Догорающий вечер уже позолотил крыши прибрежных домов

Обновлено: 25.04.2024

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Фонетика. Орфография».

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

- проверяемые безударные гласные;

- непроверяемые безударные гласные;

- раздельное написание предлогов со словами;

- правописание окончаний имён существительных;

- правописание корней с чередованием;

- написание не с глаголами;

- написание -тся - -ться в глаголах;

- правильное написание окончаний глаголов 1 и 2-го спряжения.

Постановки знаков препинания:

- запятая при однородных членах предложения;

- запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- синтаксического разбора предложения;

-знать способы образования слов;

- морфемного разбора слова;

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла густая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

(109 слов) (По Тургеневу)

Грамматические задания.

1. Выписать 2-3 слова, образованные приставочным способом (из 1,2-го абзацев) - 1-й вариант

Из остального текста диктанта - 2-й вариант.

2. Разобрать слова по составу:

Возвышался, летучие, головой - 1-й вариант

Раздавались, вечернем, тропинке - 2-й вариант

3. Фонетический разбор слова:

тишине - 1-й вариант месяца - 2-й вариант

4. Синтаксический разбор предложения:

Я осмотрел окрестность и спустился с холма. - 1-й вариант

Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом . - 2-й вариант

Упражнение 1 Выпишите словосочетания в две колонки: а) с причастиями; б) с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море;
шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее
белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий
крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2 Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и
прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба;
свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой
дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией;
барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба;
лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море;
рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими
деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о
надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке;
расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями;
в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3 Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем
охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в
посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного
дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся
березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем
просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся
малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего
кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана
речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к
небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом;
плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся
предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей
дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4 Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись.
2) Деревья,измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего
торжественный мавзолей. (В. Пикуль)
4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом,проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев)
5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленныенесметным количеством ящиков. (А. Казанцев)
6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием.(И. Ефремов)
7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов)
8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев)
9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным.
10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом
дождя.(И. Тургенев)

Упражнение 5 Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие — страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.—
Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику
спектакля (руководящий, руководимый).
2) Юннаты, . . . большую работу по расширению
пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.— Большая работа, . . . юн-
натами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.— Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).
4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.— Инженер, .. . новый прибор, получил премию
(изобретший, изобретённый),
б) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту,— Облака, . . . ветром,
быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

ВПР по русскому языку за 5 класс 2018 года А. Ю. Кузнецова — Вариант 3

При написании данной работы «ВПР по русскому языку 5 класс 2018 Кузнецов Вариант 3» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС. А. Ю. Кузнецова, О. В. Сененко. 2018 год».

Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Вечер прекрас..ная пора. День догорает (2) . Закат з..лотит дерев..я старинной (8) поз..лотой. У п..дножия сосен уже стало т..мно. Бе..шумно л..тают, как будто з..глядывают (в)лицо л..тучие мыш… Какой-то звон слыш..тся в лесах. Это звучание веч..ра.

П..верхность оз..ра светит..ся, как ч..рное, косо поставленное зерк..ло. Ноч.. уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду. (На)зап..де ещё тле..т заря а на б..лотах бормоч..т и воз..тся журавли.

Всю ноч.. огонь костра то разгорает..ся то гаснет. Листва берё(с/з) (не)шелохнётся. Роса ст..кает по белым стволам (4) . И слышно как где-то очень (1) д..леко хрипло кр..чит петух в избе лес..ника.

(По К. Г. Паустовскому )

Ответ:

Вечер — прекрасная пора. День догорает. Закат золотит деревья старинной позолотой. У подножия сосен уже стало темно. Бесшумно летают, как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то звон слышится в лесах. Это звучание вечера.

Поверхность озера светится, как чёрное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду. На западе ещё тлеет заря, а на болотах бормочут и возятся журавли.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз не шелохнётся. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко хрипло кричит петух в избе лесника.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

  1. Фонетический разбор
  2. Морфемный разбор
  3. Морфологический разбор
  4. Синтаксический разбор предложения

Ответ:

(1) Фонетический разбор

очень (1)
о — [о] — гласный, ударный
ч — [ч’] — согласный, глухой, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, звонкий, мягкий
ь — не обозначает звука
5 букв, 4 звука, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

догорает (2)
до- — приставка
-гор- — корень
-а- суффикс
-ет — окончание

(3) Морфологический разбор

старинной (3) (позолотой)

1) старинная (позолота) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; позолота (какая?) старинная;
2) начальная форма — старинный; в единственном числе, в творительном падеже, в женском роде;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Роса стекает по белым стволам. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: роса (подлежащее), стекает (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (стекает) по стволам — дополнение; (по стволам) белым — определение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

ворота, досуг, километр, начался

Ответ:

воро?та, досу?г, киломе?тр, начался?

Задание 4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Настя — сестра Пети, озорная девочка с косичками.

Ответ:

Настя сущ. — сестра сущ. Пети, сущ. озорная прил. девочка сущ. с предл. косичками. сущ.

Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: глагол, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но не обязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам продавца молоко только сегодня поступило в продажу
  2. Жильцам сообщили что ремонт подъезда будут делать только осенью
  3. Кошкин выходи к доске с домашним заданием
  4. А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка

Ответ:

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«А кто у нас сегодня дежурный?» — спрашивает Мишка.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Вода едва блестела в реке при лунном свете.
  2. Мы рассаживаемся вокруг стола и читаем сказки Пушкина.
  3. Друзья привезли флягу воды и поставили на топчан для вёдер.
  4. А ты Женька любишь всех вокруг воспитывать?

Ответ:

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

А ты, Женька, любишь всех вокруг воспитывать?

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Поднялся сильный ветер и гнал волну до вечера.
  2. У костра все пели песни и громко читали стихи.
  3. Отец ухватил Настю за талию и высоко поднял девочку над головой.
  4. Слышался шум ветра и бушевал на походной печурке старый чайник.

Ответ:

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Слышался шум ветра, и бушевал на походной печурке старый чайник.

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста:

Нельзя причинять горе другим, чтобы спасти от беды своих близких.

Емеля не смог загубить молодую жизнь, поняв, что оленёнок — такое же дитя, как и его внук.

Задание 9

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.

Ответ:

Гришука ослаб из-за болезни и нуждался в мясе молодого животного.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13-14 текста. Запишите ответ.

Ответ:

Задание 11

В предложениях 2-5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно» . Выпишите это слово.

1. Сквозь сумрак , всегда присутствующий под стволами стары деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

2. На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.


1. Причастный оборот "всегда присутствующий под стволами старых деревьев" зависит от слова "сумрак" ; причастный оборот "заросшая блестящими лютиками" зависит от слова "поляна"

Причастный оборот "обеспокоенные дымом костра" зависит от слова "журавли".


Присутсвующий под стволами стары деревьев.


Помоги сделать схему предложения : за снежными полями на западе , тускло просвечивая сквозь тучи , желтела заря?

Помоги сделать схему предложения : за снежными полями на западе , тускло просвечивая сквозь тучи , желтела заря.


Напишите 10 предложений минимум 8 с названиями деревьев и в каждом предложении употребляя причастный оборот и где причастный оборот выделете если сможете?

Напишите 10 предложений минимум 8 с названиями деревьев и в каждом предложении употребляя причастный оборот и где причастный оборот выделете если сможете.


ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?

Что выделяют запятые которые взяты в скобки (, ) в этих предложениях.

1) Я изъездил почти всю страну, видел много мест(, ) удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой(, ) как Михайловское.

2) Под ними(, ) по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка(, ) проходили тени.

3) Это парк(, ) где трудно веселиться.

4) Он немного угрюм со своими вековыми елями(, ) высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса 5) Только на окраинах парка сквозь сумрак(, ) всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна(, ) заросшая блестящими лютиками(, ) и пруд с тихой водой.

6) Домик так мал и трогателен(, ) что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.


Прочитайте и озаглавьте текст?

Прочитайте и озаглавьте текст.

Определите его стиль.

Подчеркните слова, которые обозначают звуки и краски догорающего дня.

У выделенных существительных укажите род, склонение, падеж ; у прилагательных - род, падеж ; у глаголов - вид, спряжение.

2 - 3 предлога заключите в прямоугольники, а 2 - 3 союза - в кружки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.

Без шумно летает, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши.

Какой - то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.

Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду, - ночь, полная звёзд.

Над западом ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах * бормочет и возится журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет.


Блестящие крыши крайних изб усеяны серебряными каплями воды?

Блестящие крыши крайних изб усеяны серебряными каплями воды.


Разберите на члены предложения и найдите причастный оборот?

Разберите на члены предложения и найдите причастный оборот.

Очень срочно надо.

1)Я Любовался картиной, весевшей на стене.

2)Сквозь сумрак, всегда присуствовавший под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна заросшая блестящими лютиками.

3)Ньютон великий английский ученый, открывший закон всемирного тяготения.

4)Из красивых ваз, вневших в воздухе между деревьями, спускались герляндами вниз въющихся растения.


Закат т?

Т на кронах дерев.

Ев, золотит их старинной позолотой.

Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.

Т, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши.

Какой - то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

Снёт, наконец, озеро, как ч.

Рное, косо поставленное зеркало.

Ночь уже стоит над ним и смотр.

Т в его темную воду, - ночь, полная звезд.

Еще тлеет заря, в зар.

Слях волчьих ягод кри.

Чит выпь, и на мшарах бормоч.

Тся журавли, обеспокоенные дымом к.

Всю ночь огонь к.

Стра то разгорается, то гасн.


Найди и исправь ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами?

Найди и исправь ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами.

Залезший кот на дерево жалобно мяукал.


Надо где пропущенные буквы вставить букву и обозначить орфограмму и объяснить почему пишется эта буква Закат т?

Надо где пропущенные буквы вставить букву и обозначить орфограмму и объяснить почему пишется эта буква Закат т.

Т на кронах деревьев , золотит их старинной позолотой .

Внизу у подножия сосен, уже темно и глухо .

Т как будто заглядывают в лицо, летучие мыши .

Какой - то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

Снет наконец озеро, как ч.

Рное , косо поставленное зеркало .

Ночь уже стоит (над)ним и смотр.

Т в его темную воду, - ночь , полная звёзд .

Ещё тлеет заря, в зарослях волч.

Чит выпь , и на мшара бормоч.

Тся журавли , обеспокоенные дымом к.

Всю ночь огонь к.

Стра то разгорается , то гасн.


Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой?

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

Внизу, у подножия сосен, уже и глухо.

Бесшумно лелает , как будто заглядывают в лицо, летучие мыши.

Какой То непонятный звон слышен в лесах—звучание вечера , догоревшего дня.

А вечером блестнет наконец озеро, как черное, косо поставленое зеркало.

Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду —ночь полная звезд.

На западе еще олени заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.

★Части речи, пожалуйста 23б.

Вопрос Найдите причастный оборот в предложениях?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Контрольные диктанты 8 класс

Контрольные диктанты 8 класс

I
На глубине луч прожектора казался огромным ярко-голубым тоннелем, высверленным в плотной, непроницаемой тьме. Его далекий конец ослепительно сверкал, словно расплавленный металл.
Зоолог несся вдоль тоннеля, стараясь держаться от него в стороне. Слабый голубой отблеск ложился на его лицо. В тоннеле, как на прозрачном стеклянно-серебряном экране, извиваясь, внезапно возникали силуэты рыб. Они резвились, будто опьяненные потоками необычайного света, или подолгу, как зачарованные, неподвижно висели, внезапно исчезая, будто растаяв.
Зоологу показалось, что он видит вокруг себя усеянное звездами черное небо, чуть светлевшее вверху. Разноцветные звезды, бледно-голубые, изжелта-зеленые, ярко-красные, летали во всех направлениях, то вспыхивая, то потухая, то свиваясь в сверкающие кольца, то распрямляясь в мигающие гирлянды. Во всем: и в луче прожектора, и в сияющих точках и линиях — зоолог узнавал или угадывал известных ему животных — случайную добычу глубоководных сетей, а также редких гостей морских зоологических станций. Однако чаще всего он становился в тупик, впервые наблюдая странные создания, никому еще не известные. (149 слов)
(По А. Адамову)

II
Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал. Берег снова вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза.
Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней. Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.
Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным ароматом скошенного сена. Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок. На полочке — еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба. Все говорило о том, что недавно здесь были люди.
Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушистыми ветвями, стал напряженно ждать. Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна. Никаких иных звуков не было слышно.
Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу. (149 слов)
(По Г. Маркову)

III
Вечерняя заря догорала, и сумерки, все больше сгущаясь, опускались на землю. Надо было скорее добраться до опушки леса и отыскать дорогу к дому. В течение получаса бродил я по лесу и наконец-то добрался до опушки, однако знакомой мне тропинки не обнаружил.
Между тем серо-белые клочья тумана, расширяясь и цепляясь за кусты, медленно расползались по земле. Впадинки, заполненные водой, кучи сваленного хвороста, попадавшиеся то тут, то там, ствол дерева, лежащий поперек неширокого ручья, — все мешало мне продвигаться вперед. Вскоре не стало видно ничего: ни тропинки, ни зарослей.
Внезапно из-за туч выглянул серебряный серп месяца и, по-хозяйски устроившись на небе, осветил всю окрестность. Стали различаться отдаленные предметы: поле с еще не скошенной пшеницей, чащоба справа, небольшая речонка слева. Вскоре все небо прояснилось. Яркие звездочки-фонарики словно направляли свои лучики на землю. Скоро я добрался до дома. (135 слов)

Читайте также: