Деревянный настил на боковых тротуарах должен быть устроен из четырех досок укладываемых с зазором

Обновлено: 05.05.2024

стенах и прогонах скрепляют анкерами между собой. Цель анкеровки — создание связи перекрытия со стенами для придания им устойчивости и увеличения общей жесткости здания.

Сплошные плоские железобетонные плиты длиной 3,6—6,3 м, шириной 2,4—7,2 м, толщиной 120 и 160

мм. Уложенные плиты анкеруют стальными связями с наружными стенами и между собой (рис. 3.29). Швы между плитами заделывают цементным раствором. Жесткость диска перекрытия обеспечивается путем анкеровки уло женных плит и заделки швов раствором. Их применяют в крупнопанельных зданиях, опирание осуществляется по контуру на три, четыре стороны.

Перекрытия, возводимые в опалубке на строительной площадке, называют монолитными (рис. 3.30). Простейшим видом монолитного железобетонного перекрытия является гладкая монолитная плита, которая применяется для пролетов не более 3 м и выполняется толщиной 70—80 мм в зависимости от нагрузки и величины пролета.

Безбалочные монолитные железобетонные перекрытия.представ-ляют собой плиту толщиной 150— 250 мм, опирающуюся непосредственно на колонны, в верхней части которых устроены утолщения, называемые капителями. Сетка колонн при безбалочном перекрытии принимается квадратной или близкой к квадрату с размером сторон 5—6 м.

При больших пролетах устраивают балочные перекрытия (ребристые и кессонные). Ребристые перекрытия состоят из главных и второстепенных балок. Если необходимо перекрыть помещение размером 8 х 18 м, устраивают балки пролетом 8 м с шагом 6 м. Эти балки называются главными. По ним через 1,5—2 м устраивают второстепенные, имеющие пролет 6 м. Поверху бетонируют плиту толщиной 60—100 мм.

Если высота главных и второстепенных балок принята одинаковой, то такой вид перекрытия называется кессонным. Углубления между балками называются кессонами.

Рис. 3.30. Монолитные железобетонные перекрытия:

а — ребристое; б — кессонное; в — безбалочное;

1 — плита; 2 — вспомогательные балки; 3 — главные балки (прогоны); 4 — колонны; 5 — перекрестные балки; 6 — капители

Рис. 3.31. Перекрытия:

а — надподвальное; б — чердачное; в, г — в санитарных узлах; 1 — несущая железобетонная плита; 2 — слой теплоизоляции;

3 — выравнивающая растворная стяжка (под полы); 4 — пароизоляция (окрасочная) из слоя битумной мастики; 5 — защитная стяжка

из шлакоизвесткового раствора; 6 — выравнивающая растворная стяжка; 7 — полоска из гидроизоляционного материала;

8 — ковер рулонной гидроизоляции; 9 — гидроизоляционная стяжка из водонепроницаемого раствора

Надподвальные, чердачные перекрытия, перекрытия в санитарных узлах

Несущими элементами надподвальных и чердачных перекрытий являются многопустотные или сплошные железобетонные плиты, уложенные на стены или ригели.

Чердачные перекрытия должны иметь слой утеплителя, уложенного по пароизоляции из одного или двух слоев пергамина или рубероида, наклеенного на мастике. В качестве утеплителя, толщина которого определяется по теплотехническому расчету, применяют плитные материалы (минераловатные плиты, пенополистирол, пенопласт). Поверх утеплителя устраивают защитный слой из раствора. При устройстве чердачных перекрытий по железобетонным балкам или ребристым плитам необходимо выполнить дополнительное утепление выступающих балок и ребер.

Перекрытия над подвалами отделяют отапливаемые помещения от подвалов и технических подпольев, также должны иметь теплоизоляционный слой, толщина которого принимается по расчету. Пароизоляционный слой располагают над утеплителем. Назначение пароизоляции — защитить утеплитель от водяного пара, проникающего из отапливаемых помещений, и образовавшегося конденсата (рис. 3.31).

Перекрытия в санузлах и «мокрых» помещениях должны быть водонепроницаемыми. С этой целью в конструкцию перекрытия вводят гидроизоляционный слой. Его выполняют из 2—3 слоев рулонного материала. В местах примыкания к стенам его поднимают на 150—200 мм. Сверху уложенную гидроизоляцию защищают выравнивающей стяжкой из цементно-песчаного раствора.

В табл. 3.3 приведены технико-экономические показатели перекрытий различных типов.

Таблица 3.3 Технико-экономические показатели 1 м перекрытия

Сплошное толщиной 160 мм

Сплошное толщиной 120 мм

Пол — многослойная конструкция, включающая следующие элементы: покрытие (чистый пол) — верхний слой пола, непосредственно подверженный эксплуатационным воздействиям; подстилающий слой (подготовка) — обеспечивает незыблемость чистого пола и распределяет нагрузки на основание; между подготовкой и чистым полом расположена прослойка — промежуточный соединительный слой между покрытием и стяжкой; стяжка — слой, служащий для выравнивания поверхности подстилающего слоя, а также для придания покрытию требуемого уклона.

Основанием для пола служат междуэтажные перекрытия или естественный грунт.

В полах по перекрытию подстилающий слой отсутствует. В конструкции полов может быть дополнительный слой — тепло- и звукоизоляционный.

В местах примыкания полов к стенам, столбам, перегородкам устраивают плинтусы.

Конструкции полов классифицируют по месту устройства — уложенные на перекрытие или на грунт (грунт может быть в подвалах или на первых этажах бесподвальных зданий); по материалу покрытия — деревянные, бетонные, керамические, из синтетического материала; по виду покрытия

— сплошные (бесшовные), штучные, рулонные; по конструкции подполья — пустотные с вентитируемым зазором между основанием и чистым полом, беспустотчые, не имеющие подпольного пространства.

В зависимости от назначения здания и характера функционального процесса, протекающего в помещениях, полы должны удовлетворять следующим требованиям: быть прочными, т.е. обладать хорошей сопротивляемостью внешним воздействиям (истиранию и ударам); быть нескользкими и бесшумными при ходьбе; обладать малым теплоусвоением; гигиеничными, т.е. легко поддаваться очистке; удобными в эксплуатации — не образующими пыли, легко ремонтироваться; декоративными

— гармонично сочетаться с внутренней отделкой здания; индустриальными — не требующими при возведении значительных затрат труда; экономичными — отличающимися наименьшей стоимостью, трудоемкостью, продолжительным сроком эксплуатации. В зависимости от назначения и характера помещения полы в мокрых помещенияхдолжны быть водонепроницаемыми, а в пожароопасных помещениях — несгораемыми.

Дощатые полы укладывают по любому основанию. Их выполняют из шпунтованных досок толщиной 29 мм, прибиваемых к лагам. Лаги укладывают с шагом 400—500 мм по несущим элементам перекрытий с обязательной установкой упругих звукоизоляционных прокладок. При устройстве полов по грунту лаги укладывают на кирпичные столбики сечением 250 х 250 мм, располагаемые на расстоянии 800—1000 мм, высотой не менее 2 рядов кирпича. Могут быть и двухслойные дощатые полы, состоящие из черного пола в виде диагонально расположенного настила из нестроганых досок и чистого пола из строганых шпунтованных досок (рис. 3.32).

Паркетные полы (штучные) устраивают из дубовой или буковой клепки (мелких дощечек), изготовленных на заводах (рис. 3.33, а). Их настилают по бетонному или дощатому основанию. При устройстве полов по дощатому настилу применяют шпунтованную клепку (с пазом и гребнем на боковых кромках), обеспечивающую плотное соединение клепок между собой. Клепки крепятся к настилу гвоздями, забиваемыми в пазы наискось. Между настилом и паркетом для предупреждения скрипа при ходьбе прокладывается строительный картон. Паркетные полы по бетонной подготовке делаются по заранее выполненной цементной стяжке, паркетные клепки наклеивают на мастике.

Полы из паркетных досок (рис. 3.33, б). Доски состоят из реечного щита, поверх которого наклеена паркетная клепка на водостойком клее. Паркетные доски укладывают на лаги, плотно сплачивая шпунтованные кромки и забивая гвозди в кромку паза реечного щита.

Рис. 3.32. Дощатые полы:

а — на грунте; б — на междуэтажном перекрытии;

1 — бетонная подготовка; 2 — кирпичный столбик; 3 — гидроизоляционная прокладка; 4 — выравнивающая подкладка; 5 — лага;

6 — шпунтованные доски; 7 — междуэтажное перекрытие; 8 — звукоизоляционная прокладка

Рис. 3.33. Паркетные полы:

а — штучные; б— паркетные доски; в — щитовые; г— мозаичные; 1 — междуэтажное перекрытие; 2 — стяжка из поризованного раствора;

3 — битумная мастика; 4 — паркет, уложенный в «елку»; 5 — звукоизоляционная прокладка; 6 — лага; 7 — паркетные доски;

8 — продольные пропилы на тыльной стороне реечного основания; 9 — паркетные щиты; 10 — подкладки в местах стыковки щитов; 11 — реечное основание щита; 12 — карта мозаичного паркета; 13 — бумага на поверхности карты

Продольные пропилы на тыльной стороне щита не допускают коробления паркетной доски и отслаивания наклеенной клепки.

Полы из щитового паркета (рис. 3.33, в). Щиты размером 400 х 400 мм имеют реечное основание с наклеенной паркетной клепкой. Щиты укладывают по лагам, прибивая их гвоздями.

Полы из мозаичного паркета (рис. 3.33, г). Мелкую паркетную клепку наклеивают лицевой стороной на плотную бумагу. Такие карты размером 400 х 400, 600 х 600 мм приклеивают к основанию битумной мастикой, затем с его лицевой стороны снимают бумажную основу.

Полы из линолеума

Полы из линолеума (рис. 3.34) долговечны, эластичны, износостойки, гигиеничны. Их укладывают по ровному и сухому основанию из досок, твердых древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит или по цементным стяжкам. Приклеивают линолеум к основанию специальным клеем на основе синтетических, казеиновых или битумных смол.

Рис. 3.34. Полы из линолеума:

а — «теплые» с теплозвукоизолирующей подосновой (на перекрытии); б, в — то же безосновные и на тканевой подоснове; г— «холодные» на тканевой подоснове (на грунте); 1 — линолеум с теплозвукоизолирующей подосновой; 2 — слой клея; 3 —

стяжка из поризованного раствора; 4 — плита междуэтажного перекрытия; 5 — безосновный линолеум; 6 — клеящая мастика; 7

— теплоизоляционная прослойка; 8 — линолеум на тканевой основе; 9 — стяжка из цементного раствора; 10 — бетонная подготовка

В помещениях с длительным пребыванием людей устраивают «теплые» полы из линолеума с теплозвукоизолирующей подосновой. Перекрытия из безосновного линолеума или на тканевой подоснове должны иметь теплоизоляционную прослойку в основании.

Кромки полотнищ линолеума стыкуют внахлестку и прорезают насквозь по линейке, получая аккуратный и незаметный в стыке шов. Стыки в местах примыкания к стенам закрывают плинтусом, а в дверных проемах специальным порожком.

Цементные полы (рис. 3.35, а) выполняют из цементного раствора состава 1:1 — 1:3, уложенного слоем 20—25 мм по бетонной подготовке. Такие полы недекоративны, холодны и укладываются только в нежилых помещениях.

Мозаичные полы (рис. 3.35, б)

Нижний слой таких полов — цементная стяжка толщиной до 25 мм, а верхний (отделочный) слой

— цветной цементный раствор и мраморная крошка толщиной до 25 мм. После затвердевания смеси поверхность шлифуют специальными машинами. При большой площади помещения в такие полы в процессе их устройства вставляют полоски стекла «на ребро» или латуни, разделяющие полы на отдельные квадраты, что предупреждает появление в них трещин. Такие полы декоративны, малоистираемы, водонепроницаемы, но холодны.

а — цементные; б — мозаичные; в — из керамической плитки; 1 — бетонная подготовка; 2 — покрытие из цементного раствора;

3 — нижний слой из бетона; 4 — отделочный слой; 5 — разделяющие полоски; 6 — выравнивающая стяжка; 7 — растворная прослойка; 8 — плитка

Полы из керамических плиток (рис. 3.35, в)

Покрытие в таких полах выполняют из плитки толщиной 10 или 13 мм квадратной, прямоугольной, восьмиугольной формы. Плитку укладывают по бетонному основанию на цементную стяжку толщиной 10—20 мм. Применяются также покрытия из ковровой мозаики, состоящие из мелких керамических плиток толщиной 6—8 мм размером 23 х 23, 28 х 28 мм. На строительную площадку эти покрытия чаще всего поступают картами 300 х 500, 500 х 800 мм, изготовляемыми на заводе по заданному рисунку и наклеенными плитками лицевой стороной на листы плотной бумаги. После укладки таких карт на стяжку бумагой кверху ее смачивают теплой водой и снимают, а швы между плитками заполняют жидким цементным раствором. Полы из керамической плитки устраивают в санузлах, вестибюлях, на лестничных площадках. Полы прочны, водоустойчивы, декоративны, но холодны.

В табл. 3.4 приведены технико-экономические показатели различных типов полов.

К металлическим поперечинам противоугонные (охранные) уголки прикрепляют двумя высокопрочными болтами или заклепками (рис. 8.16), Стыки противоугонных уголков перекрывают накладками с постановкой не менее двух болтов в полунакладке (рис, 8.16 и 8.17).

Противоугонные (охранные) брусья должны иметь сечение 15x20 см. В местах пересечения с мостовыми брусьями или поперечинами противоугонные брусья должны иметь врубку глубиной 3 см и прикрепляться к каждому мостовому брусу болтом диаметром 19-22 мм или лапчатым болтом (рис. 8.18).

При расположении противоугонных брусьев над верхними поясами ферм на мостах с ездой поверху необходимо заменять их на противоугонные уголки. Верх болтов прикрепления противоугонных брусьев должен быть ниже головки путевых рельсов не менее чем на 5 мм, для чего в необходимых случаях (при рельсах Р43 и легче) допускается устройство соответствующих врубок в противоугонном брусе. Во избежание скопления воды врубка должны быть в виде поперечного желобка(направлением скатов в обе стороны) от болта.

Стыки противоугонных (охранных) брусьев должны быть устроены вполдерева и располагаться на мостовом брусе (рис. 8.18). Расстояние между стыками должно быть, как правило, не менее 4 м.

Над подвижными концами пролетных строений, а также в местах разрывов проезжей части противоугонные (охранные) уголки и брусья должны иметь зазоры, обеспечивающие свободное продольное перемещение пролетных строений. Значение перемещений принимают по таблице № 8.1.

Противоугонные (охранные) брусья должны изготовляться, как правило, из сосны или лиственницы; другие породы дерева допускаются с разрешения служб пути дорог. Древесина брусьев должна отвечать требованиям ГОСТ 8486-86 * для древесины не ниже 2-го сорта.

Брусья должны быть пропитаны маслянистыми антисептиками по ГОСТ 20022.5-93. В виде исключения допускается диффузионная пропитка водным антисептиком с последующей гидроизоляцией согласно Инструкции по содержанию и ремонту деревянных шпал и брусьев. Все места врубок и стенки отверстий, сделанных в брусьях после пропитки, подлежат обмазке антисептиком не менее трех раз.

Способы крепления противоугонных уголков приведены в таблице № 8.4.

Вид В Яахла дна

Рис. 8.16. Стыки противоугонных (охранных) уголков на мостовых брусьях

а - охранные уголки прикреплены лапчатыми болтами; б - то же шурупами или костылями.

Примечания: 1. Круглые отверстия диаметром 25 мм в охранных уголках для стыковых болтов выполняются с допусками +1,5; -0,5 мм

2. В стыковых накладках вместо овальных отверстий допускаются круглые диаметром 36 мм.

3. Отверстия в охранных уголках и стыковых накладках для костылей можно делать диаметром 25 мм.

Рис. В.17. Стыки противоугонных (охранных) уголков на металлических

1 - стыковая уголковая накладка; 2 - стыковой болт; 3 - высокопрочный болт

Рис. 8.18. Стык и врезка охранных брусьев

Способы крепления противоугонных уголков

Расстояние между осью пути и наружной гранью пояса продольной балки (фермы)

Способ крепления противоугон ного уголка

лапчатые болты шурупы (костыли) лапчатые болты шурупы (костыли) лапчатые болты шурупы (костыли) лапчатые болты шурупы (костыли)

Расстояние "С" в свету между наружной гранью головки рельса и вертикально й полкой противоугон ного уголка, мм

8.11.

Р65 1025-1205
Р65 1206 и более
Р50 997-1177
Р50 1178 и более
Р65 1031-1211
Р65 1212 н более
Р50 1016-1196
Р50 1197 и более

Рис. 8.19. Подвесной мостик над поперечной балкой: слева - при контруголках сечением 160x160x16 мм;

справа - то же сечением 160x100x14 мм;

1 (1А) - уголки мостика; 2 - высокопрочные болты или заклепки мостика; 3 - противоугонный (охранный) уголок; 4 - контруголок; 5 - высокопрочный болт прикрепления мостика; 6 - уголковая накладка; 7 - высокопрочные болты прикрепления накладки.

Примечание; Длина мостика принимается по месту в зависимости от размера С.

aj С т ш ъзрш»ш*

Стелах чз m t tx x if i!

Ш Й Т ~щ ~ ?

ЦЦ? ы ДрТ лДО № | ДО ^ 7 Й70

^ ^ ] I tnorttzmii \ ш.

Н и

Рис. 8.20. Столик на поперечной балке.

а) 1 - опорная часть столика из рельса Р38 или Р43; 2 - заклепки или болты; 3 - уголок 140x90x10 мм;

б) 4 - прокладка; 5 - вагонный швеллер № 18; 6 - заклепки или болты; 7 - ребра жесткости из листовой стали толщиной не менее 10 мм;

в) 8 - уголок; 9 - ребра жесткости из уголков; 10 - высокопрочные болты длиной 60 мм; 11 - тоже длиной 90 мм.

Примечание: Высоту столика h и сечение уголков (швеллеров) определяют в зависимости от высоты мостовых брусьев и конструкции проезжей части с таким расчетом, чтобы расстояние от верха бруса до верха столика было не менее 1 см и не более 2 см.

Мостики и столики должны проектироваться и устраиваться в соответствии с нормами СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы. Спецификация и потребность металла на мостики и столики приведены в таблицах № 8.5 и 8.6.

9.9. Для замены грунта применяется щебень твердых пород с размером фракций до 40 мм. Щебень замены грунта укладывается послойно с уплотнением с обеспечением модуля деформации не ниже Е=100 МПа. Поверхность вырезки грунта земляного полотна для возможности отвода воды выполняется с уклоном 0,04 (40‰) в полевую сторону, а для предотвращения попадания в материал замены мелких частиц на неё укладывается нетканый материал.

На участках подходов земляного полотна, сложенных пучинистыми грунтами, если граница промерзания входит в эти грунты в сечении с максимальной толщиной замены, то под балластной призмой предусматривается укладка тепловой изоляции из плит экструдированного пенополистирола.

Толщина тепловой изоляции назначается теплотехническим расчетом из условия расположения границы промерзания в сечении с максимальной толщиной щебня замены в этом слое.

9.12. На участках с бесстыковым путем стыки рельсовых плетей должны располагаться вне пределов участка переходного пути с переменной жесткостью, а на участках звеньевого пути стыки звеньев должны быть не ближе 10 м от сечения перехода с земляного полотна на искусственное сооружение (начало устоя, портал тоннеля).

10. Тротуары и убежища

10.1. На всех мостах полной длиной более 25 м, на всех мостах высотой более 3 м, на всех мостах, расположенных в пределах станций, и на всех путепроводах должны быть двусторонние боковые тротуары с перилами.

В северных условиях двусторонние боковые тротуары должны иметь все мосты полной длиной более 10 м.

На двухпутных пролетных строениях, а также на двухпутных и многопутных мостах с ездой поверху на общих опорах во всех случаях должны быть тротуары в междупутье на уровне верха мостовых брусьев (металлических поперечин, безбалластных железобетонных плит).

10.2. На пролетных строениях с ездой на поперечинах или безбалластных железобетонных плитах необходимо устраивать раздельные боковые тротуары на уровне низа поперечин (плит).

На больших охраняемых мостах с ездой понизу, если поперечные балки прикреплены большими «топориками», разрешается располагать один тротуар на уровне верха поперечин (плит). На пролетных строениях с ездой понизу со сплошными главными балками боковые тротуары следует устраивать на уровне верха поперечин. В этом случае целесообразно применять безбалластные железобетонные плиты.

Боковые тротуары на длинных мостовых брусьях (поперечинах) допускаются на эксплуатируемых металлических мостах впредь до их капитального ремонта или переустройства, а также на деревянных мостах.

На мостах с ездой на балласте боковые тротуары следует располагать на уровне бортов балластного корыта.

На малых мостах с уширенным балластным корытом для пропуска щебнеочистительных машин специально боковые тротуары можно не устраивать.

10.3. На тротуарах с металлическими консолями рекомендуется применять металлический настил просечного или рифленого профиля, можно применять настил из арматурной стали, а также настил из железобетонных плит (при достаточной грузоподъемности пролетных строений и несущей способности консолей). Металлический настил разрешается укладывать внутри колеи.

Деревянный настил допускается на эксплуатируемых мостах только в случае, если его заменять нецелесообразно. Например, на старых пролетных строениях, подлежащих замене.

Деревянный настил на боковых тротуарах должен быть устроен из четырех досок сечением 20х5 см, укладываемых с зазором в 2 см. Доски должны быть остроганы и пришиты гвоздями длиной 100 мм к поперечным брусьям сечением не менее 10х10 см. Деревянный настил можно устраивать из щитов.

Расстояние между местами опирания настила (на консоли или промежуточные опоры при металлических прогонах) не должно превышать 180 см.

На металлических пролетных строениях с ездой поверху при расположении тротуаров над верхними поясами ферм настил для удобства очистки и осмотра ферм рекомендуется устраивать откидным на петлях или съемным.

10.4. Боковые раздельные тротуары, убежища, а также тротуары в междупутье на пролетных строениях с ездой на поперечинах (безбалластные железобетонные плитах) рассчитывают на нормативную нагрузку 3,92 кПа (400 кгс/м 2 ), а на пролетных строениях с ездой на балласте – 9,8 кПа (1000 кгс/м 2 ). Расчетные сопротивления и коэффициенты при расчете несущих конструкций, а также тип исполнения конструкции (обычное, северное А или Б) и материалы принимаются в соответствии со СНиП 2.05.03-84*.

Боковые тротуары и убежища должны прикрепляться к пролетным строениям только на болтах или заклепках. Монтажная сварка не допускается.

10.5. Для укрытия людей при проходе поездов, размещения противопожарного инвентаря, а также механизмов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мостах должны устраиваться убежища.

Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при длине моста от 50 до 100 м допускается устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути) (рис. 10.1).

На участках со скоростью движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных климатических условиях расстояние между убежищами должно быть 25 м.

На эксплуатируемых мостах в северных условиях и на участках обращения пассажирских поездов со скоростью до 140 км/ч допускается сохранить существующие расстояния между убежищами 50 м при условии обеспечения дополнительных специальных мер по безопасному ведению работ и соблюдению правил нахождения на искусственных сооружениях. Дополнительные специальные меры для каждого моста должны быть разработаны с учетом местных условий на основе действующих Правил техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений и утверждены начальником дистанции пути.

Размеры убежищ: вдоль моста – не менее 3 м, поперек моста – 1 м. На эксплуатируемых мостах допускается сохранение убежищ размерами вдоль моста не менее 1,8 м и поперек моста – не менее 0,8 м.

На пролетных строениях с шириной балластного корыта между наружными гранями бортов 4,9 м при наличии боковых тротуаров размер убежищ поперек моста (1 м) может приниматься с учетом ширины тротуара.


На деревянных и металлических мостах с мостовым полотном на длинных мостовых брусьях убежища устраивают на 3-х брусьях длиной 5-5,25 м.

Рис. 10.1. Расположение убежищ

а - на мостах длиной более 100 м для не скоростных участков и обычной климатической зоны;

б - на мостах длиной более 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны;

в - на мостах длиной от 50 до 100 м для нескоростных участков и обычной климатической зоны и от 25 до 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны.

Убежища рассчитываются на ту же нагрузку, что и раздельные боковые тротуары.

10.6. Боковые тротуары и убежища на всех постоянных мостах ограждают металлическими перилами высотой (от верха настила) 1,1 м.

Стойки и поручни перил должны быть из уголков сечением не менее 70х70х8 мм.

Заполнение перил на новых мостах должно выполняться в нижней части из швеллера № 14, а в верхней - из круглых стержней диаметром 20 мм (рис. 10.2., а).На эксплуатируемых мостах может быть сохранено заполнение из круглых стержней, при этом расстояние от первого стержня до верха настила должно быть не более 30 см, а стойки перил должны отстоять от плиты или крайней доски настила не более чем на 1 см (рис. 10.2,б). При больших расстояниях перильное заполнение в плановом порядке переустраивается.


Рис.10.2. Перильное заполнение:

а – на новых мостах;б – на эксплуатируемых мостах;

1 - поручень перил 80х80х8 мм; 2 - заполнение перил; 3 - фасонка; 4 - стойка перил 80х80х8 мм; 5 - заполнение перил - швеллер № 14; 6 - плита тротуара; 7 - болт 22 мм; 8 - фасонка.

Примечание: в местах сопряжения швеллера со стойками перил полки швеллера вырезать на длине 90 мм.

Расстояние от оси пути до наиболее выступающих частей перил на прямых участках пути должно быть не менее 2450 мм, а при проектировании новых пролетных строений – не менее 2480 мм, учитывая допуски на установку пролетных строений и укладку пути на мостах. В мостах на кривых необходимо предусматривать соответствующее увеличение расстояния от оси пути до перил.

На железнодорожных мостах, расположенных в городах, перила при необходимости могут устраиваться с учетом повышенных архитектурных требований по индивидуальным проектам, утверждаемым железными дорогами. На деревянных мостах допускается устройство деревянных перил (рис.6.1).

10.7. На металлических пролетных строениях эксплуатируемых мостов боковые тротуары, убежища и перила выполняют по индивидуальным или повторно применяемым проектам, разработанным на основе указанных выше требований с использованием типовых проектов новых пролетных строений и утвержденным службами пути железных дорог.

В Приложении 16 настоящих Указаний приведены конструкции боковых тротуаров на металлических пролетных строениях по проекту, разработанному институтом Гипротранспуть для повторного применения на эксплуатируемых мостах при устройстве новых или реконструкции существующих раздельных тротуаров.

На новых пролетных строениях боковые тротуары, убежища и перила устраивают по типовым проектам пролетных строений, утвержденным установленным порядком.

10.8. Конструкция тротуаров и настила должна обеспечивать свободное перемещение подвижных концов пролетных строений от воздействия температуры воздуха и временной нагрузки.

9.1. Для плавного сопряжения участков пути с разной жесткостью на подходах к мостам и тоннелям с безбалластной конструкцией пути сооружаются переходные участки пути с переменной жесткостью.

Конструкция переходных участков с переменной жесткостью должна обеспечивать устойчивую работу железнодорожного пути в зоне примыкания к искусственному сооружению без ремонта в течение срока не менее чем период между капитальными ремонтами пути.

Конструкции переходных участков пути с переменной жесткостью распространяются для земляного полотна на прочном основании.

9.2. Проектирование и выполнение работ по сооружению переходных участков пути с переменной жесткостью производится в соответствии с Техническими условиями, утвержденными Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» 16 декабря 2003 г.

9.3. Переходные участки пути с переменной жесткостью устраиваются на всех подходах к мостам и тоннелям с безбалластной конструкцией пути, расположенным на путях 1 и 2 класса, а также на путях 3 класса, где по показаниям путеизмерительного вагона отмечаются систематические расстройства рельсовой колеи.

Такие участки рекомендуется также устраивать на подходах к железобетонным мостам с балластным корытом и к тоннелям с балластной конструкцией пути, имеющим бетонное основание, если на этих сооружениях отмечаются систематические расстройства рельсовой колеи.

Участки пути с переменной жесткостью не устраиваются на подходах к тоннелям, если земляное полотно в предпортальной выемке сложено скальными грунтами.

9.4 Устройство переходных участков пути с переменной жесткостью по срокам совмещается с проведением реконструкции или капитального (усиленного капитального) ремонта пути, либо выполняется в составе работ по усилению и реконструкции искусственных сооружений.

9.5 Основным принципом устройства переходного участка пути с переменной жесткостью является постепенное, в направлении от земляного полотна к искусственному сооружению, увеличение жесткости подшпального основания и уменьшение интенсивности накопления остаточных деформаций.

9.6. На сети дорог приняты следующие решения для создания переходного пути:

– конструкция, состоящая из железобетонных бездонных коробов, заполненных щебнем с послойным его уплотнением (рис. 9.1.). Всего устанавливается 8 коробов сечением 3х3 м, в том числе 3 короба высотой по

0,8 м, 2 – по 1,0 м, 2 – по 1,2 м и 1 – 1,5 м. Для отвода воды из установленных коробов предусмотрено устройство дренажа.

Рис. 9.1. Переходной путь из бездонных железобетонных блоков жесткости

– конструкция с подбалластными железобетонными плитами. Для изменения жёсткости тела насыпи применяются плоские железобетонные плиты переменной ширины поперёк оси пути (рис. 9.2.). Первая ступень состоит из 3-х плит 3,2х3,75 м, вторая - из 3-х плит 2,75х3,5 м, третья – из 6 плит 1,75х3,0 м. Для исключения боковых деформаций балласта со стороны обочин укладывают габионы, а для отвода воды предусмотрена замена грунта на дренирующий за шкафной стенкой устоя.

Рис. 9.2. Переходной путь с подбалластными железобетонными плитами.

– переходной путь с заменой грунтов верхней части насыпи на щебень, укладываемый между слоями геосеток (рис. 9.3). Применяемый щебень

фракции 20-40 мм, укладываемый с послойным уплотнением, толщина слоя не более 200 мм. Для отвода воды от грунтов земляного полотна за задними стенками устоев устраивается дренаж, а поверхности площадки придаётся уклон 0,04 в полевую сторону. Толщина слоя замены грунта щебнем в основном конструктивном решении составляет 0 в начале участка, увеличиваясь до 1,0 м у искусственного сооружения. Для исключения боковых деформаций в щебне, заменяющем грунты и восприятия возникающих в нем растягивающих усилий, он армируется слоями геосеток (георешеток) с шагом между ними по толщине 20 см.

Рис. 9.3. Переходный путь с заменой грунта верхней части насыпи на щебень, укладываемый между слоями геосеток.

9.7. Для снижения жесткости подшпального основания и контактных напряжений на балласт на искусственном сооружении в местах перехода с земляного полотна (устои моста, портальные участки тоннеля) укладываются упругие прокладки по подошве шпалы либо упругие подбалластные маты на бетон сооружения. Упругие прокладки и упругие маты выполняются из резины или полиуретана. Срок службы упругих элементов принимается не менее 30 лет.

9.8. Длина переходного участка пути с переменной жесткостью на подходе к искусственному сооружению Lпж определяется для каждого конкретного объекта протяжением фактической зоны повышенных расстройств пути. Для выделения этих зон используются данные путеизмерительных вагонов или результаты испытаний нагрузочными поездами.

Минимальная длина участка изменения жесткости на подходе (Lпж) при этом в зависимости от скорости движения поездов принимается по данным таблица № 9.1.

Минимальные длины участка изменения жесткости на подходе

движения поездов, км/ч

Минимальная длина участка

9.9. Для замены грунта применяется щебень твердых пород с размером фракций до 40 мм. Щебень замены грунта укладывается послойно с уплотнением с обеспечением модуля деформации не ниже Е=100 МПа. Поверхность вырезки грунта земляного полотна для возможности отвода воды выполняется с уклоном 0,04 в полевую сторону, а для предотвращения попадания в материал замены мелких частиц на неё укладывается нетканый материал.

На участках подходов земляного полотна, сложенных пучинистыми грунтами, если граница промерзания входит в эти грунты в сечении с максимальной толщиной замены, то под балластной призмой предусматривается укладка тепловой изоляции из плит экструдированного пенополистирола.

Толщина тепловой изоляции назначается теплотехническим расчетом из условия расположения границы промерзания в сечении с максимальной толщиной щебня замены в этом слое.

9.12. На участках с бесстыковым путем стыки рельсовых плетей должны располагаться вне пределов участка переходного пути с переменной жесткостью, а на участках звеньевого пути стыки звеньев должны быть не ближе 10 м от сечения перехода с земляного полотна на искусственное сооружение (начало устоя, портал тоннеля).

10. Тротуары и убежища

10.1. На всех мостах полной длиной более 25 м, на всех мостах высотой более 3 м, на всех мостах, расположенных в пределах станций, и на всех путепроводах должны быть двусторонние боковые тротуары с перилами.

В северных условиях двусторонние боковые тротуары должны иметь все мосты полной длиной более 10 м.

На двухпутных пролетных строениях, а также на двухпутных и многопутных мостах с ездой поверху на общих опорах во всех случаях должны быть тротуары в междупутье на уровне верха мостовых брусьев (металлических поперечин, безбалластных железобетонных плит).

10.2. На пролетных строениях с ездой на поперечинах или безбалластных железобетонных плитах необходимо устраивать раздельные боковые тротуары на уровне низа поперечин (плит).

На больших охраняемых мостах с ездой понизу, если поперечные балки прикреплены большими «топориками», разрешается располагать один тротуар на уровне верха поперечин (плит). На пролетных строениях с ездой понизу со сплошными главными балками боковые тротуары следует устраивать на уровне верха поперечин. В этом случае целесообразно применять безбалластные железобетонные плиты.

Боковые тротуары на длинных мостовых брусьях (поперечинах) допускаются на эксплуатируемых металлических мостах впредь до их капитального ремонта или переустройства, а также на деревянных мостах.

На мостах с ездой на балласте боковые тротуары следует располагать на уровне бортов балластного корыта.

На малых мостах с уширенным балластным корытом для пропуска щебнеочистительных машин специально боковые тротуары можно не устраивать.

10.3. На тротуарах с металлическими консолями рекомендуется применять металлический настил просечного или рифленого профиля, можно применять настил из арматурной стали, а также настил из железобетонных плит (при достаточной грузоподъемности пролетных строений и несущей способности консолей). Металлический настил разрешается укладывать внутри колеи.

Деревянный настил допускается на эксплуатируемых мостах только в случае, если его заменять нецелесообразно. Например, на старых пролетных строениях, подлежащих замене.

Деревянный настил на боковых тротуарах должен быть устроен из четырех досок сечением 20х5 см, укладываемых с зазором в 2 см. Доски должны быть остроганы и пришиты гвоздями длиной 100 мм к поперечным

брусьям сечением не менее 10х10 см. Деревянный настил можно устраивать из щитов.

Расстояние между местами опирания настила (на консоли или промежуточные опоры при металлических прогонах) не должно превышать 180 см.

На металлических пролетных строениях с ездой поверху при расположении тротуаров над верхними поясами ферм настил для удобства очистки и осмотра ферм рекомендуется устраивать откидным на петлях или съемным.

10.4. Боковые раздельные тротуары, убежища, а также тротуары в междупутье на пролетных строениях с ездой на поперечинах (безбалластные железобетонные плитах) рассчитывают на нормативную нагрузку 3,92 кПа (400 кгс/м 2 ), а на пролетных строениях с ездой на балласте – 9,8 кПа (1000 кгс/м 2 ). Расчетные сопротивления и коэффициенты при расчете несущих конструкций, а также тип исполнения конструкции (обычное, северное А или Б) и материалы принимаются в соответствии со СНиП 2.05.03-84*.

Боковые тротуары и убежища должны прикрепляться к пролетным строениям только на болтах или заклепках. Монтажная сварка не допускается.

10.5. Для укрытия людей при проходе поездов, размещения противопожарного инвентаря, а также механизмов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мостах должны устраиваться убежища.

Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при длине моста от 50 до 100 м допускается

устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути)

На участках со скоростью движения пассажирских поездов более

км/ч и в северных условиях расстояние между убежищами должно быть 25 м. На эксплуатируемых мостах в северных условиях и на участках

обращения пассажирских поездов со скоростью до 140 км/ч допускается сохранить существующие расстояния между убежищами 50 м при условии обеспечения дополнительных специальных мер по безопасному ведению работ и соблюдению правил нахождения на искусственных сооружениях. Дополнительные специальные меры для каждого моста должны быть разработаны с учетом местных условий на основе действующих Правил техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений и утверждены начальником дистанции пути.

Размеры убежищ: вдоль моста – не менее 3 м, поперек моста – 1 м. На эксплуатируемых мостах допускается сохранение убежищ размерами вдоль моста не менее 1,8 м и поперек моста – не менее 0,8 м.

На пролетных строениях с шириной балластного корыта между наружными гранями бортов 4,9 м при наличии боковых тротуаров размер убежищ поперек моста (1 м) может приниматься с учетом ширины тротуара.

На деревянных мостах и металлических мостах с мостовым полотном на длинных мостовых брусьях убежища устраивают на трех брусьях длиной 5,0 - 5,25 м.

Рис. 10.1. Расположение убежищ

а - на мостах длиной более 100 м для не скоростных участков и обычной климатической зоны; б - на мостах длиной более 50 м для участков скоростного движения и

северной климатической зоны; в - на мостах длиной от 50 до 100 м для нескоростных участков и

обычной климатической зоны и от 25 до 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны.

Убежища рассчитываются на ту же нагрузку, что и раздельные боковые тротуары.

10.6. Боковые тротуары и убежища на всех постоянных мостах ограждают металлическими перилами высотой (от верха настила) 1,1 м.

Стойки и поручни должны быть из уголков сечением не менее

Заполнение перил на новых мостах должно выполняться в нижней части из швеллера № 14, а в верхней - из круглых стержней диаметром 20 мм (рис. 10.2., а ) . На эксплуатируемых мостах может быть сохранено заполнение из круглых стержней, при этом расстояние от первого стержня до верха настила должно быть не более 30 см, а стойки перил должны отстоять от плиты или крайней доски настила не более, чем на 1 см (рис. 10.2, б ). При больших расстояниях перильное заполнение в плановом порядке переустраивается.

Рис.10.2. Перильное заполнение:

а - на новых мостах; б - на эксплуатируемых мостах;

1 - поручень перил 80х80х8; 2 - заполнение перил; 3 - фасонка; 4 - стойка перил 80х80х8; 5 - заполнение перил - швеллер №14; 6 - плита тротуара; 7 - болт 22 мм; 8 - фасонка.

Примечание. В местах сопряжения швеллера со стойками перил полки швеллера вырезать на длине 90 мм.

Расстояние от оси пути до наиболее выступающих частей перил на прямых участках пути должно быть не менее 2450 мм, а при проектировании новых пролетных строений – не менее 2480 мм, учитывая допуски на установку пролетных строений и укладку пути на мостах. В мостах на кривых необходимо предусматривать соответствующее увеличение расстояния от оси пути до перил.

На железнодорожных мостах, расположенных в городах, перила при необходимости могут устраиваться с учетом повышенных архитектурных требований по индивидуальным проектам, утверждаемым железными дорогами. На деревянных мостах допускается устройство деревянных перил

10.7. На металлических пролетных строениях эксплуатируемых мостов боковые тротуары, убежища и перила выполняют по индивидуальным или повторно применяемым проектам, разработанным на основе указанных выше требований с использованием типовых проектов новых пролетных строений и утвержденным службами пути железных дорог.

В приложении 16 настоящих Указаний приведены конструкции боковых тротуаров на металлических пролетных строениях по проекту, разработанному институтом Гипротранспуть для повторного применения на эксплуатируемых мостах при устройстве новых или реконструкции существующих раздельных тротуаров.

На новых пролетных строениях боковые тротуары, убежища и перила устраивают по типовым проектам пролетных строений, утвержденным установленным порядком.

10.8. Конструкция тротуаров и настила должна обеспечивать свободное перемещение подвижных концов пролетных строений от воздействия температуры воздуха и временной нагрузки.

11. Противопожарные обустройства

11.1. На деревянных мостах, а также на мостах с ездой на деревянных

поперечинах необходимо иметь противопожарные средства в виде бочек с водой вместимостью 200 л и ящиков с песком вместимостью 0,25 м 3 (приложение № 17), а на охраняемых мостах, кроме того, огнетушители гидропульты и другие специальные противопожарные приспособления.

11.2. На однопутных и двухпутных металлических и железобетонных мостах с деревянным мостовым полотном длиной от 10 до 25 м устанавливают одну бочку на конце моста, при длине мостов более 25 м - по одной бочке на концах моста и по одной бочке на каждые 50 м длины моста. На однопутных и двухпутных мостах с деревянными пролетными строениями или деревянными опорами при длине моста от 5 до 15 м устанавливают одну бочку на конце моста, при длине моста более 15 м - по одной бочке на концах и по одной бочке на каждые 25 м длины моста. Бочки устанавливаются на площадках-убежищах,

а при их отсутствии - на специальных помостах.

При отсутствии или пересыхании в летнее время водотока у деревянных опор устанавливают бочки с водой по одной на каждые 25 м длины моста.

11.3. Кроме бочек с водой, на металлических и железобетонных мостах с деревянным мостовым полотном длиной более 25 м и на деревянных мостах длиной более 15 м ставят ящики с песком на площадках, располагаемых по длине моста между площадками для бочек. Ящики с песком должны иметь крышки на петлях. Песок в ящиках должен быть сухим.

На путепроводах над электрифицированными участками взамен бочек с водой должны быть поставлены ящики с песком.

На пешеходных мостах с деревянным настилом устанавливают ящики с песком по одному на каждые 50 м длины моста (со сходами).

В зимний период бочки должны быть пустыми, а в остальное время наполнены водой. В засушливых и безводных районах на металлических и железобетонных мостах с деревянным мостовым полотном длиной до 25 м, а также на деревянных мостах длиной до 15 м и у деревянных опор допускается вместо бочек с водой устанавливать ящики с песком вместимостью 0,25 м 3 .

На мостах с деревянными пролетными строениями пространство между контррельсами или между специальными брусками должно быть покрыто дощатым настилом и засыпано щебнем или гравием, а пространство между путевым рельсом и контррельсом (или бруском) покрыто полосовой сталью. На мостах с металлическими пролетными строениями на деревянных опорах указанные покрытия необходимо устраивать над всеми опорами и в обе стороны от них на расстоянии 2 - 5 м (в зависимости от высоты опоры).

Расположенные над железнодорожными путями части деревянных путепроводов должны быть обшиты снизу листовой сталью на ширину не менее 4 м со спущенными на 0,3 м краями.

Вместо стали допускается применение асбошифера, покрытие деревянных элементов огнеупорной краской, пропитка огнезащитными составами и другие мероприятия, которые согласовываются пожарной охраной железной дороги.

На охраняемых мостах, помимо бочек с водой и ящиков с песком, должны быть следующие противопожарные средства:

а) химические огнетушители, устанавливаемые в специальных деревянных ящиках (приложение № 17) на концах моста и через каждые 100 м его длины; в зимнее время огнетушители необходимо переносить в теплое помещение;

б) ведра по одному на каждые 200 м длины моста, но не менее одного на пост охраны;

в) противопожарный инвентарь (не менее чем по 2 шт.): лопаты, ломы, топоры, багры, а также ведра с веревкой и блоком для пополнения воды в бочках.

Примечание. В скобках даны размеры мостовых брусьев по ранее действующему ГОСТу.

На мостах с ездой на балласте боковые тротуары следует располагать на уровне бортов балластного корыта.

На малых мостах с уширенным балластным корытом для пропуска щебнеочистительных машин специальные боковые тротуары можно не устраивать.

9.3. У боковых тротуаров и тротуаров в междупутье настил, как правило, устраивают из железобетонных плит. Разрешается применять металлический настил из стали специального профиля.

Деревянный настил допускается только на эксплуатируемых мостах в случае, если его заменять нецелесообразно. Например, на старых пролетных строениях, подлежащих замене.

Деревянный настил на боковых тротуарах должен быть устроен из четырех досок сечением 20х5 см, укладываемых с зазором в 2 см. Доски должны быть остроганы и пришиты гвоздями длиной 100 мм к поперечным брусьям сечением не менее 10х10 см. Деревянный настил можно устраивать из щитов.

Расстояние между местами опирания настила (на консоли или промежуточные опоры при металлических прогонах) не должно превышать 180 см.

На металлических пролетных строениях с ездой поверху при расположении тротуаров над верхними поясами ферм настил для удобства очистки и осмотра ферм рекомендуется устраивать откидным на петлях или съемным.

9.4. Боковые раздельные тротуары, убежища, а также тротуары в междупутье на пролетных строениях с ездой на поперечинах (безбалластных железобетонных плитах) рассчитывают на нормативную нагрузку 3,92 кПа (400 кгс/м), а на пролетных строениях с ездой на балласте - 9,8 кПа (1000 кгс/м). Расчетные сопротивления и коэффициенты при расчете несущих конструкций принимаются в соответствии со СНиП 2.05.03-84.

9.5. Для укрытия людей при проходе поездов, размещения противопожарного инвентаря, а также механизмов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мостах должны устраиваться убежища.

Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при длине моста от 50 до 100 м допускается устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути) (рис.42).

Читайте также: