Четырехугольный камень с необработанной поверхностью применяющийся в качестве декоративного элемента

Обновлено: 02.05.2024

Фасадом называют ограничительную поверхность какого-то архитектурного объекта, чаще всего вертикальную. Его визуальную красоту и воздействие определяют величиной, общей формой, строительным и также видимым материалом наружных поверхностей и расположением, размером, контуром пролетов и также рельефом. В качестве рельефа часто выступают горизонтальные и вертикальные разделительные элементы фасадного декора, в том числе карниз и фриз, опора и пилястра либо ниша.

Стоящие свободно перед наружной стеной колонны, аркады и контрфорсы, а также глубокие лоджии обычно способствуют созданию второй или же прозрачной оболочки фасада. А выразительность фасада усиливается выступающими частями здания — это эркеры и наружные лестницы, разнообразные плоскостные, скульптурные орнаменты и живопись, скульптура.

Основные элементы фасадного декора

Среди главных элементов фасадного декора можно выделить:

  • САНДРИК — это архитектурная обработка стены над оконным либо дверным проемом в виде небольшого карниза или малых фронтонов, имеющих различные очертания и т.д. Имеет отношение к декоративным аркам — это верхняя выступающая часть антаблемента либо стены, завершающая здание. (БОССАЖ) — это четырехугольный камень с грубо отесанной либо необработанной поверхностью, обычно применяется в качестве декоративного элемента. — это верхний клиновидный камень в вершине арки либо ceрфa. — это вертикальный, плоский и прямоугольный в плане выступ стены либо столба, обработка какого соответствует ордерной системе колонны. — это архитектурно обработанная опора, круглая либо прямоугольная в плане, это несущая часть стоечно-балочной конструкции. — это консольная опора и выступ в стене для поддержания балконов либо карнизов, что имеют значительный вынос. и НАЛИЧНИК — это декоративное обрамление оконного проема.
  • РОЗЕТА и РОЗЕТКА — это архитектурно-декоративная деталь в виде цветков, которые применяли в качестве орнамента в античной архитектуре, а в дальнейшем она получила широкое распространение во всех стилях. — это верхняя наиболее пластически обработанная часть колонн или пилястр, выражающая общий архитектурный стиль сооружения.

Элементы фасадного декора из пенопласта способны придать Вашему фасаду выразительный и законченный вид в общем выдержанном стиле.

У Вас есть какие-то вопросы по декоративным элементам? Тогда напишите нам!

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЗДНЯЯ ЭКЛЕКТИКА 4
МОДЕРН 6
Ранний (интернациональный) модерн 6
Романтический модерн 7
Рационалистический модерн 8
РЕТРОСПЕКТИВИЗМ 9
Неорусский стиль 10
Неоклассицизм 11
Неоренессанс 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии.doc

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, конец XIX – начало XXв. вместили в себя несколько архитектурных течений. Новое направление модерн – протест старой жизни, старым правилам. Ретроспективизм – новый взгляд на классику. Нового человека окружает новая архитектурная среда с новыми правилами, новыми материалами (железобетонные конструкции), новыми методами в строительстве.

В своей работе я рассмотрела основные направления в архитектуре Петербурга. Я постаралась выбрать из массы примеров наиболее известные и яркие. Для меня было достаточно сложно выделить самое главное, потому что эта тема настолько интересна, что объем литературы, написанной по этому вопросу, впечатляет. После работы над рефератом я стала лучше разбираться в стилевых особенностях эклектики, модерна и ретроспективизма, теперь уж точно никогда не спутаю ионический с дорическим, а дорический с коринфским ордера, а также узнала названия некоторых архитектурных форм. Честно говоря, мне бы хотелось в ближайшем будущем совершить прогулку по Санкт- Петербургу и еще раз, но теперь под новым углом зрения, посмотреть на архитектуру города. Надеюсь, я исполню это желание, ведь для меня, как для человека, желающего связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой и строительством, важно знать историю этого вопроса.

Словарь архитектурных терминов 15

АТТИК – декоративная стенка, которая размещается над антаблементом, а именно над венчающим карнизом. На нем могут быть выполнены надписи, барельефы или роспись.

АНТАБЛЕМЕНТ – верхняя горизонтальная часть сооружения, опирающаяся на колонны, сложный декоративный составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза и составляет ¼ часть высоты колонны.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ – расстояние между осями двух рядом расположенных колонн в колоннаде, основная величина, влияющая на пропорции архитектурного сооружения.

ЭРКЕР – часть внутреннего помещения, выступающая из плоскости стены. Эркер представляет собой небольшой застекленный (треугольный, полукруглый, многогранный) выступ в наружной стене, который устраивают на всю высоту фасада, начиная со второго этажа.

ФЛАНКИРОВАТЬ – оформлять с боков, находиться по сторонам.

ФРИЗ – 1). часть антаблемента; 2). декоративная полоса, идущая по верху стены. В качестве декора фриза чаще всего встречаются скульптурные или живописные изображения.

РУСТ – четырехугольный камень с грубо отесанной или необработанной поверхностью, применявшийся в качестве декоративного элемента.

Канули в лету времена, когда от внешнего вида дома требовалось ощущение внушительности и неприступности, однако самая популярная римская отделка фасадов по сей день более чем востребована при облицовке загородных домов. Сегодня мы расскажем об использовании рустовых камней — любимого отделочного материала итальянских зодчих XV века и русских мастеров петровского времени.

Рустовые углы Шато де ла Башас

Рустованные углы Chateau de la Bachasse, Рона, Франция.

Фрагмент руста

Термин «руст» используется архитекторами для обозначения двух вещей — самого отделочного камня или разделительных полос между камнями (в том числе — прорисованных по штукатурке). Форм рустовых камней история знает множество: внешние стены зданий обычно облицовывались плотно пригнанными друг к другу правильно сложенными четырехугольными каменными плитами, передняя сторона их сохраняла фактуру «дикого» камня, оставаясь неотесанной (или отесывалась грубо), а по краям они обводились узкой гладкой полосой. Арочные проемы оформлялись камнями трапециевидной формы. Иногда русты выкладывались кирпичами или выполнялись из досок с последующей двухцветной окраской. Сегодня на углах домов все чаще можно встретить гладкие правильные плиты из искусственных материалов, а с появлением рустовых штукатурок их стало возможным просто прорисовывать на фасадах домов.

Русты. Сандуновские бани

Сандуновские бани на Неглиной. Москва, 1808. Редизайн в 1896.

Шлейф истории

Рустикальный стиль (от лат. rusticus — «простой, грубый, сельский» или от rus — «деревня, село») приобрел популярность в эпоху Возрождения среди тосканских мастеров. Вдохновение они черпали в римских постройках, где камнем (еще без гладких рантов) облицовывались те архитектурные части, что должны были производить впечатление прочности и массивности (цоколи домов, башен, мостов, акведуков и прочих более-менее значимых сооружений). На улицах Древнего Рима у рустики имелось и чисто практическое применение: она служила защитой от ударов проезжавших по узким улицам телег.

Деревянные русты на углах

Рустовые углы на доме В.Е. Паисова. Колыванский район близ Новосибирска.

Итальянцы творчески подошли к собственному наследию и наряду с натуральным неотесанным камнем стали использовать для отделки фасадов лепную подделку под камень, лепное же подражание ноздреватому известковому туфу и просто штукатурку с воспроизведением руста — имитацию разбивки стены на прямоугольники или полосы. Блестящие образцы рустики можно встретить во Флоренции — палаццо Веккьо, палаццо Рикарди – Медичи, Палаццо Строцци. Дворец Питти же демонстрирует новые возможности рустовки: зыбкая и текучая стилистика маньеризма требовала от архитектурных форм легкости и причудливой игры света и тени. Так родился руст диаманти (или бриллиантовый) — с «алмазной» огранкой камней (прекрасный русский образец стиля — фасад Грановитой палаты в Кремле).

Павильон с рустами

Павильон с рустованными стенами возле Шато де Версаль.

Русские архитекторы увлеклись рустикой на рубеже XVIII века в эпоху петровского барокко и русского классицизма, потому и исторический центр Петербурга, и маленькие купеческие особнячки Москвы зачастую стилизованы под флорентийские палаццо эпохи Ренессанса, демонстрируя изящные образцы французского руста с глубокими горизонтальными врезами.

Павильон с рустами

Офис Банка Москвы на Кузнецом мосту.

Веяние времени

Сегодня рустовые камни используются в отделке лишь как декоративный элемент, то есть выполняют исключительно эстетическую функцию. А потому надобность использовать натуральный камень отпала: он слишком сильно нагружает несущие стены, его сложно демонтировать, да и стоит он весьма дорого. Ему на смену пришел легкий искусственный камень из полиуретана, пенополистирола или архитектурного бетона. Такой руст может иметь разную форму и фактуру, облицовывают им углы зданий, оконные и дверные проемы и гладкие части фасадов. Он легко комбинируется практически со всеми видами стеновых покрытий и одинаково изящно смотрится с кирпичной кладкой, бутом, штукатуркой и даже сайдингом. Для оформления углов сегодня используются рустовые панели — 3–4 руста, объединенных в вертикальную деталь: они позволяют при облицовке фасада камнем значительно упростить монтаж декора. Так что, переменив основную функцию с защитной на декоративную, руст продолжает быть одним из самых заметных и востребованных элементов фасадных отделок.

Русты в современном исполнении

Современные русты. Волокнисто-цементные панели, Metaform Architecture.

Что не помешает знать

Руст четырехугольный камень для облицовки стен, может быть прямоугольным, квадратным, трапециевидным с фаской или прямыми углами. Рустовка декоративная обработка стен, по виду напоминающая кладку из крупных камней. Может иметь вид рельефно выступающих над фоном горизонтальных полос равной высоты. Рустованные штукатурки современный отделочный материал, представляет собой камни разной формы, разделенные швами-рустами. Поверхность камней бывает гладкая или фактурная, разных цветов и оттенков. Сами русты могут быть широкими и узкими, гладкими и с элементами архитектурных обломов. Мраморные (каменные) штукатурки отделочный материал, в состав которого входит заполнитель из гранитной и мраморной крошки, которая при раскалывании дает искрящийся скол. Используются для отделки цоколей и фасадов.

Разговор с дизайнером об отделке собственного дома может превратиться в бесконечную череду не всегда понятных вопросов о типе облицовочного камня: гладкий или фактурный? валун или с ломаным краем? с регулярным рисунком или совсем без него? дикий? полированный? темный или светлый? И даже если вы уже твердо определились с самим материалом, разнообразие фактур и обработок натурального камня даже знатока-минеролога может заставить надолго задуматься.

В сегодняшнем материале — небольшое руководство по выбору фактуры и формы облицовочного камня.

Фактура

Факутры камней для фасада

Виды фактур: полированная (мрамор), шлифованная (травертин),
необработанная (гранит)

Качество поверхности натурального камня, во многом зависит от его природных свойств. Различают три типа фактур:

Гладкие

Полированная придает камню зеркальный блеск, позволяет раскрыть его рисунок, природный цвет и структуру; такая обработка увеличивает долговечность и уменьшает водопоглощение. Единственный недостаток — полированные плиты во влажных условиях становятся скользкими.

Лощеная — матовая, достаточно гладкая поверхность без видимых следов обработки с хорошо выраженным рисунком камня и слабым блеском; значительно увеличивает ресурс напольного покрытия.

Кристаллизованная — специфическая для мрамора: термохимическая обработка преобразует верхний слой камня в прочную окисную пленку; если процедура проведена после шлифовки и полировки, поверхность становится почти зеркальной, если без них — обретает приглушенный металлический блеск.

Шероховатые

Шлифованная — сохраняет следы обработки абразивным инструментом, имеет неровности рельефа до 0,5 мм высотой. Цвет, рисунок и структура камня при такой обработке проявляются слабо, а общий фон заметно осветляется. Фактура отлично походит для полов, наружных ступеней и площадок.

Пиленая — с бороздчатыми следами от режущих инструментов. Пиленые плиты используют и для мощения садовых дорожек, и для облицовки цоколей и стен, но чаще подвергают дальнейшей обработке.

Термообработанная — шероховатая, со следами вышелушивания; отлично проявляет цвет и фактуру камня. Камень, обработанный термическим методом, хорош для отделки фасадов зданий, а также площадок и ступеней, так как обладает противоскользящими свойствами.

Пескоструйная — равномерно-зернистая, полученная под струей сжатого воздуха; обработку применяют для наружных работ или в местах, где существует риск поскользнуться.

Раковистая — с равномерными впадинами глубиной до 4 мм, что делает обработку весьма декоративной. Камень с такой фактурой может использоваться и для наружной отделки зданий, и для оформления интерьеров.

Состаренная («антик») — протравленная и обработанная металлическими щетками; эффект — имитация естественного выветривания под влиянием солнца и воздуха. Камень в такой обработке используется в отделке интерьеров, в ландшафтном дизайне, его преимущество — от времени и эксплуатации он становится еще лучше.

Рельефные

Скалистая — рукотворная имитация дикого камня, грубая обработка поверхности, на которой остались расположенные в беспорядке впадины и выступы 50–200 мм, не прошедшие дополнительную обработку; камень с такой фактурой применяется для наружной отделки.

Колотая — рельефная поверхность камня, высота неровностей на которой более 7 мм. Хорошо выглядит в сочетании с полированными элементами.

Фактура бучардированного камня достигается обработкой поверхности металлическим четырехгранным молотком (бучардой), после которой на поверхности остаются сколы высотой до 5 мм. Декоративный эффект шероховатости имеет практическое применение — уменьшает скольжение. Бучардированный камень в основном применяют для мощения тротуаров и пешеходных дорожек.

Для фасадов загородных домов чаще всего применяются шероховатые и рельефные текстуры, однако и полированные граниты, габбро, лабрадориты станут прекрасным отделочным материалом для стен и цоколей. Прелесть полировки — в блеске и открытии глубины природной окраски камня, зато колотые и скалистые фактуры имеют более естественный вид, проще вписываются в ландшафт и менее требовательны к внешним условиям. Отлично выглядит на фасадах и плитка из натурального камня (известняка, песчаника, травертина) с пескоструйной и термообработанной поверхностью, а вот сланцевую плитку чаще оставляют необработанной.

Форма камня

Формы камней для фасада

Формы: лапша (сланец), торцевая нарезка (брекчия),
пластушка (песчаник), плитка (кварцит)

Обработка натурального камня — это еще и придание ему требуемой формы и размеров. Облицовочный камень условно делят на две группы — пиленый (обработанный) и рваный (необработанный).

Дикий камень — фактурный, со сколами — применяют для оформления цоколей и наружных стен, особенно если стоит задача «вписать» дом в ландшафт. Хотя не меньшим успехом пользуются в отделке и окатанные камни, валуны и галька, из-за своей чрезвычайной декоративности. Но чаще всего для облицовки цоколей, фасадов и заборов применяют необработанные камни с рваными краями — пластушку.

Виды обработки камней

Огалтованный камень, галька, бут

Пиленый камень предлагается в виде плитки, облицованного бруска, бута, галтованного камня (плит различного размера неправильной формы с плавными гранями), лапши (распиленной на пласты цельной горной породы), торцевой нарезки (в виде полос торцевой части плоского природного камня). Сфера его применения неисчерпаема, так как в такой форме камень одинаково хорошо смотрится во внешней отделке дома, в интерьере и в ландшафтных композициях.

Кладка

Виды кладки камня на фасаде

Виды кладки: со швом — рваный камень, без шва — нарезка и плитка.

Существует два способа укладки камня: бесшовный и с расшивкой шва.

Бесшовная технология предполагает соединение элементов встык, как в мозаике. Укладка с расшивкой шва — камни выкладывают с зазором в 1–2 см друг относительно друга, получившиеся промежутки (швы) заполняют клеем-затиркой, иногда — контрастного цвета для декоративного эффекта. Необходимость расшивки зависит от дизайнерского замысла.


Рустовка — это облицовка наружных стен здания, в том числе углов, четырехугольными камнями. Их расположение может быть самым разным: в шахматном порядке, в виде плит одинаковой ширины и пр. Такая отделка придает фасаду массивность, оживляет его плоскость рельефом, игрой света и тени.

Раньше русты делали исключительно из природного камня, но сейчас это не каждому по карману. Природный материал стоит слишком дорого, весит слишком много и требует слишком высокой квалификации мастеров. Куда чаще для отделки современных домов используют более практичные решения. В большинстве случаев это легкие и экономичные элементы из пенополистирола (дешевые, но относительно недолговечные) или полиуретана (дорогие, но устойчивые к климатическим воздействиям), которые после установки окрашивают.

Рустовые камни обычно имеют отличные от фасада цвет и фактуру. Пенополистирольные и полиуретановые элементы, как правило, покрывают структурной штукатуркой, позволяющей придать им сходство с натуральным камнем

Более престижный вариант — изделия из искусственного камня, которые крепят к оштукатуренному фасаду клеевыми составами на цементной основе. Такой декор может быть представлен в виде отдельных камней (прямоугольных, угловых) или же панелей — вертикальных деталей, в которых объединены 3–4 руста. Толщина элементов, как правило, составляет 30–50 мм.

В принципе искусственный камень не нуждается в окрашивании (производители предлагают изделия в самой широкой цветовой гамме), но желательно пропитать декоративные элементы гидрофобизатором, чтобы защитить их от климатического воздействия и появления высолов. Так же можно воспользоваться краской с водоотталкивающими добавками.

Искусственный камень, в отличие от натурального, весит относительно немного, а потому не требует специальных клеев и высокой квалификации отделочника

Еще один способ создать русты — слепить их из штукатурки. Как это сделать? Сначала нужно покрыть все фасады цементной штукатуркой, обязательно проложив по углам армирующую сетку из металла или стекловолокна. Эта мера необходима, чтобы стены могли выдержать дополнительную нагрузку от рустов.

Прежде чем приступать к созданию рустов, необходимо дождаться полного высыхания цементного раствора. К сожалению, это довольно долгий процесс — не менее 28 суток, но если делать русты на стенах, еще не набравших прочность, декоративные элементы неизбежно отвалятся, повредив при этом и основной штукатурный слой.

Итак, когда штукатурка высохла, вдоль углов устанавливают вертикальные и горизонтальные направляющие — деревянные бруски сечением 50 × 50 мм, которые прикрепляют саморезами с дюбелями. С помощью этих реек формируются ячейки, соответствующие рисунку будущего декора.

Направляющие фиксируют на стене с помощью саморезов. Деревянные рейки необходимо предварительно покрыть маслом или воском, чтобы они не впитывали воду из раствора и легко вынимались

Далее поверхность стены грунтуют, а образованные ячейки заполняют цементом. Толщина растворного слоя при этом не должна превышать 30 мм, иначе есть риск того, что русты начнут разрушаться под собственным весом. Излишки удаляют, штукатурку выравнивают шпателем.

Относительно тонкий слой цемента, из которого создаются рустовые камни, твердеет довольно быстро — через 7-10 дней. Когда раствор набирает прочность, деревянные направляющие снимают, а отверстия от саморезов заделывают цементом. Наконец, русты шпаклюют, чтобы заполнить все трещины и неровности, и окрашивают либо покрывают декоративной штукатуркой. Эта технология обходится дешевле, чем украшение стен готовыми элементами, но отнимает довольно много времени и сил.

Читайте также: