Дом на ленинском с крышей непонятной

Обновлено: 02.05.2024

Двадцатидвухэтажный небоскреб Президиума Академии наук по адресу Ленинский проспект, 32а, стал одним из главных московских долгостроев позднесоветского периода.

Спроектированное в конце 1960-х, заложенное в середине 1970-х и законченное в начале 1990-х, это здание должно было символизировать для всего мира лидерство советского государства в разных научных областях. Окончание строительства здания, возводимого югославскими рабочими, совпало по времени с распадом и Советского Союза, и Социалистической Федеративной Республики Югославия, а бывшая советская, теперь российская наука вступила в стремительный период деградации, хронического недофинансирования и массовой утечки мозгов. Многие мистически настроенные москвичи до сих пор склонны видеть в этом доказательство сверхъестественных качеств этого здания, некой негативной энергетики, якобы исходящей от него и от места, на котором оно расположено.

Благодаря ажурному декоративному завершению башни, выполненному из золотистого металла, почти сразу после постройки здание получило среди москвичей ироничное прозвище «Золотые мозги». Какие только легенды за последние 30 лет не окружали эти «мозги», передаваясь из поколения в поколение. До сих пор некоторые родители, гуляющие с детьми по Фрунзенской набережной, Нескучному саду или Воробьевым горам, на вопросы своих чад: «Пап, мам, а что это за дом?» отвечают, что золотые конструкции на крыше — суть панели, батареи или антенны, улавливающие для каких-то таинственных целей солнечную энергию и некие космические излучения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ

Часы работы: Пн-пт 9:00–18:00

«Золотые мозги», архитектурная доминанта юго-западного района, неудавшийся эко-проект – какими только именами не окрестила общественность здание академии наук в Москве. Расположенное на Воробьёвых горах, оно чётко просматривается из любой точки близлежащей местности. Сооружение строилось много лет, прежде чем открыть двери в 1990-е годы.

Фото Здание РАН

На «лестнице самоубийц»

Среди сверкающих мрамором и позолотой коридоров и галерей, отделанных дубом и красным деревом кабинетов, просторных залов в стиле номенклатурного брежневского модернизма выделяется одна из главных внутренних достопримечательностей здания, уже много лет как стяжавшая себе зловещую славу — так называемая лестница самоубийц из роскошно-мрачного серого мрамора, недобро зияющая на вас своей глубокой, как бездна, шахтой; через полминуты ее созерцания начинает вполне физически казаться, что не только вы смотрите в шахту «лестницы самоубийц», но и она пристально смотрит на вас.


На «лестнице самоубийц» не рекомендуется долго стоять, а тем более облокачиваться спиной о перила — об этом сообщают специальные треугольные наклейки на торцах лестничных пролетов с изображением падающего человека.

По воспоминанию сотрудника ИВИ РАН Германа Гиголаева, учившегося в ГАУГН в 1990-е, на второй день занятий в «Золотых мозгах» преподаватель предупредил студентов: «Осторожнее, это “лестница самоубийц”, не перевешивайтесь через перила». Если верить академическому преданию, лестница получила свое прозвище после того, как когда-то в 1990-е некий соискатель ученой степени не защитил в этих стенах докторскую диссертацию и, недолго думая, прыгнул в шахту с высоты 22-го этажа.

В 2010 году на нижней площадке, которой заканчивается шахта «лестницы самоубийц», появился идол, а на самом деле так называемый щелевой барабан из Вануату, привезенный в Россию французским гражданином, потомком донских казаков Мишутушкиным, и подаренный им академии. Был ли «щелевой барабан» c далеких тихоокеанских островов поставлен из декоративно-эстетических соображений или же в качестве оберега от возможных будущих самоубийств и несчастных случаев — толком никто из опрошенных обитателей здания сказать не может (или не хочет). Но якобы уже в 2010-е какой-то нетрезвый то ли студент, то ли аспирант упал в лестничный пролет и разбился насмерть. Идол, он же «щелевой барабан», в этой истории не пострадал.


История «золотых мозгов»

Проект действительно впечатлял – здание РАН должно было олицетворять советскую научную мощь, вселять гордость в умы и сердца всех, кто видел его. Новое место для лучших умов СССР было одобрено ещё в 1966 году. Первый эскиз сооружения принадлежит руке Мстислава Келдыша, а во главе строительства стоял Юрий Платонов – будущий глава архитектурного отделения академии.

Строительство, из-за финансовых трудностей начавшееся только в 1974 году, растянулось на без малого 20 лет. Состоящий из двух частей комплекс был очень сложен в реализации: инженерам создавал проблемы не только недостаток средств, но и сложное с технологической точки зрения место – рядом с холмом протекала Москва-река.

Здание Президиума РАН открыло двери для учёных в 1990 году (первая часть) и в 1997 году (вторая часть).

Здание Президиума РАН

Комплекс сооружений, находящийся на Юго-Западе города Москвы, по адресу Ленинский проспект, 32А, и служащий местопребыванием Президиума Российской академии наук (РАН). Строилось более двадцати лет с 1970-х годов, руководил проектом Ю. П. Платонов. Включает малоэтажную и высотную части, последняя является яркой местной архитектурной доминантой. Кроме Президиума РАН, в здании располагается ряд научных организаций, в том числе Российский фонд фундаментальных исследований. Сооружение комплекса административных зданий на Ленинском проспекте в Москве, в котором в настоящее время размещается Президиум Российской академии наук, велось с конца 1960-х до начала 1990-х годов. Проектирование здания было поручено Государственному проектному и научно-исследовательскому институту Академии наук СССР. В состав коллектива проектировщиков под руководством Ю. П. Платонова входили также А. А. Батырева, Л. А. Барщ, С. А. Захаров, А. И. Звездин, А. А. Левинштейн, А. С. Никифоров и другие. Ю. П. Платонов в 1992 году был назначен главным архитектором Российской академии наук. Строительство, реально начатое в 1974 году, по разным причинам — включая отсутствие финансирования, сложные условия для устройства внешних инженерно-технических коммуникаций, особые свойства грунтов на берегу Москвы-реки — затянулось до 1990 года. Вторая очередь комплекса была введена в эксплуатацию в 1997 году.

Проектом были предусмотрены передовые технологические решения в части санитарно-технической арматуры, лифтового хозяйства и автоматизации типа умный дом. Архитектурное решение комплекса в стиле «постсоветского модернизма» представляет собой трёхэтажный подиум, на котором стоят два соединённых друг с другом высотных 22-этажных здания. Малоэтажная часть комплекса разделена на четыре части, каждую из которых венчает декоративная металлическая конструкция золотистого оттенка, закрывающая расположенные на крыше элементы инженерно-технических коммуникаций и беспроводной связи. Такая же конструкция венчает высотную часть комплекса, за что здание академии наук получило прозвище «золотые мозги». Встроенные в декоративный венец малоэтажной части комплекса часы долгое время не работали по причине отсутствия в их механизме электронных деталей. В 2021 году все четыре циферблата часов были запущены. «Малый колокол» часов бьёт каждую четверть часа (один, два, три и четыре раза соответственно), «большой колокол» — отбивает каждый ровный час. В малоэтажной части комплекса размещаются концертный зал вместимостью 1,5 тысячи посадочных мест, зимний сад и внутренний двор со стеклянной галереей, ведущей к лифтовому холлу высотной части. В высотных зданиях расположены административные помещения, а на верхнем этаже — смотровая площадка и ресторан. Отсутствие расположенных поблизости высотных зданий делает комплекс единственной архитектурной доминантой юго-западной части Москвы и одним из акцентов Воробьёвых гор.

Видео

Описание Российской Академии наук в Москве

Здание оборудовано по последнему слову техники того времени: например, именно здесь впервые появились краны с одной ручкой, была опробована система «умный дом», позволяющая управлять электроникой, и установлены противопожарные лифты. Однако прижилось только первое из новшеств: системой впоследствии никто не пользовался, а лифты заменили на стандартные.

Причудливой формы комплекс, венчающий высотку – ещё одна не до конца реализованная часть проекта. Именно благодаря ему у сооружения появилось несколько забавных прозвищ: помимо «золотых мозгов», его еще называют «одеколоном» и «зданием с короной». «Золотые мозги» были созданы, согласно одной из версий, с целью аккумуляции энергии солнца, которая бы обеспечивала автономное питание для всего здания. К сожалению, на практике оказалось, что количества выработанной энергии не хватило бы на компьютерное управление электроникой – тогдашние ЭВМ были огромные. По другой версии, проект был закрыт из-за распада Советского Союза.

Сооружение состоит из двух частей: первая представляет собой высокий архитектурный элемент в виде двух прямоугольных башен вокруг центрального стержня. Вторая часть – низкая, находится под первой и состоит из четырех секторов, соединенных между собой переходами. На одном из углов можно заметить часы, которые так ни разу и не пошли: не хватило государственных средств на нужные детали из-за границы.

Контактная информация

Наименование полное: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт нанотехнологий микроэлектроники Российской академии наук

Сложно определиться с любимым местом в городе, когда живешь в столице. И все же я чувствую, что всем приезжим друзьям с радостью показываю именно это здание – здание Президиума РАН . Рассказываю, чем меня так цепляет это место.

Здание Президиума РАН – это 22-этажка на Ленинском проспекте , в которой, на самом деле, никакой Президиум не располагается. Это вообще очень противоречивое здание со странной судьбой и ещё более странным (читай интересным) обликом.

На просторах интернета я вычитала, что архитектурный стиль, в котором выполнено здание, называется советский модернизм . Я же вижу два "склеенных" высотных здания с внутренним двориком и большим количеством интересных конструкций то ли золотого, то ли бронзового цвета.

Вид из внутреннего "дворика" в сторону Москвы-реки во время заката. Здание в это время становится еще интереснее и ярче

Вид из внутреннего "дворика" в сторону Москвы-реки во время заката. Здание в это время становится еще интереснее и ярче

Я люблю приходить сюда по набережной от Парка Горького , людей здесь обычно мало, хотя здание находится на берегу Москвы-реки и имеет вполне неплохую смотровую площадку (даже несколько).

На вершине здания расположена странная конструкция, которую в народе назвали " Золотые мозги ". На самом деле, это украшение здания было призвано олицетворять прогресс советской науки и освоение космоса. Но идея про "мозги" мне больше нравится.

Говорят, это здание не сильно любили, когда оно только появилось (закончили в два этапа: в 1990 и в 1997 годах). Ходили разговоры о нечистой силе и плохой энергетике: только построили первую очередь здания для науки, как развалился СССР и с ним сама наука.

Лично меня привлекает необычный внешний вид здания , украшения фасадов, внутренний дворик, странный часы (которые не ходили лет 20) и, конечно, сами мозги. Никакой особой отрицательной энергии я здесь не чувствую.

Я в лучах закатного солнца на фоне часов, которые не ходили с самого открытия здания. Говорят, не хватало каких-то комплектующих. Сейчас они ходят

Я в лучах закатного солнца на фоне часов, которые не ходили с самого открытия здания. Говорят, не хватало каких-то комплектующих. Сейчас они ходят

Очень хочется попасть внутрь здания. Сейчас там располагаются некоторые отделения РАН, институты и частные арендаторы.

Раньше можно было подняться на очень классную смотровую площадку прямо под "мозгами" и полюбоваться видом на реку, "Нескучный сад" и Воробьевы за чашечкой кофе местного ресторана¹. Сейчас он закрыт .

Я искренне надеюсь, что это место, как и прежде, будет оставаться тихим и неприметным, что я так и буду приходить сюда, любоваться и, возможно, когда-нибудь попаду внутрь. Судя по фотографиям, там тоже очень интересно (не зря его проектировали и строили больше 20 лет).

Одно из самых загадочных зданий Москвы, внешний вид которого породил множество мифов - это 22-этажное здание президиума РАН с позолоченным металлическим декором на крыше по адресу Ленинский проспект 32а.

Это здание в свое время было одним из главных долгостроев позднесоветского периода. Спроектированное в конце 1960-х годов и заложенное в середине 1970-х, достроено оно было лишь в начале 1990-х. По замыслу архитекторов и проектировщиков, здание должно было символизировать лидерство советской науки в разных научных областях и стать главным «храмом» советской науки и местом обитания научных деятелей высочайшего уровня - Президиума РАН. Однако Президиум бывшей советской, а потом и российской Академии наук так в здание и не переехал.

Поначалу, сразу после постройки, новое здание предлагалось отдать в распоряжение физиков и химиков, но те от предложения отказались - планировка помещений была не предназначена для размещения лабораторий и проведения исследований. В итоге в разное время в «Золотых мозгах» обитали не только представители академической среды, но и множество частных фирм, среди которых был даже ЮКОС Михаила Ходорковского, занимавший несчастливый 13-й этаж. В настоящее время в здании расположены несколько институтов и отделений РАН.

Ажурное декоративное завершение высотных башен, выполненное из позолоченного металла, с момента постройки привлекало к зданию повышенное внимание. Нетрудно догадаться, что именно благодаря этим конструкциям здание и получило ироничное название «Золотые мозги». Некоторые горожане до сих пор считают, что золотые конструкции на крыше - это солнечные батареи, улавливающие солнечную энергию для каких-то таинственных целей. В 90-е даже бытовало мнение, что конструкции создают излучение, которые используются для зомбирования населения. Но действительности эти теории не соответствуют, и если верить специалистам советской архитектуры, в ажурных «золотых мозгах» спрятаны некие «технические системы».

Склонные к мистицизму люди считают, что здание РАН расположено в «гиблом» месте, якобы потому, что на этом месте некогда была скотобойня, где убивали и хоронили животных, из-за чего место имеет плохую энергетику. Однако ничего мистического здесь не замечали.

Также ходят легенды, что загадочное здание имеет еще несколько этажей под землей, где расположены секретные лаборатории и суперкомпьютер. Туда якобы ведет секретная ветка метро, а спецслужбы проводят опыты. Так это или нет, достоверно неизвестно, хотя сотрудники институтов РАН, работающие в здании, утверждают, что даже на самом нижнем этаже, открытом для свободного доступа, очень легко заблудиться - этаж представляет собой целые лабиринты коридоров с бесконечным количеством помещений, входы в которые находятся непонятно где, и лифтов, которые нельзя вызвать. В общем, овеянное мифами здание остается загадкой не только для обычных горожан, но и даже для тех людей, которые в разное время в нем работали.

Культовое здание, символ советской науки! О металлических конструкциях на крыше до сих пор ходят легенды.

Проект грандиозный. На его реализацию потребовалось больше двадцати лет. В 1968 году был объявлен конкурс, в середине 1970-х заложен фундамент и начато строительство, которое завершено лишь в 1990-х. Некоторые называют здание уродливым и говорят, что у него плохая энергетика, другие считают этот комплекс ключевым объектом времен СССР и памятником эпохи модернизма. На самом деле, это постмодернизм. Но местами можно углядеть ар-деко и даже готику.

Комплекс расположен между Ленинским проспектом и рекой Москвой. На высоком берегу есть смотровая площадка, с которой открывается вид на небоскребы Москва-Сити, Лужники и Андреевский монастырь. Именно Андреевский монастырь был центром московского образования. Здесь все начиналось. Потом часть ученых-монахов вывезли в Чудов монастырь. Так что место для храма советской науки не случайное. К сожалению, обзор перекрывает жилой комплекс Green Hills. Считается элитным, но это сомнительно. Один дом построен впритык к ТТК, часть окон выходит прямо на магистраль под эстакаду. С другой стороны - ограда монастыря. Здесь же фактически реалити-шоу "За стеклом", особенно вечером, если не закрыты шторы. Как говорится "ну, такое".

Идея строительства масштабного комплекса для ученых возникла еще в 1930-е годы, когда Академия Наук была переведена из Петербурга в Москву. Ниже проект Щусева, который был отвергнут. Позже он представил измененный вариант с башенкой. Интересно было увидеть проекты других архитекторов, все они очень разные, но ни один не был реализован. Место тоже изначально планировалось другое, сначала на Юго-Западе, затем рассматривалась площадка на Крымском валу. В итоге был выбран проект ГИПРОНИИ, который проектировался в тесном сотрудничестве с учеными. В группу входили академики Миллионщиков, Арцимович, Виноградов, Капица, Котельников, Константинов, Семенов и главный архитектор ГИПРОНИИ Платонов. Были еще архитекторы Звездин, Захаров, Барщ и Батырева. Но их фамилии упоминают редко, просто пишут авторский коллектив под руководством Платонова или просто его фамилию. ГИПРОНИИ - это Государственный институт по проектированию научно-исследовательских институтов. Большая авторитетная организация. Основана, кстати, Щусевым и называлась раньше "Академпроект".

Во внутреннем дворике можно увидеть скульптуры Георгия Франгуляна. Четыре стихии: земля, воздух, вода и огонь. Сбоку на балконе парные композиции: утро/день, вечер/ночь. Автор хотел показать, что наука постоянна в пространстве и времени. Это было самое начало его творческого пути. Платонов обратился к Франгуляну и фактически дал путевку в жизнь. Позже Франгулян создает памятник Булату Окуджаве, который установлен на Арбате, затем Хачатуряну и Бродскому. Стена скорби - тоже его творение. Вообще, я люблю скульптуру, но работы этого автора не принимаю, они для меня непонятны и неприятны.

Внутренний осмотр начнем с концертного зала. До сих пор там проводятся концерты и спектакли. Гардероб имеет островное размещение, а не по периметру, как обычно. Много растений, в основном это пальмы, характерные для стиля ар-деко. Видела фотографии, когда около мавзолея Ленина стояли пальмы, и рядом со станциями первой очереди метро тоже. Растительность вдоль остекления создает эффект объединения внутреннего и внешнего. Помещения просторные, торжественные. Второй этаж, где расположен буфет имеет пониженный потолок, однако, за счет многоуровневой организации пространства объем не страдает.

Концертный зал, он же зал для конференций и заседаний Президиума РАН. Все сохранилось в оригинальном виде. Отдельно сняла кессоны на потолке, они показались мне интересными.

По периметру расположены парадные помещения, что-то типа нынешних переговорных комнат. Некоторые залы побольше, другие поменьше. Окна выходят во внутренний двор. Предполагаю, что летом можно выйти на балкон. Наверное, здесь посетители ожидали президента Академии Наук Келдыша. Он очень не любил, когда люди сидели в приемной, говорил "Я вам не хирург". Однако, редко принимал в назначенное время. Секретари просили погулять посетителей по зданию или размещали визитеров в таких вот помещениях.

Атриум с оранжереей. Была удивлена, что некоторые участники скептически заулыбались и даже зафыркали. Не поняла, что им не понравилось, стиль, назначение? Дальше была черная лестница. Неожиданное такое решение. Мы шли по галерее и осматривали помещения. Все они в едином стиле, но очень разные, сейчас расскажу, почему и зачем это сделано.

Одно из помещений, сейчас это выставочный зал. Обычное, стандартное, скучное, серо-бежевое. Правда, другие светильники. Они вообще везде разные, просто шедевры. Поворачиваешь за угол, а там красно-оранжевые стены! Это ошарашивает. Как, зачем, почему? Лабиринты коридоров выглядят одинаково, заблудиться очень легко. Цвет - эдакий визуальный ориентир.

Проходили зал "Ротонда", столовую, какие-то лестницы, много разных помещений. Если меня оставили бы одну, я вряд ли выбралась бы назад. Вспомнился герой Семена Фарады, который бродил по бесконечным, запутанным коридорам института "НУИНУ".

Лестницы - просто космос. Вот одна из них. Затягивает, будто черная дыра. А если смотреть не снизу вверх, а сверху вниз? Ух. Мне довелось спускаться всего несколько лестничных маршей. Внизу, внезапно, истукан. На табличке написано: АТИНГТИНГ - сигнальный барабан из ствола хлебного дерева с острова Амбрим (архипелаг Вануату), дар институту этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской Академии Наук, 2009. Сверху выглядит очень странно.

В настоящее время внутренний дворик открыт для свободного посещения. Попасть внутрь здания можно с экскурсией. Даты на сайте "Москва глазами инженера" , гид - Галина Минакова, также сопровождает работник Академии Наук. Увы, на крышу не пускают. Это моя маленькая мечта, надеюсь когда-нибудь она осуществится.



Затянувшаяся стройка

На самом деле главному зданию академии не везло в самого начала. Решение построить новый высотный корпус было принято ещё в 1966 году, но переехать учёным удалось намного позже. Родоначальником концепции высотки можно считать тогдашнего главу РАН Мстислава Келдыша, именно он выполнил первый черновой рисунок конструкции. Но официальный проект здания академик поручил отдельной структуре, Государственному проектному и научно-исследовательскому институту РАН. Руководил группой зодчий Юрий Платонов, позже вставший во главу всего архитектурного отделения академии.

Непосредственно возведение дома растянулось ещё на 20 лет: стройку начали в 1974, а в эксплуатацию две части комплекса сдавали отдельно — в 1990 и 1997 году. Ситуацию осложнял не только недостаток финансирования. Строителям мешал неправильный, по мнению инженеров, выбор места на холме, близость Москвы-реки и множество технологических сложностей. В доме РАН появились первые в России краны с одной ручкой и была опробована система управления электроникой «умный дом», которая впоследствии практически не использовалась. В частности, первоначально в академии были установлены особые противопожарные лифты, которые со временем заменили на обычные.

Новое здание Президиума Академии наук СССР на Ленинском проспекте. 1990 год

Декоративная отделка

Технически 22-этажное здание академии слеплено из двух расположенных вплотную башен, в которых находятся кабинеты и офисные помещения. Широкий трёхэтажный цоколь разделён на четыре части, каждую из которых венчает собственная золотая композиция. Ближайшую к главному входу левую занимает киноконцертный зал на 1,5 тыс. человек, помещение используется для проведения научных собраний. В железную конструкцию здесь вмонтированы часы — главный символ незаконченности здания, поработать им до сих пор не доводилось. Изначально заложенный в проект механизм собрали, но так и не запустили — из-за распада СССР академикам не удалось получить недостающую электронику. В противоположном крыле располагается зимний сад, а к лифтовому холлу в центральной башне ведёт длинная стеклянная галерея, пересекающая весь внутренний двор.

Декоративная металлическая конструкция на крыше сразу закрепила за высоткой народное название «золотые мозги». На самом деле у неё есть и некоторое практическое значение: листы закрывают собой торчащие из крыши коммуникационные системы и смотровую площадку, на которой работает ресторан.


Зодчие шутливо определяют стиль постройки как постсоветский модернизм — любимое направление экс-мэра Москвы Юрия Лужкова в архитектуре. Несмотря на недостатки, дому РАН быстро удалось стать одним из неофициальных символов Москвы. С учётом расположения это было несложно: высотка на Ленинском проспекте стоит на природной возвышенности и окружена невысокими домами — это решение до сих пор делает её единственной архитектурной доминантой юго-западной части города. Городские власти не раз озвучивали инициативу по организации на крыше РАН смотровой площадки. Но сделать это в ближайшее время будет непросто — весь пентхаус здания сдан в аренду частной структуре, сейчас площадку занимает ресторан.

Читайте также: