Дом из кирпича готик

Обновлено: 17.05.2024

Наверняка у большинства из вас готика резонно ассоциируется с исторической западноевропейской архитектурой, с одной стороны мрачной, угрюмой и даже зловещей, но при этом весьма необычной и причудливой. Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Миланский Дуомо, собор Святого Вита в Праге ‒ вот лишь несколько примеров всемирно известных готический строений, назвать который сможет практически каждый. Но на удивление Москва также сможет удивить любителей данного архитектурного стиля. В российской столице находится несколько десятков прекрасных образцов готики, ничуть не уступающих лучшим европейским образцам. Предлагаю сегодня взглянуть на 15 из них поближе!

Сразу оговорюсь: данная статья не претендует на роль научного архитектурного исследования, а потому, хоть это и не очень-то правильно, готику и неоготику (а также псевдоготику и русскую готику) мы условно будем считать одним и тем же. Довольно близки к ним и эклектика с модерном. Вы наверняка также сможете обнаружить в приведенном списке отдельные элементы, присущие другим стилям. Но задачей данной статьи является не архитектурный разбор, а демонстрация прекрасных московских зданий, которые объединяет готический стиль.

1. Особняк Новиковых

Первый пункт в данном списке и сразу же настоящий старинный готический замок, пусть и в миниатюре. Особняк купцов Новиковых на полянке изобилует многочисленными элементами, свойственными готической архитектуре, включая вытянутые пропорции, остроконечные башни, шпили, эркеры и арки. Будь он чуть покрупнее, так наверняка гармонично смотрелся бы на окраине какого-нибудь средневекового европейского городка.

Вот только за внешней красотой здания скрываются многочисленные темные истории. Вокруг особняка на протяжении всей его истории ходили многочисленные легенды и мифы, включая истории о самоубийстве архитектора из-за изменения плана строительства, о дочери одного из владельцев, купцов Новиковых, заточенной (или даже замурованной) в дальней комнате дома, где она впоследствии скончалась. Особняк даже стал прототипом «вычурно-красивого, угрюмо-пестрого дома» из произведения советского писателя Викентия Вересаева с говорящим названием «Проклятый дом».

После революции особняк был национализирован и с тех пор в нем располагается дворец творчества детей и молодежи.

Вид в перспективе 6. Проект дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Композиция фасада дома рассказывает об особенностях своей конструкции. Задумано так что, глядя на фасад снаружи можно почувствовать, что происходит внутри. Выявляя конструкцию фасада, архитектурные элементы создают тяжёлую массу из кирпича там, где эта масса необходима для устойчивости арок и сводов. В других местах, где стена находиться внутри арочного каркаса и ничего на себе не несет, использована тонкая и легкая кирпичная стенка. В результате такого рационального использования кирпича у фасада появляется глубина, которая с движением солнца и тени придает фасаду выразительность и каждый раз создает новое впечатление.

Форма архитектурных элементов выражает роль, которая отведена тому месту стены, на котором они находятся. Например, стройные колонки – пилястры расположенные рядами вдоль сторон фасадов воспринимают на себя только вертикальную нагрузку. Их утонченная форма подчеркивает это и одновременно показывает большую прочность кирпича, из которого они сделаны. Горизонтальные усилия, которые создает распор от арок, передаются на углы здания. Архитектурная композиция угла дома начинается с формы кубышки, которая благодаря своей приземистости и дополнительной массе кирпича в своем животике, более устойчива, и поэтому хорошо подходит для восприятия бокового распора.

Главный, южный фасад. Проект дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Над кубышкой располагается ее антаблемент с триглифом. Карниз этого антаблемента, одновременно является целым антаблементом для тонкой колонки, и таким образом композиция объединяется с ней. Дальше вверх на фасаде развивается тема аттического этажа, основание которого выравнивается массивными квадратами в уровне забутовки арок. На квадраты по углам здания установлены тяжёлые пьедесталы, из которых начинается карниз крыши, закрывающий собой от дождя все фасады. Так, на углах здания создается образ большой массы, которая принимает на себя горизонтальные усилия арок. Это позволяет сделать легкой и ажурной среднюю часть фасадов состоящих из арочного каркаса.

Все фасады здания заканчиваются вверху фронтонами. Это позволяет отвести осадки на углы дома. Такое решение дополняет чувство уверенности в безопасности. Когда находишься рядом с фасадом, в том числе на крыльце возле входа в дом, нет никаких оснований опасаться что с крыши польется вода или упадет снег. При этом примененная конструкция крыши позволяет эффективно собирать осадки вдоль своего периметра и не имеет ендов, что упрощает ее монтаж и делает крышу более долговечной. Похожую конструкцию крыши применял в своих проектах архитектор Судейкин, но в его проектах крыша имеет излом, которого здесь нет.

Восточный фасад. Проект дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Дом расположен на перекрестке узких улиц плотно застроенных малоэтажными домами и заборами. Для проезжающих – проходящих по ним дом появляется сразу и на небольшом расстоянии. Поэтому выразительный фасад воспринимается большими частями, главным масштабным элементом которых, мне думается, являются квадраты на углах. Эти квадраты, как важная часть композиции появились в моей задумке при первом знакомстве с участком. Дальше задумка приобрела детали. Смой приятной из которых, стала кубышка. К ней можно подойти, потрогать и даже ее обнять. Такое человеческое “братание” превращает дом в друга, на которого можно надеяться и которому можно доверять.

Северный фасад. Проект дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Зритель всегда хочет знать, что именно он видит, но композиция архитектурных форм многозначна и сама по себе не дает конкретного ответа. Что-бы архитектурные формы зажглись в воображении зрителя, он должен узнать в них аналоги из своей памяти. Для зажигания этого личного отношения, художник Алиса Зражевская создала пару капителей, на которых изображены сцены из семейной жизни. В этих сценах мужчина и женщина сажают дерево, а потом собирают плоды. Узнав в этой сцене знакомый образ, зритель может применить его дальше, к пониманию архитектурной композиции фасада. Например, прочитать кубышку, на углу дома как мужчину, а стоящую с ней рядом, под общим карнизом изящную колонку, как женщину. Такое же прочтение может быть у пары дымовых труб над крышей дома, которые специально сделаны разными и тд.

Кроме вида с ближайших улиц, дом видно издалека. Что-бы сделать его узнаваемым в ряду других и одновременно создать ориентир для окружающей застройки, над крышей запроектирован кирпичный гребешок, через который выводиться вентиляция и дымовые трубы. Две дымовые трубы, поднимаясь выше, создают между собой зрительную линию параллельную улице. Такой ориентир позволяет зрителю издалека сориентироваться в окружающей малоэтажной застройке.

В заключение хочу напомнить о том, благодаря чему стал возможен такой дом. Это конструкция с наружной несущей стеной, все элементы которой честно работают вместе, создавая ее прочность. Иначе говоря, здесь нет декоративных элементов, а формы деталей конструкции сами рассказывают о себе, являясь прямыми наследниками античных архитектурных форм. Идея конструкции с наружной несущей стеной продолжает свое развитие с 2005 года, когда впервые была придумана и построена. По мере накопления опыта появились ее варианты связанные с использованием монолитного, деревянного и теперь сводчатого кирпичного перекрытия. С внутренней стороны наружной кирпичной стены создается вентилируемая воздушная прослойка, после которой на наружную стену крепиться утеплитель. Со стороны помещения утеплитель закрывает тонкая кирпичная стенка, которая опирается на перекрытие. Таким образом, наружная кирпичная стена не участвует в утеплении дома, потому что со своей внутренней стороны она вентилируется наружным воздухом, который проходит снизу вверх между стеной и утеплителем. Поэтому появляется возможность делать наружную стену любой толщины, от 6.5 см до любой, которая по конструктивным или архитектурным соображениям необходима.

Настоящий сводчатый потолок с несущими кирпичными нервюрами распалубками. Строительство дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Этот проект отличается использованием тонких кирпичных сводов для перекрытия подполья и первого этажа. Мне впервые удалось осуществить в проекте эту старинную идею в реальном масштабе. Ранее я имел опыт строительства сводов с небольшим пролетом, что позволило мне убедиться в надежности этой конструкции. Здесь предстояло сделать уже не игрушечную, а настоящую вещь. И это удалось несмотря на волнение, которое настигает каждого при открытии грандиозного нового.

При изучении первого построенного примера, ко мне пришло понимание практической надежности сводчатого перекрытия. Я заметил, что некоторые огрехи строительства распалубок свода никак не влияли на его прочность. Раздумывая над этим странным свойством, я понял, что идеальный свод представляет собой арку сразу в нескольких направлениях. При этом, если на практике арка в одном из направлений не получилась, то надежность свода обеспечивает арка получившаяся в другом направлении.

Фактура кирпича озаряется теплыми бликами на фасаде, в свете заходящего солнца. Строительство дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Строители до этого проекта не были специалистами по строительству сводов. Сначала я сам с мастерком в руке показывал, как нужно класть свод. Разглядев прием, они далее сами стали искать способы как делать эту работу удобнее. Впервые дни, увлекшись процессом, рабочие забыли зачищать швы от выдавленного кирпичом раствора. Торопились посмотреть, как это все будет в целом, и справились с первым перекрытием за десять дней.

Для выравнивания пола над сводами, на мой взгляд, правильно делать тонкие кирпичные стенки параллельные друг другу, на которые класть деревянные лаги. Однако здесь по желанию заказчика была сделана засыпка поверх свода из керамзита и цементная стяжка. На втором этаже над сводами, вдоль средних щековых арок, в уровне пола, были сделаны железобетоны затяжки против распора.

Внешний вид сводчатого потолка первого этажа получилось лучше, чем в подполье. Для себя я бы оставил потолок как он есть, с видимыми кирпичами. Мне кажется интересным смотреть на него и осознавать удивительную хитрость распределения в нем разных напряжений. Для хорошего внешнего вида, мне кажется достаточным, промазать некоторые швы и зашлифовать. Однако получившийся свод можно оштукатурить, сгладив неровности. И интересно, что эта штукатурка никогда не отвалиться, ведь ее поверхность будет вогнутой. Она включиться в работу вместе с уже имеющейся конструкцией подобно скорлупе яйца зажатого в кулаке.

Фотография северного фасада. Чертежи для стройки дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Работа по проектированию и строительству здесь шли рядом. Сначала был сделан эскизный проект. Сразу за эскизным проектом на стройку отправились чертежи котлована и фундамента. Время, в которое шло строительство, использовалось мной для уточнения чертежей следующего строительного этапа. За фундаментом следовали чертежи тех-подполья, затем кирпичная кладка до пола, потом до верха кубышек, затем триглиф и так далее.

Параллельное проектирование и строительство позволяет иметь максимум времени на обдумывание деталей, внимательно следить за стройкой, понятно и точно объяснять рабочим последовательные этапы строительства. Оглядываясь назад, я не знаю, как можно было запроектировать этот проект иначе. Ведь если бы я выдал на стройку все эти чертежи разом, то рабочие могли бы просто запутаться или ошибиться. Объясняя рабочим чертежи сделанные год назад, я бы мог забыть множество деталей проекта которые полезно упомянуть. А сделать такой проект быстро, это значит упустить всё самое интересное.

Первые эскизы 1, модель. Чертежи для стройки дома в стиле русской готики. Архитектор Антон Булатецкий

Еще одним преимуществом параллельного проектирования и строительства является то, что архитектор видит как происходит строительный процесс. Если в проекте есть технологические недостатки, то их можно увидеть в самом начале и далее не допускать. С другой стороны, рабочие самоорганизуются и изобретают новые способы строительства подходящие для конкретного случая. Такие удобные способы можно заметить и дальше учитывать в проекте.

Полезным для проекта, так же, является видеть результат строительства предыдущих этапов при проектировании этапов следующих. Это помогает точно представлять масштаб и настроение проектируемых частей. Подбирать правильные размеры и формы для архитектурных элементов.

Конечно, у метода параллельного проектирования и строительства есть и недостатки. Например, трудно заранее определить цену, сроки строительства. Бывают случаи, когда чертежи немножко опаздывают. Однажды заказчик мечтал о том, что было бы лучше сначала, сделать все чертежи, а только потом начинать строительство. Может быть. Но каждый конкретный случай строительства является особенным. Эти особенности проявляются в конечном результате, и если они украшают его, то я думаю, все было сделано правильно.


Кирпичная готика ( немецкий : Backsteingotik , польский : Gotyk ceglany , голландский : Baksteengotiek ) - это особый стиль готической архитектуры, распространенный в Северо-Восточной и Центральной Европе, особенно в регионах Балтийского моря и вокруг него , которые не имеют ресурсов стоячей скалы, но во многих местах много ледниковых валунов. Здания в основном построены из кирпича . Здания, классифицируемые как кирпичная готика (с использованием строгого определения архитектурного стиля в зависимости от географического положения), находятся в Бельгии. (и самый север Франции ), Нидерланды , Германия , Польша , Литва , Латвия , Эстония , Калининград (бывшая Восточная Пруссия ), Дания , Швеция и Финляндия .

Поскольку обожженный красный кирпич начал использоваться в Северо-Западной и Центральной Европе в XII веке, самые старые из таких зданий классифицируются как кирпичные романские . В 16 веке на смену кирпичной готике пришла архитектура кирпичного ренессанса .

Для кирпичной готики характерно отсутствие фигурной архитектурной скульптуры , широко распространенной в других стилях готической архитектуры. Типичным для региона Балтийского моря является творческое разделение и структурирование стен с использованием встроенного орнамента и цветового контраста между красным кирпичом, глазурованным кирпичом и белой известковой штукатуркой. Тем не менее эти характеристики не вездесущи и не исключительны. Многие из старых центров города, в которых преобладает кирпичная готика, а также некоторые отдельные строения были внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Реальные масштабы и реальное разнообразие этой кирпичной архитектуры следует отличать с точки зрения конца 19-го и начала 20-го века, особенно в годы, близкие к концу Первой мировой войны, когда она использовалась политически.

Действительно, около четверти средневековой готической кирпичной архитектуры стоит в Нидерландах , Фландрии и Французской Фландрии . Некоторые доминирующие здания представляют собой сочетание кирпича и камня. Но критерий «совсем нет камня» выглядит уловкой для их исключения. [ согласно кому? ] Башни церкви Святой Марии в Любеке, самой верхней кирпичной готической церкви в регионе Балтийского моря, имеют углы из гранитного тесаного камня. Многие деревенские церкви в северной Германии и Польше имеют кирпичный готический дизайн, но большинство их стен образованы валунами.

Содержание


В отличие от других стилей, определение кирпичной готики основано на материале (кирпич) и, при более строгом определении, на географических ограничениях (страны вокруг Балтийского моря ). Кроме того, на юге, востоке и западе есть более отдаленные регионы с кирпичными зданиями, имеющими характеристики этого архитектурного стиля, - это Бавария , западная Украина и Беларусь , а также южная оконечность Норвегии.


В ходе средневековой немецкой экспансии на восток , славянские районы к востоку от Эльбы были поселены торговцами и колонистами из перенаселенных северо - западе Германии в 12 - м и 13 - м веках. В 1158 году Генрих Лев основал Любек , в 1160 году он завоевал славянское княжество Шверин . Эта частично насильственная колонизация сопровождалась христианизацией славян и основанием епархий в Ратцебурге , Шверине, Каммине , Бранденбурге и других местах.

Вновь основанные города вскоре вступил в Ганзейский союз и создали « Wendic круг», с центром в Любеке, а « Готланд - Livland Circle» с его основным центром в Таллинне (Ревеле). Богатые торговые города Ганзы были особенно характерны для религиозной и светской представительной архитектуры, такой как муниципальные или приходские церкви , ратуши , Bürgerhäuser , то есть частные жилища богатых торговцев или городские ворота . В сельской местности монастырский Архитектура орденов монахов оказала большое влияние на развитие кирпичной архитектуры, особенно через цистерцианцев и премонстратов . Между Пруссии и Эстонии , что тевтонские рыцари обеспечили свое господство путем возведения многочисленных Ordensburgen (замки), большинство из которых были также кирпичными.

В регионах южного побережья Балтийского моря использование кирпича появилось почти одновременно с каменной кладкой. Но в Дании , особенно в Ютландии , во фризских регионах, в нынешних Нидерландах и в регионе Нижнего Рейна , было построено много высококачественных средневековых каменных зданий до того, как был сожжен первый средневековый кирпич. Тем не менее, в этих регионах плотность готической кирпичной архитектуры была такой же высокой, как и в регионах у южного побережья Балтийского моря. А также центральные и южные районы Польши имел некоторые важные ранние каменные здания, особенно знаменитые круглые церкви. Многие из этих построек время от времени расширялись или заменялись кирпичом в готическом стиле. Особенно во Фландрии , Нидерландах, регионе Нижнего Рейна, Малой Польше и Верхней Силезии , кирпичные готические здания могут иметь, но не обязательно должны иметь элементы эшли. В Нидерландах это был преимущественно туф , в Дании - старый гранит квадратной формы и новый известняк . С другой стороны, во многих регионах, которые считались классическими для кирпичной готики, валуны были дешевле кирпичных, и поэтому многие здания были возведены из валунов и украшены только кирпичом на протяжении всей эпохи готической архитектуры.


Кирпичная архитектура стала преобладать в 12 веке, еще в период романской архитектуры . В северной Германии долгое время преобладала деревянная архитектура, но она не подходила для строительства монументальных построек. На всей территории кирпичной готики фахверковая архитектура оставалась типичной для небольших зданий, особенно в сельской местности, вплоть до наших дней .

Методы строительства и отделки из кирпича были импортированы из Ломбардии . Также были приняты некоторые декоративные формы ломбардской архитектуры . [1]

В областях, где доминировали вельфы , использование кирпича для замены природного камня началось с соборов и приходских церквей в Ольденбурге (Гольштейн) , Зегеберге , Ратцебурге и Любеке . Генрих Лев заложил первый камень в фундамент собора в 1173 году.

В маркграфстве Бранденбург отсутствие природного камня и расстояние до Балтийского моря (которое, как и реки, могло использоваться для перевозки тяжелых грузов) сделали потребность в альтернативных материалах более острой. Кирпичная архитектура здесь началась с Бранденбургского собора , начатого в 1165 году при Альберте Медведе . Монастырь Иерихов (в то время входивший в состав Магдебургского архиепископства ), строительство которого началось еще в 1149 году, играет ключевую роль в кирпичной готике в Бранденбурге.



Романская кирпичная архитектура оставалась тесно связанной с современной каменной архитектурой и просто переводила стиль и репертуар последней в новый материал. Предоставляемые методы, а также элементы декора, подходящие для «нового» материала, были импортированы из северной Италии, где они были разработаны в ломбардном стиле (см. Выше). Очень важным среди этих приемов было использование формованного кирпича для создания тонких орнаментов. Кирпичная готика также основана на романском строительстве (из камня и кирпича) в этом регионе, но в его центральных регионах романские каменные здания были редкими и часто скромными.

В большинстве регионов кирпичной готики валуны были доступны и дешевле кирпича. В некоторых регионах также был доступен ограненный камень. Следовательно, помимо полностью кирпичных зданий, есть здания, начатые из камня и завершенные из кирпича, или построенные из валунов и отделанные кирпичом, или построенные из кирпича и отделанные тесаным камнем, например, в Малой Польше и Силезии .

Кирпичные готические здания часто были громоздкими и монументальными, но довольно простыми по внешнему виду, лишенными изысканности южных районов. Тем не менее, это не было эксклюзивом.

Кроме того, ни одно из этих построек в настоящее время не отличается от средневековья. Например, многие из них имеют изменения в стиле барокко между ними и были повторно готизированы в 19 веке (или в результате репараций после Второй мировой войны). Так очищали некоторые здания, особенно в 19 веке. [2] В ратушах Любека и Штральзунда средневековые каменные оконные рамы были заменены новыми из кирпича.

В то время как обычные люди жили очень неподвижно, некоторые группы, которые были важны для планировки зданий, были международными мобильными, епископами, аббатами, высокой аристократией и дальнобойными купцами, которые решили строить, и высококвалифицированными специалистами среди мастеров. Поэтому, также Brique готические стран , расположенных вокруг Балтийского моря находился под сильным влиянием соборах Франции и по Gothique tournaisien или Шельда готики в графстве Фландрии (где также был установлен какой - то важный Brick Gothic).

Один из типичных акцентов в структуре стен - контраст видимого кирпича и оштукатуривание углублений - уже был разработан в Италии, но стал преобладающим в Балтийском регионе.

Поскольку используемые кирпичи были сделаны из глины , доступной в большом количестве на Северогерманской равнине, они быстро стали обычной заменой строительного камня. Так называемый монастырский формат стал стандартом для кирпича, используемого в представительных зданиях. Его кирпичи измерения около 28 х 15 х 9 см до 30 х 14 х 10 см, с промежутками около 1,5 см. В отличие от готики из тесаного камня, кирпичи и фасонные кирпичи производились не на местных домиках ( Bauhütten ), а на специализированных предприятиях за пределами территории.

Читайте также: