Декоративная композиция прорезные рисунки с печатных досок 2 класс изо

Обновлено: 23.04.2024

Цель: знакомство с историей создания тульского пряника; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника; формирование умения в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета

ВложениеРазмер
tulskiy_pryanik.doc 59 КБ
tulskiy_pryanik.pptx 2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Методист : Подгорская Т.А.

Дата урока: 5.12.2015

студент(ки): Кириллова Анастасия, Фахрутдинова Нелля группа: 35

дисциплина: изобразительное искусство

Тема урока: «Печатный пряник с ярмарки» класс:2 № урока

Тип урока: открытие нового знания

Цель: знакомство с историей создания тульского пряника; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника; формирование умения в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета

личностные: формирование у учащихся ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

для учителя: презентация, материалы для пед.показа

  • для учащихся: цветная, тонированная бумага, гуашь, кисти

Словарная работа: ярмарка, гостинец, сувенир, Тульский пряник, печатная доска, глазурь.

Умение сконцентрироваться на работу

2. Мотивационный (повто-рение ранее изученного)

-Вспомните ребята над какой темой мы работали в этой четверти? Кто подзабыл смотрите на доску.( В гостях у солнечного лета).

- Над какой темой работали на прошлом уроке? (Тарарушки из села Полховский Майдан).

-Почему игрушки называются «Тарарушки»?

-Из чего они делались?

-Где они родились?

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. Знакомство с новым материалом

Тарарушки делались всегда весной, на ярмарках. А чем угощали на ярмарках? Блинами, пряниками.

-Сегодня мы с вами познакомимся с Тульским пряником.

Кто из нас не знает Тульского пряника – этого ароматного, вкусного лакомства. Тульский пряник родом из Тулы.

-Для торжественных случаев выпекали пряники по специальным заказам в огромном количестве. Пряники дарили в знак уважения, любви, дружбы, а так же дарили как гостинцы. Но прежде всего пряники – излюбленное лакомство, особенно его, любили дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, рыбок, петушков.(слайд)

-Чтобы испечь такой пряник, нужна была пряничная доска. Она вырезалась из дерева. На ней были прорезные рисунки. (слайд)

-Еще можно было украшать пряники в ручную глазурью, на нем были изображены такие элементы как: цветы геометрические узоры, сюжеты: город, зверь, птица. Включается надпись «Тула», «сувенир» (слайд).

- Фон мы используем коричневый или бежевых оттенков. А краски глазури могут быть – белая, бело – розовая, голубая, светло – зеленая.

-И выполним один из них.

самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель

наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

умение самостоятельно определять круг учебных задач

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4. Педагогический показ

-Дети сейчас мы с вами научимся украшать Тульский пряник. Посмотрите какие виды украшений на нем изображены. (три эскиза на доске)

-Если это птичка, то можно на ней нарисовать глаз, крыло, выделить хвост.

-А вот тут чего-то не хватает, как вы думаете, чего? Вот я беру белую глазури и пишу на нем… (Надпись «Тула»)

- По краям можно нарисовать красивую кайму.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы

умение следить и усваивать практические приёмы работы

5. Поста-новка творческой задачи

И так ребята вам сегодня требуется украсить пряник, формы у всех разные. Украшать пряник нужно глазурью таких цветов как белый, бело – розовый, голубой, светло – зеленой. Для того чтобы начать работу вам понадобится хорошее настроение, фантазия и оригинальность мышления.

принимают задачу общую и личную в групповой работе

умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе

6. Практи-ческая работа учащихся

Индивидуальная работа с учащимся

самостоятельно или с группой выполняют задание

умение общаться в группе.

7. Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.

- Итак, ребята, творческая работа завершена!

-Ребята, предоставьте свои работы для выставки.

-Встаньте полукругом для просмотра выставки.

(Выставка работ у доски).

-Сейчас, я прошу вас ознакомиться с тем, что у вас получилось.

Полюбуйтесь, какие забавные пряники у нас получились.

- Как вы думаете, чьи работы отличаются аккуратностью, точно передали орнамент, и выбрали нужный цвет глазури.

Бесплатная помощь по выбору вуза и поступлению

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 770 рублей

Войти с помощью:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Всего 3 материала



Тема: Урок 30. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок


Тема: Урок 30. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

64 минуты

«Развитие коммуникативных умений школьников посредством игровой технологии»

56 минут

«Использование игровых технологий с финансовым содержанием для современного дошкольника»

60 минут

«Study skills – живи для учения, учись для жизни»

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения подготовило единую программу воспитания для детских лагерей

Время чтения: 1 минута

В российских школах появятся инженерные классы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Народный промысел; ярмарка; подарок; сувенир; пряник; лепной пряник; вырезной (силуэтный) пряник; печатный пряник; печатная доска; глазурь; пряничник; стилизация; символ; орнамент; традиции; обряд; козуля.

Термины и понятия

Народный промысел - форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

Обряд - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение.

Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определённом порядке каких- либо декоративных элементов.

Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Стилизация – это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предмета.

Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.

Ярмарка — регулярно устраиваемый в одном месте и в одно время большой торг с увеселениями, развлечениями.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Жизнь наших предков была тесно связана с обычаями и обрядами, с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня.

Пряники изготавливали на Руси с древнейших времён. Первые пряники на Руси, назывались “медовым хлебом”.

Как вы думаете, в будни или праздники россияне угощались пряниками?

Это было конечно праздничное угощение. Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Мастеров, кто делал пряники, называли «пряничниками».

В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение.

Особенно славились пряничным производством в России города Архангельск, Тула, Тверь, Городец, Москва.

Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Самый древний вид пряников -лепной- он пришёл к нам из языческой Руси. Пряники лепили руками. Здесь были самые традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, тетёрка, утица. По сути дела, каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура.

Ещё один вид пряников - вырезной или силуэтный. Вырезные пряники делались при помощи металлических форм или ножом обводя их контур. Эти пряники, обычно сделанные из тёмного медового теста, обильно украшались затейливыми узорами из белой и цветной сахарной глазури.

Самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Красочные пряники в виде птиц, животных, рыб пеклись к новогоднему празднику. Такими пряниками не только угощали детвору, но и украшали праздничную ёлку.

Самый распространённый - печатный пряник. Изготавливался он с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Внутрь доски накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нем.

Пряники могли быть любой формы: фигурные, круглые или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра. Все это зависело от назначения пряника. Сюжеты пряничных досок были очень разнообразны, часто в них были вырезаны и надписи: "Ешь на здоровье'", "От всего сердца", "Кого люблю - тому дарю". Доски имели замысловатые прорезные рисунки.

Темы изобразительных сюжетов были самые разнообразные:

• с изображениями древних образов.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души.

Самыми известными считаются тульские печатные пряники, но и в таких городах России не забыли пряничное производство: Покров, Тула, Вязьма, Архангельск, Городец.

Пряники, как любые изделия в народном декоративно-прикладном искусстве создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм: ёлочка, цветок, птичка, человек или животное. Давайте вспомним, что такое стилизация формы предмета. Стилизация – это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предмета.

Почему так нарядно украшались пряники? Это связано с тем, что им отводилась важная роль в обрядах. Свадьба, переезд в новый дом, рождение детей, народные гуляния – всё это имело тесную связь нарядными печатными пряниками. Пряники были обязательным украшением стола любого торжества, их выставляли в окна, ими щедро одаривали колядующих, особенно детей.

В сюжетах городских пряников смешались мотивы языческой мифологии и картинки русской жизни.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:

Соедините изображение печатных досок с названием «Пряничные доски», а изображение печатных пряников с названием «Печатные пряники».


Разбор типового контрольного задания:

Разгадайте ребус. Этот город славится своими печатными пряниками.


Правильный ответ: Тула.

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Авторские программы по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

В данной презентации вставлено видео для урока на слайде 10 и видео физминутка на слайде 25.

ВложениеРазмер
k_uroku_pryanik_2_klass.pdf 1.49 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПРОГРАММА Т.Я. ШПИКАЛОВОЙ, Л.В. ЕРШОВОЙ, 2 КЛАСС, «ПЕРСПЕКТИВА» ТЕМА УРОКА: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»

Конспект урока по изобразительному искусству Программа Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, 2 класс, «Перспектива»Тема урока: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙКОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ».


Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" .


Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" В мастерской художника Гжели"

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "В мастерской художника Гжели" знакомит учащихся с искусствой гжельских мастеров, учит рисовать о.


Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Путешествие в космос"

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" Путешествие в космос" раскрываем учащимся тайны космического пространства, первых космонавтов. Уч.


Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"

На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи.


Презентация к уроку " Мезенская роспись" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК " Перспектива" "Изобразительное искусство" 3 класс

Данная презентация применяется к уроку " Мезенская роспись" 3 класс.


Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"

Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва.

Жизнь наших предков была тесно связана с обычаями и обрядами, с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня.


Пряники изготавливали на Руси с древнейших времён. Первые пряники на Руси, назывались "медовым хлебом”.


Как вы думаете, в будни или праздники россияне угощались пряниками?

Это было конечно праздничное угощение. Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Мастеров, кто делал пряники, называли «пряничниками».


В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение.


Особенно славились пряничным производством в России города Архангельск, Тула, Тверь, Городец, Москва.

Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, лепные и вырезные (силуэтные).


Самый древний вид пряников -лепной- он пришёл к нам из языческой Руси. Пряники лепили руками. Здесь были самые традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, тетёрка, утица. По сути дела, каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура.



Ещё один вид пряников - вырезной или силуэтный. Вырезные пряники делались при помощи металлических форм или ножом обводя их контур. Эти пряники, обычно сделанные из тёмного медового теста, обильно украшались затейливыми узорами из белой и цветной сахарной глазури.


Самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Красочные пряники в виде птиц, животных, рыб пеклись к новогоднему празднику. Такими пряниками не только угощали детвору, но и украшали праздничную ёлку.

Самый распространённый - печатный пряник. Изготавливался он с помощью пряничной доски или скалки, сделанной из дерева твёрдой породы. Внутрь доски накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нем.



Пряники могли быть любой формы: фигурные, круглые или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра. Все это зависело от назначения пряника. Сюжеты пряничных досок были очень разнообразны, часто в них были вырезаны и надписи: "Ешь на здоровье'", "От всего сердца", "Кого люблю - тому дарю". Доски имели замысловатые прорезные рисунки.

Темы изобразительных сюжетов были самые разнообразные:

• с изображениями древних образов.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души.


Самыми известными считаются тульские печатные пряники, но и в таких городах России не забыли пряничное производство: Покров, Тула, Вязьма, Архангельск, Городец.

Почему так нарядно украшались пряники? Это связано с тем, что им отводилась важная роль в обрядах. Свадьба, переезд в новый дом, рождение детей, народные гуляния – всё это имело тесную связь нарядными печатными пряниками. Пряники были обязательным украшением стола любого торжества, их выставляли в окна, ими щедро одаривали колядующих, особенно детей.


Сегодня нашим творческим заданием будет придумать эскиз своего пряника. Выбери одно из традиционных изображений: птицы, кони, рыбы и т.д. Можно работать простым карандашом или дополнить свою работу цветом.

Читайте также: