Дом из бревна старинный

Обновлено: 18.04.2024

Для России деревянный дом из бревна – это не новинка и является традиционным типом строительства. С древних времен наши предки, возводившие деревянные строения, достигли необыкновенных высот в мастерстве ручной рубки и превратили бревенчатый дом в настоящее произведение искусства русской архитектуры. Сегодня мы можем увидеть множественные шедевры сохранившихся с давних времен: церковные срубы и дома из бревна по праву признаны наиболее совершенными постройками мира. Да и в том стиле, в каком сложились традиции зодчества бревенчатых домов еще со времен Древней Руси, не найти аналогов на всем свете.

Памятниками русского зодчества восхищается весь Земной шар. Но как же стало возможным достижение таких поразительных высот в архитектурном искусстве в былые времена? Такую неповторимую красоту создавало мировоззрение древних мастеров - на дерево глядели не как на сырье, а как на материю искусства. Ведь дерево неповторимо по своей фактуре линий. Природный дар в виде уникальных узоров позволяет каждое новое строение сделать неординарным, сохраняя индивидуальность каждого отдельного элемента деревянных конструкции.

Для того, что бы создать произведение искусства из бревенчатого дома нам нужна сопричастность с древней строительной культурой, с ее духом и мировоззрением, а собственный опыт необходимо соотнести с опытом и знаниями предков. Погружение в мир традиций позволит с легкостью прочувствовать прелесть древней русской культуры, ее элегантную и одновременно величавую простоту в ее творческой базе.

Однако не стоит опасаться каких-либо повторений памятников деревянного творчества - копии не получится. А вот воссоздать образ и дух древней русской архитектуры в деревянных домах из бревна будет возможно.

Памятников древнейших строений старой Руси осталось слишком уж мало. Понятно, почему у многих архитекторов возникает желание восстановления подобной неповторимой красоты. Многим людям хочется жить в благостной и самобытной в совершенно родной архитектурной атмосфере, а не в чужеродно-подражательной. Хочется ощущать природу древесного сруба, его мощь, необычайную красоту и непревзойденность.

Дома из бревна под ключ

При сооружении домов из бревна под ключ, их проектирования и последующего строительства необходимо соблюдать древние каноны строительства :

  1. Поверхность бревен лишь ошкуривается, но никак не отесываются, оставляется подкорьевая оболонь, что позволяет защитить бревна от гниения. Под воздействием окружающей среды прослойка луба исчезнет, а вот поверхность же останется гладкой.
  2. Выпуски бревна по краям возводимого строения должны создавать линию волнистую, но не прямую.
  3. Используется бревно в месте хлыстов, также необрезная по фактуре доска. Укладка происходит от комеля далее к вершине. Нужно избежать сбежистости. Причем доска не проходит стесывание «под линейку».
  4. Нижнее подложное бревно непременно должно выступать в отношении расположения бревен выше, таким образом восполняя пластику объема.
  5. Пропорционально-композиционное решение должно сохраняться, какого типа изменений в параметрах не приходилось производить.

Сохранив культуру и правила строительства древнейших мастеров, станет возможным достижение сопричастности с архитектурным шедевральным наследием старины при постройке домов из бревна «под ключ».

Ну, а чтобы окончательно понять, отчего ранее дома строились именно так, в современную эпоху несколько иначе, нужно погрузиться в историю государства. Были подъемы отечества, падения, лишения и процветание. И именно это двигало зодчими, создававшими по внушенному жизнью образу неповторимые творенья, памятники величественной архитектуры, а порой случались времена полной тишины и вырождения архитектурного творчества.

Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине сказочное явление, явившее немало шедевров мировой архитектуры.

Архитектурная мастерская ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных и каменных домов,сохраняя культуру древнерусского строительства.

Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.

Проекты домов из бревна

Штамповки перебрались давно в мир современного строительства. И этот факт унес нас далеко от самобытности ведения строительство русских зодчих. Современная архитектура утратила мысль и идею прошлой духовности.

Все больше людей считает, что мы подрастеряли не одну духовность, но культуру древнерусского строительства, его гармонию, неповторимость таланта украшательства деревянного русского бревенчатого дома.

Недавно, мы побывали в новгородском музее деревянного зодчества "Витославлицы". Для этого музея выделен огромный кусок земли под открытым небом и на его территории представлены деревянные постройки начиная с 15 века.

Храмы, крестьянские избы, часовни, которым уже по 400-500 лет. Да, они подвергались реставрации, но те элементы, которые заменялись - их видно, а также видно еще старые, которые использовались изначально при сооружении конструкций.

Приведу несколько фотографий:

Смотришь на эти деревянные дома и не понимаешь, как дом мог достоять до нашего поколения? Деревья были другими? Климат другим? Или что-то с деревом делали, что оно способно стоять четыре сотни лет?

Сегодняшний деревянный сруб, это дом, на который распространяется гарантия 15-20 лет, именно такие цифры прописываются в договоре подряда при строительстве. Так же, в договоре будут прописаны рекомендации по уходу за древесиной и если хозяин их будет соблюдать, дом будет его радовать еще дольше.

Каждые 5 лет нужно обрабатывать дом химией от образования грибка и от гнили, каждые 3 года от жучков и прочих насекомых. А раньше такой химии не было! Можно ли изначально сделать так, чтобы ни гриб, ни жучки не заводились? Конечно можно, только это не выгодно делать, потому что фирмам хочется зарабатывать на том, что они выезжают и обрабатывают дома каждые 3-5 лет.

Секрет №1

Бревна старинных домов никогда не подвергались спилам! Наши предки знали, что спиленный торец начинает гнить уже через несколько лет, тогда как стесанный конец находится без изменений десятки лет.

Любая пила рвет волокна и раскрывает их. Оборванные волокна способствуют быстрому влагонакоплению и замедленной сушке, даже при достаточной вентиляции. А топор, рубанок или нож уплотняют волокна в месте реза, спрессовывают их и закупоривают ходы для доступа воды.

Все посадочные гнезда и замки вырубались раньше исключительно топорами!

Секрет №2

Обжечь дерево можно без видимости, что оно подвергалось обработке огнем. Открытым пламенем производится обжиг до обугленной корки, после чего обугленная корка снимается методом шлифования древесины. В таком материале никогда не поселятся жучки.

После обжига, покрываем древесину льняным маслом и любуемся на построенный дом 200 лет :-)

Секрет №3

Чтобы дом дольше служил, нижние его венцы нужно делать из качественной и долговечной древесины, и раньше первые три венца сооружали либо из сухостоя Кело, либо из витых бревен (4-я фото в начале статьи)

После постройки сруба деревянного дома строилась и покрывалась крыша и дом “выстаивался” не менее года. Это не значит, что в нем не жили, просто в нем не было окончательной отделки. Самое главное долгого существования старинных деревянных домов в том, что бревна для его строительства специально подбирались и готовились.

Окна и двери устанавливали практически сразу после постройки дома, оставляя вверху зазоры для его усадки, которые через пару лет заделывались окончательно. Есть и интересные решения постройки в деревянных домах полов и перекрытий из бревен распиленных или расколотых пополам. Самыми дорогими и долговечными считались оконные и дверные блоки из лиственницы, именно из нее и были изготовлены окна и двери в Зимнем Дворце.

Дому давали время на усадку как минимум год, но торцы бревен и нижние венцы, как наиболее подверженные гниению сразу же обрабатывались краской, горячей олифой или льняным или конопляным маслом для предотвращения их гниения. Даже если дом в последующим должен был обшиваться бревенчатые стены старались окрасить.

“Деревянные дома-дачи” А. Папенгут 1901 год.

Применялись и другие способы сохранения древесины, такие как вымачивание и обработка нижних венцов сруба в соли и в железном или медном купоросе.

Очень интересен оказался процесс изготовления полов первого этажа. Под него укладывался многослойный “пирог” причем выровненный по горизонту. Сначала слой мятой и утрамбованной жирной глины 3- 5 вершков, потом песок 3-4 вершка, сверху стяжка из цементного или известково-цементного раствора 2-3 вершка. И только потом устраивают сами деревянные полы.

После высыхания цементной стяжки устраивали чистые полы причем советовали устраивать вытяжку воздуха из подполья в печь с поступлением прямо в дымовой канал и приток с помощью отверстия с решеткой.

Полы в первый год не красили, а по прошествию времени сплачивали. Только после года эксплуатации и сплачивания полов их окончательно окрашивали, заделав швы между досками.

Стены проконопачивали несколько раз. Первый сразу после устройства крыши и второй раз через минимум год после окончательной усадки сруба а также перед обшивкой стен.

Срубы - это деревянные дома, которые пользуются популярностью даже сегодня. В России срубы строили на протяжении нескольких веков подряд, причем старинные технологии позволили таким строениям оставаться нетронутыми многие десятилетия. Современные срубы хоть и являются крепкими строениями, но не могут похвастаться тем качеством, которое было сотни лет назад.

Даже сейчас в России можно встретить старинные избы с вековой историей. Примеры можно встретить в глухих деревеньках, куда не успела дойти цивилизации. Как же наши предки умудрялись строить такие качественные дома?

Срубы стоят очень долго

В эпоху плохой экологии многие наши соотечественники мечтают о настоящем срубе, где можно жить буквально в гармонии с природой. Конечно, позволить себе такую роскошь могут далеко не все. Древесина стала очень дорогим строительным материалом. Если же вам посчастливилось построить такой дом, то можем вас поздравить - сруб будет стоять несколько десятков лет при должном уходе.

На заметку. Сруб может простоять сотню лет, если правильно заботиться о состоянии дерева. Особое внимание уделяется обработке древесины от различных вредителей. Наши предки использовали специальные составы из трав, которые позволяли оберегать дерево от жучков.

Конечно, за срубом нужно правильно ухаживать. В целом секрет долголетия кроется в трех составляющих - выбор правильного дерева, полноценная защита и методы строительства. Кстати, наши предки использовали только природные материалы для изоляции щелей в древесине. Зачастую это была специальная смесь из глины и даже мха.

Выбор древесины

От выбора дерева зависит не только качество сруба, но и его долголетие. Строили такие дома только из сухой древесины, а выбирали преимущественно сосну Кело. Также популярным материалом считались надежные витые бревна. Такая древесина отличалась особой прочностью и выдерживала постоянные перепады температуры.

Выбрать правильное дерево – это только половина всего дела. Важно обработать древесину перед постройкой. Кстати, в качестве валки деревьев не использовались пилы, так как они рвут волокно, что может повлиять на срок службы. Материал заготавливали в зимнее время года, чтобы было меньше смолы. В качестве обработки часто использовали обжиг, но иногда применялись специальные травы, которые буквально отпугивали вредителей и различных жучков.

Современные срубы строят с использованием старинных технологий постройки и специальных пропиток. Такие дома так же могут простоять длительное время, но нельзя забывать о периодическом обслуживании и обработке древесины.

❗❗❗ Подписывайтесь на наш YouTube канал и Instagram там тоже много интересного 🙏

Возможно вам будет интересно

Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе по-прежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом пятистенок

Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом шестистенок

Дом-двор (Дом однорядной связи) типа «брус» - характерный для Русского Севера тип дома, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом-двор типа

Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма - вместилище, большая корзина.

Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирными" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.

Энциклопедия древнерусского дома 1-Кошель

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Вот изогнулась избенка «крюком», буквой «Г», да так и получила название «глаголь» по наименованию буквы в церковнославянском алфавите. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора – продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части.

Такой двор был особенно удобен в местах, где селения расположены на склонах холмов. Ведь если двор «глаголем» или, как его нередко называют, двор «сапогом» стоит в месте более низком, чем изба, то скат крыши двора будет более крутой, что имеет неоспоримые преимущества перед пологим скатом, на котором снег весной подолгу залеживается, и крыша скоро прогнивает. Так и прячутся под одним «конем» изба, сени, двор, в котором уместились и хлев, и конюшни, и омшаник – теплый хлев для овец. Все здесь просто и ладно, все на своем месте, будто и не может быть иначе!


Энциклопедия древнерусского дома 1-Глаголь

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий четвертый

Изба-двойня – представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре – в другой)


Энциклопедия древнерусского дома 1-Изба - двойня

«Дом о два конька» - конструкция крестьянского дома, избы которого укрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом».


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом

Дом важского типа - дом «на два жилья». На Ваге принято было пристраивать зимние избы к задним фасадам домов, в результате чего дом в плане напоминал брус. В нём выделяются три части: «перёд» (летняя изба-летние сени), «серёдка» (двор), «озадок» (зимняя или скотняя изба).


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом важского типа

Переруб – внутренняя бревенчатая стена, выполненная одновременно с основным срубом, врубленная в него с остатком. Использовался для разделения помещений внутри сруба и для придания жёсткости конструкции основной стены.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Переруб

Курная («чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному. Изба представляла собой собственно жилище человека, немыслимое без обогрева. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Курная изба

Крыльцо на столбах – вариант крыльца северного крестьянского дома, стоящего на высоком подклете. Подобное крыльцо выносилось за стены дома и служило его украшением. Вертикальной опорой выносного крыльца были деревянные брёвна-столбы, поддерживавшие лестницу, крышу и верхнюю площадку крыльца. В зависимости от количества опор крыльцо могли называть одностолпным, двустолпным, четырёхстолпным.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Крыльцо на столбах

Закрытое крыльцо – крыльцо, располагавшееся внутри основного сруба дома. В традиции, крыльца выносились за пределы стен и служили одним из их основных украшений. Лестница, ведущая на второй ярус и находящаяся внутри сруба, говорила о явных городских влияниях в архитектуре крестьянского дома.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Закрытое крыльцо

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте) – парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Горница

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").

Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)

Читайте также: