Для сохранения тепла в средневековье крестьяне всегда строили дома из кирпича правда или ложь

Обновлено: 22.04.2024

Природные богатства Русского Севера издавна притягивали к себе переселенцев из центральной и южной России, а климатические условия привели к появлению способов защиты жилища от мороза, ветра и высокой влажности. Это было одним из важных факторов в преобразовании крестьянской усадьбы с разрозненными строениями в северный комплекс дом-двор, который окончательно сложился в регионе к концу XVII века.

На проблему сохранения тепла в домах исследователи начали обращать внимание уже в конце XIX – начале ХХ века. Например, в опросник этнографического бюро князя В.Н. Тенишева были включены пункты «защита от холода» и «отопление и освещение». Корреспондент общества в Олонецкой губернии А.И. Сенин в 1899 году включил следующее описание в вопрос «защита от холода»:

Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т.6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии.

Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т.6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии.

Дерево – самый распространённый материал для крестьянских построек. Главной причиной его использования, конечно же, была его доступность. Северные губернии были богаты лесом, пригодным для строительства.

Среди достоинств древесины выделяются сравнительная лёгкость её обработки, прочность и низкая теплопроводность. Древесина, благодаря пористому строению, плохо проводит тепло. В связи с этим толщина стен деревянных зданий может быть значительно меньше, чем каменных. Например, по теплоотдаче венец северной избы толщиной в 20 см эквивалентен стене в 3 кирпича 77 см. Коэффициент теплопроводности зависит от температуры воздуха, влажности древесины, породы дерева, направления теплового потока. В деревянных домах наблюдается и лучший обмен воздухом между внутренними помещениями и внешней средой – своеобразная естественная вентиляция.

Тем не менее, не каждое дерево было пригодно для строительства. Чаще всего для этого использовали сосну и лиственницу. Благодаря плотной и смолистой древесине они плохо впитывают влагу.

Не менее важной частью в процессе сохранения тепла в доме был подбор подходящего инструмента и способа рубки. Плотники в своём распоряжении имели разнообразный инструмент, но основным и любимым орудием на протяжении многих веков оставался топор: во время рубки он рассекает древесину и заминает волокна, благодаря чему влага не проникает в поры. Отметив эту особенность, плотники предпочитали дом рубить топором. Отсюда и название основного элемента постройки – сруб.

С древних времён плотники врубали одно бревно в другое, отступая от концов брёвен, так что их концы выступали за стены сруба. Примером такой рубки «с остатком» служит распространённая на Севере рубка «в обло» (или «в чашу»). При этом методе в бревне на расстоянии примерно 20 см от конца вырубалось полуцилиндрическое углубление («чаша»), которая является местом соединения с другим бревном. Получавшийся остаток на концах брёвен был ещё одним способом сохранения тепла в доме в условиях сурового северного климата. Дело в том, что

Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник

Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник

Для сохранения тепла и защиты от ветра продольные пазы в брёвнах прокладывали куделью (вычесанными волокнами льна или конопли), на которую укладывали высушенный мох, а затем накладывали верхнее бревно.

Во время укладки венцов настилали пол, но для сохранения тепла он был поднят над землёй. Получившееся пространство между землёй и полом избы называли подклетом. Его могли использовать для обустройства погреба или ледника, а также перестраивали в зимнюю избу.

Для защиты от продувания снизу делали пол двойным – чёрный и чистый, с земляной засыпкой между ними. Двойной пол – очень древняя особенность жилища на Севере. Такая конструкция была обнаружена в жилищах Старой Ладоги VIII – IX веков.

Доведя избу до нужной высоты, в верхний венец параллельно переводам пола врубали матицу, служащую опорой для потолка. На неё настилали потолочины – толстые доски или горбыли. Набранный потолок оставляли сохнуть, после чего сдвигали разошедшиеся потолочины. Щели между ними густо промазывали глиной, а сверху заливали глиной с песком. Затем создавалась прослойка из высушенных листьев, мха, льняной кострики, которую сверху засыпали землёй. Следующим этапом собирался чистый потолок. Он подшивался гвоздями снизу к стенам и матице. Воздушная прослойка между двумя потолками защищала избу от остывания.

Низкие двери и маленькие окна также служили для сохранения тепла в доме. Однако уникальным конструкторским решением стала крыша, надёжно защищавшая от дождя и способная выдержать толстый слой снега.

Торцевые стены завершали треугольными самцами, на которые укладывали продольные брёвна слеги. На слегах закрепляли деревянные крючья – курицы. Их главной задачей было удержать потоки – выдолбленные изнутри брёвна, служащие для водоотведения. В потоки в два ряда выстилался тёс. Для лучшей гидроизоляции между рядами тёса прокладывали берёсту.

Сверху тесовая кровля фиксировалась охлупнем – бревном с вырубленным глубоким пазом. Торцы слег от влаги защищали полотенце и причелины – доски под скатами кровли, которые часто украшали резьбой.

В северных и центральных губерниях Европейской России и на большей части территории Сибири все хозяйственные помещения двора объединялись в единый комплекс под общей крышей. Крестьяне, имея такой дом-двор, чувствовали себя защищёнными от погодных условий. Однако отапливались в таком доме только жилые помещения.

Древний способ топки печи – «по-чёрному» можно считать наиболее эффективным с точки зрения сохранения тепла в доме. Тем не менее, уже к середине ХIХ века такие дома, которые называли «курными» или «рудными» (Каргопольский уезд), сохранились только в отдалённых уголках Русского Севера. Самое большое их число исследователи встречали в бывшей Ошевенской волости Каргопольского уезда. Дома жителей этих деревень были переделаны на топку «по-белому» только в начале ХХ века.

Крестьяне Ошевенска выделяли ряд преимуществ «рудных» печей перед «белыми»:

· Для отопления изб «по-чёрному» затрачивалось значительно меньше дров, и после топки в них было очень тепло.

· В «рудных» избах был сухой воздух, поэтому в них удобно сушить одежду, обувь, сети, полозья для саней и т.д.

· Дым помогал сохранять древесину, и дома меньше гнили.

Важным фактором сохранения «рудных» домов в Каргопольском уезде была традиция: придерживаясь строгого старообрядческого уклада, консервативная часть населения препятствовала переделке изб.

Картину древнего северного дома ярко изобразил один из крупнейших исследователей деревянного зодчества А.В. Ополовников:

Центром «рудной» избы была большая глинобитная печь, почти примыкающая к внутренней стене избы и повёрнутая устьем к фасаду (на Русском Севере). Над печью чуть сбоку в стене делали волоковое окно с задвижкой. Над ним устраивали длинную вытяжную трубу из дерева – дымник.

Ставили печь на высокий рубленный опечек. Считалось, что, чем выше печь, тем выше стелился дым при топке. В большинстве случаев, когда топили печь, приходилось, кроме волокового окна, открывать дверь. В этом случае в избе был сквозняк, который даже при высокой температуре часто приводил к простудным заболеваниям. При высоком же опечке для вытяжки дыма было достаточно одного волокового окна. В стенах печи делали небольшие ниши – печурки, благодаря которым печь давала больше тепла. Также них сушили рукавицы и обувь. В сильные морозы некоторые крестьяне обедали в устье печи, мылись, предварительно разложив солому. Для таких случаев устье делалось большим.

К середине XIX века большая часть домов Русского Севера уже была перестроена на топку «по-белому». Белая печь предполагала наличие трубы, соединённой с печью, для выхода дыма. Над шестком из кирпича выкладывался патрубок, собирающий дым, который выходил из устья печи. Из патрубка он поступал в горизонтально выложенный на чердаке боров, а оттуда в вертикальную дымовую трубу. Устройство борова защищало печь от дождя и снега, позволяло задерживать тепло, ослабляя тягу и замедляя горение, не давало возможности вылетать искрам наружу.

Такой тип топки был распространен также и в северных уездах Архангельской губернии – Мезенском и Лешуконском. Здесь, в отличие от каргопольских домов, отапливалась и горенка, которая зачастую устраивалась на повети дома. Делалось это в связи с тем, что дом могли начинать строить с хозяйственного двора для защиты домашнего скота от морозов. В таком случае семья проживала в поветной горнице, пока строилась изба.

Характерным признаком домов этих северных уездов являлась боковая или зимняя изба – это срубная пристройка к боковой части дома, поставленная прямо на землю. Она была предназначена для проживания в холодное время. Сюда же для обогрева приводили скот и держали молодняк.

Зимняя изба отапливалась всегда. Она могла быть пристройкой к дому (например, в Мезенском уезде) или могла быть частью дома, чаще всего оборудовалась в подклете (например, в Каргопольском уезде). Основная изба также всегда имела печь. Но если в доме была устроена изба зимняя, то основная изба становилась летней.

Горница - парадное помещение в доме для приёма гостей, либо тут могли жить молодые после свадьбы, невеста перед замужеством. Горницы традиционно (до первой трети XX века) не отапливались только в Каргопольском уезде, на остальной территории там ставили печи.

Все остальные помещения дома-двора (клети - кладовые, поветь - сеновал, хлева) не отапливались. А стены повети даже не конопатили паклей, потому что там всегда свободно должен ходить ветер, чтобы сено сохло и не гнило.

Климатические условия Русского Севера требовали как от местных жителей, так и от переселенцев особого отношения к сохранению тепла. Крепкий и тёплый дом стал необходимым условием выживания в северных землях. В такой постройке не было ни одной лишней детали, даже каждый декоративный элемент служил для защиты от холода или влаги. Формирование комплекса «дом-двор», в котором жилые и хозяйственные постройки объединены под одной крышей, стал ответом на суровые условия северного климата, он является единым производственным комплексом крестьянского хозяйства.

Зима - страшное время для крестьянина Средних веков. Но были и плюсы, за которые простолюдины ценили холодное время года. Давайте разбираться, как приходилось зимовать людям в Средние века.

Провести зиму в средневековье было мудреным делом. Европейские холода были далеки от современных легких морозов и приводили к неурожаю, голоду и массовым эпидемиям, от которых вымирали целые города. Поэтому средневековые люди не столько переживали зиму, сколько выживали в ней.

Камин, гипокауст, русская печь: средневековая система отопления

Проблема отопления была актуальна не только для представителей низших сословий, но и для знати. Впрочем, короли и сеньоры имели то преимущество, что жили в замках с толстыми стенами, которые, по крайней мере, защищали жильцов от проникновения холодных ветров и снега.

Помещения грели с помощью каминов, которые, однако, распространяли живительное тепло лишь на пару метров вокруг. Они не только грели, но и освещали комнаты в темное время суток. Камины появились в европейских замках в 12 веке, но получили широкое распространение только к 15 веку. За эти столетия камины усовершенствовались за счет угольных противней и открытых труб. Пол научились выкладывать кафельной плиткой из обиженной глины, которая не только аккумулировала, но и распространяла тепло.

Гипокауст использовали для обогрева еще с античных времен

В романизированных провинциях южного Средиземноморья сохранилась римская система отопления – гипокауст. В нижних хозяйственных постройках раскаляли камни, и теплый воздух поступал под пол и стены через специальные трубы. Простые люди топили свои бедные хижины с помощью открытого очага, который находился посередине помещения и распространял дым на стены и потолок. Окна были без стекол, их затыкали тряпками, чтобы предотвратить проникновение холода и снега в помещения.

На Руси дома грели печками. До 13 века наши предки топили по-черному, когда дым либо оседал на потолке в виде густого слоя копоти, либо выходил наружу через открытую дверь. С 14 по 17 века русская печь постепенно обзавелась дымоходом, который выводил горелый воздух наружу.

Теплая одежда – важный атрибут средневекового человека

В связи с отсутствием центрального отопления люди бо́льшую часть года носили теплую, осенне-зимнюю одежду. Причем они не снимали ее даже в помещениях. Теплые камзолы, плащи, подбитые мехом, толстые платья прекрасных дам, головные уборы (шапки из меха, войлока, шерсти) оставались на средневековых людях почти круглые сутки. Чтобы сохранить тепло зимой представители аристократии подолгу оставались в постелях, где и принимали гостей или посетителей.

Простые люди носили одежду из толстой, плотной ткани – шерсти, войлока, льна. Зимой поверх длинных рубах крестьяне надевали тулуп или плащ с капюшоном. Жители деревень спали в своих избах вповалку, на одном соломенном тюфяке, прижавшись друг к другу, чтобы сохранить тепло.

Еда – главная проблема средневекового человека. Как ее добывали

Рацион питания жителей средневековья был прост, но сытен и калориен. Особенно это касалось людей, занятых физическим трудом (крестьян, ремесленников, рабочих), которые не могли обойтись без плотных перекусов.

Главными блюдами зимой были похлебки с хлебом и сухими фруктами, а также мясо (те, кто держал домашний скот, осенью забивали скотину, чтобы не кормить ее зимой). Бедняки в городах не имели своей кухни и питались в пищевых заведениях сомнительного происхождения, где торговцы по заниженным ценам продавали некачественную еду. Представители знати питались вкуснее: на их столах в зимние стужи подавались жирная баранина, инжир, качественное вино.

А обычный бедняк в деревне вполне мог и не дожить до начала весны. Ведь запасы пищи заготавливались весной и летом.

В средневековье голод был довольно распространённым явлением: малейшие перемены в погоде срывали сбор урожая, и тогда еды не хватало не только беднякам, но и знати, а порой, – и самому королю. Великий голод 1315–1317 годов привел к падению общего иммунитета, что во многом спровоцировало эпидемию чумы в середине 14 века, которая унесла жизни чуть ли не половины Западной Европы.

Главный плюс средневековой зимы

Впрочем, у самого холодного сезона есть один несомненный плюс – морозы, которые сильно затрудняли военные действия. Первая и, пожалуй, главная проблема зимней компании – это отсутствие еды для бойцов и корма для лошадей.

Обычно воины отнимали пищу и провиант у жителей деревень и городов – как своих, так и чужих. А зимой раздобыть пропитание было трудно, вернее, – почти невозможно. Поэтому многие правители воздерживались от военных компаний в зимнее время года. Кстати, вассалы королей не всегда подчинялись своему повелителю и с наступлением морозов могли проигнорировать высочайший приказ о выступлении в поход. Так, например, произошло в 1333 году, когда английский король Эдуард III решил начать войну с Шотландией, но из-за неявки своих рыцарей был вынужден перенести поход на весну.

Впрочем, история знает немало примеров, когда зимние холода, наоборот, способствовали победе. Например, знаменитое Ледовое побоище 1242 года произошло почти зимой – в апреле, который, однако, выдался таким холодным, что Чудское озеро покрылось льдом, куда Александр Невский заманил тевтонских рыцарей и одержал над ними блестящую победу.

Трудовые и праздничные зимние будни

Крестьяне зимой не сидели сложа руки. Мужчины активно плотничали: изготовляли необходимую домашнюю утварь, мебель, припасали дрова. Многие отправлялись на заработки в мануфактуры, так как летом приходилось все время работать в поле. А женщины пряли и возились с детишками и домашним скотом. Зима – праздничный сезон, поэтому помимо упомянутых работ крестьяне широко отмечали Рождество Христово, катались с ледяных горок, устраивали массовые гуляния.

Что касается знати, то ее главным развлечением были пышные застолья с изобилием яств и выступлениями шутов. Подобные пиршества сопровождались неумеренным поглощением жирной еды и горячительных напитков и затягивались до поздней ночи. А в целом жизнь в средневековом замке зимой была на редкость скучной и унылой. К отсутствию элементарных бытовых удобств добавлялись холода и проблемы с освещением из-за сокращения светлого времени суток. Дворяне развлекались тем, что ездили друг другу в гости и вместе коротали длинные морозные вечера.

Зима была, пожалуй, самым трудным временем года для средневекового человека, который постоянно недоедал и мерз. Тем не менее, он выживал, как умел, и его пример учит современных людей не унывать и не падать духом при наступлении даже самых трескучих морозов.

камин

Без современных печей и обогревателей было только два способа согреться средневековой зимой: огонь и животный жар других живых существ. В наше время мы воспринимаем камины скорее как предмет интерьера, на самом же деле они были важным изобретением средневековья, помогающим людям согреться в холодную погоду. Первые камины появились в XII веке, но не стали обычным явлением до XIII. Первоначально они возводились в средневековых замках и служили важным элементом средневекового отопления для тамошней элиты: королей, баронов и прочих герцогов (всех тех, кто имел во владении свой замок). Что же касается простых людей: крестьян, ремесленников, то на протяжении большей части средневековья главным источником тепла была костровая яма в центре комнаты. Дым выходил через небольшие дыры под крышей.

Хотя от костровой ямы в доме всегда будет пахнуть древесным дымом (и, вероятно, это не пойдет на пользу легким), не говоря уже о пожарной безопасности (не сложно догадаться, почему в средневековье были частые пожары), она было намного эффективнее для обогрева здания, чем камин. (Такое вот альтернативное отопление частного дома получалось). Камин для обогрева более неэффективен, так как большая часть тепла уходит в дымоход вместе с дымом. Холодной ночью приятно, но не особенно согревает. Поскольку сделать хороший каменный камин и дымоход, отвечающий пожарной безопасности, было дорого, и поскольку для сохранения тепла с камином требовалось гораздо больше дров, чем с костровой ямой, только богатые могли себе позволить пользоваться каминами.

Отопление в средние века

Кроме огня, приходилось полагаться на животное тепло. Даже сейчас, за редким исключением холодных северных регионов, сараи в деревнях не отапливаются, потому что все домашние животные, расположенные близко друг к другу, могут согреть свое место (в разумных пределах). Средневековые крестьяне обычно строили дома прямо там, где держали животных. На самом деле животные не делили свое жилое пространство, но находились достаточно близко, чтобы оно не замерзло.

Еще было принято во время сна прижиматься к другим людям. Две односпальные кровати не имели бы смысла для обычных людей в средние века; все спали вместе прижавшись друг к другу, чтобы лучше согреться.

Сегодня у любителей зимнего кемпинга есть специальные пуховые спальные мешки, настолько теплые что можно спать в палатке зимой. В средние века их, разумеется, не было, зато были перины, шерстяные одеяла и меха, помогающие согреться по ночам. Соблазн провести большую часть зимы в постели, наверняка был сильным, особенно у крестьян, у которых было мало дел, которые нужно было делать в самое холодное время года, кроме присмотра за своими животными.

В монастырях у монахов наоборот были отдельные кровати и всего несколько одеял, которые намеренно были не очень теплыми, потому что жизнь должна была быть простой и трудной. В противном случае, как можно было подняться над наслаждением плотскими вещами?

Мы понятия не имеем, насколько нам повезло с современными высокоэффективными печами и системой отопления. К слову качественные элементы современного отопления можно приобрести на сайте компании Майконд.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

Средневековый город

«Мой дом – моя крепость». Именно эта пословица как нельзя лучше отражает отношение средневекового человека к своему дому. Самые богатые люди средневековья: короли, герцоги, графы и прочие бароны имели в качестве своих домов крепости и замки в самом прямом смысле, и чем богаче был феодал, тем более неприступным был его дом-крепость. Но какими же были средневековые жилые дома более простых людей, разных ремесленников, селян, купцов, средневековых горожан? Об этом наша сегодняшняя статья.

Дома в средневековой Европе: общее описание

Не имея возможности жить в настоящих замках, тем не менее, владельцы более простых средневековых домов строили их таким образом, чтобы в этих домах можно было надежно скрыться от внешнего мира. Как писал французский историк Э. Фараль: «Быть увиденным в средневековье означало потерять свободу». Иными словами, дом средневекового крестьянина, как впрочем, и средневекового горожанина (а вплоть до XV века городские и деревенские средневековые дома были практически одинаковыми) был призван, прежде всего, скрыть хозяев от сторонних, любопытных глаз.

Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.

Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.

Великий лондонский пожар

Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.

Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.

Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.

Устройство средневекового дома

В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.

Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.

Схема средневекового дома

Так выглядит схема средневекового дома.

Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.

Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.

Средневековый дом внутри

Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.

Средневековый дом внутри

А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.

Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.

Внешний вид средневекового дома, фото домов

Большинство средневековых домов имели 3 этажа, хотя были дома и с 2 и даже с 4 этажами. По внешнему виду каждый дом был уникальным, чем богаче была фантазия у архитектора, тем красивее и вычурнее был его фасад. Порой на фасадах средневековых зданий создавались целые сценические композиции, само наблюдение за которыми приносило (и приносит) удовольствие всем ценителям прекрасного.

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама, Анже, Франция.

Дом Адама

И сам этот великолепный дом, построенный в XV веке.

средневековые дома

А вот так выглядят средневековые дома Германии, возможно, они не столь богато украшены художественной скульптурой как их французские аналоги этого же периода, тем не менее, они отличаются своей мощностью фасадов и массивностью кронштейнов.

Площа рынок

А здесь фасады средневековых домов Львова, родного города автора статьи. Построенный согласно принципам средневекового зодчества каждый дом имеет свою уникальную изюминку и неповторимый архитектурный стиль.

Дома средневековой деревни

Что же касается домов средневековой деревни, то в отличие от городских домов они также продолжали строиться из дерева, много домов были одноэтажными, максимум имели 2 этажа. Характерные для города 3 этажа в деревне были редкостью и столь большие дома себе могли позволить разве что деревенские старосты или самые зажиточные селяне.

Часто деревенские дома средневековья, особенно в Восточной Европе имели форму сруба – были собраны и обработаны из рубленых бревен.

средневековый деревенский дом

Такой вид имеет типичный средневековый крестьянский дом, деревня Ржепора, Чехия, XIV век.

Внутреннее убранство деревенского дома было скромнее, чем у горожан, внутри обычно располагалась кровать, представляющая собой сбитую из досок раму на которую клали матрас из перьев и отходов ткацкого производства, деревянные стол с деревянной же скамьей. По углам располагались сундуки, где хранилась вся нехитрая хозяйственная утварь. Тепло в деревенском доме обеспечивала специальная печь, которая топилась дровами, впрочем, в некоторых глухих современных деревнях люди и по сей день живут практически как в средневековье.

Деревенский средневековый дом внутри

Внутреннее убранство украинского средневекового дома, фото из музея «Шевеченковский гай».

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

Сохранение тепла в крестьянском доме

«Не гостеприимен этот край по своей природе, но много в нём богатства в пушном и морском звере и рыбе. Немудрено поэтому, что, несмотря на суровый климат, он манил к себе с давних времен наших предков».[1]

Природные богатства Русского Севера издавна притягивали к себе переселенцев из центральной и южной России, а климатические условия привели к появлению способов защиты жилища от мороза, ветра и высокой влажности. Это было одним из важных факторов в преобразовании крестьянской усадьбы с разрозненными строениями в северный комплекс дом-двор, который окончательно сложился в регионе к концу XVII века.[2]

На проблему сохранения тепла в домах исследователи начали обращать внимание уже в конце XIX – начале ХХ века. Например, в опросник этнографического бюро князя В.Н. Тенишева были включены пункты «защита от холода» и «отопление и освещение». Корреспондент общества в Олонецкой губернии А.И. Сенин в 1899 году включил следующее описание в вопрос «защита от холода»:

«У зажиточного мужика и изба тепла, а дров и всех воля, жарят печи на славу: в поземке делают маленькую печку и топят её зимою по несколько раз на день короткими поленцами. Средняя температура зимою от 16 до 20 градусов и больше. К утру обыкновенно проносит. Бедные мужики обкладывают на зиму свои неражие избёнки снопами, оставляя открытыми одни окна, да и те в морозную ночь закрывают соломенными щитами. Двойные рамы – редкость и роскошь».[3]

Дерево – самый распространённый материал для крестьянских построек. Главной причиной его использования, конечно же, была его доступность. Северные губернии были богаты лесом, пригодным для строительства.

Среди достоинств древесины выделяются сравнительная лёгкость её обработки, прочность и низкая теплопроводность. Древесина, благодаря пористому строению, плохо проводит тепло. В связи с этим толщина стен деревянных зданий может быть значительно меньше, чем каменных. Например, по теплоотдаче венец[4] северной избы толщиной в 20 см эквивалентен стене в 3 кирпича 77 см. Коэффициент теплопроводности зависит от температуры воздуха, влажности древесины, породы дерева, направления теплового потока. В деревянных домах наблюдается и лучший обмен воздухом между внутренними помещениями и внешней средой – своеобразная естественная вентиляция.[5]

Тем не менее, не каждое дерево было пригодно для строительства. Чаще всего для этого использовали сосну и лиственницу. Благодаря плотной и смолистой древесине они плохо впитывают влагу.

Сосна
Лиственница

Не менее важной частью в процессе сохранения тепла в доме был подбор подходящего инструмента и способа рубки. Плотники в своём распоряжении имели разнообразный инструмент, но основным и любимым орудием на протяжении многих веков оставался топор: во время рубки он рассекает древесину и заминает волокна, благодаря чему влага не проникает в поры. Отметив эту особенность, плотники предпочитали дом рубить топором. Отсюда и название основного элемента постройки – сруб.

С древних времён плотники врубали одно бревно в другое, отступая от концов брёвен, так что их концы выступали за стены сруба. Примером такой рубки «с остатком» служит распространённая на Севере рубка «в обло» (или «в чашу»). При этом методе в бревне на расстоянии примерно 20 см от конца вырубалось полуцилиндрическое углубление («чаша»), которая является местом соединения с другим бревном. Получавшийся остаток на концах брёвен был ещё одним способом сохранения тепла в доме в условиях сурового северного климата. Дело в том, что

«со стороны среза брёвна промерзают вдоль волокон древесины быстро и глубоко, а поперёк ствола – гораздо слабее. Поэтому промерзают выпущенные наружу концы бревён, а угол дома остаётся теплым; иначе дом начал бы промерзать прежде всего с углов».[6]

Рубка в обло.jpg


Рубка в обло


Для сохранения тепла и защиты от ветра продольные пазы в брёвнах прокладывали куделью (вычесанными волокнами льна или конопли), на которую укладывали высушенный мох, а затем накладывали верхнее бревно.

Во время укладки венцов настилали пол, но для сохранения тепла он был поднят над землёй. Получившееся пространство между землёй и полом избы называли подклетом. Его могли использовать для обустройства погреба или ледника, а также перестраивали в зимнюю избу.

Для защиты от продувания снизу делали пол двойным – чёрный и чистый, с земляной засыпкой между ними. Двойной пол – очень древняя особенность жилища на Севере. Такая конструкция была обнаружена в жилищах Старой Ладоги VIII – IX веков.[7]

Доведя избу до нужной высоты, в верхний венец параллельно переводам пола врубали матицу, служащую опорой для потолка. На неё настилали потолочины – толстые доски или горбыли. Набранный потолок оставляли сохнуть, после чего сдвигали разошедшиеся потолочины. Щели между ними густо промазывали глиной, а сверху заливали глиной с песком. Затем создавалась прослойка из высушенных листьев, мха, льняной кострики, которую сверху засыпали землёй. Следующим этапом собирался чистый потолок. Он подшивался гвоздями снизу к стенам и матице. Воздушная прослойка между двумя потолками защищала избу от остывания.[8]

Низкие двери и маленькие окна также служили для сохранения тепла в доме. Однако уникальным конструкторским решением стала крыша, надёжно защищавшая от дождя и способная выдержать толстый слой снега.

Торцевые стены завершали треугольными самцами, на которые укладывали продольные брёвна слеги. На слегах закрепляли деревянные крючья – курицы. Их главной задачей было удержать потоки – выдолбленные изнутри брёвна, служащие для водоотведения. В потоки в два ряда выстилался тёс. Для лучшей гидроизоляции между рядами тёса прокладывали берёсту.

Поток на курицах. Дом-двор Н.Е. Шестакова в музее Малые Корелы.jpg

Поток на курицах. Дом-двор Н.Е. Шестакова в музее Малые Корелы

Сверху тесовая кровля фиксировалась охлупнем – бревном с вырубленным глубоким пазом. Торцы слег от влаги защищали полотенце и причелины – доски под скатами кровли, которые часто украшали резьбой.[9]

Причелины и полотенце. Крыша дома-двора Русиновых в музее Малые Корелы.jpg


Причелины и полотенце. Крыша дома-двора Русиновых в музее Малые Корелы

В северных и центральных губерниях Европейской России и на большей части территории Сибири все хозяйственные помещения двора объединялись в единый комплекс под общей крышей. Крестьяне, имея такой дом-двор, чувствовали себя защищёнными от погодных условий. Однако отапливались в таком доме только жилые помещения.

Древний способ топки печи – «по-чёрному» можно считать наиболее эффективным с точки зрения сохранения тепла в доме. Тем не менее, уже к середине ХIХ века такие дома, которые называли «курными» или «рудными» (Каргопольский уезд), сохранились только в отдалённых уголках Русского Севера. Самое большое их число исследователи встречали в бывшей Ошевенской волости Каргопольского уезда. Дома жителей этих деревень были переделаны на топку «по-белому» только в начале ХХ века.

Крестьяне Ошевенска выделяли ряд преимуществ «рудных» печей перед «белыми»:[10]

· Для отопления изб «по-чёрному» затрачивалось значительно меньше дров, и после топки в них было очень тепло.

· В «рудных» избах был сухой воздух, поэтому в них удобно сушить одежду, обувь, сети, полозья для саней и т.д.

· Дым помогал сохранять древесину, и дома меньше гнили.

Важным фактором сохранения «рудных» домов в Каргопольском уезде была традиция: придерживаясь строгого старообрядческого уклада, консервативная часть населения препятствовала переделке изб.

Картину древнего северного дома ярко изобразил один из крупнейших исследователей деревянного зодчества А.В. Ополовников:

«Курная изба поражает. Прежде всего рушатся привычные и, надо сказать, весьма поверхностные представления о том, что в такой избе всегда темно и грязно, что повсюду зола, сажа, копоть. Ничего похожего! Полы, гладко обтёсанные бревенчатые стены, широкие лавки, печь – всё сверкает чистотой, столь обычной для изб северных крестьян. На чистом столе – белая скатерть, на стенах вышитые полотенца и одежда, в «красном» углу – традиционный иконостас с начищенными до блеска окладами икон. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопчённых верхних венцов сруба и потолка – блестящая, отливающая синевой как вороново крыло. Дым, расстилаясь по потолку, опускается всегда до определённого постоянного уровня. По этому уровню проходят вдоль стен широкие полки воронцы, которые чётко и, можно сказать, архитектурно отделяют светлую, чистую нижнюю часть избы от её чёрного верха».[11]

Потолок в избе дома М.А. Третьякова.jpg


Потолок в избе дома М.А. Третьякова


Центром «рудной» избы была большая глинобитная печь, почти примыкающая к внутренней стене избы и повёрнутая устьем к фасаду (на Русском Севере). Над печью чуть сбоку в стене делали волоковое окно с задвижкой. Над ним устраивали длинную вытяжную трубу из дерева – дымник.

Дымник

Дымник на крыше дома Ф.А. Полуянова

Ставили печь на высокий рубленный опечек. Считалось, что, чем выше печь, тем выше стелился дым при топке. В большинстве случаев, когда топили печь, приходилось, кроме волокового окна, открывать дверь. В этом случае в избе был сквозняк, который даже при высокой температуре часто приводил к простудным заболеваниям. При высоком же опечке для вытяжки дыма было достаточно одного волокового окна. В стенах печи делали небольшие ниши – печурки, благодаря которым печь давала больше тепла. Также них сушили рукавицы и обувь. В сильные морозы некоторые крестьяне обедали в устье печи, мылись, предварительно разложив солому. Для таких случаев устье делалось большим.[12]

Чёрная печь

Чёрная печь в избе дома М.А. Третьякова

К середине XIX века большая часть домов Русского Севера уже была перестроена на топку «по-белому». Белая печь предполагала наличие трубы, соединённой с печью, для выхода дыма. Над шестком из кирпича выкладывался патрубок, собирающий дым, который выходил из устья печи. Из патрубка он поступал в горизонтально выложенный на чердаке боров, а оттуда в вертикальную дымовую трубу. Устройство борова защищало печь от дождя и снега, позволяло задерживать тепло, ослабляя тягу и замедляя горение, не давало возможности вылетать искрам наружу.

Такой тип топки был распространен также и в северных уездах Архангельской губернии – Мезенском и Лешуконском. Здесь, в отличие от каргопольских домов, отапливалась и горенка, которая зачастую устраивалась на повети дома. Делалось это в связи с тем, что дом могли начинать строить с хозяйственного двора для защиты домашнего скота от морозов. В таком случае семья проживала в поветной горнице, пока строилась изба.

Характерным признаком домов этих северных уездов являлась боковая или зимняя изба – это срубная пристройка к боковой части дома, поставленная прямо на землю. Она была предназначена для проживания в холодное время. Сюда же для обогрева приводили скот и держали молодняк.[13]

Зимняя изба отапливалась всегда. Она могла быть пристройкой к дому (например, в Мезенском уезде) или могла быть частью дома, чаще всего оборудовалась в подклете (например, в Каргопольском уезде). Основная изба также всегда имела печь. Но если в доме была устроена изба зимняя, то основная изба становилась летней.

Горница -- парадное помещение в доме для приёма гостей, либо тут могли жить молодые после свадьбы, невеста перед замужеством. Горницы традиционно (до первой трети XX века) не отапливались только в Каргопольском уезде, на остальной территории там ставили печи.

Все остальные помещения дома-двора (клети - кладовые, поветь - сеновал, хлева) не отапливались. А стены повети даже не конопатили паклей, потому что там всегда свободно должен ходить ветер, чтобы сено сохло и не гнило.

Климатические условия Русского Севера требовали как от местных жителей, так и от переселенцев особого отношения к сохранению тепла. Крепкий и тёплый дом стал необходимым условием выживания в северных землях. В такой постройке не было ни одной лишней детали, даже каждый декоративный элемент служил для защиты от холода или влаги. Формирование комплекса «дом-двор», в котором жилые и хозяйственные постройки объединены под одной крышей, стал ответом на суровые условия северного климата, он является единым производственным комплексом крестьянского хозяйства.

Дом-двор Я.А. Попова в музее Малые Корелы XIX век (д. Погост Каргопольского уезда Олонецкой губернии).jpg

Дом-двор Я.А. Попова в музее Малые Корелы XIX век.

Автор: Д.С. Вишняков, научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея «Малые Корелы».

[1] Архангельский край. Два чтения/ Издание пятое под ред. А.Ф. Соколова. – СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1904. – с.3.

[2] Шенников А.А. Длинный дом и крытый двор. Из истории строительной культуры крестьян лесной зоны Европы до конца XIX – начала ХХ веков. – СПб., 1992. – с. 130 – 136.

[3] Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т.6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. – СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2008. – с. 156.

[4] Венец – связь четырёх брёвен, соединённых врубками. Венцы образуют сруб – основу деревянной постройки.

[5] Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1984. – с. 20.

[6] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – с. 68.

[7] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – с. 77.

[8] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) / Восточнославянский этнографический сборник. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – с. 78.

[9] Заручевская Е.Б. Про крестьянские хоромы. – М.: Арт-Волхонка, 2014.

[10] Власихина Н.Н. Интерьер курной (рудной) избы Каргополья. 1976. / Научный архив музея «Малые Корелы». Ф. 1, Оп. 1, Д. 2250, Л. 5-6.

[11] Ополовников А.В. Русский Север. – М.: Стройиздат, 1977. – с. 54.

[13] Пермиловская А.Б. Северный дом. Архитектурный каталог. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2000. – с. 80.

Читайте также: