Чем скрепляли камни при строительстве замков

Обновлено: 24.04.2024

По одним легендам в раствор добавляли яичный желток, по другим – даже кровь… Этим и объясняется тот факт, что многие старинные здания сохранились до наших дней.
Еще много столетий назад практиковалось применение гидрофобных органических веществ для повышения водостойкости воздушной извести. Жиры, масла и некоторые другие органические соединения, обладающие гидрофобными свойствами, широко распространены в животном и растительном мире. Повседневно встречая такие вещества в окружающей природе, человек с давних пор применял их не только для питания, но также для различных бытовых и производственных надобностей, в том числе и в строительной технике. Так, например, в древнем Риме к извести добавляли свиное сало и свернувшуюся кровь животных, а в древней Руси - творог, льняную сечку вместе с льняным семенем, отвар еловой коры и другие вещества.
Мастера и зодчие древних и средних веков пользовались органическими поверхностно-активными добавками, физико-химические свойства которых были открыты лишь много веков спустя.
Органические добавки к воздушной извести, которая в старину являлась основным и важнейшим вяжущим веществом, применялись до XVIII в. включительно. Вторая половина XVIII в. и весь XIX в. были эпохой быстрого развития гидравлических вяжущих веществ. Надобность в гидрофобизующих и подобных добавках, как тогда казалось, отпала, и они были забыты.
Когда в начале двадцатого века, когда выяснилось, что водонепроницаемость и некоторые другие свойства цементных бетонов и растворов нуждаются в улучшении, вновь начали применять органические добавки. Наибольшую популярность приобрели добавки, представлявшие собой нерастворимые в воде мыла жирных кислот.
Так, например, под различными названиями (церезит, церолит и др. ) использовались смеси олеинокислого кальция и олеинокислого алюминия с гидроокисью кальция. (Последний компонент обычно брали в избытке, чтобы облегчить равномерное распределение олеатов в процессе их введения в бетонную или растворную смесь) . Существовали также препараты из
битумов, восков и смол, применявшихся в виде эмульсий при изготовлении бетонов и растворов. Иногда гидрофобизация бетонных изделий осуществлялась последовательным пропитыванием растворами мыла и алюминиевых квасцов в воде, либо раствором парафина в дихлорэтане или четыреххлористом углероде или другими составами. Разработка подобных способов гидрофобизации бетонов носила преимущественно эмпирический характер.

Каменецкая башня (Белая вежа) , один из главных символов Беларуси, была заложена ранней весной 1276 года. Второй секрет долговечности башни — известь. Цемента–то тогда не было. К строительству годилась лишь та известь, что гасилась в земле от шестидесяти лет до века, — место ее закладки мастера передавали потомкам как величайший семейный секрет. Пролежав в земле сто лет, она становилась мягкой и пластичной, точно масло. Часть извести хорошей выдержки везли аж из самой столицы. В 1998 г. во время раскопок недалеко от башни нашли небольшое захоронение костей диких животных, среди которых были даже кости бобра. Когда замешивали раствор для кладки, к вековой гашеной извести добавлялась сухая негашеная, яичные желтки и кровь диких животных. Отсюда–то и пошло выражение «строить на крови» , а не от человеческих жертв, как принято считать.

Яйцо использовалось как пластификатор. Сейчас другие добавки не хуже. А качество любого изделия определяется не только материалами , но и руками и отношением к работе. Раньше за брак били нещадно, да и совесть у большего числа людей была.

Вроде, гашенную известь применяли( Са(ОН)2 ). Египтяне из негашенной извести мыло изготовляли, например. Не факт, что они не использовали это и в строительном деле.

Песок и известь. Никаких яиц никто и никогда не добавлял. Просто налог на строительство крепости брали натуральный, яйцами в том числе. Отсюда и пошло выражение построили на яйцах.

что-то с яйцами связано.

а вот конкретно - белок или желток. не помню.

Строили всем миром. Денег не было - был оброк яйцами. Большая часть шла в оплату за материалы, работникам. Краски для икон и росписи затирали на желтке, а белок добавляли в штукатурный раствор под роспись. Кладочный известковый раствор замешивали на снятом молоке с водой от гашения извести. "Обчеством" решали добавлять или нет яйца без разделения в раствор. За лето (до уборочной поры) клали не более 3-х метров вверх - иначе вылезали нижние ряды кладки.

Старинные крепости поражают своей стойкостью, ведь прошло много веков с их постройки, а эти сооружения стоят и не собираются разрушаться. На чем основана их стойкость и почему старинные строительные растворы продержались столь продолжительное время?

В этой статье постараюсь развеять мифы и отделить правду от вымысла.

Миф первый, в растворе для кладки использовались куриные яйца.

Миф возник не на пустом месте, ведь для изготовления фресок на сводах необходима была пластичность раствора и скульпторы и художники для создания сложного рисунка из штукатурного раствора, добавляли в него белок яиц. Так раствор держался лучше, был более пластичен и прочен. В дальнейшем стали применять костный клей (отсюда и название, строительство на костях) и золу и обожженную глину.

Миф второй, строители приносили в жертву животных и поливали стены их кровью.

На самом же деле все было намного проще. Для создания прочного и долговечного состава мастерам потребовалось оксиды железа в растворе, а если его не хватало, то добавляли кровь животных. (Строители мясо съедали, кровь добавляли в раствор. Из костей варили клей, но непригодные кости выкидывались и закапывались.)

Миф третий, технологии и методы строительства утеряны безвозвратно и повторить или воссоздать их сегодня невозможно.

Этот миф я и попробую развеять. Все составы и добавки описаны в старых книгах по строительству. Компоненты и сами растворы не менялись очень продолжительное время. Зачем что-то кардинально менять, если перед глазами крепости простоявшие столетия и не потерявшие прочность?

Добавление в раствор кирпичной пыли придавало ему практически то, что с течением времени стены становились монолитными при строительстве из кирпича.

Приведу цитату из “Петрографической характеристики строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков”

“Проведенный нами петрографический анализ показал, что образцы растворов различаются по содержанию вяжущего и заполнителя. Во всех растворах в составе заполнителя основную роль играет кварцевый песок, в котором кроме кварца отмечается примесь полевого шпата, слюд (мусковита, биотита), глауконита, оолитов гидроксидов и оксидов железа (лимонит, магнетит и др.), а также окатанные обломки пород (известняка, мрамора, алевролита, кремня, кварцита,гранита). Кроме того, в составе заполнителя некоторых образцов в небольшом количестве присутствуют обломки раковин, обломки угля, и искусственных материалов (обломки кирпича, шлака, кирпичной муки). Содержание последних варьирует в значительных пределах: от единичных включений до целых процентов. Во всех растворах вяжущее — известковое, но отличается разной степенью раскристаллизации. Химический анализ также показал разный состав вяжущего, его различие связано с разным исходным составом материала, использовавшегося для приготовления извести.”

Основными компонентами, всех используемых в те времена растворов, были, известь, глина и песок. Сам процесс создания растворов был не сложен, но хранился в строжайшей тайне и передавался мастерами из поколение в поколение. Одним из важнейших составляющих этих смесей был диоксид кремния.

Диоксид кремния — основной компонент почти всех земных горных пород, в частности, кизельгура. Диатомит( кизельгур или инфузорная земля) стали добывать очень давно, более 4000 лет назад. Основной компонент осадочных пород -диатомовые водоросли. Этот компонент придавал растворам стойкость к вымыванию и как бы “сцеплял” все остальные компоненты в единое целое.

Второй компонент по количеству его в растворах - оксид кальция или по простому гашеная известь. Ее применяли по разному и гасили тоже различными способами, применительно к тому, что требовалось. В основном применялось известковое молоко смешанное с кварцевым песком.

Третьим важным компонентом была глина. Именно в ней и были все необходимые составляющие для растворов. Гли́на — состоит из одного или нескольких минералов описанных выше, оксида кремния, оксида алюминия и воды.

Глину применяли как в обожженном, так и в замоченном виде. Глину готовили для строительства заранее, ее замораживали в течении как минимум одного зимнего сезона, мяли и промывали, если в глине обнаруживались ненужные примеси.

Как вы уже поняли, все просто, строители смешивали глину, песок, известь и воду, так и получался раствор. При необходимости в раствор добавляли костный или рыбный клей. Есть упоминание в старых книгах о добавок в растворы крови скота, при отсутствии необходимого количества металлов и кремния. Цемянки делались тоже не сложно, но об этом в другой статье.

При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости — визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены — свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?

Удивительно, но факт — укрепленные жилища феодалов в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа “средневекового замка” в целом.

Рождение крепости

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны — вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги — их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь — то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми — дай кого-нибудь зарезать.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки — разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Однако прогресс не стоял на месте — с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке.

К замку предъявлялись очень простые требования — он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции — то есть показывать мощь, богатство феодала.

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ — в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности — стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.


Впервые этим вопросом историки занялись еще в 1930 году, однако до сих пор про растворы известно немного. По словам Носова, дело в том, что до настоящего времени ученые использовали каждый свой метод анализа, да и обработали небольшое количество образцов. В основном исследователей интересовали домонгольские сооружения: ученые исследовали около 90 древнерусских памятников, из которых 70 датируются XI-XIII веками.

13 образцов на анализ

Команда российских ученых под руководством Носова решила провести комплексный анализ образцов раствора более позднего периода. Ученый лично взял 13 образцов строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске, Серпухове, Борисовом городке, Смоленске и Вязьме. Для сравнения он также изучил образцы современного раствора в Смоленске и средневековых укреплений в Англии и в Уэльсе (замок в Чепстоу, городские стены в Конуи и в Кембере). Сложность работы заключалась в том, чтобы найти тот участок крепости, где не проводились реставрации и не применялись более поздние растворы (например, в случае с Московским Кремлем найти кладку конца XV века практически невозможно, так как крепость слишком часто ремонтировалась).

Рентгенофлуоресцентный анализМетод спектроскопического исследования вещества с помощью рентгеновского излучения для определения содержания элементов и элементарного состава образца вещества. Петрографический анализ -- метод исследования вещества с помощью микроскопа для определения фазового состава, структуры и текстуры горной породы или технического камня.

Химический анализ рентгенофлуоресцентным методом провела Ирма Рощина из Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН. Петрографический анализ сделала сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации Раиса Лобзова.

Что такое строительный раствор?

Строительный раствор состоит из двух компонентов: вяжущего вещества и заполнителя. Иногда к ним подмешивают и специальные добавки. На Руси в качестве вяжущего элемента использовалась известь: известняк, мел и другие карбонатные породы обжигались в специальных печах. К полученной смеси добавляли воду, в результате чего образовывалась гашеная известь, получалось этакое строительное «тесто». Однако такой материал быстро трескался. Поэтому к извести добавляли заполнитель, например песок, значительно улучшавший качество строительного раствора.

Ученые определили прочность разных строительных растворов, процентное соотношение вяжущего элемента и заполнителя, их состав и дополнительные примеси (например обломки кирпича или кирпичная мука, шлак, раковины и т. д.).

Как и из чего строили в XVI веке?

ЦемянкаЗаполнитель для строительного раствора из керамической или кирпичной крошки. Использовался, например, при строительстве архитектурных памятников Киева, Чернигова, Переяславля.

В итоге ученые выяснили, что строительные смеси, связывающие камни крепостей XVI-XVII веков, значительно отличаются от более ранних образцов. В XI-XIII веках в основном использовали известково-цемяночные, а в XVI-XVII -- известково-песчаные смеси. В некоторых образцах присутствует недожженная известь, которая повышает прочность раствора. Возможно, древние строители специально не очищали известь, выяснив экспериментальным путем, что так качество раствора только повышается. Исследователи также нашли следы повторного использования старой извести, которую смешивали с новой. Более того, они обнаружили, что некоторые качества древней извести (долговечность, воздухоустойчивость) превышают качества современных цементов.

Образец современного раствора, использованный реставраторами, оказался весьма похож на древнерусский, однако оказался плохо перемешан. Зато средневековые образцы из Уэльса и Англии очень похожи на русские растворы XVI-XVII веков.

Несмотря на все полученные данные, ученым еще предстоит выполнить большую работу, чтобы сделать выводы об общей эволюции строительных растворов на Руси и их использовании в культовых, военных и гражданских сооружениях. По словам Носова, также интересно было бы сравнить древнерусские растворы с итальянскими, так как в Россию приезжали и иностранные мастера, например Аристотель Фиораванти (примерно 1415--1486), который построил Успенский собор в Москве.

Статья об исследовании строительных растворов русских крепостей XVI-XVII веков опубликована в журнале «Российская археология» (№ 1, 2009).


Нормандское завоевание Англии привело к буму в строительстве замков, но процесс создания крепости с нуля далеко не так прост.

image


Замок Бодиам в графстве Восточный Суссекс, основан в 1385 году

1) Тщательно выберите место для строительства

Крайне важно построить свой замок на возвышении и в стратегически важной точке.

Замки обычно возводились на естественных возвышениях, и обычно оборудовались связующим с внешним окружением звеном, таким, как брод, мост или проход.


Историкам редко удавалось найти свидетельства современников, касающиеся выбора места для строительства замка, но всё же они существуют. 30 сентября 1223 года 15-летний король Генрих III прибыл в Монтгомери со своей армией. Король, успешно проведший военную кампанию против уэльского принца Лливелина ап Иорверта, собирался построить в этой местности новый замок, чтобы обеспечить безопасность на границе своих владений. Английским плотникам дали задание подготовить древесину ещё за месяц до этого, но советники короля только сейчас определили место строительство замка.


Замок Монтгомери, когда его начали строить в 1223 году, расположился на возвышении

После тщательного обзора местности они выбрали точку на самом краю выступа над долиной реки Северн. По словам летописца Роджера Вендоверского, эта позиция «выглядела неприступной для любого». Также он отметил, что замок был создан «для безопасности региона от частых атак уэльсцев».

Совет: определите места, в которых топография возвышается над транспортными маршрутами: это естественные места для замков. Имейте в виду, что дизайн замка определяется местом постройки. К примеру, у замка на выступе обнажённых пород будет сухой ров.

2) Выработайте осуществимый план

Вам потребуется мастер-каменщик, умеющий рисовать планы. Также пригодится инженер, сведущий в оружии.

У опытных солдат могут быть свои идеи по поводу дизайна замка, в смысле форм его зданий и их расположения. Но вряд ли у них найдутся знания уровня специалистов по дизайну и постройке.

Для реализации идеи требовался мастер-каменщик – опытный строитель, чьей отличительной чертой было умение рисовать план. Разбираясь в практической геометрии, он использовал такие простые инструменты, как линейка, угольник и циркуль, для создания архитектурных планов. Мастера-каменщики представляли рисунок с планом здания для утверждения, а во время строительства контролировали его возведение.



Когда Эдвард II приказал построить башню в Нарсборо, он лично утверждал планы и требовал отчётов о строительстве

Когда Эдвард II в 1307 начал строить огромную жилую башню в замке Нарсборо в Йоркшире для своего фаворита Пирса Гавестона, он не только лично утверждал план, созданный лондонским мастером-каменщиком Хью Тичмаршевским – вероятно, сделанные в виде рисунка – но также потребовал регулярных отчётов о строительстве. С середины XVI века новая группа профессионалов, называемых инженерами, всё чаще начали брать на себя роль в разработке планов и возведении укреплений. У них были технические знания об использовании и мощности пушек, как для защиты, так и для нападения на замки.

Совет: планируйте бойницы для обеспечения широкого угла атаки. Придавайте им форму в соответствии с используемым оружием: лучникам с большими луками нужны большие откосы, арбалетчикам – поменьше.

3) Наймите большую группу опытных рабочих

Вам потребуются тысячи людей. И не обязательно все они придут по доброй воле.

Для строительства замка требовались огромные усилия. Документальных свидетельств о строительстве первых замков Англии с 1066 года у нас нет, но из масштабов многих замков того периода становится ясно, почему в некоторых хрониках утверждается, что англичане находились под гнётом строительства замков для своих норманнских завоевателей. Но с более позднего времени средних веков до нас дошли некоторые сметы с детальной информацией.

Во время вторжения в Уэльс в 1277 году король Эдуард I начал строительство замка во Флинте, северо-восточной части Уэльса. Возвели его быстро, благодаря богатым ресурсам короны. Через месяц после начала работ, в августе, на строительство привлекли 2300 человек, включая 1270 землекопов, 320 дровосеков, 330 плотников, 200 каменщиков, 12 кузнецов и 10 углежогов. Всех их согнали с окрестных земель под вооружённым эскортом, смотревшим, чтобы они не дезертировали со строительства.


Периодически к строительству могли привлекать иностранных специалистов. К примеру, миллионы кирпичей для перестройки замка Таттершолл в графстве Линкольншир в 1440-х одах поставил некто Болдвин «Docheman», или Dutchman, то есть, «нидерландец» – очевидно, иностранец.

Совет: в зависимости от размера рабочей силы и расстояния, которое ей пришлось преодолеть, возможно, понадобиться обеспечить им проживание на месте стройки.

4) Обеспечьте безопасность места строительства

Недостроенный замок на территории противника очень уязвим для атак.

Чтобы построить замок на вражеской территории, необходимо защищать стройку от атак. Например, можно обнести стройку деревянными укреплениями или невысокой каменной стеной. Такие средневековые системы защиты иногда оставались и после постройки здания в качестве дополнительной стены – как, например, в замке Бома́рис, строительство которого было начато в 1295 году.



Бома́рис (англ. Beaumaris, валл. Biwmares) — город на острове Англси, Уэльс.

Также важна безопасная связь с внешним миром для доставки стройматериалов и провианта. В 1277 году Эдуард I прорыл канал к реке Клюид прямо от моря и до места расположения его нового замка в Рюдлане. Внешняя стена, построенная для защиты места строительства, доходила до причалов на берегах реки.



Замок Рюдлан

Проблемы с безопасностью могут возникнуть и при кардинальной перестройке существующего замка. Когда Генрих II перестраивал Дуврский замок в 1180-х, все работы были тщательно распланированы так, чтобы укрепления обеспечивали защиту на всё время ремонта. Согласно сохранившимся указам, работа с внутренней стеной замка началась только, когда башня была уже достаточно отремонтирована для того, чтобы в ней могла дежурить стража.

Совет: стройматериалы для строительства замка большие и объёмные. Если это возможно, лучше перевозить их по воде, даже если для этого придётся построить док или канал.

5) Подготовьте ландшафт

При строительстве замка, возможно, придётся перемещать внушительное количество земли, что обходится недёшево.

Часто забывают, что укрепления замка строились не только за счёт архитектурных приёмов, но и за счёт проектирования ландшафта. На перемещение земли выделялись огромные ресурсы. Масштабы земельных работ норманнов можно признать выдающимися. К примеру, по некоторым подсчётам, насыпь, возведённая в 1100 году вокруг замка Плеши в Эссексе потребовала 24 000 человеко-дней.

Некоторые аспекты работы с ландшафтом требовали серьёзных навыков, особенно создание рвов с водой. Когда Эдуард I перестроил лондонский Тауэр в 1270-х, он нанял иностранного специалиста, Уолтера Фландерского, для создания огромного приливного рва. Рытьё канав под его руководством обошлось в £4 000, ошеломительную сумму, почти четверть стоимости всего проекта.



Гравюра XVIII века с планом лондонского Тауэра 1597 года показывает, сколько земли необходимо было передвинуть для постройки рвов и валов.

С повышением роли пушек в осадном искусстве земля стала играть ещё более важную роль в качестве поглотителя пушечных выстрелов. Что интересно, опыт в перемещении больших объёмов земли позволил некоторым инженерам, специалистам по укреплениям, найти работу в качестве дизайнера садов.

Совет: сократите время и затраты, выкапывая каменную кладку для стен замка из рвов вокруг него.

6) Заложите фундамент

Тщательно воплотите план каменщика в жизнь.

Используя верёвки нужной длины и колышки было возможно обозначить фундамент здания на земле в натуральную величину. После того, как были выкопаны канавы для фундамента, начиналась работа над каменной кладкой. Для экономии ответственность за стройку возлагалась на старшего каменщика вместо мастера каменщика. Кладки в средневековье обычно измеряли в родах, один английский род = 5,03 м. В Уоркуэрте в графстве Нортамберленд одна из сложных баше стоит на решётке из родов, возможно, в целях подсчёта расходов на строительство.



Замок Уоркуэрт [Warkworth]

Часто строительство средневековых замков сопровождалось подробной документацией. В 1441-42 годах башня замка Татбэри в Стэффордшире была разрушена, и на земле был составлен план её преемника. Но князь Стэффорда по какой-то причине остался недоволен. Мастер каменщик короля, Роберт из Уэстерли, был отправлен в Татбэри, где провёл совещание с двумя старшими каменщиками для разработки новой башни на новом месте. Затем Уэстерли уехал, и в последующие восемь лет небольшая группа рабочих, включая четырёх младших каменщиков, строила новую башню.

Старших каменщиков могли привлекать для подтверждения качества работы, как было в замке Кулинг в Кенте, когда королевский каменщик Генрих Йевель оценивал работы, проведённые с 1381 по 1384 года. Он раскритиковал отклонения от первоначального плана и округлил смету вниз.

Совет: не давайте мастеру каменщику обмануть себя. Заставьте его сделать такой план, чтобы по нему легко было составить смету.

7) Укрепите ваш замок

Закончите строительство сложными укреплениями и специализированными деревянными конструкциями.

До XII века укрепления большинства замков состояли из земли и брёвен. И хотя впоследствии преимущество отдавали каменным постройкам, дерево оставалось очень важным материалом в средневековых войнах и укреплениях.

Каменные замки подготавливали к атакам, добавляя специальные боевые галереи вдоль стен, а также ставни, которыми можно было закрывать промежутки между зубцами для защиты защитников замка. Всё это делалось из дерева. Тяжёлое вооружение, использовавшееся для защиты замка, катапульты и тяжёлые арбалеты, спрингалды, также строились из дерева. Артиллерию обычно разрабатывал высокооплачиваемый плотник-профессионал, иногда носивший звание инженера, от латинского «ingeniator».



Штурм замка, рисунок XV века

Такие эксперты были недёшевы, но могли в результате стоить своего веса золотом. Такое, например, случилось в 1266 году, когда замок Кенилуэрт (Kenilworth) в графстве Уорикшир сопротивлялся Генриху III почти шесть месяцев при помощи катапульт и водной защиты.

Существуют записи о походных замках, полностью сделанных из дерева – их можно было перевозить с собой и возводить по необходимости. Один такой был построен для французского вторжения в Англию в 1386 году, но гарнизон Кале захватил его вместе с кораблём. По описанию, он состоял из стены из брёвен 20 футов высотой и 3000 шагов длиной. Через каждые 12 шагов была 30-футовая башня, способная приютить до 10 солдат, а также в замке была неуказанная защита для стрелков.

Совет: древесина дуба с годами становится прочнее, а работать с ней легче всего, когда она зелёная. Верхние ветви деревьев легко перевозить и придавать им форму.

8) Обеспечьте воду и канализацию

Не забудьте об «удобствах». Вы оцените их по достоинству в случае осады.

Важнейшим аспектом для замка был эффективный доступ к воде. Это могли быть колодцы, снабжающие водой определённые здания, например, кухню или конюшню. Без подробного знакомства с средневековыми шахтами колодцев трудно отдать им должное. К примеру, в замке Бистон в графстве Чешир есть колодец глубиной в 100 м, верхние 60 м из которых выложены тёсаным камнем.

Существуют некоторые свидетельства существования сложных водопроводов, доставлявших воду в апартаменты. В башне замка Довер есть система из свинцовых труб, доставляющая воду по комнатам. Она питалась из колодца при помощи лебёдки, и, возможно, из системы сбора дождевой воды.

Эффективное устранение отходов человеческой жизнедеятельности было ещё одной проблемой разработчиков замков. Уборные собирались в одном месте зданий так, чтобы их шахты опорожнялись в одном месте. Они размещались в коротких коридорах, задерживавших неприятные запахи, и часто оборудовались деревянными сиденьями и съёмными крышками.



Комната для раздумий в замке Чипчейз

Сегодня распространено мнение, что уборные раньше называли «гардеробами». На самом деле лексикон для обозначения туалетов был обширным и красочным. Их называли гонгами или гэнгами (от англосаксонского слова, обозначавшего «место, куда нужно сходить»), укромными уголками и джейками (французский вариант «джона»).

Совет: попросите мастера каменщика распланировать удобные и уединённые отхожие места вне спальни, следуя примеру Генриха II и замку Довер.

9) Украсьте по необходимости

Замок не только должен быть хорошо охраняемым – его жители, обладая высоким статусом, требовали определённого шика.

Во время войны замок должен быть защищаем – но он же служит и роскошным домом. Благородные господа средневековья ожидали, что их жилище будет как удобным, так и богато обставленным. В средние века эти граждане путешествовали вместе с обслугой, вещами и мебелью из одной резиденции в другую. Но домашние интерьеры часто обладали неподвижными декоративными особенностями, к примеру, витражными окнами.

Вкусы Генриха III в обстановке записаны очень тщательно, с интересными и притягательными деталями. В 1235-36 годах, к примеру, он приказал, чтобы его зала в замке Винчестер была украшена изображениями карты мира и колеса фортуны. С тех пор эти украшения не сохранились, но в интерьере остался хорошо известный круглый стол короля Артура, созданный, возможно между 1250 и 1280 годами.



Замок Винчестер с висящим на стене круглым столом короля Артура

Большая площадь замков играла важную роль в шикарной жизни. Парки создавались для осуществления охоты – ревностно охраняемой привилегии аристократов; также были востребованы и сады. Дошедшее до нас описание постройки замка Кирби Максло в Лестершире говорит, что его владелец, лорд Гастингс, начал разбивать сады в самом начале постройки замка в 1480.

В средние века также любили комнаты с красивыми видами. Одна из групп комнат XIII века в замках Лидс в Кенте, Корф в Дорсете и Чепстоу в Монмотшире была названа глориеттами (от фр. gloriette — уменьшительное от слова слава) за их великолепие.

Совет: интерьер замка должен быть достаточно роскошным для того, чтобы привлекать посетителей и друзей. Развлечения могут выигрывать битвы без необходимости подвергать себя опасностям боя.

Читайте также: