Что вешают мусульмане на стену

Обновлено: 02.05.2024

Вышевки Аят курси суры Ихлас, Фаляк, Нас повесить на стены.

Вышевки Аят курси суры Ихлас, Фаляк, Нас повесить на стены.

Ас салям уа алейкум ! Уа РахматуЛлахи уа баракатух!

Не давно приобрел вышивке ручная работа Аят Курси, Суры Ихлас,Фаляк,Нас вложены в рамки. Повесил дома на стены с намерением как Зикр.

У меня сомнение что это относится к малому ширку в подобие амулетов. Но я сам повесил с намерением как Зикр.

Сам я основывался на хадис " В домах где не поминается имя Аллаха подобны могиле"

Напишите фетву ученных по этому поводу, это интересно узнать, у нас начинает распространятся данный метод, много людей продают такие роды картины и вышивки: Имена Аллаха,Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Коран, аяты с курана, разные дуа и так далее.

1.Объясните пожалуйста дозволяется ли такие действия согласно шариату?
2.Является ли это нововведением ?

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Вопрос: Как следует относиться к людям, которые берут цитаты из Корана и продают их в виде плакатов,буклетов,картин получая прибыль? И что если прибыль идет на помощь проведения Исламских праздников,школ,организации?

Ответ: Хвала Аллаху. Мы благодарим Вас за стремление к изучению средств для призыва к Аллаху (дават), потому что призыв без знания шариата может принести больше вреда, чем пользы.

Вначале мы обсудим вопрос размещения подобных вещей, а потом объясним вопрос их продажи.

Использование плакатов и покрытий с аятами Корана в домах, школах, общественных клубах и в торговле, приводит к большому количеству порицаемых и запретных действий согласно Исламу, среди которых:

1 – В большинстве случаев, когда их вешают на стену, то это делается с целью декорации и украшения, так как аяты и т.п. написаны каллиграфически и на цветной ткани. Это отхождение от той цели, для которой был ниспослан Коран , так как он был ниспослан для наставления людей, обучения их в благой манере и для того чтобы его постоянно читали и т.д. Коран не был ниспослан для украшения стен, но для наставления человечества и джинов.

2 – Многие люди вешают подобное, желая получить от них «благословения», что является нововведением (бида). Благословение получается от чтения и декламации Корана , а не от того что он будет повешен или поставлен на полку или создавая из него трехмерные картины.

3 – Это противоречит практике Пророка (да благословите его Аллах и приветствует) и Праведных Халифов (al-Khulafaa’ al-Raashidoon), да будет доволен ими Аллах, которые никогда не делали подобного . Лучший способ следовать за ними – это не привносить нововведения. Нам известно из истории, что украшение домов и мечетей аятами в Андалусии, Турции и т.д. происходило во времена, когда мусульмане были слабыми и униженными.

4 – Использование подобных картин или плакатов может привести к ширку , потому что некоторые люди считают, что данные плакаты и амулеты защищают дом и людей от зла и болезней. Подобное убеждение является ширком и запрещенным, потому что только Аллах дает защиту, и одним из средств для получения Его защиты это чтение Корана и дуа из Корана и Сунны с верой и смиренно.

5 – Это приводит к тому, что Коран становится средством заработка . Коран должен быть защищен от этого. Хорошо известно, что производство и продажа этих картин и плакатов приводит к излишествам и большой трате денег.

6 – Многие из этих плакатов и картин созданы при помощи золота, что делает их еще более запретными.

7 – Многие из этих картин слишком легкомысленны, буквы искажаются образуются в сложный дизайн, в чем нет пользы, так как их трудно прочитать . Иногда слова пишутся так, что образуется фигура птицы или человека или другие запрещенные изображения одушевленных творений.

8 – Аяты и суры Корана пишутся таким образом, что в итоге к ним не правильно относятся . Например, при переезде их кладут с другими вещами, мебелью и на них могут класть другие вещи. Это также происходит во время ремонта, когда их снимают для покраски стены или для очистки. Их также могут вешать в местах ослушания Аллаху и где не соблюдается безопасность Корана.

9 – Некоторые мусульмане, необразованные в Исламе, вешают подобные плакаты, считая, что они совершают что-то религиозное , или чтобы уменьшить их чувство вины – не смотря на то, что это им нисколько не поможет.

Учитывая это , мы должны закрыть двери к злу и следовать предводителям наставления из предыдущих веков Ислама, тем, кого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал лучшими мусульманами в вере и следованию правилам религии.

Более того, если кто-то скажет: «Мы не собираемся вешать их для украшения или излишествовать, мы лишь хотим напомнить людям (об их религии) на наших собраниях», то мы ответим: «если мы взглянем на реальную жизнь, то увидим ли мы, что это на самом деле так? Разве люди поминают Аллаха? Читают ли вообще они эти аяты, когда поднимают свои головы?»

На самом деле происходит обратное:

Люди делают противоположное тому, что написано над их головами, они продолжают врать, злословить, издеваться над другими и говорить греховное. Даже если мы предположим, что в этих плакатах есть какая то польза, то подобные факты единичны, и это не меняет Исламское постановление (хукм) по этому вопросу.

Мусульманам следует вернуться к Книге Аллаха, читать ее и декламировать и действовать в соответствии с этим. Мы просим Аллаха сделать Коран светом наставления для нас и средством для устранения беспокойства и печали.

То что мы привели является кратким изложением фетв изданных крупными учеными нашего времени, такими как Шейх ибн Баз и Постоянным Комитетом по изданию Фетв в Королевстве и шейхом ибн Усаймином в (Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah bi Ri’aasat al-Shaykh Ibn Baaz, fatwas 2078 и 17659).

Основываясь на вышеизложенном, мы советуем вам не продавать эти рамки, так как они могут привести к упомянутым действиям, и вы можете стать причиной, того что другие будут совершать эти действия.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного дня.

В этом отношении следует в первую очередь напомнить слова Всевышнего Аллаха, который сказал:

وَمَن يُعَظِّمۡ شَعَٰٓئِرَ ٱللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقۡوَى ٱلۡقُلُوبِ

«Тот, кто возвеличивает знаки Аллаха и Его символы, — поистине он это делает из-за богобоязненности в сердце».
[Сура «аль-Хадж», аят 32]

Также в достоверном хадисе от ан-Наууаса бин Сам’ана, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В День воскресения приведут Коран и тех, кто в мире этом поступал согласно его установлениям, а впереди него будут идти суры “Корова” и “Семейство ‘Имрана”, которые станут выдвигать аргументы в пользу тех, кто придерживался их»[1].

Данный хадис указывает на то, что в Судный день приведут Коран и тех чтецов, которые действовали на его основе, жили в соответствии с ним, изучали его и размышляли над ним, а не тех, которые развешивали его, клали в автомобили или держали в домах для красоты. И прежде всех придут суры «Аль-Бакара» и «Аль ‘Имран», потому что в них обеих, несомненно, содержится основа нашей религии: все столпы Ислама и Имана, все основные вопросы, касающиеся халяля и харама. И придут они с теми, кто жил в соответствии с этими аятами, но не с теми, которые просто заявляли, что любят Коран и верят в него, и что у них дома есть самый дорогой экземпляр Корана из Мекки. Все это не имеет смысла, если человек не живет в соответствии с Кораном, не читает его, не размышляет над ним, не старается, насколько в его силах, придерживаться заповедей, содержащихся в этой великой Книге.

Когда спросили мать правоверных ‘Айшу, да будет доволен ею Аллах, о Пророке ﷺ, то она ответила:
«كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْآنَ» — «Его нравом был Коран»[2]. Если вы находите что-то в Коране о нравственности, набожности, этикете, то знайте, что таковым был наш Пророк ﷺ.

Что же касается действий некоторых людей, вешающих аяты Корана, имена Аллаха, ду’а или зикры на стены домов, автомобили, в каких-то помещениях и т. д., то таких людей можно разделить на несколько категорий.

Первая: если они делают подобное, будучи убежденными, что данная надпись способна сама по себе отвратить зло или принести пользу, то это является неверием. Отвратить зло или принести пользу может только Один Аллах, Свят Он и Велик, и никто иной не в состоянии сделать подобное.

Сказал Всевышний в Коране:

قُلۡ أَتَعۡبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ مَا لَا يَمۡلِكُ لَكُمۡ ضَرّٗا وَلَا نَفۡعٗاۚ وَٱللَّهُ هُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلۡعَلِيمُ

«Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы?»».
[Сура «аль-Маида», аят 76]

Никто и ничто в этом мире не может принести ни зла, ни блага, если на то не будет воли Аллаха. Если кто-то развешивает картины с аятами, мольбами или зикрами, думая, что они сами по себе помогают, и считая, что, если он уберет их, то лишится их помощи, — то такое убеждение выводит человека из лона Ислама.

Вторая: если подобное совершают, будучи убежденными в том, что это является благословенным, ища у них баракат. В данном случае это действие является нововведением и большим грехом, но не выводит человека из Ислама. Нет сомнения, что аяты Аллаха благословенны, но каким образом брать от них баракат — на это указывают Коран и Сунна, а не так, как каждый пожелает. Получить благословение Корана можно тогда, когда человек читает его и следует ему, читает рукъя шара’ия, мольбы, которые там упомянуты, размышляет над его значениями.

Третья: если подобное вешают для красоты и украшения. В данном случае это является запретным, но не выводит из Ислама и не является нововведением. Некоторые мусульмане, зная, что нельзя вешать картины с изображениями людей и животных, покупают полотна с красиво написанными аятами в виде корабля, дома или дерева. Но все это является запретным, так как таким образом принижается Коран. Эта Великая Книга ниспослана нам Всевышним не для того, чтобы ею украшали интерьер, этого нельзя допускать.

Когда Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, женил своего сына, пригласил Абу Айюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, но он не зашел в его дом, когда увидел ковры, развешанные на его стенах. Он сказал ему: «С каких пор ты сделал свой дом Каабой!?»[3]. Ковры вешаются на Каабу, но не на стены домов, однако если это делают в холодных странах для утепления домов, то в этом нет проблем. Если для украшения — то сподвижники считали подобное запретным. Что же говорить тогда о ситуации, когда из аятов Корана делают украшения!? Это запрещено!

Четвертая: если подобное вешают в учебных целях, для напоминания. Это является дозволенным и даже может стать благим деянием, но при соблюдении следующих условий:

во-первых, это должно быть нарисовано таким образом, чтобы каждый средний мусульманин смог прочесть, а не так, как делают некоторые художники в виде сложной каллиграфии, непонятной вязи и т. д.;

во-вторых, чтобы это было подходящим тому месту, в котором находится. В классе учебного заведения нужно вешать надписи с аятами о пользе и достоинстве знаний, а также хадисы, азкары, мольбы именно для того, чтобы это напоминало обучающимся о вещах, касающихся учебы. В некоторых мусульманских странах при входе в самолет, поезд или на корабль вывешивают на стены достоверные ду’а, пришедшие от Пророка ﷺ, чтобы напомнить пассажирам о мольбах, относящихся к тематике путешествия;

в-третьих, чтобы в этом не было принижения для надписей. Порой бывает, что кондитеры пишут на тортах аяты, имена Аллаха или ду’а, а люди потом употребляют их в пищу. В этом есть нечто из принижения. Нельзя писать подобные тексты в тех местах, где могут небрежно к этому отнестись;

в-четвертых, чтобы это не было в мечетях. Украшение мечетей относится к признакам Судного дня и является запретным[4]. Несомненно, мечети должны быть красивыми, приятными и чистыми, как это подобает, но чрезмерное украшение мечети аятами, ду’а, хадисами, к месту это или нет, — все это порицается.

При входе в некоторые мечети пишут аят из Корана:

ٱدۡخُلُوهَا بِسَلَٰمٍ ءَامِنِينَ

Эти слова будут сказаны людям, которые войдут в Рай, так зачем их писать при входе в мечеть!? Не подобает такое писать!

Также во многих мечетях в михрабе, там, где имам становится и проводит молитву, пишут аят о том, как Пророк Закария, мир ему, вошел в михраб[5]. Михраб, который упоминается в истории Закарийи, мир ему, был обычным местом для молитвы, а не тем, которое в наше время отводят для этого в мечетях.

В основе своей, к месту ли будут написаны аяты или нет, не является правильным расписывать стены в мечетях аятами или вывешивать их, в противном случае это влечет за собой два нарушения: аяты будут украшать мечети, и будет писаться то, что неуместно;

в-пятых, некоторые ученые считают неправильным, что имена Всевышнего Аллаха и Его Пророка ﷺ пишутся вместе. Ведь Аллах — Творец всего, Который послал посланников. Как можно писать имя Аллаха и имя Мухаммада ﷺ вместе, даже если он Его любимый Пророк ﷺ и лучший из людей!? Пророк ﷺ — человек, он — творение. Поэтому ученые сказали, что не подобает рядом с Именем Аллаха писать чье-либо имя, кто бы он ни был. Некоторые разрешают это, обосновывая тем, что имена Аллаха и Его Посланника ﷺ упоминаются вместе во многих аятах Священного Корана и даже в шахаде — свидетельстве единобожия; однако лучше от этого отдаляться.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
12 Раджаб 1440 г. (19.03.2019)

[1] Сахих Муслима, хадис № 805, т. 2, с. 197;
Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 2883, т. 5, с. 11;
Муснад Ахмада, хадис № 17637, т. 29, с. 185.

[2] Муснад Ахмада, хадис № 24601, т. 41, с. 148; а также хадис № 25302, т. 42, с. 183.

[3] Сахих Аль-Бухари, т. 7, с. 25;
Фатх аль-Бари Ибн Хаджара, т. 11, с. 159.

[4] Доводом на это является хадис со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах о том, что Пророк ﷺ сказал: «Не наступит Судный Час, пока люди не начнут хвастаться друг перед другом мечетями». Сунан Абу Дауда, хадис № 449, т. 1, с. 223;
Сунан Ан-Насаи, хадис № 689, т. 2, с. 32; Сунан Ибн Маджа, хадис № 739, т. 2, с. 60; Сунан Ад-Дарими, хадис № 1449, т. 2, с. 883; Муснад Ахмада, хадис № 12379, т. 19, с. 372.

[5] Сура «Аль ‘Имран», аят 37.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Вопрос №167:
Разъясните, пожалуйста, каким должен быть надгробный камень-памятник? Дозволяется ли на нем писать фамилию, имя, отчество и дату смерти, чтобы легче было находить могилу?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Приводится в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк ﷺ запретил украшать могилы, садиться на них и возвышать их»[1]. Запрет на это пришел из-за того, что арабы во времена джахилии украшали могилы своих умерших, делали какие-то надстройки, освещали их, сооружали на них крыши и тому подобное. Подобное делалось с целью возвеличивания этих могил, в связи с чем Пророк ﷺ запретил такие действия мусульманам.

Также передается у Тирмизи[2] в добавление к этому хадису «وَأَنْ يُكْتَبَ عَلَيْهَا» — «и писать на них», что указывает на запрет писать на могилах. Однако это добавление является «слабым», и его не принял имам Муслим, приведя только выше упомянутую достоверную часть данного хадиса.

Является правилом, что, когда один и тот же хадис приводится в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима и этот же хадис с добавлением приводится в других сборниках Сунны, то все, что является добавленным, считается «слабым». Все эти хадисы были известны и Бухари, и Муслиму, и раз они не привели их в своих сборниках, то, значит, посчитали слабыми. То же самое наблюдается и в данной ситуации, которую мы упоминаем.

Но это не говорит о том, что дозволяется писать все что угодно на надгробьях. Ученые упомянули два условия, при которых запись разрешается.

Первое: чтобы запись на камне была сделана не с целью возвеличивания покойного. В случае, когда это пишется на дорогом камне, с употреблением различных эпитетов (таких как «высокоуважаемый», «высокопочтенный», «опекун сирот» и тому подобное); или же если гравируют на нем аяты из Священного Корана или хадисы, стихи или похвалу усопшему, — то все это запрещено, потому что приводит к возвеличиванию покойного.

Второе: чтобы запись на надгробье была необходимостью. Может случиться так, что на расширяющейся территории кладбища родственники со временем могут утерять могилу умершего. Или с трудом будут находить ее, когда захотят посетить его и сделать ду’а за него. В этом случае они могут сделать надпись только с именем покойного.

В некоторых мусульманских странах могилам присваивают порядковые номера и ведут специальные книги, в которых записывают данные покойного под тем или иным номером могилы. Подобная фиксация данных порой необходима для некоторых служб, таких как медицинская или подразделения безопасности. Возможно, после захоронения человека выяснилось, что он был отравлен, или же, наоборот, следует исключить его убийство, или же для других весомых причин необходима экспертиза. При таких исключительных случаях, когда Шариат разрешает провести эксгумацию тела, запись информации о покойном на могильном камне крайне необходима.

Доводом на это ученые приводят хадис в сборнике имама Абу Дауда, когда умер ‘Усман ибн Маз’ун, да будет доволен им Аллах, Пророк ﷺ поставил камень на его могиле и сказал: «Это для того, чтобы я узнавал могилу моего брата и хоронил возле нее моих родственников»[3].

Также передается, что однажды ‘Али ибн Хусейн, внук ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен ими Аллах, выкопал недалеко от своего дома могильный камень, на котором было написано: «Рамля бинт Сахр»[4] — имя Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, жены нашего Пророка ﷺ. Это тоже указывает на то, что сподвижники писали только имена.

С другой стороны, мне неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников или таби’инов запрещал писать имена на надгробьях. И учитывая, что добавление к хадису Пророка ﷺ о запрете является слабым, дозволяется сделать надпись на могильном камне — при тех условиях, которые мы упомянули.

Что же касается могильного камня, то он не должен быть высоким, как и сама могила не должна быть выше одной пяди. Приводится в сборнике ибн Хиббана, да помилует его Аллах, что могила Пророка ﷺ была размером в одну пядь в высоту[5], что составляет примерно 20 см. Это тот показатель, который установлен в достоверной Сунне нашего Пророка ﷺ.

Также в достоверном сборнике имама Бухари приводится, что Суфьян ат-Таммар, один из таби’инов, видел могилу Пророка ﷺ, которая была «مُسَنَّمًا» — в виде полукруга[6]. «Санам» — это горб верблюда, с чем он ее и сравнил. Она была не в виде какого-то прямоугольника или квадрата, а виде подобной кругу поверхности, как это мы наблюдаем обычно на мусульманских кладбищах. Это также является Сунной.

Не будет лишним напомнить, что запрещается на кладбище совершать любые другие виды поклонения, кроме заупокойной молитвы «аль-джаназа» и мольбы за самого умершего.

В нашей религии в вопросах, связанных с могилами, мы должны отстраняться двух крайностей:

— возвеличивания могил и придания им высокого статуса;

— принижения могил: имеется в виду сидение на них, смех и ведение непристойных речей возле них, совершение запретных деяний, как, например, курение, рассказы анекдотов и т. д., — все это является неуважением к умершим.

Необходимо придерживаться того, что узаконено в Шариате по отношению к могилам, — и этого достаточно.

Что же касается записи даты смерти, я не нашел в трудах правоведов разрешения на этот счет. То, что они разрешили, касалось только записи фамилии, имени и отчества, чтобы могилу можно было отличить от остальных. Достаточно того, что дата смерти известна его родственникам.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
5 Джумада аль-ахира 1440 г. (10.02.2019)

[1] Сахих Муслима, хадис № 970, т. 3, с. 61.

[2] Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1052, т. 2, с. 356.

[3] Сунан Абу Дауда, хадис № 3206, т. 3, с. 353.

[4] Тамхид Ибн ‘Абд Аль-Барра, асар от Джа’фара ибн Мухаммада.

[5] Сахих Ибн Хиббана, хадис № 6635; Сунан Аль-Байхакъи, хадис № 6527.

[6] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1390, т. 2, с. 103.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

В последнее время среди некоторых мусульман вошло в моду нанесение аятов Корана и дуа на предметы обихода, одежду, еду, стены и даже на собственное тело. Разберём, насколько дозволена подобная практика с точки зрения ислама.

Аяты и дуа на посуде

По поводу допустимости нанесения и использования посуды с фрагментами коранического текста существует три основных мнения. Согласно первому, подобное разрешается, так как в Шариате не существует явного запрета на это. В суре «Корова» сказано:

Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: "Это – от Аллаха", – чтобы купить за это ничтожную цену (2:79)

Здесь Всевышний говорит о тех, кто искажает Его слово и пытается выдать свою речь за Божественное откровение. Именно в этом заключается запрет, а что же касается использования аятов для росписи тарелок, чашек, ложек и т.п., то в этом нет ничего харамного. Искусство служит высоким целям, способствуя воспитанию и культурному обогащению человека, что вполне соответствует канонам ислама. Однако нужно помнить о недопустимости искажения слов Аллаха, так как к этому может привести даже единственная ошибка при нанесении иллюстрации, что считается харамным.

Второе мнение гласит, что такую посуду допустимо использовать исключительно для лечения (ташафи), а значит есть пищу или пить напитки из неё нежелательно.

В то же время существует группа учёных, которые утверждают, что использовать посуду с аятами и дуа нежелательно вообще, поскольку таким образом выказывается неуважение к слову Всевышнего. Согласно данной версии, если у мусульманина в доме есть подобные предметы сервировки стола, то необходимо стереть аяты и дуа, а если это сделать не удаётся, то нужно закопать эту посуду в таком месте, где не ходят люди и куда не могут попасть нечистоты.

Коранический текст на одежде

Само по себе ношение одежды с аятами и дуа не запрещено, но верующий, который в неё облачён, может невольно проявить неуважение к слову Аллаха, поэтому многие алимы называют такую практику нежелательной. Например, человек в футболке с аятами может войти в туалет или бросить по привычке её к грязным вещам, содержащим следы нечистот. Если же такая одежда уже есть в наличии и Вы решили отказаться от её дальнейшего использования, то её так же лучше закопать в месте, где не ходят люди и не присутствуют нечистоты (по одному из мнений допускается и сжигание).

Аяты и дуа на пищевых продуктах

С недавних пор мусульманам стали предлагать купить кондитерские изделия, украшенные словами и фразами из Корана. Исламские богословы скептически относятся к подобной практике. Если же еда содержит запрещённые компоненты (например, этиловый спирт, ром, коньяк), то украшать её аятами Корана однозначно запрещено. Если же пища полностью соответствует всем требованиям «халяль», то на неё наносить такие надписи нежелательно, это расценивается как неуважение к слову Всевышнего. Верующие должны читать его и заучивать наизусть – этим демонстрируется почтение к Книге Аллаха.

Фрагменты Корана на стенах

В отношении вопроса, можно ли наносить аяты на стены домов или же вывешивать рамки (шамаили) со словом Аллаха, существуют различные мнения. Одни считают такую практику дозволенной, так как нет явного запрета на это. Другие же полагают, что подобное нежелательно. Во-первых, многие используют коранические тексты для украшения своих домов, что явно противоречит предназначению Священного Писания, которое ниспослано в качестве руководства для людей, а не элемента дизайна. Во-вторых, вывешивание рамок с аятами может способствовать ширку, так как люди со слабым иманом считают, что шамаиль оберегает их дома, а это противоречит канонам ислама.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

В наши дни мы можем встретить множество различных атрибутов со схожим предназначением, начиная от подвесок на шее и заканчивая повязками на руках ребёнка. Каково отношение к ним в исламе и могут ли они помочь человеку?

Ношение «классических» амулетов

Подобное деяние, по мнению богословов, следует трактовать как ширк (многобожие). Согласно исламу, всё в этом мире происходит исключительно от Аллаха. Следовательно, помощь извне человек тоже получает при наличии на то воли Всевышнего, а амулет или талисман – это лишь предмет, который не способен что-либо сотворить или уничтожить. В Священном Коране, в суре «Хадж», сказано:

«Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи. » (22:73)

Кроме того, эти амулеты не способны защитить себя, не говоря уже о защите человека. Показательной в данном случае может быть история пророка Ибрахима (а.с.), который разрушил идолы своих соплеменников, показав тем самым, что это лишь куски камня, которые не способны ни навредить, ни принести пользы.

Подтверждением этого служат также слова Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Заклинания, обереги и приворот – это форма ширка» (Абу Дауд, Ибн Маджа)

Примечательно, что в этом хадисе амулеты были перечислены вместе с приворотом и магическим заклинанием, что считается большим грехом в исламе, именуемым как колдовство.

Талисманы с аятами Корана и дуа (сабаб)

У мусульманских народов большое распространение получили амулеты и талисманы, на которых написаны изречения из Книги Аллаха или же дуа. Относительно дозволенности подобных оберегов мнения богословов разделились.

Одни учёные считают, что абсолютно все талисманы в исламе запрещены. Такого мнения придерживались Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Абу Шуайба, имам Шавкани. В качестве далиля ими приводится вышеупомянутый хадис о ширке. Ведь в нём не уточняется, какие именно амулеты – харам, а значит, речь идёт обо всех оберегах.

Кроме того, противники амулетов утверждают, что Создатель ниспослал людям всё необходимое, что может нам помочь. Ярким примером тому служит само Откровение, в котором говорится:

«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением. » (17:82)

Отсюда, исцеление следует искать не в самодельных предметах, на которых даже написаны сами аяты, а в первоисточнике этого – в Книге Всевышнего.

Другие богословы дозволяли ношение талисманов с аятами и дуа, но при условии, что верующий осознаёт тот факт, что всё происходит лишь по воле Господа миров. Такого мнения придерживались Ибн Хаджар Аскаляни, имам Навави, имам Куртуби, шейх Ибн Усеймин, Ибн Сирин.

Кольца с шахадой

В последние годы модным атрибутом верующих мужчин стали перстни (печатки), на которых написана шахада или одно из имён Аллаха. Известно, что сам Пророк (с.г.в.) носил такое кольцо, и на основании этого богословы пришли к выводу об их дозволенности.

Однако существует ряд ограничений:

Во-первых, мужчинам запрещено ношение золотых ювелирных изделий, включая и перстни. Как следует из хадисов, Посланник Аллаха (с.г.в.) запретил мужчинам шёлк и золото (Ахмад). Сунной считается ношение серебра.

Во-вторых, кольцо должно иметь определённый вес. Согласно ханафитскому мазхабу, его масса не должна превышать 4,25 грамма, по маликитскому – 2,95 грамма. Шафииты и ханбалиты не устанавливают подобных ограничений, но оговаривают, что перстень не должен особо выделяться. Кроме того, по Сунне его желательно надевать на мизинец. Что касается руки, то допустимо ношение как на правой (как это делал Посланник Всевышнего, с.г.в.), так и на левой (как это делали сахабы Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.) и Умар ибн Хаттаб (р.а.).

Правила ношения талисманов с аятами

1. Снимать перед входом в туалет или баню. Это связано с тем, что помещения для гигиенических процедур считаются в исламе нечистыми местами, нахождение в которых аятов недопустимо. В хадисе сказано: «Перед входом в туалет Посланник Аллаха снимал свой перстень» (Тирмизи).

2. Не класть поверх них какие-либо предметы, иначе это будет проявлением неуважения к Книге Аллаха, так как Писание – выше всех предметов.

3. Не опускать на пол или землю, так как это так же будет считаться актом неуважения к Корану. По мнению некоторых учёных, нежелательно опускать аяты ниже пояса.

4. Их запрещено выбрасывать. Если кто-либо захочет избавиться от подобных талисманов из-за их старения или по иным причинам, то допустимы 2 варианта. Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов, а также некоторые шафииты считают, что предметы, на которых написаны Священные аяты, лучше закопать в чистом месте (по аналогии с погребением человека), по которому не будут ходить люди. Они ссылаются на мнение некоторых крупных учёных, таких как Навави, а также хадисы, в которых сказано, что сахабы закапывали тексты с аятами Корана. Маликиты считают, что лучше такой талисман сжечь, так как это защищает аяты от угрозы хождения по ним в случае, если их закопать. Маликиты ссылаются на халифа Усмана ибн Аффана (р.а.), который сжигал старые и истлевшие экземпляры Корана. Кроме того, они утверждали, что огонь – это творение Всевышнего, и нет ничего запретного в сжигании старых экземпляров.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Здравствуйте. Нашёл в подъезде возле лифта амулет с именем Аллаха. Был он грязный и растоптанный,веревочка с замочком открыта. Видимо кто то обронил. Вообщем отмыл,протер полотенцем. Думаю куда девать. Начну с опроса жителей мусульманов. А если не найду хозяина,то тогда куда девать его?

Читайте также: