Чем закрывали окна в домах дауры

Обновлено: 02.05.2024

Дауры - монголоязычный народ, которые сейчас проживают в северной части Китая, в основном во Внутренней Монголии. До середины XII века занимали земли в долине реки Шилки, в верховьях Амура и на реках Зея и Бурея.

Ерофей Павлович Хабаров считается одним из первопроходцев, первооткрывателем Сибирских земель и Дальнего Востока. Может кто-то не знает, но земля эта при появлении Хабаровской "экспедиции" была густо заселена коренными народами, некоторые из них имели города, развитое сельское хозяйство и зарождающееся ремесленичество. Но, как поступили с ними первооткрыватели?

Одним из самых многочисленных народов, населявших Дальний Восток были дауры. Общество дауров состояло из родов и кланов, подчиняющихся одному князю. Во времена Хабаровской экспедиции князем дауров был человек по имени Лавкай. Земли, контролируемые аборигенами сами они называли Даурией и считали их государственным образованием, находящимися в вассальной зависимости от маньчжурских династий.

Конечно, сей факт был сообщен даурами, гостям с севера - русским казакам, неустанно требующим выплату "ясака" - налога в пользу русского царя, в обмен на его покровительство. Князь дауров абсолютно однозначно дал понять, что платить ясак он не намерен, и никакой ренты или налога русским ждать не следует, помимо гостинцев лично для членов отряда Хабарова. Кроме того, Лавкай, вполне был гостеприемным и предлагал Хабарову, воспользоваться проводниками по даурским землям.

Названия городов он не приводит. Скудные сведения о самих городах ограничиаются описаниями крепостных стен и строений внутри крепостей, сложенных из бревен. Если изучать дневники Хабарова не предвзято, вне канвы официальной истории, то можно сделать вывод, что земли Дальнего Востока в 17-18 веке были населены народами, имеющих зачатки государственных образований, развитыми ремеслами, земледелием и скотоводством. И, что самое главное - они вели оседлый, а не кочевой образ жизни..

Даурские селения были с просторными деревянными домами крепкой стройки, с окнами, затянутыми промасленной бумагой. У дауров имелись запасы хлеба, бобовых и других продуктов, много скота и домашней птицы. Дауры носили одежду из шелковых и хлопчатобумажных тканей. Шелк, ситцы и металлические изделия они получали из Китая в обмен на пушнину. Пушниной платили дань маньчжурам.

Хабаров требовал от дауров ясак русскому царю, захватывал аманатами (заложниками) знатных людей, держал в цепях, обращался с ними жестоко. Казаки с лёгкостью брали даурские поселения и укрепления, неся лишь незначительные потери. Так, например, Хабаров сообщил о потере только четверых человек при штурме города даурского князя Гуйдара (Гуйдаров городок), ещё 45 казаков было ранено (все выжили). В то же время казаки сообщили, что убили 661 даура (из которых 427 во время штурма) и взяли в плен 243 женщины и 118 детей, а также 237 лошадей и 113 голов скота.

В 1651 году казаки захватили даурский городок Якса. Увидев приближение крупных сил русских, дауры бежали. Казаки нагоняли их, захватывали пленных и большую добычу. Казаки Хабарова нападали на селения еще не оставленные даурами и брали заложников, в основном женщин, которых распределяли между собой. Сплывая по Амуру казаки видели только сожженные самими жителями поселки.

Хабаров рассылал гонцов во все стороны с требованием добровольно подчиниться русскому царю, но желающих не оказалось. Казаки видели брошенные селения и несжатые поля. Обещавшие заплатить дань окрестные дауры через несколько дней с семьями ушли, бросив жилища. Русские ушли из покинутой даурами земли грабить дючеров, нанайцев и гиляков. Бунтовщиков нещадно били батогами (отчего многие умирали).

20 октября Всемирный день статистики

Игры и развлечения

Викторина Всероссийская перепись населения 2020-2021

Игры и развлечения

17 мая 2021 год Диктант налоговая не найден, что делать

Образование

Химдиктант (Химический Диктант) какие основные вопросы, ответы, регистрация

Образование

Всероссийский налоговый диктант 2021 ответы на вопросы

Образование

Химдиктант (Химический Диктант) какие основные вопросы, ответы, регистрация

Образование

Литературный диктант 2021 вопросы и ответы

Литература

Литературный диктант 2021 вопросы и ответы

Литература

Диктант Победы 2021

История

Диктант пожарной безопасности 27 апреля

МЧС

Диктант пожарной безопасности 27 апреля

МЧС

Диктант пожарной безопасности 27 апреля

МЧС

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Амурская область

Амурская область

Вопрос №21.

К моменту появления на Амуре первых русских землепроходцев эти племена монгольского происхождения представляли собой одну из наиболее крупных народностей Приамурья. Они занимали обширную территорию, простирающуюся от Шилки до верховьев Зеи, их численность составляла более 10 тысяч человек. Назовите это племя:

Правильный ответ будет — Дауры (обсуждение ответа)

Вопрос №22.

К какой религиозной конфессии относились жители Даурии, встретившиеся русским казакам Е.П.Хабарова в Приамурье?

  • Язычество
  • Христианство
  • Шаманизм
  • Ламаизм

Правильный ответ будет — Шаманизм (обсуждение ответа)

Вопрос №23.

Чем закрывали окна в своих домах дауры?

  • Промасленной бумагой
  • Бычьим пузырём
  • Соломой
  • Деревом

Правильный ответ будет — Промасленной бумагой (обсуждение ответа)

Вопрос №24.

Одним из коренных малочисленных народов Амурской области являются эвенки. Как до 1931 года называли данный народ?

Правильный ответ будет — Тунгусы (обсуждение ответа)

Вопрос №25.

Отметьте, каким способом древние эвенки ловили рыбу:

  • Сетью
  • Сачком
  • Голыми руками
  • Покол и стрельба (из лука)

Правильный ответ будет — Покол и стрельба (из лука) (обсуждение ответа)

Вопрос №26.

Что спрашивали эвенки при встрече вместо приветствия?

  • «Что делаешь?»
  • «Что ел?»
  • «Как спалось?»
  • «Куда идешь?»

Правильный ответ будет — «Что ел?» (обсуждение ответа)

Вопрос №27.

В традиционной одежде народов Приамурья, халатах из рыбьей кожи, которые носили весной, использовали не только украшения, но и рисунки. Что обязательно изображали на халате?

  • Родовое дерево
  • Животных
  • Птиц
  • Цветы

Правильный ответ будет — Родовое дерево (обсуждение ответа)

Вопрос №28.

Кто из русских землепроходцев 17 века составил «Чертёж реки Амур», ставший первой европейской схематической картой Приамурья?

  • В.Поярков
  • С.Бекетов
  • Е.Хабаров
  • Н.Н. Муравьев

Правильный ответ будет — Е.Хабаров (обсуждение ответа)

Вопрос №29.

«Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна» Как растение из загадки связано с именем великого русского натуралиста и географа, исследователя Дальнего Востока и Восточной Сибири?

  • Черёмуха Маака
  • Ежевика Пржевальского
  • Смородина Арсеньева
  • Голубика Ферсмана

Правильный ответ будет — Черёмуха Маака (обсуждение ответа)

Вопрос №30.

Среди Героев Советского Союза Амурской области есть и женщина — старший лейтенант бомбардировочной авиации, совершившая 805 боевых вылетов. Как ее звали?

  • Аронова Раиса
  • Нина Распопова
  • Руфина Гашева
  • Валентина Гризодубова

Правильный ответ будет — Нина Распопова (обсуждение ответа)

В Амурской области весьма благодатная местность - пологие сопки, смешанные леса, широкие луга, когда-то, вероятно, бывшие колхозными полями. Даурия - не суровая таёжная Сибирь, а зелёный плодородный край, и тем удивительнее в Амурской области (кроме БАМовской части) полное отсутствие коренных народов. Так было не всегда.

Верхний Амур от Шилки до Зеи населяли дауры - остепенившиеся потомки грозных киданей, кажется единственные в своём роде монголоязычные земледельцы. Их общество делилось на рода (хала) с общей фамилией, включавшие по несколько кланов (мокон), причём в браке муж уходил в кланы жены. Такое разделение было интеркосмическим: если у каждого мокона была свой шаман, то каждая хала располагала собственным загробным миром!

Среди амурских прерий дауры жили большими селениями, которые в казачьих отписках порой упоминались как "города", что указывает на хотя бы простейшие укрепления. В селениях казаки находили деревянные дома с окнами, закрытыми промасленной бумагой и амбары с соей и пшеницей. Дауры рядились в ситцы и шелка, которые покупали у китайцев за пушнину. Их покрой отличался что от бурятского, что от нанайского, а в летнем гардеробе уживались косынки и "китайские" шляпы. Национальные же виды спорта - борьба и "даурский хоккей" на траве, - до сих пор можно увидеть на праздниках в близлежащих уездах Китая.

Небольшая группа даур жила за Зеей, и они были известны уже как отдельный народ гогули (говолы) . Но в основном от Зеи до Хингана обитали дючеры - тоже земледельцы, но с тунгусо-маньчжурским языком, и скорее всего так русские люди услышали слово "чжурчжэни". Этот народ больше ассоциируется с Приморьем, где жили потомки воинственных мохэ, пришедших в Приамурье порядка 1500 лет назад.

Они имели простейшее земледелие, а вот из скотины разводили только коней, всё остальное добывая набегами и охотой. В Приморье мохэ сблизись с корейцами, уже в те времена бывшими весьма высокотехнологичным народом, и построили целую серию государств, встававших и падавших в войнами с киданями и монголами - Бохай, Дон-Гур, и наконец империя Цзинь, с покорением Китая ставшая его правящим домом.

Лишь она добралась до амурских чжурчжэней - этим учиться госстроительству было не у кого, и потому оставались они обычными воинственными степняками с качественным железным оружием из болотной руды. Но в 13 веке приморских чжурчжэней втоптал в грязь Чингисхан, а амурские так и продолжили кочевать в своих прериях, понемногу укореняясь в плодородной земле. И к 17 веку представляли собой уже народ земледельцев-дючеров.

Оставались в Даурии и кочевники - солоны , бывшие видимо одним из племён мурченов - конных эвенков, или скорее конных тунгусов, так как в России они перевелись ещё до внедрения слова "эвенк". Схожие с орочонами (оленными эвенками) языком и духовной культурой, это были классические степняки, жившие в юртах, а одеждой и бытом куда больше похожие на бурят.

По сути старая Даурия представляла собой осколок империи Цзинь, переживший нашествие монголов и по инерции, без городов и государства, продолжавший существовать в тучной глуши. Разрушаться этот пёстрый мирок начал в 1640-е годы: в начале 17 века князь Нурхаци из чжурчжэньского рода Тун с предгорий Пэктусана объединил многочисленные племена Маньчжурии и объявил себя новым императором Цзинь.

Затем это название ("Золотая") его чем-то не устроило, и в 1626 году он положил начало новой династии Цин ("Чистая"), чьей опорой стала Восьмизнамённая армия, а манифестом - "Семь великих обид", предъявленных Минскому Китаю. Компенсацией за эти обиды стала независимость: в 1644 году Цинский двор переехал в Пекин, став последней императорской династией Китая.

Но буквально в те же годы по китайской наковальне начал бить русский молот. В 1640 году отправленная из Якутска экспедиция потомка служилых татар Еналея Бехтиярова поднялась по Витиму к перевалам Станового хребта, и от пленного шамана получила сведения про Амур, его притоки и тучные даурские поля.

В 1642-44 годах Становой хребет перешли 133 казака под началом Василия Пояркова из Кашина, но встретил их глубоко враждебный край, где под ними горела земля, а местные признавали только силу оружия. Самой страшной стала зима 1644 года, когда дауры осадили острожек на речке Умлекан - казаки несколько месяцев отбивались от на порядки превосходящих сил аборигенов и, в силу голода и обилия трупов под стенами, успели прослыть среди них людоедами. Но к концу зимы осада была снята, поярковцы прошли весь Амур до самого устья, поглядели издали на Сахалин и вернулись в Якутск со стороны Охотского моря.

Третью экспедицию возглавил "дальневосточный Ермак" Ерофей Хабаров - на современный лад Ерофей Фартовый. Рождённый в 1603 году в деревне под Сольвычегодска, дома Ерофей хабара не сыскал, а в 1625 году и вовсе бежал в Сибирь от долгов. Там он стал сборщиком пушнины между воеводским Тобольском и златокипящей Мангазеей, но понемногу речные пути уводили его всё дальше "встречь Солнцу". В верховьях Лены Ерофей Палыч обзавёлся мельницами и солеварнями, но выйти на покой ему не дал якутский воевода Пётр Головнин, внаглую отобравший промыслы.

Посидев в Якутском остроге, к новому воеводе Дмитрию Францбекову в 1648 году Хабаров пошёл с прошением не вернуть бизнес, а выдать саблю, мушкет и отряд казаков да отпустить осваивать новые земли. В 1649 году проведя "радиалку" через Становой хребет к Амуру, в 1650-52 годах Ерофей Палыч возглавил уже масштабную колониальную экспедицию из сотен казаков. Формально хабаровцы привели Приамурье в русское подданство, вот только действовал Ерофей Палыч жёстко, и большинство дауров и дючер просто сбежали за реку, оставив поля зарастать.

Дальше оказалось, что и сами они были лишь вассалы, а против Хабарова вышел сюзерен - маньчжуры, зимой осадившие Ачанский острожек чуть выше нынешнего Комсомольска-на-Амуре. Тот бой казаки выиграли, но встреча в горах Хингана с подкреплением из Якутска обернулось расколом среди казаков. По итогам которого Хабаров был арестован и прямо с Амура отправлен в Москву на суд за, как сказали бы сейчас, военные преступления - против и дауров, и своих же казаков.

Те войны полностью изменили Даурию - старые народы покинули её. Частью - спасаясь от казаков, поведение которых тут можно сравнить разве что с геноцидом индейцев, а частью - по воле Цинского дома, таким образом лишившего врага источников продовольствия. Цин, впрочем, вообще любили тасовать народы своей империи: даурские топонимы, например Тургень, теперь есть даже близ Алма-Аты.

В нынешнем Китае живёт 130 тыс. даур и 25 тыс. солонов - основа китайских эвенков, коих тут чуть больше, чем в России (39 тыс. чел.). Те, кто остались в России, смешались с русскими (гураны) и особенно бурятами (хамниганы), утратив язык и обычаи. Дючеры и гогулы же и вовсе рассеялись без остатка.

Цин'ично расселённое Приамурье впало в забвение: после нескольких десятилетий войны за Кумарский и Албазинский остроги раз китайцы отстояли его и махнули рукой. Всё это кажется странным с учётом китайского многолюдия, но Цин смотрели на Китай как на заморскую колонию, которую от их родной Маньчжурии символично отделял Ивовый палисад. Маньчжуры и дауры в 17 веке активно расселялись по Китаю, уходя с веками обжитого севера, а сюда потянулись тунгусы, не желавшие платить ясак белому царю.

Этнографов и фотографов дождались среди них манегры - единственный, пожалуй, коренной народ Амурской области. На самом деле это были те же конные эвенки, даже не племя, а род Мангир, переселившийся сюда в 17 веке с Шилки. На новом месте они порядком обособились, соединив мурченский быт с орочонским хозяйством: летом рыбачили на больших реках, зимой - кочевали по тайге и охотились, но только вместо оленей разводили лошадей. Предание же гласило, что все олени у них утонули в Амуре во время исхода от русских.

К середине 19 века на Амуре жило около 2 тыс. манегров, половина из которых в 1858 году вновь ушла от России в Китай. По обе стороны границы их ждала ассимиляция - к началу 1920-х в России числилось около 100 манегров, а перепись 1926 года вновь причислила к эвенкам. Но прежде, чем исчезнуть, манегры успели обзавестись самосознанием отдельного народа, и "мы из манегров" можно услышать от эвенков в самых неожиданных местах.

Оседлое население "межрусского" Приамурья составлял Маньчжурский клин: 64 деревни в плодородных прериях за Зеей, жители которых сохранили китайское подданство и после присоединения к России, а бежали в 1900 году после жесточайшего в истории России китайского погрома в Благовещенске. Были это этнические маньчжуры - и по сей день весьма крупный народ (более 10 млн. чел.), уже к тому времени забывший родной язык и заговоривший по-китайски.

В те странные века время работало на Россию: к 1850-м годам сломленный опиумными войнами Китай на глазах разглагался. В 1849 Геннадий Невельской самовольно основал крепость в устье Амура, а в Иркутск прибыл новый генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв - впоследствии Муравьёв-Амурский, "Пётр I Дальнего Востока".

В 1854 году он выделил из сибирских казаков Забайкальское казачье войско, первой миссией которого стали Амурские сплавы, сочетавшие элементы посольств, научных экспедиций и колониальных захватов. В 1854-58 годах на Амуре появились десятки станиц, из которых выросли, например, Хабаровск и Благовещенск, а поселенцы их образовали новое Амурское казачье войско. Три сплава из 4 возглавил лично Муравьёв, в 1858 году подписавший с китайскими чиновниками Айгунский договор о границах по Амуру и Уссури.

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Читайте также: