Деревянные дома довоенной постройки

Обновлено: 07.05.2024

Основной единицей застройки в XIII-XV вв. как в городе, так и в деревне была усадьба с жилым домом и хозяйственными постройками. В деревне крестьянская и господская усадьбы, очевидно, резко отличались прежде всего по величине. Писцовые книги всегда называют господский двор "большим" в отличие от крестьянских дворов. По-видимому, эта усадьба включала в себя, кроме жилых помещении (барского дома и "людских" изб), погребов, конюшен, амбаров, поварни и бани (они характерны и для городской усадьбы), - также постройки, необходимые для обработки урожая - овин, где сушился хлеб, гумно, где производилась молотьба, и т. п. Эти названия встречаются в письменных источниках неоднократно.

Усадьбу феодала окружал крепкий частокол, а у наиболее крупных землевладельцев сохранились еще настоящие укрепления - земляные валы и рвы. Усадьба обязательно имела огород, а нередко и фруктовый сад. Писцовые книги Новгородской земли, например, упоминают сады, в которых было по нескольку десятков плодовых деревьев - большей частью яблонь и вишен. Судя по тому, что о садах иногда говорится в источниках, когда речь идет о деревнях, где господские дворы не упоминаются, фруктовые сады могли быть и в крестьянских усадьбах.

Крестьянская усадьба состояла из жилой избы, надворных хозяйственных построек и огорода. Мы в точности не знаем обычного плана усадьбы, но в ряде случаев ее постройки располагались по периферии двора, центром которого была жилая изба. Деревенский двор, учитывая специфику сельских поселений того времени, должен был быть замкнутым, окруженным забором, особенно, когда он стоял одиноко.

Можно предполагать, что распространившийся впоследствии в северных и. восточных русских областях комплекс жилых и хозяйственных построек, объединенный однорядной, двухрядной или трехрядной связью, с крытым хозяйственным двором, также восходит к древнему периоду. Если в центральных и южных землях крестьянскую усадьбу следует представлять похожей на сохранившуюся до наших дней в южновеликорусских и североукраинских селениях застройку с жилым домом, стоящим несколько поодаль от улицы (за забором), с хозяйственными постройками, рассредоточенными по усадьбе и не связанными непосредственно с домом, то на севере Руси, в Старой Ладоге и Белоозере, дома с примыкавшими к ним, по всей вероятности, крытыми хозяйственными дворами существовали в домонгольское время.

Традиционное русское жилище (13-15 вв.) История, Архитектура, Россия, Длиннопост

В городах значительные участки земли принадлежали крупным феодалам и монастырям. Конечно, владельцы больших участков не занимали их целиком под свой собственный двор. Они устраивали здесь слободы, заселяя свои земли ремесленным и торговым людом. Усадьба самого боярина занимала все же большую площадь. Ее окружал крепкий и высокий частокол-тын, за которым можно было выдержать даже непродолжительную осаду. Массивные ворота (шириной, по-видимому, несколько больше 2 м) вели во двор - обычно широкий, замощенный плахами и дранью. Боярская усадьба имела по большей части несколько жилых домов, в одном из которых жил сам хозяин, а в остальных - зависимые от него люди или арендаторы, которым владелец сдавал часть помещений. Иначе трудно объяснить, почему в крупных усадьбах, несомненно принадлежавших феодалам, оказываются дома и мастерские ремесленников. Писцовые книги зачастую прямо указывают, что боярин в усадьбе не живет, а во дворе проживают его люди или ремесленники.

Характерна усадьба ремесленника, открытая в Москве, в Зарядье, в слоях конца XIV - начала XV в. На улицу выходил большой жилой дом, к которому примыкал с двух сторон частокол. Во дворе позади дома находились небольшая плавильная печь-домница, хозяйственная постройка (по-видимому, хлев) и колодец. Ремесленник занимался добыванием железа из руды и литьем бронзовых украшений. Работал он на дворе возле горна и в доме.

Внутренняя планировка усадеб зависела от многих обстоятельств. Усадьба феодала по самой планировке отличалась от усадьбы купца, приказного человека или ремесленника. В ней господский дом находился в глубине двора, а на улицу выходили глухие стены хозяйственных построек, тын ограды и ворота, Такая планировка подсказывалась замкнутым характером хозяйства феодала; она обнаружена как в археологически изученных усадьбах XVI в., так и в сохранившихся планах усадеб XVII в. В ней можно видеть корни традиционного плана застройки дворянских владений XVIII в. с почетным "чистым" двором перед домом, хозяйственным двором и садом позади него.

Как деревенские, так и городские усадьбы XIII-XV вв. представляли замкнутые хозяйственные единицы, содержавшие в себе все необходимое для жизни и производства. Однако усадьбы ремесленников были более связаны и с соседними усадьбами и с городским рынком по всему укладу жизни своих владельцев. По-видимому, не случайно, что именно в Новгороде с его чрезвычайно развитыми торговыми отношениями боярский дом еще в XV в. мог выходить на улицу, а погреба встречались сравнительно редко.

В русском жилище XIII-XV вв. получили дальнейшее развитие те черты, которые наметились еще в глубокой древности, а позднее определили так называемые северорусский и южнорусский типы жилища. На севере и северо-востоке в лесной полосе Руси жилой дом "рубился" из добротных (обычно еловых) бревен, которые в изобилии доставляли окрестные леса. Суровый климат вынуждал поднимать жилые помещения над землей. Так образовался "подклет", или нижний этаж дома (высотой часто в несколько венцов, но не более 1,5 м), служивший также для хранения продуктов и имущества. На подклете располагалась жилая комната с печью. В эту комнату поднимались обычно по лестнице на несколько ступеней. Не все северные русские дома имели подклет. Иногда пол избы располагался ниже, почти на самой земле и отделялся от нее лишь одним - двумя венцами сруба. В этих случаях избу утепляли, приваливая к стенам снаружи землю, которая удерживалась досками (современная "завалинка").

Традиционное русское жилище (13-15 вв.) История, Архитектура, Россия, Длиннопост

На юге и юго-востоке, в лесостепной полосе, где климат был мягче, а лес дорог, сложился иной тип жилища - углубленная в землю на несколько десятков сантиметров изба "полуземлянка", а то и более углубленная и присыпанная сверху землей "землянка". Стены такого жилища могли иметь срубную или столбовую конструкцию или представляли каркас из тонких стволов дерева, иногда оплетенных плетнем и всегда обмазанных внутри и снаружи глиной. Пол нередко был земляной и находился ниже поверхности земли на несколько ступенек, крыша - соломенная, а иногда тоже земляная или дерновая. Такие строения хорошо известны по раскопкам в древнем Киеве, Суздале, Рязани. При раскопках на Смоленщине найдены жилища как бы переходного типа - наземные, срубные, но, по-видимому, с земляным полом и соломенной крышей.

Основой дома являлась рубленная из бревен примерно квадратная клеть, образовывавшая нередко единственную жилую комнату от 3,5×3,5 до 6×6 м. Как показывают археологические раскопки, в древности подавляющее большинство жилищ рядового населения были однокамерными, то есть состояли всего из одной комнаты.

Дальнейшее развитие жилого дома шло по линии увеличения числа помещений. К избе пристраивали сени, иногда имевшие даже не срубную, а более легкую столбовую конструкцию; при необходимости пристраивали и другой сруб, соединявшийся с избой дверями. Большую давность имеют и цельнорубленные двухкамерные срубы, в которых капитальная бревенчатая пятая стена отделяла сени от избы. В Новгороде они преобладали уже в XI- XII вв. В XIII-XV вв. наряду с однокамерными и двухкамерными жилищами распространяются и трехкамерные постройки, обычно из двух срубов, соединенных сенями, но даже в Новгороде Великом они не составляют большинства построек (отдельные трехкамерные постройки в Новгороде были и в XII в.).

В северорусских домах в жилых комнатах и сенях пол настилали из толстых, тесанных топором деревянных досок, причем направление их обычно было от входа к противоположной стене помещения. В южнорусских жилищах нередко был плотно" утрамбованный земляной пол. Потолок также делали из брусьев или плах, опиравшихся на стену и центральную балку-"матицу". По некоторым данным, над потолком засыпали землю для сохранения тепла. Позднее, в XVI в., для молодоженов устраивали на первую ночь специальное помещение, чтобы они не оказались "под землей".

Окна в домах с курной печью делали маленькие "волоковые"; их прорубали в двух соседних бревнах и закрывали деревянным задвижным ставнем или затягивали пузырем. Таких окошечек по фасаду избы, судя по позднейшим рисункам, обычно было три, среднее прорубали несколько выше двух крайних, оно служило также для выхода дыма. В комнатах, где печь была с трубой или где жили только летом, можно было делать и окна "косящатные" современного типа. Массивные рамы этих окон закрывали пузырем, прозрачной светлой слюдой, которая в Европе получила даже название "московской" (мусковит), изредка стеклом, во дворцах - даже цветным.

Даже и в богатых домах, где печь была с трубой, а в окнах слюда (а то и стекло), большую часть суток нужно было пользоваться искусственным светом. Для освещения служила чаще всего лучина, пучки которой вставляли в специально откованные фигурные светцы. Такие светцы, приспособленные для вбивания в стену, часто находят при раскопках. Иногда употребляли масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми внутрь краями и кольцеобразной ручкой. В эти плошки, очевидно, опускали фитиль. Люди побогаче могли позволить себе такую роскошь как сальные, а то и восковые свечи.

Традиционное русское жилище (13-15 вв.) История, Архитектура, Россия, Длиннопост

Печь, служившая рядовому населению как для отопления, так и для приготовления пищи, помещалась обычно в одном из углов. Судя по материалам раскопок, в XIII-XV вв. положение печи в избе еще не было строго зафиксировано в данной области, как это наблюдается позднее. Однако в северных областях печь чаще ставили справа или слева от входа, а в южных - по диагонали от входа. Подавляющее большинство печей были глинобитными, сводчатыми, с плоским подом; в начале рассматриваемого периода встречаются изредка каменки, а в конце его - кирпичные печи. Печь ставилась на "опечке", который чаще всего представлял четыре (реже - два) вертикально врытых в землю столба, и не была конструктивно связана со срубом избы. В избах крестьян и ремесленников печь не имела трубы, и дым выходил прямо в комнату, а оттуда через волоковое окошко на улицу.

Надворные постройки так же, как и жилые, были рубленными из бревен клетями. На них (особенно в зоне лиственных лесов) чаще, чем на жилье, шли дубовые бревна. Это объясняется тем, что дуб крепче сосны и ели, но не имеет такого прямого и ровного ствола и в срубе образует большие щели, что не так важно для хозяйственных построек. Смолистые хвойные деревья обеспечивали, кроме того, и большую сухость помещений. Пол в хозяйственных постройках или вовсе отсутствовал или его делали из неоструганных (а иногда и неошкуренных) тонких бревен и жердей.

Бани были почти в каждой северорусской усадьбе. Их строили также из бревен, но иногда на постройку бань шли отходы от других строений. Так, в Москве, в Зарядье, была открыта баня, сгоревшая при большом пожаре 1468 г. Ее венцы срублены из бревен неравной толщины, уже бывших ранее в какой-то другой постройке; пол устроен из тонких неотесанных жердей, неплотно прилегавших друг к другу для лучшего стока воды, как в современных деревенских банях. Такими жердями была выстлана земля перед срубом; это можно объяснить известным обычаем выходить во время паренья из бани на свежий воздух.

Дома феодальной знати и других богатых людей не различались так существенно в северных и южных областях Руси, как жилища крестьян и городской бедноты. И на севере, и на юге это были большие рубленные из дерева постройки, всегда из нескольких срубов, а по высоте - в несколько этажей. Богатые хоромы обычно строили в три этажа: нижний - нежилой подклет, второй, где собственно и располагались основные помещения как жилые, так и парадные, и третий, куда выходили лишь светлицы и терема с своеобразными площадками-"гульбищами" вокруг них.

Дворцовые помещения воздвигали по мере надобности в разные времена, поэтому дворцы русской знати, как и повсюду в то время - в Европе и на Востоке - не были построены по какому-то единому, заранее продуманному плану. Каждую новую "палату" пристраивали к другим там, где это находили нужным, и либо соединяли с ними переходом или дверью, либо делали отдельный вход с наружной или внутренней лестницей.

В XV в. крупные феодальные сеньоры стали строить себе каменные палаты, которые поначалу включали в общий комплекс с остальными деревянными помещениями дворца. Пожалуй, больше всего таких зданий известно в Великом Новгороде.

В XIV в. в особенно роскошных дворцах были уже и застекленные окна - например, терем Дмитрия Донского с его "стекольчатым" окном. Поскольку речь идет о "златоверхом" богато украшенном тереме, можно предположить, что и стекла были цветные, создававшие игру цветов внутри терема. Внутренние помещения дворцов знати были достаточно освещены и естественным и искусственным светом, чтобы возникла потребность в их специальном украшении. Источники XIII-XV вв. не содержат сведений о росписи стен во дворцах, но такой обычай существовал и в более ранний период, а о росписи внутренних помещений княжеских и царских дворцов в XVI-XVII вв. имеется множество упоминаний, поэтому есть все основания думать, что и в XIII-XV вв. стены и потолки богатых комнат украшали росписью, стены могли также завешивать дорогими материями - "узорочьем".

Кирпичная печь с трубой тоже очень рано должна была стать не только источником тепла, но и важным элементом украшения интерьера. Народный обычай белить печи и расписывать их различными узорами и рисунками на разные сюжеты, по-видимому, весьма древний. Позднейшие изразцовые печи, получившие широкое распространение, уже в XVI-XVII вв., по всей вероятности, сменили печи расписные.

"Красный" угол комнаты украшало множество икон, выложенных золотом, серебром и драгоценными камнями. Среди них были древние иконы и произведения, принадлежавшие кисти лучших художников.

Известный колумнист Божена Рынска рассуждает о том, почему москвичи боятся домов с деревянными перекрытиями, а питерцы — нет

Божена Рынска

Я журналист, блоггер, фельетонист. Увлекаюсь советской архитектурой и арт-деко. Из советской архитектуры предпочитаю довоенную.

Не так давно я купила квартиру в самом сердце Патриарших. В доме с так называемыми деревянными перекрытиями, от чего муж пришел в ужас. Тут надо заметить вот что: я родилась в Ленинграде, мама моя родилась в Ленинграде, там же родились бабушка и даже прабабушка. Более того, весь век моя семья прожила в одном и том же доме 1912 года постройки с перекрытиями, которые в Питере называют смешанными, и которых так боятся в Москве, принимая за деревянные. Ужас моего супруга перед ними — это чисто московская фобия. У нас в Питере полгорода живет и здравствует в таких домах, чего и вам желает.

Об уровне тогдашних инженеров говорит хотя бы то, что в нашем родовом гнезде финского модерна на бывшей Бассейной, а ныне улице Некрасова была даже центральная пылесборочная станция. Проект Бубыря и Васильева предусмотрел общедомовой централизованный пылесос. Пылесборочные каналы были вмонтированы в полы. Нажимаешь кнопку, и пыль вытягивается из всех квартир разом. Нечто подобное описывал Набоков в одном из романов. После революции эта система работать перестала, — пролетариат пыли не боялся. Но так как в нашем доме были огромные коммуналки, а стало быть, закрывать евроремонтом «ненужные дыры» в полу было некому, и перекрытия сто лет прекрасно вентилировались и не сгнили.

Я на собственном опыте убедилась, что если пролетарские ручки не влезали со своим евроремонтом, то дом может простоять века. Более того, то, что в Москве называется деревянными перекрытиями — накат, лежащий на железных швеллерах или двутаврах, у нас в Питере считается перекрытиями железными — сами балки-то железные. А что там на них навалено, не важно. Сгниет — навалим новые. В Москве из таких домов осталось не много — разве что доходники Нирнзее и дом страхового общества Россия на Чистых Прудах, а в Питере весь центр такой. И что теперь, бежать от шикарного дореволюционного полена на Гражданку или в Купчино?

На фото: Выдающийся пример советского Ар-деко в Петербурге

Хоть дореволюционных домов с железными балками в Москве осталось мало, проблема деревянных перекрытий тем не менее, остра. Потому что украшение Москвы — сталинки тридцатых годов. Их строили архитекторы дореволюционной закваски. Благодаря борьбе с туберкулезом в довоенных домах великолепные распашные планировки с окнами на три стороны, а не линейки, как в 1950-х. Квартиры 1930-х вписываются в квадрат. Перед домами как правило курдонеры. В таком доме хочется жить, но услышав словосочетание «деревянные перекрытия», москвичи отказываются от покупки. И выбирают уродливые безликие «цэкушники». У нас в Ленинграде не было так называемых цкушников, кирпичных домов повышенной комфортности для номенклатуры. Застройка центра была однородной. И даже партийные бонзы выбирали себе под гнезда или шикарные старые дома, (особняк на Чайковского напротив Моховой, например), или, реже, фасадные сталинки.

Так ли страшны деревянные перекрытия, как о них думают москвичи? И покупать ли квартиру в доме довоенной постройки с деревянными перекрытиями в Москве? Я стала изучать вопрос, и пришла к выводу, что перекрытия и в моем доме, и в дореволюционных зданиях, начиная с 1910 года, и в довоенных домах не чисто деревянные, а смешанные. Что одни перекрытия другим перекрытиям рознь. Да и довоенные и старые дома тоже очень сильно разнятся по качеству строительства. На множестве риэлтерских форумов покупатели задают вопрос: нашли квартиру, вроде понравилось, но перекрытия деревянные… брать или нет? Похоже, я могу дать ответ на этот вопрос.

Итак, брать или не брать квартиру в доме с «деревянными» перекрытиями?
Ответ: смотря какой дом и смотря какие перекрытия. Это значит, что каждый конкретный случай надо разбирать и исходя из данных технической экспертизы принимать решение. На самом деле, чисто деревянных перекрытий на рынке очень мало. Деревянные перекрытия это когда между стенами лежат толстые деревянные балки. По ним идут лаги и на них уже лежит пол. На самих же деревянных балках в нижней части лежит деревянный накат с засыпкой и снизу к балкам крепится деревянная подшивка. В районе санузлов тоже дерево. Почти все дома с такими чисто деревянными перекрытиями или снесены, или подвергнуты полному капремонту с заменой перекрытий на ж/бетонные…

То, что сейчас в просторечии называют «деревянные перекрытия» на самом деле, перекрытия не деревянные, а смешанные. Cмешанные перекрытия использовались в строительстве доходных домов начала века и в довоенном строительстве. Железобетонные перекрытия воцарились после 1955 года, и это сборные ж/б плиты, это не нынешняя монолитная ж/б плита. После войны в крупных городах, в серьезных сталинках как правило делали ж/б перекрытия, но я знаю очаровательный послевоенный домик в Пречистенском переулке, где не стали заморачиваться и положили деревянные, то есть, простите, смешанные, которые я, по привычке некорректно назвала деревянными.

На фото: довоенный дом в Малом Левшинском — мой любимый в Москве. Дом называется дом Госстроя, в нем смешанные перекрытия и его возводили для себя лучшие архитекторы и строители довоенной Москвы.

Как устроены смешанные перекрытия?
Объясняю на пальцах, бытовым языком. Из одной стены дома до другой стены дома идут стальные балки. Толстая стальная балка, в разрезе напоминающая букву «Н» называется «двутавр». Это очень прочная штука, она должна быть прочнее обычной железной балки в 36 примерно раз. На двутаврах лежат швеллера. Это простые железяки. Между швеллерами в районе комнат лежат доски, а в местах расположения кухонь и санузлов лежат или бетонные плиты, или, как у нас в доме, монолитные своды Монье, с кирпичной крошкой. Места примыкания сводов к деревянным перекрытиям и перегородкам слабое место подобных домов. Здесь деревянные элементы больше всего подвержены гнили.

Если в дом не вмешивались очумелые ручки евроремонтников, то проблема протечек не была фатальной — перекрытия вентилировались, в домах были воздуховоды, вентшахты, построенные и продуманные хорошими архитекторами. В 1990-х годах, благодаря неграмотным строителям и неумным заказчикам, были разрушены многие венткороба, приделаны не вентилируемые подвесные потолки. Все это портило деревянные элементы, лежащие на швеллерах, и бетон под мокрыми местами. Особенно страдали места стыков. Это не страшно, и это довольно легко устраняется, — как именно, об этом позже.

Железные двутавры и швеллера не должны были сильно пострадать от затопления, если дом построили до революции, так как тогда использовалась хорошая английская сталь. Такая же хорошая сталь использовалась во многих номенклатурных довоенных домах.

На фото: Ничего страшного смешанные перекрытия над комнатами не таят. Вот эта лиственница простоит еще лет сто как минимум. Мы проверяли — она не трухлявая. На этом фото мы только приступили к разбору потолка после съема подвесного.

Основным критерием качественности строительства является — хороший, добротный фундамент, толщина стен дома и качество стали, из которой сделаны балки (двутавры и швеллера). Состояние деревянных лаг, на мой взгляд, не является аргументом в пользу отказа от покупки квартиры. Потому что деревяшки можно заменить, не отселяя соседей ни снизу, ни сверху. Это в принципе можно сделать, заменяя небольшие пораженные гнилью участки перекрытия на новые деревянные.

По этим критериям некоторые дореволюционные дома даже лучше довоенных. Нормы соцстроительства были существенно облегчены, по сравнению с дореволюционным. Например, дореволюционные доходные дома часто строили в три кирпича в подвале и на первом этаже… А довоенные — когда в три, а когда даже и в два, и в один, смотря для кого предназначался дом и сколько в нем было этажей… Многие рабочие жилмассивы 1930-х строились на скорую руку, с использованием плохого кирпича и плохой стали. Стены в таких домах (Авиамоторная, Усачевка, Поселок Буденого) — тонкие. Это значит, вы не сможете завести балки усиления при капитальном ремонте квартиры, — стены не выдержат.

Совсем просто объясняю: вы не сможете завести в такие стены дополнительные стальные балки, чтобы на него положить новые хорошие перекрытия. Поэтому я бы не стала покупать квартиры в жилмассиве тридцатых годов, если есть выбор купить в современном кирпиче. Но я бы купила квартиру в жилмассиве, если альтернативой по деньгам была бы только панель.

Обращайтесь в МосжилНИИпроект
Как узнать, какая сталь, какие балки держат потолки-полы в приглянувшейся квартире и какой там пирог с перекрытиями (слои, что в слоях, качество дерева)? — А очень просто. Есть такой институт: МосжилНИИпроект. В нем содержатся документы на каждый дом Москвы. Там же есть оценка качества строительства, чертежи, оценка прочности стен и других конструкций. Можно заказать исследование по заинтересовавшему дому и посмотреть, что это за дом. Например, у нас по неопытности появилась идея усилить перекрытия, заведя в стены еще парочку железных балок и положить на них дополнительно что-то свое. Но специалист из этого института, который составлял заключение по нашему дому, отговорил нас.

«Дом, сказал он, строили для блатных. До сих пор нет ни одной трещины в стенах. Стены в три кирпича. Они вынесут любое усиление. Но вам оно не нужно. Ваша сталь в идеальном состоянии. Проблема вашего дома, и всех таких домов именно в стыках с мокрыми местами. Разберите кое-где прогнившее дерево, замените его, и не трогайте дерево над комнатами. Просто пройдитесь противопожарной обработкой. Это хорошая лиственница, она дышит и проживет еще сто лет минимум».

О роли предыдущих жильцов…
В случае нашей квартиры дерево в стыках прогнило только потому, что соседка в 90-х вообще не сделала гидроизоляцию в санузлах и на кухне — просто плюхнула кафель на обычный бетон и разобрала вентканал. После чего регулярно, двадцать лет, лила воду в перекрытие предыдущим хозяевам квартиры. Которые в свою очередь сделали подвесной потолок, и поэтому не всегда могли обнаружить протечки от верхних соседей. Теперь представьте себе, как крепко построен дом, если 20 лет между полом соседки и нашим потолком стояло натуральное не просыхающее болото. И все это в один момент могло рухнуть нам на голову.

На фото выше: этот ад обнаружился у нас под снятым подвесным потолком. Страшно? На самом деле, не очень. Это просто своды Монье, — кирпич с бетоном: в такое состояние они приходят, если двадцать лет лить в них воду, консервируя болото в подвесном потолке.

А так сейчас выглядит отреставрированный нами свод Монье над ванной. Это тот же самый участок, который вы видели на страшной фотографии ранее.

У страха глаза велики
Что же касается боязни пожара в таком доме, отвечу вам так. Пожар это проблема не перекрытий, а контингента. Основная причина пожаров — это алкоголики и деграданты, а вовсе не перекрытия. Современные дома с ж/б перекрытиями горят не намного хуже, чем старый фонд с деревянными перекрытиями. Обработайте деревяшки противопожарной пропиткой, сделайте бетонную стяжку полов, и ваш этаж огонь минует, даже если заместитель мэра будет проводить не санкционированную сварку (как это было в доме у нас по соседству).

Да, конечно, купи я квартиру в новом монолитном доме, всех этих сложностей с разбором трухлявых участков можно было бы избежать. Нет слов: если есть возможность купить пентхаус в новом доме на Патриарших — надо брать. Но квартира, подобная моей, в новом доме на Патриарших или Остоженке, будет стоить 2.5 миллиона. С моим бюджетом я могла рассчитывать, например, Итальянский квартал на Новослободской. Но для меня главное — расположение (мне не нравится район Новослободской, как бы ни нравился сам квартал). Я не была в восторге от планировки — три больших окна на всю квартиру, а сейчас у меня десять! Поэтому, изучив качество дома, я выбрала качественную довоенную постройку, и нисколько не жалею.

На этом фото мы только приступили к разбору потолка в старом доме. «Что мы купили?! Какой кошмар — переживал муж». И только я сохраняла спокойствие. Того, кто прожил всю жизнь в старом фонде Питера, не страшит гнилой потолок.

А так выглядят наши перекрытия в самых проблемных местах сейчас.

ПО ТЕМЕ…
За продвижением ремонта можно следить в Instagram Божены.

Каждый из нас хотя бы раз бывал в типичной древне средней полосы России, ещё не испорченной сайдингом и металлопрофилем, в такой деревне, где сохранились палисадники и небольшие, практически одинаковые, деревенские домики смотрят своими тремя оконцами на широкие сельские улицы. Внешнее сходство построек неслучайно: устоявшиеся традиции строительства, отсутствие ассортимента стройматериалов и одинаковый достаток не слишком располагали к воплощению индивидуальных архитектурных проектов.

Интересный факт: в 1944 году правительство решило систематизировать знания по части строительства сельских деревянных домов и разработало «Типовой проект жилого дома колхозника», пояснительная записка к которому была недавно опубликована Государственным архивом Псковской области. Документ весьма любопытный и познавательный и даже дающий намёк ответа на вопрос: почему сельское население страны советов начало сокращаться.

Строительство типовых домов предполагалось в лесных регионах БССР и средней полосы РСФСР. Напомним, на дворе стоял 44 год – конец войны, разруха, и жилой фонд необходимо было восстанавливать. И правительством был выбран самый экстенсивный путь – взять типовую избу, история которой насчитывает пару сотен лет, и описать её, с точки зрения конструктива, не привнеся ничего нового. Ни о каких инженерных коммуникациях, удобствах планировки или использовании древесины глубокой переработки речи не шло: дом однокомнатный – стены рубленые.

Планировка

Первое, что обращает на себя внимание, это планировка. Жилая площадь дома состояла из одной комнаты 26 кв. м. Если верить рассказам бабушек, а не верить им нет оснований, в сельских семьях того времени было много детей, кроме того, под одной крышей с семьёй часто жили и старики. Таким образом, в одной комнате предполагалось проживание 3-х поколений в количестве 8–10 человек.

В целом же экспликация дома включала 11 помещений. Это уже упомянутая жилая комната, холодные сени, кладовая, тоже очевидно холодная и крыльцо-терраса. А дальше начинается интересное. По мнению разработчиков, советский колхозник середины XX века должен был жить под одной крышей с домашними животными и это не кошки или собачки. В доме было запланировано помещение для птицы, помещение для коровы и помещение для мелкого скота. Отдельного описания заслуживает уборная. Она должна была располагаться в пределах постройки для животных, аккурат между коровой и домашней птицей. Это очень удобно и цивилизовано – не нужно бежать по морозу или под дождём в отдельно стоящий на участке нужник. А так и до ветру сходил относительно комфортно и скотину проверил.

Фундамент

Несмотря на то что строительная индустрия того времени уже давно использовала цемент, бетон и кирпич, фундамент крестьянского дома планировался деревянным в виде брёвен-стульев с заглублением не менее 125 см. Стулья перед установкой на их место необходимо было обжигать на медленном огне или осмаливать горячей смолой. Осмолке также подвергались брёвна забирки, которыми заполнялись промежутки между стульями ниже уровня стен. Отдельно выполнялся фундамент под русскую печь. Его делали в виде небольшого бревенчатого сруба, также устанавливаемого на стойках-стульях.

Стены и кровля

Стены избы представляли собой классический сруб в обло. Проектом предусматривалось использование бревна диаметром 22 см для жилых помещений и 18 см для сеней и надворных построек. Из тонкого бревна также рубились стены подполья для хранения картофеля или овощей.

Стропильная система выполнялась из круглых брёвен с ригелями из пластин, обрешётка должна была делаться из еловых жердей, а кровля покрывалась тёсом.

Пол и чердачное перекрытие

В крестьянском доме проектом предполагалось и утепление. Так чердачное перекрытие выполнялось из деревянных пластин по бревенчатым балкам, отёсанным на 4 канта. Для понимания, деревянные пластины – это напиленные в размер необрезные доски с тёсаными краями и с индивидуальной геометрией. Потолок набирался из таких досок путём подгона и подтёсывания соседних граней. Со стороны чердака по доскам выполнялась глиняная замазка – 2 см с последующей засыпкой смесью из сухой земли и соломы, толщиной 15 см.

Чистовой пол – это единственное место в доме колхозника, где использовалась доска, толщиной 4 см. Доска была необрезной и подгонялась друг к другу путём обтёсывания кромок. Конструкция пирога пола выглядела следующим образом: черновой пол из горбыля, поверх него глиняная замазка 2 см, затем засыпка 5 см и чистовая доска.

Окна, двери, печь и элементы декора

Проект включал детальное описание конструкции окон и дверей, а также содержал раздел, посвящённый наружной отделке дома.

Окна – с двойными переплётами. Внутренний, он же зимний, был глухим и на лето вынимался из рамы.

Дверь входная «одностворчатая на шпонках плотницкой работы». Интересный момент: высота входной двери по проекту составляла 185 см, что довольно низко. Этот стандарт обусловлен необходимостью сохранения тепла в избе, которая отапливалась русской печью.

Об отоплении следует сказать отдельно. Проектом предусматривалась русская печь улучшенной конструкции, именуемой в народе «теплушкой». Традиционная русская печь не обогревала пространство избы ниже уровня 70-80см, то есть ниже подшестка. В подпечье хранились различный инвентарь или суточный запас дров. В улучшенной конструкции нижний сектор также давал тепло, что существенно повышало КПД и длительность поддержания температуры.

Любопытным моментом проекта являются рекомендации по декорированию избы, которые включали в себя подробные размеры резных наличников и ставен, деталей ограждения террасы и украшения фронтонов.

Смета

Не менее интересным в данном проекте был раздел, озаглавленный «количество необходимых материалов и рабочей силы, потребных для постройки жилого дома», только «еров» и «ятей» не хватает. Так, для постройки требовалось 62 кубометра кругляка, 4 с лишком куба жердей, 9 кубометров глины и 3 песка, 0,4 тонны соломы, 31 кг кованых железных изделий, 14 квадратных метров стекла и прочих материалов на сумму 609 рублей и 93 копейки. Вся рабочая сила учитывалась в человеко-днях. Для постройки дома требовались землекопы, плотники, конопатчики, печники, столяры и подсобные рабочие итого 620 человеко-дней.

В качестве итога

Документ, безусловно, представляет собой увлекательное чтиво, которое прекрасно заполнит пару-тройку часов вашей жизни и позволит представить себе суровые будни труженика села времён развитого социализма.

P.S. И только дописав эту статью, я вдруг отчётливо осознал, что мой деревенский дом 70-х годов постройки, который я использую как дачу, построен по точно такому проекту. Скотного двора уже нет, и нужник стал более комфортабельным, но под шифером по-прежнему лежит дранка по еловым жердям, а потолок утеплён смесью земли и соломы. Дом поднят на кирпичный фундамент, но за 12 лет я так и не привык нагибаться, входя в избу и постоянно бьюсь головой о притолоку. А ещё в этом доме удивительная атмосфера спокойствия и безмятежности, и нет никакого желания ни перестраивать его, ни модернизировать.

Как вы считаете, такой проект приживется сейчас? Напишите в комментариях!

Друзья, нас уже больше 70 тысяч! Поставьте лайк, подпишитесь на канал, поделитесь публикацией — мы работаем , чтобы вы получали полезную и актуальную информацию!

"А вот раньше - все просто было в деревне - дома давали колхозы или строили сами простые дома без изысков, зато быстро, недорого и надолго".

Дом 50х годов постройки. Село Терновка, ул. Центральная 2007 год. Семейное фото напротив нашего деревенского дома. @ Горбунов Сергей

Дом 50х годов постройки. Село Терновка, ул. Центральная 2007 год. Семейное фото напротив нашего деревенского дома. @ Горбунов Сергей

Вот я и решил узнать, как строили свой дом мои бабушка с дедушкой (с маминой линии), которые жили в Центрально-Черноземном районе, а точнее с. Терновка Воронежской области.

В общем бабушка, когда вышла замуж за деда - перешла жить к мужу, который тогда жил сам в родительском доме вместе со своей семьей - моей прабабкой и двумя братьями.

Молодые решили строить дом рядом с родительским, благо купили за недорого участок со стареньким домом по соседству.

Леса в деревне не было, кирпича тоже - вокруг поля. Поэтому дед поехал работать по найму трактористом на Вологодчину. Работал он там около года. За работу ему заплатили лесом, который по железной дороге доставили уже в деревню.

Но бабушка говорила, что лес пришел не очень хороший: она называла его "плывун".

К слову сказать, дом уже в мое время немного покосился, из-за того, что нижние венцы прогнили. Что послужило причиной, - ошибки строителей или качество материала, - сейчас сказать сложно.

Тогда самой прогрессивной планировкой был дом "пятистенок", когда в доме было две комнаты: зал и сени.

Это в тему современным запросам людей, когда им дома в 200 квадратов не хватает. Причем в семье обычно двое детей как минимум, а трое как стандарт. И ничего, и без детских комнат обходились чудным образом, без отдельных спален и трех туалетов.

Из этого дерева и стали строить дом. Но строили тогда не сами, а нанимали плотников, почему-то их называли "деляги".

Сами тогда никто не строил - все были заняты на работе. Дед работал тогда на тяжелом тракторе в МТС (механизированно-тракторная станция), фактически весь весенне-летне-осенний сезон проводил на работе, а зимой в гаражах ремонтировали технику, готовили к посевной.

Это было еще в те времена, когда МТС не принадлежали колхозам и были самостоятельным структурным подразделением.

Это сени. Сзади меня основная печь, на которой готовили еду. Справа вход в зал, та еще одна печь поменьше. @ Горбунов Сергей

Это сени. Сзади меня основная печь, на которой готовили еду. Справа вход в зал, та еще одна печь поменьше. @ Горбунов Сергей

Печку также им ложил "деляга", а точнее две печки - одна была в зале, другая в сенях (или кухне по-нашему). Крышу крыли из железа. Часть железа взяли со старого дома на купленном участке, а часть докупали.

Фасад дома обшивали "дранкой и обмазывали глиной, а потом белили. Естественно побелку надо было после каждого весеннего сезона обновлять.

Обмазывали глиной дом сообща с родственниками и соседями, этот процесс называли почему-то"пожинки", когда вместе сообща работали, а потом устраивали "стол" работникам.

Это наш дом, еще не отделанный "щелевкой". Что за праздник отмечают у дома мне неизвестно. @ Горбунов Сергей

Это наш дом, еще не отделанный "щелевкой". Что за праздник отмечают у дома мне неизвестно. @ Горбунов Сергей

Потом появилась "шелевка" - облицовка из мелких обрезных деревянных досок - в таком виде фасад дома дошел до наших дней. Шелевку раз в несколько лет необходимо было красить.

Дом был удачно расположен рядом с оврагом по которому тек ручей. У подножия оврага был родник, откуда брали воду, а в пойме оврага распахивали огородик, где сажали овощи - благо вода была рядом - из ручья.

Потом бабушка устроилась на сезонные работы в лесной кардон - работа была такая - валить деревья. Но за работу можно было выписать лес - из которого уже были пристроены крыльцо и надворные постройки. Эти постройки дед уже возводил самостоятельно.

И тут я спросил у мамы про колхозное жилье: было ли такое? Оказалось, что строить кирпичные колхозные дома стали значительно позже, в брежневские времена, а до этого особо с колхоза ничего не получали, кроме того что должны были указывать все свои садовые насаждения и живность.

Даже яблони не сажали, так как на них был большой налог. В основном в домашнем хозяйстве сеяли картошку, овес, огурцы, помидоры и капусту.

К чему я это все рассказал?

Чтобы ответить как можно реалистичнее на вопрос, поставленный в начале статьи: возможно ли было построить качественный дом в то время?

Конечно построить было дом можно, но это было намного трудозатратнее чем сейчас: не было ни материнского капитала, ни льготной ипотеки.

Да и качество построенного жилья зависело не только от "мастерства" и желания плотников, но и от самого строительного материала, выбор которого был невелик, а стоимость высока.

Да и по качеству проживания деревянный дом не сильно отличался повышенным комфортом - стены и окна продувались, а печь давала лишь локальное тепло.

Уже в 70-е годы стала проводиться социальная политика, когда колхозы действительно стали оказывать помощь в приобретении или строительстве жилья для работников, а до этого было все очень трудно.

А вот домик моих прадедов довоенной постройки. Прадед был плотником, и сделал дом на совесть - стоит в таком виде по сей день. @ Горбунов Сергей

А вот домик моих прадедов довоенной постройки. Прадед был плотником, и сделал дом на совесть - стоит в таком виде по сей день. @ Горбунов Сергей

Времени на строительство и доступа к знаниям по плотницкому делу или монтажу печного отопления также не было. Работали все в колхозах на государство, а "трудоднями" не пообедаешь: надо еще держать подсобное хозяйство, чтобы выжить.

Вот и размыслил я, что повезло мне, - живу в те времена когда есть любой строительный материал на выбор, есть доступные технологии, есть доступ к любой информации. Только не ленись.

А вы как считаете, в какие времена свой частный дом был наиболее доступным в строительстве? Напишите свое мнение в комментариях?

Друзья , если вы давно читаете мои статьи, но еще не подписаны, то есть отличный повод подписаться на канал Сергей Горбунов в Яндекс.Дзене , чтобы не пропустить новые публикации и поддержать канал подпиской. Спасибо за прочтение!

124,27 КБ


Маркса, 10а. Возможно, это дача дореволюционной постройки

104,76 КБ


Грабина, 6а. Типичная довоенная деревянная двухэтажка

83,08 КБ


Грабина, 4б. Тридцатые и шестидесятые…

132,24 КБ


Ленина, 35. Один из домов большого деревянного квартала, построенного на рубеже 1920-30-х гг.

159,29 КБ


Чапаева, 5. Судя по всему, это один из немногих домов, уцелевших от большого поселка на востоке города, построенного в середине 1940-х гг. По данным А.В. Рогачева, проектировали его сотрудники Центрвоенпроекта архитекторы Б.Г. Бархин, В.В.Яновский и инженер П.Х.Богомолов.

Помимо представленных зданий, по окраинам Королева сохранилась обширная дачная застройка. Из регулярных поселков, кроме бархинского, стоит упомянуть поселок из финских домов на юге города, в районе улиц Пушкина и Огарева.

Довоенный сталинский стиль

155,36 КБ


Улица Грабина, 3/1. Дом с галереями, построенный во второй половине 1930х. Это архистильное здание ныне стоит полупустым, боюсь, что скоро его изначальный облик может измениться…

63,82 КБ


Этот же дом со стороны двора

Довоенная сталинская архитектура, естественно, не ограничивается одним этим домом - он лишь самый яркий из всех. На той же улице Грабина есть еще несколько довоенных домов: 5, 7 и 9/1. Есть они и в Костино, и в основной части Подлипок.

Послевоенный сталинский стиль

118,71 КБ


Улица Суворова, 3-6. Эти необычные двухэтажные дома также построены по проекту Б.Г. Бархина.

120,49 КБ


Улица Суворова, 4. Не правда ли, очень похоже на дом с улицы Чапаева?

140,15 КБ


Еще один дом того же автора.

109,32 КБ


Улицы Маркса и Фрунзе. Квартал уютных двухэтажных домов, построенных по проекту архитектора Н.Г.Рябцева.

152,12 КБ


Фрунзе, 10.

130,28 КБ


Циолковского, 17/21. Угол здания

113,85 КБ


Циолковского, 17/21. Вид со двора

82,47 КБ


Циолковского, 17/21. Боковой фасад

101,77 КБ


Циолковского, 16/23.

96,60 КБ


Циолковского, 18.

122,65 КБ


Макаренко, 5. Простенькая двухэтажка. Проект, как мне кажется, довоенный, но выстроена она уже вскоре после войны.

126,42 КБ


Проспект Королева, 14а. Центр внешкольной работы. Это единственный остаток застройки 1950-х в этом квартале

119,48 КБ


Агитплощадка рядом с ним.

Жемчужина послевоенной сталинской застройки - улица Циолковского в центре Подлипок. Не менее замечательны малоэтажные ансамбли на улицах Кирова-Фрунзе и Суворова. В городе есть немало других построек (или их остатков) той эпохи: двухэтажки на улице Декабристов, крупный дом культуры на улице Дзержинского (кстати, в нем состоялось последнее выступление Владимира Высоцкого) и др.

97,32 КБ


Трасса Акуловского водоканала, разрезающая город пополам

64,54 КБ


Памятник человеку, чье имя носит город

113,25 КБ


Горького ул. Необычная труба конца 1950х гг.

76,96 КБ


Изображение серийного Буратины на заборе в Вокзальном проезде

112,04 КБ


Угол улиц Маркса и Циолковского зимним вечером

Впервые я попал в Подлипки восьмилетним, в июне 1983 года, когда меня отправляли в пионерский лагерь в Анапу. Родители подняли меня на рассвете, долго везли сначала на автобусе до "Варшавской" (серой ветки метро еще не построили), потом от Ярославского вокзала - на электричке. Я никогда не ездил по этой дороге и меня удивляло обилие непривычных кругломордых составов и надписи на кабинах - Монино, Софрино, Александров…
Мы вышли на станции (родители называли это место Болшево), перешли площадь, и некоторое время пошли по тенистым улицам, застроенным невысокими сталинскими домами.

Детей собирали на просторной залитой солнцем площади у дворца культуры. Синева неба, зелень деревьев, дома со светлыми стенами и красными крышами - это все что мне запомнилось от того утра. Потом нас везли на автобусах, сажали в плацкартные вагоны, везли в них…
Калининград же остался в памяти как советский город-сказка: такие я видел только в фильмах, а известные мне тогда районы Москвы и Истра на него совсем не походили…

Еще одно сильное впечатление от города я получил в середине 1990-х, когда в один из жарких летних дней я решил найти ту самую площадь.
Окрестности станции "Болшево" и проспект Королева показались мне удаленным брежневским районом Москвы, при этом удачным в архитектурном отношении. Каких-либо намеков на сталинскую застройку я тогда в той части города не обнаружил.
А улица Циолковского в Подлипках просто поразила меня: причудливо украшенные сталинские дома, высокие тополя и тени на стенах домов. Все это напоминало скорее южный курорт, а не промышленный подмосковный город…
Площадь у дома культуры на Октябрьской улице я едва опознал: она выглядела довольно скромно и совсем не напоминала сказочный Калининград времен моего детства. Честно говоря, я до сих пор точно не уверен, в какой части города мне довелось побывать в далеком 1983-м: у ДК в Подлипках или все-таки у ДК в Костино…
Пройдя по пятиэтажным "черемушкам" и выйдя на окраину, я попытался пройти от города до Москвы через Лосиный остров, но потерпел фиаско: путь мне преградили огромные озера-болота, из которых берет начало река Яуза. Карты у меня, как всегда, не было, поэтому идти пришлось ориентируясь по солнцу, по весьма диким, без натоптанных тропинок, местам. Встретив по пути змею или ужа (не вглядывался), наглядевшись на огромное количество птиц, я вышел из этого дикого уголка в районе Мытищинского лесхоза и в Москву возвращался уже из этого города.

С тех пор я неоднократно бывал в Королеве в разные времена года, ходил по главным и второстепенным улицам, заглядывал во дворы, искал и находил необычные здания… И все же первые два визита - город-сказка и город-курорт - произвели на меня наибольшее впечатление.

Читайте также: