Декоративное рисование роспись разделочной кухонной доски 4 класс презентация

Обновлено: 16.05.2024

1 Урок ИЗО в 7 классе Тема: «Городецкая роспись. Эскиз росписи кухонной разделочной доски» Вид занятия: декоративное рисование

2 Цель: познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях современного Городца; формировать специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов- цветочные круги с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в розанах и купавках; вырабатывать у ребят способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративно – прикладного искусства; воспитывать аккуратность, внимание, точность. Оборудование урока: учебные таблицы, иллюстрации, шаблоны, акварель или гуашь, альбом, кисти, баночки для воды, палитра, пословицы (на доске): «Кистью писать – мастерство казать», «На то и руки даны, чтобы даром не болтались».

3 Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Беседа «Городецкая роспись как элемент народного декоративно – прикладного искусства». Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все своеобразие русского орнамента.

4 Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Легкие, уверенные мазки мастер наносит, не прибегая к подробной прорисовке предварительного контура всех элементов узора, кистью строится вся композиция узора. В течение многих десятилетий отрабатывались приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки.

6 Попытаемся прочитать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. (Схемы 2-3 «Поэтапное выполнение бубенчика, купавки, розана»).

7 Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям (есть венчик из лепестков, ярко выражен центр цветка). Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии виден характерный цвет в городецком мотиве, обычно составленный из двух красок для розана или купавки. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.

8 Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Кисть мастер держит перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

9 3. Работа учащихся. Учащимся предлагается выполнить по шаблону эскиз разделочной доски и, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете. 1) Выполнить шаблон доски. 2)Выполнить роспись основного фона доски. 3) Прорисовка декоративных элементов: розанов, купавок. 4) Прорисовка декоративных элементов: листиков, оживки.

11 4. На доске вывешены пословицы. Прочтите их. Как эти пословицы связаны с темой нашего урока? «Кистью писать – мастерство казать» «На то и руки даны, чтобы даром не болтались». 5.Подведение итогов урока. Выставка рисунков.

В презентации "Городецкая роспись на разделочной жёлтой доске" давайте познакомимся с пошаговым рисованием на листке бумаги или разделочной жёлтой доске. Необходимо приготовить альбом для рисования или белые плотные листы для черчения, гуашь (цвета: жёлтый, красный, зелёный, голубой, розовый, белый, чёрный), а также линейку- трафарет для рисования окружностей.

ВложениеРазмер
Презентация "Городецкая роспись на жёлтой разделочной доске" 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Максимова Н.К. учитель начальных классов, педагог- психолог пгт. Южно-Курильск

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного.


Презентация "Декупаж разделочной доски"

Если какой-либо предмет кажется вам не интересным, скучным, повседневным, не спешите расстаться с ним, ведь его можно так задекорировать, что он станет неотъемлемой частью вашего интерьера. А может, в.


Декоративное рисование. Роспись разделочной доски.

На уроке дети знакомятся в городецкой росписью и самостоятельно выполняют роспись разделочной доски.


Творческий проект по теме "Работа с древесиной. Разделочная доска"

Этот проект был выполнен на экзамен в 9 классе учеником, обучающимся по программе VIII вида.


Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию.


Конспект открытого занятия "Роспись эскиза разделочной доски в технике Городец"

Цель: развитие устойчивой познавательной мотивации учащихся в области народных промыслов, приобщение детей к народному искусству.

Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"

Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.

Если какой-либо предмет кажется вам не интересным, скучным, повседневным, не спешите расстаться с ним, ведь его можно так задекорировать, что он станет неотъемлемой частью вашего интерьера. А может, вы захотите сделать оригинальный подарок, подобного которому ни у кого нет? Украсить техникой декупаж можно любую поверхность: керамика, металл, дерево, картон, текстиль, гипс. Даже свечи и мыло можно снабдить понравившимися мотивами.
Ну что ж, давайте учиться основам декупажа вместе.

ВложениеРазмер
decupazh.zip 753.41 КБ

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного.


Декоративное рисование. Роспись разделочной доски.

На уроке дети знакомятся в городецкой росписью и самостоятельно выполняют роспись разделочной доски.


Творческий проект по теме "Работа с древесиной. Разделочная доска"

Этот проект был выполнен на экзамен в 9 классе учеником, обучающимся по программе VIII вида.


Проект по технологии Куксова Артёма "Выжигание на разделочной доске".

Мой ученик Куксов Артём очень увлекся выжиганием. Он украсил разделочную доску своими руками. Подарок подарил маме.


Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию.

Декорирование разделочной доски

Конспект занятия подойдет, как для 4 класса, так и для 5 и 6 классов.


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Работа с древесиной. Разделочная доска!»

Цель проекта :Изготовление своими руками разделочной доски в подарок маме. Задачи:1.Точно и чётко выполнить технологические операции.2.Усовершенствовать свои возможности.3.Усвоить приобретённые з.

Учебный материал, предназначенный для введения учащихся начальной школы системы общего образования в одну из важнейших тем - народную игрушку.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_gorodetskaya_rospis.pptx 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкую роспись отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми , синими, голубыми , зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.

Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность . Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, и множество других сцен из народного быта.

Для городецкой росписи характерна цветочная роспись с включением мотива «конь» и « птица»

Основные элементы городецкой росписи: розан и купавка Розан Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок . Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.

Купавка Следующий этап – определение центра цветка . У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание педагогически целесообразных условий для ознакомления учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания технологии выполнения росписи и особенностей рисунка Хохломы. Способствовать формированию умений выполнять элементы хохломской росписи кистью от руки без предварительного рисунка.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: Хохлома. Декоративная роспись кухонной разделочной доски.»

ОБОУ ДО «Медвенская детская школа искусств»

План – конспект открытого урока

по прикладной композиции


ХОХЛОМА.
ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ
КУХОННОЙ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ.


4 класс общеразвивающая программа

Агеева Ольга Ивановна


пгт. Медвенка 2022 г.

Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: декоративное рисование
Цели и задачи урока: создать педагогически целесообразные условия для ознакомления учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания технологии выполнения росписи и особенностей рисунка Хохломы. Способствовать формированию умений выполнять элементы хохломской росписи кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху», передавать форму и пропорции предмета. Развивать навыки деления на равные части, составления орнамента, используя изученные элементы; воспитывать интерес к урокам рисования, к произведениям русского декоративно-прикладного творчества.
Оборудование: для учителя – учебные пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, шаблоны. Для учеников – гуашь, кисти (крупные и мелкие), баночки для воды, палитра, шаблоны (форма разделочной доски под роспись), тряпочки.
Зрительный ряд – изделия Хохломы, фотографии, иллюстрации.

Ход урока.
1.Организационный этап. Проверка готовности рабочего места к уроку
2.Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия.
МИР ВОЛШЕБНОЙ ХОХЛОМЫ.
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".
Почему предметы, о которых пойдет речь, называются "хохломой", как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства - обо всем этом вы сможете узнать сегодня на уроке.


3. Этап изучения нового материала.
Демонстрация фотографий, рисунков, изделий, выполненных в технике росписи под хохлому.
- Какие цвета используют для росписи?

- Из какого материала выполняют эти изделия?
- Кто знает, почему в хохломской росписи используют красный, золотой и черный цвет?
Рассказ учителя об истории возникновения промысла с показом приемов выполнения основных элементах росписи, составляющих хохломской узор.
Легенда о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Самые древние письма - берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь - лапти, плетенные из внутренней части липовой коры - луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.
Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши-утки, ковши-петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы построения ладной, красивой формы.
Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем".


Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.
Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом, посуду.
Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.
Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой "позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.
Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.
Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление
постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.


Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.
Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые как бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.



4. Этап проверки правильности понимания нового учебного материала.

Упражнения в рисовании основных элементов хохломской росписи: осочка, травинки, усики, капельки, завитки.

5. Этап применения полученных знаний.
Построение рисунка разделочной доски.

Раздать трафареты, которые дети обводят на листе. Построить основу вслед за учителем, который рисует ее на доске и объясняет ход действий. Размеры те же, что и у трафарета.
Лист (альбомный) располагаем вертикально.



1.Отступаем сверху 3см, снизу 4см, справа и слева по 2,5-3см.

2.Рисуем прямо­угольник внутри листа.

3.От верхней линии отступаем 7-8см, прово­дим горизонтальную линию, параллельную верхней стороне прямоугольника.

4.Делим отрезок (7-8см) пополам, в середину ставим ножку циркуля, проводим вверху полукруг диаметром 7-8см. Это верх­няя часть доски с дырочкой для гвоздика (центр окружности).

5.Плавными линиями соединяем округлую верхнюю часть доски с нижним прямоугольником.

6.

7.Вычерчиваем рамочку-окантовку для прямоугольной части доски, для чего отступаем 1.5-2см со всех сторон (одинаково).
Работа детей с использованием элементов хохломской росписи.

Задание. Попробовать выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи. Цвета рос­писи должны быть праздничными, нарядными, в характере вы­бранного стиля.
Роспись выполняем по предварительно затонированному (загрунтованному) фону «доски». Согласно замыслу намечаются крупные части композиции цветовыми пятнами, затем производится их детальная проработка.
Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских ху­дожников, сделаем легкий карандашный рисунок узора доски, рас­пределив элементы росписи.
- Если фон черный, то, что рисуем вначале:
узор или фон? (Узор, так как темную краску, в случае ошибки, сложно перекрывать, направ­лять светлой, рисуют от светлого к темному.)
Особенно важно разъяснить, что цвета в узоре должны быть разными - контрастными, чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.


Требования к работам:
- вертикальное положение листа и рисунка в нем;
-законченность работы: яркость и чистота цветов, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя, вырази­тельность;
Эскиз росписи кухонной доски можно использовать для рос­писи настоящего изделия .

5. Этап подведения итогов урока.
Экспресс-выставка. Оценка работ. Уборка рабочего места.

Читайте также: