Что служит фундаментом правовой культуры

Обновлено: 24.04.2024

Судья – должностное лицо государства, носитель судебной власти в РФ. Судьи наделены в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие.

Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, соблюдением прав и свобод граждан.

Вопросы для самоконтроля

1. Как право связано с культурой?

2. Что такое правовая культура в широком значении слова?

3. Что такое правовая культура человека?

4. Каковы основные элементы правовой культуры?

5. Что служит фундаментом правовой культуры?

6. Почему нужно овладевать правовой культурой?

7. Что такое правосознание?

8. Что относится к правовой деятельности?

9. В чем состоят особенности разных юридических специальностей? Приведите примеры из жизни.

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процесса, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здоровья общества, самоформирующееся демократическое гражданское общество!), а главное – уже достигнутый уровень правовой культуры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в одночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи (С. Алексеев).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Правовая и политическая культура: сходство и различия.

2. Зачем обывателю правовая культура?

3. Правосознание как форма общественного сознания.

4. Правовая защита.

§ 70*. Совершенствование правовой культуры

Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни культуру, право, экономическую целесообразность, мораль.

Известный деятель культуры, давший согласие на выдвижение его кандидатуры в представительный орган власти, так описал свои впечатления от окружного собрания по выдвижению кандидатов в депутаты: «Царила атмосфера какого-то заговора. А перед собранием ночью мне позвонил старый фронтовой друг, лет десять с ним не виделись, а тут позвонил, чтобы предупредить: «У вас на 21-е выборы? Там будут наши ребята с предприятия, выборщики. Имей в виду, их предварительно собрали и дали установку: голосовать только за двух «наших» кандидатов и чтобы никакой самодеятельности, на собрании будут люди, которые проследят: кто за кого голосует».

Мы привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей – неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определенными результатами, никто кандидатам физической расправой не угрожал, а избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.

Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.

Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Маленький, но красноречивый пример: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направлявшегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквалифицированная критика делу не поможет, она вызывает лишь чувство неловкости.

Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и безопасности.

Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о гражданском, конституционном, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.

Правовой нигилизм означает потерю веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Типичное высказывание правовых нигилистов: «Законы пишутся для честных людей, а те, кто «делают дело» (в политике, бизнесе), спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым предписаниям».

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить».

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

briochetina

Смысл выражения заключается в том, что правовая культура основывается на том, чтобы знать закон, уважать закон, и соблюдать закон. Это является фундаментом правовой культуры.

Новые вопросы в Обществознание

Написать к каждой проблеме решение: 1. обществом 2. Гражданином Глобальная проблема 1. Север-юг 2. Бедность 3. Продовольственная проблема 4. Энерге … тическая 5. Экономическая 6. Демографическая 7. Освоение мирового океана 8. Международный терроризм

представьте творческий отчет проектной деятельности. На защиту проекта пригласите родителей, педагогов, учащихся школы и ваших новых друзей всех тех, … кому вы помогали. Оформите выставку творческих работ, подготовьте подарки, возьмите интервью, у участников праздника

Напишите эссе на основе приведённого высказывания. «Правосудие — это справедливость в действии». Бенджамин Дизраэли Сформулируйте корректно основную … идею затронутой автором темы и раскройте её с опорой на обществоведческие знания. В работе должны быть представлены следующие положения. Какую идею затрагивает автор высказывания? 2.1 Какие теоретические положения курса позволят раскрыть данную идею? Раскройте не менее одного ключевого понятия. 2.2 Сформулируйте не менее двух теоретических положений, связанных с данным понятием. Согласны ли вы с идеей, которую высказывает автор? Приведите социальный факт/пример в подтверждение вашей позиции. (Приведённый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать вашу позицию на сформулированную идею.)

объясните почему наше государство и общество не приемлют экстремизм и борются с ним (не менее 3 развёрнутых аргументов)

объясните почему наше государство и общество не приемлют экстремизм и борются с ним (не менее трех развернутых аргументов)

Ребята,помогите пожалуйста с сочинением! Нужно написать мини сочинение по цитате О.Мирабо "Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи,чем давать им … законы и суды"​

Алексей проживает в городе Россошь всю жизнь.Он любит этот город, и поэтому очень сильно о вопросе застройки новых районов. 1 Назовите не менее 3 зако … нных способов, с помощью которых Алексей может учавствовать в принятии важных для жизни города решениях. 2 Назови орган власти, решение на муниципальном уровне.Приведи не менее двух его отличий от центральных органов управления.

Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни культуру, право, экономическую целесообразность, мораль.

Известный деятель культуры, давший согласие на выдвижение его кандидатуры в представительный орган власти, так описал свои впечатления от окружного собрания по выдвижению кандидатов в депутаты: «Царила атмосфера какого-то заговора. А перед собранием ночью мне позвонил старый фронтовой друг, лет десять с ним не виделись, а тут позвонил, чтобы предупредить: «У вас на 21-е выборы? Там будут наши ребята с предприятия, выборщики. Имей в виду, их предварительно собрали и дали установку: голосовать только за двух «наших» кандидатов и чтобы никакой самодеятельности, на собрании будут люди, которые проследят: кто за кого голосует».

Мы привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей – неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определенными результатами, никто кандидатам физической расправой не угрожал, а избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.

Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.

Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Маленький, но красноречивый пример: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направлявшегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквалифицированная критика делу не поможет, она вызывает лишь чувство неловкости.

Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и безопасности.

Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о гражданском, конституционном, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.

Правовой нигилизм означает потерю веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Типичное высказывание правовых нигилистов: «Законы пишутся для честных людей, а те, кто «делают дело» (в политике, бизнесе), спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым предписаниям».

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить».

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Вопросы для самоконтроля

1. Как формируется правовая культура?

2. Что такое правовая антикультура?

3. Чем опасно незнание норм права?

4. Что такое правовой нигилизм и правовой цинизм? Как бороться с ними?

5. Какой путь ведет к формированию правовой культуры личности?

Формализованность правовых знаний, наличие в праве строгих, отточенных формул, четкость буквы закона не минус, а, скорее, плюс юридической науке. Такая особенность в какой-то мере приближает отработанные теоретические конструкции в юриспруденции к разряду знаний, свойственных точным наукам, если угодно– к знаниям математического профиля.

Можно наметить оптимальный путь утверждения в обществе высокой правовой культуры.

Этот путь – возрождение частного права.

И дело не в том, чтобы восстановить сам термин «частное право». И даже не в том, чтобы еще более сместить акценты в законодательной деятельности в сторону подготовки и издания гражданских законов – гражданского кодекса, торгового кодекса, законов о предпринимательстве. Суть дела в том, чтобы и эти законы, и юридическую практику, и соответствующие стороны жизни общества рассматривать под углом зрения, если угодно, мировоззрения частного права.

Краеугольный камень такого мировоззрения в том, что частное право – это главное достижение мировой юридической культуры, рожденной еще в Древнем Риме, но достоинства которого в полной мере проявились на современной стадии цивилизации. Именно оно, частное, цивильное право, оказалось адекватным требованиям экономической свободы, независимости, защищенности и суверенности участников хозяйственной жизни, их неотъемлемых прав и свобод (С. Алексеев).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Гуманитарное образование и правовая культура.

2. Правовая культура и гражданственность.

3. Почему так популярно сегодня юридическое образование?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435]

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435] В настоящее время сложилась ситуация, когда в сфере недропользования одновременно действует две системы отношений:1) отношения собственно недропользования, которые выражаются в том, что

5.1. Совершенствование судебной системы России

5.1. Совершенствование судебной системы России Конституция Российской Федерации определила принципы построения единой судебной системы. Основополагающим фактором служит государственное устройство России как федеративного государства. Для нее характерно сочетание

§ 1. Уголовное право и его совершенствование

§ 1. Уголовное право и его совершенствование В. И. Ленин говорил, что теоретические положения имеют ценность не сами по себе, а только тогда, когда они претворяются в практические дела. «Было бы величайшей ошибкой, если бы мы стали укладывать сложные, насущные, быстро

1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» связывает понятие культуры и творчества с различными видами

Совершенствование законодательной базы

Совершенствование законодательной базы Пытаясь ликвидировать правовой вакуум, законодатели принимают меры по борьбе с произволом на рынке ЖКХ. В 2009 г. вступил в силу Закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 (ред. от 27 июля 2010 г.) «О саморегулируемых организациях», который

Совершенствование конституции

Совершенствование конституции На протяжении конца XVIII — первой половины XIX в. Конституция федерации оставалась в основном неизменной. Несколько дополнений к ней были вызваны упорядочением выявившихся в политической практике пробелов конституционного

28.4 Функции правовой культуры

28.4 Функции правовой культуры В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.Содержание

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества А. С. КОМАРОВ, заведующий кафедрой частного права Всероссийской академии внешней торговли,

Термин "культура" (от латинского cultura —возделыва­ние, воспитание, образование, развитие) применяется широко и истолковывается неоднозначно, в зависимости от того, к какой отрасли знания или практической деятельности он относится (от культуры человеческого общества до культуры растений или микроорганизмов).

Наиболее общее понятие "культура" означает совокупность материальных и духовных (в т. ч. моральных) ценностей, созданных и создавае­мых человечеством, совокупность всех видов преобразователь­ной деятельности по производству этих ценностей, характери­зующих уровень развития общества. Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения.

Культура представляет собой достижения общества в про­изводственной, общественной и духовной жизни. В то же время она характеризует уровень, степень развития какой-либо от­расли хозяйственной или умственной деятельности.

Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Это орудия труда, жилища, пред­меты повседневного обихода, средства транспорта, связи, оде­жда и т. д. Духовная культура охватывает сферу сознания, ду­ховного производства. Это наука, познание, нравственность, религия, мифология, воспитание, просвещение. Сюда относятся философия, право, этика, эстетика, литература, живопись, ар­хитектура и т. д.

Иногда культуру понимают лишь в узком смысле, только как состояние духовной жизни данного общества.

Культура включает и общечеловеческие, и национальные ценности. Она находится в непрерывном развитии.

Составной частью духовной культуры является правовая культура. Правовая культура – составная часть культуры общества и личности. Правовая культура — это достигнутый обществом уровень правового регулирования социальных отношений, пра­вовой защищенности личности, обеспечения правопорядка. Она характеризуется степенью развития и юридической защищен­ности прав и свобод личности, совершенства нормативного ре­гулирования общественной жизни, уровнем правосознания об­щества, состоянием правопорядка и способами его поддержа­ния. В конечном счете правовая культура оценивается по спо­собности права обеспечивать социальную справедливость, по степени его вклада в гуманизацию общества, его прогресс.

Правовая культура находится в связи с другими элемента­ми культуры: с философией, политикой, религией и т. д. Она исторически изменчива, но в то же время сохраняет преемст­венность в части восприятия и развития накопленных ценно­стей. Таково, например, римское право, которое и сегодня изу­чают юристы и институты которого служат человечеству в со­временных условиях.

Правовая культура тесно связана с нравственной культу­рой: чем выше нравственность общества, тем выше и правовая культура.

35. Природа и содержание добра и зла.

Природа и содержание добра и зла.

Добро и зло – наиболее общие формы оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее ограничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывалось как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т.д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.




Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродетеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с таким нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху Средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т.п. оценивались и оцениваются положительно.

Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов в наставлении И. О. Курису писал: «1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в содержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество».

У средневековых рыцарей существовал целый культ «трудных добродетелей», среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение.

Наряду с понятием добра в этике употребляли термин благо.

В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове­дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру­гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест­ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе­ризуется определенным уровнем правовой активности, благода­ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз­можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимаю­щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче­ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи­саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност­ях лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс­шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю­дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече­ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Функции правовой культуры:

Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, оте­чественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, де­лающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в том, что, совершая определенные поступки, человек со­поставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критиче­скому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосре­дуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про­блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно­сти населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной пра­вовой культуры:

- определяющее значение прав и свобод человека и гражда­нина в правовой организации общества;

- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;




- активную законотворческую, правозащитную и правопри­менительную деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - недо­оценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуваже­ние к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приво­дит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека - это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые тради­ции.

Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима про­думанная система правового образования.

Содержанием понятия «правовое образование» являются следующие элементы:

- правовое обучение - передача, накопление и усвоение пра­вовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

- правовое просвещение - распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;

- юридическая практика - передача юридической информа­ции, знаний посредством участия граждан в правоприменитель­ной деятельности и т.п.;

Читайте также: