Дом на крыше которого ночуют облака

Обновлено: 01.05.2024

Помните, герои литературных произведений XIX века, навещая тетушек-помещиц или городскую родню, частенько поселялись в мезонинах. Практически у всех классиков можно найти описание традиционных жилищ мало-мальски состоятельных граждан. Например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых» оно звучит так: «Дом был довольно ветх, но наружность имел приятную: одноэтажный, с мезонином, окрашенный серенькою краской и с красною железною крышкой»

А вот из Мамина-Сибиряка: «Это было низкое деревянное здание с мезонином, выкрашенное желтою краской; фронтон составляли толстые белые колонны, как строились при Александре I». И ещё из гоголевских «Мертвых душ»: «Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Примеры можно продолжать и продолжать. А что же все-таки такое этот самый «вечный мезонин» и представлен ли он в современной архитектуре, или так и остался в давно минувших временах?

Каким он был?

Мезонин — это надстройка над одно-двухэтажными домами, деревянными или каменными, представляющая собой дополнительный жилой полуэтаж. Дело в том, что высоты чердака, как правило, было недостаточно для того, чтобы сделать хотя бы часть его «обитаемым» и прирастить таким образом полезную площадь дома. Поэтому приходилось сооружать небольшую прямоугольную надстройку, выступающую над кровлей и имеющую для освещения одно-три окна в торцевой стене. Поскольку в архитектуре тогда царствовал классицизм, исповедующий симметрию, полуэтаж следовало располагать перпендикулярно главному фасаду, строго по центру, а именно — над парадным крыльцом с колоннами. И если в дворянских усадьбах каноны стиля соблюдались неукоснительно, то домовладельцы попроще следовали им на свой лад: например, даже когда вход в здание находился со двора, окнами мезонин все равно смотрел на улицу. Ведь надстройка служила не только целям увеличения жилой площади, но и украшала дом и свидетельствовала о состоятельности его хозяина: ее фронтон оформляли ажурной резьбой, дополняли балкончиком с витыми колонками и балясинами, декорировали окна витражами и шпросами.

В домах с двускатными или вальмовыми кровлями полуэтаж мог располагаться как поперек, так и вдоль оси конька. Кроме прямоугольника, традиционной формой конструкции являлась крестообразная, которая позволяла вывести окна мезонина на все четыре стороны и, при достаточных размерах, устроить в нем не одно, а несколько помещений. Иногда конфигурацию надстройки усложняли и делали ее шестигранной, в виде башенки и др.

Как называется этот домик на крыше и зачем его строили? крыша домик

Широкое распространение слуховые окна получили еще в эпоху раннего Возрождения, в 16 веке. В это время крыши дворцов и домов знатных горожан украшали пышные оконные проемы, получившие название люкарнов. Люкарн, как правило, являлся продолжением фасадной стены, или располагался параллельно ей. Таким конструкциям придавалось большое декоративное значение, в их отделке использовали лепнину и резьбу по камню; постройку нередко венчала остроконечная готическая крыша, обрамлением служили замысловатые ажурные башенки.
К середине 19 века слуховые окна на кровле стали привычной приметой городского и сельского пейзажа по всей Европе. Они стали проще на вид, утратив вызывающую роскошь, но по-прежнему с успехом выполняли свои декоративные и утилитарные функции. В это время чердачные помещения стали превращаться в жилые мансарды, что также способствовало распространению слуховых окон. ///////// Это в интернетах найдено, а по факту, действительно: чтобы на чердаке можно было находиться, ориентироваться и тем более - жить, нужны окна, а чтобы в них не попадали например осадки и можно было смотреть, надо ставить их вертикально или с отрицательным наклоном, для того и "домики". У моих деда с бабкой в Старой Руссе (Новгородской области) в доме был большой чердак, просторнее каждой комнаты в отдельности и сравнимый с жилыми помещениями в сумме по площади, но цельный - там, наряду с подвалом, хранились заготовки, сушились травы, а еще стояла кровать и стулья. С обоих торцов крыши были широченные окна, с одной даже балкончик, но вот на скатах этих самых люкарн не было за ненадобностью, но не всякая конструкция чердака освобождает от этого.

Это мезонин, в переводе - полуэтаж. Мезонин позволяет дополнительно использовать часть чердачного помещения и придаёт дому выразительную архитектуру.

Суфлерская будка. Из неё невестящаяся обитательница дома подсказывала текст пришедшему женихале, чтобы того не убил сразу отец суфлерки. уф

Сейчас встретить двухэтажный частный дом не считается чем-то странным и вычурным. Даже небольшие домики, имеющие два этажа, не впечатляют прохожих на улицах. А вот раньше вы бы точно удивились, увидев крохотное помещение на крыше избенки, украшенное резьбой и мини-колоннами. Для чего были нужны эти комнатушки, если, по сути, практической роли они никакой не играли? Сейчас разберемся вместе.



Для чего были придуманы комнатки
Такие комнатки можно было встретить на крестьянских избушках. Причем, что удивительно, сам домик мог быть невзрачным, вполне обычным, не выделяться с первого взгляда на фоне остальных, а вот если поднять взгляд чуть выше, можно было бы увидеть маленькую комнатушку под крышей, которую украшали резными ставнями, небольшими колоннами и всяческими другими украшениями. Зачем же была необходима такая вычурная деталь? В какой-то степени это делали для того, чтобы продемонстрировать свой достаток и, возможно, удачное положение в обществе. Но это не основная функция тайников на крыше.


Как они назывались, и когда ими пользовались
Итак, у этих комнат были специальные названия, светелки. Эти комнатушки были отличительной чертой домов крестьян северной и средней России. Светелка являлась чем-то вроде летней комнаты, где можно было отдохнуть, заняться своими делами или же разместить гостей.


Приятным бонусом было то, что температура в светелках была комфортной круглый год: в летний сезон приятная прохлада, а поздней осенью — отсутствие сильных холодов. Вообще, русские в старину имели несколько способов спасения от жары в летний сезон. Читайте об этом подробнее в нашем материале. Светелки пустовали лишь в одно время года, зимой. К слову об украшениях: «визитной карточкой» светелок в домах были красивейшие резные ставни на окнах в этих небольших помещениях. А вот скандинавским домикам в качестве украшения служит зеленая лужайка. Подробнее об этих сказочных хижинах читайте в нашем материале.


Окно было одно и довольно большое, света хватало на всю небольшую светелку. А вот попасть в это уютное местечко можно было с помощью лестницы, которая шла из сеней на чердак.

Фоторепортаж из самарской усадьбы с жуткими историями об убийстве и полтергейсте.

По одной из легенд, в подвале дома обитал демон, а сейчас здесь инсталляции

По одной из легенд, в подвале дома обитал демон, а сейчас здесь инсталляции

Наша беседа с Верой Закржевской началась у стен деревянного дома на улице Галактионовской, 91. Первым его владельцем был священник Евгений Тычинин. Затем дом переходил от одних купцов к другим. С точки зрения архитектуры он уникален своим французским строгановским стилем. Таких построек в России осталось всего две – в Самаре и Екатеринбурге.

У здания уникальная архитектура

У здания уникальная архитектура

Рядом с домом располагается кирпичная лавка, где раньше торговали рыбой. Позади деревянного дома была кухня с отдельным входом. Там обитали прислуга и кухарки. А вместо сараев стоял старый дом, в котором жили рабочие. Основной трехэтажный пристрой был возведен в 1900 году. Третий этаж надстроила в 2001 году новая хозяйка дома Вера Закржевская.

В арке располагается арт-объект художника Андрея Сяйлева

В арке располагается арт-объект художника Андрея Сяйлева

Самым известным владельцем усадьбы был купец Говша Коган, который жил там до революции. Он занимался изготовлением кокосового и туалетного мыла. Этой продукцией купец обеспечивал не только Самару и Самарскую область, но и другие города. Именно к данному периоду относится одна из самых жутких историй усадьбы.

Основное здание построено из красного кирпича и выглядит весьма внушительно

Основное здание построено из красного кирпича и выглядит весьма внушительно

Проходим внутрь здания. На первом этаже мастерская – здесь много старинных предметов, швейных машинок, мебели и зеркал. От соседей Вере достался дубовый шкаф, который несколько раз падал. Удивительно, но эта массивная мебель каким-то образом несколько раз оказывалась на полу. Прежние владельцы даже не стали продавать его, испугавшись каких-то сверхъестественных сил.

Мастерская хозяйки дома

Мастерская хозяйки дома

Затем мы идем в самое жуткое место дома – в подвал. Здесь гости усадьбы видят очень странные вещи. То им кажется, будто в воздухе пролетает полупрозрачная вуаль, то будто кто-то пристально за ними следит из темных углов, то в зеркалах мерещатся какие-то лица. Еще больше странностей можно увидеть на фотографиях, которые были сделаны в подвале. На многих снимках есть белые пятна и полоски, а на одном – видны очертания черного существа с красным воротничком. Те, кто видел это фото, говорят, что это черт.

В темном подвале стоят зеркала

В темном подвале стоят зеркала

Убийство мастера

Пожалуй, самая шокирующая история усадьбы посвящена духу убитого мастера из мыловаренного цеха. У этого мужчины был скверный характер. Он не любил людей, а они не любили его. Однажды мастера убили. Согласно легенде, его тело спрятали где-то в подвале. С тех пор в доме начали происходить жуткие вещи: предметы двигались сами по себе, пропадали вещи, слышались различные звуки. Жильцы бесконечно ссорились. В итоге местные пришли к выводу, что в доме живут потусторонние силы. И лет 30 назад это зло решили изгнать.

– У моих родителей была очень хорошая знакомая, которая рассказала, что ее дочь открыла в себе дар ясновидения. Ее позвали в дом. Девушка спустилась в подвал, совершила ритуалы, очистила помещение святой водой, – рассказала соседка по дому Наталья Долгановская.

По ее словам, в мастере жил демон, который не отошел в мир иной, а пакостил жильцам. Он очень сильно сопротивлялся и хотел вселиться в тело человека. Ясновидящая сказала, что в подвал ни в коем случае нельзя впускать мужчин. Однако пьяный сосед рвался туда с бешеной силой. Перепуганные женщины остановили его в самый последний момент.

Фигура демона сделана руками самарского художника специально для выставки в подвале

Фигура демона сделана руками самарского художника специально для выставки в подвале

– Из подвала доносились жуткие крики, – вспоминает Наталья. – Женщина освятила место и спросила у духа мастера: «Тебя похоронить?». А он ей ответил, что будет в доме. В тот день я слышала жуткие звуки из печного дымохода. Ветра совсем не было, на дворе стояло лето. Звуки были такие, словно кто-то скребет когтями. Это демон пытался удержаться в доме. Всю ночь волосы стояли дыбом.

Дух мертвой невесты

Еще одна история связана с двумя подругами. В конце прошлого века молодые девушки жили в этом доме. Одна из них собралась замуж, купила платье, приготовила стол, оплатила все хлопоты, а жених сбежал из-под венца. Примерно в это время ее подруга умерла, как говорят, от желтухи. Мать покойной попросила у подруги дочки свадебное платье, чтобы захоронить в нем тело. Девушка отдала его. Но после этого на протяжении долгих лет она не могла выйти замуж. Женщина обратилась к колдунам. Ей сказали, что нужно сжечь то самое платье, которое она отдала мертвой подруге. Поговаривают, что она действительно достала наряд, сожгла его и вышла потом замуж.

Фата и лицо мертвой невесты

Фата и лицо мертвой невесты

Эту историю обычно рассказывают шепотом, потому что воспоминания еще свежи в памяти людей. Периодически местным жителям снится, будто по дому бродит голое полуистлевшее тело невесты, которая ищет свое платье.

– На некоторых фотографиях, которые делают гости, можно увидеть пыльное облако, похожее на фату. Люди часто обнаруживают интересные вещи на снимках, – говорит Вера.

Домовой

Местные жители уверены, что в доме обитает несколько сущностей. Есть даже настоящий домовой. Он любит похулиганить: крадет вещи, а потом возвращает их на место. Муж Веры как-то рассказал ей историю о странных шагах на лестнице. В ту ночь он остался один на верхнем этаже. Мужчина отчетливо слышал, что кто-то поднимается, а когда вышел на лестницу, чтобы проверить, то никого не увидел. Никто из соседей этому не удивился, ведь такие случаи для них – это норма.


Наши современники могут назвать эту часть избы мезонином и отчасти будут правы. Помещение и в самом деле чем-то его напоминает. Правда, мезонин больше является полуэтажом, стандартной комнатой, расположенной непосредственно под крышей дома. В данном случае – это чердачок на трехскатной крыше, фронтон которого вынесен вперед.

Дома крестьян строились строго рационально, без излишеств / Фото: club.season.ru

Дома крестьян строились строго рационально, без излишеств. Тогда зачем люди сооружали на первый взгляд абсолютно не функциональную, ненужную с практической точки зрения и сложную конструкцию.

Такие чердачки всегда были украшены резьбой, балкончиками, заметными издали фронтонами / Фото: pl.pinterest.com

Некоторые решат, что делалось это для красоты, чтобы показать окружающим свой статус. Ведь такие чердачки всегда были украшены резьбой, балкончиками, заметными издали фронтонами. И в этом они не очень-то и ошибаются. Но у сооружения было и вполне конкретное предназначение. Кстати, называлось оно всегда «светелка».

Зачем нужна была светелка

Такие светелки в своих домах крестьяне строили еще в восемнадцатом столетии / Фото: Pinterest

Такие светелки в своих домах крестьяне строили еще в восемнадцатом столетии. В основном они имелись в избах в Северной и Средней России. Данная комната устраивалась над стеной, находящейся напротив входа в дом над зимним теплым помещением, а выходила она окном на улицу. Если сама изба была и летним, и зимним помещением, то светелка исключительно летним.

Поднимались в нее по небольшой лестнице, которая вела из сеней на чердачное помещение / Фото: natalba.livejournal.com

Поднимались в нее по небольшой лестнице, которая вела из сеней на чердачное помещение. Обязательным элементом светелки было красивое окно, украшенное резьбой и другими декоративными элементами. Если сравнивать с другими окнами избы, это было значительно больше и обеспечивало комнате большее количество света. Здесь девушки рукодельничали, отдыхали, занимались сушкой различных трав, даже гостей хозяева размещали именно в этом помещении.

Здесь девушки рукодельничали, отдыхали, занимались сушкой различных трав / Фото: ikm-inta.ru

Жарко в светелке не было даже летом. Все дело в том, как в жилых строениях крылись крыши. Это был тес, который укладывался в 2 слоя, а под ним была береста, а не как сейчас, железо. Пользовались данным помещением, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью.

Читайте также: