Дом с готической крышей

Обновлено: 26.04.2024

Односкатные крыши. — Мы уже указывали, что готические архитекторы оказывали предпочтение крышам с очень крутым скатом. Сильный уклон не причиняет никаких затруднений, когда дело касается перекрытия изолированного нефа, где нет никаких препятствий для любой высоты крыши. Но совсем иначе обстоит дело с односкатными крышами, покрывающими боковые нефы. Придать крутой уклон этим крышам — значит сильно увеличить высоту всего здания. Поэтому нередко можно встретить в одной и той же церкви очень высокую крышу на центральном нефе и очень пологий скат на боковых нефах.

При пологом скате система стропил с прогонами была наиболее подходящей. Ее применяли без всяких колебаний для боковых нефов даже в тех случаях, когда стропильная система центрального нефа состояла из независимых стропильных пар. Неф собора в Ларзикуре (рис. 216) дает нам один из самых ранних примеров такой крыши без затяжек и подмог; но на боковых нефах этой же церкви стропильные ноги имеют подмоги, детали которых мы приводим на рис. 228, L. Мало-помалу система неусиленных стропильных ног начинает применяться и к боковым нефам, а к XIII в. встречаются уже сооружения такого типа, как приведенные на рис. 228, Р.

Типы крыш в готической архитектуре. Односкатные крыши

Рис. 228

Перекрытие нескольких нефов одной крышей. — Иногда пытались перекрыть два или даже три нефа одной крышей. Подобный прием, который можно наблюдать в соборе в Пуатье, придает крыше чрезмерную высоту. Только гражданская архитектура избежала этого преувеличения; в своем месте мы укажем примеры светских зданий с несколькими нефами, из которых каждый имеет свою крышу.

Решение, примененное в гражданской архитектуре, дает заметную экономию средств, но оно же неизбежно создает разжелобки, в которых скопляется снег; именно этого неудобства избежали в Пуатье, сделав одну большую крышу.

Вальмовые крыши; крыши над многоугольным и круглым планом. — Где только возможно, крыша заканчивается простым щипцом. Готические архитекторы допускают сложные формы, когда их нельзя избежать, но без нужды они никогда не стремятся к сложности. Щипец является естественным завершением двускатной крыши, вальмовая крыша появляется только в середине XIII в. (капеллы хора в Амьенском соборе).

При многоугольных и круглых планах абсид трудно избежать напрашивающихся пирамидальных или конических крыш. Крыши подобного рода, как и вальмовые, требуют угловых накосных стропил, которые связываются при помощи радиальных затяжек. Рис. 229 показывает расположение этих затяжек в различных случаях.

Типы крыш в готической архитектуре. Вальмовые крыши

Рис. 229

СПОСОБЫ ОТВЕДЕНИЯ ДОЖДЕВЫХ ВОД

До XIII в. кровли не имеют желобов: вода стекает потоками с крыш центрального нефа на крыши боковых нефов, а оттуда — на землю; она падает у самого основания стены и размывает почву. Лишь очень поздно начинают думать о том, как бы избежать этого неудобства, и восстанавливают античные желоба. Вода с крыши собирается в желоба, а длинные водосточные трубы отводят ее от основания стены.

Но этот способ еще не был найден в то время, как строились абсиды Реймского собора (около 1220 г.); только в середине XIII в. на вершине стен боковых нефов появляются желоба. Но к этим желобам боковых нефов надо было еще подвести воду с крыши центрального нефа. Сначала вода стекала прямо на кровли боковых нефов, что вызывало их повреждение. Затем стали помещать желоба по краю крыши центрального нефа, а на некоторых зданиях, как над хором в Амьенском соборе, пытались даже устроить сток для воды по идущим вниз трубам; но в общем предпочитали открытые водостоки. Мы уже видели, как в XIII в., наряду с желобами, устраивались канавки на скате аркбутанов; в принципе трудно было придумать что-нибудь более простое, но мы уже говорили о тех осложнениях, которые повлекло за собой это нововведение.

СООРУЖЕНИЕ КРЫШИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ГОТИЧЕСКОГО ЗДАНИЯ

Так как крыши предназначались прежде всего для защиты сводов, то было вполне естественно устанавливать их раньше сводов. Рисунок Виллара де Гоннекур не только подтверждает эту гипотезу, но и дает нам представление о всей последовательности работ на готической постройке. Виллар показывает нам верхние части Реймского собора такими, какими они «должны» быть, т. е. в незаконченном виде. Он изображает боковые нефы уже покрытыми крышей, в то время как центральный свод еще не возведен, но все подготовительные работы уже выполнены и установлены затяжки, которые должны поддерживать свод до тех пор, пока он не получит нагрузки; рисунок показывает только что заложенные аркбутаны, причем под колонками, которые должны были иметь вертикальную слоистость, временно положены простые камни. Из этого достоверного документа вытекает, что работы производились в такой последовательности (рис. 230):

Сперва выкладывали устои большого свода и соединяли их на уровне пят свода временными затяжками. Затем устанавливали крышу и под ее защитой возводили своды большого нефа. Аркбутаны сооружались одновременно со сводами, а затяжки воспринимали возникающий распор до тех пор, пока будут закончены опорные элементы.

Типы крыш в готической архитектуре. Последовательность работ

Рис. 230

Во время постройки самая крыша служила существенным элементом устойчивости. Она не только увеличивала устойчивость своей тяжестью, но ее затяжки над сводом играли роль, равносильную роли затяжек на уровне пят свода. Установка монолитных колонок была последней операцией.

Мы закончили анализ основных масс сооружения. Теперь мы приступим к анализу отдельных его частей, как сделали это по отношению к романской архитектуре, и последовательно рассмотрим детали и формы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Античные архитекторы, строившие в Галлии, применяли систему римских крыш с малозаметным уклоном. Но вскоре убедились, что этот способ покрытия, пригодный для того климата, где он возник, мало подходит для Франции, так как он недостаточно обеспечивает сток дождевых вод и особенно удаление снега.

Романская эпоха сделала попытку создать крутые крыши, а готическая их приняла. Действительно, уклон крыши редко бывает меньше ½ (45°); в общем он достигает угла равностороннего треугольника (60°) или даже превышает его.

При небольшом уклоне кровля удерживалась силой трения. Но в дальнейшем нельзя было рассчитывать на простое трение. Поэтому для более умеренных скатов обычно применяется желобчатая черепица, снабженная шипами (рис. 214). Для очень же крутых скатов употребляют или плоские черепицы с шипами, или прикрепляемые гвоздями шиферные дощечки, или свинцовые листы.

Готические крыши

Рис. 214

КОНСТРУКЦИЯ КРЫШ

Увеличение уклона крыши влечет за собою не только новый способ устройства кровель, но и полное преобразование стропильной системы. При пологой крыше вспомогательным стропильным ногам не грозила опасность скольжения: концы этих стропил свободно лежали на прогонах и передавали им вес кровли. Чтобы предупредить скольжение, ограничивались скреплением верхних концов парных стропил.

Но для крыш с более крутым скатом такое скрепление стропил было бы недостаточным; поэтому скольжение предупреждается тем, что спаренные стропила укрепляются на стенах при помощи башмаков Р, играющих роль опоры (рис. 215).

Готические крыши. Конструкция крыш

Рис. 215

В этом и заключается отправной пункт всех изменений крыши. Укрепленная таким образом у самого своего основания, пара стропильных ног образует настоящую ферму, которая покоится на своих опорных башмаках и может держаться и без затяжек.

Крутой наклон стропил ослабляет опасность их прогиба; но еще лучше, чем продольные прогоны, предохраняет от прогиба система подкосов и распорок (Е). Подмоги и основные затяжки, служившие им опорой, уничтожаются, зато добавляется система распорок и подкосов Е. От системы крыш на фермах переходят к системе крыш на висячих стропилах без прогонов.

Но остается еще предупредить два рода осложнений: опасность сдвига нижних концов стропил и продольного опрокидывания. Чтобы предотвращать расхождение нижних концов стропил М, их укрепляют на продольных мауэрлатах; упираясь башмаками Р в мауэрлаты, все стропила попарно скрепляются между собой, а на известных промежутках вводится затяжка Т, которая не позволяет им расходиться. В том месте, где находится затяжка, ставится более солидная пара стропил, снабженная бабкой; наконец, чтобы предупредить продольное опрокидывание, на бабках укрепляют продольную ферму, проходящую под коньком и укрепляющую всю крышу.

Готические крыши. Конструкция крыш

Рис. 216

Таковы главные конструкции крыш, которые становятся преобладающими в готической архитектуре. Чтобы уточнить их, мы сопоставляем рис. 216 и 217.

Чертеж крыши V (рис. 216) воспроизводит старые традиции, чертеж L (рис. 216) — первые шаги к новой системе, чертежи R и 5 (рис. 217) полное развитие новой системы. Крыша V существует в Виньори; примеры L, R и S взяты из двух маленьких церквей в Шампани (Ларзикур и Гейльц ле Морю). В Виньори (V) крышу составляли, по античным традициям, главные фермы, поддерживающие посредством подмог всю тяжесть кровли.

Готические крыши. Конструкция крыш

Рис. 217

На чертеже L эти подмоги исчезли; стропила опираются непосредственно своими башмаками на опорную площадку, образованную двумя мауэрлатами; здесь налицо еще напоминание о романской ферме в виде ригеля и бабки, но назначение ригеля заключается исключительно в том, чтобы создать затяжку, необходимую для воспринятая распора, а бабка уменьшает нагрузку этой затяжки и поддерживает подконьковую ферму.

Наконец, в R и S уже не остается ничего от античной фермы: главные стропильные пары S отличаются от второстепенных стропильных пар лишь наличием затяжки, воспринимающей распор, и наличием бабки, в которую врезывается подконьковая продольная ферма. Для определения даты этой системы надо заметить, что крыша L принадлежит церкви, имеющей все характерные черты романского стиля, а это позволяет нам отнести эту систему по крайней мере к последнему периоду романской архитектуры.

Что касается плотничной сборки готической крыши, то здесь применяются самые простые приемы. Соединения обычно выполняются не на врубках, а при помощи шипов и нагелей (рис. 216, А). Соединение на врубках (В) употребляется только в том случае, когда элементы пересекаются под очень острым углом. Когда надо соединить два вдоль идущих элемента (деталь С), употребляют деревянные хомуты с деревянными же нагелями; железные скобы вводятся в употребление лишь в XIV в. и встречаются редко: каждый цех считает для себя вопросом чести обходиться без чуждой помощи, и плотник прибегает к помощи кузнеца только в случае крайней необходимости.

Перейдем к рассмотрению главных случаев применения этой системы и ее вариантов.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Все приведенные выше примеры позаимствованы из зданий, где конструкции крыши скрыты сводами, над которыми они расположены; рис. 224—227 показывают, как изменяется стропильная система в тех случаях, когда она должна оставаться видимой.

Стропила с затяжками

Обычный тип является не чем иным, как воспроизведением только что описанной нами стропильной системы, но только покрытой украшениями. Рис. 224 показывает детали крыши в церкви Сен-Жан в Шалоне; все в ней, включая стропила, остается открытым, даже черепицы лежат на видимой обрешетке.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками

Рис. 224

В большинстве случаев стропила снизу обшиваются досками в шпунт, образуя своего рода цилиндрический свод, который возвышается над нефом. Воздушная прослойка, находящаяся между кровлей и обшивкой, защищает здание от резких колебаний температуры; это лучшее изолирующее средство. Пример N (рис. 225) позаимствован из нефа церкви в Монтье ан Дэр.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками

Рис. 225

Стропила без затяжек: деревянные своды

До сих пор мы рассматривали только такие фермы, распор которых воспринимается затяжками. Но более изящное и более подходящее для открытых ферм решение заключалось бы в том, чтобы стропила держались без помощи затяжек. Затяжка воспринимала распор стропильных ног; чтобы обойтись без нее, надо было либо воспринять распор жесткой конструкцией фермы, либо же воспользоваться сопротивлением стен. Оба приема комбинируют один с другим.

Насколько возможно, уменьшают распор, связывая части фермы между собой, а сопротивление стен воспринимает остаток сил распора. Крыша превращается, если не по виду, то по принципу уравновешивания, в настоящий свод. Наиболее замечательное применение получили стропила без затяжек в английской архитектурной школе.

Наряду с нервюрнымн сводами, в которых камень заменяется деревом, можно привести много примеров крыш (рис. 225, М), где единственным препятствием для расхождения ног являются ригель и кривые подкосы. Эти подкосы под ригелем образуют овальную дугу, распор которой чрезвычайно незначителен. Как правило, между фермами оставлены большие интервалы, и система таких подкосов применяется для поддержки прогонов, переброшенных с одной фермы на другую.

В соборе в Эли (рис. 226, В) ферма состоит из двух составных брусьев, подпирающих друг друга в вершине, поставленных на деревянные кронштейны, которые выступают над плоскостью стены. Крыша над залом Вестминстерского аббатства (рис. 226, А) устроена по тому же принципу: большая арка, работающая наподобие нервюры, поддерживает стропильные ноги фермы.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила без затяжек: деревянные своды

Рис. 226 - 227

Но, чтобы уменьшить распор и придать системе жесткость, арка отделена от стропильных ног широким промежутком; это расстояние заполнено решеткой, образующей как бы жесткий деревянный остов, мало поддающийся деформации и, следовательно, почти не оказывающий распора. Пролет этой стропильной конструкции превышает 20 м.

В Англии в таких открытых фермах часто применяется треугольная решетка из пересекающихся подстропильных подкосов. Мы встречались уже с этой системой треугольной решетки во Франции еще в начальную пору готики. Она существует не только в Англии, но и в скандинавских странах; пример N (рис. 227) позаимствован из одной норвежской церкви.

Мы не будем пытаться установить, где зародилась эта система, но единообразие ее приемов указывает на общность влияний. И вероятнее всего, что создателями подобной конструкции из дерева были скандинавские народы — профессиональные моряки.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Готический стиль в архитектуре

Величественный и таинственный, готический стиль стал ярким символом европейской архитектуры Средневековья. Он соединил в себе суровость камня, лёгкость стекла и яркость витражных красок.
Устремлённые ввысь остроконечные башни, невесомые полуарки, строгие вертикальные колонны и даже заострённые кверху оконные проёмы — всё это демонстрирует стремление человечества к небесному, возвышенному, запредельному.
Готический стиль в архитектуре — Шартрский собор (Франция)

  • — Готика в архитектуре: концептуальные особенности
  • — История стиля
  • — Готика в современном строительстве
  • — Материалы
  • — Крыша
  • — Фасад
  • — Цвета
  • — Декоративные элементы
  • — Фото и видео
  • — Архитектурные сооружения в готическом стиле

Основные черты готики в архитектуре

Готическую архитектуру легко узнать по следующим признакам:

  1. стрельчатые каменные арки и полуарки (аркбутаны);
  2. устремлённые ввысь узкие башенки;
  3. кованые шпили на крыше;
  4. удлинённые витражные окна с заострённым верхом;
  5. «роза» в центре фасада;
  6. большое количество декоративных элементов (архивольты, вимперги, тимпаны);
  7. все части сооружения стремятся вверх, подчёркивая вертикаль.

История стиля

Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в). Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей), имеющих культовую, религиозную принадлежность. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).

Готика в современном строительстве

Проект коттеджа в готическом стиле

В настоящее время, на фоне тенденции создания комфортных условий загородного проживания, требования к архитектурному исполнению построек постоянно усложняются.
Одним из востребованных направлений в этой области стал готический стиль, дающий много интересных идей. Но стоит заметить, что подходит он далеко не каждому.
Коттедж в готическом стиле — это эксклюзив, выполняющийся под заказ отдельного владельца. Причём необходимо быть готовым к тому, что такая постройка всегда будет в центре внимания.

Материалы для строительства в готическом стиле

Для возведения современного дома в готическом стиле совсем необязательно строить средневековый замок в натуральную величину. Достаточно лишь придерживаться канонов, придающих нужную стилистическую направленность.
Основной материал для строительства домов в готическом стиле — природный камень. Однако, в случае необходимости, его вполне можно заменить на более доступные материалы (кирпич, блоки). А придать фасаду соответствующий вид помогут декоративная штукатурка и панели, имитирующие камень.

Крыша в готическом стиле

Крыша в готическом стиле

Первое, что привлекает внимание в сооружениях готического типа — сложная, высокая, многоскатная крыша, устремлённая к небу. Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли).
Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная).
Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

  • Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
  • Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
  • «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
  • Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
  • Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
  • Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
  • Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.
    Фасад в готическом стиле «Портал» в готическом стиле «Роза» в готическом стиле

Цвета готики

Ключевым цветом готического стиля традиционно считается фиолетовый, олицетворяющий единство земного (кроваво-красный) и небесного (синий). Сейчас он, в неярких, сдержанных тонах, используется в основном для оформления кровли.
Для фасадов подходят солидные, неброские оттенки светло-серого, глинисто-коричневого, камуфляжно-зелёного.
Основные цвета витражей в готическом стиле: красный, синий и желтый.
Выразительные контрасты создаются путём использования белого или чёрного цветов.

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения.
Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

готический стиль в интерьере

Готический стиль в интерьере и архитектуре зародился еще в Средние века, но и на сегодняшний день он не утратил своей популярности. Загадочная привлекательность готики вызывает стойкую ассоциацию с таинственной мистикой. Не удивительно, что именно благородный готический стиль чаще всего применялся для оформления самых величественных замков и архитектурных шедевров.
Готический стиль в интерьере

  • — Готика в интерьере: характерные особенности
  • — Материалы и отделка
  • — Мебель
  • — Детали и декор
  • — Фото
  • — Видео

Готика – это уникальный стиль, который сочетает в себе элегантность и аристократизм, неповторимое величие и изысканность. Сегодня готический стиль часто применяется для оформления интерьера элитных ресторанов и дорогих отелей, позволяя их посетителям с головой окунуться в волшебную эпоху отважных рыцарей и обворожительных дам.

Характерные особенности готики в интерьере

Готика в интерьере

Готический стиль относится к «широкомасштабным» — он предполагает наличие большого пространства, высоких окон, роскошных витражей и обилия света. Конечно же, не каждый современный любитель готики является счастливым обладателем замка. Но не стоит расстраиваться – готический стиль можно использовать и для оформления интерьера обычной городской квартиры или загородного коттеджа.

Характерные черты готики в интерьере:

  1. Цветовая гамма должна идеально отвечать мистической атмосфере данного стилистического направления. Именно поэтому чаще всего предпочтение отдается темным оттенкам – бордовым, иссиня-черным, пурпурным, синим, лиловым, фиолетовым.
  2. В качестве отделочных используются исключительно натуральные материалы – камень, мрамор, ценные породы дерева, стекло и металл.
  3. Обязательным элементом классического готического стиля являются роскошные витражи из цветного стекла, резные деревянные двери, высокие своды с лепниной, потолочные балки.
  4. Особое внимание уделяется освещению – его должно быть очень много. В центре внимания, конечно же, большая кованая люстра, которая выполняет роль основного источника света.
  5. Неотъемлемый элемент готического стиля – большой камин в центре комнаты, украшенный кованой металлической решеткой.

Материалы и отделка

Для готического стиля характерно использование благородных натуральных материалов – дерева, камня, мрамора. В современной готике обязательно присутствие большого количества стекла и металла. Среди ценных пород древесины оптимальным вариантом станут: темный дуб, бук, лиственница, ольха, кедр, можжевельник.

Готический стиль в интерьере

Конечно же, натуральный мрамор может позволить себе далеко не каждый. Отличной заменой может стать искусственный камень или другие материалы с имитацией мраморной фактуры.
Для оформления пола можно использовать различные породы дерева, керамическую плитку или паркет.

Готический стиль интерьера

Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под Средневековье, фрески и настенные росписи.
Очень часто применяется резьба по металлу или дереву, которая украшает, например, деревянные двери или своды.
Прекрасным украшением потолка станет кессонная конструкция.

Мебель для интерьера в готическом стиле

Для этого стиля характерно использование массивной, но изящной деревянной мебели. Огромная кровать с высоким изголовьем, украшенная резьбой по дереву или оригинальными коваными металлическими деталями, с тяжелым балдахином, вне сомнения, украсит любую спальню в готическом стиле.

Мебель для готического интерьера предполагает наличие высоких деревянных столов с красивыми резными ножками, стульев и кресел с деревянными подлокотниками, резных сундуков, украшенных кованой металлической фурнитурой, зеркал в тяжелых металлических рамах.
Сегодня, роль сундуков с успехом могут выполнить высокие деревянные шкафы или буфеты, дверцы которых украшены зеркальными узорами или стеклянными витражами.
Мебель в готическом стиле может иметь кованые металлические ножки изогнутой формы, украшенные различными узорами.

Детали и декор

Для интерьера в стиле готика характерно минимальное количество декоративных элементов и украшений.
Основным украшением в комнате должен стать большой камин, оформленный натуральным камнем и коваными металлическими элементами.

На сегодняшний день настоящий очаг можно заменить искусственным камином.

Также в готике прекрасно будут смотреться фрески и лепнина, настенные гобелены с геральдической тематикой.

В качестве декора в готическом стиле чаще всего используются:

  • Большие, массивные зеркала в деревянных или металлических рамах.
  • Старинное оружие на стене, кованые подсвечники.
  • Бронзовые или позолоченные кубки, тарелки, вазы с резными узорами.
  • Необычные скульптуры из дерева или металла, светильники в форме факелов на стенах.
  • Картины с исторической тематикой – изображениями рыцарей или рыцарских поединков.
  • Красочный текстиль, из которого выполняются массивные, тяжелые драпировки.

Готический стиль в интерьере – это неповторимое сочетание роскоши и мистицизма, которое обязательно придется по вкусу всем поклонникам неординарности и креативности.

Готический стиль в интерьере — фото

Дизайн интерьера в готическом стиле — видео:


Читайте также: