Что такое за окном сразу в доме посветлело

Обновлено: 10.05.2024

Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолётом.
Пролетела туча низко-низко.
Прыгнула с неё парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивали лёгкие снежинки
На пустые нивы, на тропинки.

На высокий берег у реки,
В тёмные лесные уголки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый!

Вот о чём всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка —
Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка
В белый праздничный наряд,
Только гроздья на вершинке
Ярче прежнего горят.

У осинок кто ходил?
Кто по снегу наследил?
Чует хитрая лисица —
Заяц где-то здесь таится!

А зайчишка ни гу-гу!
Перед ней сидит в снегу.
Зайца в беленькой шубейке
Не найти лисе-злодейке.

Вырастала ёлка
В лесу на горе,
У неё иголки
Зимой в серебре.

Жил под ёлкой зайка
С зайчихой своей,
Прилетала стайка
Чечеток с полей.

Приходили к ёлке
И волки зимой.
Увезли мы ёлку
Из леса домой.

Нарядили ёлку
В новый наряд,
На густых иголках
Блёстки горят.

Началось веселье,
Песни да пляс!
Хорошо ли, ёлка,
Тебе у нас?

Человек лопатой, ломом
Колет зиму перед домом
И кладёт в грузовики
Полосатые куски.

А ручьи берут остатки
И несутся без оглядки
И шумят на целый свет,
Что зимы простыл и след.

Пришла весна! Весна-красна
С зелёной травкой у окна.
Повесила серёжки
Берёзе-белоножке.

Везде весна! Весна везде —
В звериной норке и в гнезде.
Как много солнечных лучей!
На старых липах крик грачей,

Свистят весёлые скворцы,
На каждом дереве — певцы.
И под кустом в траве пчела
Фиалку синюю нашла.

Озяб воробейка, промёрз до костей
Повсюду сугробы да лёд.
Ну, где же весна? Ни послов, ни вестей
Зимовщикам-птицам не шлёт.

Сидит воробейка в скворечне скворца,
Ни в сад, ни во двор не летит.
Мороз да метели! Не видно конца!
На них воробьишка сердит.

А солнечный зайчик к нему на порог.
-Ты где, удалец — молодец?
Зима миновала, прошёл её срок,
Морозам и вьюгам конец.

«Чирик! — закричал воробей. — Чик-чирик!
Зима холодна и темна.
Конечно, к холодной зиме я привык,
Но как хорошо, что весна!»

Осторожные берёзы
Прячут листья от мороза:
Вдруг опять придёт старик?
Он, мороз, шутить привык!

У корней ледок хрустящий —
Тонкий, звонкий, настоящий.
А вот верба у колодца
Распушилась и смеётся.
Как зайчиха во дворе —
Вся в пуховом серебре!

Что ж ты, верба, от мороза
Не таишься, как берёза?

«Я над старым подшучу!
Обмануть его хочу:
Я пуховые платочки
Надеваю на листочки!»

Снежинка, снежинка, что это с тобой?
Ты капелькой стала теперь голубой.
И юркою струйкой с подружками вместе
По пашне разносишь весенние вести.

Ты в землю прокралась, где спало зерно.
И вдруг встрепенулось, проснулось оно.
Весеннюю каплю расспрашивать стало:
«Скажи, неужели зима миновала?

По-вешнему солнце хозяйничать хочет.
Скорей освежи мой осенний росточек!
Чтоб рос, поднимался ржаной колосок —
И зёрнами полон, и ростом высок.

Пыли только бы кружиться!
Ей на месте не лежится,
Ей воронки бы вертеть,
Вдоль по улице лететь!

Чуть подует ветерок —
Пыль шагнёт через порог
И в закрытое окно
Заберётся всё равно!

Чем её к земле прижать,
Как заставить полежать?
Вдруг серебряные гвозди
Заскакали на песок.
Здравствуй, дождик!
Дождик в гости
Заглянул к нам на часок.

Солнцем весь насквозь пронизан,
Весь блестит, как серебро.
Пробежался по карнизам,
Стукнул, брякнул о ведро.

На дороге, на тропинке
Пыль притихла под дождём.
Приколачивать пылинки
Хорошо таким гвоздём!

По земле сырой, не жёсткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,
До полночи с темнотой,
Зёрна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.

Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!

«Тиу-у. фьють. » — кусты запели.
«Фью-ю. тюрли. » — ответил клён.
Это птичьих песен трели —
Щебет, свист со всех сторон.

И, пока прозрачный вечер
В поздний час не настаёт,
Точно каждый лист щебечет —
Столько птиц в саду поёт!

Кто длинней, кто покороче
Свищут песенки свои.
И без ладу что есть мочи
Раскричались воробьи.

Раскричались воробьишки.
Сад на ярмарку похож.
Крик и спор без передышки,
А о чём — и не поймёшь.

Разбросала ясна зоренька росу.
Замолчала птица иволга в лесу.
Сизый селезень по бережку пошёл,
Себе шапочку в два пёрышка нашёл.

Из-за леса месяц выставил рога,
На болота спать уходят облака.
На зелёном на высоком берегу
Я коровушек-бурёнок стерегу.

Ты играй, играй же, дудочка моя,
Ты играй, играй, берестяная!

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.

И колокольчик луговой
На тоненькой былинке,
Качаясь, гнётся над травой
У солнечной тропинки.

Он не звенит от ветерка,
Красуясь втихомолку;
У золотого язычка,
Внутри, чуть видно пчёлку.

Висит в густой траве звонок,
А позвонить не хочет
Мы заплетём тебя в венок,
Сиреневый цветочек.

«Скрип-скрип… скрип-скрип…»
И тут и там.
«Скрип-скрип…» весь день
Всё лето.
Скрипит, кочуя по цветам
Прыгун-кузнечик где-то.

- Кузнечик, покажись, постой!
Где ты? О чём стрекочешь?
Сидишь скрипишь в траве густой,
А выскочить не хочешь! —

Вот он, на стебельке травы,
Зелёный, как травинка;
Коленки выше головы,
Горбатенькая спинка.

- Постой, кузнечик, погоди! —
Я погляжу немножко! —
А он уж где-то впереди
И — прыг через дорожку!

И смотрит с кончика травы,
Зелёный, как травинка;
Коленки выше головы,
Горбатенькая спинка.

Хвойный домик сложен кучей,
Он без окон, без дверей.
Только вы на всякий случай
Проходите поскорей.

В этом домике из хвои
Без окон и без ворот
Все хозяева — герои,
Смелый маленький народ.

Кто в труде весь день проводит,
Носит тяжести весь день?
Кто, храбрец, на бой выходит,
Чуть домок его задень?

Бьются яростно и смело,
Не жалея жизнь свою,
И за храбрость, труд да дело
Честь и слава муравью.

Что это за домик
Вроде завитушки
Едет без дороги
По лесной опушке?

Чей это домишко
Захотел кататься?
Смотрят ребятишки
Смотрят и дивятся.

Подошли к улитке,
Взяли на ладошку:
«Улитка, улитка,
Выстави рожки!»

Что за кустик у дорожки —
Белые цветочки —
Растопырил, как ладошки,
Листики — листочки,
Прячет ягоды тайком
Под тройняшкой, под листком?

На прогалине лесной
Земляника под сосной.
Земляничка — невеличка
Хорошо цвела весной!

На неё садились пчёлы,
Майский жук летал над ней,
У неё сосед весёлый —
Родничок среди камней;

Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Земляничка — невеличка, —
Зреют ягоды на ней —
Покраснели каждым боком,
Налились целебным соком!

В коридоре золотом, золотые стены.
В коридоре золотом травы по колено.

Через стены вкривь и вкось,
Светит солнышко насквозь.

Лента узенькой межи вьётся под ногами.
Золотое море ржи всюду перед нами.

Под солнышком подсолнечник,
Когда денёк погожий,
Весь день глядит на солнышко —
Сам на него похожий!

Цветок пчелу к себе зовёт;
В траве ныряют грабли.
А солнышко плывёт, плывёт,
Как золотой кораблик.

У каждого своя пора,
Своё житьё простое…
Подсолнечник глядит с утра
На солнце золотое.

Плывёт кораблик-солнышко, —
Вокруг лучи кольцом!
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом!

ДО СВИДАНЬЯ, ЛЕТО!

В тёмный лес дремучий заглянула осень.
Сколько свежих шишек у зелёных сосен.
Сколько алых ягод у лесной рябинки!
Выросли волнушки прямо на тропинке.

И среди брусники, на зелёной кочке,
Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.

И листок берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и летает над колючей ёлкой.
А под ёлкой грузди замостили мостик…
До свиданья, ёлка! Приезжай к нам в гости!

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят. летят. летят.

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

Ветерок летит по нивам.
Гнёт колосья до земли.
По овсам зеленогривым
Волны сизые прошли.
Жнейки в золоте пшеницы
Машут крыльями, как птицы.

Урожай, урожай!
Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха,
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо
Красный, крупный помидор!
Пробежишься огородом,
Съешь морковку мимоходом!

Урожай, урожай!
Наше лето провожай!

Над кудрявыми садами.
Пробегает ветерок,.
А сады полны плодами —
Всё в садах созрело в срок!
Сколько яблок будет снято!
Побежимте в сад, ребята!

Урожай, урожай!
Наше лето провожай!

Почему грибы на ёлке,
На сучках, сидят верхом?
Не в корзине, не на полке,
Не во мху. Не под листком —
У ствола и среди веток
На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,
Толстяки боровики
Не в сухой осенней травке,
А надеты на сучки!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?

Это Белкина кладовка,
Это Белкин летний сбор!
Вон она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик,
С пышной шёрсткой и хвостом.

Наше поле опустело,
Опустел и лес и сад.
То и дело, то и дело
Гуси-лебеди летят!

То гуськом летят, то клином
По дорогам журавлиным.
Слышут реки и луга:
«Го-го-го-го. га-га-га. »

То и дело в небе синем
Шелест крыльев, крик гусиный.
Пролетают над домами
По дороге по прямой.
Оставайтесь, гуси, с нами!
Хорошо у нас зимой!

Современная женщина

Современная женщина

Современная женщина запись закреплена

❄

Е.Трутнева «Первый снег».

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка —
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд,
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

❄

И.Никитин «Встреча зимы» .

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,

❄

Здравствуй, гостья-зима! .
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

❄

С. Есенин «Берёза» .

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
новым серебром.

❄

С. Чёрный «Волк» .

Вся деревня спит в снегу.
Ни гу-гу. Месяц скрылся на ночлег.
Вьется снег.

Ребятишки все на льду,
На пруду. Дружно саночки визжат —
Едем в ряд!

Кто — в запряжке, кто — седок.
Ветер в бок. Растянулся наш обоз
До берез.

Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!» Стали санки, хохот смолк.
«Братцы, волк. »

Ух, как брызнули назад!
Словно град. Врассыпную все с пруда —
Кто куда.

Где же волк? Да это пес —
Наш Барбос! Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!»

❄

И.Суриков «Вот моя деревня» .

Вот моя деревня,
вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
по горе крутой.
Вот свернули санки
и я на бок хлоп,
Кубарем качуся
под гору в сугроб.
Все лицо и шею
залепил мне снег
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех.
Но меж тем уж село
солнышко давно,
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябгншь,
Руки не согнёшь,
И домой тихонько
Нехотя бредёшь.

❄

И. Суриков «Зима» .

Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

❄

А. Фет «Снег да снежные узоры» .

Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День — коньки, снежки, салазки,
Вечер — бабушкины сказки, —
Вот она — зима.

❄

Е.Трутнева «Зима» .

Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом
Пролетела туча низко-низко…
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивали легкие снежинки
На пустые нивы, на тропинки.
На высокий берег у реки,
В тёмные лесные уголки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.

❄

А.Барто «За цветами в зимний лес» .

Никому не верится,
Чудо из чудес:
За цветами девица
Ходит в зимний лес.
Он стоит не в зелени,
Как в июльский зной,
Он снежком побеленный,
Блещет белизной.
Но смеётся девица: —
Если вам не верится,
Показать могу
Яркий коврик вереска
Прямо на снегу.
Летом он не ценится,
Скромное растеньице!
Но зато как весело
Увидать самой
Огонёчки вереска
На снегу зимой.

❄

А. Твардовский «Утро» .

Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый —
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день – полней и лучше,
Полней и лучше Новый год…

❄

Т. Белозеров «В зимнем лесу» .

Сквозь иней леса одиноко
Дрожат далёкие огни.
На хрупкой ветке спит сорока —
Лишь только руку протяни.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть…

❄

А.С. Пушкин «Идёт волшебница-зима» .
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

❄

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою околдован» .
Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

❄

Д. Хармс «Буря мчится, Снег летит» .
Буря мчится. Снег летит.

Ветер воет и свистит.
Буря страшная ревёт,
Буря крышу с дома рвёт.
Крыша гнётся и грохочет.
Буря плачет и хохочет.
Злится буря, точно зверь,
Лезет в окна, лезет в дверь.

❄

А.С. Пушкин «Зимнее утро» .

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

❄

С. Есенин «Пороша» .

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

❄

Ф.Тютчев «Зима недаром злится» .

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

❄

А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок) .

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

❄

Н. Некрасов «Мужичок с ноготок» .

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

❄

С. Есенин «Поёт зима, аукает» .

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

❄

В. Берестов «После мороза» .

Снова чисто двойное стекло.
В небе сереньком столько уюта,
Но с крещенскою стужею лютой
Искромётное что-то ушло.
Снег забыл, как хрустел и блестел он,
Золотился, алел, розовел,
И опять притворяется белым,
Простодушным, пушистым, несмелым,
Словно только что к нам прилетел.

Соловьёва Е.Е., Карпинская Л. А., Щепетова Н. Н. Родная речь: книга для чтения в 1 классе начальной школы (изд-е 11-е). Москва, 1954 — читать онлайн текст

Соловьёва Е.Е., Карпинская Л. А., Щепетова Н. Н. Родная речь: книга для чтения во 2 классе начальной школы (изд-е 11-е). Москва, 1954

ЗИМА

Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолётом.
Пролетела туча низко-низко.
Прыгнула с неё парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивали лёгкие снежинки
На пустые нивы, на тропинки.
На высокий берег у реки,
В тёмные лесные уголки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!

Вот о чём всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зи́му встретил.

На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело́!
Нет свободного местечка —
Всюду сне́га намело.

Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд,
Только гроздья на вершинке
Ярче прежнего горят.

БЕЛАЯ ШУБЕЙКА

У осинок кто ходил?
Кто по снегу наследил?
Чует хитрая лисица —
Заяц где-то здесь таится!
А зайчишка —ни гугу!
Перед ней сидит в снегу.
Зайца в беленькой шубейке
Не найти лисе-злодейке.

ЗИМНИЕ ГОСТИ

И кружится и стелется
По улице метелица.
А птицам каково?
Жуланы-красногрудки
Не завтракали сутки,
Не ели ничего!

Где в лютой зимней стуже
Найти чечёткам ужин?
Запрятались в кусты
Озябшие клесты.
Мы к липкам на верхушки
Приладили кормушки,—
У нас гостей полно!
Слетелись свиристели,
Чечётки прилетели —
Весь день клюют зерно!

ЁЛКА

Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У неё иголки
Зимой в серебре,
У неё на шишках
Ледышки стучат.
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Жил под ёлкой зайка
С зайчихой своей.
Прилетала стайка
Чечёток с полей.
Приходили к ёлке
И волки зимой.
Увезли мы ёлку
К себе домой.
Нарядили ёлку
В новый наряд —
На густых иголках
Блёстки горят.
Началось веселье —
Песни да пляс.
Хорошо ли, ёлка,
Тебе у нас?

КОНЕЦ ЗИМЫ

Человек с лопатой, с ломом
Колет зиму перед домом
И кладёт в грузовики
Полосатые куски.

А ручьи берут остатки
И несутся без оглядки,
И шумят на целый свет,
Что зимы простыл и след!

Цель: научить детей рассказывать стихотворение «Первый снег» Евгении Трутневой выразительно.

• Познакомить детей с новым стихотворением о зиме

• Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение

• Закреплять понятия об основных признаках зимы, о снеге, ветре, снегопаде

• Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в ласкательной форме; образование глаголов от прилагательных)

• Продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения

2. Развивающие :

• Развивать мышление, творческое воображение, речевой слух и память

• Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения

• Воспитывать познавательный интерес

• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения

Предварительная словарная работа: гроздья, вершина, посветлело, намело.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок и чтение стихов о зиме.

На прогулке рассматривание снега, снежинок, лепка снежков, закрепление понятий о свойствах снега (белый, холодный, тает).

Оборудование и материал:

Демонстрационный: иллюстрации и картинки с изображением зимы, портрет Евгении Трутневой, выставка книг о зиме.

Мяч, магнитофон, музыка.

Словесные: заучивание наизусть, беседа, чтение, загадывание загадок, проговаривание хором.

Практические: словесные игры, игровые упражнения.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности:

I. Вводная часть

Игра «Назови ласково» (дети стоят в кругу)

Я бросаю вам мяч и называю обычное слово, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласковое слово (зима – зимушка, снег – снежок, снежинка – снежиночка, мороз – морозик, сосулька – сосулечка, лед – ледок, холод – холодок, белый – беленький, горка – горочка, ёлка – ёлочка).

II. Основная часть

Ребята, послушайте загадку: «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (зимой)

А сейчас посмотрите на картинки на доске. Какое время года изображено на них? Почему вы так думаете? Скажите, а какой бывает первый снег? (белый, тихий, робкий, нежный и т. д.)

Самый первый снег, как разведчик, совсем недолго лежал, будто проверял, все ли готово к приходу зимы. Но вот повалил снегопад и всю землю укрыло чистым снегом (дети садятся на стулья).

Ребята, я прочитаю вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание на какие слова я делаю ударение, т. е говорю громче, чем другие. Стихотворение называется «Первый снег». Написала его Евгения Трутнева. (Показать портрет).

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все белом!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Как называется стихотворение? О чем в нем рассказывается? Почему стало светло в доме? Какими словами в стихотворении сказано о снеге? Какой он? Как снег лежит во дворе? О чем предупреждал, свистел всю ночь ветер? Что еще увидел автор в окно дома? Какая стала рябина после снегопада? Как сказано о зимнем убранстве рябины? Какое настроение у человека, когда он видит такую картину – все вокруг покрылось снегом? (ответы детей на вопросы).

3. Физкультминутка «Выпал беленький снежок» (стоя в кругу)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

(дети топают ногами, делают пружинку,

Мы похлопаем, мы похлопаем!

(хлопают в ладоши)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

(прыгают на месте).

Ребята, сегодня мы будем учиться рассказывать стихотворение «Первый снег» выразительно. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы слушайте, как я его буду читать и запоминайте. Можете повторять вместе со мной. (Повторное чтение стихотворения).

А сейчас, кто из вас хочет рассказать стихотворение? (спросить двух-трех детей)

5. Игровое упражнение «Подбери слова»

Ребята, в солнечный морозный день каким вам кажется снег? Как можно сказать о нем? (сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный). Выберите картинку, на которой изображен морозный день. (Дети показывают картинку).

Раз снег сверкающий, то как сказать, что с ним происходит, что он делает? (сверкает, искрится, серебрится, блестит).

С чем можно сравнить снег, когда он покрывает лес, луга, дома? На что он похож? (на вату, облако, пух, перину и т. д.). Найдите соответствующую картинку. (Дети выбирают картинку).

Подберите слова, чтобы сказать о снежинках. Какие они? (хрупкие, нежные, красивые, блестящие, узорные).

Что делают снежинки? (летят, кружатся, порхают, несутся)

Когда снег идет сильно, как это называется? (снегопад, метель, буран, вьюга). Покажите картинку, на которой изображен снегопад.

6. Упражнение «Снежинки»

Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет какую-то мелодию, которую мы не слышим. А снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. А сейчас я предлагаю вам превратиться в снежинки. (Дети встают в круг, звучит музыка).

Ну-ка, дети, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

Снежинки будут танцевать

И раз, и два, и три, и пять…

А закончив танцевать –

(дети садятся на стулья)

III. Итог занятия.

Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии? Что особенно понравилось? Вы хорошо занимались и я хочу подарить вам раскраски.

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч»

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч». Цель: развивать речь детей, познакомить.

Конспект НОД по развитию речи «Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Берёза» Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Берёза». Цель: учить детей.

Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа). Заучивание стихотворения Ю. Степанова «Юрий Гагарин» Программное содержание: закрепить имеющиеся представления о космосе, первом космонавте; научить понимать и самостоятельно использовать в.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Заучивание стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой?» ели: • Познакомить детей с новым стихотворением, помочь запомнить его. • Совершенствовать отчетливое произношение слов, умение отвечать.

Конспект по развитию речи в старшей группе. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Цель. Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Оборудование:.

Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов. Использование презентаций и мнемотаблиц при заучивании стихов с детьми старшего возраста способствует пониманию, осмыслению ребенком непонятных.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама» Задачи: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, любовь к маме.

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе) Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Расширять.

НОД для детей средней группы с ОНР. Заучивание стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» НОД для детей средней группы с ОНР Тема: Заучивание стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» Цель: развитие речи Задачи: -Формировать.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осенние паучки» Цель: Помочь детям запомнить стихотворение Е. Трутневой "Осенние паучки" с помощью разных методов заучивания. Задачи 1. Закрепить знания.

словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.

- Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

- Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Ход занятия

- Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это

бывает?» (Зимой).

«Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так

- Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т. д.).

- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки

и на вашей одежде; сдуйте их.

- Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и

- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите

внимание, на какие слова я делаю ударение (т. е. говорю громче, чем другие). Стихотворение

называется Первый снег. Написала его Елена Трутнева

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят. (Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения).

- Как называется стихотворение?

- Почему стало светло в доме? (идет снег)

- Какой снег? (самый первый, самый белый)

- Как лежит снег во дворе? (ковром)

- О чм предупреждал- свистел всю ночь ветер? (Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил)

- Что ещ увидел автор в окно дома? (рябину)

- Какая стала рябина после снегопада? (нарядилась в белый праздничный наряд)

- Сегодня, ребята, мы будем учиться рассказывать это стихотворение

выразительно. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте, как я его читаю.

- Кто запомнил и расскажет нам выразительно?

- Кто начнт рассказывать стихотворение?

- А кто будет продолжать?

(индивидуальные ответы детей 4-5 человек.).

- какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (Елена

Трутнева).

- А сейчас, давайте вспомним ещ одно интересное стихотворение,которое тоже

называется «Первый снег» Сергея Городецкого

Месяц с Солнцем стал считаться,

Кому раньше подыматься,

Вышел ветер полетать,

Напустил он птиц крылатых,

Облак серых и лохматых.

Днм и ночью снег идт,

А меж облак, под оконцем,

Плачут горько Месяц с Солнцем:

Кому тучи разгонять?

- Кто сможет с выражением прочитать это стихотворение? (выслушивает ответы

- А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (воспитатель включает

аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»). А может быть, кто-то нарисует и свое

любимое стихотворение про первый снег. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине" Цель: Помочь запомнить.

Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой» для подготовительной группы Цель: научить детей рассказывать стихотворение «Первый снег» Евгении Трутневой выразительно. Задачи: 1. Обучающие: • Познакомить детей.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения И. Сурикова «Зима» (подготовительная группа) Коммуникативная деятельность. Тема: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». (Подготовительная группа) Интеграция образовательных.

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе) Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Расширять.

НОД «Развитие речи». Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Оленёнок»

НОД «Развитие речи». Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Оленёнок» Я всегда стараюсь внести в любое занятие какую-нибудь интересную изюминку. Готовясь к НОД по развитию речи,мне пришла в голову мысль изготовить.

Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Программное содержание: познакомить детей с новым стихотворением Агнии Барто. учить детей запоминать стихи по схеме; закреплять умение отвечать.

Конспект занятия. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень»

Конспект занятия. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень» «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень». Программные задачи: Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных.

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» Цель: приобщать детей к поэзии, формировать культуру речи, художественно – эстетический вкус, учить заучивать стихотворение по схеме. Задачи:.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осенние паучки» Цель: Помочь детям запомнить стихотворение Е. Трутневой "Осенние паучки" с помощью разных методов заучивания. Задачи 1. Закрепить знания.

Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» Видео Воспитатель – Заметили ли вы, что зимой длиннее день или ночь? Вот, послушайте, как сравнивает день и ночь Соловьёва. - Ночь зимой – как.

Читайте также: