Дом с разными окнами в вене

Обновлено: 02.05.2024

Консервативные жители Вены считают этот дом безвкусным авангардным китчем, другие, напротив, восхищаются гением и смелостью архитектора Хундертвассера, воплотившего среди классических жилых зданий свои идеи об экологичности и неотъемлемом праве человека на индивидуальность, непринятие навязываемых норм и свободу самовыражения.

Заросший деревьями разноцветный дом с колоннами и разнокалиберными окнами на разной высоте в пределах одного этажа воспринимается, как абсолютно инородный элемент в тихом III районе столицы Австрии. Как городские власти могли дать разрешение архитектору-новатору, чьи принципы и по сей день не получили широкого распространения и применения в строительстве и создании комфортной жилой среды, отвечающей потребностям отдельно взятой личности? Биоморфный дом Хундертвассера даже не назовёшь традиционным эко-строением, где решили вместо пары апартаментов организовать открытые террасы с садами, а для экономии электричества на крыше установили солнечные панели. Его аутентичное видение взаимодействия человека и природы в рамках городской среды часто относят к стилю "биотек", характеризующемуся воплощением естественных природных форм в изначально угловатой и рациональной архитектуре, однако австриец глядел гораздо глубже.

"В первую очередь необходимо отказаться от целого свода правил. Эти правила, законы и нормы, созданные в другое время в иных условиях во благо и для защиты людей, сейчас в свете новых требований и ограничений направлены против окружающей среды и человека. Без окружающей среды, подходящей под нужды человека, и без гармонии с природой наше существование попросту невозможно. Мирное взаимодействие с природой стоит начать в ближайшее время, пока не стало слишком поздно. С авторитарным контролем и самодисциплиной оно сможет работать некоторое время более-менее, как и может закончиться. Но тогда тело и душа запротестуют, и мы не узнаем почему. Этот дом создаётся с целью послужить первой попыткой вести диалог с природой, диалог, в котором и мы, и природа - равные партнёры; одна сторона не держит превосходство над второй."

Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя - Фридрих Штовассер), сын австрийца и еврейки, родился в Вене в 1928м году и начинал свой творческий путь как живописец. Однако с 1950х годов его сильно увлекает архитектура, что вылилось в нескольких громко прочитанных на публике и вышедших эссе и манифестах, включая наделавший шороху "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре". В 1972м году на телешоу "Загадай желание" Хундертвассер впервые представил свои модели малоэтажных зданий с внешними террасами.

В конце 1977года федеральный канцлер Австрии в письме к мэру Вены, Леопольду Гратцу предложил позволить Хундертвассеру реализовать свои идеи в области архитектуры и разрешить спроектировать и построить жилое здание. Разработка концепта заняла несколько лет, и поскольку Хундертвассер не являлся дипломированным архитектором, он обратился к городскому совету с пользой найти профессионала, что будет заинтересован перенести его эскизы идеи в формат чертежей и технической документации. Власти Вены привлекли Йозефа Кравину, позднее он был заменён на Питера Пеликана, что вылилось в долгое сотрудничество в последующих проектах.

4.
Фриденсрайх Хундертвассер и мэр Вены Леопольд Гратц на презентации модели дома
* фото с сайта hundertwasser-haus.info

Помимо заботы о природе архитектора волновала свобода и уникальность человека, он даже всегда ходил в разных носках, будучи противником общепринятых стандартов, норм и единообразия. Хундертвассер считал, что однообразные дома-коробки, типовые планировки и отсутствие возможности что-либо изменить во внешнем облике своего жилища пагубным образом сказываются на психическом здоровье. Именно поэтому в его доме все апартаменты имеют уникальные планировки, есть одно- и двухэтажные квартиры с выступающими лоджиями, балконами и навесами-перголами, не повторяющими друг друга. Потеряв почти всю свою родню во время Второй мировой войны и гонений евреев нацистами, Хундертвассер в своих высказываниях часто сравнивает стандартные квартиры с камерами концлагерей.

"Внешние стены современных зданий - стены наших тюрем, они безликие, безэмоциональные, агрессивные, бессердечные, холодные и до скуки пустые. Таковы характеристики тюремных стен, подавляющих свободу человека, за которыми теснятся обитатели концентрационных лагерей. Архитекторы сейчас строят тюремные камеры, где разрушается человеческая душа. Сегодня мы становимся свидетелями триумфа рациональных технологий и в то же время сталкиваемся с не имеющей силы пустотой. Эстетическая пустота, пустыня единообразия, убийственная стерильность и креативная импотенция."

Каждому "дому внутри дома", т.е. отдельным апартаментам, на фасаде соответствует свой цвет, выполненный с помощью цветной финишной штукатурки. Тёмно-серые границы максимально возможно размыты и сглажены, что позволяет добиться плавного перехода и отказаться от прямых линий. В своих манифестах Хундертвассер помимо понятия "обязанностей перед деревьями (tree obligation)" ввёл термин "свободы окон (window right)". Мало того, что окна по проекту располагались на разной высоте и имели разную стилистику и размер, жильцам и по сей день разрешается вытянуться из окна и украсить фасад по своему усмотрению. Представляете такое возможным в нашей стране, где даже за цвет стеклопакетов на не исторических зданиях разворачиваются битвы?

"Человек в съёмной квартире должен иметь возможность высунуться из окна и отскоблить каменную кладку насколько дотянется. Ему должно быть позволено взять длинную кисть и нарисовать что-то на фасаде, чтобы это было видно издалека с улицы. Чтобы прохожие понимали, что за окном живёт не рядовой человек, а отличный от своих пленённых, порабощённых и стандартизированных соседей."

"Некоторые люди говорят, что дома состоят из стен. Я бы сказал, что дома состоят из окон. Когда различные здания выстраиваются одно за другим на улице, когда у всех различный стиль окон, т.е. они принадлежат к разным расам, например, дом в стиле ар-нуво с окнами в стиле ар-нуво соседствует с современным зданием и его невзрачными квадратными окнами, а затем стоит дом в стиле барокко с барочными окнами, всем без разницы. А если бы все три типа окон можно было бы увидеть на одном здании? Это бы расценивалось как нарушение расового разделения окон. Почему? У каждого окна есть своё право на жизнь. Повторение идентичных окон друг за другом в линии и друг над другом, как в сетке - особенность концентрационных лагерей. Окна, обременённые чёткой позицией и очерёдностью, грустят, а им хотелось бы танцевать."

Однако, если присмотреться - радикально никто данной свободой не пользуется. Около окон не увидишь надписей, граффити или самодельных барельефов. Полная свобода была дана и касательно интерьеров. К сожалению, внутрь дома не попасть и не оценить даже оформление подъездов. Возможно, с момента окончания строительства, февраля 1986го года, кое-что поменялось, но изначально мозаику на стенах, лестницах и коридорах и даже внутри апартаментов плитку в кухнях и ванных комнатах рабочие клали беспорядочно, не придерживаясь сетчатой структуры.

"Анализируя новые архитектурные веяния строительства городов-спутников и новых административных зданий, банков, больниц и школ, хочется сказать, что выравнивание окон по одной линии невыносимо. Все люди абсолютно разные и защищаются от навязываемой стандартизации пассивным или активным способом, в зависимости от их конституции. Либо с помощью алкоголя или пристрастия к наркотикам, бегства за город, одержимости уборкой и чистотой, зависимости от телевидения, необъяснимых жалоб на физическое состояние, аллергий, депрессий и даже попыток самоубийства, или альтернативными способами - агрессией, вандализмом и преступлениями."

Хундертвассер активно пропагандировал идею восприятия жилища, как неотъемлемой части человека, сравнивая его с третьим слоем кожи. Уставший от навязываемой моды и трендов человек в современном обществе в любой момент может легко изменить причёску, сделать себе татуировку, купить новую одежду и менять стиль по настроению. Человек может устать от затёртых обоев и прохудившегося любимого дивана и затеять капитальный ремонт. Однако среднестатистический обыватель редко может себе позволить переехать из многоэтажки-муравейника в загородный таунхаус, выстроенный по индивидуально разработанному проекту.

"У человека есть три слоя кожи: его собственный, его одежда и его жилище. Все три слоя должны регенерировать, расти и изменяться. Однако, когда третий слой, т.е. внешняя стена дома не изменяется и не растёт подобно первому слою, этот слой отмирает."

Какой процент людей хоть как-то отождествляет себя со своим домом, гордится, что он живёт именно в этом месте? В Санкт-Петербурге, к примеру, подобные чувства испытывает, наверное, разве что жители бывших доходных домов, где в парадных ещё сохранились старинные камины, лепнина, витражи и подпирающие перекрытия кариатиды. Но никак не обитатели спальных районов с типовой застройкой.

"Фундаментальную значимость имеет индивидуальный органичный дизайн внешней стены здания для каждой квартиры,чтобы её владелец отождествлял себя со своим домом уже снаружи. Мой не отвечающим общим нормам дизайн экстерьера квартир не защищён от изменений, как исторические памятники архитектуры, но его следует расценивать как предвестника "оконной свободы" каждого индивида."

"Если, например, вертикальные потёки от дождя или прожилки ржавчины, или даже грязные пятна оживляют фасад или создают некую форму на нём, все подобные улучшения приветствуются. Множество бездомных людей спали внутри дома, анонимные "художники" расцарапывали и пачкали грязью стены. Следы подобных незаконных действий имеют право остаться, равно как и гнёзда ласточек и других птиц, деревья и трава, растущие в тех местах, где изначально не планировалось. Отпечатки рук каменщиков на влажной штукатурке следует оставить, как и любые другие декоративные детали кто-то когда-то оставил на фасаде доме или внутри его."

После сдачи дома жильцам не позволялось сразу заселяться, чтобы они не помешали естественному росту растений и кустарников на организованных террасах. В течение года деревья, кусты, трава и дом стали единым целым. Для создания 14 крупных террас и множества мелких садов потребовалось поднять на здание с холмистой этажностью 900 тонн земли. Хундертвассер считал, что с высоты птичьего полёта дом должен оставаться незаметным под кронами деревьев.

"Висячие сады Семирамиды в Вавилоне скорее всего являлись террасами с зелёными насаждениями. Террасы, не спрятанные на заднем дворе, а выходящие на улицы - подарок для всех людей, не только для тех кто живёт за их защитным слоем, но и для тех, кто, возможно, никогда на них не поднимется. Внешние террасы стирают вертикальную агрессивность зданий, уменьшается уровень уличного шума, поскольку эхо больше не разносится между рядами строений. Если на террасах растут деревья, дома напоминает природный холм, на котором живут люди. Прогулка по городу с открытыми террасами на фасадах зданий вполне может сравниться со странствием по зелёной долине."

Дом Хундертвассера после завершения строительства широко освещался в международной прессе и получил множество полярных отзывов. И сегодня пока одни его называют зелёным оазисом среди классических муниципальных зданий, другие не стесняются в нелестных выражениях, считая "биозамок" ужасным и отвратительным строением, нарушившим гармоничный облик района. Тем не менее здание крайне привлекательно для туристов.

Для них же и открыли через несколько лет напротив в помещениях бывшей фабрики по производству автомобильных покрышек "Деревню Хундертвассера" - небольшой торгово-выставочный комплекс с барами, кафетериями и сувенирными магазинами.

Гений или сумасшедший? Некоторые идеи Фриденсрайха Хундертвассера и спустя 30 лет выглядят утопическими. Не просто разбить сад или сквер рядом с домом, а фактически сделать деревья своими соседями. Позволять жильцам разрисовывать фасады. Трудно представить, что подобные принципы когда-либо возьмутся на вооружение в глобальных масштабах. Ведь гораздо дешевле и проще возводить жилые здания-коробки по базовым проектам, продавать типовые квартиры стандартизированным обывателям.

"Стерильная чистота, политика регулирования и уравниловки, принудительное единообразие и монокультурность во всех проявлениях несут не только смерть всем формам жизни, но и являются симптомом деградации нашей цивилизации."

Домом в III районе Вене австрийский архитектор-бунтарь не ограничился. Стоит съездить посмотреть и на экстерьер мусоросжигательного завода Шпиттелау на севере города. Keep it locked!

Вена — это не только торт «Захер», знаменитый оперный театр и дворцовый комплекс Бельведер. Это еще и Хундертвассер — знаменитый архитекор, работы которого украшают не один город, а манифесты и теории вошли в историю архитектуры

Фото: Roman Betik/flickr.com

Архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году, а к середине века работы экстравагантного австрийца уже были известны по всему миру. Противник прямых линий, любитель улиток и автор идеи о третьей коже: рассказываем, что построил Хундертвассер и какого архитектурного стиля он придерживался.

Эксперты в статье:

  • Николай Фанеев, главный архитектор проектов архитектурной студии IND architects
  • Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»

Кто такой Фриденсрайх Хундертвассер

Фридрих Штовассер — таково настоящее имя архитектора — нарисовал свой первый рисунок, когда ему было пять лет. Фридрих посещал школу Монтессори, любил природу, собирал засушенные растения и цветные камешки.

Фото:Hannes Grobe/wikipedia.org

Денег в семье было немного, поэтому обучение в школе продлилось около года. Мать Фридриха была еврейкой и, спасая сына от нацистских преследований, заставила его перейти в католичество и определила в гитлерюгенд. Штовассер так и не получил базового художественного образования, хотя некоторое время учился в Венской академии изящных искусств. Большое влияние на него оказало творчество экспрессионистов Эдмона Шиле, Вальтера Кампманна, Густава Климта, Пауля Клее.

В конце 1940-х Штовассер решил поменять имя: обнаружив, что первая часть его фамилии в славянских языках означает числительное «сто», он перевел его на немецкий и стал Хундертвассером. Вторая часть «вассер» («вода» в переводе с немецкого) осталась неизменной. Художник и архитектор очень любил эту стихию и вдохновлялся ей. К имени Фриденсрайх он пришел последовательным путем: сначала изменил Фридриха на Фредерика, затем стал Фридерейхом и только к 1961 году появился окончательный вариант. В переводе с немецкого «Фриденсрайх» буквально означает «богатый миром».

Фото:Esther Westerveld/flickr.com

Архитектор много путешествовал и всегда выходил за рамки традиционных представлений о работе художника и архитектора. У него не было собственной студии, он сам изготавливал краски и работал с разными материалами, не любил прямые линии, но обожал спирали.

Хундертвассер впечатлял публику не только своими решениями, но и поведением, внешним видом. Он несколько раз зачитывал свои манифесты перед аудиторией обнаженным, всегда ходил в разных носках и сам придумывал себе одежду.

Фриденсрайх избегал причислять себя к каким-либо направлениям в искусстве, предпочитая разрабатывать собственные теории и быть собой. Среди его знаменитых работ — Дом Хундертвассера, Мусоросжигательный завод (Австрия), Лесная спираль (Германия), Зеленая цитадель (Германия), Дом Рональда Макдональда (Германия) и другие.

Философия Хундертвассера в архитектуре

В живописи и архитектуре Хундертвассер придерживался только своих оригинальных взглядов, не оглядываясь на работы других. Он стал автором множества теорий, которые шокировали общественность и вызывали вопросы у коллег. Фриденсрайх любил природу: он был категорически против бездумного строительства и призывал как можно меньше вредить окружающему миру. Отдельными лейтмотивами в его работах всегда были форма спирали, неприязнь к прямым линиям и убежденность в том, что дом для человека — это его отражение, поэтому он должен быть максимально индивидуальным.

Сказал нет прямым линиям

Хундертвассер был убежден, что в природе нет безупречных прямых линий и острых углов. Поэтому они противоречат естественности, натуральности и гармонии. Архитектор избегал их в своих работах, считал, что они вызывают у людей раздражение, калечат психику. В большинстве его произведений все линии плавные. Такая любовь к природе и естественным изгибам роднит Хундертвассера с испанским архитектором Антонио Гауди.

Фото:Jürgen Thome/flickr.com

Выступал против рационализма в архитектуре

В 1958 году архитектор выпустил манифест, в котором категорично высказался против рационализма, функциональности и других идей баухауса, конструктивизма, авангарда. Хундертвассер настаивал на том, что строгость и расчет в архитектуре неуместны, в них нет души и индивидуальности. Эпоха прямых линий, разумность строительства, по его мнению, должна уйти в прошлое — в том числе и в массовой застройке. Каждый человек — яркая индивидуальность, поэтому и дом, в котором он живет, и снаружи, и изнутри должен полностью отражать его личность. Хундертвассер считал, что строить может любой человек вне зависимости от наличия диплома. Эти заявления вызывали недоумение, насмешки и возмущение его коллег.

Отстаивал «права» окон

Архитектору также не нравились одинаковые стандартизированные окна в каждом доме. Он считал, что окна должны быть разных размеров, форм, материалов. Позже в своей архитектуре он идеально реализовал свою задумку. По мнению Хундертвассера, человек имеет право разрисовать оконное пространство ровно настолько, насколько может вытянуть руку из окна. Благодаря этому уже с улицы будет видно, что здесь живет яркая индивидуальность.

Фото:Norbert Nagel/wikipedia.org

Сделал деревья «квартиросъемщиками» и посадил «леса на крыше»

Хундертвассер выступал за включение деревьев и другой растительности в интерьер помещений. По мнению архитектора, их рост должен пр оисходить максимально естественно. Поэтому в его идеальных домах деревья растут внутри помещений и их ветви выглядывают из окна, на полу и стенах — мох и другая растительность, на крыше — трава. Наполняя архитектурные сооружения зеленью, мы отдаем дань природе и компенсируем свое вмешательство в окружающий мир, считал Хундертвассер. Его идеальный дом похож на нору хоббита, которая вписывается в природный ландшафт.

Фото:pixabay

Был убежден, что дома — это третья кожа человека

Фриденсрайх придерживался теории, что у человека есть несколько защитных слоев: первый — его кожа, второй — одежда, а третий — жилище. Все они должны регулярно обновляться и меняться. Если этого не происходит, то слой каменеет и умирает.

Считал, что спираль — символ жизни

Полностью отвергая прямые линии и углы, Фриденсрайх Хундертвассер предпочитал спираль. Он считал ее символом жизни и смерти, предполагал, что вся наша жизнь идет по спирали, бывает плохая и хорошая спираль. Первая раскручивается вправо, как нацистская свастика, а вторая — влево. Хундертвассер также был убежден, что идеальная крыша должна быть в форме спирали: если смотреть на нее сверху, то она становится частью природного ландшафта и не нарушает его.

5 знаменитых зданий Хундертвассера

Произведения Хундертвассера узнаваемы, но совершенно непохожи друг на друга. Они сразу выделяются в архитектурном облике любого города и притягивают взгляд.

1. Дом Хундертвассера, Вена

Одной из первых архитектурных работ Хундертвассера стал жилой дом в Вене. В 1977 году мэр города предоставил возможность художнику воплотить в жизнь его идеи. Поскольку у Фриденсрайха не было большого опыта работы, в помощь ему предложили взять архитектора Йозефа Кравину. Они не сошлись во взглядах, но в итоге строительство все же завершилось. Правда, только в 1985 году.

Фото:pxhere

В Вене появился яркий цветной дом с хаотично расположенными окнами разного размера, где деревья растут в квартирах, а крыша покрыта травой и кустарниками. В нем нет прямых углов и линий, коридоры и лестницы неровные и имеют уклон, напоминая лесные тропинки. Гонорар за проект архитектор не взял: лучшей наградой за работу, по его мнению, было то, что на этом месте не построили ничего уродливого.

2. Башня Кухльбауэра, Нижняя Бавария

Башня Кухльбауэр спроектирована Хундертвассером, но начала строительства он так и не дождался. Она находится на территории пивоварни Kuchlbauer в Абенсберге и принадлежит собственнику завода Леонхарду Селекту, который и сделал знаменитому архитектору такой заказ.

Фото:Helmlechner/wikipedia.org

Несмотря на то что Фриденсрайх умер еще до начала стройки, сегодня по этому проекту сразу понятно, кто его автор. Красочную башню высотой 34,19 м украшают необычные окна, выделяющиеся пристройки и золотой купол — один из любимых символов архитектора.

Фото:Helmlechner/wikipedia.org

Каждая из комнат причудливой формы посвящена ключевому ингредиенту пива и процессу пивоварения. Помещения заполнены витражами и яркими художественными экспозициями, которые связаны с ингредиентом.

3. Вальдспираль, Дармштадт

Строительная ассоциация Дармштадта поручила Хундертвассеру спроектировать жилой комплекс из 105 квартир в районе Бюргерпарк. В нем также есть гараж, киоск и кафе на крыше. Архитектор хотел спланировать его так, чтобы комплекс возвышался на участке в виде лесистой спирали. Высота девятиэтажного дома 41 м , его крыша покрыта зеленым массивом.

Фото:Alexandre Prevot/flickr.com

Фасады Хундертвассер спроектировал как аллегорию слоев земли, которые откладывались на протяжении миллионов лет. Каждое из более чем 1 тыс. окон Вальдспирали уникально по своему дизайну, а двери и окна украшают разные по стилю ручки. Некоторые апартаменты оформлены в стиле Хундертвассера и отделаны красочной плиткой в ванной и на кухне, что характерно для его работ.

Сергей Никешкин:

— Здание начали строить в 1998 году, а закончили через два года, уже после смерти Хундертвассера. В доме 105 квартир. На верхних этажах расположены рестораны, кафе и бар. Во внутреннем дворе есть игровая площадка и небольшой искусственный пруд. Здание U-образной формы — воплощение авторской идеи об идеальной форме, в своих работах архитектор часто использовал спираль, называя ее символом развития. Уникальности фасаду придают разноразмерные окна, которые не придерживаются единой линии, а как бы танцуют. Покатая крыша засажена травой, деревьями и кустарниками. У здания нет прямых углов. Также использованы типичные для работ архитектора позолоченные купола.

4. Дом Хундертвассера, Плохинген

С 1985 по 1990 год архитекторы Хайнц М. Шпрингманн и Зигфрид Кальтенбах планировали строительство жилья на Маркштрассе Зюд в Плохингене. Их решением для района, расположенного на транспортной развязке, был комплекс с внутренним двором и магазинами. По просьбе мэра и спонсора строительства Хундертвассера пригласили спроектировать внутренний двор.

Фото:Fred Romero/flickr/Pjt56/wikipedia.org/

Архитектор согласился при условии, что он оформит весь внутренний двор, включая фасады, как единое целое. Хундертвассер превратил прямолинейный фасад в органичный, изменив форму и расположение окон и устранив систему решеток, которая была там раньше. С помощью башни, которую он добавил к комплексу, дом стал выделяться на фоне других. Кроме того, Хундертвассер спроектировал еще два входа и ворота. В городе появилась новая достопримечательность, которую можно увидеть с автострады и из окон проходящих мимо поездов.

5. Мусоросжигательный завод Шпиттелау, Вена

Здание впервые было построено в конце 1960-х годов, но нуждалось в капитальном ремонте после пожара в 1987 году. Это оказалось подходящим моментом, чтобы сделать из мусоросжигательного завода произведение искусства.

Фото:Bwag/wikipedia.org

Хундертвассер сначала не хотел браться за эту работу, но затем все-таки согласился — при условии, что завод будет причинять минимум вреда экологии.

Фото:pixabay

Цветная плитка, плавные, волнообразные линии, живые растения, интегрированные в дизайн, дымоход, увенчанный золотым шаром, — стиль, формы и цвета здания повторяют типичный почерк Хундертвассера.

Сергей Никешкин:

— Завод был построен в 1971 году. Помимо утилизации мусора, он питает энергией центр Вены. В 1987 году здание завода сильно пострадало во время пожара, в результате его решили реконструировать. Проект поручили Хундертвассеру. Условиями его работы было оснащение завода современным оборудованием, чтобы снизить до минимума вред от мусоросжигания, и введение в городе раздельного сбора мусора. Архитектура легко узнаваема — асимметричные окна, яркий разноцветный фасад, золотые шары на трубах, откуда выходит отфильтрованный воздух. В самом большом куполе на трубе расположены датчики мониторинга выбросов.

Николай Фанеев, главный архитектор проектов архитектурной студии IND architects :

— У Хундертвассера было уникальное восприятие мира и собственный стиль, лишенный стереотипов в области методологии, образов, мастерства и прочего. Его метод заключался в том, чтобы все пропустить через себя. На этот подход во многом повлияла его непростая судьба: будучи евреем, он находился в нацистской Германии и был вынужден делать все, чтобы не вызывать к себе подозрений. Это отразилось на его личности, и, вероятно, сложная судьба стала началом и его сложного стиля — смеси абстракционизма и модернизма. Его художественный язык хорошо виден как в живописи, так и в архитектуре, и, что немаловажно, в обоих этих направлениях прослеживается единство его подхода.

Хундертвассер не имел специализированного архитектурного образования, однако это не помешало ему обрести интересный взгляд на мир: он считал, что прямой линии не существует в природе и что это явление не естественно. Он противопоставлял себя школе Баухауса и функционализму, который активно применялся до Второй мировой войны и после, он не разделял утилитарный подход к архитектуре, где все параллельно и перпендикулярно.

Он начал выражать себя через живопись: в ней можно найти дома, которые похожи, скорее, на что-то живое, нежели на ультимативные постройки. Этот подход проявился позже и в архитектуре, в которой ярко прослеживается разнообразие формы и текстуры, полное отсутствие прямой линии. Также его особенностью было то, что он призывал всех создавать материалы для творчества — предлагал художникам самим делать краски для работы, а не использовать фабричные. Это тоже олицетворение его подхода — он не работал с заводскими красками, как не хотел использовать и готовые образы. Он создавал мир вокруг, который видел по-своему.

Высадка деревьев, активное озеленение города, по мнению Хундертвассера, могли нивелировать тот вред, который человечество приносит природе. Экология занимала очень важное место в его работе. По его мнению, здоровое общество, в отличие от современного, должно интересоваться природой и ставить ее на первое место. Ему не нравился урбанизм, и он считал, что город должен представлять из себя синтез природы и архитектуры.

Хундертвассер схож с Гауди свободой форм и отсылкой к природным мотивам, но, на мой взгляд, они говорили все же на разных языках. Гауди был больше архитектором, в то время как Хундертвассер в первую очередь был живописцем, который стал создавать тот материальный мир, который когда-то писал.

Его проект — смелые, яркие и узнаваемые архитектурные высказывания. Они делают мир многогранным. Художник смело работал со светом, и его архитектура вдохновляет на большую свободу самовыражения, поскольку каждый дом — манифест его взглядов, которые он не боялся транслировать.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжим тему необычной архитектуры.
В имперско-правильной Вене с её пафосным барокко и тяжелым классицизмом, на обычной улочке к юго-востоку от центра есть разноцветный дом, напоминающий рисунок талантливого трехлетнего ребенка. Это т.н. Дом Хундертвассера – жилой(!) дом, построенный в 1986 г. по проекту эксцентричного австрийского художника и архитектора-авангардиста Фриденсрайха Хундертвассера. Своим проектом он хотел показать, каким должно быть жилище человека, продолжающее связь с природой (вероятно, тут не обошлось и без влияния Гауди). Хундертвассер был убежден, что нельзя жить в одинаковых серых коробках, потому что это вредно как для физического, так и психического здоровья людей.

Хундертвассер, именем которого назван дом, после завершения строительства не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое. Дом пестрит яркими красками – каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: красный, синий, желтый и белый. В интернете есть множество ярко-кислотных изображений этого дома, но я не добавляю в фотографии «цветовой насыщенности», я сторонник естественных цветов – таких, какие я видел сам, будучи в этом месте.

Хундертвассер придавал особое значение окнам, говоря, что главное в доме не стены, а именно окна, и каждое имеет право на собственную жизнь и индивидуальности; поэтому вы не увидите и двух окон одинаковой формы и размера. Дома же с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю.

В Доме Хундертвассера каждый жилец может изменить внешность Дома. Здесь действует правило вытянутой руки: высунувшись из своего неповторимого окошка, жилец вправе рисовать, наклеивать, писать, или раскрашивать стены там, куда дотянется его рука.

Художник верил, что все люди непохожи друг на друга и стремятся отличаться друг от друга, а еще он считал, что каждый человек должен чувствовать себя королём в своём жилище, поэтому над каждым окошком Дома изображена корона.

Хундертвассер сохранил естественный ландшафт не только перед домом, оставив посреди улицы большую горку, но и во внутренних помещениях. Он считал, что в природе не бывает прямых линий и углов, поэтому в Доме неровные стены и неровные полы, напоминающие лесные тропинки, а все углы (подоконники, дверные косяки, оконные проемы) закруглены. Многие жильцы недолго выдержали в таких интерьерах и переехали =)

Во внутренней отделке стен и полов дома присутствуют природные мотивы (деревья, бабочки, лебеди, совы и утки) в виде аппликации из осколков керамической плитки. Хундертвассер однако не ограничился стилизованными растениями и животными, он придерживался мнения, что каждый кусок земли, который человек крадет у природы под застройку, должен быть вновь восстановлен созданием соответствующей озелененной площади. Поэтому на стройку привезли около 900 тонн земли, которая была насыпана на все плоские элементы здания (крыши, балконы, террасы) и в нее высажены деревья, кустарники, цветы и просто трава.

В Вене есть, как минимум, еще один объект того же авторства. Речь идет о. мусоросжигательном заводе!

Из интересных фактов:
В венской Академии изящных искусств Хундертвассер успел проучиться всего три месяца.
Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: «почему, вы носите разные носки?» Он каждый раз отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»
Его Идеальный Дом — это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.

Вообще же Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов - в Австрии, Германии, Японии, США, Израиле, Швейцарии и Новой Зеландии. Вот некоторые его работы:

p.s. в конце написания этого поста я обнаружил отличный рассказ про самого Фриденсрайха Хундертвассера и его творчество, коим спешу с вами поделиться!
(все последнии фотографии оттуда)

А еще он уехал в Новую Зеландию и придумал национальный символ - лист папоротника :) Умер, помнится, тоже в НЗ.

спасибо за рассказ! И все-таки архитектура Хундервассера гораздо симпатичнее творений Гауди, она как-то человечнее, наверное! Такие сказочные домики из детских книжек с картинками!

Это ж невозможно, какая красота. Спасибо-спасибо-спасибо!
И отдельное спасибо за рассказ про внутренние интерьеры, мне как-то не доводилось раньше об этом слышать.
Короче, Дима, поводов тебя при встрече расцеловать у меня только прибавляется :)

Хундердвассер меня не впечатлил. Даже фотографировать не стала.
Может, сыграл свою роль проливной дождь и холод. :)

Здорово! Красиво и необычно:) И шизофренично немножко:)
И текст прекрасен и познавателен. Ты их куда-то пишешь или просто из любви к искусству?

Из любви. У меня иногда просят разрешения о перепостах на всяких тур.ресурсах (а иногда просто воруют), но денег до сих пор не предлагали.

Здорово! Надолго?
10 минут на трамвае №1 от метро Schwedenplatz (U1,U4), поехать 4 остановки в направлении Prater-Hauptallee до ост. Hetzgasse. Далее 20 метров вперед и налево :)

От взгляда на первую картинку у меня появилось ощущение, что кружится голова. Прям натурально.
Посмотреть интересно, но жить в таком - я бы рехнулась.

Некоторые первопоселенцы тоже решили, что традиционные удобства привычнее. К тому же тут еще под окнами туристы целый день толпами ходят.

Первая отдельно понравилась - его столько снимали, что отдельно здорово увидеть совсем собственный живой снимок.

User: lady_alisanda
Date: 2012-06-21 13:46 (UTC)
Subject: (no subject)

А мне бы хотелось в таком жить. Это всё равно что жить внутри мультфильма "Yellow submarine".
Но неровный пол мне бы мешал сильно.

Отличные домики :-)
Это жилые дома, как я понимаю? Вот хорошо, когда жилые или гостиницы (как Crazy House), а не музеи, (как в Барселоне).


В исторической части Вены новое строительство практически невозможно, так как весь центр австрийской столицы занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и его внешний облик охраняется государством. Новое строительство разрешено только на месте объектов, возведенных в середине прошлого века, — они не составляют исторической и архитектурной ценности.

Так как потребность в качественном жилье премиального уровня в центральной части города есть как среди австрийцев, так и иностранцев, девелоперам остается лишь реконструкция, рассказали «РБК-Недвижимости» в австрийской брокерской компании Otto Immobolien (в ассоциации с международной консалтинговой компанией Knight Frank). По словам Ричарда Буксбаума из Otto Immobolien, инвесторы скупают квартиры в старых домах у собственников, реконструируют под премиальные апартаменты и реализуют их рынке. Но наиболее интересные и рентабельные проекты для девелоперов и инвесторов — это покупка бывших административных зданий и перестройка их в элитные жилые комплексы, рассказал он.

Редакция «РБК-Недвижимость» собрала последние примеры реконструкции старых зданий в центре Вены.

AT Telegraphenamnt

В центре Вены летом нынешнего года начнется реконструкция здания Центрального телеграфа, которое было построено еще в XIX веке во времена Австрийской империи. Телеграф функционировал в этой исторической постройке до начала 2000-х годов, потом здание пустовало. Только недавно власти Вены провели конкурс по продаже бывшего телеграфа. Новый собственник планирует его реконструировать и превратить в комплекс элитных апартаментов. Реконструкция займет 16–18 месяцев.

На первом этаже нового элитного комплекса разместятся офисные, торговые помещения и ресепшен. Всего в бывшем телеграфе будет 39 апартаментов. Последний этаж имеет высокие потолки (7 м), поэтому застройщик планирует разместить там шесть двухуровневых апартаментов. Крышу также задумано сделать жилой — так создадут шесть мансард. В подземном этаже предусмотрена парковка на 60 машин.

Представители компании пока не называют начальную стоимость квартир в элитном комплексе, так как продажи еще не начались. Однако, по оценке компании Knight Frank, сегодня стоимость квадратного метра в центральных районах Вены начинается от €7–12 тыс.

Das Hamerling

Историческое здание бывшего Императорского картографического института напротив парка Hamerling в центре Вены переделали в элитные апартаменты. Реконструкция строения рядом с Йозефштадт завершилась в прошлом году. На первом этаже элитного комплекса расположены большое лобби с ресепшен, ресторан для жителей комплекса, медицинский центр и спортзал. Комплекс разделен на две части: в одной есть апартаменты на продажу и в аренду, во другой можно приобрести сервисные апартаменты, где клиентам предлагается полное медицинское обслуживание. В австрийской риелторской компании Otto Immobolien (в ассоциации с Knight Frank) корреспонденту «РБК-Недвижимости» пояснили , что такие сервисные апартаменты с полным обслуживанием и медицинским сервисом востребованы на Западе среди состоятельных пенсионеров .

На данный момент в продаже в Das Hamerling 18 пентхаусов с большими открытыми террасами. Их стоимость начинается от €1,5 млн, общая жилая площадь более 130 кв. м, а террасы от 30 кв. м. Все пентхаусы продаются с отделкой и меблировкой.

Gonzagagasse

Группа частных инвесторов в этом году завершила реконструкцию бывшего жилого здания довоенной постройки на Гонзагагассе недалеко от главной площади Вены и собора Святого Штефана. Часть апартаментов в комплексе раскуплена до завершения строительства. На рынке есть несколько предложений премиальных квартир от собственников. Все лоты продаются с полной отделкой и меблировкой. Например, четырехкомнатная квартира с двумя спальнями площадью 155 кв. м предлагается за €2,3 млн.

Дом Хундертвассера

Хотели бы вы жить в экстравагантном «холмистом» доме, начисто лишённом прямых линий? Думаете, что такого здания не существует? Не существовало, пока в 80-ых годах прошлого века одному эпатажному австрийскому живописцу и архитектору под псевдонимом Фриденсрайх Хундертвассер (наст. имя Фридрих Штовассер) не пришла в голову идея о создании «экологичного» дома.

Свой кич-шедевр художник начал создавать в 1979-ом году по приказу венского правительства. Перед Хундертвассером поставили задачу — спроектировать жилой дом, который бы обеспечил максимальную природосберегающую среду. Сказано — сделано.

Вместе с Хундертвассером над проектом трудился архитектор Кравина, который отдавал предпочтение биологически чистым материалам — натуральным краскам и клею, кирпичам, черепице и дереву. Ввиду высокой стоимости материалов проект был немного изменён австрийской мэрией.

Главная идея, которую хотел донести Хундертвассер — единение с природой, отказ от привычных стереотипов, всё же была реализована. Дом получился таким, каким хотел его видеть оригинальный художник: разноцветный, с окнами разной величины (исходя из потребности в свете: на нижних этажа окна больше, чем на верхних), с луковичными башнями (чтобы жильцы могли почувствовать себя выходцами из царских семей), с цветными, как и весь дом, керамическими колоннами (для выполнения декоративной функции).

Дом Хундертвассера

Но самая главная изюминка экодома — многочисленные деревья и растительность. Благодаря деревьям, произрастающим на небольших балконах, встроенных в фасад, создаётся впечатление, что горизонтальные части здания пропадают под зелёной кровлей.

Появление этого здания в Вене вызвало неоднозначную реакцию: его называли и чудом света, и аристократическим гетто. Противоречивых прозвищ удостоился и сам художник. Как бы то не было, но желающих приобрести квартиры в этом недешёвом, «пёстром» доме было довольно много.

Дом Хундертвассера

Дом Хундертвассера внутри

В доме Хундертвассера расположено 50 квартир (их площадь варьируется от 30 до 150 квадратных метров), в которых проживает 200 жильцов. Кроме того, в эпатажном здании находится медицинский кабинет, кафе, парковка, рассчитанная на 37 машиномест, детские игровые комнаты, несколько частных и общественных террас, зимний сад.

Помещения дома, как и его фасады, отличаются друг от друга по своему дизайну. При их создании художник руководствовался собственным правилом — отдельная жизнь дома в доме. Это означает, что Хундертвассер хотел, чтобы жильцы могли узнавать свои квартиры снаружи по цветным зонам, которые поделены линиями и мозаичными кромками.

Эпатажный художник также считал, что человек просто не может жить в стандартной комнате с плиткой, выложенной в правильном порядке, поэтому всячески старался ломать стереотипы. Нетипичный подход проявляется и в неровных полах, и в лестничных маршах, в закруглённых квартирных углах, отпечатках рук строителей на стенах, повсеместном использовании керамической плитки.

Правда, посмотреть на всё это великолепие может далеко не каждый турист. Жители дома так устали от бесконечных толп зевак, что вывесили объявление: хозяев не беспокоить.

Дом Хундертвассера

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Личность живописца лучше всего раскрылась в его проектах. Фриденсрайх Хундертвассер был необычным и оригинальным человеком, не любящим однообразие и скуку. Художник несколько раз поступал в университеты и каждый раз бросал учёбу, любил носить разные носки и смог оставить после себя много ярких объектов, таких как, например, Деревня Хундертвассера.

Этот комплекс расположен напротив упомянутого выше дома и представляет собой торгово-выставочный центр с туристическими магазинами, музеем творческих работ мэтра. Центр был построен в 1990—1991 гг. Для интерьера всех зданий комплекса, в том числе и туалета, характерен стиль живописца: асимметрия, «кривые» лестницы, многочисленные растения, безумство красок и обилие битой мозаики.

Среди других зданий, спроектированных Хундертвассером: общественный туалет в городе Кавакава (Новая Зеландия), венский мусоросжигательный завод, заводы по переработке мусора в Японии, винарня «Дон Кихот» в Америке, «Пивная вышка» в Баварии, термальный комплекс в Бад Блюмау, церковь Святой Варвары в Бернбахе и последний проект — «Зелёная цитадель Магдебурга».

Туалет в комплексе

Как добраться

Точный адрес дома Хундертвассера: Kegelgasse 36–38, A-1030 на пересечении с углом Lowengasse 41–43.

Неподалёку от этой необычной достопримечательности Вены находится станция метро под названием Wien Mitte, на которую прибывают скоростные поезда из аэропорта. От станции метро до эпатажного здания 900 метров, преодолеть которое вполне можно пешком.

Добраться до дома Хундертвассера можно и трамваем № 1. Езжайте до остановки Hetzgasse.

Читайте также: