Дом построен из кирпича который изготовили география

Обновлено: 15.05.2024

Глина – очень хороший строительный материал, и из него массово строятся частные дома во многих регионах нашей страны. Но если посмотреть на географию этого строительства, то можно заметить, что такие дома распространены только в южных регионах, где часто хоть и очень холодно зимой, зато влажность воздуха невысокая. А вот на севере влажность всегда сильная – и зимой, и летом. А этого глиняные стены совсем не любят.

Очень много приходилось слышать про дома со стенами из глины, даже доводилось такие видеть своими глазами – в Крыму и на Дальнем Востоке. И хочу засвидетельствовать – такие дома имеют право на жизнь, особенно в сегодняшнем загородном домостроении, когда основные стеновые материалы подорожали чуть ли не вдвое.

Глина – материал практически бесплатный, и изготовить из него кирпич-сырец (саман) для строительства стен сможет своими руками каждый даже не сильно знакомый со строительством человек.

Кроме того существуют глинобитные стены, которые принципиально могут быть гораздо прочнее, чем саманные, и гораздо более долговечные.

В принципе, даже сырая глина, хорошо утрамбованная, со временем превращается в камень, правда, прочности гранита, базальта и даже керамического кирпича она не достигнет, но при определенных условиях может быть такой же прочной, как и газоблок.

Дом с глиняными стенами в Краснодарском крае. Дому уже более полувека, но он выставлен на продажу, и, возможно, уже куплен новыми владельцами

Дом с глиняными стенами в Краснодарском крае. Дому уже более полувека, но он выставлен на продажу, и, возможно, уже куплен новыми владельцами

Доказательство моих слов – огромное количество саманных и глинобитных домов во многих регионах нашей страны, которые продаются на вторичном рынке и цены на них порой не ниже, чем на дома кирпичные. И стоят такие дома многие десятки лет, и жить в них комфортнее, чем даже в кирпичных.

Но это только лицевая сторона медали, а есть и оборотная. Саманный дом и на самом деле прочный, долговечный, теплый, и построить его можно довольно дешево, чем и занимаются многие наши застройщики сегодня, и живут в таких домах долго и счастливо.

Но только далеко не в каждом регионе такой дом можно построить, чтобы он имел хоть какие-то преимущества перед домом кирпичным. Проблема заключается в сырости, которую сырцовый кирпич или глинобит не переносят. Глина – это материал гигроскопичный, и он воду в себя не просто хорошо принимает – он ее буквально высасывает из атмосферы. А водонасыщенная глина – это уже не строительный материал, по крайней мере – не для прочных стен.

Гидроизолировать глину от влаги так же невозможно, как и дерево. Вернее, технически это сделать можно, но гидроизолированная глина начнет проявлять чудеса строптивости. Пересушенная, лишенная минимума влаги глина начинает разрушаться, трескаться, разваливаться, и очень скоро рассыпается в песок. Поэтому глина всегда должна «дышать», то есть прогонять через себя влагу в виде водяного пара. При этом глина выбирает влагу не только изнутри дома, но и из уличного воздуха, то есть процесс водонасыщения и влагоотдачи, как и у дерева, работает в обе стороны.

А это говорит о том, что дома со стенами из глины нужно строить только там, где для этого есть условия, то есть в относительно сухих регионах.

Именно этим и объясняется, почему саманное строительство в частном секторе сегодня доминирует в южных регионах, а не в северных, где даже в утреннем летнем тумане содержится столько воды, что глина в стене просто не сможет высыхать вовремя, и стена будет постоянно оползать. А гидроизолировать глину нельзя, потому что будем наблюдать обратный процесс, в итоге способный произвести к тому же самому эффекту – стена разрушится.

Очень много в спорах уделяется внимание морозостойкости глины. Говорят, что, например, в Казахстане или на Северном Кавказе морозы зимой стоят даже более сильные, чем в северных регионах России, но в тех местах глинобитные и саманные дома строят, а на севере почему-то такого строительства нет.

Но тут опять-таки надо вспомнить про влагонасыщение глины. Неважно, какие морозы стоят на улице, важно – сколько воды находится в глине. В том же Казахстане или на Северном Кавказе очень сухо, там постоянно, и зимой, и летом, дуют сухие ветры, которые разгоняют всю атмосферную влагу, и в глину заходит только небольшое ее количество. Потому хоть 100 градусов мороза будет на дворе – глиняная стена не разрушится.

А вот на Руси и зимой и летом влажность запредельная, и глина на нее реагирует так, как ей и положено природой. Она практически никогда не высыхает в таком климате, и особенно хорошо глиняная стена влагонасыщается по утрам, кода выпадает роса. На зиму глиняную стену от промерзания хоть можно защитить сайдингом, а как защитить ее от влагонасыщения летом? Вообще никак.

Именно поэтому в северных регионах России и не строят глиняные дома, хотя глины в тех местах столько, что только лопатой в землю ткни. Не прижилось глиняное домостроение на «материковой» Руси ни в каком виде. А народ у нас не дурак, он строился всегда из того, из чего строиться было наиболее практично.

В южных штатах США, а также в Мексике глинобитное домостроение - одно из главных направлений. Очень сухой климат этих регионов позволяет такие дома строить массово и а расчете на века

В южных штатах США, а также в Мексике глинобитное домостроение - одно из главных направлений. Очень сухой климат этих регионов позволяет такие дома строить массово и а расчете на века

Поэтому споры на тему частного глиняного домостроения можно считать законченными.

P. S. Да, забыл рассказать про глинобитное строительство на Дальнем Востоке. Регион этот такой же сырой, как и север России, а то и больше. Но там из глинобита строятся в основном китайцы, которые приезжают в РФ на работу всего на пару-тройку лет. Потому они и строят саманные, глинобитные и землебитные дома тоже на пару лет, а потом просто их бросают. Зато такое строительство и дешевое, и быстрое.

Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми.

ВложениеРазмер
Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми. 23.35 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект по теме: Полезные ископаемые.

Учебник: География Домогацких Е.М.

Образовательные сформировать у учащихся представление:

- о полезных ископаемых;

Развивающие: продолжить формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию из дополнительной литературы, анализировать, обобщать.

Воспитательные: сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.

атласы, учебник (план местности), доска, мел, тетради, план – конспект.

- проверки (прием устного опроса)

- устного изложения (прием объяснения, беседы)

Тип урока: комбинированный

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте поприветствуем Гостей. Садитесь.

II. Проверка домашнего задания

Вопросы учителя: А сейчас давайте вспомним, что мы уже изучили.

Ответьте на мои вопросы:

- какую оболочку Земли мы изучаем?

- а что же такое Литосфера? (твердая оболочка нашей Земли)

- каково строение литосферы? (состоит из земной коры и верхней мантии)

- Скажите из чего состоит Земная кора? ( из горных пород и минералов)

1) Что называют горными породами? 1) (Горными породами называют тела состоящие из нескольких минералов)

2) Что называют минералом? 2) (Тела имеющие однородный состав).

3) Назовите основные группы горных пород по происхождению.

Гранит, Габбро, Диорит

Базальт, Андезит, Липарит, Пемза.

Щебень, галька, гравий, песок, глина

- гипс, поваренная соль

Мрамор, кварцит, гнейс.

III. Изучение нового материала

- Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности? (Нужны)

- Предположите, как могут называться минералы и горные породы, которые полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово

- как люди их добывают? (выкапывают) записать на доске

- Попробуйте сформулировать тему нового урока.

Приступаем к изучению нового материала.

Тема сегодняшнего урока “Полезные ископаемые”.

Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число, тема урока: “Полезные ископаемые”.

  1. узнать, что называют полезными ископаемыми, какие они бывают по происхождению, где может использовать их человек, и какие существуют способы их добычи и как их показывают на картах.
  2. Выясним, что же называют полезными ископаемыми?

В составе горных пород и минералов есть породы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.

-Ребята, что называют полезными ископаемыми? .

Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми .

Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой планеты. Некоторые из них существуют уже несколько миллиардов лет, другие появились позже: их возраст исчисляется десятками и сотнями миллионов лет. Следовательно, полезные ископаемые формировались постепенно, в течение всей жизни нашей планеты. А такие породы, как песок, глина и торф продолжают накапливаться и по сей день. И чтобы увидеть этот процесс, не надо спускаться в неведомые глубины – достаточно выйти на берег реки или побывать на одном из многочисленных болот.

Однако полезные ископаемые были далеко не всегда. Когда древний человек только начал познавать Землю, они для него как бы не существовали. Человека окружала природа: воздух, вода, животные и растения. И вместе с ним – минеральная твердь Земли, каменная основа мироздания, необходимая для всего сущего.

Чтобы ископаемые стали полезными, человек должен был ощутить ту пользу, которую может принести камешек, лежащий на берегу реки или отколотый от скалы. Ему надо было научиться использовать свою находку, обрабатывать её. Немало воды утекло, прежде чем люди поняли, что у них под ногами находится поистине неисчерпаемая кладовая, богатства которой сделают многотрудную жизнь легче и интереснее. И тогда полезные ископаемые “родились” вторично – теперь уже в сознании человека.

  • Какие же бывают по происхождению полезные ископаемые

По происхождению полезные ископаемые , как и все горные породы, делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный .

По происхождению полезные ископаемые, как и горные породы, могут быть:

Для того чтобы узнать, где человек использует полезные ископаемые, мы сейчас с вами выполним задание.

Задание мы оформим в виде таблицы.

Таблица будет состоять из трёх равных колонок, чертим.

Первая колонка будет называться – название полезных ископаемых ; вторая – происхождение, третье – где используется человеком.

где используется человеком

Это задание вы будете выполнять в парах. И поможет вам наш учебник. Откройте п. 11. Приступаем, у вас очень мало времени.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Муниципальное образовательное учреждение

администрации Тельмановского района

Конспект урока

по географии для 9 класса

"Промышленность строительных материалов"

Волкова Антонина Дмитриевна

Тема : Промышленность строительных материалов.

Образовательная: сформировать представление о значении промышленности строительных материалов и ее отраслевой структуре.

Развивающая: развить познавательные умения (выделять главное, анализировать схемы , устанавливать причинно - следственные связи); развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы;

Воспитательная: воспитать важность изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: карта Донецкой области, атласы, раздаточный материал.

Тип урока : изучение нового материала.

1.Организационный момент.

- Сегодня тема нашего урока « Промышленность строительных материалов и отраслевая структура». Прежде чем приступить к изучению темы, давайте вспомним:

а) Какие полезные ископаемые, которые можно отнести к строительным материалам? Почему? (в помощь используют карты атласа)

б) Какие вы знаете строительные материалы нового поколения?

в) Назовите отрасли промышленности с которыми может быть связана промышленность строительных материалов ( посоветовавшись каждая пара дает свой ответ).

Все ответы даются в форме игры «Микрофон».

3. Изучение нового материала.

Учитель: - Промышленность строительных материалов – комплекс отраслей, производящих материалы, детали и конструкции для всех видов строительства.

Задание 1. Работа в рабочей тетради, используя текст § 19 учебного пособия, выпишите виды строительного сырья, которыми богат наш край .

Задание 2. Работа в рабочей тетради. Используя текст §19 учебного пособия продолжите предложение.

Промышленность строительных материалов – комплекс отраслей …

Задание 3. Работа в рабочей тетради. Используя текст § 19 учебного пособия, заполните таблицу

Отрасль строительных материалов,

Факторы, влияющие на размещение

Добыча и первичная обработка

(щебень, песок, гравий и др.)

Производство вяжущих материалов

(цемент, известь гипс )

Производство стеновых материалов

(кирпичи, шлакоблоки, ЖБИ)

После заполнения таблицы учащиеся делают вывод о ф акторах размещения отросли: « Производство строительных материалов сосредоточено преимущественно возле источников сырья и в крупных индустриальных центрах».

4. Объяснение учебного материала учителем (лекция с мультимедийным показом), по ходу объяснения учащиеся записывают в тетрадь название отросли и крупные ее центры.

Отрасль строительных материалов имеет большое значение для индустриализации строительства, снижает его стоимость, экономит металл и древесину, повышает эффективность капитальных вложений в народное хозяйство. Развитие промышленности строительных материалов связано с наличием строительного сырья. Донецкий регион богат естественным строительным сырьем: огнеупорные глины, каолины, кварциты, строительный камень и другое. Для развития строительной промышленности используют как минеральные ресурсы (известняк, гипс, глину, песок, камни и др.) так и отходы других отраслей промышленности (золу, шлаки). Так, шлаки металлургических заводов и электростанций, используют для производства цемента, шлакоблока, шлаковаты, легких наполнителей для бетонных и железобетонных изделий .

Добыча п риродного сырья осуществляется на всей территории.

Современное строительство использует строительные материалы, которые производит химическая промышленность – пластмассы, смолы, клейкие вещества, линолеум, полистироловые плиты и другое. В строительстве применяют детали из литого камня , минеральную вату, которую получают из расплавленного базальта, и новые виды продукции деревообрабатывающей промышленности, например, древесно - стружечные плиты, клееную фанеру. Отрасль производит материалы, детали и конструкции для всех видов строительства.

- стеновые материалы-кирпич, бетонные и гипсобетонные панели, шлакоблоки;

- вяжущие - цемент, известь, строительный гипс;

- кровельные - черепица, шифер, толь, рубероид;

- сборный железобетон и бетон;

- кровельная керамика и фаянс;

- санитарно - технические изделия и другое.


Факторы размещения центров промышленность строительных материалов


Р азмещение промышленность строительных материалов ее зависит от преобладания хотя бы одного из них . В зависимости от потребностей строительства и стадий технологического процесса выделяют предприятия и производства , ориентированные на сырьевые районы, например, добыча и первичная обработка сырья (песка, гравия, щебня, бутового камня), производство вяжущих (цемента, извести, гипса) и стеновых материалов , а также те , что тяготеют к потребителю ( производство железобетонных конструкций , шифера, строительного и оконного стекла и многое другое).

Крупнейшими центрами промышленности строительных материалов в области являются города Донецк, Мариуполь , Амвросиевка, Енакиево, однако в отрасли преобладают небольшие предприятия.

Отраслевой состав.

Важнейшими отраслями являются производство стеновых , рулонных ,

кровельных и гидроизоляционных материалов , асбестоцементных труб и шифера, добыча и переработка нерудных строительных материалов, цементная промышленность, производство строительной керамики. На них приходится более 80 % всей продукции и почти 90 % занятого в строительной промышленности промышленно - производственного персонала. Непосредственно в строительстве используют природный стеновой камень и строительный камень (крепкие осадочные, магматические и метаморфические породы). Другие породы являются сырьем для производства цемента, кирпича, черепицы, стекла, легких наполнителей бетонов, вяжущих и других строительных материалов. Нужды строительства полностью обеспечиваются собственными минеральными ресурсами. Пользуются спросом за рубежом цементное и стекольное минеральное сырье и строительный камень. Граниты, габбро, лабрадориты вывозят в страны ближнего и дальнего зарубежья. Есть значительные ресурсы вяжущего минерального и кирпично -черепичного минерального сырья. Для производства строительных материалов все шире используют вторичные минеральные отходы промышленности – верхние породы месторождений, продукты обогащения руд и угля и т.д.

Месторождения песка и природного камня встречаются почти повсеместно. Предприятия, специализирующиеся на добыче и переработке бутового камня, сыпучих строительных материалов, размещены в районах добычи. Чтобы приблизить перевозки дешевых строительных материалов, разрабатывают местные месторождения.

Цементная промышленность .

Цементная промышленность – материалоемкая отрасль, поэтому цементные заводы размещают в районах добычи сырья.

При производстве 1 т клинкера (полуфабриката цемента) расходуется 1,5 т карбонатных пород (мергеля, доломита, известняка, мела) и почти 0,5 т глины.

Цемент используется как вяжущий материал в производстве бетона, железобетона и шлакоблоков. В Донбассе залегают высококачественные карбонатные породы, поэтому здесь построены крупнейшие цементные предприятия – Амвросиевский цементный комбинат (к нему принадлежат пять заводов и четыре карьера), Краматорский, Енакиевский. Есть условия для производства высокомарочного нефелинового цемента.

Производство сборного железобетона и железобетонных конструкций.

Основная продукция отрасли – железобетонные конструкции для промышленного , гражданского, гидротехнического , дорожного и других видов строительства (производство стеновых материалов, блоков для фундаментов зданий, межэтажных перекрытий, архитектурных деталей, несущих арок, цехов, железобетонных свай, мостовых балок и т.п.).

Основными факторами размещения предприятий отрасли является территориальное сосредоточение производства, наличие строительного минерального сырья, трудовых ресурсов, транспортных коммуникаций. Производственные отрасли тяготеют к крупным промышленным центрам и узлам, населенным пунктам со значительным объемом жилищного и гражданского строительства.

Домостроительные комбинаты и предприятия для производства стальных конструкций размещены в крупных городах (мощные комбинаты в Донецке, Мариуполе).

Производство строительного кирпича – одна из старейших отраслей в промышленности строительных материалов. Она состоит из двух подотраслей – производства глиняного и силикатного кирпича. Поскольку сырье для них есть почти везде, ее размещение ориентируется на потребителя. Дальние перевозки кирпича экономически невыгодны.

Кирпичное производство отличается большой материалоемкостью:

на выработку 1000 шт. кирпича расходуется 2,5 м 3 глины.

Выпускают обычный кирпич, а также полый и пористый, которые имеют хорошие тепло - и звукоизоляционные свойства. Силикатный кирпич изготавливают из кварцевого песка с примесью извести (на 1000 шт. кирпича нужно 2,5 м 3 песка и 0,1–0,2 м 3 извести ).

Производство строительного бетона

Производство силикатного кирпича не такое трудоемкое, как глиняной, и стоимость ее на 30% меньше. Крупный центр производства строительного кирпича – Славянск.

Современное строительство требует различных по качеству и свойствам бетонов. Особую ценность имеют легкие ячеистые бетоны , из которых изготавливают стеновые панели жилых домов. Для их производства используют легкие наполнители. В природе таких наполнителей нет, поэтому их создают искусственно: керамзит ( Донецк), термозит (Донецк, Мариуполь).

Керамзит – искусственный пористый материал, который производят из легкоплавких глинистых пород.

Термозит – шлаковая пемза, которую изготавливают из доменных шлаков, производство этого наполнителя размещено в центрах черной металлургии.

Производство строительного ракушечник

В южных районах производят ракушечник, который имеет хорошие тепло - и звукоизоляционные свойства, легко обрабатывается, дешевый. Его широко используют в строительстве (Мариуполь).

Производство строительной керамики

Производство строительной керамики – отрасль промышленности, которая объединяет ряд предприятий по производству фасадной керамической плитки, плитки для пола, облицовочной глазурованной плитки, санитарно - строительной кислотоупорной керамики, канализационных и дренажных труб.

Строительную керамику производят из тугоплавкой или огнеупорной глины с примесью каолина, кварцевого песка, пегматита, распространенных в разных частях региона, особенно в пределах Украинского щита, окислов отдельных цветных металлов и других минеральных или органических соединений.

Производство керамических глазурованных плиток сосредоточено в Славянске, Артемовске.

Кухонную посуду из фарфора и фаянса изготавливают в городах Славянске и Дружковке. Достаточное количество разнообразного сырья дает возможность расширить это производство.

Производство кровельных материалов

Кровельные материалы ( шифер, черепицу ) все больше производят в пределах региона (Донецк, Мариуполь, Макеевка, Краматорск, Горловка, Торез).

Физкультминутка (после окончания записей объяснений).

4 . Закрепление изученного материала .

1. Из перечисленных отраслей схемы назовите те, которые получили развитие в нашем районе? (схема на вычерчена на доске) Почему?

(учащиеся объясняют, используя знания о основных принципах размещения отрасли строительного комплекса).

2. Охарактеризуйте географию отраслей производства железобетона и

3.Можно ли считать песок основным сырьем для строительной промышленности? Почему?

4. Используя карту атласа стр.1 (Физическая карта Донецкой области), объясните какие строительные производства можно развивать в нашем районе?

5. Нанесите на контурную карту основные центры промышленности строительных материалов.

5. Домашнее задание :

1. Выучить конспект. § 19 изучить конспект;

2. Составить рассказ – рассуждение из 10 предложений ответив на вопрос:

- Можно ли развивать железобетонное производство в нашем поселке (пгт. Тельманово)?

6 . Итоги урока.

(учащиеся анализируют активность своей работы во время урока, степень усвоения материала, комфортность пребывания на уроке…)

Учитель в конце урока просит учащихся оставить смайлики которые у каждого лежали на парте, они отражают отношение обучающихся к изученному материалу урока (Я доволен своей работой на уроке, все понятно; на уроке я работал не плохо; мне было трудно, надо работать еще.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

План – конспект по теме: Полезные ископаемые.

Учебник: География Домогацких Е.М.

Образовательные сформировать у учащихся представление:

- о полезных ископаемых;

Развивающие: продолжить формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию из дополнительной литературы, анализировать, обобщать.

Воспитательные: сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.

Средства обучения:

атласы, учебник (план местности), доска, мел, тетради, план – конспект.

- проверки (прием устного опроса)

- устного изложения (прием объяснения, беседы)

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте поприветствуем Гостей. Садитесь.

II. Проверка домашнего задания

Вопросы учителя: А сейчас давайте вспомним, что мы уже изучили.

Ответьте на мои вопросы:

- какую оболочку Земли мы изучаем?

- а что же такое Литосфера? (твердая оболочка нашей Земли)

- каково строение литосферы? (состоит из земной коры и верхней мантии)

- Скажите из чего состоит Земная кора? ( из горных пород и минералов)

1) Что называют горными породами? 1) (Горными породами называют тела состоящие из нескольких минералов)

2) Что называют минералом? 2) (Тела имеющие однородный состав).

3) Назовите основные группы горных пород по происхождению.

3) Магматические

Гранит, Габбро, Диорит

- излившиеся

Базальт, Андезит, Липарит, Пемза.

2. Осадочные

- обломочные

Щебень, галька, гравий, песок, глина

- химические

- гипс, поваренная соль

3. метаморфические

Мрамор, кварцит, гнейс.

III. Изучение нового материала

- Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности? (Нужны)

- Предположите, как могут называться минералы и горные породы, которые полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово

- как люди их добывают? (выкапывают) записать на доске

- Попробуйте сформулировать тему нового урока.

Приступаем к изучению нового материала.

Тема сегодняшнего урока “Полезные ископаемые”.

Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число, тема урока: “Полезные ископаемые”.

Задачи урока :

узнать, что называют полезными ископаемыми, какие они бывают по происхождению, где может использовать их человек, и какие существуют способы их добычи и как их показывают на картах.

Выясним, что же называют полезными ископаемыми?

В составе горных пород и минералов есть породы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.

-Ребята, что называют полезными ископаемыми? .

Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми .

Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой планеты. Некоторые из них существуют уже несколько миллиардов лет, другие появились позже: их возраст исчисляется десятками и сотнями миллионов лет. Следовательно, полезные ископаемые формировались постепенно, в течение всей жизни нашей планеты. А такие породы, как песок, глина и торф продолжают накапливаться и по сей день. И чтобы увидеть этот процесс, не надо спускаться в неведомые глубины – достаточно выйти на берег реки или побывать на одном из многочисленных болот.

Однако полезные ископаемые были далеко не всегда. Когда древний человек только начал познавать Землю, они для него как бы не существовали. Человека окружала природа: воздух, вода, животные и растения. И вместе с ним – минеральная твердь Земли, каменная основа мироздания, необходимая для всего сущего.

Чтобы ископаемые стали полезными, человек должен был ощутить ту пользу, которую может принести камешек, лежащий на берегу реки или отколотый от скалы. Ему надо было научиться использовать свою находку, обрабатывать её. Немало воды утекло, прежде чем люди поняли, что у них под ногами находится поистине неисчерпаемая кладовая, богатства которой сделают многотрудную жизнь легче и интереснее. И тогда полезные ископаемые “родились” вторично – теперь уже в сознании человека.

Какие же бывают по происхождению полезные ископаемые

По происхождению полезные ископаемые , как и все горные породы, делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный .

По происхождению полезные ископаемые, как и горные породы, могут быть:

1. магматическими

2. осадочными

3. метаморфическими

Для того чтобы узнать, где человек использует полезные ископаемые, мы сейчас с вами выполним задание.

Задание мы оформим в виде таблицы.

Таблица будет состоять из трёх равных колонок, чертим.

Первая колонка будет называться – название полезных ископаемых ; вторая – происхождение, третье – где используется человеком.

Это задание вы будете выполнять в парах. И поможет вам наш учебник. Откройте п. 11. Приступаем, у вас очень мало времени.

(Эта таблица должна быть выполнена у каждого ученика.)

Приступаем к выполнению задания.

Учитель следит за ходом выполнения задания и при необходимости помогает.

Итак, всё то, что окружает нас, что создано руками человека, подарила нам наша планета.

Двигатель машины работает на бензине, получаемом из ______ нефти.

Дом построен из кирпича, который изготовили ______ из глины, а чем дом можно отделать? ______ мрамором или гранитом.

Вы включаете плиту, чтобы разогреть обед с помощью_______ природного газа.

Так же из полезных ископаемых изготавливают ювелирные изделия, ____ из золота, серебра. Дополняют золотые ювелирные изделия драгоценными камнями, отполированный _____ алмаз называют бриллиантом.

Транспорт он тоже сделан из полезных ископаемых – ____ из руд. ( Если в состав горной породы входят металлы , то ее называют рудой .)

А как добывают полезные ископаемые?

Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение , бассейн)

Существует несколько способов добычи полезных ископаемых:

1) открытый способ, при котором горные породы добывают в карьерах. Брошенный карьер может стать причинной образования широкой сети оврагов, что уменьшает площадь сельскохозяйственных земель.

Способы добычи полезных ископаемых:

1) открытый способ, при котором горные породы добывают в карьерах.

Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?

(заслушивают доклад о геологах)

А теперь давайте с вами в ыясним, как же показывают на карте полезные ископаемые? Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам. Все полезные ископаемые Земли показаны на карте как? значками .

Для каждого полезного ископаемого – свой значок.

Так, природный газ отмечен на карте? треугольником , нефть? – т оже треугольником, только чёрным.

Слушают и сморят.

Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

IV. Подведение итогов

Что нового мы сегодня узнали?

V. Объяснение домашнего задания

Открываем дневники и записываем домашнее задание, выучить записи в тетради и п. 11.

В статье «Из чего строили дома наши предки» я писала о разных строительных материалах, которые люди использовали при строительстве жилых зданий. Одним из материалов был кирпич. Но когда в Зауралье появились первые кирпичные заводы?

Впервые с кирпичным производством в Зауралье мы встречаемся в начале XVII века при строительстве Далматовского монастыря. Именно там впервые стали использовать кирпич.

В 1767 году в Кургане было заложено первое каменное здание – трехпрестольная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Христорождественская). Все остальные строения, а их было 191, были деревянными.

В 1799 году был выстроен первый каменный двухэтажный жилой дом напротив Троицкой церкви для бывшего курганского городничего Ивана Петровича Розинга. Как писал в своих записках, сосланный в Курган в 1800 году немецкий драматург Август Коцебу: «Курган состоит из двух широких параллельных улиц. По середине деревянных одноэтажных лачуг возвышается один только каменный дом, довольно нарядно выстроенный. Он кажется дворцом в сравнении с остальными домами». В это время в Кургане действовал всего 1 кирпичный сарай (завод).

В 1809 в городе работали уже 4 кирпичных сарая, под которыми было 4000 квадратных сажень земли, в том числе и земля, нужная для добывания глины. Кирпичи изготавливались вручную, и труд мастеров был очень тяжелым.

Кирпичное производство в Кургане. н. ХХ в.

На момент пожара 1864 года в городе было 667 домов, из которых только 7 — каменных (4 казенных и 3 частных). В том же году в городе числились 11 кирпичных «заводов».

В 1864 — 1865 годах сильные пожары уничтожили большую часть города, поэтому Курган отстраивался практически заново. Пережив такое страшное бедствие, жители стали строить дома либо полностью каменные, либо низ кирпичный, а верх деревянный.

На 1867 год в Кургане было уже 29 кирпичных сараев (заводов), из них 4 — купеческих, 17 – мещанских и 7 – крестьянских. Аренда в пользу города составляла — ½ копейки за 1 кв. сажень. Среди купцов кирпичные сараи имели – Василий Багашев (2000 кв.саж.), Семен Березин (3000 кв.саж.), Федор Шишкин (800 кв.саж.), Василий Мякинин (420 кв.саж.). Собственные усадьбы купцы строили из своего кирпича. В 1870 году количество кирпичных сараев сократилось до 21, а в 1895 году и вовсе до 15, на которых работали всего 19 рабочих.

После проведения железной дороги Курган стал стремительно расти и развиваться. Поэтому строительных материалов требовалось все больше. В 1907 году в городе было уже 232 каменных дома и 272 смешанных. Но деревянных было, по – прежнему больше – 1838.

В Шадринске кирпичное производство появилось несколько позднее. Потребность в нем, как и в Кургане, диктовалась частыми пожарами в городе. Так, в 1733 году во время первого крупного пожара сгорел весь центр города, а в 1783 – все деревянные постройки. Шадринск, так же, как и Курган, отстраивался практически заново. Большое строительство требовало большое количество строительных материалов. Залежи красной глины находились недалеко: на правом берегу реки Исеть. Об этом людям, заселявшим бассейн реки, было известно давно, еще до прихода сюда русских поселенцев. В 1777 году в Шадринске стали строить Спасо — Преображенский Собор. На против этого Собора, на Михайловской площади, была выстроена каменная Соборная церковь.

Шадринск. 1914 г.

В 1801 году в городе построили и первый жилой каменный дом купца первой гильдии Фетисова. Следовательно, кирпичное производство в Шадринске появилось во второй половине XVIII века. Кирпич изготовляли вручную. Сырец долго сушили на летнем солнце, а затем уже помещали в примитивные печи для обжига. Основной рабочей силой при производстве кирпича были крестьяне близлежащих сел и деревень. Кирпич изготовляли и жители города. На них возлагалась определенная норма, например, за лето изготовить по 20-30 тысяч кирпичей на семью. Бутовый камень для фундаментов сплавляли из Першино до Шадринска по рекам Тече и Исети. Кирпичную кладку стен производили на извести, и иногда с добавлением битых яиц. Известь «отстаивалась» по нескольку лет. В начале XIX века появляются ремесленники – кустари по производству кирпича, а затем открываются кирпичные заводы. В 1813 году в Шадринске было 4 кирпичных «завода». Труд кирпичных мастеров был очень тяжелым и дорого ценился шадринским купечеством. Подрядчик набирал артель строителей и с ними строил кирпичные дома, кладовые купцам, торговцам. Купцы, по-прежнему предпочитали жить в деревянных домах, или смешанных, а кладовые, амбары, конюшни строили из кирпича. С начала ХХ века центр города Шадринска из деревянного постепенно стал превращаться в каменный. В 1920 году в городе насчитывалось около 200 каменных кладовых и лавок. Кирпич производился в Осеевских и Бакальских карьерах. Спрос на красный кирпич был большой, поэтому промыслом его стали заниматься и многие крестьянские хозяйства Шадринского уезда.

Куртамыш. н. ХХ в.

В Куртамыше в начале ХХ века из 585 домов — 35 были каменными и 51 полукаменный. Не в каждом городе было такое количество каменных домов. И все это благодаря деятельности собственных кирпичных заводов.

В первые советские годы никакого особого строительства не велось, поэтому производительности старых действовавших заводов, вполне хватало. Кирпичи производили заводы в Кургане, Глинках, Петухово, Куртамыше. В 1928 году был основан кирпичный завод в поселке Мишкино.

И только в послевоенное время, в связи с ростом промышленного и жилищного строительства спрос на строительные материалы снова вырос.

Строительство в Кургане. 1950-е гг.

20 апреля 1950 года вышло постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению городского хозяйства Курганской области». В этом документе Совет Министров обязал Министерство промышленности строительных материалов в 1950 году разработать план, а в 1951 году приступить к постройке в Кургане кирпичного завода мощностью 12 миллионов штук кирпичей в год.

Мастера кирпичного дела не оставили своего имени в истории застройки наших городов. Но остались их дела – каменные здания прожили столетия.

Читайте также: