по адресу Ленинский проспект, 121.

По словам экспертов, строительство вертодрома на крыше обходится в среднем в 3–4 раза дороже, чем вертолетная площадка на земле. По словам генерального директора Penny Lane Realty Георгия Дзагурова, "вертодром на земле стоит от 7000 евро, а вот вертодром на крыше потребует гораздо больших вливаний в усиление конструкции".

О том, что вертодром на крыше – не самое выгодное вложение, сетуют все застройщики. "Приходится использовать более дорогое оборудование с низкой вибрацией и шумоизоляцей. Гораздо выгоднее просто построить на крыше пентхаус", – говорит директор департамента инвестиционного консалтинга компании "Домострой" Сергей Куренков.

Но сколько бы ни высказывалось слов недовольства, постановление правительства Москвы от 2001 года не оставляет никакого выбора. Для усиления пожарной безопасности все здания выше 65 метров (30 этажей) должны быть оборудованы вертолетными площадками. Для объектов класса "элит" наличие вертолетной площадки не только необходимость, но и атрибут высокого статуса. "Наши клиенты всегда знают, что получат экстренную помощь в кратчайшие сроки", – говорит представитель пресс-службы компании "ДОН-Строй". "На всех наших высотках оборудованы вертодромы для эвакуации людей, в том числе и на крыше комплекса "Алые паруса", – говорят в пресс-службе "ДОН-Строй". Правда, пока вертолет там садился только один раз: на церемонии открытия 7 лет назад.

Тем не менее страсть к рекордам и амбиции столь велики, что застройщики изобретают все новые способы выделиться, даже если дело касается таких дорогих проектов, как вертолетные площадки. Например, в том же "ДОН-Строе" в проект 35-этажного "Дома в Сокольниках" внесены уже три вертолетные площадки. К сожалению, не все клиенты могут оценить это преимущество. "Мы отказались от покупки квартиры в доме с вертолетной площадкой на юге Москвы, – рассказывает клиентка крупной строительной компании. – Хочется отдыхать в тишине, а не просыпаться среди ночи от шума пропеллера".

Строительство вертодромов не только дорогая, но и юридически сложная задача. "Нормативы устарели, а руководство по оборудованию вертодромов не обновлялось уже 13 лет", – комментирует Михаил Губанов, руководитель отдела оформления первичного рынка инвестиционной компании МГСН.

Условия действующих нормативов для застройщиков – настоящая головная боль. "Нужно выполнить огромное количество условий. Рядом с домом не должно быть ЛЭП, газо- и нефтепроводов, больших зеленых массивов, но обязательно наличие многоэтажной застройки, правда, она не должна ограничивать сектор взлета. Плюс необходимо тщательно рассчитать розу ветров – она должна создавать воздушный коридор", – говорит Сергей Куренков. Но даже если удастся пройти затратный и утомительный процесс строительства площадок, по словам Георгия Дзагурова, "согласовать их практически невозможно".

В настоящий момент создание вертодромов разрешено лишь тем компаниям,которые имеют лицензию на высотное строительство: "Конти", "Крост", "ДОН-Строй", "Строймонтаж" и "Спецвысотстрой". Круг застройщиков невелик, поскольку лишь немногие сегодня обладают дорогостоящей строительной техникой и знанием технологий высотного строительства.

Ведущие строительные компании, сооружающие площадки на крышах, консультируются с американцами, которые считаются лучшими специалистами в этом сегменте проектирования. "Проект "Город столиц" нашей компании помогало создавать американское архитектурное бюро NBBJ", – сообщает источник в Capital Group. А "Моспроект-2" вступил в совместное предприятие "Международный центр высотного строительства» с американской компанией "Фрэнк Уильямс и партнеры".

Читайте также: