Дом из кремлевского кирпича

Обновлено: 18.04.2024

Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.

Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.Иван III пригласил пять архитекторов из Северной Италии. Во-первых, потому что у древней русской и северо-итальянской архитектуры общий византийский корень: после падения Западного Рима Северная Италия была частью Византии и там строили так же, как на Руси. Во-вторых, северные итальянцы делали самый прочный в Европе строительный материал – красный кирпич. Они поделились с русскими мастерами секретами обжига.Главный по КремлюВозглавил итальянское "архитектурное бюро" великий Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля – это творение его рук. Он же был автором "перепланировки" крепости. Фиораванти как военный инженер не раз участвовал в русских военных походах – командовал артиллерией. В отличие от своих коллег-земляков, он жил в Москве не на съемной квартире – ему отвели палаты на территории Кремля рядом с великокняжеским дворцом. И он получал огромную зарплату – 10 рублей в месяц, это почти килограмм серебра.Тайны неприступностиВозведение новой кремлевской стены началось со строительства Тайницкой башни – центральной по южной стороне. Ее автор – архитектор Антонио Джиларди. Эта башня стала первым кирпичным фортификационным сооружением в России, среди кремлевских башен она старейшая. Внутри нее построили тайный выход к Москве-реке и колодец, что позволяло снабжать крепость водой в случае осады. Изначально в Тайницкой башне имелись ворота с укреплением сверху: бойницы на подъемном механизме. На ней круглые сутки дежурили часовые, они же в случае пожара звонили в колокола. Когда на башню поставили пушку, она стала выполнять функцию "курантов" – палить ровно в полдень.Следующие башни на стене имели сходные характеристики. Выдавалась вперед, чтоб с них простреливалось пространство вдоль стен, каждая угловая и вовсе была многоэтажной "крепостью в крепости" с обязательным колодцем внутри. С "углов" можно было сражаться при полной изоляции, а кроме того, с каждой такой башни вся внутренняя территория Кремля – как на ладони, так что в случае захвата можно было продолжать биться. Другое дело, что Московский Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не удалось взять штурмом. Стена с начинкойНовые стены из красного кирпича строили "по старым", отступая наружу. Направление не меняли, в одном только месте стену сделали прямее – от Спасской башни, и территория Кремля чуть увеличилась. Итоговая протяженность укрепления – 2 км 235 м в длину, площадь внутри стен – 28 га. Работали так: строители разбирали небольшой участок белокаменной стены и быстро возводили краснокирпичный. Но целиком кирпичными стены не были. Из огромных восьмикилограммовых кирпичей строили каркас до 115 см глубиной, его заполняли белым камнем с известью и обкладывали еще четырьмя рядами кирпичей. Позднейшие исследования показали, что всего было использовано около ста миллионов кирпичей. В среднем толщина стен составила четыре метра, по ним можно было провезти повозки. Первой поставили южную стену, выходящую к Москве-реке, от нее двигались одновременно с двух сторон, пока ограда не сомкнулась. На разных участках высота стены разная – от 5 до 19-ти метров. Наиболее высокие отрезки – там, где не было естественных водных преград: вдоль Красной площади, например. В завершениях стен зубцами итальянцы повторили стену замка Сфорца в Милане, только там зубцы декоративные, а у Московского Кремля имеют щели, которые работали как бойницы: в этом случае пролеты между зубцами закрывались щитами.Вишенка на торте В плане Кремль представляет собой неправильный треугольник. И в нем – все итальянское. Так считает ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Владимир Дугельский:Облик Кремля невозможно представить и без колокольни Ивана Великого. Она появилась уже после смерти Ивана III. Ее поставил архитектор Бон Фрязин, потому что существовала тогда в Италии такая традиция – строить отдельно стоящую колокольню. Это был первый столичный небоскреб – 80 метров: итальянская вишенка на русском торте. Автор Ольга Бугрова, радио SputnikХотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.

Каким же был первый московский кирпич? Несмотря на отсутствие ранних кирпичных построек, имеющиеся находки все же позволяют говорить о московском кирпиче того времени. Но прежде напомним, что привычный современный кирпич имеет, как правило, размеры 25 х 12 х 6,5 см.

Об облике раннего московского кирпича может свидетельствовать пол, раскрытый в 1967-1968 годах на большой глубине в Успенском соборе Московского Кремля: он выстлан кирпичом размером 30,2-32,5 х 15,1-16,4 х 3,5-4,3 см. В.П. Выголов назвал этот кирпич плинфообразным, хотя с домонгольской плинфой его связывает лишь незначительная толщина. На территории Кремля в слоях второй половины XV века были найдены и иные кирпичи, несколько отличающиеся пропорциями от первого 27(28) x 16(17) x 5(6) см.

Соотношение ширины и длины этого типа кирпичей ближе к домонгольской плинфе, но вот толщина по сравнению с плинфой значительно больше. Такие кирпичи в виде отдельных находок и в составе кладок были найдены: в 1960-х годах — в выстилке пола, перекрывавшей остатки разобранной стены «первоначального» Успенского собора (1472-1474 гг.) и примыкавшей к северной стене ныне существующего здания, и в 1997 году — в кладке сохранившейся в земле стены середины XV века в нынешнем Большом Кремлевском дворце.

Аналогичные кирпичи обнаружены в кладке в подклете сеней Грановитой палаты, где они соседствовали с другими, более поздними. Видимо, в ход пошли кирпичи из старых запасов, использованные в 1487 году, когда началось строительство (что было не редкостью). Это подтвердила совсем недавняя находка: в 2004 году в кладке Патриарших палат XVII века были найдены плинфообразные кирпичи (27x17x5 см) из разобранных стен построек Митрополичьего двора, взятые и использованные повторно.

Кирпич ранних московских построек можно представить и по кладке сохранившихся кирпичных сооружений Центральной России, относящихся к последней четверти XV века, — Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры (147б год), собора Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (1481 год), Спасо-Преображенской церкви в Угличе (1480-е годы). В этих памятниках использовался кирпич схожих размеров: в Духовской церкви — 30 x 20 x 6 см, в Спасо-Каменном монастыре — 2б(28) х 15,5(17) x 5,5 см, в Спасо-Преображенской церкви — 29 х 19,5 х 6 см. Как видим, они близки ранним московским кирпичам.

Миниатюра «Возведение каменной постройки» из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»


Миниатюра «Возведение каменной постройки»
из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»
с изображением строительства кирпичной постройки

Новый материал — кирпич — все настойчивее вытеснял из архитектурной практики столицы белый камень, но мастерство возведения кирпичной кладки крупных сооружений приходило не сразу. Это показала строительная катастрофа 1474 года: рухнул возводившийся в Кремле Успенский собор. Возможно, виной тому было землетрясение, о котором пишут летописи. Но приехавший в Москву для строительства нового собора итальянский зодчий Аристотель Фиораванти (Fiorovanti) считал, что ошибка московских мастеров была в жидком растворе: «известь жидко растворяху, ино не клеевито».

В это время в русскую столицу приезжает немало иноземных мастеров. Среди них были известные «своим мастерством и работишкой» зодчие-итальянцы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Иван Фрязин, — у которых начали учиться русские мастера. Итальянцы, и в первую очередь Аристотель Фиораванти, знакомят москвичей с европейскими строительными приемами. Тексты летописей содержат сведения о новых технологиях, внедренных Фиораванти: «Они известь. как тесто густое растворяша, а мазаша лопатками железными, а камень ровный внутри класти повеле».

Миниатюра «Городское строительство в Москве в конце XVI века» с изображением Аристотеля Фиораванти


Миниатюра летописного свода XVI века
«Городское строительство в Москве в конце XVI века»
с изображением Аристотеля Фиораванти (в правом нижнем углу)

Итальянцы же научили применять в строительстве железные скрепы: «. и межу столбов, идеже брусие дубовое в наших церквах, то все железо сковав положи». Они продемонстрировали непривычное москвичам искусство сноса старых зданий: «. ту же церковь розби сицевым образом: три древа постави и концы их верхние совокупи воедино, и брус дубовый обесив на ужищи, посреди их поперег, и конец его обручем железным снова и раскачиваючи разби. А иные стены с исподи подобра и поление поставлял и всю на поление поставии и зазже поления, и стены падошася. И чудно видети, еже три года делали во едину неделю и меншу розвали, еже не поспеваху износити каменная». Немало было и других новшеств.

Итальянские инженеры той эпохи в строительстве умели буквально все. Фиораванти ввел в практику новый, более качественный кирпич. При его участии за Спасо-Андрониковым монастырем, где в районе нынешнего Калитниковского кладбища находились залежи глины, построили кирпичный завод. Уже в 1474 году начали делать кирпич: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего Рускаго уже да продолговатые и тверже. » «Аристотелев» кирпич действительно был более продолговатым: 28 х 12 х 6,5 см; тем самым подтверждается, что бытовавший до этого кирпич московский был шире.

Как видим, теперь летописи со всей определенностью пишут о кирпиче, отделяя его от естественного камня. Более того, при описании строительства Успенского собора уточняется, что кладка одних столбов была из камня, других — из кирпича.

Столь же определенны тексты летописей под 1482-1483 годами, где сообщается о закладке кирпичной церкви Спаса и «полаты кирпичной с казнами» около церкви Благовещения; а также под 1485 годом — о возведении Василием Образцом и Головой Володимеровым кирпичной палаты, а Дмитрием Володимеровым сыном Ховриным — кирпичной палаты и ворот. Уточняется материал кладки и в летописи под 1499 годом, где речь идет о строительстве великокняжеского дворца в Кремле, когда князь великий Иван III «велел заложить двор свой, полаты каменные и кирпичные. », куда, как сообщает летопись, его сын князь Василий III «вшел. в новый двор кирпичной жити. ».

Средневековые зодчие в полной мере оценили возможности кирпича как нового строительного материала, позволяющие при меньших затратах и использовании стандартного, не требующего «доводки» кирпича сократить время, средства и количество занятых на строительстве рук. А главное, они могли сооружать из этого материала постройки на любой вкус — от церквей и царских дворцов до палат для знати и богатых московских гостей — купцов. Кирпичное строительство изменило и географию каменного зодчества, выведя его за пределы Москвы и ее окрестностей.

Кирпич как основной строительный материал во многом сформировал особый характер русской архитектуры XVII-XVIII веков. Строившиеся из него многообразные, сложные по композиции и декору сооружения формировали художественные вкусы нескольких эпох. Мастера буквально плели «кирпичные кружева».

Кирпичный, белокаменный и изразцовый декор церкви Живоначальной Троицы в Останкине


Кирпичный, белокаменный и изразцовый декор
церкви Живоначальной Троицы в Останкине
1677-1692 гг.

К концу XVII века система управления строительством через Приказ каменных дел стала чрезмерно громоздкой. Кроме того, произошла обычная российская история, о которой известный историк В.Н. Татищев писал: «Некоторые каменные великие дома построили, но казну оную, почитай, всю расхитили, ибо многие написали, что брали припасы, но подлинно брали деньги и, в иные пользы употребя, просили, чтоб для учинившегося ему какого несчастия на нем не взыскивать, что по щедрости того государя и жаловано. Тако едва пятая часть в казну возвратилась».

К 1701 году здание упраздненного Петром Каменного приказа было разобрано: «В Мoскве в Китай-городе дворы боярские Одоевского и Салтыкова и церкви и Каменный приказ и судный дворцовый и все каменные строения сломаны».

Затем последовали многочисленные указы, способствовавшие развитию кирпичного производства. Так, в 1713 году было разрешено казенные кирпичные заводы «продавать охочим людям» и в дальнейшем «кирпич делать и продавать всяких чинов людям довольною ценою», что привело к росту частных заводов. Эта политика была продолжена в XVIII столетии Комиссией для строения городов Санкт-Петербурга и Москвы, считавшей «собственное хозяйство всегда . лучшим средством в правлении заводском и экономическом противу всякого учреждения, основанного на командном управлении».

И всё же заводов было явно недостаточно. Не случайно указы, регламентирующие застройку Первопрестольной, строго запрещали строить без специальных разрешений какие-либо здания, кроме кирпичных и черепичных заводов.

Строительная политика Петра I не только поощряла каменное — кирпичное строительство, но и регулировала городскую застройку. Указ 1704 года запретил «строить палаты каменные, как и прежде сего строили» и предписал «возводить дома по большим улицам и по переулкам, а не посредь дворов своих». В 1718 году он был подкреплен указом «О строении в Москве в Китае каменных зданий по улицам, а не во дворах», а в 1720-м — указом «Об исправлении каменного строения в Москве».

Указание строить «по улицам» в первую очередь касалось Москвы. Еще в 1700 году в одном из подметных писем, подкинутом всесильному Меншикову для передачи Петру I, говорилось, что в Москве «каменного строения множитца, а от пожаров мало в них сохранения, потому что каменное строение строят как кто соизволит». Поэтому повелевалось «быть каменному строению стенами по улицам, чтобы от пожаров была защита».

Кирпичный и белокаменный декор церкви Живоначальной Троицы в Останкине


Кирпичный и белокаменный декор
церкви Живоначальной Троицы в Останкине
1677-1692 гг.

Дальнейшая история производства кирпича — это особый, увлекательный рассказ о создании в России обширной сети заводов, о многочисленных указах, направленных на увеличение производства кирпича, улучшение его сортности, регламентацию размеров, о ценах и технологических новшествах. Раннюю историю отечественного кирпича можно заключить словами того же В.Н. Татищева, который призывал: «А всего лутче, где можно, старатьца иметь строение все каменное и для этого делать кирпичные заводы».

Если же говорить о нашем городе Х1Х — начала XX века, то можно использовать хотя и не очень поэтичное, но безусловно точное определение — «Москва кирпичная». Сделав выбор в пользу этого строительного материала, москвичи уже не изменяли ему. Увлечения другими строительными материалами были вызваны скорее экономическими причинами, но вновь и вновь горожане признавали, что кирпичное жилье остается самым комфортабельным. И это несмотря на то, что кладка кирпичных стен, как и несколько веков назад, остается ручной работой. Экскаваторы, бульдозеры, подьемные краны во многом ускорили и облегчили строительство, но так и не заменили руки каменщика.

Московский старожил Ю.А. Федосюк в своих «Воспоминаниях о Москве 1920-x — 1930-х годов» пишет о строительстве дома по Подсосенскому переулку, 13 — первой увиденной им в детстве стройке: «Я внимательно следил за ходом строительства, рисовал на картоне различные его стадии, не ленясь вырисовывать каждый кирпичик. Строили вручную: сначала землекопы вырыли котлован, затем каменщики заполнили его глыбами белого (бутового) камня и залили цементом. Потом бородатые мужики в парусиновых передниках ловко клали ряды кирпичей, промазывая промежутки раствором. Каменщики вели себя как аристократы, это все же были мастера; они покрикивали на чернорабочих, таскавших «на горбу», с помощью особого устройства — «козы», кирпичи по шатким мосткам и трапам. Никаких строительных кранов, одна лишь физическая сила. Кажется, только бочки с раствором поднимались к местам кладки на блоках». А о качестве кладки могут судить современные москвичи.

Для современных архитекторов-реставраторов старый кирпич является в некотором смысле эталоном — в первую очередь качества, которое прошло проверку временем и до сих пор поражает специалистов; Когда в 1947 году лаборатория Керамики АН СССР под руководством крупнейшего исследователя в данной области А.В. Филиппова по предложению Комендатуры Московского Кремля приступила к работам по реставрации кремлевских стен и башен, к реставрационным материалам, главным образом к кирпичу, предъявлялись строжайшие требования. Так, размер его был задан со следующими допусками: +1 см по длине, +0,5 см по ширине и +0,5 см по толщине. Из других требований можно отметить категорическое недопущение недожога кирпича - сквозных трещин ни на одной его стороне. Особо оговаривались нормы: водопоглощение, морозостойкость, вес с допусками +5 %. Цвет кирпича, как говорилось в документе, «должен соответствовать эталонам старого кремлевского кирпича, представленного Стройотделом Комендатуры Московского Кремля. Приемка по цвету производится на образцах в количестве не менее 15 штук, отобранных от выработанной партии и выложенных насухо в виде стенки на открытом воздухе с добавлением к ней эталонных кирпичей. Осмотр производится на расстоянии 10 м от выложенной стенки». И еще одно непреложное требование: «Каждый кирпич должен иметь нательное клеймо с наименованием завода и года изготовления».

Невольно вспоминаются слова старых потомственных каменщиков, которые на вопрос: «Почему же в кладке такие ровные швы и безупречные углы?» — отвечали: «Так ведь плохо работать никак нельзя, от Бога совестно, а от хозяина боязно, да и сами мы из той же глины по образу и подобию Божьему».


Кирпич найден на территории Московского Кремля во время реставрационных работ. Подарок московских реставраторов.

Московский Кремль — замечательный архитектурный ансамбль XV-XIX вв. По форме он представляет собой неправильный треугольник, южная сторона которого обращена к реке Москве. Он обнесен кирпичной стеной с 20 башнями разной архитектуры. Современные стены и башни построены в 1485 — 1495 г.г. итальянскими архитекторами из красного кирпича, на месте белокаменных, достраивались в XVII в.

Башни и ворота Кремля

Главный вход в Кремль — Спасские ворота — находится с восточной стороны, обращенной к Красной площади, напротив храма Василия Блаженного. Спасская башня была построена в XV в. В 1625 было сооружено ее шатровое завершение, на котором установлены часы. Современные часы действуют с 1851 года. На юго-западной стороне Кремля, у реки, расположены Боровицкие ворота, через которые в 1812 году Наполеон вошел в Кремль. С запада, со стороны Александровского сада, в Кремль ведут Троицкие ворота, в одноименной башне раньше хранились ценные императорские архивы. В северной части Кремля расположены Никольские ворота, выходящие к северной оконечности Красной площади. Они используются для прохода в государственные учреждения. Старейшими из башен Кремлевской стены являются Беклемишевская, возведенная в 1487-1488, и Водовзводная, в которой были установлены механизмы для подачи речной воды в Кремль и посад.

Дворцы и палаты Кремля

Грановитая палата, расположенная в восточном крыле Большого Кремлевского дворца, была сооружена итальянскими архитекторами в 1487-1491 и предназначалась для банкетов и царских приемов. Теремной дворец, в северном крыле Большого Кремлевского дворца, был построен в 1635-1636 царем Михаилом Федоровичем для своих сыновей, а впоследствии служил резиденцией царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Западное крыло дворца занимает Оружейная палата (1844-1851). Это один из самых больших московских музеев, в котором собраны золотые и серебряные изделия, одежда, доспехи, оружие, дары, царские регалии, кареты и другие ценности, представляющие исторический интерес.

Бывшее здание Судебных установлений, первоначально Сенат, возведенное в 1776-1790 и дважды реконструированное в 19 в., занимало правительство СССР. В настоящее время это резиденция президента России. До революции 1917 здание было увенчано короной, которую сменил красный советский флаг, в 1991 замененный российским триколором.

Кремлевские соборы

Среди многочисленных культовых сооружений Кремля выделяются Успенский собор, Архангельский собор и Благовещенский собор. Успенский собор с пятью золочеными куполами построен в 1475-1479, неоднократно подвергался разграблениям и горел, но неизменно восстанавливался в первозданном виде, с XVI в. стал местом коронации царей. Архангельский собор, также с пятью куполами, сооруженный на месте храма XIV в. в 1505-1508 и последний раз отреставрированный в 1921, был усыпальницей великих князей и царей династии Рюриковичей и первых Романовых. Напротив Архангельского собора расположен Благовещенский собор с девятью золочеными куполами, домовая церковь русских царей. Он был построен в 1481-1489, перестроен в XVI в. и впоследствии неоднократно реставрировался.

Колокольня Ивана Великого

Для строительства Московского Кремля потребовалось двести миллионов кирпичей. Ярким примером использования кирпичного строительства на Руси времен Иоанна III стало возведение стены и храма Московского Кремля, которым заведовали итальянские мастера.

Среди них были известные «своим мастерством и работишкой» зодчие-итальянцы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Иван Фрязин, — у которых начали учиться русские мастера. Итальянцы, и в первую очередь Аристотель Фиораванти, знакомят москвичей с европейскими строительными приемами. Тексты летописей содержат сведения о новых технологиях, внедренных Фиораванти: «Они известь… как тесто густое растворяша, а мазаша лопатками железными, а камень ровный внутри класти повеле».

Фиораванти ввел в практику новый, более качественный кирпич. При его участии за Спасо-Андрониковым монастырем, где в районе нынешнего Калитниковского кладбища находились залежи глины, построили кирпичный завод. Уже в 1474 году начали делать кирпич: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего Рускаго уже да продолговатые и тверже…» «Аристотелев» кирпич действительно был более продолговатым: 28 х 12 х 6,5 см; тем самым подтверждается, что бытовавший до этого кирпич московский был шире.

Московский Кремль — крупнейшая действующая крепость в Европе. Кремли есть во многих городах, но только московский остается историческим, политическим и культовым центром города. А раньше он был суровой неприступной крепостью.

Макет Московского Кремля в Этномире

История не сохранила точного года появления Московского Кремля. Но уже в XII веке Юрий Долгорукий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, поэтому сразу задумался о строительстве крепости.

Кремль Долгорукого был крошечным: он умещался между современными Тайницкой, Троицкой и Боровицкой башнями. Его окружала деревянная стена длиной 1 200 метров.

Сначала эту крепость называли городом, а земли вокруг — посадом. Когда появился Китай-город, крепость переименовали в Старый город. И только после строительства в 1331 году Белого города крепость назвали Кремлем, что означало «крепость в центре города».

Слово Кремль» происходит от древнерусского «кром» или «кремнос» (твердый) — так называли центральную часть древних городов. Кремлевские крепостные стены и башни обычно ставили на самом высоком месте.

Слово «Кремль» также могло происходить от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого строили городские стены. А в 1873 году исследователь А.М. Кубарев предположил, что этот топоним мог прийти из греческого языка, где «кремнос» означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Московский Кремль действительно стоит на горе на крутом берегу реки, а слова «кремн» и «кремнос» могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшим в Москву в конце 1320-х годов вместе с митрополитом Феогностом.

Московский Кремль стоит на Боровицком холме, на слиянии Москвы-реки и Неглинной. За стенами крепости площадью 9 гектар могли укрыться от опасности жители окружающих посадов.

Со временем посады росли. С ними росла и крепость. В XIV веке при Иване Калите построили новые стены Московского Кремля: снаружи деревянные, обмазанные глиной, внутри — каменные. С 1240 года Русь находилась под татаро-монгольским игом, а московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить новые крепости!

Кремль при Дмитрии Донском (после пожара 1365 года) построили уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче нынешних.

Пожары и землетрясение 1446 года повредили крепость, и при Иване III в конце XV века Московский Кремль перестроили. Для этого пригласили итальянских архитекторов — специалистов по фортификации — Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо. Они строили не просто крепость, а святой город. Легендарный Царьград был заложен по трем углам на все стороны по семи верст , поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (вместе с угловыми) и постарались сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского собора. В таком виде и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.

Как менялся Московский Кремль

Стены Кремля получились так хороши, что ими ни разу никто не овладел.

Два водных рубежа и склоны Боровицкого холма уже давали крепости стратегическое преимущество, а в XVI веке Кремль превратился в остров: вдоль северо-восточной стены вырыли канал, который соединил Неглинную и Москву-реку. Раньше всех построили южную стену крепости, так как она выходила к реке и имела важное стратегическое значение — здесь причаливали прибывшие по Москве-реке купеческие суда. Поэтому Иван III приказал убрать все постройки к югу от кремлевских стен — с того времени здесь ничего не строили, кроме земляных валов и бастионов.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник площадью около 28 га. Снаружи они сложены из красного кирпича, но внутри выстроены из белого камня старых стен Кремля Дмитрия Донского, а для большей прочности залиты известью. Строили из полупудового кирпича (весом 8 кг). По пропорциям он напоминал большую буханку черного хлеба. Его еще называли двуручным, потому что для поднять можно было только двумя руками. При этом тогда кирпич на Руси был новшеством: раньше строили из белого камня и плинфы (чего-то среднего между кирпичом и плиткой).

Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров (в зависимости от рельефа), и в некоторых местах достигает высоты шестиэтажного дома. По периметру стен идет непрерывный ход шириной 2 метра, но снаружи его скрывают 1 045 зубцов-мерлонов. Эти М-образные зубцы — типичная черта итальянской фортификационной архитектуры (ими отмечали крепости сторонники императорской власти в Италии). В обиходе их называют «ласточкин хвост». Снизу зубцы кажутся небольшими, но их высота достигает 2,5 метров, а толщина — 65-70 сантиметров. Каждый зубец сложен из 600 полупудовых кирпичей, и почти во всех зубцах есть бойницы. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. Что ни зубец, то стрелец , — говорили в народе.

Зубцы-мерлоны

Стены Московского Кремля окружали слухи для подземных войн. Они защищали крепость от подкопов. Также под стенами была система тайных подземных ходов. В 1894 археолог Н.С. Щербатов обнаружил их почти под всеми башнями. Но его фотографии исчезли в 1920-х годах.

В Московском Кремле 20 башен. Они играли ключевую роль в наблюдении за подступами к крепости и в обороне. Многие из башен были проездными, с воротами. Но сейчас для проезда в Кремль открыты три: Спасская, Троицкая и Боровицкая.

Угловые башни имеют круглую или многогранную форму и внутри содержат потайные ходы и колодцы для снабжения крепости водой, а остальные башни — четырехугольные. Это объяснимо: угловые башни должны были «смотреть» во все внешние стороны, а остальные — вперед, так как с боков их прикрывали соседние. Также проездные башни дополнительно защищали отводные башни-стрельницы. Из них сохранилась только Кутафья.

Вообще в Средние века башни Московского Кремля выглядели иначе — у них не было шатровых завершений, но были деревянные дозорные вышки. Тогда крепость имела более суровый и неприступный характер. Сейчас стены и башни утратили оборонительное значение. Не сохранилась и двускатная крыша: она сгорела в XVIII веке.

Фортификационные секреты Кремля

К XVI веку Кремль в Москве приобрел вид грозной и неприступной крепости. Иностранцы называли его «замком» на Боровицком холме.

Кремль много раз был в центре политических и исторических событий. Здесь короновали русских царей и принимали иностранных послов. Здесь укрывались польские интервенты и открывшие им ворота бояре. Кремль пытался взорвать убегающий из Москвы Наполеон. Кремль собирались перестроить по грандиозному проекту Баженова.

Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки. Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершаются многие жертвы, достойные отечества. Нет, ни Кремля, ни зубчатых стен его, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, видеть. надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению.

В советское время в Московском Кремле разместилось правительство. Доступ на территорию закрыли, а недовольных «утихомирил» председатель ВЦИК Я. Свердлов.

Несомненно, буржуазия и мещане поднимут вой — большевики, мол, оскверняют святыни, но нас это меньше всего должно беспокоить. Интересы пролетарской революции выше предрассудков.

За время правления советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю. В начале XX века внутри Кремлевских стен было 54 сооружения. Сохранилось меньше половины. Например, в 1918 году по личному указанию В.И. Ленина снесли памятник великому князю Сергею Александровичу (его убили на Сенатской площади в феврале 1905 года), тогда же разрушили памятник Александру II (на его постаменте потом поставили памятник Ленину). А в 1922 из соборов Московского Кремля вывезли более 300 пудов серебра и 2 пудов золота, более 1 000 драгоценных камней, и даже раку патриарха Гермогена.

В Большом Кремлевском дворце проводили съезды Советов, в Золотой палате устроили кухню, в Грановитой — столовую. Малый Николаевский дворец превратился в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря открыли спортивный зал, в Чудовом монастыре — кремлевскую больницу. В 1930-х монастыри и Малый Николаевский дворец снесли, и вся восточная часть Кремля от Ивановской площади до Сената превратилась в руины.

Во время великой Отечественной войны Кремль был одной из главных целей воздушных бомбардировок Москвы. Но благодаря маскировке, крепость «исчезла».

Краснокирпичные стены перекрасили, а чтобы сымитировать отдельные здания, на них нарисовали окна и двери. Зубцы на вершине стен и звезды кремлевских башен накрыли фанерными крышами, а зеленые крыши покрасили под ржавчину.

Маскировка затруднила немецким летчикам поиск Кремля, но не спасла от бомбардировок. В советское время говорили, что на Кремль не упала ни одна бомба. На самом деле упали 15 фугасных и 150 мелких зажигательных. А в Арсенал попала бомба весом в тонну, и часть здания обрушилась. Прибывший позже в Кремль британский премьер-министр Черчилль, проходя мимо пролома, даже остановился и снял шляпу.

Маскировка Кремля

В 1955 году Московский Кремль частично открыли для посещения — он превратился в музей под открытым небом. Тогда же в Кремле запретили проживание (последние жители выписались в 1961 году).

Московский Кремль

В 1990 кремлевский ансамбль включили в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Одновременно Кремль стал правительственной резиденцией, но сохранил музейные функции. Поэтому на территории присутствуют сотрудники в форме, быстро наставляющие заплутавших туристов «на путь истинный». Но с каждым годом все больше уголков Кремля становятся открытыми для прогулок.

А еще Кремль часто снимают для кино. А в фильме «Третья Мещанская» можно даже увидеть Московский Кремль до сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

Интересные факты о Московском Кремле

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что. . Кремлевские стены построил Иван Грозный (Ивана III также называли «Грозным»). Он вызвал 20 000 деревенских мужиков и приказал:
— Чтобы через месяц было все готово!
Платили мало — по 15 копеек в день. Поэтому многие умерли от голода. Многих забили до смерти. На их место пригоняли новых работников. И через месяц Кремлевские стены завершили. Поэтому и говорят, что Кремль на костях стоят .

. в нижних ярусах колокольни Иван Великий часто бродит тень Ивана IV. Сохранились даже воспоминания Николая II, как накануне коронации ему и императрице Александре Федоровне явился дух Грозного.
А когда в Московском Кремле убили Лжедмитрия, москвичи стали иногда видеть очертания фигуры Самозванца, мелькающие в сумерках между зубцами стен. Видели его и августовской ночью 1991 года — перед попыткой государственного переворота.
А однажды вечером поднял тревогу вахтер, дежуривший в здании рядом с Патриаршими палатами (при Сталине там было жилье). Одну из квартир на втором этаже занимал нарком НКВД Ежов, а пост дежурного находился в прихожей бывших Ежовских апартаментов. Около полуночи вахтер услышал на лестнице шаги, затем звяканье ключа в замке, скрип распахнувшейся и закрывшейся двери. Он понял, что кто-то вышел из здания, и попытался задержать нарушителя. Дежурный выскочил на крыльцо и увидел в нескольких метрах от дома хорошо знакомую по старым фотографиям маленькую фигуру в длиннополой шинели и фуражке. Но призрак чекиста растаял в воздухе. Видели Ежова еще несколько раз.
Дух Сталина в Московском Кремле не появлялся, зато призрак Ленина — частый гость. Первый визит дух вождя совершил еще при жизни — 18 октября 1923 года. По свидетельствам очевидцев, смертельно больной Ленин неожиданно прибыл из Горок в Кремль. Один, без охраны, он прошел в свой кабинет и прогулялся по территории Кремля, где его поприветствовал отряд курсантов ВЦИК. Начальник охраны сначала оторопел, а потом ринулся звонить в Горки, чтобы узнать, почему Владимир Ильич без сопровождения. Тут он и узнал, что Ленин никуда не выезжал. После этого случая в кремлевской квартире вождя началась настоящая чертовщина: слышались звуки передвигаемой мебели, треск телефона, скрип половиц и даже голоса. Это продолжалось, пока апартаменты Ильича со всем скарбом не перевезли в Горки. Но до сих пор охрана и сотрудники Кремля видят иногда морозными январскими вечерами на Соборной площади призрак Ленина, греющего над костром руки .

Читайте также: