Дом с маленькими окнами на сухаревской

Обновлено: 12.05.2024

Что было на этом месте раньше? Как оно связано с одним из самых богатых людей Российской Империи? Кому принадлежал это здание? Почему в народе некоторые называют его домом с изразцами? Как он получился таким красочным? Что было внутри изначально, а также в советское время? И что там располагается сегодня? Об этом и не только расскажу сегодня.

Чей это был дом?

Пожалуй, именно этот дом с ярко-зелёными вставками привлекает наибольшее внимание среди тех, что располагаются около станции метро "Сухаревская". Называют сооружение по-разному: зданием с изразцами, доходным домом Миансаровой или же доходным домом Гутмана - М.Н. Миансаровой. Последний вариант достаточно спорный. Ведь известно, что госпожу Миансарову звали Еленой.

В 18 веке на этих землях находился полковой артиллерийских двор с множеством деревянных строений. В 1851 году участок на чётной стороне современной Большой Сухаревской площади приобрёл московский купец Иван Степанович Ананов, один из самых богатых людей Российской Империи того времени. В Москве ему принадлежали девять особняков.

Кстати, современный Ананьевский переулок получил название в честь дореволюционного бизнесмена. Именно благодаря его средствам дорога стала мощёной, а на тротуарах появились уличные фонари. Сначала переулок (с 1887 года) именовался Анановским, но со временем название преобразовалось. Двум своим дочерям купец подарил по участку на этих землях. На одном из них, ближе к Панкратьевскому переулку, и возвели впоследствии доходный дом по заказу одной из дочерей - Елены.

В верхнем правом углу снимка видно отгороженное забором место. Там и построят в 1912 году доходный дом. Фото 1900-1904.

В верхнем правом углу снимка видно отгороженное забором место. Там и построят в 1912 году доходный дом. Фото 1900-1904.

Феерия модерна

Елена Миансарова вплотную занялась строительством особняка в 1908 году. Кстати, эту фамилию она приобрела от мужа - известного московского адвоката Ашрака Миансарова. Работы по возведению здания поручили архитектору Сергею Родионову. Ему принадлежит авторство многих интересных московских сооружений. Например, вычурных домов Константинопольского подворья в Крапивенском переулке. Кроме того Родионов занимался реставрационными работами.

Здание получилось пятиэтажным. Крыша выглядела похожей на древнерусскую архитектуру за счёт небольших шатровых конструкций. Стены декорировали глазурованными кирпичами белого, жёлтого и зелёного цветов. Добавили плавности формам длинные окна в закруглённых проёмах. Всё это создавало ощущение богатого древнерусского терема.

Вычурно, однако не безвкусно

Конечно же, одним из главных украшений здания стали изразцы. Делали их в двух мастерских: "Абрамцево", которая принадлежала Савве Мамонтову, а также в "Кикерино", где работал известный мастер керамического искусства Пётр Ваулин. Он, кстати, участвовал в создании панно Ярославского вокзала и гостиницы "Метрополь". На доме Миансаровой изразцы можно встретить буквально везде. Удивительно, что, несмотря на обильные и яркие украшения, здание выглядит органично.



В XVIII веке на этом месте площадью 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор, где большой пруд окружали несколько деревянных строений, в которых помещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и прочие учреждения. Здесь же находилось одно из первых московских учебных заведений — артиллерийская школа, образованная в 1701 году.

Сквер перед домом Миасаровой. Справа на фото стелла - в память Сухаревой башни с надписью "На этой площади находилась Сухарева башня в которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы – первое светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и государства".



В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части, на котором был выстроен дом, приобрел купец 1-й гильдии, банкир, действительный статский советник Иван Степанович Ананов (1811–1888) - крупнейший московский домовладелец и один из богатейших людей России конца XIX века. В 1887 году его именем был назван расположенный неподалеку Ананьевский переулок. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями.


Земли под строительство перешли дочерям И.С. Ананова. Одна из них, Елена Ивановна, была замужем за адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым. В 1908 году Елена Миансарова, дочь Ананова, приступает к строительству доходного дома в стиле модерн.

Для постройки здания Миансарова пригласила архитектора Сергея Родионова, известного по прекраснейшему зданию Константинопольского патриаршего подворья в Крапивенском переулке.

К 1912 по доходный дом был построен. Чаще его называют "Дом для обувного торговца Гутмана и дочери "банкира" М.Н. Миансаровой". Доподлинно неизвестно происхождение официального названия дома.

Здание сразу прозвали «Домом с изразцами», так как оно было таким нарядным! На нижнем этаже располагались магазины, на верхних – комфортабельные квартиры.

Архитектура

В конце девятнадцатого началеХХ векв в России возникает мода на древнерусский архитектурный стиль. В основном, в новой стилистике строились величественные соборы и государственные здания, но встречались и обычные домовладельцы, стремившиеся следовать современном архитектурным тенденциям. Доходный дом на Сухаревке для дочери банкира Миансарова был построен в 1912 году известным архитектором Сергеем Родионовым. Здание стало прекрасным образцом смешения модерна и древнерусского стиля. Примером для этого направления служил яркий праздничный храм Василия Блаженного.


Использование цветной керамики, оригинальных архитектурных элементов, множества деталей в декоре - вот основные черты русского стиля. Архитектор обращается к русской архитектуре XVI-XVII веков - храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, здание Исторического музея в Москве - вот лишь некоторые примеры подобных построек.





Здание на Сухаревке отличается четко выделенными вертикальными линиями, визуальным делением крыши на отдельные элементы. Все это придает дому стройный легкий и современный облик, при этом сохраняются характерные особенности русского стиля и его яркий колорит .

Фасады отделаны цветной керамикой. Изразцовые вставки в облицовке кокошников, керамическая плитка для фасадов были изготовлены заводом в Абрамцево и мастерской Петра Ваулина «Кикерино».



Панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.



Несколько слов о доме

Пятиэтажный доходный дом Миансаровой стоит на углу Большой Сухаревской площади и Панкратьевского переулка. Фасад, выходящий на Садовое кольцо, симметричен, насчитывает восемь оконных осей.


Фасад на Панкратьевский переулок — намного длиннее (в шестнадцать просветов) и ассиметричен, визуально разбивается на четыре части — левую, в шесть просветов, с укрупненными окнами первого и второго этажей, центральную, в два просвета, с центральным подъездом и увенчанную «кокошником», правую, в шесть просветов, и угловую, в два просвета, с башенкой.








Крыша представлена двускатным и бочкообразным объёмами, которые характерны для древнерусской архитектуры.



.
Здание привлекает внимание, прежде всего, контрастным сочетанием белого кирпича и густо-зеленой майолики, заполняющей промежутки между пилястрами на третьем и четвертом этажах, а также использованной в наличниках окон первого и второго этажа, в завершении пятого этажа и на угловой башенке.


Вертикальное членение фасада пилястрами визуально подчеркивает его высоту. В оформлении также использовано множество полихромной керамической плитки, что заставляет вспомнить такой выдающийся образец русской архитектуры XVII века, как теремок на Крутицком Патриаршем Подворье.


Первый этаж оформлен достаточно скромно, окна в части, выходящей на Садовое и в левой части фасада на Панкратьевский — витринные, крупного размера и оставляют мало места для архитектурных изысков. Только маленькое прямоугольное окошко в угловой части с башенкой окружено парами пузатых зеленых керамических полуколонн и рядом изразцов с растительными мотивами.



Второй этаж отделан немного пышней, окна в торговой части — сдвоенные. Окна третьего этажа увенчаны кокошниками — снова очень характерная деталь для старой русской архитектуры. Окна четвертого этажа обрамлены тонкими цветными полуколоннами, которые опираются на миниатюрных сфинксов. Между четвертым и пятым этажом проходит полоса фриза из разноцветных плиток. На фасаде под самой крышей со стороны Садового кольца расположено панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.







Насколько можно судить по немногочисленным исторически фотографиям, внешний вид доходного дома Миансаровой со времен постройки не претерпел существенных изменений, можно отметить лишь изменение окошек мансарды в треугольной крыше, ранее их было два, а не одно, как сейчас, и выглядели они несколько иначе.



Москва Сухаревская площадь. 1923 г.



1934-1935 Сухаревская площадь

Сергей Константинович Родионов

Сергей Константинович Родионов (1859–1925) – русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.


Родионов С.К.Талантливый архитектор подаривший нам это чудесное здание

Родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил обучение в Императорской Академии художеств.

Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву.

Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.



Константинопольское патриаршее подворье — комплекс зданий в Москве, расположенных в Крапивенском переулке. Возведены в 1887—1892 годах по проекту архитектора Сергея Родионова для организации подворья Вселенской патриархии

В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены.

С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде.

Доходный дом М.Н. Миансаровой


Всего 10 фото

Одно время я несколько лет работал на Сухаревке и это удивительное произведение архитектурного искусства постоянно оказывалось перед моими глазами. Этот как раз тот самый редкий случай, когда любуешься архитектурой и "глаз не можешь оторвать". Его формы и цветовые оттенки доставляют немыслимое удовольствие от созерцания и в тебя властно проникает Красота и Гармония. Дом Миансаровой находится на Сухаревской площади, почти напротив Странноприимного дома графа Шереметева на Садовом. Наверное, для меня, ни один московский дом не вызывает таких теплых и светлых чувств как этот. Впрочем, давайте, немного погрузимся в историю и узнаем поподробней о его судьбе, хозяевах и о самом зодчем.

В XVIII веке на этом месте площадью почти в 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор с большим прудом, окруженным деревянными строениями. В них размещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и другие службы. Сюда перекочевала образованная еще в 1701 году артиллерийская школа – одно из первых учебных заведений Москвы.
02.

Доходный дом М.Н. Миансаровой. Сухаревская площадь, 12.


Это сквер вдоль Садового кольца - от ст.м. Сухаревская до дома Миенсаровой. Справа на фото стела - в память Сухаревой башни с надписью "На этой площади находилась Сухарева башня в которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы – первое светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и государства". Надпись на обратной стороне стелы: "Установлен в 1996 году в ознаменование 300-летия Российского флота".

В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части приобрел московский купец 1-й гильдии, действительный статский советник и один из крупнейших миллионеров России Иван Степанович Ананов (1811–1888). Иван Степанович (Ованес Степаносович) родился в семье крестьянина из Карабаха, закончил духовную семинарию. В 1850-х годах вместе с женой, Марией Ивановной, переехал на постоянное жительство в Москву, где вступил сразу в 1-ю купеческую гильдию.

Доходный дом М.Н. Миансаровой

Вскоре он стал крупнейшим московским домовладельцем, которому в городе принадлежало девять особняков. И.С. Ананов был не только одним из богатейших людей России конца XIX века, бизнес которого был и в Москве, и в Тифлисе и Кутаиси, но и щедрым благотворителем. Ананову доверили стать казначеем на строительстве памятника императору Александру II Освободителю в Кремле. Похоронен Иван Степанович на армянском Ваганьковском кладбище в Москве. На месте захоронения выстроена часовня.
03.

Садовую-Сухаревскую прямо за домом, о котором идет речь, пересекает переулок, который в 1887 году назвали в его честь – Анановский, теперь – Ананьевский. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями. Он подарил двум своим дочерям по участку под строительство. Одна из них – вот тут у исследователей истории Москвы разночтения! – Елена (возможно Глена), которая была замужем за известным московским адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым, приглашает архитектора С.К. Родионова для постройки доходного дома.

К началу XX века стиль «модерн» уже хорошо был известен в России, и дом Миансаровой представляет собой прекрасный образец проникновения новых мировых идей в оригинальный русский стиль архитектуры, который вполне можно назвать неорусским.

Здание, которое москвичи сразу же прозвали «Домом с изразцами», получилось очень нарядным! Его фасады облицованы цветной керамической плиткой, изготовленной в мамонтовской мастерской «Абрамцево» и в мастерской «Кикерино». «Контраст белых, густо-зеленых и золотых облицовочных плиток в сочетании с полихромным изразцовым фризом, облицовкой кокошника в венчающей части и отдельными полихромными изразцовыми вставками создает необычную, броскую фасадную композицию, не имеющую аналогов…»


На нижнем этаже располагались магазины, на верхних – комфортабельные квартиры. Сейчас на первом этаже этого дома находится один из центральных офисов МТС.
05.

Доходный дом М.Н. Миансаровой

Немного об авторе этого архитектурного шедевра.

Архитектор С.К. Родионов

Сергей Константинович Родионов (1859–1925) – русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.
06.

Сергей родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил он обучение в Императорской Академии художеств.


Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву. Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.

Доходный дом М.Н. Миансаровой

В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены. Читал курсы лекций по реставрации и истории искусств.

С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому был вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде. Скончался в Москве в 1925 году. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

Им построено около пятидесяти архитектурных объектов в Москве и нынешней Московской области, в частности - «Дома Константинопольского подворья» (1892-1898, Москва, Крапивенский переулок, 4).

Еще пару летних ракурсов.
09.

10.

Людмила Соколова «Московский модерн в лицах и судьбах». 352 стр. Центрполиграф. М. 2016.
Википедия




Но удивляться особо не приходится, сам Иван Степанович на самом деле был Ованесом Степаноновичем родом из многострадального Карабаха. В конце концов, дело не в инициалах, а в красоте дома. Строили его с 1908 по 1911-й год по проекту архитектора Сергея Родионова. Первый этаж был отдан под торговлю, а выше были квартиры, которые сдавались в аренду, принося доход хозяевам.


2. Крыша - высокая двускатная с декоративной решёткой, пущенной по коньку. Но есть и небольшой бочкообразный объём крыши, выходящий в переулок. Это типичные элементы русского стиля.


3. Шатровая башенка с флюгером акцентирует юго-западный угол дома.


4. Полуколонны башенки - керамические. Вообще дом богато украшен керамикой.


5. Изразцы изготовлены на фабрике "Абрамцево", которая к тому времени переехала в Москву во владения Саввы Мамонтова.


6. Интересно сочетание архитектурных элементов разных эпох: светлые лопатки и зелёные межоконные прясла.


7.


8.


9. Чтобы как-то рассмотреть такие интересные детали пришлось снимать с противоположной стороны Садового кольца с максимальным зумом.


10. Со стороны Панкратьевского переулка.


11. Сейчас в здании квартирует один известный оператор мобильной связи.


12.


13. Похожие изразцы видел на церкви Иоанна Предтечи в Ярославле.


2. Так дом выглядел примерно в 1990-м году. Здесь ещё нет мансардного окна.


3. С восстановлением эркера реставраторы решили не заморачиваться, пошли по самому простому пути.


4. А таким он был.


5. Левая часть дома более-менее сохранилась нормально. Вернее, не изуродована капитальным ремонтом.


6. Изменилась расстекловка большого окна. Но это по сравнению с 1990-м годом. Может быть в оригинале она такая и была.


7. Ну а эта тугая дверь нам известна по эпизоду фильма "Место встречи изменить нельзя". Именно здесь Глеб Егорыч сунул в карман Кирпичу украденный им ранее в трамвае кошелёк. Похоже, что во время съёмок фильма в здании реально находилось отделение милиции. Обстановочку внутри только немножко "состарили".


8. Олимпийский проспект сформировали из Самотёчного проезда и Орловского переулка. Для расширения улицы снесли два первых дома по Садовой-Сухаревской. именно поэтому она начинается с дома номер 5. Понятное дело, что сделали его к московской Олимпиаде 1980-го года. По нему возили спортсменов и болельщиков к спорткомплексу Олимпийский.


9. Наш дом тоже немножко поучаствовал в Олимпиаде, предоставив свой оголившийся после сноса соседей боковой фасад под картинку.

Читайте также: