Дом наркомфина как попасть на крышу

Обновлено: 17.05.2024

За свою более чем 90-летнюю историю дом Наркомфина увидел многое: суперсовременный проект, респектабельные жильцы, оригинальные планировки, сложные годы и долгожданное возрождение. Но даже в самые тяжелые времена этот дом оставался настоящей московской легендой, которая хранила свои тайны и притягивала самых любознательных. Автор проекта – архитектор Моисей Гинзбург – сделал все, чтобы создать «жилище мечты», которое «должно точно и сдержанно удовлетворять разнообразным потребностям и запросам человека и, всемерно раскрепощая его, способствовать его производительной и творческой работе, бодрому и радостному досугу».

Учеба на классике

Моисей Гинзбург родился в Минске в 1892 году, учился в Европе: вначале в Парижской академии изящных искусств, позже в архитектурной школе Тулузы, затем в Миланской академии художеств. Именно в Милане, изучая классическое искусство, Гинзбург увлекся европейским модерном. В 1914 году он вернулся в Москву, где решил пополнить знания в области точных наук. В 1921 году Гинзбург начал преподавать в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Московском высшем техническом училище. Он верил в то, что новый уклад жизни и технический прогресс должны кардинально изменить все, что окружает человека. Гинзбург потратил немало времени, формулируя свой новый метод – конструктивизм. Основное положение заключалось в том, что даже самая маленькая и незначительная деталь архитектуры должна отвечать практическим требованиям, отводя эстетику на второй план. Если правильно учесть все функции будущего здания, то оно приобретет правильную форму – так смотрели на архитектуру Гинзбург и его соратники. Да и внутри такого здания каждой определенной функции отведено свое определенное место.

Идея из жизни

Лучшим примером такой продуманной функциональности и стал дом Наркомфина. Это был дом-эксперимент, квартиры в котором предназначались чиновникам Народного комиссариата финансов РСФСР. Немаловажную роль в появлении дома сыграл министр финансов Николай Милютин (к истории этого поклонника авангарда мы еще вернемся).

Определение «дом-коммуна» сегодня все чаще называют ошибочным, объясняя это тем, что сам Гинзбург создавал коммунальный дом. То есть в нем не предполагалось никакого обобществления быта на уровне студенческих общаг. Моисей Гинзбург выступал резко против идеи таких домов-коммун: «Нет нужды доказывать абстрактную утопичность и ошибочную социальную сущность всех этих проектов. конвейер, по которому течет здесь нормированная жизнь, напоминает прусскую казарму».

Коммунальный дом Гинзбурга был новым типом жилья, где имелись и индивидуальные помещения для жизни, и помещения, выполняющие общественные функции.

Проект для комфорта

Дом Наркомфина, строявшийся с 1928 по 1930 год, делился на три части – жилой корпус, коммунальный отсек с библиотекой, столовой, спортзалом и даже детским садом, а также служебный двор, где находились прачечная и гараж.

Идея была в следующем: человек живет в своей ячейке, а вот для решения всех бытовых и культурных задач есть коммунальный корпус. По замыслу авторов, это должно было и создать определенный комфорт, и освободить жизнь от решения бытовых проблем, и не допустить того, чтобы «любовная лодка разбилась о быт». Для удобства перемещения бытовой блок связали с жилым отсеком наземным мостом-переходом, расположенным на уровне второго этажа.

Надо добавить, что в каждой квартире все равно существовали своеобразные кухни: можно было выбирать между относительно традиционной кухней (кухонным уголком) и кухней-шкафом, в котором разогревали еду.

Дом проектировался по принципам основоположника модернизма в архитектуре Ле Корбюзье. Опоры разместили внутри дома, освободив фасад от нагрузки, а жилой корпус поставили на колонны, чтобы он словно поднимался над землей.

Роскошь по-советски

По проекту на крыше должна была быть вентиляционная камера, однако помещение так и осталось пустым. Но ненадолго. Министр Милютин сам спроектировал там квартиру для своей семьи, которую со временем стали называть первым советским пентхаусом. Кстати, Милютин не только интересовался архитектурой, но даже был назначен художественным руководителем строительства Дворца Советов, а в 1940 году с отличием закончил Московский архитектурный институт.

Это была двухуровневая квартира с несколькими комнатами, панорамным ленточным остеклением и террасой на крыше. Те, кто побывал здесь уже в нашем веке, говорили, что комнатушки ее были слишком маленькие, высота потолков не превышала 2,30 метров, а узкие коридоры и лестницы только добавляли тесноты.

И все же вот как вспоминала дом Наркомфина дочь Милютина, Екатерина: «Уже входя во двор и видя его издали: белый, на черных колоннах, с голубыми лентами стекол, в которых отражалось небо, с цветами над окнами, с кирпично-красным “трубами” на крыше, с его изумительными пропорциями, – я чувствовала радость, подъем». Семья Милютина прожила здесь до 1980-го года, а потом пентхаус опустел. Одно время, как говорят, здесь даже была модная кальянная, а на крыше занимались йогой.

Ячейки с удобствами

Да, именно так – ячейки, а не квартиры были в проекте дома Наркомфина. Отправной точкой стал старорежимный доходный дом, но он изменился до неузнаваемости. Понятно, что убрали черную лестницу и комнату для прислуги. Все ячейки в доме были двухъярусными, с потолками разной высоты: в гостиной они могли превышать пять метров. Стены и потолки решили покрасить в разные цвета. В жилых помещениях была выбрана и теплая гамма (потолок цвета светлой охры и лимонные стены, что ограничивало пространство) и холодная (голубой потолок и зеленоватые стены, что зрительно расширяло помещение). Также были предусмотрены розовые, желтые, серые и другие оттенки.

Так какие же там были квартиры? Например, на 37 метрах планировалось проживание одного или двух человек. Планировка – простая: гостиная на первом этаже, спальня и санузел – на втором. Эти квартиры расположились на трех верхних этажах. На втором и третьем этажах были восемь больших квартир площадью 90 квадратов, в которых спроектировали гостиную, коридор и кухню на первом уровне и две спальни, ванную и туалет – на втором. Были и средние квартиры с двумя жилыми комнатами, столовой, санузлом и кухней. Они располагались в торцах здания.

На крыше появился сад и шезлонги для принятия солнечных ванн (правда, наличие рядом пентхауса министра смущало жильцов, поэтому от этой идеи быстро отказались). Окна большинства квартир выходили на восток (к нему были обращены спальни) и на запад (закатом можно было любоваться из гостиных). А из окон ячеек в торцах можно было смотреть в три стороны света. Одним словом, никаких коммуналок здесь изначально не было, а были квартирные ячейки для отдельных ячеек общества. Но со временем и из этих квартир были сделаны обычные коммуналки, потому что жилья требовалось много, и для его обустройства использовали все возможные и более-менее подходящие помещения.

Три любопытных факта

Специалисты выяснили, что дом построен не из кирпича, а из так называемых шлакоблок-«камней» «Крестьянин». Они изготавливались прямо на стройплощадке: для этого сюда привозили отходы металлургической промышленности. Внутри каждого блока оставались пустые полости, что уменьшало вес и повышало теплоизоляционные свойства материала (с этой же целью между блоками засыпали бетонную крошку).

Для некоторых квартир этого дома впервые в стране создали типовую мебель. В разделенном на три части жилом пространстве были разные зоны (кухня, кабинет, спальня). Своя группа мебели предназначалась для каждой: небольшой рабочий стол, этажерка и кресло в кабинете, откидывающиеся к стене кровати в спальне, кухонный стол и мягкие табуреты на кухне.

Дом отличали оригинальные окна: они создавали непрерывные линии, которые опоясывали здание, демонстрируя ленточный тип остекления. Чтобы сэкономить пространство внутри помещений, когда окна надо открыть, были использованы сдвижные рамы на металлических роликах: двигались только центральные секции. Для удобства жильцов в рамах были сделаны тонкие выемки для пальцев. Но были и неудобства: руки не дотягивались помыть крайние секции окон. Легенда гласит, что однажды Александр Пастернак (один из авторов дома Наркмофина и брат писателя) услышал, как хозяйки во дворе жалуются на эти труднодоступные окна: «Вот рожу бы набить тому, кто их придумал!» Пастернак, улыбнувшись, сказал: «Мадам, я к вашим услугам».

А жильцы кто?

В доме проживали не только сотрудники министерства финансов, сюда въехали видные московские чиновники и представители советской номенклатуры – всего примерно 200 человек. Почти 30 лет здесь проживал известный советский художник-модернист Александр Дейнека. Сначала он занимал квартиру номер 7, а после жил в квартире номер 35. Это была двухуровневая ячейка с одной спальней, гостиной, душем и встроенной кухней. Живя в доме Наркомфина, выдающийся график и авангардист разработал эскизы мозаик для станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая», а также создал картины «Будущие летчики», «Натурщица» (на которой как раз можно разглядеть изнутри необычные окна дома), «Оборона Севастополя», «Раздолье» и «У моря». Посетил этот дом и сам Ле Корбюзье, которого конструкция стильно впечатлила. В конце 30-х годов население дома значительно сократилось: 19 жильцов были расстреляны в Москве и Коммунарке.

Уже в нашем веке дом облюбовали представители творческих профессий: одно время здесь был офис, а потом и квартира Антона Носика.

Новая история

Летом этого года в истории известного шедевра конструктивизма открылась новая страница – дом Наркомфина стал современным и престижным жилым объектом. Все проведенные работы опирались на огромный объем документов и исследований. Были восстановлены первоначальные цветовые решения, однако остались и отдельные «островки», которые знакомят с разными культурными слоями. Получилось возродить и исторические сдвижные окна, и ленточную систему остекления, а новые чугунные батареи изготовили на том же заводе в Егорьевске, где были сделаны оригинальные радиаторы для этого дома в прошлом веке. В итоге получился памятник архитектуры, где удалось сохранить историю, провести фактически научную реставрацию и создать современные удобные квартиры для жизни. «Я все время боялся ощущения новодела, это было для меня настоящим наваждением», – признался внук Моисея Гинзбурга архитектор Алексей Гинзбург, который принимал непосредственное участие в реставрационных работах.

Ура, его не снесут, его расселили и ремонтируют. Выдающийся памятник конструктивизма, так называемый дом переходного типа. Им восхищался Ле Корбюзье, в архитектурных вузах здание изучают как шедевр ХХ века. Иностранцы приезжают в Москву, чтобы увидеть дом Наркомфина своими глазами. Я наснимала пару сотен фотографий, вашему вниманию предлагаю ТРИДЦАТЬ. Те самые двухуровневые квартиры, жилые ячейки типа F и K, а также первый советский пентхаус. А может быть первый в мире?

В здании было пять этажей. Изначально дом стоял на ножках. Однако в конце 1930-х годов пространство между ними застроили, создав дополнительную жилплощадь. Вдоль всей длины дома проходят галереи с ленточным остеклением, из этих коридоров можно попасть в ячейки.

Зеленая территория вокруг - парк усадьбы Шаляпина, которая находится неподалеку. Дом не перекрывает двор, а позволяет проходить под ним. В этом проекте реализована концепция архитектуры нового времени. Те самые принципы Ле Корбюзье, опубликованные в журнале L’Esprit Nouveau: столбы-опоры, ленточное остекление, плоская функциональная крыша, свободная планировка и фасад, не зависящий от каркаса. Это произошло раньше, чем Ле Корбюзье воплотил их в собственных проектах: дом Кларте в Женеве и Марсельская жилая единица. Хозяйственный корпус дома Наркомфина тоже был поставлен на столбы-опоры, позволяя напрямую попасть в парк и создавая единый ансамбль.

Здание было признано аварийным более десяти лет назад. Коммунальный корпус вообще стоял заброшенным. Я лазила туда в 2008 году, вот мои старые фотографии. Говорят, было трудно найти собственников и выкупить у них квартиры. Причем необходимо, чтобы это сделал один застройщик. Но вот, наконец, все вопросы улажены, ремонт согласован, работы идут полным ходом.

В проекте был еще четвертый корпус, в котором предполагались ясли. Однако он не был построен, и ясли въехали в коммунальный корпус, вместо библиотеки. Дальше, как водится, концепция разбились о реальность. Номенклатурная элита оказалась далека от идей коммунального быта. Поначалу жильцы даже пользовались столовой, правда предпочитали забирать блюда домой. Постепенно покупателей становилось меньше и меньше, кухня стала нерентабельной. Коммунальный корпус отдан типографии, позже в нем разместилось конструкторское бюро. Оригинальное остекление утрачено. Изначально окна были во всю стену. Это северная сторона, прямых солнечных лучей нет, но при этом в помещение проникает много света. Полезно для глаз и позволяет экономить на электричестве. После апгрейда нижняя часть была заложена кирпичом, окна остались только наверху. Сейчас, во время реставрации внешний вид коммунального корпуса возвращается к первоначальному варианту. Так как рам осталось в два раза меньше, чем необходимо, изготовили копии. Их установили снаружи, оригинальные - с внутренней стороны. Я вот на глаз так не определю, какие из них какие.

Переход между жилым и коммунальным корпусом расположен на уровне второго этажа. Взглянем вниз на двусветный зал и идем осматривать ячейки. Сейчас удачное время для посещения Дома Наркомфина. Пока в доме жили люди, экскурсии водили там, где можно. В настоящее время, когда проходит реставрация, можно увидеть инженерную начинку здания: оригинальные блоки, их современные аналоги, материалы, коммуникации, перекрытия. Первые группы осмотрели Дом Наркомфина в июле. Тогда я протормозила, и места закончились. Когда открылись даты на август, записалась в первых рядах.

Это мой любимый проект "Москва глазами инженера", экскурсия Дом-утопия, путешествие внутрь Дома Наркомфина нынче хит продаж.

Блок Прохорова. Верней его реставрационный аналог. Пустоты использовались для прокладки канализации и вентиляции. Идея позаимствована у немцев. Блоки для строительства дома Наркомфина изготавливались прямо на месте. По расчетам привозить и монтировать заводские бетонные элементы нерентабельно. Впоследствии это решение станет одним из объектов критики. Дом простоял почти 90 лет и ни разу не ремонтировался, стены из блоков, выполненных кустарным способом, начали разрушаться.

Одно из нововведений - сдвижные окна. Они позволяют сэкономить пространство внутри помещения, их не надо заклеивать на зиму, кроме того не требуется делать форточки, так как можно открыть окно на любую ширину, хоть сделать маленькую щелочку. Подвижные рамы были дубовыми, неподвижные - бетонными! Это просто уникально! Нигде такого не видела.

Галерея вдоль нижнего этажа задумывалась как общественное пространство. Гинзбург хотел поставить там столы, чтобы люди встречались и общались. Однако жильцы решили по-другому и устроили себе кладовки.

Все ячейки в доме Наркомфина двухэтажные. Окна гостиных выходят на запад, спальни расположены с восточной стороны. Просыпаясь, человек получает утреннее солнце, вечером в гостиной - вечерний свет. Три верхних этажа - это ячейки типа F, рассчитанные на проживание одного или двух человек. На первом уровне располагалась гостиная, а на втором - спальня и санузел. В торцах здания есть сдвоенные ячейки - тип 2F, они с полукруглыми балконами. Второй и третий этаж занимают восемь ячеек типа К. Одну из таких мы и посмотрели первой.

Если в ячейке типа F был всего лишь кухонный элемент, то планировка ячейки типа К предусматривала небольшой кухонный уголок. На этом же уровне располагалась гостиная, наверху - две спальни и санузел.

Кухонный элемент представлял собой шкаф с рабочим столом и плитой. Открываешь - кухня есть, закрываешь - у тебя просто комната. Рядом еще был душ со шторкой, это называлось "ванный элемент".

Обратите внимание, квадратная колонна. Такая только одна. Еще один интересный момент: для облегчения навигации коридоры были покрашены в разные цвета. Сразу понятно твой этаж или нет.

Вдоль окон по всей длине фасада установлен бетонный короб для растений. Внизу предусмотрены щели для отвода воды. Позже их почему-то заделали, и вода стала стекать прям по стене, что привело к еще большим разрушениям.

Попыталась сфотографировать, чтобы было видно одновременно два уровня: одна лестница ведет вверх и другая - вниз. Для визуального ориентирование двери ячеек были покрашены в черный и белый цвет.

На крыше коммунального корпуса была терраса для летнего кафе. Позже сделали надстройку. Сейчас все вернули к первоначальному виду. На первом этаже, где двусветный зал, предполагается ресторан. Вроде Кофемания.

Такое все маленькое, трудно что-либо сфотографировать. В кадр влезают только фрагменты помещений.

Гинзбург полагал, что недостаток места можно компенсировать высотой потолка, поэтому небольшие по площади квартиры в его доме получились просторными и светлыми.

Ячейка типа F
Площадь - 37 квадратных метров
Высота потолков в спальне - 2,3 метра
Высота потолков в гостиной - 3,6 метра

Ячейка типа 2F
Площадь - 70 квадратных метров
Высота потолков в столовой - 2,3 метра
Высота потолков в комнатах - 3 метра

Ячейка типа К
Площадь - 80 квадратных метров
Высота потолков в спальне - 2,3 метра
Высота потолков в гостиной - 4,6 метра

Гинзбург совместно с профессором школы Баухаус Хиннерком Шепером разработал несколько цветовых схем для ячеек. На экскурсии показывают варианты дизайна. Необычно. А если учесть, что это были 1920-е годы, то вообще. Авангардисты считали, что потолок должен быть более насыщенного оттенка, чем стены. Вроде бы цветовые схемы ячеек собираются восстанавливать. На фото круглый балкон ячейки 2F.

Под самой крышей расположен уровень типа общежития. Есть комнаты на одного и на двоих, 9 и 15 квадратных метров соответственно. Высота потолка - 2,6 метров. Здесь предполагалось по одному кухонному и ванному элементу на две ячейки.

Апартаменты наркомфина Николая Милютина, обустроенные по его собственному проекту. Не самая большая квартира по площади, но самая шикарная. Эдакий советский пентхаус. Ну или вилла на крыше дома. Говорят, в ванной комнате было панорамное окно, через которое открывался отличный вид на Москву. Милютин был причастен к архитектуре и являлся сторонником абсолютной оптимизации. И если архитекторы старались сделать это аккуратно и удобно, то у Милютина подход к людям был чуть ли не механический. Фактически благодаря ему построен Дом Наркомфина. Правда, в 1930 году его сняли с поста, а в 1937-м сослали в лагеря. Но это уже совсем другая история.

Здесь можно увидеть теплоизоляционный материал - камышит. Это спрессованные стебли камыша, прошитые проволокой. Камышит заводского производства представляет собой плиты, которые просто укладывались в каркас. Камышит планируется заменить на современный звукоизоляционный материал.

Согласно проекту на крыше был общественный солярий. Представьте, стоят шезлонги, и жители принимают солнечные ванны. Усиливая ощущение наркомфина, будто он действительно на вилле. Правда загорать в Москве можно всего несколько месяцев, оставшуюся часть года необходимо убирать снег и поддерживать порядок. То есть плоская крыша тоже оказалась не таким уж преимуществом. Что касается апартаментов Милютина, читала, что идея пентхауса возникла в процессе строительства. По проекту там планировалась вентиляционная камера.

Реконструкция предполагает благоустройство и озеленение крыши. Там будет солярий, зона отдыха и площадка для занятия йогой. А ночью можно понаблюдать за звездами, романтика.

Еще из перестроек. В 1959 году пристроена лифтовая шахта. По этому пункту дом Наркомфина не будут возвращать к первоначальному проекту, лифты оставили, просто заменили на новые.

Собственник здания - компания "Лига прав". Реставрация должна завершиться в декабре 2019 года. Работами руководит архитектор Алексей Гинзбург - внук Моисея Гинзбурга. В течение 30 лет вместе со своим отцом Владимиром Гинзбургом он занимался вопросами восстановления дома.

Зданию вернули первоначальный цвет. Сняв несколько слоев краски, выяснилось, что дом был тепло-молочного оттенка. В некоторых источниках указан бело-красный цвет. Я его видела только желтым.

Дом Наркомфина был социальным экспериментом. Не таким жестким, как дом-коммуна, где распорядок дня напоминал конвейер, а просто стимулирующий жителей к переходу на более высокую форму социально-бытового уклада. При этом, Гинзбург высказывался против типовых домов и считал, что это ведет к однообразию жилой застройки. Более правильный метод: разработка стандартных элементов, которые можно было бы комбинировать.

Окончание строительства дома Наркомфина пришлось на переломный момент. Все профессиональные объединения были расформированы, образован Союз архитекторов СССР, который одобрял проекты и определял облик советской архитектуры. Конструктивизм был признан ошибочной архитектурой и обозначен, как веяние Запада, чуждое советскому человеку. Многие архитекторы тогда перешли в классицизм, я писала об этом в посте про Ажурный дом.

Интересный момент: после войны обнаружилось, что чертежи здания и коммуникаций не сохранились. Однако проект во всех подробностях был найден в архиве Ле Корбюзье.

В доме Наркомфина жили известные люди, например, нарком здравоохранения РСФСР Николай Семашко и художник Александр Дейнека. Последний проживал в квартире № 7, позже в квартире 35. Кстати, именно одну из этих квартир купили первой, когда начался старт продаж. Гид упомянул сайт narkomfin.ru, я изучила его, почти все уже продано. Согласно нынешнему проекту, в доме будет 44 уникальных квартиры. Рендеры красивые, есть 3D-визуализация, очень круто. Хотела бы сходить еще раз на экскурсию, когда закончится реставрация. Обещают, что доступ будет открыт в "Дни культурного наследия".

Прочитала в Википедии, что было построено шесть экспериментальных коммунальных домов переходного типа в Москве, Свердловске (ныне Екатеринбург) и Саратове (не Самаре). Два из них не сохранились, остальные можно посмотреть. Было бы интересно увидеть их своими глазами.

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Facebook / Youtube / Одноклассники / Tripadvisor / Дзен

Мы используем файлы cookie. Без них сайты работают хуже, чем Гай Калигула правил Римской империей. Подробнее про cookie вот тут .

Изучим его изнутри и выйдем на крышу!

Ведь задумывалась она как эксплуатируемая.

Мы узнаем всё о конструктивизме и авангарде, увидим все приемы одной из самых смелых эпох российской архитектуры примененными на практике.

Мы исследуем общественные пространства дома и увидим структуру легендарной конструктивистской постройки. Узнаем всё о жизни в таких домах.

А, если подробнее, мы:

• пройдем по главным общественным пространствам дома

• насладимся видами на Москву с его крыши

• увидим, где жители должны были социализироваться, проводить время вместе и загорать

• рассмотрим в деталях оригинальные батареи и трубы проводки. думаете, скучно? оказывается — чрезвычайно интересно!

• отыщем оригинальные цвета дома, узнаем, причем тут зондаж, почему это важно и что это вообще такое

• восхитимся знаменитым стулом… «Василий» времен постройки дома Наркомфина. Его создал дизайнер одного из десяти самых влиятельных стульев мира (это официальный титул)

• фанаты деталек повседневности не останутся равнодушными при виде оригинальной «столярки»: оконные рамы, ручки, перила и прочее счастье простого рабочего

• изучим воистину любопытные шпингалеты… да-да про них есть что рассказать

• увидим, где стирали, парковались и мылись сотрудники наркомата финансов

• заберёмся на этаж, где были комнаты рабочего общежития (да-да — «общага» в одном из самых люксовых домов современной Москвы)


А ещё мы узнаем:

• Как отреставрировать один из самых важных домов Москвы, если вы — внук его архитектора, Моисея Гинзбурга

• Как построить один из первых конструктивистских домов с нуля

• Как понять, что вы — конструктивист, а не рационалист, модернист или какой-нибудь другой -ист

• Как вдохновить Ле Корбюзье, будучи советским зодчим

• Был ли дом белым, как сейчас (спойлер: не совсем)

• Что такое «опытный дом переходного типа» и зачем вам это знать

• Что в советских архитектурных экспериментах осталось от дореволюционных доходных времен модерна

Blog post

Экскурсия в Дом Наркомфина с Николаем Васильевым

26 апреля в 11-00 мы идём в легендарный Дом Наркомфина — памятник архитектуры конструктивизма. Это жилой дом т.н. «переходного типа», построенный в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина)на Новинском бульваре. Здание было последние пару десятилетий в аварийном состоянии и уже трижды включалось в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение». Но вот уже второй год в доме идёт масштабная реставрация, которой занимается внук самого Моисея Гизбурга — известный архитектор Алексей Гинзбург. Весь новодел удален, дому и ячейкам возвращен первоначальный облик и колористика. Все квартиры в доме уже распроданы, так что попасть внутрь после окончания реставрации уже не получится. Не упустите свой шанс посетить Дом-Корабль.

Дом Наркомфина

Жилой корпус Дома Наркомфина представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и высотой 17 метров. В торцах расположены лестничные клетки, всего две на всю длину. Первый этаж высотой 2,5 метра состоит из круглых столбов — элементов каркаса здания. На остальных этажах расположены квартиры — жилые ячейки, по терминологии 1920-х годов, — разных типов.На втором и третьем этажах расположены квартиры для больших семей (тип К) площадью 90 квадратных метров. На четвертом и шестом этажах — малометражные квартиры (тип F) площадью 37 квадратных метров. В торцах дома, по обеим сторонам от лестниц, с входом непосредственно с лестничных клеток находятся квартиры типа 2F— сдвоенная ячейка типа F с двумя жилыми комнатами, а также столовой, передней, ванной, уборной и кухней. В надстройке на уровне седьмого этажа — несколько комнат без отдельной ванной и туалета. Они рассчитаны на одного и несколько человек. В этой же надстройке расположена бывшая квартира наркома финансов РСФСР Н.А. Милютина, по заказу которого и был создан проект дома.

Дом Наркомфина

Для отдыха на открытом воздухе жильцы дома могли использовать лоджию на втором этаже, соединенную с коридором, а также плоскую кровлю с солярием (шезлонги) и цветником. Коммунальный корпус дома представляет собой почти кубическое по объему четырехэтажное здание (сторона куба — 10 метров). Каждые два этажа объединены между собой двусветными пространствами, обращенными на север и освещаемыми стеклянной стеной-экраном. Нижняя часть предназначалась под спортивный центр, верхняя — для столовой, помещений для отдыха и библиотеки. На плоской крыше здания была организована летняя терраса с металлической перголой.

Дом Наркомфина

Гид — историк архитектуры Николай Васильев, соавтор книги про Дом, кандидат наук, преподаватель МАРХИ, члена экспертного совета Дома. Участие 1800 руб. Группа 12-14 человек. Всё обойдём, узнаем о доме массу интересного, заберёмся на крышу коммунального блока и главного здания, балконы, зайдём в квартиры-ячейки разных типов. Продолжительность 2 часа . Запись на glavred@cozymoscow.me

В минувшее воскресение, под конец недели, мне представилась уникальная возможность посмотреть на Москву глазами птиц. Для этого не нужно покупать квадропокптер, как это сделали почти все популярные блогеры. Достаточно просто забраться на крышу. "Просто. ", посмеетесь Вы. Да как же это сделать, если все крыши Лужков закрыл на замок еще в начале 2000-ных годов? Об этом я расскажу позднее, а пока же просто расскажу как прошел этот прекрасный теплый воскресный вечер.

Итак, для успешного восхождения на крышу нам нужна хорошая погода, дабы было тепло и было ясное небо. Находится на крыше в дождь и холод это не самое приятное ощущение, уж поверьте мне.


Итак, перво-наперво нужно выбрать подходящую крышу. Можно начать со своего родного района, ведь увидеть с высоты те места, где Вы ходите каждый день это доступно единицам. Для этого подойдет любой дом начиная с высоты 9 этажей.
Но если Вы хотите по настоящему парить над городом, то нужно штурмовать высотки (от 16 этажей и выше).


1.Первая проблема с которой придется столкнуться, это домофон. Открыть его можно несколькими путями:
а) подождать пока кто-то из жильцов откроет его и пройти вместе с ним.
б) попробовать воспользоваться ключом от Вашего собственного домофона. Как правило он подойдет к 1 подъезду из 10.
в) позвонить в любую квартиру и представившись курьером попросить впустить.

2. Вы вошли в подъезд. Но если это новостройка то скорее всего на первом этаже будет сидеть консьерж. Пройти его поможет уверенная "морда кирпичом". Предварительно посмотрите номера квартир в подъезде чтобы Вы могли ответить на вопрос в какую Вы идёте.
3. Вы прошли водного цербера и дошли до лифта. Поднимаемся на предпоследний этаж и по лестнице поднимаемся на еще один пролет вверх. Пока идете самое время потереть все амулеты и талисманы в ожидании удачи, от которой теперь зависит весь успех мероприятия.


4. Итак. Вы подошли к двери которая ведет на крышу. Это может быть люк в потолке, или же просто дверь перегораживающая лестницу. Если Вы призвали удачу и сотрудники ЖЭКа проявили халатность, то дверь будет открыта и Вы сможете подняться сквозь техэтаж на долгожданную крышу и вдохнуть глоток свободы. Поверьте, это потрясающее ощущение! Но что делать если на двери висит замок? К сожалению существует только один законный метод его открыть. Нужно иметь знакомого жильца этого дома, который сможет взять ключ от замка в управляющей организации ли ЖЭКе для проведения работ на крыше (установка антенн, кондиционеров и прочего). Если у Вас нет такого знакомого, то могу посоветовать полюбоваться на город с общего балкона, соединяющего лифтовый холл с пожарной лестницей. Оттуда открывается неплохой вид, правда только на одну сторону. Но возможно именно эта сторона Вам и нужна. Если же нет, то советую просмотреть репортаж до конца. Там я расскажу Вам о еще одном способе.

1. Предположим что Вы успешно выполнили все пункты инструкции и выбрались на крышу. Тогда Вам откроется незабываемое ощущение безмятежности, Вы будете словно парить над суетой города и над своими проблемами. Ну и прекрасный вид тоже будет неплохим бонусом!


2. С крыши можно увидеть те объекты, на которые с земли не обращаешь внимания. Необычный дом на переднем плане - это корпуса Института химической физики имени Н. Н. Семёнова РАН. Архитектурный ансамбль был сооружён в несколько этапов. Сначала под высоковольтную установку было построено яйцеобразное бирюзовое здание. В нем находился Спецсектор Института химической физики, для решения комплекса теоретических и экспериментальных работ в связи с созданием атомной бомбы.
Затем уже в 1950-х были построены остальные корпуса. Их фасады выполнены в простых классических формах с выносными четырёхколонными портиками коринфского ордера:


3. За корпусами института расположено здание с потрясающим балконом. Невероятно видеть такой крутой балкон выполненный целиком из стекла на казалось бы обычном заурядном доме. Дело в том, что он не простой. В нем находился Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. Это главный орган всех профсоюзов СССР:


4. Видимо не зря в институте разрабатывали ядерную бомбу. Иначе чем можно объяснить этот "ядерный грибок" в небе над Москвой?


5. Но закончим исторический экскурс и приступим к фотографированию. Рекомендую для этих целей захватить штатив и пользоваться отложенным спуском. Это позволит уменьшить влияние дрожащих рук:


6. На высоких крышах можно встретить красные сигнальные фонари, которые показывают высоту дома в ночное время. Не стоит ломать их, ведь они являются неплохим объектом для фотосъемки, помимо своего настоящего предназначения:


7. "Золотые мозги" РАН:


8. Находясь на крыше хочется прыгать от восторга!


9. Тем временем близится время заката и люди с фотоаппаратами ищут наиболее выгодные ракурсы:


10. Закат начинает разгораться:

12. Представьте, теплый вечер, шум города остался где-то далеко внизу, легкий ветер развевает Ваши волосы, закатное солнце устраивает на небе потрясающее световое представление, и Вы сидите вдвоем с любимой на краю и наслаждаетесь моментом.


13. Как же я завидую людям, которые живут на последних этажах высоток. Они могут видеть такую красоту каждый день. Между тем солнце догорало и заканчивало свое представление, чтобы завтра рано утром разбудить Москвичей своими яркими рассветными лучиками:


Читайте также: