Дом на крыше которого снимали служебный роман

Обновлено: 19.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Москва в кино. Х/ф "Москва слезам не верит" (Мосфильм, 1979). 2 серия.

Итак, по воле режиссера мы переносимся из конца 1950х ( СМ. ЧАСТЬ 1) в конец 1970х. Совсем другое время, другие москвичи, другие герои нашего фильма и места их обитания.

Звонит будильник и уснув в рабочей общаге Катерина просыпается в отдельной квартире. Да не простой. Новое ее место жительства так называемые "генеральские дома" на Мосфильмовской улице. Все четыре дома построены в 1972 году.

Сегодня деревья стали выше, в домах живут не только генералы, но тем не менее эти дома до сих пор считаются престижными

Кстати, "аборигены" утверждают, что интерьеры в квартирах более шикарные и просторные, нежели это показанов фильме. Так что скорее всего саму квартиру снимали где-то в другом месте.

По разному сложилась судьба героинь.
Антонина и ее муж Николай воспитывают трех сыновей и по прежнему строят Москву.

Типичный район, построенный в конце 1970х-начале 1980х, нами, увы не опознаный. Будем Вам благодарны за помощь с определением места :)
UPD: Благодаря нашим уважаемым читателям район опознан! Это вид на Новоясеневский проспект в сторону Профсоюзной улицы. В районе желтых девятиэтажек сейчас расположена станция метро "Ясенево", а 4 трубы на заднем плане - район метро "Теплый стан". Вдалеке, за трубами выидны дома Профсоюзной улицы.

Людмила работает в химчистке, развелась с Гуриным и все так же авантюрно ищет московского мужа :)
Химчистка самая настоящая. Находилась она (и находится) на ул. Зорге и называлась "Чайка".

Здесь на скриншоте хорошо виден проезд с Панфилова на Алабяна

Кстати, есть версия, что сцену в пивном баре снимали на "Соколе", в легендарном пивбаре "СОски" рядом с кинотеатром Баку (получившем такое народное название как раз из-за пивных автоматов). Впрочем, эта версия требует окончательного подтверждения. А бурные дискуссии о том, где снимали падение хоккеиста разворачивались уже давно, например ЗДЕСЬ

И все же, главная линия второй серии - это жизнь Катерины. Успешная в карьерном плане и, увы, несчастливая в личном.

По поручению Моссовета Екатерина Александровна решает вопросы клуба знакомств. Любопытный момент - танцевальный зал в этом клубе снимался в интерьерах ДК "Горбунова" - знаменитой Горбушки.

Для сравнения - фотография этого же зала, сделанная примерно 40 годами раньше

Личная жизнь героини представлена мельком, в виде связи с неким приятелем – женатым Володей (Олег Табаков). В фильме есть эпизод, где Катерина встречает его на дороге перед въездом на Кутузовский проспект вблизи Белого дома. Далее следует нелепая для героев сцена в доме Володи. После этого они прощаются. На этом все.
Место встречи выбрано режиссером не просто так. Холодный, официозный перекресток среди машин и высотных домов. Место, явно не предрасположенное к каким-либо проявлениям искренних чувств.

И Катерине приходится самой себе покупать цветы. И делает она это у бассейна "Москва"

Сейчас на месте бассейна снова Христа Спасителя - разрушенный и отстроенный заново. В 1930-е - 1950-е здесь хотели построить циклопическое здание Дворца Советов, но в итоге от этих планов отказались и здесь появился уникальный спортивный комплекс - открытый бассейн, работающий в любое время года. Кому доводилось побывать там зимой не дадут соврать - уникальное ощущение - плавать в центре Москвы, зимой, да под открытым небом :)

Но дальше происходит судьбоносное знакомство в электричке. Гоша решает проводить героиню до дома и в кадре на заднем плане новое здание Курского вокзала, возведенное в 1972 году. Режиссер вновь напоминает нам, что теперь действие в фильме происходит в 1970-е.

Затем был душевный выезд на природу. И хотя в электричке Гоша с упоением рассказывал о пикниках у Воронцовских прудов, Екатерину с дочерью он привез шашлыковаться куда-то в Подмосковье :)

А дальше случайная встреча с Рудольфом, которого теперь зовут Родион. Объяснения на том же Гоголевском бульваре

В это время Гоша "обживается" в новой семье: чинит пылесос, дерется с друзьями Александры, готовит еду.
Драку снимали в подворотне одной из трех шестнадцатиэтажек, расположившихся на Ленинградском шоссе между Флотской и Пулковской.

Возращаются Александра и Гоша домой по Тверскому бульвару, мимо МХАТ им. М.Горького

Но тут Рудольф-Родион вновь разрушает хрупкое счастье Катерины. Гоша обижается и исчезает.
В фильме есть одна очень интересная сцена, когда Николай уговаривает Гошу вернуться, когда они выпивают и рассуждают о мировой политической обстановке. Любопытно, что сцену эту снимали не в павильоне, а в одном из домов в Лялином переулке, в котором шел кап.ремонт с отселением - так оказалось дешевле :) Лещи и воблы в кадре тоже настоящие - их Меньшов получил в тот момент в посылке из Астрахани, своей родины. Кстати, Алексей Баталов часто вспоминал именно об этой сцене, ибо именно ее больше всего "покромсали" цензоры: "Там было много очень смешного по-настоящему, но в очередной раз была борьба с пьянством и повырезали очень много и очень хороших смешных реплик, положений, не говоря о том, что сейчас в век свободы слова и свободы показа, когда практически голое тело это гораздо чаще, чем одетый человек, это смешно говорить, но тем не менее я с голым задом - первый в советском кино золотого периода советского появился именно там, когда убирали диван, и голый я в этом выпивании, сверху в плаще. Когда бы его не резали, то я там и дефилировал по комнате несколько раз, очень рискованно и смешно для зрителя. Все это ушло."

Но все кончается хэппи-эндом. В кадре еще раз мелькают дома на Мосфильмовской, Гоша, он же Гога, он же Жора, он же Георгий Иванович возвращается к Катерине :) Все счастливы.

А я напоследок хочу вам показать несколько видовых кадров Москвы 1970-х, которые мелькают в самом начале фильма.

Вряд ли среди нас есть такой человек, который не любит фильм «Служебный роман». Ироничная работа о взаимоотношени людей с совершенно разными характерами, которое постепенно перетекает в настоящую любовь.

Актеры

Обычно все решения относительно актерского состава принимал худсовет, но Рязанову разрешили снимать тех, кого он хочет без кинопроб и утверждений. На роль Людмилы Калугиной ("Наша мымра") режиссёр Эльдар Рязанов сразу же утвердил Алису Фрейндлих, которая сразу согласилась на участие в съемках. Кстати, образ героини собирался по самым далеким закаулкам "Мосфильма". Оператор откуда-то откопал старые очки, а костюмеры – безразмерные костюмы.


Машина

Во время съемок Басилашвили толком не умел водить , хотя ему и пришлось сниматься в нескольких сценах за рулем. Дело в том, что актер не успел пройти курс обучения вождению. Без трудностей в ходе съемочного процесса не обошлось. Однажды актер чуть не разбил камеру, а в другой раз въехал в киоск.

"На одном из дублей я еду, вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи. Я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск „Союзпечати“. По камере, которая там стояла сразу понял: гонорара не получу," - вспоминал Басилашвили.

Импровизация

Эдуард Рязанов позволил актерам импровизировать на съемках. Многие режиссеры пользуются этим ходом, чтобы добавить героям естественности. С одной стороны, это привело к тому, что отснятого материала было в разы больше (хватило бы и на третью серию). С другой стороны, сцены получились настолько правдоподобными, это и подкупило зрителей после выхода фильма на экраны.


Расписка

После завершения съёмок "Служебного романа" Рязанов написал Басилашвили расписку, где пообещал снимать его в каждом своём фильме. После этого актёр шутил, что у него "и документ есть".

Неодушевленный герой

У бронзового коня, которого тащит Новосельцев, оказывается, есть собственная фильмография. Внимательные поклонники советского кинематографа могли видеть статую в работах "Бриллиантовая рука", "Ширли-Мырли", "Формула любви", "Старый Новый год" и даже в "Семнадцати мгновениях весны".



Найти храм не составило труда – тем более, что располагается он недалеко от Кремля, где мы с taruggin регулярно гуляем. А вот с точкой съемки пришлось помучиться. Оказалось, что камера стояла приблизительно у дома номер 9 по улице Забелина, то есть оператор отошел почти на 500 метров.



Любопытно, что, сев в метро на «Комсомольской», Рыжова выходит из метро «Китай-город» (выход на Старую площадь и Лубянский проезд) и садится на автобус, чтобы доехать до Кузнецкого моста (про то, как она уезжала из Лосинки на электричке в сторону Мытищ, я уже писала)





В луже отражаются: дом справа – Моховая, 16, слева – Воздвиженка, 4. Видна треугольная крыша Манежа.



Начало Нового Арбата (тогда – Калининский проспект). На первом плане – «труба», где обычно играют музыканты (интересно, а играли ли тогда? Вряд ли, конечно, не то время, хотя…). На заднем плане - ресторан «Прага».



Гоголевский бульвар. Недалеко от Фотоцентра. Ничего не изменилось – решетка та же, и даже дворник по-прежнему метет улицу :)



Все-таки я склоняюсь к тому, что это Новый Арбат… если детские воспоминания меня, конечно, не обманывают. И все-таки очень там все изменилось, очень…

Место сходу не опознали. Я уверенно заявляла, что у Никитских ворот церковь желтая, а в кино белая, так что это не она. taruggin вздохнул и пошел за картой, разгадывать ребус из указателей.



Разумеется, это оказалась та самая церковь, церковь Большого Вознесения, в которой венчались Пушкин и Гончарова.


А вот, что осталось от гаишной будки, которая так хорошо видна в кадре.



Оказалось, что этот кадр также снят рядом с церковью, которая была белая, а стала желтая. Вид на Б.Никитскую от церкви Большого Вознесения.



Ярославский вокзал. 14 путь. Все переделано «в голубых тонах» :\



PS «В нашем городе чересчур много жителей, чересчур много приезжих, чересчур много машин, все куда-то спешат, все куда-то опаздывают, всюду толкотня, давка, очереди, но все равно я люблю этот город, это мой город, это очень хороший город» (с)«Служебный роман»

Экскурсия по местам съёмок фильма «Служебный роман»

Во всенародно любимом фильме «Служебный роман» есть еще один немаловажный участник — город, в котором происходят события фильма. Это Москва, со всеми своими пейзажами и архитектурными локациями, с бурлящей жизнью мегаполиса. Москва сильно изменилась с тех пор, но и в наши дни можно узнать дворы и дома, попавшие в кадр. Специально к юбилею любимого фильма — наша виртуальная экскурсия по местам съёмок «Служебного романа».


Всем нам известное статистическое учреждение было размещено на улице Кузнецкий мост. Сейчас там располагается Федеральное агентство морского и речного флота.


Правда сцены на крыше снимались в другом месте, — на крыше дома Нирнзее, который расположен по адресу: Большой Гнездниковский переулок, 10.


«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов

Места проживания главных героев тоже имеют реальные адреса. Дом Новосельцева, находится в переулке Чернышевского (дом 4 корпус 1).


Дом Самохвалова, друга детства Новосельцева, как и положено его «статусу» располагался в соответствующем его «статусу» районе, — это улица Тверская дом 9.


Ну, и конечно — дом, где проживала Калугина. По фильму это обычная московская новостройка. В реальной жизни дом находится на Большой Никитской и имеет номер — 43.


Сцены, происходящие в квартирах героев, на самом деле снимались в павильонах «Мосфильма», где были созданы необходимые декорации.


«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов

Фильм «Служебный роман» — экранизация пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы». Она была написана в 1971 году и тогда же поставлена сразу в двух театрах — ленинградском Театре комедии и московском театре им. Маяковского. В ленинградской версии главные роли играли Пётр Вельяминов и Ольга Волкова, на столичной сцене Калугиной и Новосельцевым были Галина Анисимова и Борис Левинсон. В 1973 году вышел двухсерийный фильм-спектакль, который не получил зрительского отклика, и авторы пьесы решили написать сценарий к собственной экранизации. Рабочее название фильма было «Сказка о руководящей Золушке».

Эльдар Рязанов очень давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих, пробовал её на роли в «Гусарской балладе» и «Зигзаге удачи», но по разным причинам сотрудничество не получалось. В «Служебный роман» Алису Фрейндлих и других исполнителей главных ролей — Андрея Мягкова, Светлану Немоляеву, Лию Ахеджакову, Олега Басилашвили и Людмилу Иванову — утвердили без проб. Режиссёр был абсолютно уверен в актёрах, а руководство киностудии было уверено в режиссёре и позволило ему работать так, как он считает нужным.


«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов

Над образами Людмилы Прокофьевны и Анатолия Ефремовича работали всей съёмочной группой. Для Калугиной из костюмерной «Мосфильма» принесли самые бесформенные вышедшие из моды наряды, «гунявые», как их называла сама Алиса Фрейндлих. Оператор принес старые отцовские очки в грубой оправе, и получилась знаменитая «мымра». Андрея Мягкова, которого зритель запомнил как романтика Женю Лукашина, надо было превратить в «канцелярскую крысу», неказистого сотрудника. Помогли опять-таки очки в массивной оправе, за которыми глаза казались больше и растеряннее, и накладные усики.


«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов

Музыку к фильму написал известный советский кинокомпозитор Андрей Петров. Он же придумал мелодию к песне «У природы нет плохой погоды…», которую принес ему Эльдар Рязанов. Композитору он сказал, что автор стихов — английский поэт Уильям Блэйк, а на самом деле её написал сам режиссёр и долго скрывал этот факт. Все песни в фильме исполняют Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.


«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов

Статистическое учреждение, где работали главные герои, снимали в трех разных местах Москвы. Фасад дома — это Федеральное агентство морского и речного транспорта на Кузнецком мосту, кабинет Калугиной имел выход на крышу дома девятиэтажного дореволюционного «небоскреба» в Большом Гнездниковском переулке, а кабинеты со всей обстановкой были построены в павильонах «Мосфильма». В одном здании с безымянным статистическим учреждением работали такие организации, как «НИИ Чего», «Мосрыбстрой», «Главкость», «Комитет по делам угля» и «Специзолятор при МЗСТУФХЦ». Соответствующие таблички можно увидеть у дверей здания.

В кабинете у Людмилы Прокофьевны стоит редкая и дорогая по тем временам вещь — венгерский компьютер Videoton-340. Его ежедневно привозил на съёмочную площадку сотрудник Центрального статистического управления, а вечером увозил обратно. Стоил такой компьютер 440 000 рублей.


«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов

В нескольких эпизодах мельком можно увидеть популярного актёра Александра Фатюшина. По сценарию у него была заметная роль — он тоже был сотрудником этого учреждения и заодно мужем модницы Верочки, и все свои споры они вели не по телефону, а прямо в кабинете. Было снято уже много сцен, когда Фатюшин получил травму глаза и не мог больше работать. Его персонаж вырезали из фильма и «переселили» в телефонную трубку, но даже разговаривал по телефону с Верочкой уже не Фатюшин, а Олег Басилашвили.

Фильм «Служебный роман» занимает 19 место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был премьера номер один — его посмотрели свыше 58 млн зрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим по итогам года, а Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года. Сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, актеры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и оператор Владимир Нахабцев были удостоены Государственной премии РСФСР. Фильм был популярен и за границей, особенно его полюбили в Китае. В китайских вузах «Служебный роман» входит в программу для студентов, изучающих русский язык, а в пекинском театре «Бао-ли» по мотивам фильма поставили спектакль.

Читайте также: