Дом на патриках со статуей на крыше

Обновлено: 09.05.2024

Дом Патриарх по адресу улица Малая Бронная, 44 был построен на углу с Ермолаевским переулком, по-соседству с Патриаршими прудами, в 2002 году.

Описание

Творение архитектора Сергея Борисовича Ткаченко, как и его дом-яйцо на улице Машкова, подверглось жесточайшей критике. Но если к последнему уже как-то привыкли, то этот дом историк архитектуры Владимир Зиновьевич Паперный назвал худшим образцом «лужковской архитектуры». Не смотря на внушительные размеры, в здании устроено лишь 28 квартир. Венчают строение две конструкции. Одна из них своим видом напоминает витую башню-памятник, так и не построенный по проекту Владимира Евграфовича Татлина в честь III Интернационала (истинные размеры оригинала должны были достигнуть отметки 400 метров в высоту, а вращающиеся уровни своими окнами всегда должны были быть обращены к солнцу, точно следуя ритму его движения по небосводу). Другая конструкция больше похожа на безе или шапку из взбитых сливок.

Самое поразительное в этих элементах – материал, из которых они построены. Как не удивительно, но это обычное дерево. Со слов недавно побывавших на крыше «Патриарха», часть сооружения уже начинает гнить. Элементами декора здания стали 12 скульптур, выполненных с притязанием на античность: градостроитель, летописец, строитель с кирпичом, строитель с мастерком, фигура-диспут, муза, скульптор, каменотес и еще две аллегории – кнут (страж города) и пряник (добрый горожанин). Говорят, что образ каждой скульптуры имеет свой реальный прототип. Так, главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин представлен в изваянии градостроителя.

Доподлинно неизвестно, кто приобрел квартиры на Малой Бронной, №44, но эти явно обеспеченные люди нуждались в тишине и спокойствие, а потому в приобретении здесь жилья было отказано даже Алле Борисовне Пугачевой, поклонники которой, сменяя друг друга, обязательно бы дневали и ночевали под ее окнами и у подъезда. Предполагают, что дом возводили для «команды» недавно тогда впервые избранного президента Владимира Владимировича Путина. Но, насколько известно, дом начали проектировать еще до его восшествия на российский политический Олимп. Во время строительства «Патриарха» возник казус, связанный с рядом расположенными Патриаршими прудами – их осушили. Сразу поползли слухи, что для элитных жильцов дома здесь будут строить подземную парковку или даже новый небоскреб. Но слухи оказались слухами, или может власти испугались акций протестов окрестных жителей, и водоем остался на прежнем месте, а территорию вокруг него реконструировали и облагородили.

Вообще-то вместо «Патриарха» на Патриарших Прудах планировалось гигантское яйцо. Здание такой формы изначально задумывалось архитектором Сергеем Ткаченко как родильный дом на Святой Земле, в Вифлееме, который откроется в канун нового тысячелетия. Символично же?

Со Святой Землей вышла осечка. Тогда местом для размещения оригинального строения архитектор предложил сделать угол Ермолаевского переулка и Малой Бронной. Но грянул 1998 год, и инвестор не решился за счет оригинальности формы терять полезную площадь. И яйцо, уменьшившись в размерах, благополучно укатилось на улицу Машкова, где пребывает и сейчас. А на прудах, на углу Бронной, стали возводить «Патриарх».

Шума «Патриарх» наделал ужас сколько. В основном его, конечно, ненавидели. И местные жители, и архитекторы, и просто коренные москвичи. В любимом тихом центре вырос 13-этажный, массивный, наглый, весь в финтифлюшках здоровенный домина. Да еще и цвета того самого яйца. Как такой не ненавидеть? Его называли домом-тортом, а стиль характеризовали как помпезный китч. Но одного не отнимешь: сделан он был с затеями.

К Садовому кольцу обращены пять круглых ярусов, придающие сооружению то самое откровенное сходство с тортом. На них размещены 13 античных скульптур. Статуи эти с секретом. Каждая фигура - градостроитель, архитектор, скульптор, каменотес, муза, кнут и пряник - имеет свое лицо, и не просто какое-то абстрактное лицо, а вполне конкретное: например, тогдашнего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина и самого Сергея Ткаченко. «Странные волюты над грубыми пилонами, картонные по виду и бетонные по содержанию, украшают фасад по Малой Бронной. Со стороны Ермолаевского переулка "Патриарх" белыми зубками вгрызается в соседнее здание — отличный дом архитектора Маркова, который он построил в 1913 году для Московского архитектурного общества», писал «Коммерсант».

Странное творилось и на крыше. Часть ее занимал (и занимает) панцирь гигантской черепахи. Правда, некоторые называют это взбитыми сливками или безе, венчающими этот «шедевр кулинарного искусства». Рядом каким-то образом приземлилась башня Татлина — так и не реализованный в 1920-х годах памятник III Интернационалу. В монументе в 400 м высотой должны были разместиться высшие органы всемирной рабоче-крестьянской власти. Части сооружения должны были вращаться. Ткаченко в этом смысле, слава богу, поступил скромно: его башня гораздо меньшей высоты и стоит неподвижно. Что за аллюзия? На что?

Так что часть коллег игру оценила: отмечали иронию деталей, смелость цитат и даже некоторую насмешку над стереотипами новорусского жилья. И хотя дом упорно фигурирует в списках «самых уродливых зданий Москвы», Музей архитектуры имени Щусева включил его в свое собрание и представлял на отдельной выставке.


Сегодня мы решили несколько отойти от традиции и рассказать о соврешенно новейшей истории, а именно о доме с громким названием Патриарх на Патриарших прудах.

Дом мало того, что является одним из самых дорогих домов Москвы (а то и самым дорогим), еще и имеет курьезную историю постройки.

Читать истории, смотреть фотографии дома и виды из его окон и крыши —>



К 2002 г. на углу Патриаршего пруда было возведено это чудо кулинарной архитектуры. Торт получился на славу, правда, до сих пор неясно, он со взбитыми сливками или с безе.



Интересно, что в доме всего 28 квартир, есть подземная парковка, бассейн, тренажерный зал. Есть даже свой герб дома, символизирующий духовность, роскошество и п…



Дом украшен интересными деталями.
Например, витая башня – это уменьшенная копия невоплощенного проекта памятника III Интернационалу Владимира Татлина, разработанного в 1920 г.
По изначальной задумке высота башни должна была достигать 400 м.



Внутри башни должны были находиться вращающиеся помещения, окна которых все время бы следовали за солнцем.

Что интересно, сам дом Патриарх тоже должен был по изначальному проекту выглядеть совсем по-другому:



В мастерской Сергея Ткаченко хотели построить дом-яйцо, но грянул 1998 г., и инвестор отказался от потерь такого количества полезной площади.


По окружности дом украшен 12 символическими античными скульптурами из стеклопластика с покрытием под камень.



Градостроитель и свидетель времени



Строители (один с кирпичем, а другой с мастерком)

Есть еще скульптор, диспут (спорящая фигура), муза, каменотес, кнут (грозный страж) и пряник (добрый господин)

Многие утверждают, что по странному совпадению некоторые эти фигуры (в частности, градостроитель и строитель) лицами похожи на тогдашних начальников Моспроекта.

Что интересно, когда дом возводили, то прошел упорный слух, что в нем должны поселить «команду Путина», после чего многие состоятельные люди кинулись покупать там квартиры, но многие получали отказ. В частности, по уверениям старожилов в тот момент одну из квартир желала купить в доме Алла Пугачева, но по какой-то причине ей квартиру не продали, после чего она даже подала в суд, но дело так ничем и не закончилось.

Тогда же во время постройки здания осушили Патриарший пруд. Официально для очистки, но по району поползли упорные слухи, что на месте пруда хотят также возводить дома (по другим данным — спецпарковку для спецжильцоы дома Патриарх). Окрестные жители не на шутку взволновались, устраивали акции протеста против застройки, в результате пруд так и остался, хотя, возможно, все было лишь надумано и никто не собирался уничтожать пруд. Тяжело сказать точно сейчас.

Лучше поднимемся на крышу дома:



Вот те самые сливки (или безе), поставленные на крыше увенчивающего дом пентхауса.



Больше всего поразило то, что это безе сделано из дерева и играет чисто декоративную роль. Внутри нет ничего, просто конструкция на крыше




Тоже самое относится и к башенке, на самый верх которой можно рискнуть подняться по опять же деревянной и насквозь прогнившей дорожке.




Сама крыша утыкана кондиционерами, вытяжками и антеннами, между которыми остается лишь небольшой проход.


Из окон жильцов открываются удивительные виды:






Сам Кремль видно





Обратите внимание, что театру Сатиры после послевоенной реконструкции здания в наследие от располагавшегося здесь дореволюционного цирка достался купол



И, конечно, же видны книжки Нового Арбата, которые видно из любой более-менее возвышенной точки центра (в том числе с Воробьевых).

С этого ракурса новоарбатские здания еще больше напоминают нам свои прототипы в кубинской Гаване:


На этом все! И, напоследок, хотелось бы задать один вопрос. У нас за некоторое время накопилось фотографий с разных исторических центральных крыш. Это интересно или уже надоело? Можете оставить свои комментарии ниже ↓

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Среда, сентября 14, 2011 в 17:31 в теме: ГОРОД, Городские парадоксы, Новый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

В 1932 году в Москве была создана Военно-техническая академия. Ее разместили в бывшей усадьбе Дурасовых по адресу Покровский бульвар, 11. Примерно в ста метрах южнее, на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка находилась еще одна бывшая усадьба (дворян Хитрово) и пристроенная к ней Смоленская церковь конца XVII века.

И вот на этом "пятачке" решили втиснуть огромный жилой дом для нужд той самой Военно-инженерной академии.

Дом втюхали вот здесь, на месте площадки за кирпичным забором, в лучших традициях "точечной застройки"

Дом втюхали вот здесь, на месте площадки за кирпичным забором, в лучших традициях "точечной застройки"

Дом строили в 1934 - 1941 годах. Принцип был тот же, как и в сталинских высотках - не просто дом, а целый жилой комбинат с магазином, столовой, клубом, детским садом, яслями. Здание построено в стиле пост-конструктивизм. Но на нем уже появились колонны и другие характерные черты "сталинского ампира". В то время, как большинство городского населения страны ютилось по деревянным баракам и коммуналкам, избранные получали шикарные квартиры с высокими потолками. Впрочем, зачастую тоже коммунальные.

Перед массивной аркой установлены фигуры рабочего и колхозницы. Их водрузили еще до войны. Многие из нас проходили или проезжали мимо этого дома, но даже не подозревают, какое чудо скрывается во внутреннем дворике. Заходим в арку. Любопытно, что шлагбаум почему-то поднят. По идее, любой мог заехать во двор и припарковаться.

И нашим глазам предстает каким-то непостижимом образом сохранившееся здание бывшей усадьбы дворян Хитрово. Именно они владели знаменитым Хитровским рынком - рассадником дореволюционного криминала, а также, несколькими ночлежными домами поблизости. А вот Смоленскую церковь большевики не пощадили. Ее больше нет.

Табличка с обратной стороны здания усадьбы Хитрово говорит нам о том, что ныне здесь размещен Медицинский колледж №6.

Кстати говоря, двор "Дома с фигурами" довольно тесноват. Сохранившееся здание усадьбы съедает солидную его часть. Детская площадка, зелени немного, ну а в юго-западной части двора имеется небольшой закуток с урбанистическим пейзажем. Так и не скажешь, что это самый центр Москвы, элитнейшее место! Ну, а еще есть калитка, через которую можно выйти прямиком на благоустроенную Хитровскую площадь.

Но вернемся к сталинскому "Дому с фигурами". Он имеет восемь этажей в высоту и построен из кирпича. Не скрою, мне было любопытно, почем можно прикупить квартирку в этом доме? Увы, нет ни одного объявления о продаже. Но зато имеющие немножко деньжат могут снять здесь жилплощадь всего за 150 тысяч российских рублей . Площадь трешечки 85 метров, кухня 20 метров, 2 балкона. Неплохая такая квартира.

Добавлю, что "Дом с фигурами" является объектом культурного наследия федерального значения и охраняется государством. Рядом снималось несколько фильмов. Это и "Покровские ворота", и "Холодное лето пятьдесят третьего". Помните, как Данила с братом, расстреляв бандитов, уходят по бульвару? На заднем плане в кадре как раз тот самый дом Военно-инженерной академии имени Куйбышева.

История знаменитых прудов не заканчивается приключениями булгаковских героев, чудеса продолжаются! Ибо как еще, если не чудом, можно назвать этот уникальный в своем роде дом-дворец. Такое даже булгаковскому профессору не снилось!

4878453_k_193t (700x525, 360Kb)

Посети Воланд Москву в эти дни, он бы не упустил возможности полюбоваться нашим удивительно похорошевшим городом с прелестной башенки, венчающей новое решение "жилищного вопроса", который нас, по его мнению, когда-то испортил.

4878453_p1 (700x466, 250Kb)

Все в этом здании указывает, что главной задачей его создателей является желание украсить столь полюбившееся москвичам историческое место. Несмотря на внушительные размеры и оригинальную архитектуру, дом удивительно удачно вписался в паутину близлежащих переулков, с их не крупными зданиями.

4878453_pa4t (680x444, 247Kb)

Чтобы рассмотреть "Патриарха", войдем со стороны Садового кольца на М. Бронную улицу.

4878453_k_133 (700x525, 274Kb)

Построенный в 2002 году , дом вызвал шквал общественной критики и всколыхнул профессиональное сообщество.

4878453_k_134 (700x525, 267Kb)

Одни восхищались новостройкой, другие едко нарекли дом "тортом" за круглую колоннаду и металлический шпиль с лесенкой, венчающие его.

4878453_k_139 (700x525, 293Kb)

Каких только домов в Москве за последние годы не построено, кажется, нет сил и удивляться, но "Патриарх" - многоэтажный, пышный, обильно декорированный, украшенный диковинной башней, залетевший на крышу явно из другого текста - наглядный образец новорусского и новомосковского стиля встал почему-то куском торта в горле, который проглотить нет никакой возможности.

4878453_k_140t (700x525, 357Kb)

Дом имеет свой собственный герб, символизирующий духовность и роскошество.

4878453_k_138 (700x525, 278Kb)

Архитекторами О. Дубровским и С. Ткаченко был выбран пышный так называемый российский имперский стиль, в свое время призванный увязать европейскую архитектуру знаменитых Растрелли и Росси с византийской роскошью, присущей царским и боярским палатам.

4878453_k_142 (700x525, 303Kb)

Главный вестибюль оформлял знаменитый дизайнер Жак Гарсия, создатель интерьеров для парижской резиденции султана Брунея.

4878453_k_141 (700x525, 267Kb)

Мозаичные мраморные полы, колонны, потолки с изысканной лепниной, изумительные люстры, ковры - все это навевает несколько ностальгическую грусть по давно ушедшим временам богатства России. Но и не может не вселить сладостной надежды по поводу её будущего, раз видишь такую красоту перед глазами.

4878453_k_143 (700x525, 288Kb)

Несмотря на внушительные размеры, в здании всего 28 квартир. Удобств много. На первом этаже разместился бар, конференц-зал, бассейн с подогреваемым мраморным полом, сауны - есть, где принять гостей и развлечь их.

4878453_k_144 (700x525, 315Kb)

Специально обученный персонал предоставляет самые разнообразные услуги: от массажа и уборки квартиры, до доставки на дом обедов, авиабилетов и обслуживания каминов. В каждой квартире есть настоящий камин. К новейшим удобствам относится гараж - просто нажимаешь на кнопку - и машина отправляется на отведенное ей место. Из квартиры в бассейн можно попасть на специальном лифте из холла на вашем этаже. (Ниже фото будут из интернета).

4878453_p3 (700x466, 152Kb)

По желанию владельцев квартир можно установить систему "интеллектуальный дом", когда все в квартире можно включить и выключить с помощью пульта с сенсорным управлением (на экране пульта - план квартиры со всеми подробностями, достаточно лишь к нему прикоснуться).

4878453_p4 (700x466, 129Kb)

По уверениям старожилов, одну из квартир желала купить Алла Пугачева, но ей было отказано. Это и понятно. Поклонники певицы, сменяя друг друга, обязательно бы дневали и ночевали под её окнами. Остальные соседи, заплатившие по 53 тысячи долларов за кв. метр, предпочитают жить в тишине и спокойствии - имеют на это право.

4878453_p34 (700x465, 158Kb)

Венчают строение две конструкции. Одна из них своим видом напоминает витую башню-памятник, так и не построенный по проекту В. Е. Татлина в честь III Интернационала.

4878453_p35 (700x465, 226Kb)

По изначальной задумке высота башни должна была достигать 400 метров. Внутри башни должны были находиться вращающиеся помещения, окна которых все время бы следовали за солнцем.

4878453_p36 (700x465, 160Kb)

Сама крыша утыкана кондиционерами, вытяжками и антеннами.

4878453_p51 (624x476, 122Kb)

Другая конструкция больше похожа на безе или шапку из взбитых сливок.

4878453_p31 (700x465, 188Kb)

Поднимемся на крышу дома.

4878453_p32 (700x465, 173Kb)

Больше всего поразило то, что это безе сделано из дерева и играет чисто декоративную роль.

4878453_p33 (700x465, 286Kb)

Внутри нет ничего, просто конструкция на крыше.

4878453_p63 (700x466, 112Kb)

4878453_pa83t (700x460, 293Kb)

4878453_p52 (700x350, 126Kb)

По окружности дом украшен 12 скульптурами из стеклопластика с покрытием под камень.

4878453_p54 (700x466, 71Kb)

Их а втор - скульптур В. Курочкин.

4878453_p55 (700x466, 80Kb)

Скульптуры выполнены с притязанием на античность: градостроитель, летописец, строитель с кирпичом, строитель с мастерком, фигура-диспут, муза, скульптор, каменотес и еще две аллегории – кнут (страж города) и пряник (добрый горожанин).

4878453_p66 (700x466, 63Kb)

Дом высокий, скульптуры снизу не особенно видны.

4878453_p76 (700x466, 63Kb)

Мнения о доме разделились. Одни писали: Этот дом меня потрясает. Он ужасно неприятен: богатый, претенциозный, неуклюжий.

4878453_p72 (700x466, 80Kb)

Другие: "Патриарх" на самом деле гениальное произведение современной архитектуры. Он прекрасно и точно передает стиль современного общества и этот стиль называется фьюжн - сочетание несочитаемого.

4878453_p71 (700x466, 76Kb)

Мое мнение - почему бы и нет, пусть будет. Эклектика рулит.

Читайте также: