Для чего служат резные деревянные доски

Обновлено: 22.04.2024

Резные доски для приготовления печатных пряников издавна имелись во многих русских семьях. С распространением в XIX в. массового производства пряников на продажу печатные доски стали необходимым приспособлением и на пряничных заводах.

Доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного узора вырезались искусными мастерами из дерева березы, груши, ивы или липы.

Выделяется пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные и городские. Наиболее ранними считаются фигурные и штучные, возникшие до XVIII в. Эти небольшие по размеру доски служили для формования отдельных пряников.

Фигурные пряничные доски имеют как правило прямоугольную форму. На их лицевой стороне имеются крупные фигурные изображения. Это птицы (петух, птица-пава, птица-лебедь, птица-сирин), конь (часто изображается оседланным), лев, рыба. Со временем круг мотивов расширяется, на фигурных досках появляются изображения овцы, барана, коровы, гуся, курицы, всадников, военных персонажей, кавалера с дамой.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 1

Доска пряничная. XIX в. Размер 24х21,5 см.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 2

Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 15х20,5 см.

Формовочная сторона штучных пряничных досок украшалась исключительно орнаментальными узорами, отличавшимися большим разнообразием.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 3

Доска пряничная. XIX в. Размер 16,3х23 см.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 4

Доска пряничная. XVIII в. Размер 14х12 см.

Наборная пряничная доска представляет собой форму для набора небольших пряников, прямоугольных, квадратных или трапецеобразных, схожих по размеру, резной технике и декоративному узору. Доски такого типа применялись в массовом производстве пряников и получили распространение в те времена, когда пряничные заводы стали главными поставщиками печатных пряников.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 5

Доска пряничная. XIX в. Размер 22х29 см.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 6

Доска пряничная. Конец XIX в. Размер 28,3х13,7 см.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 7

Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 25,5х33 см. Доска пряничная. XIX в. 28х39,5 см.

На узорах наборных досок изображались зооморфные и геометрические узоры, растительные мотивы (цветы, листья, плоды) и отдельные бытовые предметы (нож и вилка, стол с самоваром, пирог, кувшин, корона, пушка, часы, сапоги). Среди изображений человека можно отметить пряху, охотника, сеятеля, пастуха, солдата.

Наиболее сложным декоративным убранством, монументальными размерами досок, сложностью композиции резного узора отличаются почетные доски (также назывались подносные, заздравные, или поздравительные), имевшие особенно широкое распространение на протяжении всего XVIII в.

Почетные доски обычно имеют форму удлиненного прямоугольника, реже встречаются круглые или многоугольные. Изготовление доски для почетного пряника требовало от рисовальщиков и резчиков большого мастерства. Знаменовать (рисовать, «проектировать») и резать такую доску являлось ответственной задачей; поэтому, вероятно, некоторые из сохранившихся почетных досок донесли до нас имена резчиков-художников.

По типу резного узора можно выделить орленые почетные доски (центральным мотивом узора было изображение двуглавого орла), хоромные (с изображением архитектурной композиции) и сложноузорные (с растительным орнаментом).

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 9
Народное искусство резные пряничные доски, фото № 10

Доска пряничная. XVIII-первая половина XIX в. Размер 37,5х25 см. Доска пряничная. XVIII в. Размер 71х46 см.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 11

Доска пряничная. 1778 г. Автор Ворошин Матвей. Размер 25х39 см.

Общей характерной чертой декоративного узора почетных досок были резные надписи, содержащие имя мастера, название города, иногда сопутствуемое цифровой датой, приветственное пожелание или качественное обозначение данного пряника. «1778 1 д месяца марта пятого дня си доску рисовал матвеи вороши», «се пряник кушать здобрыми людми в бесъеде на здрав», «ково люблю того дарю». Встречаются надписи, подтверждающие изготовление почетных досок по специальному заказу для подношения пряника определенным лицам.

Тип городских пряничных досок – самый простой как с технической, так и с художественной точки зрения – сформировался позже других (в начале XIX в). К тому времени пряники утратили свое традиционное обрядовое значение и стали просто доступным лакомством, широко распространенным в деревенском быту и у городского населения.

Городские пряничные доски небольшие по размеру, как правило имели форму удлиненного прямоугольника. Их формовочную сторону украшала крупная резная надпись с названием города (например, «сия ковришка верейская», «ковришка костромская», «тула», «москва», «вологда») и несложный орнамент.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 12

Доска пряничная. XIX в. Размер 10,5х20,5 см.

Народное искусство резные пряничные доски, фото № 13

Доска пряничная. XIX в. Размер 13,5х19,8 см.

Наиболее значительные коллекции пряничных досок хранятся в Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 1

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 2

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 3

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 4

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 5

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 6

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 7

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 8

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 9

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 10

Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 11

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 12
Резьба по дереву. Основные виды., фото № 13

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 14

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"

Резные доски: виды, правила выбора и ухода

У каждой хозяйки на кухне имеется несколько разделочных досок. Подобный кухонный аксессуар может не только использоваться по своему прямому назначению, но и быть предметом для украшения кухни и дополнения интерьера. Для придания кухне определенного стиля чаще всего используют резные дощечки, изготовленные из дерева.


Деревянные разделочные поверхности могут выполняться из гладкой шлифованной древесины, а также быть украшенными резным рисунком, сделанным вручную. Все деревянные доски можно разделить на 3 вида, которые подразумевают способ их изготовления.

  • Из цельной древесины. При таком способе кусок цельной древесины толщиной 3-5 см шлифуют, придают ту или иную форму, обрабатывают края и при необходимости делают резной узор или рисунок. Такие доски имеют большой вес и высокую стоимость. Чаще всего цельную древесину используют мастера, изготавливающие доски вручную.
  • Из клееной древесины. Такие разделочные доски состоят из 2 или 3 тонких слоев древесины, склеенных между собой. Подобные модели изготавливают на предприятиях, занимающихся массовым производством. Они имеют низкую стоимость, больше подвержены износу и искривлению в процессе использования.
  • Торцевые разделочные доски. Подобные решения имеют большую толщину, они очень массивны. Распознать такие доски можно по характерному расположению волокон древесины: они идут перпендикулярно срезу. Торцевые доски износостойки и используются для разделки мяса. Кроме того, ножи, используемые для нарезания продуктов на торцевых досках, менее подвержены затуплению, так как лезвие ножа во время работы скользит вдоль волокон древесины, не перерезая их.



Материалы

Деревянные резные доски могут быть изготовлены из разных сортов древесины, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные характеристики. Чаще всего разделочные поверхности выполняют из следующих пород.

Сосна

Такой материал доступен, имеет невысокую стоимость. Но из-за высокой гигроскопичности доска, выполненная из сосны, будет вбирать в себя много влаги, постепенно разбухая и приходя в негодность.


Ольха

Такая древесина считается самой мягкой, поэтому резчики по дереву чаще всего работают именно с ней.

На ольхе можно вырезать геометрические, контурные или скульптурные узоры.


Липовые изделия также принято украшать резным узором. На данную древесину отлично ложится краска или лаковое покрытие, поэтому липовые доски чаще используют в качестве декоративных вещиц, чем по прямому назначению.



Дубовые доски будут очень тяжелыми и дорогими. На таких досках не используют резьбу или рисунок.

В них ценится естественный узор волокон древесины, который подчеркивают, покрывая поверхность лаком.


Береза

Эта порода тоже используется при производстве разделочных поверхностей. Но нужно помнить, что при контакте с водой березовая доска быстро потемнеет и потеряет опрятный внешний вид.


Является довольно прочным и устойчивым к истиранию материалом. Однако бук способен впитывать влагу.

Выбирать следует тот экземпляр, чья поверхность дополнительно обработана лаком.


Лиственница

Больше всего подходит для дощечки, используемой ежедневно. Такой материал имеет большую влагостойкость, поэтому после мытья доска не испортится. А благодаря термостойкости лиственницы разделочную поверхность можно использовать как подставку под горячее.


Формы и размеры

Деревянные разделочные поверхности характеризуются многообразием размеров и форм. Выбор модели должен быть обусловлен предназначением. И если для украшения интерьера можно выбирать любые формы, размеры и цвета, то для работы на кухне желательно иметь несколько дощечек стандартных размеров.

  • Доска размером 30х50 см подойдет для разделывания мяса, птицы или рыбы. Лучше, если она будет иметь защитное покрытие, чтобы избежать впитывания посторонних запахов и лишней влаги.
  • Дощечка размером 25х40 см будет идеальна для нарезки сыров, колбас, овощей или фруктов.
  • Экземпляр размером 15х20 см подойдет для нарезания хлебобулочных изделий.

Формы тоже бывают разными: есть прямоугольные, закругленные модели, дощечки с краями и без, изделия в виде животных, фруктов и овощей.



Правила выбора и ухода

При покупке той или иной модели нужно учитывать то, для чего она будет использоваться. Для разных продуктов понадобятся разные доски. Например, изделие для разделки мяса нельзя будет использовать для нарезания фруктов. Уделите внимание форме доски, ведь работать с ней придется ежедневно. Удобнее всего окажутся прямоугольные изделия.

Важно, чтобы выбранная доска имела защитное покрытие. Популярностью пользуются и двусторонние модели: с одной стороны будет резьба, а с другой – обычное дерево, предназначенное для эксплуатации.

Основной уход за резными изделиями из дерева заключается в их полном просушивании после контакта с водой и тщательном очищении углублений в рисунке. Мокрая древесина может темнеть, изгибаться, иметь неприятный запах, а из-за остатков пищи покрываться плесенью и грибком.

Использовать такую доску будет опасно для здоровья.


О том, как сделать резную разделочную доску своими руками, вы сможете узнать в следующем видео.

Особенности домовой резьбы

Собственный дом – основа и опора человека. Это место, где останавливается время, где чувствуешь себя в безопасности. Каждый уважающий себя хозяин-домовладелец желает, чтобы дом его выглядел красиво, уютно и даже роскошно. Подчеркнуть уникальность деревянного дома всегда поможет домовая резьба по дереву: резные наличники, карнизы и другие элементы деревянного зодчества. В старину резными элементами из дерева украшали все дома: чем больше и сложнее такие детали, тем богаче считался дом и его хозяин.

Каждый орнамент и узор неповторим. При этом в каждом регионе свои традиции деревянного зодчества.







История

С чего всё началось – никто не вспомнит, есть масса разных догадок и версий. Древесина как материал известна человеку издревле. Возможно, всё началось в глубокой древности с зарубки на дереве. Самый древний образец резьбы по дереву относят к периоду мезозоя, но как украшение жилища это явление распространяется во время язычества. Позже такую резьбу назовут «корабельной», когда с кораблей в деревянное зодчество перекочуют некоторые декоративные элементы.

Первые резные элементы были примитивными: геометрические фигуры, линии и религиозные языческие символы. Первостепенно украшались резьбой оконные и дверные проемы: считалось, что нанесение соответствующих символов-оберегов обережет дом от проникновения нечистой силы. Такие символы могли не только препятствовать нечистой силе и злым духам, но и привлекать в дом удачу и достаток. Подобным образом сформировались первые традиции деревянного зодчества.



Затем примитивные зарубки и орнаменты превратились в плавные линии и узоры. Религиозность стала уступать место эстетике, сохранив некоторые формы. Резьбой стали украшать фронтоны и карнизы, резные элементы стали нести другие функции: прикрывать щели, проемы и торцы срубов. В наше время домовая резьба несет в основном эстетический характер и может представлять собой самые замысловатые композиции.

Считается, что самое красивое «деревянное кружево» можно встретить на русском Севере (Вологодская и Архангельская области) и в Поволжье.




Характеристика

Дерево – живой, теплый, дышащий материал, который приятно держать в руках. Для резных элементов используются хвойные породы дерева. Это характерно для деревянного зодчества и большого пласта художественной резьбы. Связано это с тем, что в строительстве деревянных домов (из бруса и кругляка) используются в основном хвойные породы. Есть у хвойных пород и другие важные преимущества: простота обработки примитивными инструментами, доступность и массовость материала.

Накладные элементы на внешних и внутренних частях дома создают уникальные интерьеры и экстерьеры. С помощью даже незатейливых элементов можно создать уют в гостиной или подчеркнуть индивидуальность резного фасада. Также отдельные элементы и фигуры можно комбинировать, изменяя рисунок, в таком случае создаются целые композиции. Такими украшают карнизы и фронтоны традиционных деревянных домов.

Прорезная резьба смотрится скромно, но если элементы накладывать друг на друга в несколько слоев – создается эффект объемного кружева. На карнизах, фронтонах и наличниках такие украшения смотрятся роскошно и производят эффект увеличения дома.



Объемная скульптурная резьба, называемая корабельной, придает определенной роскоши внешнему виду дома. Резные балки и опоры внутри дома производят впечатление массивности, добротности. Скульптуры из дерева, выполненные на должном уровне, производят впечатление. Традиционно на коньке крыши вырезают голову коня или домашней птицы.

Выделяют отдельный вид резьбы, такой как «Нижегородская» (она же «барочная резь»). Представляет собой глухую рельефную резьбу, распространенную на лобовой доске и наличниках в Нижегородской области: узоры и орнаменты, целые сюжеты уместились на досках и деревянном массиве. Такой красотой украшали волжские суда, откуда резьба берет своё начало. Русская художественная резьба украшает дома многих регионов России. В каждом свои традиции внешнего вида и способов её выполнения. Среди всего этого многообразия не найти двух похожих орнаментов или сюжетов.


Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками

С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.

Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.

Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.

Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.

Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.

Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора

Словарь терминов

Балясина – небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
Доска торцевая – орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
Доска лобовая (красная доска, платок) – резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
Дымник – деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
Кисть – ажурная конечная часть причелины или полотенца.
Конек – верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
Курица (кокора) – искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
Наличник – обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
Охлупень (охлоп, шелом) – выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
Подзор – резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
Поток (водотечник) – брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
Полотенце – резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина – доска, прикрывающая торцы слег.
Самец (щипец) – самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
Серьга– резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
Слега – горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
Сорока – шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
Ставни – одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.

Материальный вопрос

Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:

Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.

Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.

Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.

Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.

Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.

Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать

Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.

Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.

Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ

Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.

Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.

Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик

Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.

Процесс заказа и монтаж

Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.

Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.

После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.

Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.

Читайте также: