Дом фавна мозаика пола

Обновлено: 18.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Помпеи, часть третья. Дом Фавна и Термы Форума.

Эта часть экскурсии будет целиком посвящена двум прекрасно сохранившимся архитектурным памятникам античности - знаменитому Casa del Fauno - Дому Фавна и Terme del Foro - Форумским термам, благо расположены они рядом. Солнце начинает припекать, день вступает в свои права, от утренней свежести уже ничего не осталось. Однако туристические группы пока бродят где-то на подступах и можно спокойно поснимать.

Не торопясь, движемся от Геркуланских ворот к Форуму, центру политической, общественной и торговой жизни города.
Огромный участок между четырьмя улицами площадью 3000 кв. метров (целую инсулу) занимает особняк, который кроме как дворцом и назвать нельзя, - Дом Фавна, чью глухую высокую боковую стену мы видели накануне при входе в город. Это прекрасный образец богатого жилища самнитской эпохи, основание дома относится примерно к 5 веку да н.э., но нынешнюю планировку комплекс получил во 2 веке до н.э.
Планировка проста, гармонична и по-эллинистически изысканна.


Мозаичный пол крыльца со стороны улицы.


Имплювий атриума с бронзовой статуэткой танцующего Фавна. Оригинал, конечно же, находится в Археологическом музее Неаполя.
Отсюда просматривается вся перспективна особняка и, грозным напоминанием memento more, - Везувий, сейчас укрытый в дождевых облаках.
Реставраторы, кстати, слукавили - статуэтка была найдена на небольшом постаменте у северного края бассейна, а ее почему-то решили водрузить в центр. Но так тоже неплохо.

Дом Фавна принадлежал семейству Кассиев. Считается, что какое-то время им владел Публий Корнелий Сулла, племянник диктатора Луция Корнелия Суллы, так что в стенах этого дома бывали представители элиты Римской империи.
Небольшие мозаичные панно вмонтированы в полы жилых комнат, как, например, это - с играющими бусами белыми голубками. Символ женской легкомысленности.


По фасаду дома располагалось несколько лавок. В этой же части были сосредоточены хозяйственные помещения и комнаты, куда допускались посторонние - считается, что перистиль с колоннами (он виден в глубине снимка) предназначался для гостей и людей, пришедших с визитами. В особняке, кстати, имелись собственные бани.


Малый перистиль отделен от большого, расположенного в глубине дома, триклинием (столовой) и экседрой, в которой была найдена самая известная мозаика античного периода - "Битва Александра Македонского с Дарием при Иссе". Это чудо из тысяч кусочков цветной смальты находилось вот за теми белыми колоннами. Оригинал мозаики также вывезен в Археологический музей Неаполя, а его место заняла копия.


Мозаика огромна. На ней изображен трагический для Дария переломный момент битвы, когда персидские войска обращаются в бегство. Из каких соображений хозяева заказали именно этот экспрессивный сюжет - тайна.


Большой перистиль окружен колоннадой. Когда-то в нем был разбит сад и били фонтаны. Здесь хорошо видна обратная перспектива - далеко впереди чуть виднеется портал входа.


В дальней стене устроены небольшие ларарии, как раз под остатками лестницы на второй этаж, - да, как и большинство домов в городе, Дом Фавна был двухэтажным.


Рядом с Домом Фавна, на углу Форумской и Банной улиц логично обнаружить общественные бани, названные, по месту расположения, Форумскими. Этот помывочный :) комплекс основан в первые годы римской колонизации, около 80 года до н.э.
Конструкция оказалась сейсмически устойчивой - во время разрушительного землетрясения 62 года и впоследствии, при гибели города, своды не обрушились и бани дошли до нас практически не поврежденными. Кстати, в 79 году в городе с банями была напряженка - пострадавшие при землетрясении Стабиевы термы еще не были окончательно восстановлены, а новые, Центральные термы - не достроены. Так что в Форумских было тесновато, ведь все приезжие первым делом стремились помыться, а заодно узнать новейшие городские сплетни и пообщаться, и тоже шли за всем этим в бани.

Одна из раздевалок - аподитериев. Поскольку ниш нет, одежду, скорее всего, хранили в несохранившихся деревянных шкафчиках.


Аподитерий украшает лепной фриз с изображениями фантастических животных. Сохранились яркие краски росписи.


Круглый бассейн, где можно было отмокать в теплой воде, обмениваясь новостями.


Естественное освещение - отверстие в своде также обеспечивало приток свежего воздуха.


В другом аподитерии уже есть шкафчики, да какие - украшенные фигурками атлантов, красота!


Честно говоря, это очень красиво - своды тепидария (теплой бани) украшены богатейшей лепниной, здесь и цветочные розетки, и фигурки гениев и богов, и нимфы, и листья аканта, и чего только нет еще. Все сине-белое.


Это не кровать, как кажется сначала, а огромная бронзовая жаровня, заказанная на средства некого Марка Нигидия Ваккулы, видимо, большого поклонника бани. Имя дарителя выгравировано на металлическом основании. Вокруг жаровни стоят скамейки.


Кальдарий, горячая баня, сохранился полностью. Традиционный мраморный бассейн с горячей водой.


На противоположном конце кальдария уже привычная нам апсида, в которой стоит лабрум - мраморная чаша с прохладной водой для омовения.


Сохранность великолепная, хоть сейчас пускай воду, но увы, большой акведук, питавший город, давно разрушен. На лабруме что-то написано, но вот что?

Раскопки на территории Археологического парка Помпей продолжаются круглый год, и в январе и феврале ученые открыли еще несколько интересных артефактов. Часть из них найдена в богатом и роскошно отделанном доме на улице Везувия, пока не получившем собственного имени, а в Доме Юпитера полностью очищена и интерпретирована напольная мозаика с изображением Ориона. Подробнее об этом — в блоге Юлли Улетовой, автора сайта Помпеи: шаг за шагом.

С давних пор в Помпеях всем домам, освобожденным от продуктов извержения Везувия, принято давать названия. Позже к ним добавились номера — получилось что-то вроде современного адреса.

В названиях обычно отмечалось нечто особенное, связанное с домом. Например, Дом Фавна получил свое название по замечательной бронзовой статуэтке, найденной в его атрии, Дом Веттиев — по имени владельцев, а Дом Шампьонне — в честь французского генерала, возобновившего раскопки в начале XIX века. Такое разнообразие названий, конечно, сбивает с толку туристов.

Безымянный дом

В новых раскопках V района постепенно раскапывают чудесный дом с потрясающей декоративной отделкой, элементы которой Археологический парк Помпей часто публикует в новостях.

Мы уже познакомились с изображением Приапа на фреске из фауцев (помещения у входа в дом), призванной защищать от сглаза гостей и хозяев, с небольшим панно, где запечатлен момент из мифа о соблазнении Зевсом Леды (там же), с мозаичным фонтаном, который украшал сад этого владения.

И — удивительное дело для Помпей — этому дому до сих пор еще не дали собственного имени. В документах и пресс-релизах Археологического парка он фигурирует как Дом вдоль улицы Везувия (Casa lungo via del Vesuvio).

Несмотря на отсутствие имени, дом демонстрирует высокий вкус своих хозяев, и эта красота заставила руководство Археологического парка Помпей изменить проект. В первоначальном варианте раскопками предполагалось очистить лишь участки за стенами вдоль улиц, чтобы снизить давление на них грунта изнутри домов. В периоды дождей это давление усиливается и уже неоднократно приводило к обрушению древних стен. Однако теперь решено увеличить площадь раскопок на этом участке.

В День Всех влюбленных — 14 февраля — аккаунты Археологического парка Помпей в социальных сетях наполнились фотографиями расчищенной кубикулы с Ледой и стен до сих пор не публиковавшегося помещения дома — атрия.

18 февраля 2020 года Археологический парк Помпей торжественно открыл для посетителей три новых дома. Но уже 8 марта все музеи, библиотеки, архивы, театры и прочие общественные культурные учреждения Италии закрылись на карантин в связи с угрозой распространения коронавируса. Теперь с музейными коллекциями можно познакомиться разве что в сети. Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает читателям N + 1 воспользоваться такой возможностью и заглянуть в жилища древних помпейцев.


Дом Фавна

Помпеи — не очень большой город в провинции, поэтому многоэтажных инсул-«человейников», как в столице, здесь не было. Инсулой в Помпеях называется обычный квартал, в котором, как правило располагалось два-три жилых дома и до десятка лавочек-таберн. Некоторые дома были столь велики, что в одиночку занимали всю инсулу. Таков, например, Дом Фавна площадью почти 3000 квадратных метров.


Синим цветом на плане выделен VI район Помпей. 1 — Дом Фавна, 11 — Дом Веттиев

Parco archeologico di Pompei

Больше половины его территории занимают два прекрасных перистиля — открытые пространства с клумбами, редкими деревьями, дорожками и фонтаном. Но и для жилых покоев хозяин не жалел средств. Отделка дома была сделана в I «стиле» (о помпейских «стилях» мы уже рассказывали), простом, но весьма выразительном, поскольку мастера с помощью штукатурки и краски имитировали дорогой отделочный камень и архитектурные элементы: колонны, пилястры, карнизы и прочее.

Этот «стиль» был распространен в Помпеях во II веке до нашей эры, когда город еще принадлежал местным италийским племенам — оскам и самнитам. Сохраняя эту древнюю отделку на протяжении столетий, подновляя и реставрируя ее, хозяева давали понять гостям, что не гонятся за модой, привержены традициям и простоте предков.


План Дома Фавна

Parco archeologico di Pompei

Наиболее впечатляющими элементами интерьеров этой городской усадьбы, наверное, стоит считать его напольные мозаики. Перед монументальным строгим порталом дома прямо на тротуаре гостей встречала простая мозаика с латинским словом HAVE — «здравствуй», выложенная плитками из цветного известняка.

Стены по обе стороны от входа несли на себе множество надписей, из которых практически ничего не сохранилось. Значит, эта улица обладала высокой проходимостью, что неудивительно, — в нескольких минутах ходьбы от Дома Фавна располагались Форумные термы и сам Форум.


Мозаика HAVE перед входом в Дом Фавна

Parco archeologico di Pompei

В фауцах — «предбанничке» перед коридором-вестибулом, где привратник встречал гостей, сразу за распахнутыми дверями портала на высоте второго этажа были устроены две обманки — «фасады» храмов-ларариев. Пол фауцев украшен геометрической мозаикой из треугольников цветного известняка.

Далее взгляд прохожего, несомненно, приковывала потрясающая мозаика, изображающая гирлянды из листьев, цветов и плодов с двумя вплетенными в них трагическими масками. Сразу становилось ясно — хозяин дома не чужд прекрасному. Строгий I «стиль» отделки стен фауцев и вестибула давал понять — здесь живут люди со вкусом, но без склонности к вычурности.


Фауцы Дома Фавна

Отсюда, от входа, всем, кто заглядывал в дом с улицы, был виден просторный атрий — место, где ждали хозяина дома его клиенты и вольноотпущенники. В Древнем Риме считалось хорошим тоном не скрывать от сограждан свою парадную жизнь. Эта жизнь — общественная, социальная — составляла бóльшую часть существования древнего римлянина.

Дорога от дома до форума, храмов, терм, общение в городе, посещение театров и гладиаторских боев — все в этой жизни было наполнено вниманием сограждан. Атрий — допустимый уровень проникновения общества в дом римлянина.

Атрий Дома Фавна так же, как и входная зона, был в отделке изысканно прост: I «стиль» на стенах, полы из лавового цемента с вкраплениями мраморных кусочков и снова геометрическая мозаика, перекликающаяся с такой же в фауцах. В атрии она украшает имплювий — небольшой бассейн в центре помещения, предназначенный для сбора дождевой воды.

Вода попадала в имплювий сквозь отверстие в крыше над ним — комплювий, игравший роль еще и светового окна, и воздуховода. Бортики имплювия часто украшали небольшой скульптурой, в Доме Фавна стоит бронзовый фавн, давший имя всей городской усадьбе. Конечно, это не оригинал — тот находится в Неапольском археологическом музее, как, кстати, и мозаика с гирляндами из вестибула.


Атрий Дома Фавна

Parco archeologico di Pompei

Следующее за атрием помещение, находящееся на прямой линии взгляда с улицы, — таблин(ум), кабинет хозяина. Часто это помещение имело лишь две боковые стены, а от атрия отделялось занавесью или легкой перегородкой. Отодвинув эту преграду, хозяин дома позволял прохожим заглянуть в дом дальше атрия.

В таблине римлянин мог читать деловые «бумаги», обычно представлявшие собой навощенные деревянные таблички, или «книги», то есть папирусные свитки (о них мы тоже рассказывали). Здесь также можно было, плотно занавесившись, обсудить деловые вопросы с нужными людьми, заверить с помощью стряпчего и свидетелей важные документы, надиктовать рабу планы на день или мемуары.

Косяки широкого проема в свой таблин хозяин Дома Фавна украсил ребристыми пилястрами «под мрамор», а пол — трехмерной мозаикой из ромбов. Эта мозаика выглядит настолько современно, что сделала бы честь волшебнику оптических иллюзий нидерландскому художнику Мауритцу Эшеру.


Мозаика таблина в Доме Фавна

Мозаики также украшали полы практически во всех комнатах, выходящих в атрий: спальни и две зимние столовые-триклинии. В большинстве случаев это не мозаичное покрытие всего пола, а центральная картина — эмблема, выполненная из мелких кусочков цветного камня — тессер.

Сюжеты на них изображены совершенно разные: кошка, схватившая птицу; утки среди выловленных рыб; мальчишка-Дионис, оседлавший льва; обитатели подводного мира — ракушки, рыбы, осьминоги и многое другое. Все эмблемы украшены прихотливыми бордюрами — мозаичными же рамками.

За первым садом следовал второй — более грандиозный, площадью 32 на 35 метров и с дорическим портиком в 46 колонн. Сады разделял ряд помещений — два летних триклиния и экседра между ними. Такого рода комнаты не имели особого предназначения, здесь можно было отдохнуть или легко перекусить на свежем воздухе, но без палящего солнца.

В этом чудесном месте между двух садов хозяин разместил настоящее сокровище — огромную мозаику «Битва Александра Македонского с персидским царем». Целых 20 квадратных метров, заполненных более чем полутора миллионами тессер из цветного камня. Предполагается, что у мозаики был прототип — живописная картина конца IV века до нашей эры.

Потрясающее мастерство мозаичистов и их творение было, несомненно, гордостью дома. Хозяева могли вообще не пользоваться экседрой как комнатой, оберегая ценнейшую мозаику и демонстрируя ее лишь избранным гостям. Но можно быть уверенными, что слава о шедевре в Доме Фавна гремела на все Помпеи.


Parco archeologico di Pompei

Такие большие мозаики набирались обычно прямо на месте, и трудились над ними целые мастерские в течение долгого времени. Нетрудно представить, в каком предвкушении и нетерпении обитатели дома ожидали завершения работ.

Все эти прекрасные и, несомненно, очень дорогие мозаичные картины теперь находятся в Неапольском музее. Однако экседру до сих пор украшает «Битва Александра с Дарием».

Неужели такую ценную мозаику специалисты оставили на месте, подвергая воздействию дождей, перепада температур и прочим опасностям открытого пространства? Нет, конечно! Современные мастера повторили античное чудо, идеально скопировав картину с оригинала.

Такова была хозяйская часть дома. Намного меньшее пространство занимала служебная: помещения для рабов, кухня, небольшие термы-бани, стойла. Здесь тоже был свой, более скромный, атрий, вокруг которого также располагались небольшие комнатки. Отделка в этих помещениях, разумеется, была много скромнее, чем у хозяев.

Этот дом, даже полуразрушенный, настолько впечатлял и восхищал посетителей с самого начала его открытия в 1830 году, что даже стал героем романа английского писателя Бульвер-Литтона «Последние дни Помпей». А элементы его интерьеров были модными в отделке домов Европы «под античность». Несомненно, и для современников Дом Фавна являлся образцом гармонии пространства и архитектурного декора.

Дом Фавна обычно всегда открыт для посетителей Помпей. Все владение можно пройти насквозь, выйдя в небольшую дверь в задней стене второго сада на улицу Меркурия. Отсюда пара шагов до другого известного помпейского дома — Дома Веттиев.

Дом Веттиев

Если Дом Фавна явно принадлежал италийской — окской или самнитской — знатной фамилии, сохранявшей свое достоинства и традиции на протяжении веков, то Веттии совершенно точно были семьей вольноотпущенников. И в их доме, небольшом по сравнению с предыдущим, но роскошном по отделке, царил совсем иной дух.


Parco archeologico di Pompei

Вольноотпущенники — бывшие рабы, которым их хозяин дал вольную. Со своим бывшим хозяином они до конца жизни состояли в отношениях «патрон» — «клиент», что накладывало определенный отпечаток на жизнь вольноотпущенника.

Только во втором поколении вольноотпущенники могли претендовать на место городского магистрата. Впрочем, это все не мешало им заниматься торговлей, земледелием или ремеслом. Веттии, судя по находкам в доме, сколотили свое состояние на торговле вином и продуктами сельского хозяйства.

Поскольку родового гнезда у них не было, братья Авл Веттий Конвива и Авл Веттий Реститут купили два небольших дома в VI-м, аристократическом, районе. Дома эти, вероятно, принадлежали какому-то обедневшему старому роду, поскольку их отделка была весьма изящной. Но во время землетрясения 63 года дома сильно пострадали и были проданы Веттиям.

При их перестройке братьям пришлось вписывать свое новое жилище в уже существующий участок, поэтому в стандартной планировке римского дома (с которой мы познакомились в Доме Фавна) появились небольшие отклонения. Хотя в целом получился обычный богатый дом не слишком большого размера.

Открытие Дома Веттиев произошло много позже, чем Дома Фавна, — в 1894 году. Прошло более сотни лет с начала раскопок Помпей, и отношение к древностям изменилось. Если раньше раскопщики прежде всего искали великолепные «антики», — ценные фрески вырезали из стен и помещали в рамы, как картины, найденные предметы вывозились в музей короля, — то теперь город сам был музеем.

Уже 50 лет как в Помпеи открыт свободный доступ посетителей, и помимо археологических исследований тут велись реставрационные работы. В целом отношение к древностям стало намного более бережным.

Как и положено владению богачей, Дом Веттиев изобиловал стенными росписями и интерьерными украшениями. И именно этому дому суждено было стать образцом новой культурной политики — после завершения раскопок здесь были полностью реконструированы крыши, отреставрировано внутреннее убранство, расставлены по местам все садовые украшения.

Поскольку отделка дома производилась после 63 года, то весь его декор выполнен в IV «стиле». При этом фрески хозяйской части дома заказывали в мастерской, где работали замечательные художники, а служебные комнаты расписывали мастера похуже.

Все же, несмотря на качество росписей, в некоторых интерьерах чувствуется отсутствие вкуса у его хозяев — например, перистиль перенасыщен садовыми фигурами, гермами, скамейками и фонтанами. Как теперь называется, «дорого и богато».

Уже в маленьком квадратном вестибуле отдельные изображения фресок возвещали о приоритетах этого дома: овца, сумка, кадуцей — атрибуты Меркурия, бога торговли, в том числе; бородатый Приап с фаллосом на весах (ранее мы рассказывали о значении таких картин в Древнем Риме) — символы богатства и благополучия.

Домов в Помпеях много, но об их владельцах мы зачастую либо не знаем вообще ничего, либо можем делать лишь предположения. Недавно мы рассказывали о том, что надпись, сделанная на одной из стен загородной виллы, дает, возможно, ключ к родовому имени ее владельца. А в отсутствие каких-либо личных «археологических следов», можно строить предположения о, например, профессии хозяина по домашнему убранству. Об одном из таких сюжетов рассказывает Юлли Улетова, автор проекта «Помпеи шаг за шагом».

С 2017 года в рамках программы по снижению гидрогеологического риска в Помпеях проводятся раскопки так называемого «клина» в V районе. За два с половиной года там были найдены надписи с избирательными лозунгами, масса бытовых предметов, фрески и мозаики. Археологи также вновь обследовали дома, которые раскапывали в XVIII-XIX веках – например, Дом Юпитера и Дом с садом, — и открыли новые: Дом Дельфинов и Дом на улице Везувия.

Ни в одном из этих владений сведений об их хозяевах не нашлось — ни надписей, ни предметов с именами, ни колец с печатями, которые римские граждане использовали для заверения личности на документах и письмах. Однако это еще не значит, что хозяина того или иного дома в принципе невозможно определить. Иногда декоративное убранство – фрески, мозаики, предметы, украшавшие дом, – могут косвенно указать на профессию владельца.

Например, Умбриции Скавры были крупными производителями рыбных соусов. При раскопках и в Помпеях, и в соседнем Геркулануме найдены амфоры с именем Скавра и остатками этих соусов. Пол атрия в доме Скавра – просторного помещении дома для встречи гостей – украшала мозаика с изображением четырех кувшинов, каждый из которых был подписан. Например, «лучший ликвамен [жидкий соус] из оффицины Скавра» или «цвет гарума из скумбрии производства Скавра».


Мозаика с изображением кувшинчика с рыбным соусом из атрия Дома Умбриция Скавра в Помпеях

Дом Фавна был самой большой и самой дорогой резиденцией в древних Помпеях, а сегодня это самый посещаемый из всех домов в знаменитых руинах древнеримского города на западном побережье Италии. Дом был резиденцией элитной семьи и занимал целый городской квартал с внутренней площадью около 3000 квадратных метров (почти 32 300 квадратных футов). Построенный в конце II века до нашей эры, дом примечателен роскошной мозаикой, покрывающей полы, некоторые из которых сохранились до сих пор, а некоторые выставлены в Национальном музее Неаполя.

Фасадный фасад

Хотя ученые в некоторой степени расходятся во мнениях относительно точных дат, вполне вероятно, что первое сооружение Дома Фавна в том виде, в котором он сейчас находится, было построено около 180 г. до н. В течение следующих 250 лет были внесены некоторые небольшие изменения, но дом оставался почти таким же, как и был построен до 24 августа 79 года н.э., когда извергался Везувий, и владельцы либо бежали из города, либо умерли вместе с другими жителями Помпеи и Геркуланума.

Дом Фавна был почти полностью раскопан итальянским археологом Карло Бонуччи в период с октября 1831 года по май 1832 года, что в некотором роде очень плохо, потому что современные методы археологии могут сказать нам гораздо больше, чем они могли сказать 175 лет назад.

План этажа Дома Фавна

План Дома Фавна демонстрирует его необъятность - он занимает площадь более 30 000 квадратных футов. Размер сравним с восточно-эллинистическими дворцами, и ученые считают его модифицированным эллинистическим стилем, а не римским из-за его организации и планировки.

Подробный план этажа, показанный на снимке, был опубликован немецким археологом Августом Мау в 1902 году и несколько устарел, особенно в том, что касается определения целей меньших комнат. Но на нем изображены самые яркие элементы дома - два атриума и два перистиля. Стили комнат в Доме Фавна соответствуют типологии греческих элитных домов, описанной римским архитектором Витрувием (80–15 гг. До н. Э.), А не типичным для римских домов.

Римский атриум представляет собой прямоугольную площадку под открытым небом, иногда вымощенную, а иногда и внутреннюю емкость для сбора дождевой воды, называемую имплювиумом. Два предсердия - это открытые прямоугольники в передней части здания (в левой части этого изображения) - один с «Танцующим фавном», который дает название Дому Фавна, является верхним. Перистиль - это большой открытый атриум, окруженный колоннами. Это огромное открытое пространство в задней части дома - самое большое; центральное открытое пространство - другое.

Подъездная мозаика

У входа в Дом Фавна стоит мозаичный коврик с надписью Have! или приветствую вас! на латыни. Тот факт, что мозаика написана на латыни, а не на местных языках Оскан или Самниан, интересен, потому что, если археологи правы, этот дом был построен до римской колонизации Помпеи, когда Помпеи еще были захолустным Осканским / Самнианским городом. Либо владельцы Дома Фавна претендовали на латинскую славу, либо мозаика была добавлена ​​после основания римской колонии около 80 г. до н. Э. Или после осады Помпеи римлянами в 89 г. до н. Э. Печально известным Луцием Корнелием Суллой.

Римский ученый Мэри Бирд отмечает, что это своего рода каламбур, когда в самом богатом доме Помпеи для обозначения приветственного коврика используется английское слово «Have». Да, конечно.

Тосканский атриум и танцующий фавн

Бронзовая статуя танцующего фавна - это то, что дало Дому Фавна свое название, и она расположена там, где ее могли бы увидеть люди, заглядывающие в главный дверной проем Дома Фавна.

Статуя установлена ​​в так называемом «тосканском» атриуме. Тосканский атриум покрыт слоем простого черного раствора, а в центре его - поразительно белый известняковый имплювий. Имплювиум - резервуар для сбора дождевой воды - вымощен узором из цветного известняка и сланца. Статуя стоит над имплювиумом, создавая отражающий бассейн.

Статуя на руинах Дома Фавна - копия; оригинал находится в Археологическом музее Неаполя.

Реконструированный маленький перистиль и тосканский атриум

Если вы посмотрите к северу от танцующего фавна, вы увидите обвязанный веревками мозаичный пол, поддерживаемый разрушенной стеной. За выветренной стеной виднеются деревья - перистиль в центре дома.

По сути, перистиль - это открытое пространство, окруженное колоннами. В Доме Фавна их два. Самый маленький, который вы можете увидеть через стену, был примерно 20 метров с востока на запад и 7 метров с севера на юг. Реконструкция этого перистиля включает формальный сад; владельцы могли иметь здесь или не иметь здесь формальный сад, когда он использовался.

Маленький Перистиль и тосканский Атриум ок. 1900 г.

Одна из основных проблем Помпеи заключается в том, что, раскопав и обнаружив руины зданий, мы подвергли их разрушительным силам природы. Чтобы проиллюстрировать, как дом изменился за последнее столетие, это фотография практически того же места, что и предыдущая, сделанная около 1900 года Джорджо Соммером.

Может показаться немного странным жаловаться на разрушительное воздействие дождя, ветра и туристов на руины Помпеи, но извержение вулкана, которое привело к сильному пеплопаду, убившему многих жителей, сохранило дома для нас примерно на 1750 лет.

Александровская мозаика

Александровская мозаика, реконструированная часть которой сегодня находится в Доме Фавна, была снята с пола Дома Фавна и помещена в Археологический музей Неаполя.

Когда мозаика была впервые обнаружена в 1830-х годах, считалось, что она представляет собой батальную сцену из Илиады; но историки архитектуры теперь убеждены, что мозаика представляет собой поражение последнего правителя династии Ахмаенидов царя Дария III Александром Великим. Эта битва, получившая название Битва при Иссе, произошла в 333 г. до н.э., всего за 150 лет до постройки Дома Фавна.

Деталь Александровской мозаики

Стиль мозаики, использованный для воссоздания этой исторической битвы Александра Великого, победившего персов в 333 г. до н.э., называется опус вермикулатум или «в стиле червяков». Он был сделан из крошечных (около 0,15 дюйма и менее 4 мм) вырезанных кусочков цветных камней и стекла, называемых «тессеры», установленных червеобразными рядами и помещенных в пол. В мозаике Александра использовалось около 4 миллионов тессер.

Другие мозаики, которые были в Доме Фавна и теперь можно найти в Археологическом музее Неаполя, включают мозаику кошек и курицы, мозаику голубя и мозаику всадника на тигре.

Большой Перистиль, Дом Фавна

Дом Фавна - самый большой и роскошный дом, обнаруженный в Помпеях на сегодняшний день. Хотя большая часть его была построена в начале II века до нашей эры (около 180 г. до н.э.), этот перистиль изначально был большим открытым пространством, вероятно, садом или полем. Колонны перистиля были добавлены позже и в какой-то момент были изменены из ионического стиля в дорический.

Этот перистиль, который имеет площадь около 65x82 футов (20x25 м) в квадрате, содержал в себе кости двух коров при раскопках в 1830-х годах.

Читайте также: