Дом из старинного кирпича

Обновлено: 18.04.2024

Сегодня, у меня появилась возможность детально объяснить процесс формирования шва, очень старинного шва, технологию которого раскрыл мне немецкий каменщик в 2013 г. В то время, я еще работал с импортом немецких сухих смесей, где мы и подружились с ребятами из г. Гамбурга.

Почему именно сегодня выдалась возможность детально показать?

Дело в том, что на момент кладки своего дома (3 года назад) я не вёл свой канал и даже еще не задумывался о ведении блога, поэтому совершенно не уделял внимания фотосъемке, а на пальцах рассказывать не совсем понятно.

На данный момент, мой дом выглядит так:

Сейчас, мне нужно поднять дверной порог на один ряд, а это всего 3,5 кирпича и чтобы кладка его соответствовала кладке дома, я её сделаю аналогичным образом.

Эта кладка называется старинной баварской кладкой. Старинной - потому, что ни один кирпич не повторяется своей фактурой, беспорядочен и совершенно неидеален, а баварской - потому, как в кладке участвует более 3-х оттенков, начиная от светло-коричневого и заканчивая - чёрным.

Для кладки, я использовал обычный забутовочный полнотелый кирпич, который в то время покупал за 9 руб./шт., сейчас на него цена 12,5 руб.

В разрезе он выглядит так:

Его называют - "некондиция" или "пережженный" кирпич и по свойствам он сходен с клинкером, который кстати в 5 раз дороже ;-)

Итак, что касается шва. Это типовой для немцев шов, когда нужно подчеркнуть старину здания при его реставрации, преимущественно выполняется вместе с баварской кладкой.

В составе кладочного раствора - обычный белый цемент М-500 или М-600.

И обычный речной песок:

Песок может быть серым, желтым, белым - без разницы. Белый цемент перебивает своим цветом все оттенки песка. В моем случае песок с желтизной.

1:3,5 при цементе М-500 Д-0
1:3 при цементе М-500 Д-20
1:4 при цементе М-600 Д-0

Следующее фото - белый цемент уже перемешан с песком на сухую:

Далее, кладочная смесь затворена водой с соотношением 1 ч. цемента на 0,6 ч. воды (в объемной пропорции):

В формировании шва совершенно не используются инструменты для расшивки. Раствор на нижний ряд кирпича укладывается обычным образом, как это делает любой каменщик:

Далее, самое интересное. Раствор необходимо подрезать или притеснить кельмой (мастерком) на 3-4 см. от края кладки и распределить на ~1 см. выше, чем толщина шва

После чего, аккуратно установить кирпич и два раза легко ударить:

1-й удар - Сверху по центру - чтобы вытеснить раствор по горизонтальному шву под кирпичом.

2-й удар - Сбоку по тычку - чтобы вытеснить раствор по вертикальному шву.

После чего перепроверить уровень. При несоответствии уровня, допускается повторить по 1 удару.

Это и есть отличие от классической кладки, когда каменщик может стучать по кирпичу хоть 10 раз, он все равно срежет выступающий раствор.

Здесь же всё иначе. Вытесняемый раствор срезать нельзя, он в таком виде и должен затвердеть! Нужна определенная сноровка и важно понимать, какую толщину раствора изначально нужно положить, чтобы сохранить одинаковую толщину шва на протяжении всего ряда, имея лишь в запасе несколько ударов по кирпичу.

Как говорит немец, когда их каменщики учатся на реальных объектах, один и тот же кирпич может перекладываться по 5 раз, так как новички не владеют техникой и нет необходимого навыка укладки раствора.

Если ударить дополнительно по кирпичу 3-4 раза - раствор попросту вываливается и такой вариант вообще не годится, кладка теряет смысл и не будет смотреться так, как задумано.

Опытные каменщики кладут около 500-600 кирпичей за рабочую смену, новички - в среднем 70 шт.

Вот такая незатейливая технология, но в то же время - притягивающая взгляд работа, основанная на советах и знаниях европейских мастеров. На самом же деле, облицовка мне вышла совсем недорого: 12 000 кирпича по 10 руб. (с доставкой) и 30 мешков белого цемента по цене от 700 до 900 руб. за 50 кг.

В очередной раз всех рад приветствовать в своей новой публикации! Хочется посвятить этот текст старинным кирпичным домам, построенным ещё в царское время. Фотографировал я их в различных вятских деревнях и сёлах. Какие деревни уже давным-давно покинуты, а в некоторых ещё есть жители. Какие-то постройки сейчас используют пасечники. А от каких остались всего лишь руины. Открыл в своём фотоархиве папку за 2015 год и выбрал несколько интересных снимков. Сделаны они были на смартфон и фотоаппарат-«мыльницу».

Начнём, пожалуй, с весенних зарисовок. Этот дом, который, судя по обугленным брёвнам сверху горел, стоит в деревне Шихали. Насколько помню, единственный каменный дом на всё достаточно немаленькое поселение. В середине 19 века тут стоял 21 двор, а численность населения составляла 156 жителей. На 1905 год население насчитывало уже 350 жителей.

У дома был цокольный этаж. Если на основном этаже размещались крупные комнаты, то внизу они были поменьше, о чём говорят кирпичные стены. Судя по оконным проёмам без арок, построен он был приблизительно в середине 19 века. А внутри, в развалинах печки найдена заначка пятикопеечных монет от Николая I до Александра II.

Следующая каменная постройка находится в деревне Сарда. Как мне рассказывал её бывший житель, в старое время в этих стенах размещалась чайная. Позже, ближе к нашим дням, если верить обломкам ульев, здание служило пасечнику. А во второй половине этого немалого строения организовано зернохранилище.

Сейчас же крыша почти сложилась, а рубероид оторвало ветром. По фото видно, как мародёры в поисках закладных монет ломали углы. Не приветствую я это дело. Поднять угол деревянного дома домкратом − ещё ничего. А вот мародёрить − это плохо.

На другом конце этой же деревни, ближе к месту распаханного постоялого двора, есть ещё один интересный и красивый дом. Покинут он был относительно недавно, поскольку сохранился вполне неплохо. На стенах ни трещинки. А вот крыша его уже устала.

Хозяйственные постройки рухнули, а кирпичные стены простоят ещё достаточно долго. Вот только когда не станет крыши, вода очень быстро размоет замешанный по старому рецепту раствор. Начнётся разрушение.

Перемещаемся в деревню Новотолмацкую. Тоже внушительное по размерам поселение, в котором пока ещё стоит много домов в разной степени разрушенности. Некоторые деревянные избы кто-то распиливает на дрова. Примерно по центру улица делится на две. И на конце одной из них стоит такой красивый остов жилья. В целости и сохранности белеют лепные наличники. А кирпичные узоры ещё сохранили краску. Вот только кладка уже рушится. Как раз от дождя, снега и морозов.

Лето, жара, починок Перевощинский. В покинутых деревнях в это время трава уже поднимается с человеческий рост, а то и выше. И порой разглядеть интересности становится трудным. Но тут всё же заметил одинокий дом в зарослях деревьев. Прошлой весной, пока растительность ещё не успела подняться, я снова побывал в этом починочке и разглядел постройку практически во всей красе. По наличию гнилых брёвен, похоже, дом был полукаменный − с кирпичным низом и рубленым вторым этажом. Много где ещё сохранились такие домики, выглядят и сейчас очень красиво! А внутри них уютно.

Следующий снимок сделан из деревни Просвирята в сторону соседней деревни Ташкем, большую часть которой распахали. Ещё до революции 1917 года основная часть жителей плотничали и ходили бурлаками. О былом напоминают всего лишь пара каменных развалин да старые тополя.

Недалеко от Ташкема стояли несколько деревень, именовавшиеся Сюксями. Этот снимок я сделал на территории одной из них − Верхней Сюкси. От улицы в 44 двора остались всего лишь развалины одного дома. А вокруг поле. Там, где жили люди, сейчас растут рожь с пшеницей.

И в заключение покажу церковь села Козьмодемьянского. Сфотографировал её уже в сумерках с одного из запущенных огородов верхней половины. По-моему, есть в этом кадре что-то таинственное, загадочное.

Если вам понравилась такая фотоподборка, то в будущем продолжу эту тематику и покажу вам ещё много разных снимков из разнообразных деревень вятского края. Пишите в комментариях.


Можно ли доверить отделку этим материалом обычным плиточникам, или требуется какая-то особая квалификация?

Евгения



Стоимость пиленного 3500 р/м2 и цельный 75 р/шт. Цены майские. Укладывали малдоване с руками, но не особо шустрые. Все отлично, может шовчики могли бы поаккуратнее сделать. А так все довольны.

Надёжный Дом

"Вот ваш комментарий Надёжный дом" " Проще взять кирпич ручной формовки и напилить из него сколько угодно плиток, эти плитки приклеить туда, где вам нужно. " , Вау, и с постельки сделать ложок, и тд. этот ммм, наверное бетонную имитацию в этот компот можно добавить, и будет супер решение ! )))

Сразу видно комментарии человека, который никогда не был на стройке и не понимает о чём он пишет.

Вот фасады с пиленным кирпичом ручной формовки


Михаил

Все-таки вкус или он есть, или его нет.

Похожие обсуждения

ARCHI-S, можно я вас немного покритикую, нет дизайна - конечно нет - как я понимаю, человек сейчас просто нащупывает направление в котором ему двигаться. потолочные навороты и уж простите гипсокартонные амфитеатры не обязательны совершено, они остались приветом из "евроремонта" 90-х, современный "лакшери" стиль позволяет обходиться вообще без потолочных карнизов. кроме того современные тенденции показывают, что удержаться в рамках одного стиля в современном интерьере невозможно, все равно будут присутствовать аллюзи из других направлений. современный стиль всегда несколько эклектичен, свободен, кэжуал. так что "конечно", потолки должны быть продуманы. Оксана, черная плитка на фото выше - это скорее в стилистике армани, донны каран - контемпорари с элементами природного стиля. можно с помощью принтов попытаться добиться развертки левой стены - но не факт. в идеале как на вижуале что касается ширины каминного портала, то когда будете вешать ТВ слева и справа должно оставаться свободное место (не в край) в зависимости от пропорций ТВ, условно 15 - 20 см

Помогите пожалуйста советом, куда повесить телевизор?

Ely Volokhovskaya, у вас сложный дом. Большие вложения, это понятно, и понятно что вы пытаетесь разобраться сама и сэкономить хотя бы на планировке. Но это- неправильный подход. Все советы отсюда- абстрактные, и ,по-сути, не о чем. Можно так, а можно по-другому, сколько людей-столько и мнений. Люди чему-то учились в архитектурном вузе 6 лет, дизайнеры года три, как минимум, кто-то просто полжизни что-то строит и перестраивает своими силами, набивая шишки, ошибаясь и платя за это деньгами и нервами. Найдите себе одного грамотного специалиста, это вам обойдется гораздо дешевле чем вы нагородите собственных ошибок и будете потом их исправлять. Это все-равно как самому себя подстричь- в принципе возможно, но без изысков и нужно ли?

Лучшая перепланировка СТАРЫЙ ФОНД 62кв.

Пока вижу такой вариант Буду благодарна за критику и предложения. С огромной радостью объединила бы в единое пространство кухню-гостиную-кабинет, но ГАЗ! В детской правый верхний угол под шведскую стенку и ортопедию. В спальне шкафы в три ряда - гардеробная в строительном исполнении с дверь со стороны спальни и проходом из кабинета. В кабинете узкие шкафы - библиотека. Вопрос? Если я сейчас попытаюсь организовать перепланировку санузла с расширением в коридор, не аннулируют ли мне узаконенную в 2000 году перепланировку газовой кухни?

Старая печная труба

Здравствуйте. Такие вопррсы не решают дистанционно. Нужно выезжать на место, обследовать печь и трубу и найти решение. Не рекомендую её зашивать совсем. Трубу нужно иметь всегда "на-конроле", зашив её вы тем самым лишите себя этого контроля, а это не безопасно. Рекомендую вызвать печника или лучше всего трубочиста. Он и печь почистит от сажи перед отопительным сезоном и грамотно оштукатурит трубу и подремонтирует если что. Печь и труба нуждаются в периодическом обслуживании. Порадуйте себя и аашу печку и она вам послужит верой и правдой. Удачи ;))

Надёжный Дом

Все-таки вкус или он есть, или его нет.

Со вкусом вы вопросы относите в Архитекторам, это они картинки рисуют, а мы их воплощаем в жизнь.

Cegla - Старинный КирпичЪ

Михаил, я сам пилю, и мы не мешаем такие вещи, я вижу каждый день как они выглядят, поэтому про смотреть стройки, не корректно. Реально искусственный ложок он виден, так же как и имитация. Уже мы про свои кирпичи знаем больше чем Вы!


Михаил

Cegla - Старинный КирпичЪ Ээээ. Вы меня с кем-то перепутали. Про вкус - это к Надежному Дому было.


Слава Каримов

Ну, купили мы эту плитку из бетона. На сайте продавца фотографии конечно красивые, но к реальности никакого отношения не имеют. Вот какая у нас получилась стенка.


Как видите цвет чрезмерно однообразный, и к сожалению с этим нечего не поделаешь. Надо было сразу брать керамику или плитку из натурального старого кирпича. А теперь меня ещё и качеством краски пугают, которая в бетонной плитке используется!


Михаил

Да, к сожалению, часто берут такую плитку, потом очень утомляет эта пестрота и ее, в конце концов, закрашивают в однотон.

A split level home with brick and wood siding, painted and remodelled. A new roof was added over the front door area, creating a focal point. The body of the home is Benjamin Moore Ballet White, the trim is Benjamin Moore Willow and the front door was Sherwin Williams Determined Orange. Slight mid century details.

Mid-Century Modern Mother-In-Law Suite Addition

Addition is an In-Law suite that can double as a pool house or guest suite. Massing, details and materials match the existing home to make the addition look like it was always here. New cedar siding and accents help to update the facade of the existing home. The addition was designed to seamlessly marry with the existing house and provide a covered entertaining area off the pool deck and covered spa. Photos By: Kimberly Kerl, Kustom Home Design. All rights reserved

Mid-Century Modern Atlanta

Nice mid-century modern renovation by Cablik Enterprises in Atlanta.
Свежая идея для дизайна: кирпичный дом в стиле ретро - отличное фото интерьера

Midcentury Exterior

Mid Century Modern

Photography by Juliana Franco
Источник вдохновения для домашнего уюта: одноэтажный, кирпичный, бежевый частный загородный дом среднего размера в стиле ретро с двускатной крышей и крышей из гибкой черепицы

The homeowners came in looking for a piece of stone as an art piece for their entry way and they fell in love with the Alplinus granite. It is a really one of a kind because it is a granite with a quartz content that allows it to be back lit, which compliments this complete new build in a modern style. The interior decor is a perfect blend of mid-century modern and modern.

Alta Vista Remodel

Walling Lane Renovation

Ranch Dressing

Renovation update and addition to a vintage 1960's suburban ranch house. Bauen Group - Contractor Rick Ricozzi - Photographer
На фото: одноэтажный, кирпичный, белый частный загородный дом среднего размера в стиле ретро с двускатной крышей, крышей из гибкой черепицы, серой крышей и отделкой доской с нащельником

Park Slope Modern Row House

This residence was a complete gut renovation of a 4-story row house in Park Slope, and included a new rear extension and penthouse addition. The owners wished to create a warm, family home using a modern language that would act as a clean canvas to feature rich textiles and items from their world travels. As with most Brooklyn row houses, the existing house suffered from a lack of natural light and connection to exterior spaces, an issue that Principal Brendan Coburn is acutely aware of from his experience re-imagining historic structures in the New York area. The resulting architecture is designed around moments featuring natural light and views to the exterior, of both the private garden and the sky, throughout the house, and a stripped-down language of detailing and finishes allows for the concept of the modern-natural to shine. Upon entering the home, the kitchen and dining space draw you in with views beyond through the large glazed opening at the rear of the house. An extension was built to allow for a large sunken living room that provides a family gathering space connected to the kitchen and dining room, but remains distinctly separate, with a strong visual connection to the rear garden. The open sculptural stair tower was designed to function like that of a traditional row house stair, but with a smaller footprint. By extending it up past the original roof level into the new penthouse, the stair becomes an atmospheric shaft for the spaces surrounding the core. All types of weather – sunshine, rain, lightning, can be sensed throughout the home through this unifying vertical environment. The stair space also strives to foster family communication, making open living spaces visible between floors. At the upper-most level, a free-form bench sits suspended over the stair, just by the new roof deck, which provides at-ease entertaining. Oak was used throughout the home as a unifying material element. As one travels upwards within the house, the oak finishes are bleached to further degrees as a nod to how light enters the home. The owners worked with CWB to add their own personality to the project. The meter of a white oak and blackened steel stair screen was designed by the family to read “I love you” in Morse Code, and tile was selected throughout to reference places that hold special significance to the family. To support the owners’ comfort, the architectural design engages passive house technologies to reduce energy use, while increasing air quality within the home – a strategy which aims to respect the environment while providing a refuge from the harsh elements of urban living. This project was published by Wendy Goodman as her Space of the Week, part of New York Magazine’s Design Hunting on The Cut. Photography by Kevin Kunstadt

Идея дизайна: одноэтажный, кирпичный, бежевый частный загородный дом среднего размера в стиле ретро с вальмовой крышей

Здравствуйте! Продолжаю рассказывать о нюансах строительства вековой давности (и даже больше). Если недавно речь шла о том, как в старину крестьяне своими руками изготавливали кирпичи. То на сей раз темой статьи станут стены, выкладываемые из этого самого строительного материала.


Кирпичная кладка заброшенного дома.

Я не строитель. И поэтому полагаю, что стены современных кирпичных домов на всю свою толщину не меняют своей структуры. Кроме того мне приходилось видеть развалины и недострои таких относительно свежих домов. Здесь что снаружи кирпич, что он же внутри. Правда, с внешней стороны он может быть другим − облицовочным. Но как строили раньше?

Перед тем, как перейти к непосредственному осмотру вековых стен, мы обратимся к старой литературе 19 века. В книге Семёнова «О кирпичных постройках в не степных черноземных местностях внутренней России» весьма подробно описана «начинка» толстенных стен кирпичных жилищ.

Если верить книге 1879 года, то кирпичные постройки на тот момент можно было разделить на две группы:


Один из кирпичных дореволюционных домов в соседней деревне.

Кирпичные постройки с заливными стенами − это, как пишет автор труда, обыкновенный способ постройки, при котором кирпичная стена большей или меньшей толщины является, по сути, сплошной.

Называется она так, потому что после кладки на густом известковом цементе наружных кирпичей внутри и снаружи здания, кирпичей, идущих в забутовку, производится заливка пространства жидко разведённым известковым цементом.


Стены дома прадеда.

Кроме крестьянских домов таким образом строились церкви, школы, заводы, помещичьи дома, а также крепкие нежилые строения. Кроме того стены первого этажа двухэтажного кирпичного дома должны быть обязательно заливными. Иначе здание не удовлетворяло условию прочности.

Кирпичные постройки с засыпью. Семёнов пишет, что постройки данного типа преобладали в крестьянских жилых постройках, сооружённых после 1861 года на территории чернозёмных территорий. А в помещичьих усадьбах − в домиках с засыпными стенами жили рабочие при имении: садовники, старосты, скотницы и т. д.


Главным преимуществом строительства засыпных стен служит экономия. Как строительного материала, так и денежных средств. При хорошей прочности для одноэтажного здания.

Засыпные стены по толщине были трёх типов: в два кирпича, в полтора кирпича и в кирпич. Стены в два и полтора кирпича имели сплошную пустоту, шириной в полкирпича, плотно набитую золой, торфом или чернозёмом. Внутренняя и наружная стенки из кирпича скреплялись друг с другом железными или деревянными связями.


При строительстве избы с таким типом стен и размерами 7 аршин длины, 6 аршинах ширины и 3,5 аршинах высоты, с внутренним объёмом 171,5 кубических аршин, с засыпью, построенной в два кирпича, уходило от 9 до 10 тысяч кирпичей. В полтора кирпича − 8−8,5 тысяч кирпичей. А на избу, построенную в один кирпич, требовалось около 7 тысяч кирпичей.


Вятская губерния, в свою очередь, не входила в состав описываемых в книге чернозёмным местностям центральной России. Здесь уже, по сути, тайга. И условия проживания, конечно же, несколько суровее. Поэтому стены кирпичных построек преимущественно проливались известковым цементом. Живой пример − наш старинный дом, выстроенный в начале 20 века, который мы сейчас восстанавливаем буквально из развалин.

Когда я снимал два верхних слоя, пострадавших от влаги, то середина всех четырёх стен представляла собой затвердевший известковый раствор с замурованными в нём осколками кирпичей.


Известковый раствор с вмурованными осколками кирпичей.

В будущем, когда наконец дом прадеда будет доведён до жилого состояния, когда в нём появится печь, мне очень интересно осмотреть его стены тепловизором. Хотя, по словам людей, живущих в подобном здании, внутри, даже в зимнюю стужу, очень тепло. А в летний зной температура воздуха остаётся комфортной. Это я уже ощутил сам, снимая старую, отслужившую свой век штукатурку. При том, что некоторые оконные рамы были убраны.


Окно с кирпичными откосами.

На этом кратенький исторический экскурс в прошлое кирпичного строительства, пожалуй, закончу. Спасибо, что дочитали до конца! Заглядывайте на Ютуб-канал «Вятский Хутор»! Буду рад подписке!

Читайте также: