Что составляет фундамент профессионализма

Обновлено: 27.03.2024

Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых работы в социальной сфере базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

  • развитие личностного интереса к выбранной профессии;
  • формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;
  • формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
  • формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:

  • чего он хочет в своей профессии;
  • что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;
  • что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно-ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н. А. Рыбакова). На работника социальной сферы возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.

Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, работник социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно-зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности работника социальной сферы, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – работников социальной сферы, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

Профессиональное воспитание работников социальной сферы в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, вершащуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек – человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания работника социальной сферы обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, мог оценить свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:

  • профессиональное становление будущего работника социальной сферы в равной мере затрагивает как внешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступает как средство, обеспечивающее это единство;
  • главной проблемой обучающегося работе в социальной сфере в свете профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей экологической ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;
  • задача возрождения России, признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем профессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;
  • учебный процесс должен строиться на основе согласованности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, пред – полагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;
  • практическое освоение профессий «социальная работа», «секретарь-референт», «менеджер», «специалист по социально-культурной работе», «менеджер по персоналу», «экскурсовод», «маркетолог» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия» (Б. Ф. Ломов).

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

  • сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;
  • осуществление своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование;
  • распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самосознания:

  • ориентация на рефлексивное мышление;
  • осознание своих сильных и слабых качеств;
  • опора на свои сильные качества, признание слабых сторон своего характера и работа над ними;
  • использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
  • анализ причин своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

  • признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;
  • практическая реализация своих идей;
  • изучение теории не только с целью ее понимания, но и последующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих саморазвивающихся личностей:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Компоненты и составляющие управленческого профессионализма

В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (А.К. Маркова, Ф.С. Исмагилов, Ю.П. Поваренков , Н.С. Пряжников и др.). Имеющиеся теоретические разработки и накопленные эмпирические данные по различным видам профессиональной деятельности дают возможность говорить о существенном продвижении по пути познания сущности профессионализма как психологического феномена.

В психологии – это работы В.А. Бодрова - по психологии профессиональной пригодности, Ю.К. Стрелкова – по проблемам операционально-смысловой структуры профессионального опыта, ошибок в деятельности опытного специалиста , Г.С. Никифорова по проблемам самоконтроля и надежности профессиональной деятельности; Г.В. Суходольского по психологической теории деятельности. В психологии труда это работы Е.А. Климова по проблемам профессионального самоопределения, В.Д. Шадрикова - по проблемам системогенеза профессиональной деятельности, Е.П. Ермолаевой, – по изучению преобразующих и идентификационных аспектов профессионализма, Д.И. Завалишиной по анализу взаимосвязи профессионального развития и профессионального мышления. Профессионализация личности в зрелом возрасте и воздействующие на нее факторы рассматривались в акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.П. Ситников).

Проблемы профессиональной пригодности, профессиональной компетентности, профессиональной идентичности в различных видах труда подробно исследовались в работах Н.С. Глуханюк , С.Н. Федотова, Е.Ю. Пряжникова , Р.Х. Тугушева , Л.Б. Шнейдер, С.Л. Ленькова и др. Однако в полной мере задача раскрытия механизмов формирования и развития профессионализма субъекта труда еще не нашла своего решения.

Анализ применения термина профессионализм в управленческой литературе показывает, что он используется в следующих значениях:

1) Совокупность требований к работнику, соответствующих нормам принятым профессиональной организацией (от значения понятия профессии как вида деятельности, курируемого группой людей, владеющих определенной областью знания и контролирующих вступление в свое сообщество новых членов, полностью принимающих нормы профессиональной деятельности);

2) Комплекс характеристик субъекта деятельности, отражающих накопленный в определенной сфере деятельности опыт, обеспечивающий качественное выполнение работы и достижение высоких результатов в конкретном виде работ (от значения понятия профессии как вида деятельности, требующего специальных теоретических знаний и практических навыков);

3) Совокупность качеств, выражающих моральную и социальную ответственность за содержание и результаты профессиональной деятельности (понятие профессии включает нравственную основу: профессионал существует, чтобы служить другим .

В соответствии с первым подходом, в котором акцентируется внимание на формальных аспектах деятельности, считается, что о профессионализме можно говорить, если соблюдаются следующие условия:

- специалист имеет базовое образование и повышение квалификации;

- обладает навыками, основанными на теоретических знаниях;

- соответствует стандартам уровня знаний представителей профессий, что определяется профессиональной организации, регулирующей вступление в профессию;

- следует общепринятым нормам профессионального поведения .

В данном контексте под профессионализмом понимается комплекс знаний и практических умений, которые соответствуют стандарту в определенной области деятельности, определяющих готовность работника действовать установленным образом соответственно ситуации. Такое определение профессионализма сильно сужает возможность его применения для оценки и анализа управленческой деятельности. Оно оказывается применимо лишь к отдельным аспектам и разновидностям управления, для которых есть принятые стандарты, но не ко всему содержанию работы менеджеров .

Данный подход имеет и другую слабую сторону. Дело в том, что владение стандартом деятельности еще не показатель профессионального мастерства. Это скорее необходимый минимум, с которого начинается становление профессионализма. Это свидетельствует, скорее о некорректности или неполноте рассматриваемого представления о содержании понятия профессионализма, нежели о его локальном значении и ограниченной применимости.

Второй подход к пониманию профессионализма основывается на выделении содержательных параметров деятельности человека, от которых зависят результаты его рабочего поведения.

В этом случае профессионализм - это характеристика деятельности работника, которая отражает практическую способность находить наиболее эффективные способы выполнять определенную работу. Прежде всего, профессионализм означает, что работники применяют профессиональные знания при выполнении своей работы. Работа, выполненная профессионально, обычно отличается тем, что она основана больше на фундаментальных понятиях, связанных с практическим опытом, чем на импровизированной реакции на события, обусловленной здравым смыслом или стереотипами привычного поведения. Профессионализм в первую очередь определяется уровнем результатов практической деятельности, оцениваемых по объективным критериям и субъективным впечатлениям заинтересованных людей. Соответствие стандарту или требованиям специальной организации - это уже вторичный признак профессионализма .

Данный подход к пониманию профессиональной деятельности не является принципиальной альтернативой первому, но он шире, гибче (менее формализован) и прагматичнее. Его можно использовать для большинства специалистов в самых разных областях практики, в том числе для анализа и оценки деятельности руководителей разного уровня.

Слово «профессия» происходит от латинского «profiteor», что в переводе означает «объявляю своим делом». В литературных источниках под профессией понимается следующее:

- род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы ;

- род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования ;

- основной род занятий, трудовой деятельности .

Однако не любой специализированный вид деятельности следует называть профессией. На основании этого Румянцевой З.П. были выделены следующие признаки профессии:

1) определённый уровень институционализации, определяемый выделением её из других видов деятельности и присвоением общественного названия;

2) место в разделении труда, связанное со специфическими трудовыми навыками;

3) необходимость специальной подготовки .

Профессиональная подготовка работника находит своё отражение в понятии «квалификация», которую возможно рассматривать как качественный показатель, позволяющий сравнивать труд представителей разных профессий. Термины «профессионал», «профессионализм» часто встречаются в деловой сфере, появляется потребность в трудовых ресурсах нового типа, которых принято называть профессионалами.

В настоящее время для разработки модели профессионализма наиболее часто используют компетентностный подход. В соответствии с ним профессионализм – это компетентность в конкретной области деятельности. Компетенция, понимаемая как практическая способность специалиста решать конкретные задачи на основе систематизированных знаний и отрефлексированного опыта их применения, используется в качестве основной единицы анализа профессиональной деятельности.

А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Р.Л, Кричевский, Н.В. Кузьмина выделяли три вида компетенций: предметные (предметно -отраслевые), управленческие и инновационные.

Предметные компетенции обеспечивают ориентацию и способность квалифицированно действовать в конкретных производственных технологиях и сложившихся видах деятельности. Разновидности предметных компетенций соответствуют специальностям, существующим в отрасли. Они составляют основу профессиональной подготовки специалиста любого профиля.

Управленческие компетенции обеспечивают практические способности управлять производством, отдельными процессами в целом. Они являются относительно универсальными, потому что необходимы для любых отраслей и сфер производства (Ромашов О.В., Ромашова Л.О.).

Инновационные компетенции обеспечивают способность заниматься совершенствованием производственных и управленческих технологий и систем. Эти компетенции обладают такой же универсальностью, как и управленческие, потому что необходимы в самых разных видах деятельности. Понятно, что инновационные компетенции формируются на основе развитых предметных компетенций (у специалистов) или управленческих и предметных (у менеджеров) .

Выделенные три вида компетенций, по существу составляют общую модель профессионализма, применимую для большинства специальностей. Рядовому специалисту необходимы лишь предметные компетенции, классному инженеру – предметные и инновационные, а хорошему менеджеру требуются компетенции всех трех типов.

Профессионализм, по мнению Н.И. Шаталова, Г.Б. Кораблева, Смирнова Э.А. - это особый признак профессионалов .

Основные подходы к определению понятия «профессионализм» заключаются в следующем:

- профессиональное отношение (отношение специалиста) к работе, делу и т. д.;

- качественная характеристика субъекта деятельности - представителя определённой профессии, определяемая мерой владения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления;

- особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях;

- мера и качество деятельности человека в определённой, строго ограниченной сфере деятельности .

Важная отличительная черта профессионализма - это постоянство, неизменность, стабильность результатов.

Анализ существующих в научных публикациях определений «профессионализма» показал, что его рассматривают как высокое мастерство, овладение профессией (качественное, профессиональное исполнение трудовой функции), а также с позиции профессионального отношения к работе (знание сферы деятельности, рациональный подход к принятию решений, обоснованный выбор эффективных мер, применение профессиональной эрудиции, контроль ситуации на своём рабочем месте). Данный термин используется для обозначения общих признаков действий работника, успешно справляющегося с трудовой функцией. Проведённый анализ показал, что внимание исследователей при определении «профессионализма» сосредоточено преимущественно на результатах деятельности работников - надёжности и эффективности выполнения трудовых функций в изменчивых условиях внешней и внутренней среды организации; при этом не раскрываются природа, факторы, механизм получения этих результатов .

Исходными факторами при формировании профессионализма являются мотивы и квалификация работника. Мотивация определяет отношение работника к выполняемой трудовой функции и, как следствие, надёжность достижения результатов. Мотивы рассматриваются как индивидуальные ценности и неудовлетворённые потребности, побуждающие работника к достижению определённых целей. Задача обеспечения требуемой динамики развития организации, поддержание его конкурентоспособности, особенно в условиях высокого темпа социально-экономических изменений, определяет необходимость постоянного прироста новых знаний, умений и навыков, их применения в деятельности работника, что связано с мотивацией к саморазвитию. Квалификация обеспечивает требуемый уровень выполнения трудовых функций и эффективность достижения результатов [48].

Семантический анализ понятия «профессионализм» (Т.А. Коркина, О.С. Шивырялкина) позволил сделать вывод о необходимости определения его содержания как совокупности личностных свойств работника и как результата их реализации в производственном процессе организации. Исходя из этого, были выделены внешние и внутренние свойства профессионализма, которые позволяют отразить связь личностных характеристик работника (внутренних) с качеством реализации его трудовых функций (внешними свойствами). Таким образом, применительно к руководителю организации профессионализм целесообразно рассматривать через внешнее проявление - реализацию трудовых функций.

Под профессионализмом руководителя понимается способность эффективно и надёжно обеспечивать функционирование и развитие объекта управления в разнообразных условиях на основе достигнутого уровня квалификации и мотивации к труду и саморазвитию. Данное определение учитывает как внешние проявления профессионализма с позиции результата - надёжность и эффективность выполнения руководителем трудовых функций, так и имманентные личностные свойства, детерминирующие его отношение к состоянию и развитию управляемого объекта.

Анализ научно-теоретических разработок в области управления показывает, что в качестве близких по смысловому содержанию к понятию «профессионализм» применяются такие термины, как «квалификация», «компетенция», «компетентность». В связи с этим возникает необходимость определения соотношения этих понятий и разграничения их. Отношения между понятиями принято определять на основе двух важнейших логических характеристик: содержание и объём.

По содержанию понятия «профессионализм» и «компетенция» являются сопоставимыми, то есть имеют общий существенный признак - «квалификацию». Под квалификацией, согласно С.В. Лабунского понимается: способность или умение работника выполнять конкретную функцию на основе природных и последовательно приобретаемых в результате обучения или опыта знаний, понимания решаемых задач, умения и навыков.

Знания в квалификации представляются базовыми (имеют общий характер) и специальными знаниями (характеризуются определённой направленностью по видам деятельности). В процессе обучения эти знания приобретаются и накапливаются. Понимание представляет способность работника разобрать сущность, содержание и значение исполняемой функции, задачи, проблемы, увидеть причинно-следственные связи в них, предвидеть последствия и решения.

Составляющая квалификации - как умение сделать что-либо, например, решить производственную задачу. Умение рассматривается в качестве способности работника вести организационные процессы. Оно приобретается в процессе обучения, опыта и, как правило, не является достаточным для эффективной реализации функции.

Умение следует рассматривать как этап освоения функции.

Навык - это достигнутое в результате повторения, упражнения, тренинга и доведённое до автоматизма умение осуществлять сознательные действия в процессе выполнения функции. Таким образом, квалификация по своей сущности представляет собой свойство работника, отражающее его способность выполнять заданную функцию, то есть выполнять работу определённого уровня сложности и принимать решения в определённой области деятельности.

Критерием оценки квалификации является действие, а показателем -результат этого действия. Представление о квалификации как совокупности элементов - знания, понимания, умения, навыка, обеспечивающих его способность к реализации функции, - является основанием для идентификации квалификации в качестве подсистемы в структуре профессионализма.

В условиях изменения требований к качеству реализации трудовых функций, обусловленного высокой динамикой внешней и внутренней среды организации, «профессионализм» и «компетенция» рассматриваются как перекрещивающиеся понятия, поскольку управленец, обладающий определённой компетенцией, в изменяющихся условиях может быть не способен реализовывать трудовую функцию эффективно и надёжно.

По объёму понятия «профессионализм» и «компетенция» - совместимы, то есть их объёмы частично совпадают. Применительно к изменению требований по качеству реализации трудовых функций в условиях высокой динамики внешней и внутренней среды организации понятия «профессионализм» и «компетенция» рассматриваются как перекрещивающиеся, поскольку управленец, обладающий определённой компетенцией, но не имеющий мотивацию к труду и саморазвитию, не способен реализовывать трудовую функцию эффективно и надёжно. Поэтому компетенция управленца и персонала представляется как сочетание квалификации и полномочий, предназначенных для управления использованием ресурсов в организации и реализации услуг .

Понятие «компетентность» как свойство является производным от понятия «компетенция». «Профессионализм» и «компетентность» пересекаются в части наличия у руководителя определённых характеристик, позволяющих выполнять трудовую функцию и тем самым определяющих его способности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

О лойская средняя общеобразовательное школа

«Основа профессионализма – залог успеха нашего образования»

Хабдаева Татьяна Леонидовна,

учитель химии и биологии

«Основа профессионализма – залог успеха нашего образования»

В условиях динамизма современной общественной жизни, в том числе и быстроменяющейся ситуации в Российском образовании, становятся особенно востребованными способы определения профессионализма учителя, формы и методы его интенсивного восстановления, в целом, научного исследования этого феномена.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

О профессионализме можно говорить с точки зрения стандарта его составляющих, обязательных компонентов профессионализма, в сущностном плане, характеризующих понятие "профессионализм учителя". Приоритетов между отдельными компонентами профессионализма можно выявить великое множество. При этом исходными позициями в оценке профессионализма могут стать разные подходы.

Основой профессионализма учителя на современном этапе является, на мой взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е.И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" [4] раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя помимо перечисленных качеств необходимы еще многие и многие другие.

Профессор В.Я. Синенко справедливо считает, что "профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения" [5, 83].

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую ("человекообразующую").

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

а) потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

б) тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

в) понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

г) умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

д) предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

е) знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

ж) способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии. На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Некоторые компоненты педагогического профессионализма:

1. уровень общей культуры;

2. психолого-педагогическая компетентность;

3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;

5. способности к педагогической рефлексии;

6. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога/В.Н. Введенский //Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.

2. Железнякова С.И. Социокультурные ориентации учителей/С.И. Железнякова //Социологические исследования. - 2001. - №4. - С. 99-102.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя/ И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2004.

4. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика/Е.И. Рогов. - Ростов-на-Дону. - 1996.

5. Синенко В.Я. Профессионализм учителя/В.Я. Синенко //Педагогика. - 1999. - №5. - С. 82-85.

В статье проводится теоретико-методологический анализ понятия « профессионализм », описываются психологические особенности развития профессионализма . Кроме того рассматриваются некоторые подходы к определению исследуемого понятия.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цай А.В.

Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста

Психологическая культура общения в образовательном процессе и формирование профессионализма будущих специалистов

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DEVELOPING EXCELLENCE

The article presents the theoretical and methodological analysis of the concept of " professionalism " describes the psychological characteristics of developing excellence. Also discusses some approaches to the definition of the studied concepts.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития профессионализма»

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Аннотация: В статье проводится теоретико-методологический анализ понятия «профессионализм», описываются психологические особенности развития профессионализма. Кроме того рассматриваются некоторые подходы к определению исследуемого понятия.

Ключевые слова: деятельность, личность, профессионал, профессионализм, развитие, труд.

Динамичные изменения последних десятилетий во всех сферах жизни современного общества способствуют формированию и развитию сильной личности, преобразующей социальную действительность.

Среди областей широкой сферы развития человеческих ресурсов многие специалисты главенствующую роль отдают профессиональному развитию личности. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным развитием человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием [6].

Существуют различные определения рассматриваемого понятия, которые дополняют друг друга. «Профессиональное развитие» включает в себя направление профессионального выбора, линию построения карьеры, особенности профессионального поведения на работе, наличие профессиональных достижений, удовлетворенность от процесса и результатов труда, эффективность образовательного поведения личности, смена или стабильность рабочего места, профессии.

В психологии нет однозначного определения понятия «развитие». Оно тесно связано с понятиями «становление» и «формирование», которые в отдельных науках, особенно в педагогике, используются как синонимы [3].

Л.И. Анцыферова под развитием понимает «основной способ существования личности: психическое и социальное становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека.

Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию» [1]. Таким образом, нескончаемый процесс становления - характерная

черта психологической организации личности и одно из обязательных условий ее способности к непрерывному безграничному развитию.

Большинство ученых, занимающихся проблемой профессионального развития, признают, что развитие личности профессионала осуществляется путем систематического усовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональное развитие должно быть не формальностью или обязанностью, а образом мышления, полезной привычкой. В различных формулировках утверждается также необходимость профессионального развития личности в течение всей жизни.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единого, целостного понимания профессионального развития личности и личностного развития специалиста до уровня высокого профессионализма и мастерства. Исследователи наполняют его различным содержанием в зависимости от объекта и цели исследования.

Понятие «профессиональное становление» является наиболее объемным и охватывает весь спектр процессов, возникающих в ходе формирования и изменения личности в различные периоды освоения профессии, в том числе в условиях учебного заведения. Это процесс изменений личности, характеризующийся появлением и закреплением психических новообразований, отражающих поло ительную динамику развития личности на этапе профессиональной подготовки и в профессиональной сфере деятельности и общения.

Понятия «профессионал», «профессионализация» и «профессионализм» являются ведущими в теории профессионального становления личности.

Человек становится профессионалом в результате профессиональной подготовки и реализации себя в качестве комп тентного специалиста на деятельностном и личностном уровне, став членом профессионального сообщества. В современной психологии термин «профессионализм» применяется для обозначения большой совокупности элементов, отражающих высокую продуктивность профессиональной деятельности [10]. Например, по мнению Е.А. Климова, профессионализм необходимо рассматривать «не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека. » [9].

Аналогичного взгляда на природу профессионализма придерживается и С. А. Дружилов, предлагая рассматривать профессионализм как:

1) интегральное свойство (совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человекапрофессионала,

обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень его профессиональной деятельности);

2) процесс (основываясь на выделении его временных характеристик — длительности и устойчивости фаз и стадий);

3) как состояние человека профессионала, которое отражает зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение комфорта/дискомфорта отдельных подсистем или всего организма в целом (при активизации регулятивных функций и адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды) [4].

З. В. Ермакова предложила структуру профессионализма, представленную в таблице [5].

Элемент Аспект рассмотрения Интегральная характеристика

Индивид Объективно значимые профессионально важные качества (психо физиологические) Профессиональная пригодность

Личность Субъективно значимые профессионально важные качества (психологические), система отношений Профессиональная идентичность

Субъект деятельности Профессиональные знания, умения, навыки Профессиональный опыт

Индивидуальность Индивидуальный стиль профессиональной деятельности Профессиональная компетентность (профессиональная зрелость)

Изучение проблемы профессионального развития личности специалиста нашло свое отражение в отечественных и зарубежных концепциях разных авторов. Помимо вышеупомянутых концепций существуют и другие концепции профессионального развития личности, которые по-разному определяют сущность профессионального становления специалиста, его трансформацию и развитие.

Термин «профессионал» получил широкое научное распространение в отечественной психологии в 80-е годы прошлого века [1]. В начале этого века в психологической науке стало формироваться самостоятельное направление, названное «психология профессионализма», которое ставило целью выявлениеизменений психики человека в процессе

профессиональной деятельности и определение условий, способствующих формированию его как профессионала [8]. В психологических исследованиях было выделено два понятия: «профессионализм личности» и «профессионализм деятельности». Оба термина трактуются как качественные характеристики субъекта, но первый отражает уровень развития профессионально важных и деловых качеств, особенности мотивационно-потребностной сферы, ценностные ориентации личности и т.д., а второй - меру овладения специалистом современными проективными способами решения профессиональных задач.

Анализируя профессиональное развитие личности Е.А. Климов предложил уровневый (этапный) подход. Профессионализм автор интерпретировал как определенный уровень развития представителя конкретной профессии; некую системную организацию, включающую следующие компоненты: свойства человека как целостного субъекта, праксис, гнозис, общая информированность, знания, опыт и культура, психодинамика, осмысление вопросов своего развития.

Е.А. Климов акцентировал внимание на том, что профессионал имеет некий свой специфический образ окружающего мира, свое отношение к себе, людям, природе, профессиональной деятельности [4]. Данная точка зрения нашла отражение в исследованиях А.А. Реана. Автор подчеркивает, что само становление профессионала сопряжено с целым комплексом личностно-профессиональных изменений. Эти изменения прослеживаются по четырем направлениям (личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном, нравственном) и выражаются в изменении направленности (расширении круга интересов, преобладании мотивов достижения, ориентации на саморазвитие и пр.), расширении опыта, повышении квалификации, развитии профессионально важных качества и др. Сам процесс профессионального становления делает профессионалов исключительными личностями [9], так как при стремлении к высокому профессионализму у человека изменяются уровень притязаний, самооценка, ценностные ориентации, формируются креативные взгляды на решение вопросов, рассматриваемых ранее как алгоритмичные [10].

Для профессионала свойственен определенный уровень развития профессионально важных качеств, соответствующих требованиям профессии и представляющих собой относительно устойчивую структуру.

Автор интегративного подхода в рассмотрении результативности профессионального развития личности Э.Э. Сыманюк, определила концепцию поливариантной карьеры. Одним из положений концепции является то, что профессиональная успешность специалиста определяется его метаумениями или компетенциями. Основу ее составили представления о профессионализме в различных отраслях знаний: как

способности к компетентному выполнению функциональных обязанностей,[4] приобретенной в процессе учебной и практической деятельности.

В психологии профессионал рассматривается как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, учитывая то, что человеческую деятельность мы видим как, свойственную человеку форму активности и как реальную и воображаемую систему отношений. Личность профессионала, прошедшего достаточно длительный период теоретического обучения и адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную. При этом нужно отметить, что в психологической литературе имеют место различные воззрения на свойства личности профессионала. Например, Зеер Э.Ф. в структуре личности профессионала выделяет четыре подструктуры:

- «подструктуру профессионально-значимых психофизиологических свойств (нейротизм, экстравертированность, реактивность и др.);

- подструктуру профессиональной компетентности; подструктуру профессиональной направленности» [7, C. 67].

Л.М. Митина в своей концепции профессионального развития рассматривает модели адаптивного поведения и профессионального развития личности. Принципиальным для автора является отсутствие связи между возрастом человека и его профессиональным развитием [11].

Известны и другие подходы, которые вносит свой вклад в раскрытие проблемы формирования личности профессионала.

Психологически профессионализм личности, это характеристика руководителя, которая показывает не только определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств, но и направленность притязаний, ценностные ориентации, мотивационную сферу.

По мнению Мышкиной В.Т., «любой профессионализм формируется в результате профессиональной подготовки. В ней он приобретает характер гибко адаптирующейся к изменяющимся условиям возможности при наличии такого психологического элемента, как самообучаемость, самонастройка, самоадаптация. Поэтому профессионализм представляет произвольную самонастраивающуюся психологическую организацию деятельности человека» [12, с.13].

Деркач А.А., Зазыкин В.Г. [3] описывают профессионализм с позиции диалектического единства личностного (профессионализм личности) и деятельностного (профессионализм деятельности) компонентов.

Процесс профессионального развития, по мнению Д. Холланда (типологическая теория), ограничивается определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится, поиском профессиональной

сферы, соответствующей собственному типу, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой сферы [9].

Одни ученые большее значение придают профессиональному становлению, другие - процессу профессионализации, третьи -личностно-профессиональному развитию.

По нашему мнению, все перечисленные факторы в той или иной степени могут влиять, на профессиональную успешность специалиста. Однако они не исчерпывают весь перечень детерминант продуктивной реализации человека в профессии. Профессионализм, как результат профессионального развития личности, по нашему мнению, представляет собой многогранное понятие, определяемой биологически обусловленными задатками личности, приобретенными ею в процессе подготовки к профессии; знаниями, умениями, навыками, а также активностью, проявляющеюся в формировании себя как представителя конкретной профессии; ориентации на непрерывное саморазвитие. Неотъемлемой чертой профессионала выступает ориентация на эффективную самореализацию в профессии.

В современной психологической литературе выделяется целый ряд путей ориентации представителя той или иной профессии на достижение профессионализма личности и профессионализма деятельности. К ним можно отнести: самоисследование и самоанализ своих профессионально важных качеств; изучение требований, предъявляемых профессией к личности специалиста; исследование биографий выдающихся представителей конкретной профессиональной сферы; профессиональный тренинг и т.д. [2, 10 и др.].

Ориентация человека на достижение высокий результатов в профессии должна начинаться на начальных этапе профессионального обучения с формирования у него адекватного, соответствующего конкретному этапу развития общества, образа профессионала.

Проблема профессионального развития особенно актуальна в настоящее время. В условиях модернизации российского образования резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, стремящегося к непрерывному образованию и совершенствованию личностных и профессиональных качеств.

Таким образом, профессионализм это интегративное многоструктурное личностное образование, включающее в себя как личностные, так и специфически профессиональные (в том числе и половозрастные) особенности работника, определяющее эффективность его трудовой деятельности.

1. Базарова Г. Особенности обучения взрослых Журн. Менеджер по персоналу.

2. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «Ин-т психол. РАН», 2006. - 623 с.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.

4. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // г. Новокузнецк. СО РАО, ИПК, - 2005 (выпуск 8),

5. Ермакова З. В. Профессиональная идентичность социального педагога: Дис. . канд. психол. наук. - Владивосток, 2007. - С. 14.

6. Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Введение в акмеологию. Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО Издательство «Иваново», 2013. - 256 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. -

8. Кирдянкина С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Кирдянкина Светлана Владимировна // Дальневосточный государственный гуманитарный университет. - Хабаровск, 2011. - 27 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.

10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

11. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособ. / Л.М. Митина [и др.]; Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2005. - 336 с.

Мышкина В. Т. Психология профессионализма. - М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2001. - 200 с.

12. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. -448 с.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DEVELOPING ^ EXCELLENCE

^ Abstract. The article presents the theoretical and methodological analysis of the < concept of "professionalism" describes the psychological characteristics of

; developing excellence. Also discusses some approaches to the definition of the ; studied concepts.

^ Keywords: activity, personality, professional, professionalism, development, ^ labour.

Читайте также: