Длинное выдолбленное бревно закрывающее стык скатов крыши называется

Обновлено: 02.05.2024

Кровля северной избы — нет ни одного гвоздя, но она надежна и прочна.
В бревна щипцов врублены продольные горизонтальные бревна — «слеги» . Поперек них кладутся «кокоры» или «курицы» — срубленные с корнем молодые ели. Мощны, упруги и по-своему красивы очертания корневищ, напоминающие каких-то горделивых птиц или конские головы.

На свисающих концах куриц лежит длинное бревно с выдолбленным лотком — «поток» . Это водосток и в то же время опора всей крыши. В него упираются нижние концы кровельных тесин, и таким образом они удерживаются на своих местах.
Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно, которое на Север называют «охлупень» , или «шелом» .
Чтобы закрепить кровельный тес, шелом на крыше прижимают к коневой слеге особыми шпонками с клиньями — «сороками» . Издали их наружные концы, ритмично расставленные на шеломе, действительно напоминают сорок, сидящих на крыше: ведь эти осторожные птицы, говорят, никогда не рассаживаются в один плотный ряд, как ласточки. Несмотря на свои малые размеры, сороки четко рисуются на фоне светлого неба и очень оживляют вытянутую горизонталь конька. Вместе с шеломом и деревянным дымоходом — «дымником» , — зачастую сложной и занятной формы, они венчают все здание и вносят в его силуэт очень важный, завершающий штрих.


В северных избах кровля вынесена далеко вперед, иногда метра на два, образуя нечто вроде защитного навеса. Она поддерживается «помочами» — обычно резными выступами-выпусками верхних бревен продольных стен. А торцы подкровельных слег прикрываются па фасадах наклонными досками — «причелинами» . Стык причелин под коньком отмечен вертикальной доской — «полотенцем» .

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - "самцовую". Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли "самцами". На них ступеньками клали длинные продольные жерди - "дольники", "слеги". Иногда самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.
Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли "курицами" (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой) . Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - "поток". В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - "конек" ("князек"). Под ним укладывали толстую "коньковую слегу", а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - "шеломом" или "черепом".
Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту. Самым же дорогим покрытием считался "тес" (доски) . Само слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
Покрывали крышу обычно в два слоя - "подтесок" и "красный тес". Нижний слой теса на кровле называли еще "подскальником", так как часто он покрывался для герметичности "скалой" (берестой, которую скалывали с берез) . Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли "полицей" (от старого слова "пола" - половина) .
Весь фронтон избы важно именовали "челом" и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - "причелинами". А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - "полотенцем".
Кровля - самая важная часть деревянной постройки. "Была бы крыша над головой", - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его "верх". "Верхом" в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был "клетский" верх - простая двускатная крыша на клети. "Шатровым" верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был "кубоватый верх", напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была "бочка" - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и "крещатую бочку" - две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху. Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь "деревянна сверху", то это означало, что она шатровая.
Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в. , когда правительство взялось за искоренение раскольничества. Северная "раскольничья" архитектура тогда тоже попала в опалу. И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма "четверик-восьмерик-шатер".

Olyun4ik

Это деталь крыши на традиционных деревянных русских избах. Его изготавливали из длинного целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда и название - конёк ). Охлупень укладывался на вершину крыши. Он прижимал верхние концы тёсаной крыши, притягивался к верхней слеге деревянными штырями (стамиками) или коваными гвоздями.

Новые вопросы в Литература

ОЦЕНКА И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛ Задание. Выполните одно из трех заданий по патему выбору. Напишите се на одну из предложенных тем. Объем работы 200-250 сл … ов. (151 1.Сопоставьте героинь произведения Лескова «Жемчужное ожерелье и Мопассана «Ожерелье» Каким образом авторы раскрывают свою позицию через ти образы женщин? Аргументируйте, используя Цитаты из текстов. Докажите свою собственную позицию. 2. «Расчёт, умеренность и трудоmобие вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!" - говорит Германи. В этой фразе обозначена и цель героя и средства се достижения. Но помогает ли ему то, способен ли он достичь того, к чему стремится? 3.Напишите сопоставительный анализ произведения Чехова «Человек в футляре» с другим произведением русской, казахской или мировой литературы по теме «Осуждение человеческих слабостей и пороков». При помоци каких литературных приёмов донесена до читателя авторская позиция? Согласны ли вы с не? 98​

Задание 1. Определи, какая проблема раскрывается через отношения Маленького принца иЛиса.A) Проблема благородстваБ) Проблема дружбыB) Проблема добраГ) … Проблема смертисрочно ​

Письменно: эссе - рассуждение на тему: "Если бы природа могла говорить, за что, на ваш взгляд, она могла бы поблагодарить М.М. Пришвина?"​

Письменно: эссе - рассуждение на тему: "Если бы природа могла говорить, за что, на ваш взгляд, она могла бы поблагодарить М.М. Пришвина?" ​

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Итоговая проверочная работа по теме:

« Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».

Произведение искусства, выполненное красками, называется

2. Работа, выполненная карандашом, углём, тушью называется

3. Изображение фигуры человека или группы людей называется

4. Картина, изображающая природу, называется

5. Определите три основных цвета в красках –

а) зеленый, синий, красный;

б) зеленый, белый, красный;

в) зеленый, белый, синий.

6. Человек, создающий произведения искусства –

7. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник:

а) лопата, удочка, грабли

б) краски, карандаши, мелки.

11. Определи и нарисуй геометрическую форму предмета.

12. Укрась шарфик для мамы, используя знакомые тебе орнаменты.

Проверочная работа № 1

1.Выбери группу основных цветов.
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
в) оранжевый, фиолетовый, голубой
2.Как называется вид искусства, произведения в котором создаются
красками?
а) живопись
б) скульптура
в) архитектура
3.Реши художественные задачи (какой цвет получится?)
Красный + желтый =_________________________
Синий + желтый =____________________________
Красный + синий =____________________________
Синий + белый = _______________________________
4.Отгадай загадки
1)Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (______________________________)
2) Если ей работу дашь _
Зря трудился карандаш. (________________________________)
5.Какие цвета относятся к холодным, какие к теплым? (распредели по
группам)
Теплые
Холодные
Желтый, оранжевый, синий, красный, зеленый, фиолетовый, сиреневый,
голубой.
6. Как называется картина, на которой изображается природа?
а) портрет
б) пейзаж в) натюрморт
7. Назови цвета радуги.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Проверочная работа № 2

1. Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной деятельности их можно использовать. Соедини стрелками название художественного материала и вид художественной деятельности, в которой используется этот материал.

Художественные материалы

Виды художественной деятельности

Бумага, ножницы, клей

2. Рассмотри предметы. Нарисуй геометрическую форму каждого предмета.

3. С какими материалами работает художник? ______________________________________

________________________________________________________________________________

4. Напишите три основных цвета _________________________________________________

5. Какими цветами рисуется ЗИМА?______________________________________________

ОСЕНЬ _____________________________________________

ВЕСНА_____________________________________________

ЛЕТО __________________________________________

6. Из какого материала можно лепить? ____________________________________________
________________________________________________________________________________

7. Из каких материалом можно делать поделки? ___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа № 3

1. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:

Бумага, ножницы, кл

Рисовани 2. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:

а) Красный и золотой б) Желтый и черный

в) Белый и синий г) Оттенки зеленого.

2. В городецкой росписи превалируют цвета:

а) белый, голубой, синий; в) Черный, синий, зеленый;

б) Черный, красный, золотой; г) Желтый, красный, зеленый.

3. Какой жанр является изображением картин природы:

а) пейзаж б) портрет

в) натюрморт г) батальный

4. Назови 3 основных цвета в живописи:

а) красный, желтый, синий б) черный, белый, серый

в) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, зеленый

5. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:

а) штрих б) горизонт

в) тень г) граница

6 . Какой цвет является тёплым:

а) серый б) фиолетовый

в) синий г) жёлтый

7 . Какой жанр является изображением человека:

а) пейзаж б) портрет

в) натюрморт г) батальный.

8 . Вдали предметы кажутся:

а) крупнее и бледнее; в) мельче и ярче;

б) крупнее и ярче; г) мельче и бледнее.

9 . Художник - анималист изображает:

а) людей; в) животных;

б) предметы быта; г) море.

10 . Найди пару контрастных цветов:

а) красный и оранжевый; в) чёрный и серый;

б) Красный и зелёный; г) синий и фиолетовый.

11 . Пейзажист – это

а) художник, пишущий портрет

б) художник график

в) художник, пишущий пейзаж

12. В анималистическом жанре изображают.

б) боевые сражения

13 . Натюрморт - это.

а) изображение архитектуры

б) изображение живой натуры

в) изображение мертвой натуры

14 . В переводе на русский язык слово анимал – означает

а) животное в) маленький

б) низенький г) большой

Проверочная работа № 1.

Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его.

1. Украшение, узор и сочетание геометрических, растительных и животных элементов ритмически повторяющихся - это:

а) узор б) картина в) орнамент

2. К какому жанру относится изображение птиц и животных?

а) пейзаж б) натюрморт в) анималистический

Кто такой живописец?

а) Человек, умеющий писать.

в) Писатель, пишущий живые, веселые рассказы.

г) Очень быстро и много рисующий человек.

Керамическая ваза бело-синего цвета?

а) хохлома б) гжель в) жостово г) дымково

5. Узор «травка» к какому виду декоративно-прикладного искусства относится?

а) гжель б) хохлома в) дымково г) городец.

Подпишите, какой вид изобразительного искусства изображён.

Проверочная работа № 2

Рассмотри изображения. Отметь то из них, на котором есть ритм , зелёным карандашом,

а красным карандашом то изображение, на котором есть ритм с акцентом.

Словарь юного художника. Прочитай, соедини стрелками.

Раскрась не пересекающиеся (внешние) части круга основными цветами, а пересекающиеся (внутренние) части – дополнительными цветами, которые получаются при смешении двух основных цветов.

Дай определение понятий.

Звонкие цвета – это ___________________________________________________

Глухие цвета - это ___________________________________________________

Рассмотри иллюстрацию с картины. Ответь на вопросы.

hello_html_7075f6a4.jpg

В каком жанре работал художник?

а) портрет б) пейзаж в) натюрморт г) анималистический

Какой вид изобразительного искусства выбрал автор для своей картины?

а) живопись б) графика в) скульптура г) архитектура

В какой технике работал художник?

а) мозаика в) гризайль г) пастель д) монотипия

Рассмотри иллюстрацию с картины. Какой вопрос можно задать к этой картине?

hello_html_2859f2f8.jpg

а) Как художник готовился к работе над картиной?

г) Сколько предметов изобразил художник на картине?

Проверочная работа № 3

по теме «Художник и зрелище»

1.Кто может выступать на арене цирка?

2. Буквы, которые напечатаны в книгах, плакатах, называют ….

3. Где можно увидеть рекламу?

4 . Соедини стрелочками название кукол, которые играют в кукольных театрах и их характеристики.

1)Перчаточные куклы а) Куклы огромных размеров, которыми управляют

несколько человек (специальные «палочки»)

2)Марионетки б) Куклы, которые надевают на руку

3)Тростевые куклы в) Куклы, которыми управляют с помощью нитей

5. Что такое ГРИМ?

1) Искусство изменения внешнего вида

2) Искусство составления букетов

3)Искусство пластики движения

4) Искусство хорового пения

6. Как назвать веселый праздник в маскарадных костюмах?

7. Что создает художник?

hello_html_m6b137990.jpg

1) К - - т - н-.

8. Срисуй по клеткам рисунок, раскрась

цветными карандашами.

9. Как называли бродячих артистов на Руси?

10. При оформлении театральной сцены художники-декораторы изготавливают (рисуют) предметы, объекты, которые устанавливаются на сцене. Как называются эти предметы – объекты?

Проверочная работа №4

1. Прозрачная текучая краска - это

2. Густая кроющая краска - это

3. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:

4. Как называется картина, на которой изображена природа?

5. Как называется картина, на которой изображено лицо человека?

6. Как называется картина, на которой изображены только предметы, овощи, фрукты и т.д. (неодушевлённые предметы)?

7. Картины, которые помогают нам узнавать свою историю, своё прошлое называются

11. Картины, изображающие простые будни, обыкновенные ежедневные дела называются

12. Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства?

13. Укажи основные элементы паркового искусства

6. Все ответы верны

14. Глиняные лепные игрушки с яркими узорами – это

1. Богородские игрушки

2. Дымковские игрушки

Проверочная работа №1 по теме «Истоки родного искусства»

Прочитай задание. Выберите правильный ответ (найди соответствие).

А) отапливаемый жилой крестьянский дом 1) наличник

Б) столб, опора для перекрытия 2) акрополь

В) украшенное обрамление окна 3) изба

Г) укрепленная часть древнегреческого города 4) колонна

Рассмотри репродукции, расположенные на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.

Живопись Графика Скульптура Архитектура ДПИ

Рассмотри репродукции, расположенные на доске. Определи, к каким жанрам изобразительного искусства они относятся. Запиши рядом с названием жанра номер репродукции, относящийся к жанру.

пейзаж портрет анималистический

натюрморт бытовой жанр

. Рассмотри предложенные репродукции картин известных художников. Определи, какие цвета – теплые или холодные – преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу: а) укажи знаком преобладающие цвета; б) кратко опиши настроение, передаваемое картиной.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

Составила Золотарева Л.Н.

учитель начальных классов

г. Богородицк-2016г.

Сборник создан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе сборника – основные содержательные принципы и темы, отраженные в рабочей программе «Изобразительное искусство. 1–4 классы», разработанной под руководством народного художника России Б.М. Неменского. Сборник поможет развить у ребенка творческие способности, воображение и фантазию.

Материал расположен по темам в порядке прохождения его в 4 классе.

hello_html_m3981fe61.jpg

Проверочная работа №1 по теме «Истоки родного искусства»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Прочитай задание. Выберите правильный ответ (найди соответствие).

А) отапливаемый жилой крестьянский дом 1) наличник

Б) столб, опора для перекрытия 2) акрополь

В) украшенное обрамление окна 3) изба

Г) укрепленная часть древнегреческого города 4) колонна

Рассмотри репродукции, расположенные на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.

Живопись Графика Скульптура Архитектура ДПИ

Рассмотри репродукции, расположенные на доске. Определи, к каким жанрам изобразительного искусства они относятся. Запиши рядом с названием жанра номер репродукции, относящийся к жанру.

пейзаж портрет анималистический

натюрморт бытовой жанр

. Рассмотри предложенные репродукции картин известных художников. Определи, какие цвета – теплые или холодные – преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу: а) укажи знаком T преобладающие цвета; б) кратко опиши настроение, передаваемое картиной.

Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».

Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.

У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».



Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.

Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы - выступы нескольких верхних бревен сруба.

Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.




Из альюома "Мотивы русской архитектуры", 19в.


В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно").



Верхняя часть дома из Мекленбурга. Фото: Karl Heinz Kordt



Крестьянский дом в Танкенхагене, земля Мекленбург-Передняя Померания





Дом 1840-х гг. из деревни Эльдена. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-347



Старый дом-двор мекленбургского типа. Постройка 1711г.
Деревня Хоэнвоос, 2000г. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-63



Лаупин, Ябельхайде. Крестьянский дом-двор постройки 1654г.


Важно, что в Германии "область распространения . конских голов на коньках крыш практически совпадает с областью распространения образа белого коня в рождественском ряжении"[2]. Аналогичный обряд ряжения зафиксирован и у русских.

Очевидно, перед нами проявления культа коня , отмечаемого этнографами как на Руси, так и на территории Северной Германии. Причем в данных регионах рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.

1. Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С.114.
2. Там же, с.115.

Читайте также: