Что вставляли в окна вместо стекол на руси

Обновлено: 19.04.2024

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Примечательно, что английское window – по-нашему «окно» - происходит от wind, то есть «ветер», «дыхание». В русском языке в основе этого слова лежит корень «око». Можно сказать, что для англичан «окно» - это орган дыхания, а для русских – способ созерцания, око в мир Божий.

Хотя в древние времена, до IX века, в жилищах с глинобитными печами, которые наши предки топили по-чёрному, окон вовсе не было, потому что домочадцы берегли тепло. Позднее, по той же причине оконца стали делать очень маленькими и располагали их как можно выше.

Издревле на Руси отверстия в бревенчатых стенах закрывали самыми разнообразными природными материалами. Чаще всего использовали паюс – плёночный мешок, где у рыбы находится икра. Также в дело шла светлая кожа крупных особей из семейства карповых, которую очищали от чешуи и высушивали в растянутом состоянии.

Фото курной избы с небольшими волоковыми оконцами 1911 год. Курными назывались жилища, которые отапливалось по-чёрному.

Фото курной избы с небольшими волоковыми оконцами 1911 год. Курными назывались жилища, которые отапливалось по-чёрному.

Часто проёмы закрывали более крепким и прозрачным материалом - бычьим мочевым пузырём. Кроме этого, по возможности в ход шли тонкие древесные пластины, сыромятная кожа животных, холст, пергамент, пропитанный жиром, а в зимнее время - лёд.

Но самым прозрачным средством считалась слюда - слоистый природный минерал, который легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча этого материала считалась для наших предков важнейшим промыслом. «Мусковита», как называли русскую слюду, почиталась на чужбине самой качественной. На Руси этот дорогостоящий минерал для окон могли позволить себе только цари, князья, вельможи и зажиточные крестьяне. Хотя кое-где в Сибири залежи слюды встречались прямо на поверхности почвы. Величали её «хрусталём» и «стеклом московским»…

Из всех перечисленных подручных средств только редкая, самая качественная слюда могла сравниться по уровню прозрачности со стеклом. Однако окна в русских избах служили не только источником дневного света, но и защищали дом от непогоды, насекомых и мелких животных. « Вставни » из досок, нередко обитые тканью, на ночь прочно закрывались для защиты жилища от диких животных. Медведь был частым гостем в русских селениях.

С XIV столетия наши предки стали использовать косящатые окна с рамами из тёсанных брусьев-косяков, куда вставлялась обтянутая оконница. До этого встречались только волоковые окна — небольшие отверстия, которые «заволакивались» изнутри доской, двигающейся в вырезанных пазах.

Стеклодувные мастерские на Руси известны с XII века, однако стекло было совсем дорогим удовольствием, и шло оно в основном на изготовление посуды и украшений. В качестве оконных витражей его изредка использовали только в княжеских хоромах. Первый стекольный завод в России появился в середине XVII века, а в массовом порядке окна в городских зданиях у нас стали остеклять спустя столетие.

Избы с оконницами из слюды в русских деревнях ещё встречались в начале XX века…

Что вставляли в оконную раму наши предки? Стекла не было, или оно было очень дорого. Да и больших тонких размеров стекло научились делать поздно. Так что же было в окнах крестьян и дворян в 12 веке, 15 веке, 17 веке?

Чем стеклили окна на Руси – массовое производство стела началось только в конце 19 века

Богатые люди стекли окна слюдой, природный прозрачным материалом, который легко отслаивался. Слюда было дорогой. Торговля слюдой была одной из основных статей экспорта русского государства, её назвали мусковита и считали самой лучшей в мире. В княжеских и боярских домах слюду вставляли в металлические решетки. Такие окна из пластинок из слюды назывались хрустальными. Дворяне так стелили окна вплоть до 18 века, когда появились первые стекольные заводы. Петр I заставлял своих подданных в Петербурге строить дома обязательно со стеклянным окнами по проектам итальянских архитекторов. Появились окна с мелкой расстекловкой.

Чем стеклили окна на Руси – массовое производство стела началось только в конце 19 века

Русские мастера ещё в 13-14 веках могли лить стекло, но для окон они изготавливали маленькие толстые кругляшки диаметром 30 см, которые могли позволить себе только состоятельные люди.

Чем стеклили окна на Руси – массовое производство стела началось только в конце 19 века

А чем стеклили дома крестьяне и другой простой люд? Стекло купить, они себе не могли позволить.

Сначала ничем, окон не было, потом появились волоковое и косящатое окна, вот их нужно было стеклить. Слюда также была не по карману крестьянам. Они использовали для этого подручные материалы. В первую очередь, пузыри крупных рыб, бычий пузырь. Также могли использовать ткань, тонкую кожу, тонкие деревянные пластины. Разумеется, через такие окна смотреть нельзя было, но они пропускали свет, таким образом, в доме днем было светло.

А как же жили крестьяне в таких жилищах? И когда появились прототипы окон, а затем уже и привычный для нас вид окон?

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Россия находится не в тропиках, поэтому зимы у нас холодные, а лето жаркое. Тепло зимой нельзя выпускать из дома, его нужно сохранить как можно больше, поэтому и выходов для теплого воздуха должно быть мало. Где-то до 12-13 веков в русских крестьянских жилищах вообще не было окон, только дверь. Топили по-черному, то есть весь дым был хате, его выпускали через дверь. Кстати, в бедных деревенских семьях ещё в 20 веке топили тоже по-черному.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

В 14 веке в крестьянских жилищах появляется маленькое оконце, которое называлось волоковое. Такое название оно получило из-за волока (деревянной дощечки), которым закрывалось изнутри, заволакивалось. Как правило, волоковое окно располагалось высоко и больше служило для выхода дыма из дома (труб печных тогда не было), чем для освещения.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Следует отметить, что в статье описываются жилища простонародья, а не палаты и хоромы князей, бояр и детей боярских (дворян).

Со временем возникает косящатое окно, привычное нам. Оно было четырехугольной формы и состояло из двух косяков (отсюда и название), также был подоконник.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Стекло появилось только в конце 19 века, имеется в виду массовое производство. Стекло было известно давно, даже Петр I построил несколько стекольных заводов, но оно для остекления окон было очень дорогим. Позволить себя иметь стеклянные окна могли только дворяне. Крестьяне позволялись другим материалом, который плохо защищал от холода, поэтому использовали деревянные ставни.

Как это всё выглядело. Что из себя представляло. Когда на Руси для этого начали пользоваться стеклом. .

Подробный красивый ответ c фото ;-)



В древнерусских жилищах, как крестьянских, так и городских, окна были крошечными и, естественно, пропускали ничтожно мало света. По престижности на первом месте стояли слюдяные оконницы, а в крестьянских домах использовали и рыбий паюс, и бычий пузырь, и холст, тонкие деревянные пластины, зимой – даже обычный лед. Всего сто лет назад вместо стекла в такие окошки вставляли слюду, налимью кожу, бумагу – вот насколько были сильны традиции. Но, как известно, у нас дни короткие, а зимы долгие. Поэтому и придумали наши предки так называемое волоковое окно, то есть специальная задвижная доска «заволакивала» оконный проем. Света сквозь такое окно проникало еще меньше, однако это компенсировалось специальным расположением оконных проемов. Например, так называемые косящатые окна, которые название свое получили оттого, что состояли они сразу из трех окон – центрального, приподнятого относительно двух боковых, и большего по размеру, и снабжались двумя косяками, рамным переплетом и притолокой.

Со временем жилье стали строить из камня, но окна все равно оставались как и раньше. В истории известны дома как совсем без окон, так и дома с окнами самой разнообразной формы – от средневековых небольших окон-бойниц до, так называемых «французских» окон, занимающих большую часть стены. Со временем щели в стенах стали делать шире и крупнее. Для защиты от холода, ветра и посторонних глаз, оконные проёмы прикрывали деревянными ставнями.

Большие и высокие окна загораживали металлическими решётками либо резными пластинами из известняка, терракоты или мрамора. Например, в палатах XVII века оконный проем расширяли внутрь помещения для лучшего освещения, а сами окна были в виде арочных ниш. Оконницы, то есть рамы, делали из железа – белого или красного, сеткой переплетенного трех- и четырехугольниками, кубов, кругов, а слюду стали раскрашивать различными рисунками, отчего светлее и виднее не стало. Окна закрывали ставнями, поскольку слюдяные оконницы от холода почти не защищали. Ставни для пущего тепла стали обивать мехом или сукном. Вторые, зимние, рамы придумали позднее.

На Руси в XI-XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту.

В Европе в эпоху Ренессанса стали делать оконные проемы больших размеров. Подобная новинка прижилась у нас благодаря Петру Первому. Петр решил сделать большие окна в отечественных новостройках. Однако, это нововведение пришлось внедрять силой.

В указе Петра 1714 года говорилось: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини» , т. е. для строительства зданий создавались образцовые проекты. Появились в Петербурге и образцы для подражания, – дворец А. Меньшикова, Летний и Зимний дворцы. Вдоль фасадов зданий протянулись ряды широких оконных проемов, само число их заметно увеличилось. Большие окна, с мелкой расстекловкой, характерной для того времени, исправно освещали комнаты. В оконные переплеты уже начали вставлять стекла.

Первый стекольный завод был построен в России в 1656 году близ города Воскресенска. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Особенно быстро отрасль развивалась при Петре I. Так, в XVIII в. около Москвы действовало уже шесть заводов.

Читайте также: