Деревянное резное украшение над окнами дома

Обновлено: 02.05.2024

Находите правильные ответы и решения для кроссвордов в группе 340 раздела «На дворе 70-е» в игре «CodyCross». На этой странице вы сможете посмотреть ответ для любого задания в группе 340.

Мы решаем кроссворды «Коди Кросс», чтобы поделиться с нашими посетителями правильными подсказками. Ответы на все пазлы в группе 340 уже разгаданы. Если вы застряли и не знаете как пройти один из уровней в группе 340, если вам нужны подсказки для решения кроссворда, если вы не можете отгадать ответ для решения пазла - смотрите наши подсказки.

Ответы на все пазлы в группе 340 «CodyCross»

Пазл 1

Чувство неприязни
Ответ: АНТИПАТИЯ

Краткосрочная аренда автомобилей в городе
Ответ: КАРШЕРИНГ

Знаменитый телецентр с башней в Москве
Ответ: ОСТАНКИНО

Искажение в оптических системах
Ответ: АБЕРРАЦИЯ

Начальник войск крепости или укреплённого района
Ответ: КОМЕНДАНТ

Получение лекарств при помощи колоний бактерий
Ответ: БИОСИНТЕЗ

Твёрдый стебель капусты
Ответ: КОЧЕРЫЖКА

Деревянное резное украшение над окнами дома
Ответ: ЛАМБРЕКЕН

Консервативные тенденции в искусстве
Ответ: АКАДЕМИЗМ

Анализ сыворотки крови
Ответ: СЕРОЛОГИЯ

Рок-группа с Сергеем Шнуровым во главе
Ответ: ЛЕНИНГРАД

Украинский город, известный из-за аварии на АЭС
Ответ: ЧЕРНОБЫЛЬ

Пазл 2

Нежелание делать что-либо, безразличие ко всему
Ответ: АПАТИЯ

Столица Армении
Ответ: ЕРЕВАН

Аргентинец, исследовавший Патагонию
Ответ: МОРЕНО

Палисад или штакетник
Ответ: ОГРАДА

Большой кусок хлеба (разг.)
Ответ: КРАЮХА

Разрушитель памятников культуры
Ответ: ВАНДАЛ

Измеритель сопротивления электросети
Ответ: ОММЕТР

Дочь кипрского царя Кинира и Кенхреиды
Ответ: СМИРНА

Перспективное изображение предмета
Ответ: РАКУРС

Поэт, автор сборника стихов Книга образов
Ответ: РИЛЬКЕ

Небольшие верёвочки в обуви
Ответ: ШНУРКИ

Имя американской актрисы Баллок
Ответ: САНДРА

Злыдень из скандинавских сказок
Ответ: ТРОЛЛЬ

Пустыня с очень сладким именем
Ответ: САХАРА

Большое сито или решето
Ответ: ГРОХОТ

Японская числовая головоломка
Ответ: СУДОКУ

Пазл 3

Лиственная роща c деревьями одной породы
Ответ: ДУБРАВА

Единственный, кто имеет право вскрыть письмо
Ответ: АДРЕСАТ

Расы, населяющие Азерот в World of Warcraft
Ответ: СОЮЗНЫЕ

Дед Одиссея
Ответ: АРКИСИЙ

Объединение двух или более предприятий
Ответ: СЛИЯНИЕ

"Говорить" на языке уток и селезней
Ответ: КРЯКАТЬ

Удалец из русских сказок, добрый __
Ответ: МОЛОДЕЦ

Согласно известной фразе, их бьют бездельники
Ответ: БАКЛУШИ

Тайное соглашение о свержении власти
Ответ: ЗАГОВОР

Травлёный юмор
Ответ: АНЕКДОТ

Именем этого древнего царя называют мудрое решение
Ответ: СОЛОМОН

Она бывает серной, азотной и лимонной
Ответ: КИСЛОТА

Кавказский кафтан с высоким воротником
Ответ: АРХАЛУК

Пазл 4

Путешественник, имя которого получила Америка
Ответ: ВЕСПУЧЧИ

То же, что и набросить
Ответ: НАКИНУТЬ

Сицилийское овощное рагу из баклажанов и томатов
Ответ: КАПОНАТА

Старинная метательная машина
Ответ: КАМНЕМЕТ

Сборник текстов известных песен
Ответ: ПЕСЕННИК

Четырёхгранник с гранями в форме треугольников
Ответ: ТЕТРАЭДР

Для этой детской игры нужны асфальт и мелок
Ответ: КЛАССИКИ

Спиральный японский орнамент
Ответ: ТЕККОМОН

Воин из ближайшего окружения Ивана Грозного
Ответ: ОПРИЧНИК

Серия Бондианы, в которой в 3-й раз сыграл Крэйг
Ответ: СКАЙФОЛЛ

Сыграла Свету Букину в сериале
Ответ: САГАЛОВА

Запятнанная собака
Ответ: ДАЛМАТИН

Первый аппарат для записи и воспроизведения звука
Ответ: ФОНОГРАФ

Орган у млекопитающих, в котором развивается плод
Ответ: ПЛАЦЕНТА

Крупнейший из Канарских островов
Ответ: ТЕНЕРИФЕ

Славянский бог Солнца
Ответ: ДАЖДЬБОГ

Пазл 5

Встреча на высшем уровне
Ответ: САММИТ

Комната №00
Ответ: ТУАЛЕТ

Патологический процесс в зубах
Ответ: КАРИЕС

На склоне этой горы находится город Сан-Марино
Ответ: ТИТАНО

Помогает навести оружие на цель
Ответ: ПРИЦЕЛ

То же, что и филон, лодырь
Ответ: ЛЕНТЯЙ

В какой рыбе спрятался звук ломающейся ветки?
Ответ: ТРЕСКА

Матрос, спасший Максимку в одноимённом фильме
Ответ: ЛУЧКИН


В целом, те наличники, которыми мы привыкли восхищаться, массово появились примерно в середине 19-го века, когда стали доступными не только оконное листовое стекло (и в деревенских домах появились высокие прямоугольные окна), но и инструменты для тонкой обработки дерева.



Как раз и самый декоративный и привычный нам стиль наличников, с прорезным узором, пошел из 19-го века.



Соответственно, и окна в деревянных домах были совсем небольшие, узкие горизонтальные с задвижками или квадратные «красные» окна со ставней. Наличников таким не требовалось, поскольку конструктивно наличник понадобился, когда в окнах появились рамы, и надо было закрыть щель между рамой и стеной.



Обрамление квадратного "красного" окна называлось "окосячка", а само такое окно - косящатое. Вот так примерно выглядели деревенские окна вплоть до 17-го века, только стекол почти ни у кого не было.

Как ни странно, хотя на Руси резьба по дереву была одним из традиционных промыслов, и мастерство резьбы было высочайшего уровня, деревенские окна практически не украшались (ведь и без наличника можно было как-то обозначить окно – но окна были самыми простыми).



"Царское место" (трон) в Успенском соборе Московского Кремля (середина 16-го века) - пример мастерства русских резчиков по дереву. Однако делать резные деревянные обрамления окон в то время было не принято.

Очень редко и скупо украшались и окна каменных храмов – в русской традиции было делать в стенах храмов узкие высокие проемы-прорези, редко с рамкой, чаще – без всяких украшений.



Храм Иоанна Предтечи в Коломне, старая часть с окнами-прорезями датируется 14-м веком.

Поэтому предположения, что традиционный декор окон (и карнизов) идет от стремления людей «защитить красотой» те места дома, куда может проникнуть нечистая сила, основаны на совсем недавних примерах декора. В строениях до 17-го века окна, вероятно, никак не украшались, как ни удивительно это звучит сейчас.

Хотя в европейской традиции как раз украшенные по периметру окна, это прослеживается от античных строений, окна украшались и во времена готики, и, конечно, в эпоху Возрождения.



Остатки римского дома (1 век н.э.), Верона

В Россию каменный оконный декор в виде «резного» узора принесли итальянские архитекторы, например, Петр Франциск Анибале, построивший шатровую церковь Вознесения в Коломенском. Этот храм - один из первых примеров резных декораций по периметру окон в европейском стиле, и это начало 16-го века.



Шатровая церковь Вознесения в Коломенском

В 16-17 веках применение каменного декора вокруг окон стало общим правилом, и в строительстве храмов, и в городской архитектуре, перенимавшей европейские стили. Дальше, вероятно, украшение окон пошло «в народ» - в селах строились храмы с каменной резьбой вокруг окон, крестьяне начали тоже украшать окна изб, у кого была возможность.



Стена Крестовоздвиженского собора в Соликамске, конец 17-го века - декор обрамления окон к концу 17-го века стал очень разнообразным

Замечено, что в местности, как правило, преобладают один-два стиля наличников, то есть можно говорить о муромских или суздальских наличниках, и даже о стилях отдельных сел, например, в Подмосковье славится Хорлово. Это свидетельствует о том, что люди перенимали у ближайших соседей, в местном храме или усадьбе стиль декора и дальше творили плюс-минус в рамках этого направления.



Интересный дом (Брянская область) - у него декором выделена центральная часть, три центральных окна отличаются наличниками арочной формы и отделены узором-полуколонной. Это отражение архитектурного приема раскреповки, когда часть стены выдвигается вперед (характерно для барокко) - то есть вот так "в народ" перетекло копирование какого-то барочного особняка, но в упрощенном виде.

Очень интересные резные дома можно найти в Сибири, там народ жил побогаче и мог нанимать хороших мастеров для украшения своего жилища. Но эти красивейшие наличники – второй половины 19-го века и позже.



На юге и на Украине, где не строили деревянных домов, а жили в мазанках, не появилось и деревянных наличников, но зато рамы раскрашивались.

Удивительно, что в тех странах Европы, где много деревянных строений, Швеции, например, резной красоты на окнах не придумали. То есть, хотя идея декора вокруг окна и пришла к нам из Европы, развитие и реализация этой идеи в дереве – чисто наше явление, и очень характерная черта русского стиля.



В орнаментах русских резных наличников часто находят «древние», чуть ли не дохристианские символы (вертикальный ромб – символ солнца, горизонтальный ромб – символ пашни и т.п.). На самом деле украшения носят, в общем-то, случайный и фантазийный характер, сильно отличаются в разных местностях, да и в знание древней символики у столяра 19-го века верится с трудом.

Для чего нужны и что означают элементы деревянной резьбы?

Вадим Ковалев

Постоянный автор HOUZZ. Закончил сначала техникум (МАМТ - 1974 г.), затем институт (МИСиС -1982 г.), сдал все кандидатские минимумы, однако диссертацию так и не защитил. Около 25 лет проработал во Всероссийском Институте Авиационных Материалов (ВИАМ) на должностях от техника до заместителя начальника НИО. После чего сменил профессию. С 1997 по 2002 год работал в журнале «Ремонт и строительство», а затем почти 14 лет вел в журнале «Идеи вашего дома» рубрику «Строим дом». С января 2016 г. – независимый журналист.

В предыдущей части мы рассказали о строении бревенчатой избы и ее крыши, которую старались предохранить от разрушения с помощью легко заменяемых элементов (первоначально даже без каких-либо украшений). Теперь настало время поговорить о символах и орнаментах резьбы.

Все схемы в статье: © Вадим Ковалев; фото 2, 3, 5, 7, 9: @iduismotru

На современных домах можно увидеть разве что самые распространенные символы — то ли дело орнаменты и фигурная резьба, которыми украшали старые избы XVIII-XIX веков.

Чтобы оградить дом и семью от напастей, насылаемых недобрыми силами, мало было крепко запереть избу и закрыть ставни. Дом защищали и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. Сперва это были простые засечки и зарубки на косяках дверей и окон, консолях, столбах опор. Позже они превратились в декоративные орнаменты, а затем и в фигурные изображения, символизирующие солнце, плодородие, различных божеств и персонажей сказок и легенд.

Орнаменты и фигурки служили оберегами, охранявшими очаг и всех живущих в доме от невзгод. И, кроме того, прославляли силы природы, в первую очередь — земное плодородие. Наносились эти символы в определенных местах и в определенном сочетании. Это было своего рода пожелание счастливой жизни не только хозяевам дома, но и потомкам, которые будут жить здесь.

Например, внутри дома резьбой покрывалась матица — главная срединная потолочная балка (иногда таких балок было несколько), на которою опирались образующие потолок плахи (расколотые пополам бревна). Затем — печные столбы в центре избы и массивные опоры для двух балок-воронцов, расходящихся от них под прямым углом.

Магическими изображениями обрамлялись все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые силы, — резные элементы помещались на воротах, вокруг окон, дверей, на щипце крыши и даже внутри жилища (на тот случай, если нечисть все же проникнет в дом).

Символы в резьбе
На внутренних и внешних резных элементах присутствовали символы солнца, огня, воды, земли, плодородия и многие другие. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Солярные символы
Связаны с солнечными светлыми богами — Даждьбогом, Сварогом и Хорсом, представляющим силы Прави (верхнего небесного мира в славянской мифологии). Свастику называли коловрат («коло» — круг, кольцо, колесо), или солнцеворот. Этот знак бывает статическим и динамическим. Статическим считается тот, у которого «лучи» расположены строго по вертикали и горизонтали.

Громовой знак — заключенный в круг шестиконечный крест. Знак олицетворял солнце, которое было колесом от колесницы бога неба — Перуна. Этот «добрый» солнечный символ выражал идею ясного дня и безоблачного неба, а в грозу или бурю должен был оградить дом «от грому», то есть от удара молнии и страшного пожара (поэтому знак старались расположить под самым коньком).

Восьмилучевой коловрат — знак Сварога, бога-творца и одновременно бога мудрости. Считалось, что именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога) и даровал им многие предметы, в том числе — металл и плуг. Знак Сварога — символ мудрости и высшей справедливости.

Знаки солнца в виде розеток — существовало множество их вариантов, где лепестки ассоциировались с лучами солнца. Чаще всего солнце изображалось в виде большого цветка или цветочной розетки.

Солнце в зените может быть показано полукругом, дугой вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями. Знак солнца ставился над проемами в стенах дома — окнами, дверями, слуховыми окошками и т. д.

Крест — тоже солярный символ. Многие считают его христианским знаком, однако, это далеко не так. Крест — символ жизни, неба и вечности. Правильный (равноконечный) крест также символизировал взаимодействие двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Он считался и примитивной моделью Мирового древа, где вертикальная черта — Мировое древо, а горизонтальная — мир Яви. Соответственно, над горизонтальной чертой на Древе расположен верхний мир Прави, под ней — нижний мир Нави (ассоциировался с подземным огненным царством).

Символика огня
Огонь для язычников был сакральным явлением, с которым связаны представления об огне земном (в том числе жертвенном) и небесном. Говоря о последнем, изображали огонь небесной кузни Сварога (где огненный меч служил символом справедливости и Прави), а также огонь Нави, на котором, как и в христианских верованиях, поджаривали грешников.

Символы земли, природы и плодородия
Макошь, мать-земля, матушка-природа… Почему так говорят? Наши предки-язычники называли землю матерью — именно она подательница всех благ. Богиней Земли, плодородия и судьбы была Макошь. Ее имя образовано из двух корней: «ма» — мать и «кошь» — кошелек, хранилище богатства.

На многих орнаментах богиня в одной руке держала рог изобилия, в другой — клубок нити-судьбы. Эти нити пряли для Макоши ее сестры — Доля и Недоля: первая — счастливую судьбу, вторая — несчастную.

Берегиня фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяла женское начало. Это один из самых популярных образов на резных наличниках. Иногда эта фигурка определяется четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей.

При желании ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Также можно увидеть стилизованные изображения женщин с оленями по бокам: с поднятыми ладонями — Макошь, с опущенными — Лада.

Символика плодородия представлена очень характерным узором. Это ромб или квадрат, обозначающий маленькое поле. Он разделен на четыре части, символизирующие лунки для семян. Если в маленьких ромбиках есть точки, это значит, что поле засеяно, если ромбики пусты — еще не засеяно.

Тему плодородия иллюстрирует и растительный орнамент, изображающий ростки, в виде стилизованной буквы «Ж» — в славянской азбуке она именовалась «живёте».

Лес изображали как несколько схематически нарисованных деревьев. Сосну считали светлым деревом веры и магии — деревом Прави. Ель — дерево темное, дерево Нави (помните поговорку: «В сосновом лесу — молиться, в березовом — веселиться, а в еловом — удавиться»?). Однако ель, перевернутая ветками вверх, служила пассивной защитой — руной богини Макоши.

Мировое древо означало ось мира, которая держит на себе все его силы: в корнях расположился нижний мир Нави, у ствола — Яви, в ветвях — верхний мир Прави.

Цветок папоротника — огнецвет. Известный символ, с которым связана легенда: папоротник в ночь на Ивана Купалу выпускает цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Символы воздуха и пространства, а также союза двух начал
Стрела — основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Наши предки-оружейники знали законы аэродинамики, которые позволяли создавать стрелы и луки, поражающие врага на расстоянии 250 м. Две стрелы в резьбе — это восходящие и нисходящие потоки воздуха.

Пространство тоже изображалось при помощи стрел — четырех или восьми. Они характеризуют сущность пространства: север (зима), юг (лето), запад (ночь) и восток (день). Круг, проведенный по этому кресту, означает единство элементов.

Тема единения и конфликта противоположных сил — одна из главных в резьбе знаков. Это и дуальная пара верхнего и нижнего миров Правь-Навь, и день с ночью, и, наконец, мужчина и женщина.

Символы воды
Вода — то, что дает жизнь всему живому. От небесной воды зеленеют травы и леса весной, благодаря ей все цветет, плодоносит и колосится, а не засыхает. Поэтому в резьбе присутствуют волнообразные узоры («небесные хляби»), располагающиеся в верхней и нижней частях фасада дома, а также бегущие вертикальные ручейки — в основном на боковых полках наличников. Можно увидеть также знаки дождя, капли и т. п.

Речную воду, которая пришла из-под земли (из ключей, родников), изображают в виде волнистых горизонтальных полос. В древних мифах и сказках фигурирует еще одна река — огненная. Она разделяла Правь и Навь, а стерегла эту границу Баба-яга.

Звериные знаки
Животные и птицы в резьбе что-то символизируют. Например, конь — силу и выносливость, олень — долгую и состоятельную жизнь, птички — праведную душу, ворон — мудрость и т. п. И даже паучку здесь нашлось место — он считается символом настойчивости, терпения и художественного промысла.

Голуби — одна из самых распространенных тем в резьбе. Чаще всего это пары птиц, смотрящих друг на друга. Заклинательный смысл знака: пусть в этом доме живут счастливо и растят детей (дети — произрастающий цветок).

Впрочем, далеко не все украшения можно расшифровать, ведь многие из них делались только для красоты.

Чаще всего фигуры животных изображаются парами, как на фото. Особое место в звериных мотивах занимают змеи, связанные с понятием воды, а значит, и плодородия. Это могут быть извивающиеся или двухголовые змеи-охранители дома. Часто можно увидеть изображения «ужей-господариков»: ужей держали в домах и подкармливали молоком, чтобы они, отпугивая мышей, охраняли посевное зерно.

Поговорим об истории деревянной резьбы, функциональной и смысловой нагрузке отдельных элементов

Вадим Ковалев

Постоянный автор HOUZZ. Закончил сначала техникум (МАМТ - 1974 г.), затем институт (МИСиС -1982 г.), сдал все кандидатские минимумы, однако диссертацию так и не защитил. Около 25 лет проработал во Всероссийском Институте Авиационных Материалов (ВИАМ) на должностях от техника до заместителя начальника НИО. После чего сменил профессию. С 1997 по 2002 год работал в журнале «Ремонт и строительство», а затем почти 14 лет вел в журнале «Идеи вашего дома» рубрику «Строим дом». С января 2016 г. – независимый журналист.

Стоит отъехать на несколько километров от крупного города, как здесь и там начинают встречаться деревянные домики, украшенные резьбой. Какие-то строили чуть не сто лет назад, какие-то срубили недавно и щедро оформили деревянным ажурным кружевом. Красиво, почти как встарь. Почему «почти»? Да потому, что наши предки украшали дом не просто так: в резные украшения вкладывали глубинный смысл, размещая их на определенных участках дома для его защиты.

Эта серия статей адресована тем, кто хочет разобраться в нюансах деревянных украшений на срубах. При подготовке материала я обобщил данные из работ известных ученых Елены и Александра Ополовниковых, Вячеслава Орфинского, Бориса Рыбакова. И моя первая статья о том, зачем исторически нужно было украшать деревянный дом.

Что защищали?
Как это ни странно звучит, но — конструкцию самого сруба.

Сруб, собранный без единого гвоздя, с покрывающей его двухскатной слеговой крышей на самцах (она тоже собиралась без единого гвоздя) — древнейший тип строения, характерный для многих районов России. Детали этой конструкции были продуманны и целесообразны, поэтому каждая изба была почти таким же чудом деревянной архитектуры, как известные деревянные постройки в Кижах.

Дом покоился на огромных камнях или валунах (как раз они и показаны на фото — надо только присмотреться) или на пнях с обожженными в костре корнями, которые назывались «стулья».

Основой строения был сруб (клеть) — простейшая деревянная конструкция. Она состояла из положенных друг на друга венцов (бревен, составляющих один горизонтальный ряд сруба). В углах венца-бревна связывали между собой с помощью врубок. Концы бревен, как правило, выступали за пределы стен — «в обло».

Такая конструкция была теплее, чем срубленная без выпусков — «в лапу». Именно поэтому в срубах, собранных «в лапу», жили лишь очень богатые люди, которым были по карману высокие расходы на отопление.

По вертикали венцы в стене связывали между собой деревянными шпонками-шипами — элементами, которые препятствуют сдвигу бревен, их скручиванию и т.п. Деревянные нагели, которые используют в современном деревянном строительстве, появились позже, когда стали широко доступны сверла по дереву.

Верхние венцы клети имели постепенно удлиняющиеся выпуски. Это позволяло создавать кронштейны-опоры для выпусков крыши над фронтонами. (Чем длиннее выпуск, тем лучше он защищает бревенчатые стены от дождя).

В нижней части клети также создавались венцы с удлиненными выпусками — на них укладывали помост (он назывался гульбище), по которому можно было обойти вокруг дома, чтобы, например, закрыть ставни на окнах. На удлиненных выпусках держался и помост балкона, если он был в доме.

Конструкция безгвоздевой крыши
Схема (на нижнем фото) построена на основе зарисовок, сделанных исследователями деревянного зодчества.

1. Треугольные фронтоны срубов собирались из бревен. Эти бревна образовывали самонесущую конструкцию. Видимо, поэтому их и называли — самцы, а фронтоны — самцовыми.

2. Для прочности оба фронтона связывали между собой продольными бревнами — слегами (решетинами). Слега, соединяющая вершины фронтонов, называлась князевой или коньковой.

3. Кровлю собирали из широких досок, в верхней части которых вытесывали желоб (откуда и название элемента — тесина, а кровли — тесовая).

4. Чтобы доски не сползали вниз, их нижние торцы были уперты в потоки (они же водотечники) — вырубленные из бревна водосточные желоба, закрепляемые в нижней части скатов крыши.

5. Потоки в необходимом положении удерживали курицы или кокоры — врубленные в слеги тонкие еловые стволы, на концах которых имелось искривление в виде крюка. На этом искривленном конце бревна чаще всего вырезалась куриная голова, откуда и произошло название элемента.

6. Верхние торцы тесин обоих скатов кровли прикрывал, а заодно и прижимал к крыше шелом — массивное бревно с выдолбленным снизу углублением. Конец шелома, находящийся над главным (лицевым) фасадом, почти всегда украшался резной фигуркой. Чаще всего это была голова коня, отчего шелом часто называли и называют коньком.

7. Чтобы шелом не сполз на одну сторону, его крепили специальными деревянными шпонками — стамиками, на видимых концах которых вырезались фигуры птиц — как правило, сорок. Есть объяснение и этому названию: сороки никогда не садятся вплотную друг к другу — только на определенном расстоянии.

8, 9. В центре избы в две противоположные стены врубалось мощное бревно — матица (8). Она служила опорой для расколотых вдоль пополам бревен — плах (9), из которых собирался потолок.

10-12. В больших домах силовую конструкцию самцово-слеговой крыши усиливали своего рода фермами, в которых две стропильные ноги — «быки» (10) — опирались нижними концами на лежащее на бревенчатых стенах бревно — перевод (11), и в верхней зоне их стягивали между собой ригелем (12).

Конструкция бревенчатой избы получалась довольно трудоемкой. И ее старались во что бы то ни стало предохранить от преждевременного разрушения.

Как защищали?
Прежде всего старались защитить кровельную конструкцию — с помощью дешевых и легко заменяемых элементов из досок. Чтобы изба выглядела понаряднее и отличалась от соседских, доски эти стали украшать резьбой. Постепенно резьба стала обязательным атрибутом деревянного дома. Но главное, что нужно понять: украшенные резьбой элементы играли не только декоративную, но и практическую роль.

Например, причелины — так называются доски, закрепленные вдоль ската кровли параллельно фронтону — предохраняют торцы врезанных во фронтоны кровельных слег от влаги. При этом стык двух причелин под коньком кровли прикрывали так называемым «полотенцем».


Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками

С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.

Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.

Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.

Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.

Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.

Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора

Словарь терминов

Балясина – небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
Доска торцевая – орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
Доска лобовая (красная доска, платок) – резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
Дымник – деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
Кисть – ажурная конечная часть причелины или полотенца.
Конек – верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
Курица (кокора) – искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
Наличник – обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
Охлупень (охлоп, шелом) – выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
Подзор – резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
Поток (водотечник) – брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
Полотенце – резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина – доска, прикрывающая торцы слег.
Самец (щипец) – самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
Серьга– резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
Слега – горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
Сорока – шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
Ставни – одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.

Материальный вопрос

Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:

Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.

Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.

Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.

Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.

Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.

Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать

Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.

Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.

Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ

Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.

Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.

Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик

Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.

Процесс заказа и монтаж

Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.

Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.

После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.

Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.

Читайте также: