Дом с подвалом и гаражом как строить

Обновлено: 14.05.2024

Технология строительства подвала в гараже: нюансы и этапы строительства + фото

Сегодня расскажем о таком необходимом помещении, как подвал в гараже. Для каких целей его можно использовать каждый решает сам, а мы обозначим основные моменты и нюансы его возведения. Разобравшись в полученной информации, вы будете понимать, что делают мастера. К тому же сможете задавать неглупые вопросы, касающиеся конструкции подвала и технологии его сооружения.

Пошаговая инструкция сооружения погреба

Необходимо обозначить, что погреб в гараже – это полноценная постройка с полом, стенами и потолком. Возводить ее можно еще на стадии строительства гаража или в уже эксплуатируемом помещении. В зависимости от ситуации и технология строительства будет разной.

Сооружение подала в строящемся гараже

Это экономичный вариант, потому что фундамент гаража будет выполнять функции стен погреба. Поэтому в первую очередь на участке наносится разметка под гаражное строение. По углам постройки забиваются колышки, которые обвязываются шпагатом. Здесь надо учесть тот факт, что внешние стороны фундаментной конструкции должны гидроизолироваться. Поэтому котлован выкапывают на 1 м больше со стороны длины и ширины гаража. К примеру, если параметры постройки 3х6 м, то котлован должен быть размерами 4х7 м. То есть с каждой стороны остается по полметра, что достаточно для проведения гидроизоляционных работ.

Следующий этап – земляные работы. В этом случае можно использовать тяжелую технику в виде экскаватора. Отсутствие стен строения это сделать позволяет. Главное после работы техники – подработать дно и стены котлована лопатами. Чем и должны заняться рабочие. Дно максимально выравнивают по горизонту, стены по вертикали.

Несколько слов о глубине подвала. Все будет зависеть от глубины пролегания грунтовых вод на стройплощадке. Ниже опускать не рекомендуется. Если глубина грунтовых вод высокая, то придется проводить сложную гидроизоляцию. А это большие денежные вложения. Второй вариант – поднять напольное основание и сделать въезд в гараж под уклоном.

Дно подвала

Итак, дальше по технологии строительства подала в гараже.

  1. На дно засыпают подушка из слоя песка толщиною 30 см, слоя щебня толщиною 10-15 см.
  2. В два слоя укладывают рубероид. Каждый слой в перпендикулярных направлениях. К примеру, нижний вдоль постройки, верхний поперек. Слои рубероида между собой пропитывают битумной мастикой или горячим битумом.
  3. Заливают бетонную стяжку.

О стяжке надо рассказать немного подробнее. В чистом виде бетон здесь не используют. Под действием нагрузок он треснет. Поэтому внутрь стяжки закладывают армирующий каркас из стальной арматуры диаметром 10-12 мм. Арматурные стержни собирают прямо на рубероиде в виде решетки с ячейками 20х20 см. Их связывают между собой вязальной проволокой. Затем решетку поднимают и укладывают на подставки из кирпича или металлического профиля (уголок, трубы и прочее). По технологии армокаркас должен находиться внутри бетонного основания подвала.

Заливают бетонный раствор. Его толщина в пределах 10-20 см.


Сооружение фундамента

Следующий этап – возведение фундамента. Теперь все будет зависеть от того, из чего собирается он. Проще всего использовать сборную конструкцию из фундаментных блоков, бетонных стеновых блоков или кирпича. Монолитные конструкции прочнее, но их возведение обходится дорого. К тому же это займет много времени, да и по трудозатратам этот вариант сложнее. Потому что для заливки бетонного раствора надо соорудить опалубку, установить в нее армокаркас, залить внутрь бетон, а затем ждать 28 дней, когда раствор наберет свою марочную прочность.

Что касается штучных блоков или кирпича, то основная задача производителя работ – укладка с перевязью, когда элементы верхнего ряда укладывают со смещением в половину блока относительно элементов первого ряда.

Сооружение перекрытия

Как только фундамент будет поднят до высоты погреба, надо продумать, как будет сооружаться перекрытие. Самый простой вариант – уложить шестипустотные плиты. Кстати, в типовых проектах гаража с подвалом используется именно этот вариант. Поэтому не стоит изобретать новую конструкцию велосипеда. Используйте плиты. Правда, для их монтажа придется воспользоваться услугами подъемного крана, что увеличит себестоимость сооружения. Но готовые плиты перекрытия – это быстрый и надежный способ. Тем более, производители предлагают изделия с минимальной длиной 3 м. Так что подобрать требуемую модель, которая ляжет точно на стенки фундамента, не составит труда.

Более сложный вариант – монолитная плита. Технология ее сооружения похожа на возведение монолитного ленточного фундамента. Под плиту собирают опалубку. По сути, это листовые прочные материалы (профнастил, фанера, ОСП плиты, листовое железо и прочее), которые краями укладывают на стенки фундамента, а под них равномерно устанавливают подпорки с лагами (поперечными или продольными). После чего из досок собирают коробку, которая будет формировать толщину заливки. Ее размеры равны размерам фундамента.

  1. Коробку устанавливают на сооруженное основание.
  2. Внутрь укладывают на подставки армирующий каркас из арматуры.
  3. Заливают бетонный раствор по уровню коробки.
  4. Через 7 дней коробку разбирают, через 28 дней пол можно эксплуатировать.

Несколько рекомендаций: толщина монолитной плиты перекрытия не меньше 15 см, диаметр используемой арматуры в пределах 10-12 мм.


Обратите внимание, что при сооружении перекрытия необходимо позаботиться, чтобы в нем остался проем для спуска в подвал. При заливке монолитной конструкции внутрь короба в требуемом месте укладывают еще одну прямоугольную коробку меньших размеров, соответствующих размерам проема. Ее внутренность не заливают бетоном. После снятия опалубки в уложенных листовых материалах вырезают проем, торцы которого впоследствии закрепляют, к примеру, бандажом из металлического уголка.

При использовании готовых плит перекрытия одну из них в месте организации проема в подвал не устанавливают. Здесь заливают монолитную конструкцию с установкой опалубки и формированием проема.

Видео описание

Этапы сооружения подвала в гараже в видео:

Внешняя гидроизоляция фундамента

Это самый простой этап. Стенки фундамента обрабатывают битумной мастикой или горячим битумом. Главное – не пропустить не один участок. Обработку проводят равномерно, лучше в два слоя. После высыхания гидроизоляции ров между фундаментом и грунтом засыпают.

Сооружение подвала в эксплуатируемом гараже

Сложность этой технологии заключается в том, что фундамент гаража заложен на небольшую глубину, так как постройка относится к категории «легких». Поэтому копать котлован под подвал нужно осторожно, чтобы стенки фундамента не обвалились, а сам гараж не сложился.

Если грунт под гаражом глинистый, то можно смело капать котлован, отступив от стенок по 30-50 см. Если грунт песчаный, то технология копки будет совершенно другой.

  1. Вдоль дальней короткой стены, отступив полметра, выкапывают лопатами траншею на глубину заложения погреба. Ширина траншеи 0,5 м.
  2. Засыпают подушку и заливают стяжку.
  3. Поднимают стену подвала из бетонных блоков или кирпича.
  4. Выкапывают траншею около длинной продольной стены гаража.
  5. Засыпают подушку, заливают стяжку и поднимают стену.
  6. То же самое делают и с противоположной стеной.
  7. Последнее – сооружения стены, ближней к въезду.
  8. Грунт, оставшийся внутри стен подвала, выбирают.

Остается только выровнять дно котлована, засыпав в него подушку и залив стяжку.


Гидроизоляция подвала

В данном случае используется внутренняя гидроизоляция. В первую очередь на пол укладывают два слоя рубероида с заходом на стены на высоту 20-30 см. Укладка слоев взаимно перпендикулярная. Можно использовать полимерную мастику, которая наносится бесшовным способом. Основная задача – закрыть стыки между стенками погреба и напольным основанием, потому что это самые слабые места в плане проникновения влаги.

Что касается гидроизоляции стен подвала, то чаще всего для этого используют рубероид, уложенный на битумную мастику. Используют сегодня полимерные составы. Старый способ отделки подвала гаража – известковая штукатурка, кирпич.

Перекрытие подала

В этом варианте организации подвального помещения применяют технологию монолитной заливки перекрытия. О ней было рассказано выше, так что повторяться не будет. Просто добавим, что перекрытие заливают от стены до стены фундамента гаража. Соответственно армирующий каркас собирают именно под эти размеры.

Вентиляция подвала в гараже

Как и любой подвал, гаражный должен быть сухим. А значит, в нем надо предусмотреть систему вентиляции. Основной принцип работы этой системы – поступление свежего воздуха извне и вывод устоявшегося воздуха наружу. Поэтому надо в процессе сооружения погреба установить два трубных патрубка. Один около въезда, второй с противоположной стороны.

Видео описание

Сооружение в гаражном подвале вентиляции в видео:


Готовые подвальные конструкции

Все вышеописанные работы сложны и стоят больших денег. Сегодня можно приобрести готовый погреб из пластика в гараж. Изготавливают его из полиэтилена низкого давления или полипропилена. Способ производства: сварка отдельных элементов или формовка готовых погребов.

Преимущества пластиковых конструкций очевидны:

  • полная герметичность, что гарантирует защиту внутреннего пространства от проникновения влаги или подпочвенных вод;
  • широкий модельный ряд позволяет подобрать под размеры гаража;
  • простота установки – требуется один день вместе с выкапыванием котлована;
  • легкость конструкции не требует присутствия на стройплощадке тяжелой техники;
  • высокая прочность сооружения;
  • полная комплектация в плане наличия люка и вентиляции;
  • приемлемая цена, к примеру, пластиковый погреб, изготовленный сварным способом, размерами 1,6х1,6х2,4 м стоит 100000 рублей.

Подвал со смотровой ямой

Смотровая яма в гараже – объект необходимый, чем подвал. Поэтому многие владельцы стараются отдать предпочтение именно яме. Но есть проекты гаражей с подвалами и смотровыми ямами. Если правильно подойти к решению некоторых вопросов, то в гараже можно получить в наличие и то, и другое.

Обратите внимание на фото ниже. Здесь четко видно, как можно объединить в одном гараже оба элемента. Это оптимальный вариант, где вход в погреб формируется из смотровой ямы. Но необходимо в первую очередь определиться с размерами подвала. На той же фотографии видно, что погреб занимает участок ближе к дальней стене гаражной постройки.

Что касается строительства, то в данном случае используют те же технологии, описанные выше. Только перекрытие заливают монолитом.


Заключение по теме

Разнообразие технологий сооружения подвала в гараже дает возможность выбрать приемлемый вариант. Но не стоит удешевлять проект. А тем более избегать некоторых технологических нюансов. Особое внимание гидроизоляции, потому что плохо проведенная работа – гарантия, что в подвале появится вода. Хотите получить высокое качество по приемлемой цене – выбирайте пластиковый погреб.

Как сделать погреб в частном доме на улице: технология строительства

Подвал – просторное хранилище для овощей, фруктов и консервации, которое обязано быть на территории любого частного дома. Рассмотрим, как сделать погреб, какие материалы лучше выбрать для определённого грунта, как на стадии проектирования конструкции можно избежать серьёзных ошибок при строительстве. Читайте до конца и узнаете о всех тонкостях постройки под землёй и дальнейшего ухода за подвальным помещением.

Что необходимо учесть перед строительством погреба

Перед проектированием подземного хранилища, следует учесть ряд факторов:

  1. Стабильный температурный режим, в любое время суток и года, достигается на глубине 3 метров под землёй.
  2. Лучше не строить подземные хранилища рядом с деревьями. Их корни сложно удалить, а если этого не сделать, то они могут разрушить стены погреба.
  3. В заглублённом или полузаглублённом подвале входную дверь и лестницу рекомендуется разделить небольшим тамбуром.
  4. Для хранения лучше использовать деревянные ящики или стеллажи. Так как дерево, в отличие от металла, не так быстро проводит тепло или холод.
  5. Циркуляция воздуха единственная возможность противостоять образованию влаги в подвале. Чтобы её добиться, не следует придвигать стеллажи прямо к стенам, лучше оставить небольшой зазор на 5 сантиметров.
  6. Утрамбованный грунт – отличный пол для правильной регулировки температурного режима.
  7. Для удобства отслеживания состояния погреба следует установить в него термометр и гидрометр.

Выбор материала будущего погреба

Выбор материалов для подвала должен быть основан на:

  • задачах, которые стоят перед подземным хранилищем;
  • условий строительства: размеров помещения и качества грунта;
  • бюджета, выделенного на возведение погреба.

Прежде чем думать о том, как сделать подвал, следует правильно выбрать материал для работы.

Кирпичный погреб

Кирпич – надёжный природный материал, позволяющий сделать подземное хранилище любой формы. Принцип кладки подвала схож с наземной работой. При строительстве погреба лучше использовать только обожжённый красный кирпич «Железняк».

Бетонный погреб

Подземное хранилище из бетона – отличный выбор для тех, кто думает, как сделать погреб на даче, чтобы он простоял несколько десятков лет. При правильной проектировке и постройке такой подвал прослужит от нескольких десятилетий до века. Также бетон отличный выбор для грунта с повышенной влажностью. Погреб-монолит защищает от воды, которая передвигается в почве.

Обратите внимание! Стены из бетона следует делать шириной более 10 сантиметров. Это увеличит общую прочность конструкции.

При строительстве бетонного подвала особое внимание следует уделить смеси. Для подземных работ используется бетон В45. Этот вид обладает водонепроницаемостью.

Погреб из пеноблоков

Пеноблоки рекомендуют использовать исключительно для сухих грунтов, из-за того, что этот материал впитывает себя всю влагу. Поэтому подземные помещения из пенобетона часто страдают от паводков, а зимой вода в стенках подвала замерзает, и на них образуются трещины.

Решает проблему впитывания влаги – герметичная гидроизоляция стен. Однако для подобной конструкции понадобится разрыть дополнительный коридор около 1 метра в ширину. Поэтому при проектировании котлована для подвала из пеноблоков следует учесть и этот параметр.

Погреб из пластика

При выборе пластика в качестве материала не нужно думать о том, как построить погреб своими руками на даче под землёй. Пластиковые подземные хранилища изготавливаются на специальных заводских производствах.

В качестве материала используют полипропилен толщиной в 1 сантиметр. Чтобы пластиковый подвал не «сложился» под грузом грунта, конструкцию поддерживает металлический каркас.

Такие погреба продаётся с полной дополнительной комплектацией, в которую входит:

  • деревянный лестничный проём;
  • ящики и полки для хранения продуктов;
  • вентиляция;
  • водонепроницаемый светильник;
  • термометр и гидрометр.

Продавцы подобных подземных хранилищ предоставляют разнообразную комплектацию. Некоторые из «готовых» погребов оснащены деревянным или бетонным полом, положенным прямо по пластиковому дну.

Видео описание

Видео-урок по монтажу пластикового подземного хранилища:


Технология строительства погреба

Любое строительство следует начинать с чертежа. Схему, на которой изображено то, как построить погреб, можно найти на просторах интернета. Подбирать стоит только те чертежи, которые соответствуют выбранному материалу.

Прежде чем приступать к строительству, следует узнать, как правильно сделать погреб, так как лучше разрешить все затруднительные ситуации ещё на стадии планирования.

Выкопанный котлован

Любое подземное хранилище начинается с котлована. Это выкопанная выемка в грунте, которая в будущем станет подвалом. Легче всего сделать котлован при помощи спецтехники: экскаватора. Но если погреб планируется не глубокий, то порой выемку выкапывают вручную.

Видео описание

Выкапывание котлована для подземного хранилища при помощи спецтехники:

Обратите внимание! При работе с котлованом обязательно нужно закрепить стенки выкопанной выемки. Это делается для того, чтобы грунт не сполз вниз. Работать с незакреплёнными стенками опасно для жизни.

После того, как котлован будет готов, его оставляют минимум на одни сутки. Так проверяют наличие повышенной влаги в грунте. Если они появились в котловане, то следует увеличить глубины выемки на полметра и утрамбовывают пол слоем глины. В «сухих» котлованах сразу делают глиняную подстилку и засыпают её строительным песком.


Фундамент

При строительстве погреба также укладывают фундамент. Делается это для того, чтобы принять всю нагрузку подземного хранилища не бетонное основание. Если в земле преобладают грунтовые воды, то подвал без напольного укрепления может затопить или погреб сползёт вниз.

Технология строительства фундамента для подвала:

  1. Подготовить дернующий слой щебня высотой до 15 сантиметров.
  2. Уложить сверху мягкую глину.
  3. Залить армированную бетонную плиту шириной до 10 сантиметров.
  4. Подождать сутки.
  5. Установить изоляцию от осадков и влаги (при необходимости).
  6. Залить второй слой бетонной плиты с металлическими стержнями, ширина которой достигала размера до 15 сантиметров.

Получившийся фундамент должен выступать за наружные размеры подземного хранилища на 10-20 сантиметров. Размеры лучше вычислить перед тем, как строить подвал.

Возведение стен

Следующий этап— возведение стен. Технология строительства будет зависеть от выбранного материала, из которого будет сооружено подземное хранилище. Правила кладки подвала идентичны общестроительным нормам.

Обратите внимание! Возводя стены, не забывайте про современные добавки в связующие смеси. Они придают материалу водоотталкивающие свойства.

Исключение является постройка погреба из бутового камня. Швы при такой кладке делают меньшей толщины, чем обычно. Это позволяет избежать осадки стен. С внутренней стороны кладки бутового камня часть шва оставляют пустой, чтобы будущее оштукатуривание проходило легче.

После возведения следует обработать стены изнутри при помощи раствора цемента и песка в соотношение 1:1 друг другу. Если подвал будут белить, то делать это лучше известью с добавлением в смесь медного купороса.

Гидроизоляция

Гидроизоляция – важная часть строительства любого подвального помещения, а также самая тяжёлая – для тех, кто впервые раз Обратите внимание! Об итогах успешности гидроизоляции можно судить после первой зимы, когда снег с поверхности земли начнёт таять и воды в почве стает больше.ышляет о том, как сделать погреб своими руками. Пропускать этот этап возведения погреба не рекомендуется, так как подземные хранилища без водоотвода часто страдают от повышенной влажности, конденсата и воды на полу.


Существует два вида гидроизоляции:

Барьерная защищает стенки подвального помещения от проникновения влаги. Однако от подвижек в грунте или крупных корней защита разрушается, и влага через трещины просачивается в погреб.

Проникающая гидроизоляция наносится изнутри подвала и действует по принципу заполнения щелей в стенках подвала. В кирпичных кладках образуется специальный гель, а в бетонном покрытии появляются защитные кристаллы. Проникающая изоляция полностью исключает проникновение влаги в подземное хранилище, при этом не препятствует циркуляции воздуха.

Видео описание

Видео-урок по гидроизоляции погреба:

Лестница

Делать лестницу в подвал необходимо с понимание, что по ней будут не только подниматься и опускаться в погреб, но и выносить овощи, фрукты, консервацию. Поэтому важно рассчитать параметры ступеней. Рекомендуемая высота: не более 200 миллиметров.

Проектировка лестничного проёма – полностью зависит от вида подвала. В подземные помещения с горизонтальным люком устанавливается лестница без подступенков. Предпочтительный материал: дерево или металл. Угол наклона – 60-70 градусов, поэтому также стоит предусмотреть перила.

Для подвалов с тамбуром лестницу лучше изготовлять из более прочных материалов: бетона, кирпича, шлакоблоков. Для основания конструкции используют спланированный грунт. Перила устанавливаются по желанию.

Перекрытие

Перекрытие изготавливают из следующих материалов:

  • древесины;
  • железобетонных или металлических плит;
  • бетонной заливкой.


Деревянные перекрытия, из-за склонности материала к гниению практически вышла из обихода. Однако если строительство перекрытия всё-таки проводится с конструкциями из дерева, то перед укладкой необходимо очистить материал от остатков коры и провести гидроизоляцию битумной отмазкой или листами рубероида.

Наиболее часто в качестве перекрытия используют бетонную заливку с арматурным каркасом. Толщина слоя зависит от площади подвального помещения и грунта накрывающего погреб сверху. Но это параметр бетонной плиты не должен превышать 30 сантиметров.

Заливают слой с первого раза с обязательным уплотнением. Затем приступают к гидроизоляции перекрытия. Завершают постройку слоем грунта.

Вентиляция

Существует два основных вида вентиляционных труб в подземных хранилищах:

  1. Приточная – служит для циркуляции холодного воздуха у пола подвального помещения.
  2. Вытяжная – вытесняет тёплую влагу из-под потолка погреба.

Обратите внимание! В качестве вентиляции используют канализационные пластиковые трубы и отводы к ним под углом в 45 и 90 градусов. Диаметр вентиляционного проёма от 10 сантиметров.

Приточные и вытяжные трубы устанавливают в двух противоположных углах погреба. Для регуляции циркуляции воздуха использует заслонки.

Электроснабжение

Проводить электроснабжение в погреб следует при помощи провода ПР для стационарного и подвижного монтажа. Также не будет лишним установка датчиков движения для электрических лампочек, чтобы свет в погребе включался автоматически.

Обратите внимание! В целях личной безопасности для освещения подземного хранилища используют только светильниками.

Устанавливать розетки внутри погреба не рекомендуется, так как влага в воздухе может замкнуть цепь электропитания. Выключатели света лучше устанавливать в тамбуре или в доме.

Дальнейший уход за погребом

Подземное хранилище требует постоянного ухода, чтобы подвал сохранял температурный режим и влагоустойчивость. Поэтому, после постройки, с регулярной периодичностью следует проводить в погребе следующие работы:

  • убирать помещение хотя бы несколько раз в месяц;
  • белить стены подвала при необходимости;
  • проветривать несколько дней в конце лета;
  • устранять возникшие трещины в конструкции;
  • каждый месяц проводить тщательную проверку стен и потолка на целостность.

При правильном уходе подвал прослужит несколько десятков лет.


Коротко о главном

Прежде чем проектировать то, как сделать погреб в частном доме на улице, оцените условия строительства. Качество и влажность грунта должны быть

Подвал должен соответствовать всем потребностям. Подумайте о входе в подземное хранилище, о регулировании температуры и влажности, о количестве стеллажей и ящиков для продуктов.

При строительстве подвального помещения отдельное внимание стоит уделить гидроизоляции и вентиляции. Правильное проектирование того, как построить подвал, уже половина успеха затеи.

Выставка Домов «Малоэтажная Страна» выражает искреннюю благодарность специалистам компании «ТОПОЛ-ЭКО» за помощь в создании материала.

«ТОПОЛ-ЭКО» – первый и один из крупнейший производитель автономных канализаций на территории России.

Если Вам нужна более подробная консультация, то можете воспользоваться следующими контактами:

Дом с цокольным гаражом

Когда места для строительства загородного жилья совсем немного, небольшой дом с гаражом в цокольном этаже подчас становится единственным решением, позволяющим комфортно разместить всё необходимое на участке. Ведь жизнь за городом предполагает обязательное наличие автомобиля, который нужно уберечь от угона, повреждений и вредных природных влияний.

Дефицит места не всегда является поводом выбрать именно такой проект, причины для размещения гаража в полуподвальном помещении могут быть разными. Но требования к его строительству и обустройству едины. О них и поговорим.

Проектные требования

Нельзя просто взять и самостоятельно нарисовать план дома с цокольным этажом и гаражом. Для его возведения необходим профессиональный проект, причем адаптированный к условиям участка, на котором будет вестись строительство.

И в первую очередь это касается гидрогеологических условий, к которым относятся:

Требования к конструкции

Цокольные помещения по своей конструкции и расположению являются, по сути, фундаментом дома, принимающим на себя все нагрузки. При их проектировании необходимо учитывать определенные требования.

Нормативные требования

Для справки. Цокольным считается этаж, уровень пола которого находится ниже планировочной отметки земли и заглублен не более, чем на половину всей высоты этажа.

Такой цоколь считается полноценным этажом

Мало того, что инструкция запрещает строительство частных домов выше двух этажей с мансардой, так ещё и налоги за технические помещения вам придется платить, как за жилые.

Когда стоит отказаться от гаража в цоколе

Во многих случаях от дома с гаражом и цокольным этажом приходится отказываться.

Причин может быть несколько:

  • Если дом уже существует, сделать под ним цокольный этаж будет очень сложно и дорого, а иногда и невозможно. В любом случае необходимо привлечь специалистов не только для строительства, но и для проектно-изыскательных работ и расчетов. Плюс есть риск разрушения несущих конструкций из-за перераспределения нагрузки во время устройства котлована под домом.
  • Если уровень грунтовых вод на участке высокий или участок находится в низине и постоянно подтопляется, много времени и средств уйдет на устройство дренажной системы и гидроизоляционные работы.
  • Если у вас ограничен бюджет на строительство, жилой дом с цокольным этажом с гаражом обойдется значительно дороже, чем такое же здание на обычном фундаменте.

В этих случаях лучше выбрать альтернативный вариант с отдельно стоящим или пристроенным к дому гаражом.

В итоге общая цена дома и отдельного гаража может оказаться не ниже стоимости дома с полуподвалом, но такой вариант имеет как минимум три преимущества:

  • Гараж можно построить и оборудовать после завершения строительства дома по мере появления средств.
  • Его возведение не повлияет на сроки ввода дома в эксплуатацию и возможность вселения.
  • Построить гараж или пристроить его к одной из стен здания можно своими руками, тогда как сооружением цокольного этажа должны заниматься квалифицированные специалисты.

Требования к строительству и обустройству цокольного гаража

Прежде всего, нужно решить, будет ли пространство цоколя использоваться для других целей, кроме стоянки автомобиля. Как правило, по площади оно равно размерам жилого этажа, поэтому места остается много.

Здесь можно сделать гараж на две машины, а также перегородить пространство и устроить в полуподвале мастерскую, котельную, сауну, кладовую и т.д. Но вход в эти помещения должен быть отдельным.

Дом с цокольным этажом и 2 гаражами на участке с уклоном

Составьте план дома с гаражом в цокольном этаже, чтобы решить, где удобнее сделать въезд, как разместить другие помещения и обеспечить доступ в них из дома. Этот план понадобится вам и для того, чтобы продумать отопление, освещение, вентиляцию и другие необходимые инженерные сети и коммуникации.

Выбор материалов

Так как цокольный этаж наполовину заглублен в землю и является фундаментом дома, строить его можно только из прочного и надежного материала. Причем, запас прочности должен быть большим.

Независимо от цели использования, для его строительства применяется ограниченное число материалов, соответствующих этим требованиям. Это бетонные блоки, монолитный железобетон, бутобетон, полнотелый керамический кирпич.

Обратите внимание. Такие стеновые материалы, как газосиликатные или пенобетонные блоки можно использовать для кладки стен только выше уровня земли, так как они плохо противостоят влаге.

Особые требования предъявляются и к отделочным материалам. Они должны быть не горючими. Это касается не только отделки стен, пола и потолка, но и материала для изготовления ворот и дверей в жилые помещения. Особенно, если это гараж в цокольном этаже деревянного дома.

Один из вариантов – отделка плиткой и металлическими панелями

Совет. Если из гаража есть выход в дом, дверь должна закрываться герметично, чтобы в него не проникали пары бензина, выхлопные газы и другие неприятные запахи. Ещё лучше оборудовать тамбур между этими помещениями. Также следует предусмотреть тщательную герметизацию перекрытия над гаражом.

Пример планировки с тамбуром

Обустройство гаража

Разводка коммуникаций предусматривается ещё на стадии проектирования. При производстве строительных работ необходимо учитывать их местоположение, и не пренебрегать их прокладкой.

Если без водоснабжения и канализации в гараже вполне можно обойтись, то электроснабжение, отопление и вентиляция здесь должны быть обязательно. Теплый и сухой полуподвал – это гарантия того, что влага и холодный воздух не будут проникать из него в дом, способствуя распространению плесени и грибка.

Гараж может отапливаться общедомовой системой или автономными источниками тепла

Многие домовладельцы, строя бюджетные одноэтажные дома с цокольным этажом и гаражом, оставляют техническую площадь не отапливаемой. Этот вариант тоже имеет право на существование, но при условии качественного утепления, гидроизоляции, устройства отмостки по всему периметру и дренажной системы.

Если с изоляцией и утеплением все понятно, то по поводу дренажной системы в таком гараже у некоторых возникает вопрос – зачем?

Вспомните, сколько воды скапливается под машиной зимой. Она заносится в гараж на колесах и днище, особенно если дороги и подъездные пути к дому чистятся нерегулярно. Испаряясь, она повышает влажность в помещении. Избавиться от неё поможет небольшой уклон пола с дренажным водостоком, уходящим в небольшой колодец у наружной стены цоколя.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ Технология строительства цокольного этажа - основываемся на существующих нормативах и их требованиях

Дренажная система цокольного этажа

Помочь может и осушитель воздуха, плюс обязательная система вентиляции. О ней стоит рассказать подробнее.

Вентиляция цокольного гаража

Любые одно- и двухэтажные дома с цоколем и гаражом должны оборудоваться эффективной вентиляционной системой. И без гаража – тоже, так как обычное проветривание в таких помещениях не работает без ветрового побуждения. Да и в этом случае размеры окон и их расположение под самым потолком не могут обеспечить качественной замены воздуха.

Если же в полуподвальном помещении планируется делать гараж, то без принудительной вентиляции никак не обойтись. Вредные химические пары, исходящие и от самого автомобиля, и от хранящихся в помещении горюче-смазочных материалов необходимо выводить. Как и скапливающийся в подвале природный грунтовый газ радон.

Поэтому, если вы решили устроить гараж в цокольном этаже дома – план вентилирования помещения у вас должен быть разработан ещё до начала строительства.

Простейшая схема монтажа системы вентиляции выглядит так:

  • Приточное отверстие в стене делается чуть выше уровня земли.
  • В него нужно вставить трубу и оборудовать её снаружи решеткой для защиты от грызунов и насекомых.
  • Внутренний конец трубы оборудуют приточным вентилятором с фильтром и обратным клапаном или заслонкой, чтобы ограничить поступление холодного воздуха в помещение в сильные морозы.
  • На противоположной стене устраивается вентканал с отверстием, расположенным ближе к потолку. Его диаметр необходимо рассчитать в зависимости от площади гаража.
  • Для этого используем формулу площади окружности: умножаем площадь гаража на 26 см2 (нормативное значение), делим на 3,14 (число Пи) и находим корень квадратный полученного значения. Получаем радиус окружности и умножаем его на 2.

Совет. Найденный размер диаметра вытяжной вентиляционной трубы желательно увеличить на 10-15%, учитывая специфику помещения.

Если в цокольном этаже есть другие подсобные или жилые помещения, для каждого из них устраивается своя система приточной вентиляции, а вытяжной канал может быть общим. Но его диаметр в этом случае рассчитывается по общей площади.

Заключение

В настоящее время загородное строительство активно развивается. Все больше людей стремится работать и учиться в городе, а жить за его пределами. Высокий спрос на загородное жилье вынуждает ограничивать площадь выделяемых под строительство земельных участков. Иногда это всего 3-4 сотки, на которых трудно разместить все необходимое.

В таких условиях встраивание гаража в цокольную часть дома становится наиболее разумным решением, которое к тому же обеспечивает максимальный комфорт его владельцам.

Что учесть при выборе проекта и его реализации, вы теперь знаете. А практические рекомендации о том, как построить кирпичный дом с гаражом и цокольным этажом, вы найдете в видео в этой статье.

Гараж под домом – это очень удобно

Дефицит площадей под застройку вынуждает владельцев вожделенных участков использовать их по максимуму. Устройство помещений внутри фундаментных стен позволяет решить практически все насущные проблемы, в том числе и обустроить место для автомобиля.

Как показывает практика, гараж и цокольный этаж прекрасно совмещаются. Мало того, подобное решение может быть единственно возможным для коттеджа, которых строится на двух-трёх сотках земли. Какие могут быть варианты? Об этом, с помощью видео в этой статье, будет рассказано далее.

Варианты совмещения гаража: вопросы и ответы

Иногда проблема места под застройку стоит настолько остро, что фактически приходится как на фото снизу, строить не дом с гаражом, а гараж двухэтажный с цоколем. То есть, клочок земли настолько мал, что размеры строения в плане не превышают 24м2, и отдельного места даже под навес для автомобиля нет.

Ситуации бывают разные: одним во дворе дома нужно построить ещё один – для второй семьи; другим просто важно не занимать под застройку землю, на которой можно что-то выращивать. В таком случае, второй этаж становится просто панацеей, и, судя по площади, позволяет сделать над гаражом, располагаемым на первом уровне только одну большую или две маленьких комнаты.

Какие ещё есть варианты?

Где расположить гараж

Естественно, многим хотелось бы сделать цокольный этаж под гаражом, ведь в таких стеснённых условиях лишняя площадь – пусть даже не жилая, а вспомогательная, никак не помешает. Возможно ли это?

Обратите внимание: Если речь идёт именно о цокольном этаже, то он под гаражом никак не может находиться. Причиной тому его уровень заглубления, который составляет не более половины высоты стены. Соответственно, вторая половина минимум на 1,2-1,3м находится над землёй, и если выше расположить гараж, то в него попросту будет неудобно заезжать. По этой причине, устраивать цокольный этаж в гараже не имеет смысла.

Вариант 1

Если что и делать под гаражом, то это подвал. Его основным отличием является тоже уровень заглубления, который превышает половину высоты стены, и может выходить на поверхность земли лишь на 20-30 см, необходимых для поднятия над уровнем грунта пола первого этажа.

Что вы будете иметь, предусмотрев подвал в таком небольшом строении?

  • Ну, во-первых, он может «работать» по своему прямому назначению – то есть, хранить для вас съестные припасы и урожай с огорода.
  • Во-вторых, в подвале можно устроить и сам гараж, как это показано на плане. Надпись «цокольный этаж» здесь не совсем правильная, так как на чертеже указана отметка его пола -2,800.
  • Судя по ней, это ни что иное как подвал с полным заглублением. У цокольного этажа максимум отметки пола при такой высоте стен был бы -1,400м.

Проект коттеджа с гаражом в подвале

Обратите внимание: Конечно, въезд в подвальный этаж получится намного более крутой, и нужно больше места для въездного пандуса. Но сегодня не редкость, когда спуск машин в подземный гараж обустраивают с помощью подъёмника, как это показано на представленном ниже примере.

Подъёмник опускает машину в подвал

Подобное решение позволит использовать гараж, к примеру, под мастерскую, а машина при этом не будет мешать.

Вариант 2

Если есть возможность сделать к дому небольшую пристройку, то именно в ней можно расположить гараж, который не займёт помещений, в том числе и цокольных, в самом доме. Причём, такая пристройка может послужить не только пристанищем для машины, но и позволит обустроить отличное место для отдыха.

Имеется в виду возможность использования крыши гаража под террасу, выход на которую можно сделать из помещения второго этажа.

Гараж-пристройка с эксплуатируемой крышей – отличное решение для многих

На приведённом выше примере видно, насколько плотная застройка на участке. И его владелец нашёл прекрасный выход из положения, пристроив к небольшому дому гараж с эксплуатируемой кровлей. А под ним можно сделать всё тот же подвал, вход в который будет одновременно служить смотровой ямой.

Монолитный подвал под гаражом

Вариант 3

Когда речь идёт о возведении нового дома, то лучшим вариантом будет строительство цокольного этажа с гаражом, который может вмещать в себя не только одну, но и две машины. Его планировка в нормальном по площади доме, может выглядеть примерно так, как показано ниже.

На сайтах проектных организаций, предлагающих вниманию заказчиков готовые проекты, всегда можно найти коттеджи с цокольным этажом и гаражом, которые отлично впишутся в ваш участок. В крайнем случае, можно воспользоваться их услугами по индивидуальной разработке проекта.

Вариант 4

Многих интересует, можно ли в эксплуатируемом доме, в котором имеется цокольный этаж без гаража, этот самый гараж сделать позже? Вопрос, неоднозначный, и уж конечно его вряд ли смогут грамотно решить любители всё делать самостоятельно.

  • Прежде всего, это зависит от габаритов автомобиля, который придётся в этот гараж ставить. Возможно, высоты имеющегося этажа будет попросту недостаточно, а углубить его в грунт можно не всегда.
  • С этой идеей можно сразу попрощаться, если в основании монолитная железобетонная плита. Сделать углубление можно только когда дом опирается на ленточный фундамент.
  • При этом порядок действий будет примерно таким:
    1. Демонтируется плита пола;
    2. Вдоль внутренней вертикали фундаментной ленты вынимается грунт до нужной отметки;
    3. Устанавливается опалубка, а в неё каркас, и производится заливка монолита;
    4. После того, как он полностью наберёт прочность, начинают обустройство плиты пола, которая должна без проблем выдерживать вес автомобиля.

Новый фундамент цокольного этажа с гаражом, заливаемый во внутреннем периметре старого фундамента

Инструкция вроде бы и проста, но всё же лучше не делать этого своими руками, а обратиться к специалистам, которые правильно рассчитают толщину стен и плиты пола, арматуры для них. Но главное – удостовериться, что при заглублении вы не приблизитесь слишком к грунтовой воде, которая может здорово попортить вам в будущем нервы.

Внимание! Подкапывать старый фундамент, чтобы сделать в цокольном этаже гараж, без последующего усиления нельзя ни в коем случае – слишком высокой может оказаться цена такого решения. Отсутствие боковой опоры может снизить прочность базы, она даст дополнительную усадку, от чего может пострадать всё здание.

Дом снесли, а фундамент оставили

Это касается и тех случаев, когда сносят старый дом, а его крепкий фундамент планируют использовать в качестве основы под новую постройку.

Из чего строят цокольный этаж

Строительство гаража в цокольном этаже ничем не отличается от вариантов, когда в нём планируются помещения любого другого назначения.

Основными задачами являются:

  1. Обеспечение необходимой несущей прочности фундамента, который в данном случае может служить цокольному этажу либо стенами (ленточный), либо полом (плитный).
  2. Обеспечение герметичности стенам и их стыкам с полом, и выполнение качественной горизонтальной и вертикальной гидроизоляции.

Материалы для стен и фундамента

Несмотря на современное изобилие стеновых материалов, для того, чтобы возвести стены цокольного или подвального этажа, сгодится не каждый.

Согласно нормам, для этого можно использовать:

  1. Железобетонный монолит;
  2. Бутобетонный монолит;
  3. Бетонные блоки типа ФБС;
  4. Железобетонные блоки типа УДБ;
  5. Стеновые камни из тяжёлого и мелкозернистого бетона, изготавливаемые по ГОСТ 6133 (только по плитному фундаменту);
  6. Кладка из бутового камня;
  7. Кладка из полнотелого керамического кирпича.

В общем, стены цокольного этажа – учитывая, что они могут одновременно выполнять и функцию фундамента, возводятся из наиболее прочных материалов, с небольшим коэффициентом водопоглощения. Их защита от грунтовой влаги осуществляется с помощью рулонных и/или обмазочных, либо напыляемых материалов. Для защиты от промерзания, вертикальные поверхности закрывают плитным утеплителем, после чего облицовывают кирпичом, штукатурят.

Под газоблочную кладку возведён фундамент из керамического кирпича

Важно помнить только, что даже если вы строите гараж из пеноблока с цокольным этажом, заглубляемые стены должны возводиться только из тех материалов, которые были перечислены выше.

Для стен цоколя ячеистые бетоны неприменимы в силу их высокого водопоглощения и низких прочностных характеристик. Такие стены как не изолируй, они всё равно отсыреют и довольно быстро начнут разрушаться.

Повышенный интерес застройщиков к подземным гаражам произрастает из советских времён. Жёсткая ограниченность приусадебных и дачных участков побуждала к поиску любого варианта, позволяющего сберечь драгоценную площадь.

дом с подземным гаражом

Проект двухэтажного дома с подземным гаражом

Достоинства подземного гаража

На первый взгляд, устроенный в подвале здания гараж, выглядит почти идеальным решением. Подвал в доме строить в любом случае нужно. Если не подвал, то хотя бы фундамент. Немного нарастив его высоту в цокольной части или заглубившись опорной, получается вполне просторное помещение. Почти бесплатно и своими руками.

Дополнительную привлекательность такой планировке обеспечивают низкие эстетические требования, прилагаемые к месту хранения личного автотранспорта.
Незначительные усилия на косметическое оформление помещения делают его пригодным для использования.

коттедж с гаражом

Вариант трехэтажного коттеджа с гаражом в цокольном этаже

Кроме очевидных строительных достоинств, важную роль играет психологический фактор. Приятно знать, что машина находится не где-то вдалеке, а непосредственно в том же здании. Уровень безопасности несравнимо выше. Доступ к автомобилю можно получить даже не выходя на улицу, прямо из жилой зоны.

Более того, машина не промораживается в холодное время, так как подвал обеспечивает плюсовую температуру. Для многих территорий России это является важным обстоятельством. Вместо мучений с запуском замёрзшего двигателя, владелец дома с подземным гаражом просто открывает ворота, садится и едет.

Недостатки подземного гаража

К сожалению, проза жизни много печальнее поверхностных фантазий. Пережив всплеск интереса в советское время, подземные гаражи в двухэтажных домах стали терять свою популярность. Для того были веские причины, оформившиеся в процессе накопления опыта строительства и эксплуатации гаражей в подвальных помещениях.

одноэтажный дом с гаражом

Проект одноэтажного дома с подземным гаражом

Основной проблемой, с которой столкнулись автомобилисты, стал температурно-влажностный режим воздуха помещения. Особенно явно недостаток проявлялся именно тогда, когда гараж оказывался наиболее востребованным, то есть в холодное и дождливое время. Резкий перепад температур приводит к таянию льда на поверхностях машины, образованию конденсата, содержащего раствор соли.

Даже при положительных температурах на улице влажная машина испаряла воду в ограниченное пространство, резко увеличивая насыщенность воздуха парами воды.

Результатом этих процессов явилась ускоренная коррозия кузова и агрегатов. При слабой гидроизоляции подвала и естественной повышенной влажности в нём, благоприятные условия для коррозии металла становились постоянным фактором, действующим на автомобиль.

дом с гаражом

Проект коттеджа с мансардой и подземным гаражом

Второй проблемой, не учитываемой в полной мере ранее, стал поверхностный водоотвод от пандуса гаража.
Обычное решение заключалось в том, что ворота гаража заглублялись несколько ниже уровня отмостки и пандус имел уклон в сторону дома. Это приводит к сбору воды в пониженном месте.

Мелкие ухищрения, осуществлённые своими руками, вроде устройства встречного уклона от пола гаража, хороших результатов тоже не давали. Спасением могло быть только водоотведение в пониженное место при помощи трубы или лотка. Но такой проект подразумевает значительный перепад рельефа, которого как раз и стараются избегать, выбирая пятно застройки.

гараж на цокольном этаже

Проект коттеджа с гаражом на цокольном этаже

Кроме ливневых вод, большие сложности создаёт снег и наледь, забивающие нижнюю точку пандуса по тем же самым причинам. В итоге счастливый владелец подземного гаража, вместо комфортной посадки в машину, вынужден выдалбливать лёд у входа, чтобы открыть ворота и обеспечить выезд.

Выявленные недостатки усугублялись запахами, естественно сопровождающими эксплуатацию и хранение машины. Пары бензина, масел, различных жидкостей, выхлопные газы поступают в жилые помещения, значительно снижая уровень комфорта.

Влияние подземного гаража на планировку дома

Несмотря на логичность использования части подвала для хранения машины, такое решение негативно влияет на проект здания. Обычно въезд делается со стороны главного фасада, чтобы не увеличивать протяжённость внутридворовых проездов и площадок. Следствием является усложнение фасада здания из-за появления участка стены, находящегося ниже отмостки.

Внутренняя планировка дома тоже страдает. Обеспечение удобного доступа из жилой зоны в гараж сложнее, чем просто организация доступа в подвал. Построить подвальную лестницу допустимо в любом удобном месте. Для входа в гараж желательно, чтобы она оказалась в зоне входного узла.

Можно не делать прохода в гараж из жилой зоны, реализовав доступ к нему через двор.

план подземного этажа

Планировка подземного этажа с гаражом

Совершенно очевидно, что такой компромисс уже означает отказ от множества удобств, ради которых и был смысл устраивать подземный гараж.

Влияние рельефа на возможность устройства гаража

Рассмотрим обычное устройство фундамента. Например, он имеет глубину полтора метра ниже отмостки и высоту в половину метра выше её. Таким образом, пол подвала находится на глубине в полтора метра относительно отмостки. Это минимум. На самом деле надо больше.

Даже этот минимум предвещает большие сложности. Рельеф перед фасадом здания следует резко понизить, чтобы построить въездной пандус и площадку около ворот гаража. Формально, следует заглубить часть фундамента на глубину промерзания, отсчитываемой от уровня пола подвала. Но так обычно не делают, пытаясь решить вопросы защиты грунта любым иным способом.

Относительную возможность врезки ворот в стену фундамента, можно обеспечить только в том случае, если проект предполагает понижение рельефа в сторону ворот.

подземный гараж

Пример устройства подземного гаража с использованием рельефа местности

Поэтому вопрос о целесообразности и возможности строительства подземного гаража следует начинать с анализа рельефа пятна будущей застройки.

Для увеличения высоты помещения хотя бы до двух метров сорока сантиметров, требуется либо понизить дополнительно уровень пола подвала, резко увеличив глубину его заложения, либо увеличить цоколь дома. Оба решения плохие. Они усложняют проект и приводят к бесцельному увеличению затрат практически по всему фундаменту, ради создания удобства в одном помещении.

Влияние климатических и грунтовых условий

Не менее важным фактором, влияющим на целесообразность устройства подземного гаража, является уровень грунтовых вод на площадке строительства. В отличие от фундамента, который можно защитить от влаги при помощи оклеечной и обмазочной гидроизоляции даже своими руками, проём под ворота такими приёмами невозможно спасти от грунтовых вод.

план коттеджа 12х11

Вариант планировки коттеджа 12х11 с подземным гаражом

Въезд и вход в подземный гараж можно уберечь от поступления воды только устройством пристенного дренажа и выпуском грунтовых вод в пониженное место рельефа. Очевидно, что такой проект повысит стоимость строительства. Поэтому подземный гараж целесообразно планировать в сухом грунте с перепадом высот на площадке застройки около одного метра.

Даже при совпадении этих условий, проблемы остаются. Если уклон въездного пандуса направлен в сторону дома, то необходимы мероприятия, связанные с отведением поверхностных вод. Единственно приемлемым вариантом следует считать устройство лотка в нижней точке пандуса с выпуском воды на отметку с меньшей высотой. Возможность решения этой задачи следует оценивать на стадии формулирования заявки на проект.

Читайте также: