Деревянный дом 19 века с балконом

Обновлено: 02.05.2024

Термин мезонин появился в русском языке в конце 18 века и пришёл он к нам из Европы, где уже в то время подобные архитектурные изыски были довольно модны. Происхождение своё этот термин ведёт из итальянского языка,- "mezzanino", что в переводе означает - промежуточный. А в итальянский язык это слово попало из древнегреческого - "μεζος",- полуярус, полужильё. В большинстве случаев мезонин имел нежилой статус, а был так сказать украшением, декоративным элементом всей постройки. Именно в России мезонин стал неотъемлемой частью каменных и деревянных особняков, усадьб, дворцов. Формы и размеры мезонинов могут быть разными, начиная от простых округлых и заканчивая изысканными многогранными и вообще-то к мансарде мезонин не имеет отношения, поскольку мансарда накрывает всю площадь потолка, а мезонин только некоторую её часть и является с виду как бы встроенной башней. Иногда мезонин делают с балконом или навесом.

Конфигурация крыши мезонина бывает совершенно разная. Так как пристройку к основному зданию можно делать не только над вновь возводимыми сооружениями, но и над уже давно существующими, то для архитектурных фантазий у проектировщиков имеется большой простор. Крыши над мезонинами могут быть как простые односкатные, так и многоярусные. Комбинирование нескольких типов крыш дает очень интересные архитектурные решения.

Еще одним характерным признаком мезонина является наличие больших окон. Дополнительное освещение в такой пристройке к дому делают и за счет стеклянных надставок над оконными проемами. Легкость конструкций и доступ естественному освещению создают в этом помещении особый благоприятный климат. Дополнительная инсоляция может быть увеличена при помощи балкона, оборудованного на лицевой стороне пристройки. Балкон может быть как выносной, так и внутренний.

Мезонин часто используют для организации летней спальной комнаты, библиотеки или отдельного кабинета. Иногда надстройка служит для дополнительного освещения нижнего этажа. В таком случае перекрытие между нижним помещением и мезонином не организовывается. Разноуровневая динамика при таких архитектурных решениях способствует увеличению пространства нижнего помещения и созданию более комфортного освещения.

Другие названия: полужилье, полуярус, надстрой. Был популярен в России в XIX веке, увековечен в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином». В это время и деревянные и кирпичные дома, отдавая дань моде украшались мезонином.

В русских рубленых домах строители далеко не всегда ограничивались максимально простыми конструкциями. Помимо несущих стен - четырех, пяти или более - а также крыши, они часто использовали дополнительные элементы. Балконы, галереи (гульбища), высокое крыльцо - вот далеко не полный перечень функциональных и в то же время декоративных фрагментов крупных рубленых построек.

Разумеется, такое "украшательство" могли себе позволить или зажиточные крестьяне (пример тому как раз на первом фото), или купцы, промышленники, предпочитающие деревянные дома.

Очень характерны крытые лестницы с нарядной отделкой, переходы под навесом также для деревянных северных церквей. Особенно яркий пример - музейный комплекс в Кижах.

Понятно, что подобные конструкции - то есть навесы и крыши над внешними элементами здания - были связаны с погодными условиями. Снегопады, дожди требовали защиты ступеней и галерей от влаги, а также возможности для жильцов или посетителей укрыться от ненастья.

С той же целью - защиты от непогоды - выполнялись также навесы над крыльцом, возле стены дома.

Устроить балконы и галереи в рубленом доме можно было двумя способами - на столбах и на выступающих из стены балках-консолях, с дополнительными подкосами.

На фото хорошо видно, что из стены дома выходят балки, служащие опорой гульбища (галереи) и балкона. Установлены также подкосы

На фото хорошо видно, что из стены дома выходят балки, служащие опорой гульбища (галереи) и балкона. Установлены также подкосы

Здесь балкон также опирается на балки-консоли, хоть этого и не видно. Декоративный элемент над балконом поддерживается точеными стойками

Здесь балкон также опирается на балки-консоли, хоть этого и не видно. Декоративный элемент над балконом поддерживается точеными стойками

В доме Ошнева (Карелия) гульбище также поддерживается подкосами, навесы над балконами - точеными столбами

В доме Ошнева (Карелия) гульбище также поддерживается подкосами, навесы над балконами - точеными столбами

Гораздо более поздняя постройка - дача купца Бугрова под Нижним Новгородом, конец 19-го века. Здесь крепление балкона иное

Гораздо более поздняя постройка - дача купца Бугрова под Нижним Новгородом, конец 19-го века. Здесь крепление балкона иное

Отлично прослеживаются "сказочные" мотивы - богатейшая резьба, фигурные столбы. Кстати, обратите внимание, что балкон над крыльцом опирается на те же балки, что поддерживают навес крыльца, и на резные колонны

Отлично прослеживаются "сказочные" мотивы - богатейшая резьба, фигурные столбы. Кстати, обратите внимание, что балкон над крыльцом опирается на те же балки, что поддерживают навес крыльца, и на резные колонны

А вот крыльцо почти всегда опиралось на столбы. Это и понятно - слишком велика была бы нагрузка на основные конструкции дома, если не переносить ее на внешние опоры.



Улица Бурденко, 23

Этот послепожарный дом, построенный в 1818г. для коллежского советника Г.А. Палибина, пожалуй, является самым известным памятником московского деревянного ампира.
( Read more. Collapse )



Большой Саввинский переулок, дом 8 строение 5

Про это здание я писал ещё в 2015г., когда оно числилось кандидатом в памятники архитектуры. Получив статус памятника в 2016г., оно сменило официальное название на «Жилой дом Ремесленно-технического училища Общества распространения технических знаний».

В Москве сохранилось четыре хотя бы частично деревянных дома, в воздании которых поучаствовал архитектор Максим Геппенер. Или пять, если считать его собственный. Четыре из этих пяти оштукатурены. Истории трёх из этих четырёх выложены здесь недавно, а четвёртый уже несколько лет завешен материей с нарисованными окнами. Надеюсь, его приведут в порядок ещё на нашем веку и тогда удастся его показать и рассказать про имевшуюся в нем гостевую комнату Пушкина.
Сегодня же напомню, как выглядит единственное неоштукатуренное здание, построенное по проекту М.К. Геппенера.



Улица Нижние Поля, 19 строение 1



Трубниковский пер., дом 15 строение 1

Продолжаем знакомиться с творчеством Максима Геппенера.
С одной стороны, этот деревянный оштукатуренный дом построен для тайного советника П.С. Рунича в 1819г., почти за 30 лет до рождения интересующего нас архитектора. С другой, в 1886г. здание подверглось глубокой реконструкции, включавшей возведение двух жилых пристроек, изменение внутренней планировки и фасада. Автором проекта был как раз М.К. Геппенер и в наше время здание выглядит практически как он задумал. Единственным заметным с тех пор изменением стал перенос входа с уличного фасада в правый торец в 1911г.
В 2000-х годах дом был отреставрирован, но при этом избежал в то время ещё популярной замены деревянных стен на «современные материалы».

PS
В официальном названии этого памятника архитектуры приводятся фамилии троих владельцев, но первый, П.С. Рунич, не упоминается.



Переулок Чернышевского, 4 строение 1



Переулок Чернышевского, дом 8 строение 1

Двухэтажный деревянный дом выдающегося архитектора М.К. Геппенера, автора десятка признанных памятников архитектуры Москвы и ещё большего числа тех, что странным образом пока памятниками не признаны. Кстати, его с соавторами могут поблагодарить мои одногруппники как и я не сразу запомнившие путь на кафедру в главном корпусе Менделеевскго.

По официальной версии дом построен в 1896г. по проекту самого Геппенера, а по альтернативной был куплен в 1894г. вместе с участком. Как бы там ни было, достоверно известно, что архитектор жил в нём вплоть до 1924г., когда покинул этот мир. Советские власти устроили в здании коммунальное жильё, а с 1960-70-х детский сад. В наше время дом находится в частной собственности и его сдавали в аренду коммерческим структурам, а недавно выставили на продажу.

PS Изящное одноэтажное каменное здание справа раньше было конюшней, а сейчас называется флигелем усадьбы.



Поперечный просек, дом 35



Хлебный переулок, дом 6а



Улица Остоженка, дом 49 строение 1


Как считаете, дом с каким номером располагается по красной линии Большой Ордынки между домами 63 и 67?
Правильно, 74 строение 3.

Если до революции в состав имения входило несколько зданий, то даже советские власти не решились присвоить им разные адреса. Номер дома у всех одинаковый, отличается лишь номер строения, причём первый закреплялся за главным домом усадьбы. В нашем случае имение 74 находилось на Пятницкой улице, но дальним концом дотянулось до Ордынки.

Карта с описанными в этом блоге объектами облегчит задачу по составлению маршрута желающим
прогуляться и самостоятельно посмотреть на здания, с которыми уже познакомились здесь.


При клике на иконку всплывает окно, обязательно содержащее адрес и фотографию дома,
а если он является объектом культурного наследия, то и его официальное название.

Пожалуйста, имейте ввиду, что реальные адреса иногда отличаются от указанных на
картах Google. В таких случаях на иконке объекта приводится действительный адрес.



Улица Тимура Фрунзе, дом 11 строение 56
( Read more. Collapse )



Улица Бурденко, 23

Этот послепожарный дом, построенный в 1818г. для коллежского советника Г.А. Палибина, пожалуй, является самым известным памятником московского деревянного ампира.
( Read more. Collapse )



Ворошиловский парк, дом 5

Знакомьтесь, федеральный памятник архитектуры, «Главный дом (деревянный)» из ансамбля «Загородная усадьба, ХVIII в». Не выглядит деревянным? Ничего страшного, посмотрите на скрине с официального портала города написано деревянный.
( Read more. Collapse )



Большой Саввинский переулок, дом 8 строение 5

Про это здание я писал ещё в 2015г., когда оно числилось кандидатом в памятники архитектуры. Получив статус памятника в 2016г., оно сменило официальное название на «Жилой дом Ремесленно-технического училища Общества распространения технических знаний».

В Москве сохранилось четыре хотя бы частично деревянных дома, в воздании которых поучаствовал архитектор Максим Геппенер. Или пять, если считать его собственный. Четыре из этих пяти оштукатурены. Истории трёх из этих четырёх выложены здесь недавно, а четвёртый уже несколько лет завешен материей с нарисованными окнами. Надеюсь, его приведут в порядок ещё на нашем веку и тогда удастся его показать и рассказать про имевшуюся в нем гостевую комнату Пушкина.
Сегодня же напомню, как выглядит единственное неоштукатуренное здание, построенное по проекту М.К. Геппенера.



Улица Нижние Поля, 19 строение 1



Трубниковский пер., дом 15 строение 1

Продолжаем знакомиться с творчеством Максима Геппенера.
С одной стороны, этот деревянный оштукатуренный дом построен для тайного советника П.С. Рунича в 1819г., почти за 30 лет до рождения интересующего нас архитектора. С другой, в 1886г. здание подверглось глубокой реконструкции, включавшей возведение двух жилых пристроек, изменение внутренней планировки и фасада. Автором проекта был как раз М.К. Геппенер и в наше время здание выглядит практически как он задумал. Единственным заметным с тех пор изменением стал перенос входа с уличного фасада в правый торец в 1911г.
В 2000-х годах дом был отреставрирован, но при этом избежал в то время ещё популярной замены деревянных стен на «современные материалы».

PS
В официальном названии этого памятника архитектуры приводятся фамилии троих владельцев, но первый, П.С. Рунич, не упоминается.



Переулок Чернышевского, 4 строение 1



Переулок Чернышевского, дом 8 строение 1

Двухэтажный деревянный дом выдающегося архитектора М.К. Геппенера, автора десятка признанных памятников архитектуры Москвы и ещё большего числа тех, что странным образом пока памятниками не признаны. Кстати, его с соавторами могут поблагодарить мои одногруппники как и я не сразу запомнившие путь на кафедру в главном корпусе Менделеевскго.

По официальной версии дом построен в 1896г. по проекту самого Геппенера, а по альтернативной был куплен в 1894г. вместе с участком. Как бы там ни было, достоверно известно, что архитектор жил в нём вплоть до 1924г., когда покинул этот мир. Советские власти устроили в здании коммунальное жильё, а с 1960-70-х детский сад. В наше время дом находится в частной собственности и его сдавали в аренду коммерческим структурам, а недавно выставили на продажу.

PS Изящное одноэтажное каменное здание справа раньше было конюшней, а сейчас называется флигелем усадьбы.



Улица Большая Ордынка, дом 63

Послепожарный деревянный главный дом усадьбы 1820г. постройки. В 1842г. к одноэтажному зданию, принадлежавшему тогда купеческой жене Е.В. Романовой, пристроили флигель и дворовую антресоль. Именно они изображены слева и справа на кадре соответственно. Флигель был построен по системе второго света – по высоте двухэтажное здание не имело пола второго этажа, т.е. было одноэтажным. Имение долго по московским меркам, до 1910г. принадлежало Романовым, но ещё в 1879г. главный дом снесли и возвели новый по проекту Н.С. Зубатова. При этом флигель частично сохранился, а в 1910г. он оброс пристройками и соединил с главным домом каменный сарай в восточной части домовладения.

В ранний советский период дом наверняка оставался жилым, а в поздний, судя по имеющимся фотографиям, административным. На момент публикации здание находится в частной собственности и реставрируется.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.



Энциклопедия древнерусского дома 2-Безгвоздевая конструкция крыши

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Лемех. Часовня Ильи Пророка

Красный тёс - обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Красный тес

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Причелина

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фронтон

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».


Энциклопедия древнерусского дома 2-Охлупень

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Полотенце

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Светелка

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Сруб

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Подклет

Фасад - вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX - ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фасад

Парапет (франц. – parapet, итал. - parpetto) - ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Парапет

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Косяк

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Филенчатые ставни

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Глухая резьба

Пропильная резьба - резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Пропильная резьба

Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Потоки

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Курицы

Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению. Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было. В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Балкон

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").

Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)

Читайте также: