Для какой цели служат басменные доски

Обновлено: 01.05.2024

Басма как самостоятельный вид художественной обработки металла является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки.
Вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, уже на ранних стадиях применялись фигурные чеканы — пуансоны. Одного удара такого пуансона достаточно, чтобы его рабочий конец сообщил металлу соответствующую, желаемую форму. Басменные доски — матрицы являются дальнейшим логическим развитием идеи тиснения, заменяющего чеканку.
В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение» . Зародилась эта техника еще в домонгольский период (X—XI вв.) . Басма стала применяться с XII— XIII в. и значительно развивалась на протяжении XV в. Наивысшего расцвета она достигла в XVI и XVII вв.
Басмы применялись для оковки всевозможных изделий как культовых, так и светских: иконостасы, рамы и фоны икон, переплеты книг, сундуки, ларцы и т. п.
Церковная мебель, изготовленная с применением басмы: Основу изделия делали из дерева и на нее при помощи мелких гвоздей набивалась басма, сплошь закрывающая столярную конструкцию и превращающая изделие как бы в чеканное. Басму можно изготовить из мягких пластичных металлов — золота, серебра, меди, алюминия.
Образцы басмы

Икона в окладе, оформленном техникой басмы
Искусство басмы XV-XVII вв. так же, как и древнерусская иконопись, шитье, фреска и архитектура, словно пронизаны христианской символикой.
Традиции техники ручного тиснения по золотой и серебряной фольге имеют ветхозаветные истоки подобно тому, как и само иконопочитание имеет библейские основы. В технике тиснения по золотому листу были изготовлены Соломоном прообразы первых икон. Это рельефные изображения херувимов, пальм и распускающихся цветов.
Символична не только техника тиснения, используемая для изготовления окладов икон и священных предметов церковной утвари, но и сам драгоценный металл с яркой сверкающей поверхностью. Окованный серебряным или золотым окладом, не подверженным коррозии и тлению, священный предмет или икона уподоблялись «Святым дарам» , закрытым в ковчеге.
Оклад создает как бы некоторое расстояние между святыней и людьми, являясь в то же время между ними связующим звеном. Закрывая священный предмет и тем самым создавая определенную дистанцию, оклад одновременно является «драгоценным мостом» между святыней и молящимися, что необходимо при иконопочитании и лобзании.
В XV-XVII вв. русскими мастерами изготавливалась чешуйчатая серебряная басма, где гладкие чешуйки перемежались с фактурными. Подобный узор напоминает рыбью чешую.
Чешуйчатой позолоченной басмой покрыта риза на иконе «Спас Мокрая брада» XVI в. из Покровского монастыря в Суздале.
Узор средневековой басмы XV-XVII вв. обладает большей частью символическим значением. При помощи зримых образов он обозначал сложные понятия, скрытый смысл которых был ясен посвященному в христианскую символику. Бесчисленные варианты басменных изображений орнамента на Руси воспринимались как наследие святости, как видения таинственного мира и символы откровения.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Типология и символика серебряной басмы XV-XVII веков.
Басма самостоятельно.

переводе с турецкого басма означает оттиск. Этот творческий прием прикладного искусства проник на Русь из Азии и еще до нашествия монголов распространился так широко, как ни в одной другой стране. Басма — это ручное тиснение на тонком листовом металле. Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис, 91). Весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.


Рис. 91. Фрагмент басмы

Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.

Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.

В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа №31

Изготовление басмы

  1. Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
  2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
  3. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.

Новые слова и понятия

Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис, 91). Весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.


Рис. 91. Фрагмент басмы

Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.

Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.

В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа №31

Изготовление басмы

  1. Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
  2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
  3. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.

Новые слова и понятия

Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Басма художественная обработка листового металла 7 классг.Корсаков. Сахалинс.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Басма художественная обработка листового металла 7 классг.Корсаков. Сахалинс.

Басма
художественная обработка листового металла
7 класс
г.Корсаков. Сахалинская область
МАОУ СОШ № 6
Учитель технологии Мешалкина Ирина Александровна

Цели уроков1 Формирование умений и навыков выполнения несложных рельефов на ф.

Цели уроков
1 Формирование умений и навыков выполнения несложных рельефов на фольге
2 Формирование представлений о басме, как способе выдавливания ( прессования) рельефного рисунка на тонких листах металла

Басма( в переводе с тюркского- «отпечаток»)Это тонкие листы металла с рельефн.

Басма( в переводе с тюркского- «отпечаток»)
Это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученный путём выдавливания.
На листы рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснение по фольге с помощью давилок

Виды художественной обработки листового металлаПросечка Чеканка Дифовка (выко.

Виды художественной обработки листового металла
Просечка
Чеканка
Дифовка (выколотка)
Басма (тиснение)
ЛитьёФилигрань (скань)
Алмазная грань
Гравирование
Травление
Чернение
Эмалирование (финифть)
Металлопластика
Таушировка (насечка)
Наводка золотом (позолота)

Область применения басмыПрименялась эта техника в основном в тех районах, где.

Область применения басмы
Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.
Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно занимать­ся в школьной мастерской. Багеты для картин, значки, сувениры — все это можно сделать, используя технику басмы.

Это интересно Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узор.

Это интересно
Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.

Фрагменты Басмы

Басменная доскаДля тиснения басмы прежде всего изготовляется басменная доска.

Басменная доска
Для тиснения басмы прежде всего изготовляется басменная доска (матрица). Она представляет собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев, углов и резких выступов, которые прорывают тонкий металл при тиснении. Общая высота рельефа на древних басмах не превышала 1—2 мм, но иногда достигала 5—6 мм (на больших басмах).
Матрица изготовляется литьем из медных сплавов с последующей тщательной чеканкой, реже обронной техникой из стальной заготовки, тоже прочеканенной. Толщина медных басменных матриц составляет от 6 до 10—12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотная сторона матрицы плоская, ровная, плотно ложащаяся на верстак.

Последовательность изготовления басмыПроцесс тиснения заключается в следующем.

Последовательность изготовления басмы
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.

Вопросы для повторения1 Что такое басма? 2 Для какой цели служат басменные до.

Вопросы для повторения
1 Что такое басма?
2 Для какой цели служат басменные доски?
3 Как изготавливают басменные доски?
4 Почему рельефный рисунок на басменных досках делают не очень высоким?
5 Назовите последовательность изготовления басмы?
6 Из каких металлов изготавливают матрицы
7 Какие металлы применяются для изготовления басмы?

Проверь себяУтверждение1 Весь рисунок басмы наносят на металлические листы 2.

Проверь себя
Утверждение
1 Весь рисунок басмы наносят на металлические листы
2 Матрица для тиснения имеет острые углы и края
3 Матрицу изготавливают из свинца
4 Оборотную сторону матрицы делают неровной , рифлёной
5 Чем толще прессуемый лист , тем более чёткий рисунок получается
Да Нет

Правильные ответы

Домашнее задание1 Используя информацию в печатных изданиях и интернете выбрат.

Домашнее задание
1 Используя информацию в печатных изданиях и интернете выбрать вариант для своего проектного изделия
2 § 25 стр 125-127

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Цель: познакомиться с таким видом художественной обработки металла, как басма.

Учитель: : Муслухов Р.Р.

Повторение пройденного материала.

1. Фронтальный опрос по предыдущей теме.

Что такое мозаика с металлическим контуром?

Что такое накладная филигрань?

Каким образом с помощью филиграни украшают изделие?

Назовите последовательность действий при инкрустации контуров мозаичного набора металлическими полосками.

Изложение программного материала.

Басма (в переводе с тюркского – «отпечаток») – это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путём выдавливания (рис. 89).

В данном случае рисунок наносят не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок, а сразу весь целиком.

В древнерусском искусстве техника басмы зародилась ещё в X - XI веках. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплётов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на неё при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краёв и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1…2 мм.

Матрицы изготавливают литьём из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклёпками или винтами.

Толщина медных басменных матриц составляет 6…12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2…0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя её рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещённый между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму – тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.

В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твёрдой резины толщиной 10…15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Подготовьте к работе басменные матрицы, изготовленные учащимися старших классов, с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину двери и др.

Применяя описанные выше приёмы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.

Оценка выполненной работы.

Учитель отмечает наиболее качественно выполненные работы, обращает внимание на характерные недостатки.

Читайте также: