Дом с балериной на крыше

Обновлено: 16.05.2024

Тверская

На втором плане так называемый «Дом под юбкой» по адресу Тверской бульвар, 28/17. Спроектировал этот дом знаменитый «придворный» архитектор Сталина Аркадий Мордовинов, «из-под пера» которого вышла значительная часть зданий главной улицы Москвы Стиль ампир в облике этого здания тоже поддерживался, правда, ампир в его раннесоветском понимании - с массивными стенами из светлого кирпича, затейливым рельефом и непременными башенками и статуями. Своя статуя была и на этом доме, как раз на той самой угловой башенке: огромная фигура балерины, которая в высоко поднятой руке держала главный атрибут того времени - непременные серп и молот.

Тверская - Дом под юбкой

Сама «дама» - это не собирательный образ русских балерин, а фигура абсолютно конкретная. Ее лепили с примы Большого театра Ольги Лепешинской, любимицы Сталина и, как поговаривают, его любовницы. По инициативе Сталина живой прообраз статуи тоже поселили в этом самом доме. В своих мемуарах балерина вспоминала, что в Великую Отечественную войну во время воздушных бомбардировок Москвы ее приятель и партнер по самым сложным балетным партиям, Михаил Габович, всегда дежурил на крыше здания газеты «Известия», что наискосок от Тверской, 17. Когда воздушная атака заканчивалась, Ольга, которую обычно направляли сбрасывать зажигательные бомбочки с других крыш, всегда звонила Михаилу и интересовалась: цела ли Лепешинская, имея в виду статую.

Войну каменная дама пережила безо всяких потерь. Зато далеко за порог эпохи Сталина переступить не удалось: статую спешно демонтировали. Формальным поводом послужило то, что на руке «дамы из балета» появилась трещина, и скульптура нуждалась в реставрации. Но было и неформальное объяснение. Говорят, что грациозная каменная балерина сильно раздражала тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву. Да и самого Хрущева тоже. Во всяком случае, «дама из балета» на Тверскую так и не вернулась. Как не вернулись на свои места и множество других скульптур, которые украшали другие столичные «сталинки». К слову, сама Лепешинская вскоре покинула сцену и перебралась в другую квартиру.

Всего 9 фото

Всего 9 фото

Семиэтажный дом с угловой «башенкой» по улице Большая Полянка, 1/3 возведен в 1939 году архитектором Аркадием Григорьевичем Мордвиновым. Он привлекает внимание проходящих своим фасадом в стиле сталинского ампира и изящной мансардой. Здание расположено на углу с Кадашевской набережной города Москвы. Меня всегда по ходу занимали это здание и эта самая «башенка», ее история, но всё было недосуг. Так что мы узнаем об этом интересном месте Замоскворечья, историю «Дома с башенкой» и конечно же о ней самой)

До Отечественной войны 1812 года, практически на этом же месте по Большой Полянке, №1, стоял дом княжеской семьи Трубецких, созданный зодчим Василием Ивановичем Баженовым в 1773 году. Парадный фасад строения был обращен в сторону Кремля. В 1761-м на территории владения возвели деревянную церквушку с каменным фундаментом и освятили ее во имя Казанской Божией матери.В 1783-м церковь была упразднена, а сам дом Трубецких был разрушен при захвате Москвы войсками Наполеона.

По нечетной стороне улицы, от нынешнего дома и вплоть до Полянского рынка, еще в 30-х годах прошлого столетия стоял дом Вольфа-Прозоровского, выстроенный в последнее 25-летие XVIII века на сводчатых погребах. В разные годы авторами проекта, очертания которого напоминали знаменитый дом Пашкова, были два знаменитых архитектора – Матвей Федорович Казаков и все тот-же Василий Баженов. Реконструкцию дома проводил в конце этого же века зодчий М.Ф. Казаков на средства нового хозяина И.И. Прозоровского.

02.

02. "Дом с башенкой" на дальнем плане. На первом плане справа Особняк Рыловых-Котова по адресу Большая Полянка, 2/10. История этого дома связана с располагавшейся здесь некоторое время первой российской женской академией, созданной Екатериной Романовной Воронцовой-Дашковой.

Из стоящего здесь здания Вольфа-Прозоровского в начале Большой Полянки, неподалеку от Малого Каменного моста, открывался круговой обзор на местные окрестности. Эта черта отразилась и в архитектурной составляющей фасадов, имевших равные по количеству вертикальные оси. Два уровня строения размещались на достаточно высоком цоколе и были объединены в единое целое с применением ионических пилястр, относившихся к большому ордеру.

03.

03. "Дом Прозоровского". 1906 год

В 1876-м объединенный участок находился в собственности штабс-капитанши Софьи Алексеевны Брянской. Спустя три года, за долги, усадьба была продана с торгов статскому советнику и коммерсанту Лазарю Соломоновичу Полякову, который сдавал его в аренду за весьма приличные деньги.

04. Местонахождение будущего

04. Местонахождение будущего "дома с башенкой". Ликвидация ледяного затора на Обводном канале. 14 марта 1926 года. В центре кадра и выше "Дом Прозоровского".

Весь участок с уникальными памятниками архитектуры демонтировали в 1930-х годах, а вскоре на части территории построили дом №1/3 по улице Большая Полянка.

«Дом с башенкой» был построен в 1939-40 годах по проекту известного московского архитектора Аркадия Мордвинова, который в первую очередь знаменит своей работой над проектом гостиницы «Украина» (в соавторстве с Олтаржевским), а также строительством домов на Фрунзенской набережной. Интересно, что в начале своего пути Мордвинов примыкал к конструктивизму, но с началом 1930-х годов от этих взглядов отказался. О чем красноречиво говорят его работы.

05. Фасад

05. Фасад "Дома с башекой" со стороны Большой Полянки

Дом на Большой Полянке относят то к «сталинскому ампиру», то к мавританскому стилю. И то, и другое верно: сам дом - явная «сталинка», массивная и устойчивая, как слон, а вот беседка («башенка») действительно напоминает хауду - специальное сиденье, которое крепится на спину слона, для перевозки в нем важных лиц (правда, хауда - индийский термин). Кроме того, именно для мавританского стиля характерно использование башенок, арок, куполов.

Изюминка этого дома - «башенка» - беседка в угловой части здания. Есть полное ощущение, что «чего-то здесь точно не хватает»)

06.

06. "Башенка" - "беседка"

Как мы видим на старом фото 1950 года ниже, башенка не пустовала, как и «Дом под юбкой» на Тверской) На башенке замечается характерный вазон на котором установлен серп и молот - символ эпохи. Кстати, внутри башенки находилась цилиндрическая ячеистая конструкция из оцинкованного железа. Внутри нее была лесенка, очевидно для доступа на вершину конструкции. Кстати сейчас отсутствует и балюстрада вокруг этой примечательной архитектурной детали здания.

07.

07. "Дом с башенкой" на Полянке. 1950 год.

Данный дом один из первых в Москве был возведен с применением шлакоблоков. Но, очевидно, осознавая важность местоположения (все-таки, да еще набережная и Кремль), не забыли и о фасаде. В таком месте преступлением было бы возвести незаметное здание (хотя, кажется, это сделали раньше - построив «Дом на набережной», но и тот по первоначальному замыслу должен был быть краснокирпичным, и только потом его сделали серым, поэтому здание воспринимается как мрачное).

08.

08. "Дом с башенкой" на Полянке. 1947 год.

И, кстати, в связи с тем, что с крыши дома на Большой Полянке хорошо просматривается и «Дом на набережной», в котором жили многие видные члены партии и даже сама дочь Сталина Светлана Аллилуева, существует версия, что башенка использовалась для внешнего наблюдения за «неугодными» лицами (ведь известно, что всего были расстреляны около 700 человек, проживавших по этому адресу). Но подтверждений этого предположения не находится. Поэтому можно считать башенку просто декоративным элементом этого здания.

09. Вид с Малого Каменного моста в сторону Замоскворечья на юг. Слева

09. Вид с Малого Каменного моста в сторону Замоскворечья на юг. Слева "желтое" шестиэтажное кирпичное здание офисного центра, это бывший доходный дом, построенный в 1901 году по проекту архитектора М.М. Черкасова по адресу Кадашевская набережная, дом 6/1/2, стр. 1. Справа "Дом с башенкой" по адресу Большая Полянка, дом 1/2. Справа в кадре ул Большая Полянка.

Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941 гг / Автор-сост. Н.Н. Броновицкая. М.: Искусство-XXI век, 2015.

Сытин, П.В. Из истории московских улиц, М., 1948.

Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. М.: Искусство—XXI век, 2014.

На углу дома на крыше некогда стояла девушка и, глядя на памятник Пушкину, приветствовала его серпом и молотом

Дом №17 по улице Тверской знаменит не только тем, что в его стенах жили известные личности (такие как драматург Григорий Горин, летчик Александр Горголюк, пианист Александр Гольденвейзер и другие), и что на первом этаже расположился ресторан «Армения», но и тем, что на углу дома на крыше некогда стояла девушка и, глядя на памятник Пушкину, приветствовала его серпом и молотом. Автор скульптуры - советский мастер Георгий Мотовилов, слепивший стройную красавицу со своей жены (по крайней мере, так утверждают старожилы 17-го дома). По другой версии, прообразом девушки стала известная балерина Ольга Лепешинская (но большинство москвоведов в это не верят). Так или иначе, жилое здание на Тверской единогласно прозвали «домом под юбкой». И называют так до сих пор. Правда, той юбки на крыше давно уже нет.

Спустя пять лет после смерти Сталина девушку демонтировали, так как она начала сыпаться в прямом смысле этого слова. Бетон, из которого была сделана скульптура, дал слабину и отваливался кусками прямо на тротуар.

И вот спустя 60 лет жители дома объединились и борятся за то, чтобы облик 17-го дома восстановили, вернув на место скульптуру. Не ту, которая старая, а вполне себе новую. Отлитую из безопасного и более легкого материала.

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички. «В этом доме жил и творил. ». «На этом месте стоял Храм во имя Пресвятой Троицы. ». «В восьмом подъезде расположена музей-квартира А. Б. Гольденвейзера. ». Миновав арку, оказываюсь во дворе. А еще через минуту попадаю в маленький вагончик охранников. Те были заняты важным делом, смотря по телевизору «Джентльмены удачи» и играя в карты.

- Слыхали, конечно, про эту скульптуру, - признались мужики. - И то, что она сыпаться начала, тоже. Но только знайте, никакая это не балерина. Потому что юбка у нее была чуть ли не до пят. Где вы видели таких балерин?

Это верно. Благодаря старым снимкам можно заметить, что на девице Мотовилова нет балетной пачки. Хотя в народе многие называют ее балериной (видимо, из-за той же Лепешинской).

Старшая по дому Людмила Василенок рассказала, что кампания по возвращению скульптуры началась еще лет пять назад. Когда кто-то из местных жителей притащил старую фотографию и сказал, что девушку нужно вернуть. Писали письма в управу, мэрию, городскую думу. Но ответы получали неоднозначные. Мол, вернуть было бы хорошо, но нужно этот вопрос рассматривать отдельно. И так ни к чему и не пришли.

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички Фото: Павел КЛОКОВ

- Надо понимать, что эта скульптура вошла в историю, - рассказала «КП» жительница дома №17 по улице Тверской Галина Абрамова. - Она есть на многих советских марках и рисунках. Ее печатали в газетах и журналах. Это, можно сказать, символ Москвы. Пускай и в руках у нее серп и молот.

По словам Абрамовой, несколько лет назад были еще живы знакомые архитектора дома Аркадия Мордвинова, которые рассказывали, что фигура женщины на крыше была слеплена с супруги ее создателя Георгия Мотовилова.

Стоит ли говорить, что квартиры в этом доме стоят очень дорого (двушка - 38 миллионов рублей). Расположение обязывает (до Кремля 10 минут ходьбы). К тому же дом сталинский. С просторными комнатами. И высокими потолками (3,3 метра). Всего в доме 158 квартир. На первом этаже магазины и кафе.

- Между прочим, у нас и сейчас живут известные артисты, - рассказали жильцы. - Например, Светлана Немоляева (народная артистка РСФСР, - прим. авт). В другом подъезде художник-монументалист Сергей Тер-Григорян.

Пообщаться с известной актрисой не удалось, а Сергей Леонович сообщил «КП», что в восстановлении скульптуры не видит ничего сложного. Ротонда, на которой она стояла, сохранилась. А фигуру (высотой - около 7 метров) можно отлить из современных материалов (на основе пластика, например).

Спустя пять лет после смерти Сталина девушку демонтировали

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ БАЛЕРИНЫ

Историки и блогеры также выступили за то, чтобы вернуть скульптуру. Известный москвовед Павел Гнилорыбов сообщил, что этот вопрос в скором времени рассмотрят на заседании Совета депутатов Тверского района. И что эту идею поддержали в архитектурном совете столицы и Москомархитектуре (более 90% за).

- Мы направили письма и предложения во все департаменты и органы города, которые так или иначе связаны с этим вопросом, - рассказал Павел . - Ответы традиционно готовятся около 30 дней. По мере поступления я буду публиковать их на своей страничках в социальных сетях.

В интервью «Комсомолке» москвовед объяснил, что все работы по восстановлению должен взять на себя городской бюджет. Кроме того, что скульптура вернет 17-му дому его знаменитый облик, она еще повысит интерес туристов к этому месту. Многие раньше назначали свидания «под юбкой». Девушка встречала гостей города, ехавших с Белорусского вокзала в сторону центра.

- На въезде в Минск (сразу после вокзала) стояли две огромные башни и у них такая же история, - добавил Гнилорыбов. - В 70-е годы они стали осыпаться от времени. И их восстановили из силумина (сплав алюминия с кремнием, - прим. ред.). Сейчас не обязательно использовать силумин. Есть более легкие материалы на основе пластика (полые внутри).

КСТАТИ

Когда памятник Пушкину стоял на Тверском бульваре (через дорогу от того места, где он стоит сейчас), по столице гуляли шуточные строки: «Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног». В принципе, когда солнце русской поэзии перекатилось через дорогу, четверостишие не потеряло актуальность.

ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР - ЗА

Как сообщили «КП» в пресс-службе Москомархитектуры, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов поддержал идею с восстановлением скульптуры. После того, как активисты объявили кампанию по возвращению балерины, он заявил, что это пойдет на пользу города.

- Главное, взвесить все «за» и «против», - сказал Кузнецов. - Но в целом я эту инициативу поддерживаю.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ВЕРНУТЬ

По мнению москвоведа Павла Гнилорыбов, в столице есть много архитектурных элементов, которые следует восстановить.

- Раз мы говорим о сталинской архитектуре, то, например, на Гончарной, 14 есть статуи, у которых руки уже отваливаются и торчат арматуры, - рассказал «КП» москвовед. - Это выглядит печально. Также хотелось бы вернуть атлетических юношей в арке на входе на станцию метро «Театральная» (когда мы по Дмитровке идем - рядом с Большим театром). Там есть две ниши. Еще были хорошие скульптуры юноши и девушки на доме №4 - и тоже на Тверской. Дом без них смотрится голенько.

Возрастная категория сайта 18 +

Верните балерину. Активисты требуют от властей Москвы восстановить первоначальный образ здания на углу Тверской и Пушкинской площади со знаменитым магазином «Армения» на нижнем этаже. По замыслу архитектора, на крыше дома была установлена статуя балерины

Тверская улица.

Тверская улица. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС -->

Вернуть «под юбку» дом № 17 на Тверской улице просит Telegram-канал «Архитектурные излишества». Речь идет о жилом здании на углу Тверской и Пушкинской площади со знаменитым магазином «Армения» на нижнем этаже. Дом был построен в 1940 году по проекту архитектора Мордвинова.

До 1958 года ротонду на крыше дома украшал ныне утраченный скульптурный элемент — стройная женская фигура в легком платье, с серпом и молотом. В народе ее прозвали балериной, некоторые отмечали ее сходство со знаменитой примой Большого театра тех времен Ольгой Лепешинской.

Само здание, на котором стояла скульптура, горожане называли «домом под юбкой». В 1958 году обветшавшую балерину с башни убрали. Теперь активисты заручились поддержкой большого, по их словам, числа горожан и просят вернуть балерину обратно.

25 января этот вопрос будет рассмотрен на заседании совета депутатов Тверского района, сообщил Business FM основатель Telegram-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов:

Павел Гнилорыбов основатель Telegram-канала «Архитектурные излишества» «Вся улица была украшена скульптурами, и самая яркая из них как раз находилась на доме № 17. Мы хотим ее восстановить. Мы направили соответствующие запросы во все департаменты: департамент культуры, департамент культурного наследия, департаменты, связанные с градостроительной политикой. Мы хотим получить точный ответ: можно ли это сделать за государственные деньги или нам придется фандрайзить? Мы в любом случае хотим, чтобы эта балерина с серпом и молотом в руках вне идеологии, просто как памятник культуры вновь смотрела на горожан. Это была легкая, это была ажурная, это была удивительная фигура работы скульптора Мордвинова. Мы каждый день видим его скульптуры в московском метро. В этом году исполняется как раз 60 лет, как эту скульптуру убрали. Где она, на чьей даче валяется, либо подверглась внешней деформации, мы, к сожалению, не знаем. Мы просто хотим, чтобы наш город больше насытился такими памятниками, которые стоят, ну, мы думаем, считаные сотни тысяч рублей, на ротонду опять вернуть эту фигуру высотой всего лишь несколько метров. Дело в том, что она еще и с Пушкиным взаимодействовала. Были еще такие стишки: «Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтобы Александр Сергеевич мог увидеть пару женских ног». Районные советы, то есть это депутаты Тверского района и района Якиманка, уже изъявили свое желание включить эти пункты в повестку, и в 20-х числах они будут рассмотрены».

Сейчас дом № 17 смотрится несколько грубым, большим и тяжеловесным. Если балерина вернется на свое место на крышу ротонды, это придаст зданию легкость, оно приобретет законченный вид и станет таким, каким задумывал его архитектор. Так считает автор архитектурной программы на канале «Москва 24» Владимир Раевский:

Владимир Раевский автор архитектурной программы на канале «Москва 24» «Сама по себе идея замечательная, потому что без этой балерины архитектурный проект неполный, он же задумывался иначе архитектором Мордвиновым. Поэтому вернуть балерину — идея прекрасная. Обычно мне не очень нравится, когда что-то возвращают ровно в том виде, в котором это исчезло. То есть, например, перестроенный храм Христа Спасителя, по-моему, это не то, потому что все смотрится фейком, некоторой симуляцией. А в случае с балериной, она же носит характер как бы декоративный, поэтому мне кажется, что вернуть ее можно было бы ровно в том виде, в котором она была утеряна. Вот бы еще только рассмотреть, чье у нее было лицо. Ольги Лепешинской или не Ольги Лепешинской?»

Активисты из «Архитектурных излишеств» заявили, что, если за бюджетные деньги проект реализовать не удастся, они готовы организовать сбор средств и установить памятник на частные деньги.

Тверская 17, бывший магазин «Армения» и дом с готическими башенками

Мощное здание по Тверской, 17 напротив Елисеевского магазина украшено готическими башенками и ротондой. Здание возведено по проекту архитектора Аркадия Мордвинова в 1940 году. В доме поселились известные люди, представители творческой интеллигенции — писатели и драматурги, скульпторы и музыканты.

Ротонда дома завершалась скульптурой девушки с серпом и молотом в поднятой руке, созданная Аркадием Мотовиловым. В народе стали ходить шутки по поводу не совсем обычной статуи — то ли балерины, то ли статуи Свободы с символами труда в руке.

Мало того, что здание окрестили «домом под юбкой», но и Пушкина приплели. Памятник поэту в то время находился на противоположной стороне улицы. Пушкин как будто слегка отвернулся, словно ему неудобно было заглядывать даме под юбку. В народе даже стихи сложили по поводу «пары стройных женских ног».

Кто же позировал скульптору Мотовилову? По устоявшейся версии, это была балерина Ольга Лепешинская, любовница вождя, а поселили её в дом со статуей специально. Во время бомбежек Москвы в 1941 году жители верили, что если балерина стоит (на крыше), значит и Москва ещё стоит.

Но Ольга Мотовилова-Комова (внучка скульптора Аркадия Мотовилова) опровергает это мнение. Его дед действительно изваял балерин, но это было значительно позже, и всех он лепил, как и полагается, в пачках, в отличие от балерины с дома «под юбкой».

Некоторые эксперты считают, что скульптура была статуей свободы. Её образ показывал единение советской интеллигенции и рабочего класса. Есть еще одно предположение — фигура на ротонде изображает любимую жену Мотовилова — балерину Большого театра Ольгу Батикину. Но и эта версия отпадает, поскольку скульптор познакомился с будущей супругой только в конце 1948 года, когда статуя уже давно стояла на доме.

Скорее всего, это собирательный образ девушки комсомолки, спортсменки, которая идет вперед, к победе коммунизма с серпом и молотом в руке.

Балерина «протанцевала» на ротонде до 1958 года. Со временем на скульптуре появилась трещина, но это только официальная версия. Георгий Мотовилов был мастером своего дела, и его работа не могла так быстро начать разрушаться. Возможно, истинная причина в том, что «летящая» женская фигура, встречающая гостей Москвы, просто раздражала Хрущева и министра культуры Фурцеву, которая курировала московскую архитектуру и скульптуру.

Возможно, что балерину посчитали символом сталинской эпохи и поэтому её сняли. Теперь скульптура безвозвратно утеряна. Впрочем, это не первая жертва этого места. Осенью 1934 года стоявшие здесь церковь Дмитрия Солунского и колокольня были снесены.

В настоящее время москвичи обращаются во многие инстанции с просьбой вернуть балерину на ротонду, значит и дом по Тверской — «под юбку».

Читайте также: