Декоративный бетон для дорожек своими руками

Обновлено: 16.05.2024

Брусчатка, тротуарная плитка, клинкер, натуральный камень – отделочных материалов хватает, но нет предела совершенству, и сегодня все эти поверхности реально имитировать с помощью бетона. Данная технология позволяет в точности воссоздать любую текстуру, при этом физические характеристики покрытия не уступают, но в ряде пунктов превосходят имитируемую поверхность. С основами технологии и важными нюансами помогут разобраться специалисты компании ДОМАСК БЕТОН, они же ответят на самые актуальные вопросы пользователей FORUMHOUSE.

Содержание

  • История возникновения печатного бетона.
  • Сфера применения, достоинства и недостатки печатного бетона.
  • Технология устройства печатного бетона.
  • Ответы профессионалов на вопросы пользователей.

История возникновения печатного бетона

Печатный бетон начали использовать в середине прошлого века, в США. Предприимчивые американцы разработали технологию максимального упрочнения бетонной поверхности и придания ей особых свойств, чтобы взлетные полосы военной авиации служили как можно дольше. Но изобретение быстро оценили подрядчики, занимающиеся градостроительством, и с небольшими усовершенствованиями ввели в обиход понятие декоративного печатного бетона для применения практически на любых объектах.

Печатный бетон , иначе называемый штампованный или пресс-бетон, от обычного отличается декоративным рельефным тиснением, наносимым на поверхность. При этом рисунок может повторять натуральный или искусственный материал, будь то камень, древесина, брусчатка или растрескавшаяся почва. Кроме визуальной привлекательности, печатный бетон характеризуется повышенной износостойкостью, так как в процессе печати используются специальные материалы, а также защитные пропитки и лаки для бетона.

Сфера применения, достоинства и недостатки покрытия

Этот материал универсален – его можно укладывать на различные основания, использовать на улице и внутри помещений. В частной сфере наиболее распространено мощение печатным бетоном садовых дорожек, патио, зон отдыха, отмосток, лестниц, беседок и террас. Он практически незаменим при реставрации, так как позволяет имитировать все стили и материалы, которых сегодня не встретить.

У покрытия нет ограничений, так как оно способно выдержать механические воздействия, автомобильные нагрузки и перепады температур от – 50 до + 50⁰С.

У покрытия нет ограничений, так как оно способно выдержать механические воздействия, автомобильные нагрузки и перепады температур от – 50 до + 50⁰С.

Но, только при условии соблюдения технологии устройства, поэтому будем разбираться.

Печатному бетону нет альтернативы в декорировании горизонтальных поверхностей на улице (дорожки, парковки, отмостки, тротуары, площадки). Это монолитная плита – нет провалов, многообразие текстур и цветов, быстрота монтажа, прочность, долговечность, морозостойкость.

К достоинствам покрытия относятся следующие свойства:

  • Монолитность – за счет отсутствия клеевых швов, получающихся при мощении штучными материалами, полотно не требует регулярной реставрации.
  • Экологичность – как ни избито это понятие, но бетон не содержит химических компонентов, способных при нагревании выделяться в окружающую среду, как это бывает с производными асфальта и подобными покрытиями.
  • Декоративность – как будет выглядеть дорожка или ступени, зависит только от личных предпочтений, большой выбор форм располагает к полету фантазии.
  • Долговечность – монолитное полотно не впитывает влагу, следовательно, не растрескивается при замораживании, красители устойчивы к истиранию и прямым солнечным лучам. Правильно уложенный печатный бетон прослужит не менее 15 лет, а если за ним ухаживать, то и более.

Печатный бетон устойчив к износу и погодным воздействиям, но, как и камень, плитка или брусчатка, легко царапается при соприкосновении с металлом.

Если у машины шипованные колеса, возможно останутся характерные следы.

Кому интересно про печатный бетон. В качестве дорожек – очень неплохо все, а вот на парковке – проблема. С плитой все хорошо, но у меня заезд под навес с поворотом, выезд – аналогично, а машины обе на шипах зимой. В том месте, где передние колеса каждый день поворачиваются – вся поверхность покрыта царапинами. Понятно, что в варианте натурального камня или брусчатки было бы то же самое, но факт остается фактом. Учтите, если будете на площадке крутить рулем и ездить на шипах – нужно выбирать какое-то покрытие типа мелкого гравия на клеевой основе.

Профессионалы предлагают другой вариант решения проблемы, если уж хочется именно такую парковку.

Единственное решение – под колеса залить полосы, шириной 70-80 см, которые в дальнейшем можно будет демонтировать, и залить новые.

И на дорожках, и на парковках, и в любом другом месте покрытие также чувствительно к химическим реагентам, о чем тоже не стоит забывать.

Технология устройства печатного бетона

Несмотря на некоторые нюансы, сама технология изготовления декоративного печатного бетона не отличается особой сложностью. Тем не менее, только четкое соблюдение технологии работ и качественные, соответствующие специфике применения материалы позволят получить привлекательное, прочное и долговечное покрытие.

Подготовка основания

Первый этап стандартный – выборка почвенного слоя, разравнивание, уплотнение, создание уклона, подсыпка дренажного слоя из щебня фракции 20-40 мм с разравниванием и трамбовкой. Затем выполняется гидроизоляция, так как насыщение влагой из почвы для печатного бетона противопоказано. С этой целью поверх щебня укладывают полиэтиленовую пленку. Заключительным этапом подготовки является установка опалубки и армирование основания (с учетом минимального защитного слоя), диаметр арматуры и ячейка сетки зависит от предполагаемых нагрузок. На песчаных грунтах может потребоваться слой геотекстиля под щебень.

Требования к раствору и укладка

Предпочтителен заводской бетон марки не меньше М300-350, если делать бетон самостоятельно на объекте, то на портландцемете (400-500) с добавлением фибры и пластификаторам. Укладка бетона типовая, поверхность надо выровнять, уплотнить, осадить щебень и разгладить гладилками по бетону.

Декорирование

Когда не будет излишка влаги на поверхности, наносят (методом рассыпания) в 2-3 слоя цветной закрепитель для упрочнения поверхности и придания нужного цвета. Каждый слой втирается в свежеуложенный бетон гладилками, пока поверхность не станет одноцветной, строго соблюдая расход - 2,5 кг/м² темные цвета, 3,5 кг/м² светлые цвета. Далее напылятется цветной гидрофобный разъединитель, чтобы форма не прилипала к бетону и придания второго цвета поверхности, который остается в швах и углубления. Методом штампования наносятся оттиски, посредством форм , пока бетон можно продавить пальцем, постепенно перемещая формы по всей площади полотна.

Через двое суток с бетона удаляют излишки разъединителя, промывая обычной водой из шланга и помогая щеткой.

Защитные покрытия наносят после высыхания бетона, но не допускается работа при высоких температурах и ниже +5⁰.

Эксплуатационный режим

Как уже было отмечено, обновление защитного слоя требуется 2 года, но, кроме этого, есть пара нюансов:

  • Пешеходные нагрузки покрытие способно воспринимать через 4 дня, большую массу только через 14 дней.
  • Не стоит счищать снег или загрязнения металлическим инструментом.
  • Армирование (против трещин)
  • Основа (бетон М350)
  • Цветной закрепитель
  • Гиброфобный разъединитель (чтобы форма не прилипала, дополнительно придает цвет швам и углублениям)
  • Текстурная форма/штамп
  • Защитное покрытие (пропитка и лак для гидроизоляции, более насыщенного цвета и эффекта мокрого камня)

Ответы профессионалов

Участников портала интересуют различные ситуации, например, устройство компенсационных швов или оригинальное использование закрепителя.

Какая технология устройства деформационных швов? И можно ли с помощью закрепителей создавать просто ровную поверхность бетона, например, въезд в гараж?

Основную массу пользователей, только присматривающихся к технологии или уже попробовавших ее и оставшихся недовольными результатом, волнуют причины разрушения печатного бетона. По словам Федора, их может быть несколько.

Нарушение технологии устройства:

  • Отсутствие гидроизоляции (пленка и пропитка). Независимо от типа поверхности, при укладке декоративного бетона на улице он должен быть защищен слоем изоляции и снизу, и сверху.
  • Работа при плохих погодных условиях (холодно, жарко, сыро).
  • Несвоевременное нанесение закрепителя: если бетон «схватился», состав не проникает в глубокие слои, связывая только поверхностный, что приводит к отслаиванию после первой зимы.
  • Недостаточный уклон – вода застаивается, портит вид, в местах скопления постепенно просачивается в верхний слой и по мере насыщения начинает разрушать бетон. По технологии необходим уклон от 1,5 см на каждый погонный метр полотна.
  • Отсутствие или недостаточное армирование – начнет деформироваться бетонная плита.
  • Жидкий – излишняя влага при вибрировании поднимается вверх, свойства бетона ухудшаются, поверхность ослабляется, чем меньше жидкости, тем выше прочность, можно заменить часть воды модификаторами.
  • Густой – сложнее сделать оттиск, ускоренное схватывание вызовет сложности с нанесением закрепителя.
  • Несоответствие марки – под печатный бетон нужна марка от М300, все, что ниже, не подходит к специфике применения.

Для того, чтобы все получилось, необходимо следующее: гидроизоляция, достаточный уклон, бетон от проверенного поставщика. По работе – своевременно «заходить» на бетон. Брать за раз максимум – 3-4 м³ бетона. Не работать по жидкому бетону, работать в хорошую погоду.

Интересно, что технологию печатного бетона можно применять не только при строительстве новых объектов, но и при ремонте или модификации старых.

Можно, нужно гидроизолировать готовую отмостку, если этого не было сделано, для этого лучше использовать проникающую гидроизоляцию. Цель – изолировать бетон, в осенне-весенний период при замерзании вода превращается в лед, расширяется и разрушает бетон, происходит отслоение верхнего слоя.

Печатный бетон обладает своими достоинствами и недостатками, но при соблюдении технологии и бережном отношении прослужит длительный срок, за который окупит все вложения.

Опираясь на 17-ти летний опыт компании, мы можем смело сказать о том, что печатный бетон, уложенный по технологии, эксплуатируется и по сей день, сохраняя хороший внешний вид.

Если нет возможности заказать заводской бетон, то как сделать самомесный, не уступающий ему по характеристикам – в статье о тонкостях приготовления бетона, в первой части и во второй части. Что такое пластификаторы, и зачем они нужны – в материале о добавках в растворы. В видео – о том, что можно сделать из архитектурного бетона .

Обсудить статью и прочитать другие материалы посвященные загородной жизни вы можете на портале FORUMHOUSE.

Подписывайтесь на канал чтобы не пропустить следующую публикацию!

Делаем красивые дорожки из бетона: пошаговая инструкция и секреты изготовления

Любой садовый участок требует обязательного наличия обустроенных тротуаров. Бетонные дорожки - одни из наиболее популярных видов из этой категории ландшафтного дизайна. Они не только несут эстетический момент, но и выполняют ключевую функциональную нагрузку. Сегодня мы поэтапно раскроем процедуру и особенности их обустройства, а также обсудим все нюансы, которые могут возникнуть при укладке своими руками.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

Садовые бетонные дорожки делаются из раствора на основе цементно-песчаной смеси. Такое устройство имеет свои преимущества:

  • Долговечность и прочность. Правильно изготовленный бетон считается одним из самых крепких строительных материалов. При верной заливке дорожки способны служить несколько десятилетий.
  • Низкая стоимость и доступность материала. 50 кг цемента стоит 350 р, а добавив песок и воду, вы получите четверть куба или 500 кг готового бетона марки М200.
  • Широкий спектр использования предполагает возможность создания самых оригинальных бетонных дорожек любой конфигурации без обращения к специалистам, то есть сделать своими руками.

Среди немногочисленных недостатков следует отметить:

  • Возможное растрескивание поверхности под воздействием морозного пучения грунта (случается на цельных, монолитных покрытиях).
  • Садовая дорожка из залитого бетона – капитальное строительство. Если выполнена в виде сплошной ленты, изменить направление уже не получится.
  • На производство работ потребуется приложить немало сил и времени: подготовка цементного раствора – тяжёлое занятие, поэтому рекомендуем воспользоваться бетономешалкой.

Обустройство садовой дорожки из бетона простое, но трудоёмкое занятие. Хотя выполнить все работы можно самостоятельно, не имея строительных навыков, для этого потребуется приложить много времени и сил (за исключением временных конструкций). Поэтому перед началом работ взвесьте все «за» и «против», тщательно обдумайте – готовы ли вы провести несколько дней с лопатой в руках?

Как спроектировать дорожку?

Комфортные условия для владельцев земельного участка будут обеспечены только при соблюдении правильной планировки. Например, при укладке коротких бетонных дорожек, делящих сад на небольшие фрагменты, они будут визуально делать его ещё меньше. Чтобы избежать ложной визуализации придерживайтесь правила «длинных дорожек», способных передать ощущение простора.

Прежде чем заниматься проектированием, следует разобраться в вопросе: какие существуют виды дорожек. Условно они разделяются на 2 группы:

  • Хозяйственные – предназначенные для прагматичных целей: прохода к сооружениям, иным объектам, вокруг дома.
  • Прогулочные – не несущие утилитарной функции, используются как декоративные элементы. Допускается дублирование основных, хозяйственных маршрутов. Добавляет в оформление сада живописные нотки.

Садовая дорожка из любого материала должна отвечать трём основным факторам:

  • Быть практичной, участвовать в обеспечении ухоженной и удобной среды, в которой приятно находиться. Это становится причиной обустройства в местах, где они являются необходимыми для передвижения между объектами. Особенно актуальны в межсезонье.
  • Иметь эстетичный внешний вид, быть одним из ключевых элементов оформления сада, а в некоторых случаях – и ключевой частью декора. Следует обратить внимание на гармоничное сочетание с окружающей средой.
  • Фактор оперативной практичности должен ассоциироваться со всем объектом. Например, тротуар, соединяющий беседку с домом, строится капитально. Долговечность и аккуратный внешний вид необходимо сохранить и через несколько лет эксплуатации. Дорожки между цветочными клумбами или грядками могут организовываться из временных, некапитальных конструкций, например, отдельно уложенной не имеющей основания плитки.

Проектирование дорожек из бетона выполняется на бумаге. Учитывайте не только желаемые маршруты, но и ландшафтные особенности, окружающие постройки и растительный мир. Не обязательно делать в строгом соотношении с масштабом и рельефом местности. Главное, чтобы он был понятен исполнителю.

Прокладка бетонных дорожек в местах с максимально утоптанной землёй считается ошибочной. По этому принципу можно только определить основное направление и приоритетность передвижения по участку. Проектируемые линии должны добавлять в интерьер сада впечатляющую особенность, изюминку, вызывать у человека желание пройтись по ним снова и снова.

Обратите внимание, что глаза человека, идущего к дому, всегда направлены вперёд. На всём протяжении пути он видит одно и то же – здание в конце пути. Шагая по извилистой дорожке, с каждым поворотом он будет открывать для себя разные пейзажи: розалий, живая изгородь из туи, поджидающая за поворотом цветущая акация и так далее.

Правильно спроектированная бетонная дорожка должна вызывать интригу: виться не по границе открытых и закрытых пространств, а прятаться в тени зарослей. Расположение конечного пункта до последнего момента остаётся загадкой: скрывается в верхней части лестницы, за раскидистым кустом, углом строения.


Виды бетонного материала для создания тропинок

Под бетоном подразумевается искусственный камень, который можно купить или сделать своими руками. Второй вариант выглядит менее затратным с финансовой точки зрения (составляющие стоят значительно меньше готовых деталей кладки).

Готовая плитка

Привычная вам плитка тоже относится к разновидностям бетонных дорожек, так как заливается из цементно-песчаной смеси. Изготавливается в различных вариантах:

  • В виде брусчатки.
  • Фигурной или мозаичной детали.
  • Фактурной, с поверхностью украшенной узором.
  • Имитирующей древесину или натуральный камень.

Заливка в формы

Имитация натурального камня или кладки из брусчатки достигается заливкой бетона в пластиковые формы, приобрести которые можно в любом строительном магазине. С их помощью, включив фантазию, вы воплотите в реальность самые необычные рисунки и формы укладки. Другой вариант – использование форм-опалубок, сделанных своими руками. Рейки, соединённые между собой в нужном вам порядке, позволят достичь желаемого результата в минимальные сроки.

Заливка монолита

Монолитная лента имеет свои достоинства и недостатки. От дорожки из плитки её отличает более сложная процедура изготовления. Для того чтобы не допустить появления трещин в первые морозы, подготовьте капитальное основание:

  • Хорошо утрамбованная песчано-гравийная подушка.
  • Минимальный 20-сантиметровый слой бетона маркой не менее М200 с добавлением армирующей сетки.

Даже выполнение всех условий не даёт 100 % гарантии прочности, так как всё будет зависеть от величины зимнего движения (пучения) грунта.

Штампованный бетон

Такой вариант делается на свежезалитой поверхности монолитной бетонной дорожки. Применив специальную форму-штамп, вы достигнете красивого результата. Принцип заключается в отпечатывании фактуры в незатвердевшем бетоне. После удаления форм останется незамысловатый рисунок.

Цветной бетон

Придание оригинальной расцветки достигается путём добавления колера в раствор на этапе его замешивания. Преимуществом такого смешивания будет стойкость к выгоранию на солнце и стиранию в ходе эксплуатации. Комбинируйте цвета по своему усмотрению, используйте для изготовления монолита или заливки плитки, как показано на фото. Вариантов много.


Как сделать дорожки на даче из бетона с формой

Сделать бетонную дорожку по такому принципу не составит особого труда. Для этого понадобится песок, вода, щебень, цемент, строительный уровень, мастерок и хотя бы одна форма. Из чего она будет сделана: из пластика, дерева, металла, гипса или иного материала – без разницы. Учитывайте – от количества форм зависит скорость выполнения работ.

В данном случае мы рассмотрим укладку тротуара с помощью полиэтиленовой формы, называющейся «Садовая дорожка», размером 60.0х60.0х6.0 см. Она состоит из девяти ячеек, объединённых в одно целое и образующих узор с неровными краями. Порядок действий следующий:

  • Подготовить основание: снять 10-15 см. грунта, отсыпать участок песком, хорошо промочить его и утрамбовать. Это снизит вероятность деформирования: не допустит проваливания летом и выдавливания зимой.
  • Перед каждым использованием формы обязательно смазать её маслом. Если этого не сделать снимать её с застывшего бетона будет проблематично.
  • Установить форму на место отливки, приложить строительный уровень, выставить её в нужном положении.
  • Замесить бетонную смесь в количестве, равном объёму используемых форм. У нас одна, значит, готовим бетон только для неё. Пропорции для смешивания определяются в зависимости от марки используемого цемента и показаны в таблице.
Марка цемента Масса цемента, кг. Масса песка, кг. Масса щебня, кг. Объём цемента, л. Объём щебня, л. Объём песка, л.
М 400 1 2,8 4,8 10 42 25
М 500 1 3,5 5,6 10 49 32
  • Полученный бетон М200 вылить в форму.
  • Разровнять шпателем.
  • Для достижения максимально гладкой поверхности нужно смочить водой из садового распрыскивателя.
  • Через 1-1,5 ч. аккуратно снять форму. Допускается лёгкое постукивание молотком по её краям.
  • Следующая и все остальные плитки заливаются по аналогичному принципу. Если вы хотите создать идеально ровную садовую бетонную дорожку, вторую и последующие плитки делайте на 2-3 мм выше. Бетон при застывании даст небольшую усадку, запас будет своеобразной компенсацией.

Советы по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Технология укладки бетонных дорожек отличается в зависимости от вида применяемой плитки. Например, при использовании вышеупомянутой формы «Садовая дорожка», из-за неровных боковых граней бордюры не требуются. При монтаже прямоугольной плитки или брусчатки –обязательны. Их присутствие придаст тротуару завершённый вид.

Выполняя работы своими руками, учитывайте следующие нюансы:

  • В процессе подготовки песчаного основания тщательно выравнивайте поверхность, сделать это можно с помощью строительного уровня. Позже это существенно сэкономит время, которое будет потрачено на укладку финишного покрытия.
  • При изготовлении бетона добавьте пластификатор. Он увеличит прочность и время схватывания состава. Краситель придаст изделию нужный оттенок.
  • Расстеленный под песчаную подушку слой геотекстиля станет преградой для побегов сорняков, пробивающихся через швы между плиткой.
  • Заливая формы на месте, после окончания работ, накройте поверхность полиэтиленовой плёнкой. В противном случае из-за неравномерного и быстрого высыхания плитка дорожки потрескается. В жаркую погоду рекомендуется смачивать водой хотя бы раз в сутки.
  • Смазывать форму для плитки можно отработанным автомобильным маслом – дешево и сердито.
  • Швы между плиткой просыпаются песком или гарцовкой (сухая смесь песка и цемента в пропорции 1/4). Выполняется это так: состав высыпается на садовую дорожку, прометается метлой, проливается водой. Повторными, аналогичными действиями полностью закрываютсявсе пустоты.

Метод классической бетонной заливки был и находится в тренде среди дизайнеров и строителей. Это один из самых простых вариантов обустройства садовой дорожки своими руками. Придать маленькой аллее оригинальный, необычный стиль можно посредством поочерёдных экспериментов комбинирования бетона с различными материалами.

Своеобразный тротуар получится, если в цементно-песчаную смесь добавить морскую, натуральную гальку; битое (но неострое) переливающееся в солнечных лучах стекло. Вписать получившуюся композицию в общий дизайн участка можно, использовав вместо привычных бордюров кокетливые живые цветы.


Заключение

Очень важно на садовом или дачном участке иметь обустроенные дорожки и не топтать газон хаотично при прохождении от одних зон к другим или в процессе прогулки. Поэтому бетонные тропы – это достаточно красивый и экономный вариант, который легко реализовать своими руками.

Садовые дорожки из бетона: технология изготовления, варианты декорирования, фото

Бетон называют искусственным камнем за его высокие прочностные характеристики. Поэтому бетонные плиты для дорожек прослужат долго, но не только за счет высокой прочности изделий, но и за счет низкой истираемости и высокой морозоустойчивости. В этой статье рассмотрим несколько вопросов, касающихся изготовления бетонных плиток: пропорции раствора, о формах, технологии заливки. Прочитав статью, вы будет точно знать, что и в каком порядке, должны делать рабочие при заливке бетонных плит для дорожек.

Форма для плит

Форма, она же опалубка для садовых дорожек, это огромное разнообразие размеров и конфигураций. Нет никаких ограничений по выбору двух этих параметров, кроме здравого смысла. При этом выбранная вами конструкция может изготавливаться из пиломатериала в виде досок или реек, металла (стальная лента или уголок). Основное требование – форма должна быть разборной.

Количество элементов опалубки выбирается из расчета скорости заливки. Чем их больше, тем быстрее будет изготовлено требуемое количество бетонных плит.

Технология заливки

Для того чтобы правильно залить бетонные дорожки на даче или загородном участке, необходима ровная площадка, лучше бетонная или асфальтовая (без больших перепадов, выпуклостей, выемок и трещин). Если такой нет, то подойдет любая открытая площадка, на которую под формы укладывают листовое железо. Потому что основное требование к плиткам – ровные плоскости.

Замес бетонного раствора

Рецептура бетонной смеси для садовых дорожек классическая:

  • один объем цемента марки М400;
  • два объема песка;
  • четыре объема щебня или гравия мелкой фракции (до 5 мм) – используется не всегда.

Что касается количества воды, то в классической рецептуре она равна 0,5 от объема закладываемого цемента. Если для замеса используется бетономешалка, то все обозначенные доли выдерживаются строго. Если замес производится в корыте лопатами, то воды можно взять больше, для облегчения и повышения удобство перемешивания компонентов бетонного раствора.

Если используется бетономешалка, то в ее барабан сначала закладывают цемент и заливают воду. Главное – чтобы все частички цемента хорошо смочились. После чего порционно закладывают песок и щебень.

Если замес проводится в корыте, то все сухие ингредиенты хорошо перемешивают друг с другом. А затем в смесь заливают воду. И раствор тщательно мешают.


Заливка бетона в формы

Бетонная плитка для дорожек – это изделие, которое подлежит армированию. Армокаркас – это решетка, собранная из металлических стержней диаметром 4-5 мм. Обычно для этого используют стальную катанку. Элементы решетки скрепляют между собой электросваркой или вязальной проволокой. Можно в качестве армирующего каркаса использовать готовую стальную сетку с ячейками 20х20 или 25х25 мм.

Изготовление бетонных плиток начинается с заливки бетонного раствора в половину высоты опалубки. Заложенный раствор надо обязательно уплотнить. Идеально, если в процессе изготовления используется вибростол. Но если такового нет, то мастерком проштыковывают заложенную смесь, что бы удалить из нее воздух, который попадает в бетон во время его замеса. Воздушные поры и раковины снижают прочность бетонного изделия.

Затем сверху укладывают армирующий каркас. Его размеры чуть меньше внутреннего пространства опалубки. И сверху заливают бетонный раствор до краев формы. Залитую смесь проштыковывают, а затем поверхность выравнивают по краям, убирая излишки материала. Поверхность плитки мастерком разглаживают, добиваясь максимальной гладкости.

Если стоит задача декорирования готового изделия, то именно на этой стадии верхнюю поверхность плит отделывают. К примеру, укладывают сверху камешки, кусочки керамической плитки, другие материалы. Если нужно сделать плитки какого-нибудь цвета, то в сам бетонный раствор добавляют пигмент. Последний засыпают в барабан бетономешалки в процессе добавления наполнителей.

Разопалубка

Если на улице температура воздуха в пределах +25С, то снимают опалубку плиток садовых дорожек из бетона через 1-2 дня. Но сразу использовать плитки не рекомендуется. Лучше посушить их в течение недели, когда бетон созреет на 50%. Поэтому плитки собирают в одном месте укладывая их «напопа», то есть на ребро. В таком положении они хорошо обдуваются воздухом со всех сторон, происходит равномерное высыхание бетона во все тело изделия.

Видео описание

В видео показано, как проводится распалубка:


Укладка дорожки бетонными плитами

Технология укладки плиток из бетона зависит от грунта, который расположен на загородном участке.

  1. Если грунт песчаный, то плитки укладывают прямо на песок.
  2. Если глинистый, то проводят подготовку основания.

Подготовительные работы

На этом этапе размечают саму садовую дорожку – ее конфигурацию и ширину. Затем снимают верхний плодородный слой почвы, удаляют корни растений и саму растительность.

На глинистом грунте проводят засыпку: сначала щебень толщиною слоя в пределах 10 см, затем песка толщиною 5-8 см. Оба слоя хорошо утрамбовывают.

Монтаж бетонной плитки

Укладку плит производят от одной стороны разметки по ширине к другой. Конфигурация кладки может быть разной: в разбежку в пол плиты, порядно. Если плитки прямоугольной формы, то перпендикулярно друг другу. Здесь нет ограничений. Укладывают бетонные плитки для дорожек на даче с усилием (давлением). То есть кладут плиту, давят руками и пристукивают киянкой сверху.

Основная задача производителя работ – выложить элементы в одной горизонтальной плоскости, оставляя между ними зазор в пределах 1-2 см.

Поэтому очень важно в процессе укладки чтобы мастер не выпускал из рук уровень.

  1. Проверяется на горизонтальность первая уложенная плитка. Если какой-то край выпирает, то его постукиваю киянкой, утапливая. Если необходимо приподнять край, то под него подсыпают немного песка.
  2. Затем рядом укладывают второй элемент дорожки, который выставляют по горизонтали не только как отдельное изделие, но и в совокупности с уже уложенной плитой.
  3. Как будет выложен один поперечный ряд, его проверяют длинным правилом на предмет горизонтальности.


Собранная таким образом дорожка из бетона засыпается песком, который веником распределяют по всей поверхности, чтобы сыпучий материал заполнил собой зазоры между плитками. В идеале надо готовую дорожку хорошо полить водой, чтобы песок в зазорах уплотнился и просел. После чего еще раз проводят дополнительную засыпку и еще раз поливают водой.

Существует технология, в которой монтаж бетонных плиток для дорожек укладывают на цементно-песчаный раствор. Его рецептура: на один объем цемента четыре объема песка. Сегодня в магазинах можно купить готовую сухую смесь, в которой строго выдержаны пропорции компонентов. Ее просто разводят водой в соотношении, указанной на упаковке (бумажном мешке).

Применение данной технологии – это несколько требований:

  1. Дорожку из бетонных плит собирают с небольшим уклоном в одну из сторон. Все дело в том, что цементно-песчаный раствор создаст под плитками водонепроницаемый слой. А значит, на дорожке будет собираться вода. Чтобы этого не происходило, и нужен небольшой уклон плоскости.
  2. Зазоры между плитами засыпают или сухой цементно-песчаной смесью с последующим поливом водой, или готовым раствором, заполняя зазоры с помощью мастерка. Второй вариант требует аккуратности, чтобы раствор не запачкал поверхность дорожки.

И еще один момент. Сама дорожка формируется не только бетонными плитками. Чтобы обозначить ее границы используют бетонные или каменные бордюры. В первую очередь устанавливают их на цементный раствор, а затем проводят укладку плиток. Но если поверхность дорожки не будет выступать за пределы грунта, то бордюры не устанавливают. Сам грунт будет удерживать укладываемые изделия от их расползания в стороны.

Видео описание

Создавать бетонные плиты для садовой дорожки можно несколькими способами. О них в видео:

Декорирование садовых дорожек

Чтобы дорожки из бетонных плит не превратились в хоть и практичный, но скучный элемент ландшафта, существует несколько способов украсить сами плиты, или пространство между ними:

Бетонные плитки не обязательно должны быть серыми – если при изготовлении добавить к цементу красящий пигмент, то можно получить разноцветную дорожку.

Во время высыхания бетона, но пока он еще окончательно не отвердел, в поверхность плиток можно вдавить стеклянную, керамическую или мраморную крошку – получится красивая мозаика.

Еще, во время высыхания раствора, на поверхности плиток можно выдавить рельефный рисунок.

Если уложить плиты с небольшим зазором, то в промежутке между ними можно посеять траву.

Железнение – способ «отполировать» бетонные плитки. Для этого на еще сырые плиты насыпают слой цемента и втирают его в поверхность.


Заключение

Для садовых участков бетонные плиты, используемые для формирования дорожек, идеальный вариант. Это прочные изделия с повышенной износостойкостью, которые изготавливаются разными размерами и формой. При этом это один из самых дешевых и быстрых в возведении вариантов отделки садовых дорожек, который легко поддается ремонту. Если в процессе эксплуатации треснула одна плитка, то заменить ее новой – не проблема.

В большинстве случаев бетонные дорожки смотрятся уныло и однообразно. Но если «включить креатив», то серую бетонную массу можно превратить в оригинальную и очень привлекательную дорожку с фактурой под камень. Одной такой идеей мы с вами поделимся.

Признаёмся честно: источник картинок — иностранный сайт, на котором местный умелец продемонстрировал мастерство перевоплощения бетона в «камень». Мы лишь прокомментируем эти чудесные фотографии и подскажем технологию, по которой данная дорожка была сделана.

Фишка идеи

Вместо опалубки здесь применён вспененный полиэтилен толщиной 10 мм. Этот материал применяется для упаковки и в качестве теплоизолятора — достать его несложно. Именно за счёт упругости и эластичности вспененного полиэтилена формируется узор в виде больших плоских камней.

Но таким образом создаётся не только узор: зазор между элементами дорожки является температурно-деформационным швом, который компенсирует сезонные нагрузки. Этот технологический приём предотвращает появление трещин, тем самым увеличивая долговечность бетонной конструкции.

С чего начать изготовление дорожки

В первую очередь сделайте разметку дорожки, снимите плодородный слой грунта (примерно 10–15 см) и удалите корни растений — получится траншея. Далее увлажните грунт в траншее и уплотните его при помощи трамбовки или виброплиты. После этого сделайте подушку под дорожку: засыпьте слой 10–12 см песка, песчано-гравийной смеси или щебня и также хорошо утрамбуйте.

Следующим этапом нарежьте вспененный полиэтилен на полосы шириной 8–10 сантиметров, выложите из них опалубку: борта дорожки и узоры, имитирующие камень. Борта с наружной стороны можно придержать досками, а полосы, формирующие очертания камня, закрепить колышками из полосок стали. На фото мы видим, что мастер для этой цели использовал шампуры. Форма-опалубка готова — можно переходить к заливке.

Состав бетона

Для садовой дорожки можно применить самый обычный состав бетона, например, в пропорциях: 1 часть цемента М500; 2 части песка; 4 части щебня фракции 10–20 мм. Воду брать в количестве примерно 1 части, чтобы раствор получился густым. Эти пропорции дадут бетон класса B22,5 (М300 по старой классификации).

Но так как дорожка не будет армироваться, мы советуем использовать пластификатор для бетона. Эта добавка сделает бетон плотнее, удалив из него лишний воздух, образующий поры и полости; а также усилит действие вяжущего (цемента), увеличит прочность и улучшит общие характеристики бетона.

Пластификатор добавляют в соотношении 1% от массы цемента. Если, например, на замес у вас уходит 1 мешок цемента (50 кг), то необходимо использовать 500 грамм порошкового пластификатора.

Размешайте пластификатор в двух литрах тёплой воды и добавьте его примерно в середине процесса замешивания с водой затворения. Воду затворения вливайте небольшими порциями — раствор должен быть густым (полусухим). Когда вольёте половину расчётной воды затворения, введите пластификатор. Далее смотрите по консистенции раствора — если он слишком сухой, добавляйте воду небольшими порциями. Главное — раствор не должен получиться жидким.

Раствор готов — производите заливку, равномерно и очень аккуратно накладывая его в опалубку. Выравнивайте и уплотняйте бетон при помощи кельмы. Когда опалубка заполнена и выровнена, накройте дорожку целлофановой плёнкой и оставьте так на неделю. Через сутки под плёнку нужно налить воду и далее проливать бетон раз в два дня в течение недели.

Через неделю дорожкой можно пользоваться. Но перед этим следует удалить вспененный полиэтилен. Если он не вытаскивается из швов, примените паяльную лампу или газовую горелку — от температурного воздействия этом материал расплавится и затечёт в швы.

Покраска

Покрасить бетон можно тремя способами: краской и пигментом, добавленным во время приготовления раствора или железнения.

Самостройщики и дачники постоянно придумывают приемы, и даже целые технологии, которые требуют минимум затрат. А результат, вид новинки – не хуже чем у покупных материалов. К этому случаю, считаю, относится технология заливки брусчатки (искусственного камня) без форм сразу на поверхности земли.

Пример ниже – как продолжение очень простого приема заливки крупных бетонных камней или брусчатки для садовых дорожек.

Первоисточник этого интересного примера по ссылкам здесь и здесь

Необходимо фольгированный утеплитель (изолон) нарезать на полоски 2-2,5 м (на высоту плиток) и свернуть в кольца. Так же нужна толстая проволока (согнуть в в скобы в букву А) для фиксации этой съемной опалубки. После заливки проволока вынимается (при минимальном наборе прочности бетона – примерно через пару часов после заливки формы)

Количество скоб чем больше – тем лучше. Важно, чтобы бетон не распирал мягкую опалубку. Автор во внутрь будущего блока забивал в грунт по две скобы – что бы его брусчатку не украли… ))) Шучу. Чтобы блоки надежно были зафиксирована на поверхности. И при ходьбе край блока не задирался.

Первым слоем можно положить крупные камни или щебень. Они позволят меньше впитываться влаге в бетон из грунта. И пролить водой – так грунт не будет тянуть влагу из бетона. Далее наполняем формы бетоном, вибрируя, уплотняя его массу.

Наполнять формы бетоном нужно до определенного уровня, на глаз сохраняя единую плоскость камней – чтобы потом не запинаться об брусчатку разной высоты. Пропорции: 2-3 объема песка и 1 цемента. Раствор мешать густым (минимум воды). Для лучшей пластичности бетона используем пластификатор. Вынимаем скобы сразу – чтобы не было отверстий в брусчатке. Через 2-3 часа (в теплую погоду) – снимаем опалубку. Острые края плитки срезаем, заглаживаем шпателем.

Плюс этой технологии в том, что для заливки можно использовать ежедневные остатки бетона (если они остаются от других работ).

Пространство между дорожной плиткой можно заполнить песком, мелким галечником или щебнем. Прорастет трава – территория будет еще красивее.

Вместо фольгированного тонкого утеплителя можно использовать полоски жести. Их не нужно фиксировать скобами – подготовка перед их заливкой будет занимать меньше времени. Но между будущими камнями не забудьте поставить распорки – бруски для создания шва определенной ширины.

Бетон можно заколеровать. Либо сразу добавить в массу пигмент, либо после набора прочности пропитать колером, разведенным в грунтовке для наружных работ. Во втором случае цветной слой бетона получится минимальным. Со временем может цвет основания проявиться (при истирании или сколах).

В предыдущей части я показывал способ заливки дорожек без форм в виде полигональной кладки:

Читайте также: