Что является фундаментом основой проведения любого занятия с детьми дошкольного возраста

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Обучение детей дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». (Конфуций)

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя. В младших группах дети могут, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

Структура занятия в младшем возрасте

1. Вводная часть. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это заинтересовывает и активизирует малышей. (3 – 4 мин)

2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин)

3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин)

По середине занятия следует провести физкультминутку.

Структура занятия в среднем возрасте.

1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)

2. Изучение нового материала (10 - 12 мин).

3. Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин).

4. Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). (2 – 3 мин)

После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.

Структура занятия в старшем возрасте.

1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин)

2. Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.)

3. Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин)

4. Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.)

5. Подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?» (3 – 4 мин.)

После изучения нового материала следует провести физкультминутку.

1. Организационный момент.

2. Продолжение работы по изучению новой темы.

3. Продолжение изучения непосредственн предшествующего материала или его закрепления.

4. Повторение ранее пройденного.

5. Подведение итогов.

Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов , направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе , свой рост, а это, в свою очередь, способствует развитию у них все большего интереса к занятиям.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте– игра. Во время проведения занятий используйте дидактические, развивающие и подвижные игры.

• Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трё х этапов:

• Планирование занятий;

• Подготовка детей к занятию.

• Планирование занятий :

• Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.

• Составить план – конспект, который включает в себя:

• -программное содержание (образовательные задачи);

• -предварительную работу с детьми (если необходимо);

• -ход занятия и методические приёмы.

• Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

• Подготовка детей к занятиям

• Создание интереса к предстоящей работе

• Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

• Организация работы дежурных по подготовке к занятию

Структура занятия :

• Занятие включает в себя три этапа:

• 1. Организация детей;

• 2. Основная часть занятия;

• 3. Окончание занятия.

– Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

– Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

• Основная часть занятия :

• Организация детского внимания;

• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);

• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

• Окончание занятия :

• Переключение детей на другой вид деятельности.

Триединая задача занятия :

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Нетрадиционные занятия :

Нетрадиционная форма Содержание

Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное. Растение».

Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты».

Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и другими.

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ :

Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

Особенности работы по созданию игровой мотивации на

разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

• 2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

• 3. Проблема в игровой ситуации

• 4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

• 5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Возрастные этапы проверки:

Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.

Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом, ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.

Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Методы и приёмы обучения :

• 2 младшая группа

• Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и дидактические игры.

• Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.

• Используются наглядно-действенные приё мы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования.

• Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.

• Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»)

• Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.

• В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.

• Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приё мов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?».

• Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.

• Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.

«ФГОС в дошкольном образовании». Методическая копилка "ФГОС в дошкольном образовании" С 1 января 2014 г. введен в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Методическая поддержка профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии ФГОС до. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие.

Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС «Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС ДО» Ляленкова В. В. – старший воспитатель.

Методическая работа в условиях реализации ФГОС до На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.

Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ» Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска.

Методическая разработка образовательной ситуации в соответствии с ФГОС

Методическая разработка образовательной ситуации в соответствии с ФГОС Методическая разработка образовательной ситуации по теме: «Сервировка к обеду в детском саду» Автор образовательной ситуации: Фролова.

Методическая разработка планирования в соответствии с ФГОС. Планирование воспитательно-образовательного процесса по пяти образовательным областям на неделю. План работы на неделю с 16 января по 20.

Структура работы педагога-психолога с воспитателями в период адаптации детей к детскому саду Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.

Структура занятия в ДОУ по ФГОС Занятие как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении. Форма организации обучения – это совместная деятельность.

Одной из ключевых обязанностей воспитателя в дошкольном учреждении является проведение занятий. Под занятием подразумевается особая дидактическая единица. Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей. [1].

Есть также такая трактовка занятия, как педагогического процесса, включающего в себя формирование, развитие, воспитание и обучение вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания [3].

В настоящее время благодаря ФГОС ДОО развитие ребенка осуществляется не в строгой учебной деятельности, а скорее в игровой манере. И задача воспитателя: создание таких условий и ситуаций, в которых ребята получили бы не только новую информацию, но и возможность самостоятельно приобретать опыт, участвуя в каждом этапе любой деятельности, происходящей в детском саду.

Поэтому важно организовать занятие так, чтобы оно затронуло абсолютно всех ребят, чтобы новые знания, которые педагог хочет донести могли быть восприняты, осознаны детьми. Заинтересованность детей в занятии – это важный и первый этап, который нельзя игнорировать, потому что физическое присутствие ребенка на занятии еще не означает его включенного внимания. Любой ребенок должен понимать и принимать, для чего ему все это нужно. Да, многие педагоги пользуются такой вводной частью как, например, приход в гости персонажа, или появление какого-либо громкого звука или музыки. И надо признать, что дети реагируют на такие зацепки, этим можно завлечь, но вот удержать внимание труднее. При этом не стоит также забывать, что дети должны оставаться субъектами собственной деятельности, согласно принципам дошкольного образования, описанным в п. 1.4 ФГОС ДОО. То есть образование должно строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования [2].

Даже при создании мотивационной ситуации, воспитателю следует продумать какое же начало взаимодействия выбрать.

Вот ряд модельных ситуаций, которые можно выгодно использовать для начала занятия : появление необычных предметов в группе, подготовка важного события (например, утренник, изготовление для себя развивающей среды, имитация приглашения в гости, участие в соревновании или конкурсе, подготовка сюрприза, поиск клада, получение письма, обучение ребят из младшей группы, проверить действенно ли чье-то предположение, использование предметов в новой деятельности и так далее. Вариативность велика. Из любой перечисленной ситуации воспитатель может вывести детей именно к той деятельности, которую он сам запланировал.

Второй этап любого занятия это осуществление планирования, где детям необходимо понимать, как они это будут делать. Педагогу не стоит пропускать этот момент, беря на себя всю организацию деятельности. Зачастую на этом этапе просто раздаются указания. А если дети из раза в раз будут действовать по указке воспитателя, они не научатся самостоятельности при решении различных задач. Ребята будут постоянно ждать помощи взрослого и в будущем им тяжело станет самим что-то планировать. Но пускать на самотек ситуацию тоже нельзя. Бывают разные занятия с разными задачами, поэтому возможно либо, чтобы ребята приняли одно общее решение для всех, либо дети должны принимать индивидуальные решения. Имитировать выбор за ребенка не допустимо, зато можно принять решение посредством голосования, считалочки, жребия, либо сославшись на правила. Так у детей останется чувство гордости и ответственности, за то, что это они сами так решили, так спланировали.

На третьем этапе занятия следует непосредственно реализация идеи. Ребенку необходимо понимать, что он делает это сам. А педагог держит ситуацию под контролем, но максимально не навязывает свою помощь, не доделывает, не отвечает на вопросы за детей, не оценивает ситуацию категорично, не прерывает деятельность, к примеру, видя, что вышло время. Наоборот, сам участвует в процессе, дает детям возможность осуществить самостоятельный выбор, ориентируется на все ответы, моделирует правдоподобные ситуации, гибок в общении, оказывает помощь только там, где его о ней просят. Помощь бывает разной. Педагог может стимулировать, направлять, а также обучать в процессе своей помощи. Ведь помощь не обязательно означает доделывание за ребенка. Помощь - это прежде всего включение ребенка в работу, стимулирование его самооценки, самоутверждение ребенка в своих возможностях, обучение по аналогии.

На этом этапе хочется отметить также о пространственной ориентировке педагога. Позиция «педагог напротив детей» или «педагог, обходящий детей кругами, будто надзиратель» не способствуют установлению контакта. Так как воспитатель стремится к партнерскому взаимодействию, то и вести себя в пространстве он должен так, чтобы дети не чувствовали дискомфорта [5]. В этом случае, можно сесть в кружок, разбиться на группы, встать не в главенствующей позе.

Еще один пункт, о котором не стоит забывать воспитателю, это о переключении внимания детей. Нужно это для того, чтобы внимание уставших, отвлекающихся, разбаловавшихся детей сконцентрировать и при этом избежать криков и ругани. В основе могут лежать какие-то двигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, неожиданные вопросы, команды, задания или просьбы. Голос педагога должен быть успокаивающим, а приемы, которыми пользуется воспитатель: интересными, отличающимися от текущей деятельности детей. Чем меньше дисциплинарных реплик и больше игровых, переключающих внимание приемов, тем лучше эмоциональный фон занятия.

Последний этап в проведении занятия – это так называемая рефлексия. На данном этапе детям важно будет осознавать что и почему у них получилось. Это не повторение и перечисление того, что дети делали, не обобщение деятельности вопросом понравилось ли им или нет и не оценивание педагогом весь процесс. Общие речевые формулы, про то, что все молодцы, либо же обратное, когда подчеркиваются неуспехи конкретных детей, недопустимы.

Хорошо, если воспитатель задает открытые вопросы, на которые можно дать разные и развернутые ответы. Ведь, чтобы дети на занятии говорили, их надо правильно спрашивать. Иногда педагоги тратят время на то, чтобы перед тем как задать открытый вопрос, сначала задают закрытый, а потом все равно спрашивают развернуто (например, «Вам понравилась игра? Чем?»). В этом первом дополнительном вопросе нет никакой необходимости, он лишь отнимает продуктивное время для общения.

Педагогам необходимо формулировать открытые вопросы к детям. А закрытые вопросы не столь эффективны, они лишь могут помочь вспомнить содержание темы или фрагмент собственных знаний. Также закрытые вопросы, как правило, предполагают только односложный ответ [4]. Следовательно, открытые вопросы помогают вдохновить детей на построение собственных гипотез, на выдвижение собственного мнения.

Еще в последний этап я бы включила определенный ритуал, который помог бы завершить общение на эмоциональном подъеме. Пусть это будет такой способ, который воспитатель придумал или согласовал вместе с детьми. Здесь подойдет короткий емкий клич, или набор жестов – любой способ поставить радостную точку в завершении деятельности.

Работая со всеми 4 этапами согласовано и последовательно, не составит труда провести интересное занятие, на котором ребенок непосредственно принимает участие, а не только внемлет словам воспитателя. Ребенок чувствует, что его мнение интересно, идеи – услышаны, есть реакция от ведущего образовательную деятельность человека, его поддержали в проблемной ситуации.

Таким образом, проводя занятия поэтапно, с применением методов, расписанных в каждой части можно заметить, как буквально раскрываются дети, как загораются их глаза, как появляется интерес и желание к занятиям. Ведь в этом и состоит успех любого педагога.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Образовательный процесс в учреждении осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трё х этапов:

1. Планирование занятий;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию.

Планирование занятий :

1. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.

2. Составить план – конспект, который включает в себя:

• программное содержание (образовательные задачи);

• предварительную работу с детьми (если необходимо);

• ход занятия и методические приёмы.

• Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

• Создание интереса к предстоящей работе

• Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

• Организация работы дежурных по подготовке к занятию

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Структура занятия

Занятие включает в себя три этапа:

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия;

3. Окончание занятия.

• Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

• Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия :

• Организация детского внимания;

• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);

• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия :

• Переключение детей на другой вид деятельности.

Cтруктура ОД c учетом ФГОС ДО.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах :

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

3. Проблема в игровой ситуации

4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Структура занятия в младшем возрасте

1. Вводная часть. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это заинтересовывает и активизирует малышей. (3 – 4 мин)

2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин)

3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин)

По середине занятия следует провести физкультминутку.

Структура занятия в среднем возрасте.

1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)

2. Изучение нового материала (10 - 12 мин).

3. Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин).

4. Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). (2 – 3 мин)

После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.

Структура занятия в старшем возрасте.

1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин)

2. Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.)

3. Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин)

4. Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.)

5. Подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?» (3 – 4 мин.)

После изучения нового материала следует провести физкультминутку.

1. Организационный момент.

2. Продолжение работы по изучению новой темы.

3. Продолжение изучения непосредственно предшествующего материала или его закрепления.

4. Повторение ранее пройденного.

5. Подведение итогов.

Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это, в свою очередь, способствует развитию у них все большего интереса к занятиям.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте– игра. Во время проведения занятий используйте дидактические, развивающие и подвижные игры.

Уровни проведения занятия :

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результат

Требования к современному занятию в ДОУ :

• Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

• Указать тип, вид занятия.

• Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи.

• Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.

• Обязательная игровая форма проведения занятия.

• Четкая мотивация занятия.

• Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.

• Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.

• Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха" : доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.

• Отказ от чрезмерной опеки детей.

• Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.

• Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.

• Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.

• Наличие индивидуального развивающего материала.

• Правильное расположение детей - залог успеха (лентой полукругом, в кругу, за столами).

• Заботиться об активной речевой деятельности каждого ребенка.

• Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.

• Ограничения в речи воспитателя антипедагогичных выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, спишь на занятии и др.

1. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт. - сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011

2. Никитина С. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно – методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С. В., Свирская Л. В. – М. : Линка – Пресс, 2008

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат – М. : 2008

4. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2013

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель . На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Современные занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения. В основе любого занятия должно быть - гуманное , уважительное отношение к детям , создание эмоционально-положительного настроя группы и самого педагога, использование различных форм “занятий с увлечением”, насыщение играми и самостоятельными творческими делами. Именно это, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Современные тенденции в педагогике призывают к постоянному обращению к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. Исходя из этого, педагог должен моделировать равноправный диалог , а не жестко-оценочные ситуации (правильно - неправильно). В этом случае дети будут стремиться быть “услышанными” взрослым.

Одним из требований к педагогу при подготовке к занятию является знание психофизических особенностей ребенка. Подбор и классификация дидактического материала, правильное использование его в ходе занятия, помогают передавать информацию различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, что делает занятие боле продуктивным, а формы познания разнообразными.

При разработке гибкого плана :

  • необходимо учитывать соотношение всех видов деятельности фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы;
  • определиться с общей целью, ее конкретизацией в зависимости от разных этапов занятия;
  • выбрать критерии оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);
  • планировать характер общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия;
  • использовать разные форм общения (монолога, диалога, полилога ) с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
  • Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге “ребенок - педагог“ и “ребенок - дети“.

При подготовке к занятию необходимо учитывать максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки , включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста составляет: в первой младшей – 10 занятий, во второй младшей группе – 11 занятий, в средней группе – 12, в старшей – 15, в подготовительной – 17.

Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).

В середине учебного года (январь-февраль) организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, ИЗО).

Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительных групп проводится в форме самообслуживания (дежурство по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.д.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, требования к занятию являются:

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

В заключении, необходимо уточнить следующее - слово "занятие" как таковое теперь не используется, его заменило словосочетание «образовательная деятельность с детьми» , что правильно по новым образовательным стандартам. Уже есть дополнения к новому СаНПиНу где слово занятие снято. Данное нововведение уже актуально для программы "Успех" и программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Список используемой литературы:

  1. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004
  2. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006
  4. Дошкольная педагогика/ Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007
  6. Колесникова Л. Учение без утомления. // Дошкольное образование. -2008 – №5–56–60 с.
  7. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2002 – №4–87–90 с.
  8. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007
  9. ОТ рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  10. Усова А.П., Обучение в детском саду, М.: Просвящение, 1970

Также были использованы ресурсы сети интернет, материалы статей педагога - психолога МДОУ детского сада комбинированного вида №50 «Дефектолог» и воспитателя Харченко В.Я. (МДОУ №45 г. Пудож, Республика Карелия).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета.


Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф.

Памятка для воспитателей " Требования к занятиям по художественно- эстетическому развитию"

Памятка " Требования к занятиям по художественно- эстетическому развитию".


требования к занятиям по этикету

Требования к занятиям по этикету.


Требование к занятию в ДОУ

Материал для педагогов.


Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/ В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с.

Читайте также: